Главная / Актуальные события / Единый день информирования

  ИНФОРМАЦИОННЫЙ СБОРНИК № 1 (49)
   
  Для заместителей руководителей организаций г.Минска по идеологической работе

Материалы к Единому дню информирования
17 января 2008 года по теме:

'Партнерство государства и общества в укреплении социального благополучия.
Итоги реформы и упорядочения льгот.'


'Государство и общество — это две составляющие единого целого, которые взаимосвязаны на принципах партнёрства и конструктивного сотрудничества '.
А.Г.Лукашенко


Введение

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь высшей ценностью общества является человек. Поэтому социальная политика – это главный приоритет государства, а ее основная цель – обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения, а также создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку возможности, позволяющие ему собственным трудом и инициативой создать свое и семейное благосостояние, а нетрудоспособных и нуждающихся граждан обеспечить необходимой социальной защитой.

17 декабря 2007 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан». Сегодня можно подвести первые итоги социальной реформы и упорядочения льгот, определить, какую роль играет партнерство государства и общества на пути укрепления социального благополучия населения нашей столицы.

Оценка населением деятельности органов государственной власти
(по информации Минского научно-исследовательского института социально-экономических проблем)

Оценка населением деятельности органов власти в значительной мере зависит от того, насколько хорошо людям известны их решения и конкретные действия по улучшению условий и качества городской жизни. Особое значение в налаживании органами власти взаимопонимания и обратной связи с горожанами имеют разнообразные формы непосредственного или опосредованного общения с ними.

За последние годы в столице возросла интенсивность общения представителей органов власти с населением почти по всем направлениям: через средства массовой информации, на встречах с населением в трудовых коллективах и по месту жительства, на приемах по личным вопросам, по «прямой телефонной линии».

Особое значение в налаживании их эффективного сотрудничества имеет знание гражданами законов и нормативно-правовых актов. Результаты проведенного в июле 2007 года социологического опроса свидетельствуют, что интерес к правовой информации проявляют более 90% минчан. Но удовлетворены ее доступностью немногим более 20%.

Особый интерес минчан вызывает жилищное, гражданское и трудовое законодательство. Что касается источников, из которых горожане обычно получают правовую информацию сегодня, то чаще всего ими являются печатные средства массовой информации, Интернет, консультации юристов в ходе непосредственного общения с ними.

По инициативе Президента Республики Беларусь в стране ведется активная работа по организации приема населения на основе заявительного принципа «одно окно». В апреле и сентябре 2007 года Минским научно-исследовательским институтом социально-экономических проблем были проведены социологические опросы жителей г. Минска, посвященные вопросам работы с обращениями граждан в новых условиях. В ходе данных исследований выявлено, что новая организация приема населения постепенно входит в нашу жизнь и получает одобрение людей.

Наиболее активными в информировании населения о работе системы «одно окно» являются структуры Мингорисполкома и администраций районов, предприятия и организации города, печатные СМИ.

Некоторые позитивные сдвиги наблюдаются и в отношении организации работы служб «одного окна». Так, стало меньше упоминаний о том, что сотрудники служб требовали от посетителей каких-либо дополнительных документов, справок и т.д.

В то же время проведенные исследования позволили выявить в организации приема граждан определенные проблемы. Заметно (с 19,8 до 30,5%) увеличилось количество ссылок на очереди, правда, в большинстве случаев небольшие.

По данным мониторинга общественного мнения жителей г. Минска, проведенного Минским научно-исследовательским институтом социально-экономических проблем в 2007 году, обобщенная оценка людьми уровня организации различных сфер городской жизни свидетельствует о постепенном улучшении работы общественного транспорта, организации ремонта жилого фонда и благоустройства дворовых территорий, лучшей освещенности города в темное время суток. Все это говорит о том, что усилия Мингорисполкома и районных администраций приносят конкретные результаты в деле укрепления социального благополучия жителей столицы и находят поддержку и одобрение в общественном сознании населения г. Минска.

Работа системы социальной защиты населения г. Минска
(по информации комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома)

Заработная плата является главным источником повышения благосостояния работников и уровня жизни населения в целом, основным средством побуждения работников к высокопроизводительному и качественному труду.

В соответствии с Программой социально-экономического развития г. Минска на 2006-2010 годы в столице проводятся необходимые мероприятия по обеспечению задания по росту заработной платы.

По результатам работы народного хозяйства г. Минска за 11 месяцев 2007 года номинальная среднемесячная заработная плата составила 898,4 тыс. руб., что на 2,9% выше установленного годового задания, в том числе за ноябрь - 966,5 тыс. руб. или 448,9 долл. Реальная заработная плата за указанный период увеличилась на 11,7%.

По отдельным отраслям среднемесячная заработная плата работников за ноябрь 2007 года составила: в промышленности -976,6 тыс. руб. (454 долл.), строительстве - 1170,3 тыс. руб. (544 долл.), связи - 1125,7 тыс. руб. (523 долл.), на транспорте - 966,2 тыс. руб. (449 долл.).

Среднемесячная заработная плата работников бюджетных организаций г. Минска за 11 месяцев 2007 года составила 778,8 тыс. руб., что на 1,5% выше установленного годового задания, в т. ч. за ноябрь - 830,6 тыс. руб. (386 долл.), а реальная заработная плата увеличилась на 7,7%.

В 2007 году с января по ноябрь в г. Минске обеспечен прирост заработной платы по всем отраслям бюджетной сферы: в здравоохранении она выросла от 275 до 335 долл., образовании - от 288 до 339 долл., культуре - от 300 до 368 долл., физкультуре и спорте - от 497 до 526 долл., искусстве - от 308 до 353 долл., социальном обеспечении - от 224 до 283 долл.

По отдельным категориям работников учреждений здравоохранения и образования увеличение заработной платы составило: врачи - от 404 до 473 долл., средний медицинский персонал - от 257 до 312 долл., младший медицинский персонал - от 168 до 216 долл., педагогические работники - от 291 до 322 долл., учителя - от 323 до 350 долл., профессорско-преподавательский персонал - от 445 до 546 долл.

Таким образом, установленные для г. Минска показатели по росту заработной платы в 2007 году выполнены.

На уровень жизни населения существенным образом оказывает влияние обеспечение государством гарантий по оплате труда в форме установления размеров минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда.

С 1 января 2007 года Советом Министров Республики Беларусь установлена минимальная заработная плата в размере бюджета прожиточного минимума - 179050 руб., а за октябрь - проиндексирована до 188360 руб.

С 1 ноября 2007 года установлена тарифная ставка первого разряда в размере 70 тыс. руб., которая применяется при оплате труда работников бюджетных организаций. В хозрасчетных организациях размер применяемой тарифной ставки первого разряда, как правило, значительно выше, соответственно, выше и уровень оплаты труда работников этих организаций.

Согласно оценке Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, в октябре 2007 года в г. Минске занятость во всех сферах экономики составила 1018,8 тыс. человек. На долю города приходится 37% вакансий, заявленных в службу занятости предприятиями и организациями всей республики. Банк данных службы занятости г. Минска на 1 декабря 2007 года насчитывал 19,6 тыс. вакансий, из них 15,5 тыс. (80%) - для рабочих.

В январе - ноябре 2007 года в услугах столичной службы занятости нуждалось 37,4 тыс. человек. В отделы трудоустройства за 11 месяцев обратились и были зарегистрированы 31,1 тыс. человек, в том числе 14,4 тыс. - безработных граждан. За индивидуальными консультациями по вопросам трудоустройства и занятости обратились 5,7 тыс. человек.

Столичной службой занятости проводились активные меры, направленные на содействие занятости населения и сокращение дисбаланса на рынке труда. За январь-ноябрь 2007 года в организации города на постоянную и временную работу службой занятости трудоустроено 17,2 тыс. человек, из них 6,5 тыс. - безработных.

Для удовлетворения потребности рынка труда в квалифицированных кадрах и повышения конкурентоспособности безработных, расширения их возможностей в трудоустройстве на профессиональное обучение было направлено 1,8 тыс. безработных. В первую очередь, обучение безработных ориентировано на специальности, востребованные на рынке труда: более 80% безработных, направленных на обучение, получили рабочие специальности.

Эффективной формой взаимодействия с безработными и незанятым населением является организация общественных оплачиваемых работ, что дает возможность гражданам получить дополнительный доход, сохранить профессиональные навыки, поддержать мотивацию к труду. К участию в оплачиваемых работах было привлечено 5,4 тыс. человек, из которых 2,4 тыс. - безработные. Организована временная трудовая занятость в свободное от учебы время 9,1 тыс. студентов и школьников.

Для организации собственного дела оказана финансовая помощь в виде субсидий 168 безработным.

В полном объеме обеспечивалась выплата безработным пособий по безработице. Средний размер пособия в ноябре 2007 года составил 45,2 тыс. рублей.

В январе - ноябре 2007 года в службу занятости города поступили судебные постановления в отношении 2579 родителей, обязанных возмещать расходы на содержание детей. Обратилось 1155 человек, из них 1101 родитель трудоустроен, в том числе на забронированные рабочие места - 363 человека и в организации, определенные Мингорисполкомом, - 546 человек.

Вследствие реализации комплекса мер, направленных на содействие занятости населения, численность официально зарегистрированных и состоящих на учете безработных по состоянию на 1 декабря 2007 года составила 3,6 тыс. человек и снизилась по сравнению с началом года на 24,8%. Уровень безработицы в городе не превысил 0,4% от численности экономически активного населения. На 2 месяца, по сравнению с соответствующим периодом 2006 года, сократилась средняя продолжительность безработицы, которая составила 3,2 месяца.

В целях информирования населения о мерах государственной социальной поддержки наиболее нуждающихся категорий населения с учетом упорядочения системы социальных льгот, прав и гарантий на городском и районных уровнях созданы рабочие группы, в которые вошли представители структурных подразделений Мингорисполкома и администраций районов.

С 20 ноября по 27 декабря 2007 года членами групп проведена 131 встреча с населением столицы. Охвачено 25 тыс. человек.

Наряду с разъяснением нормативных правовых актов Республики Беларусь население информировалось о мероприятиях по социальной поддержке отдельных категорий наиболее нуждающихся жителей города Минска, реализация которых осуществляется за счет средств местного бюджета, а также об услугах, оказываемых жителям столицы территориальными центрами социального обслуживания населения и формах работы указанных учреждений.

С целью максимального охвата информированием жителей г. Минска работа информационных групп продолжена в январе 2008 года.

Вопросы лекарственного обеспечения и лечения населения
(по информации комитета по здравоохранению Мингорисполкома)

Закон Республики Беларусь от 14 июня 2007 года № 239-3 «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» и Указ Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 года № 638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения» нашли реализацию в вопросах лекарственного обеспечения и лечения населения.

Сохраняются значительные льготы в лекарственном обеспечении (лечении) наиболее нуждающимся в медицинском обслуживании. Продолжают получать бесплатные лекарства неработающие ветераны боевых действий на территории других государств, получившие ранение, контузию или увечье в период боевых действий, им же сохраняется бесплатное зубопротезирование, бесплатное обеспечение техническими средствами социальной реабилитации, первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение или оздоровление 1 раз в 2 года. Бесплатные лекарства и бесплатное первоочередное санаторно-курортное лечение или оздоровление 1 раз в 2 года будут получать родители погибших военнослужащих. Инвалидам I и II групп сохраняется 90%-ая скидка от стоимости лекарств, бесплатное зубопротезирование и бесплатное обеспечение техническими средствами социальной реабилитации.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2007 года № 1650 утвержден Перечень заболеваний, дающих право гражданам на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей при амбулаторном лечении. В данный Перечень включено 101 наименование заболеваний, по которым предусмотрена выписка жизненно необходимых лекарств по бесплатным рецептам в пределах Перечня основных лекарственных средств, утверждаемых Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Изменения в плане сокращения льгот касаются не только отдельных категорий граждан, но и тех, кому придется руководствоваться новым Законом в своей работе. Это в первую очередь врачи.

С целью разъяснения порядка исполнения Закона «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» комитетом по здравоохранению Мингорисполкома организовано более 300 встреч с населением города, проведена разъяснительная работа среди медицинского персонала учреждений здравоохранения г. Минска.

На базе учреждения здравоохранения «11-я городская клиническая больница» открыты три отделения медицинской реабилитации для больных неврологического, кардиологического и травматолого-ортопедического профиля.

Объявлен городской конкурс среди учреждений здравоохранения города на лучший информационный материал по тематике здорового образа жизни.

В 2007 году в городском Центре здоровья проведено 12 семинаров по актуальным вопросам здорового образа жизни, разработаны и изданы информационно-образовательные материалы.

Проведено 92 обучающих семинара для врачей, педагогов и других категорий по вопросам здорового образа жизни, 6 пресс-конференций, 26 «круглых столов». С целью пропаганды здорового образа жизни среди населения города проведено 12 профилактических акций.

Организация санаторно-курортного лечения и оздоровления населения
(по информации Представительства Минское городское управление Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения)

За 9 месяцев 2007 года через комиссии по оздоровлению предприятий и организаций г. Минска оздоровлено 8686 человек, в том числе 3771 ребенок в возрасте до 18 лет.

Путевки выделяются и выдаются по решению комиссий по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, создаваемых в организациях, при наличии медицинских показаний:
  • работающим лицам - по месту работы с оплатой частичной стоимости путевки (размер оплаты зависит от полученных денежных доходов);
  • несовершеннолетним детям - по месту работы одного из родителей, бесплатно;
  • студентам и учащимся профессионально-технических учебных заведений - по месту учебы с оплатой путевки в размере 15% ее стоимости.
Неработающим гражданам (пенсионерам) и детям-инвалидам в возрасте до 18 лет путевки выдаются специалистами Представительства по месту прописки.

При средней стоимости путевки около 700,0 тыс. рублей, частичная плата за путевку работающих составила в среднем около 160,0 тыс. рублей.

На базе 37 лагерей за 9 месяцев 2007 года оздоровлено 43828 детей. Дотация из средств государственного социального страхования на удешевление путевки в оздоровительные лагеря с круглосуточным пребыванием составила 185,0 тыс. рублей на 1 ребенка. В лагерях с дневным пребыванием на базе учреждений образования и специализированных учебно-спортивных учреждений оздоровилось 58309 детей. Дотация из средств государственного социального страхования на удешевление путевки в оздоровительные лагеря с дневным пребыванием составила 70,0 тыс. рублей на 1 путевку.

С 1 января 2007 года Представительству Минское городское управление Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения передано от Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и силовых министерств право на обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение неработающих граждан. Число очередников по г. Минску составило 25176 человек, в том числе инвалидов I и II группы - 10537 человек.

В соответствии с действующим законодательством право на обеспечение бесплатным ежегодным санаторно-курортным лечением или получение денежной помощи на санаторно-курортное лечение имеют инвалиды и участники Великой Отечественной войны.

Право на первоочередное бесплатное получение путевки имеют также неработающие ветераны Великой Отечественной войны (труженики тыла, блокадники), инвалиды I и II групп независимо от причины заболевания, другие льготные категории.

Неработающие ветераны труда и инвалиды III группы получают путевки в порядке очередности с оплатой частичной стоимости путевки в зависимости от получаемого денежного дохода. Средняя частичная плата за путевку для неработающих по г. Минску составила 127,8 тыс. рублей.

За 9 месяцев 2007 года обеспечены путевками 2344 пенсионера Министерства труда и социальной защиты и 611 пенсионеров силовых министерств, в том числе 2077 человек - бесплатно. Инвалидам и участникам Великой Отечественной войны бесплатно выдано 433 путевки. Их заявки удовлетворены полностью.

Вопросы предоставления льгот на проезд в общественном коммунальном пассажирском транспорте
(по информации Транспортного коммунального унитарного предприятия «Минсктранс»)

До принятия Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» в г. Минске льготами на проезд в общественном коммунальном пассажирском транспорте пользовались 811,1 тыс. человек, в том числе 660,0 тыс. оплачивали 50,0 % стоимости проезда и 151,1 тыс. имели право бесплатного проезда.

После принятия Закона пенсионеры, школьники от 7 лет и старше, учащиеся и студенты дневной формы обучения оплачивают проезд в городском и пригородном транспорте по полной стоимости. Численность граждан, которым предоставлено право на бесплатный проезд по предварительным расчётам составляет около 125,0 тыс. человек.

Право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) независимо от места жительства, а проживающие в сельской местности - также на автомобильном транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения в пределах административного района по месту жительства, имеют:
  1. Герои Беларуси, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы.
  2. Участники Великой Отечественной войны.
  3. Инвалиды войны.
  4. Лица, принимавшие участие в составе специальных формирований в разминировании территорий и объектов после освобождения от немецкой оккупации в 1943 - 1945 годах.
  5. Лица, награжденные орденами и (или) медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны.
  6. Лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог.
  7. Члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.
  8. Лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года и награжденные медалью «За оборону Ленинграда», и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
  9. Неработающие граждане из числа:
    9.1. военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призывавшихся на военные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работников указанных органов (включая специалистов и советников Министерства обороны СССР, Комитета государственной безопасности и Министерства внутренних дел СССР и БССР), направлявшихся органами государственной власти СССР в Афганистан или в другие государства, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах и получивших ранение, контузию или увечье в период боевых действий;
    9.2. военнослужащих автомобильных батальонов, направлявшихся в Афганистан для доставки грузов в период ведения боевых действий и получивших ранение, контузию или увечье в период боевых действий;
    9.3. военнослужащих летного состава, совершавших вылеты на боевые задания в Афганистан с территории СССР в период ведения боевых действий и получивших ранение, контузию или увечье в период боевых действий.
  10. Неработающие граждане из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.
  11. Инвалиды с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с последствиями военных действий.
  12. Граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалиды I и II группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.
  13. Дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
  14. Дети в возрасте до 7 лет (за исключением права на проезд на междугородном автомобильном транспорте).
  15. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
  16. Военнослужащие срочной военной службы, суворовцы и воспитанники воинских частей.
  17. Лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.
Право на бесплатный проезд на автомобильном пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси) имеют все вышеперечисленные категории граждан с уточнением по п. 17: право на бесплатный проезд имеет лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет по направлению государственной организации здравоохранения к месту оказания медицинской помощи и обратно.

Кроме того, право на бесплатный проезд на автомобильном пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси) имеют дети, проживающие на территории радиактивного загрязнения в зоне последующего отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем, - от места жительства до места санаторно-курортного лечения и обратно, а также по направлению государственных организаций здравоохранения от места жительства до места диспансерного, амбулаторного или клинического обследования (лечения) и обратно на условиях и в порядке, определяемых Правительством Республики Беларусь.

На внутренних линиях автомобильного пассажирского транспорта общего пользования регулярного междугородного сообщения также предусмотрено право на бесплатный проезд или право на 50%-ую скидку для ряда категорий граждан.

Преобразования в системе жилищного хозяйства г. Минска
(по информации Государственного производственного объединения «Минское городское жилищное хозяйство»)

Преобразования в системе жилищного хозяйства г. Минска были положены протокольным поручением Президента Республики Беларусь от 2 сентября 1998 года № 09/138, согласно которому в течение 2000 - 2001 гг. был осуществлен перевод жилищно-эксплуатационных служб на самостоятельный баланс с представлением им статуса юридического лица.

Последующим импульсом реформирования жилищного хозяйства города явилось поручение Премьер-министра Республики Беларусь от 30 марта 2004 года №04/203-56 «О демонополизации жилищно-коммунального хозяйства, снижения затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг и удельного веса оплаты этих услуг в доходах населения».

С вступлением в силу Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» право на 50%-ую скидку с платы за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения и право на 50%-ую скидку с платы за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, канализация, газ, электрическая и тепловая энергия, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, пользование лифтами) по установленным законодательством тарифам (ставкам) в пределах утвержденных норм потребления, а проживающие в домах без центрального отопления - за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных законодательством для продажи населению, имеют:
  1. Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы;
  2. участники Великой Отечественной войны;
  3. инвалиды войны;
  4. лица, принимавшие участие в составе специальных формирований в разминировании территорий и объектов после освобождения от немецкой оккупации в 1943 - 1945 годах;
  5. лица, награжденные орденами и (или) медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны;
  6. лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;
  7. члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  8. лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года и награжденные медалью «За оборону Ленинграда», и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  9. неработающие пенсионеры из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства;
  10. инвалиды с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с последствиями военных действий;
  11. неработающие родители погибших (умерших), указанных в подпунктах 12.1 - 12.3 пункта 12 статьи 3 настоящего Закона, достигшие возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, либо не достигшие такого возраста, но являющиеся инвалидами I или II группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства;
  12. граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни либо только с инвалидами I или II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях;
  13. инвалиды I и II группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни либо только с инвалидами I или II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях.
В развитие Закона «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» Президентом Республики Беларусь издан Указ от 14 декабря 2007 года № 638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения», который предусматривает, что государственная поддержка населения осуществляется в форме:
  • государственной адресной социальной помощи (ежемесячное и единовременное социальные пособия);
  • безналичных жилищных субсидий для частичного возмещения платы за пользование жилыми помещениями и коммунальные услуги.
Для предоставления каждого вида государственной поддержки и определения размера помощи установлены критерии нуждаемости. Так, для предоставления безналичных жилищных субсидий сумма платы за коммунальные услуги и пользование жилым помещением должна превышать 20% совокупного дохода семьи (15% для сельских жителей).

Ежемесячное социальное пособие семьям (гражданам) назначается на три месяца и не более двух раз в течение календарного года. Единовременное социальное пособие назначается семьям (гражданам) не более одного раза в течение календарного года. Субсидия назначается семье (гражданину) на три месяца. При наличии трудной жизненной ситуации (обстоятельств, сложных для самостоятельного разрешения, например, полная нетрудоспособность по причине возраста или инвалидности, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, нуждаемость в технических средствах социальной реабилитации, стихийные бедствия, катастрофы, пожары и другие обстоятельства) государственная поддержка может оказываться чаще или назначаться на более продолжительный срок.

Заявление о назначении государственной адресной социальной помощи подается в орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства. Заявление на получение субсидии - по месту жительства в организацию, осуществляющую эксплуатацию жилищного фонда, а при ее отсутствии - в местный исполнительный и распорядительный орган. Указом установлена форма заявления и перечень документов, прилагаемых к нему.

Взаимодействие нанимателей, Мингорисполкома и Минского городского объединения организаций профсоюзов
(по информации Минского городского объединения организаций профсоюзов)

Наниматели, профсоюзы и Мингорисполком направляют свою деятельность в первую очередь на выполнение положений действующего Минского трехстороннего соглашения и принятых в организациях коллективных договоров. Данные документы являются основой, определяющей уровень договоренностей социальных партнеров и финансовых достижений коллективов по предоставлению социальных льгот работникам за счет чистой прибыли организаций и профсоюзных взносов членов профсоюзов.

Соглашение и коллективные договоры являются локальными нормативными актами, предусматривающими дополнительные льготы по сравнению с теми, что предоставляются законодательно.

На предприятиях, в организациях и учреждениях всех форм собственности города на 1 июля 2007 года действовало 2449 коллективных договоров (на 164 договора больше, чем на 1 января 2007 года), действие которых распространялось на 705400 работников, что на 95676 человек больше, чем в начале года. В первом полугодии 2007 года заключено 1287 коллективных договоров, сроком действия, в основном, на три года.

В коллективных договорах организаций имеются разделы производственно - экономической деятельности, положения по выполнению правил внутренних трудовых распорядков, норм производственной и трудовой дисциплины, охраны труда. Особое внимание уделяется обеспечению экономии энергоресурсов, сырья и материалов, трудовых и финансовых затрат, ответственности за нарушение трудовой дисциплины.

Кроме разработки, принятия и выполнения условий коллективных договоров профкомы совместно с нанимателями отрабатывают штатные расписания, должностные инструкции, графики работ и сменности, графики отпусков. Принимают участие в разработке норм выработки, установлении сдельных расценок и нормо-заданий для рабочих - повременщиков.

Профсоюзы постоянно взаимодействуют с Минским горисполкомом, принимая участие в подготовке и реализации следующих городских программ: социально-экономического развития города, занятости населения, демографической безопасности, социальной поддержки пожилых людей, поддержки городских товаропроизводителей, молодежной политики.

Совместно рассматриваются вопросы соблюдения трудового законодательства, охраны труда и техники безопасности, производственного травматизма, санитарного состояния и экологической обстановки в городе.

Минское городское объединение организаций профсоюзов принимает участие в работе Координационного совета органов государственного надзора и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда при Минском горисполкоме, представляет интересы профсоюза в комиссии для проверки знаний руководителей и членов комиссий организаций, не имеющих вышестоящих органов управления, по вопросам охраны труда.

Уровень взаимодействия нанимателя и профсоюзной организации характеризуется показателями по заключению контрактов с работниками. Там, где при переводе на контракты используются дополнительные меры по стимулированию труда, а именно повышение тарифной ставки на 10% - 30%, и предоставление дополнительного отпуска свыше 1 дня, можно отметить более высокий уровень взаимодействия. В первую очередь это организации железнодорожного транспорта, местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий, строительства и промышленности строительных материалов.

В целях повышения престижа массовых профессий и содействия повышению квалификации работников, активизации деятельности трудовых коллективов, профкомами и горкомами отраслевых профсоюзов совместно с комитетами и управлениями Мингорисполкома проводится ежегодный городской конкурс профессионального мастерства «Минский мастер», смотр - конкурс на лучшую организацию работы по охране труда среди городских организаций.

В соответствии с положениями Соглашения и коллективными договорами, социальными партнерами обеспечивается постоянный контроль за выполнением заданий по росту заработной платы работников, занятых в отраслях народного хозяйства г. Минска и своевременности ее выдачи в установленные коллективными договорами сроки.

Через коллективные договоры организаций города профсоюзными комитетами ведется работа по материальной поддержке безработных, малообеспеченных и бывших работников (в зависимости от финансового положения организации и только при наличии чистой прибыли). Устанавливаются ежемесячные доплаты в размере от 0,3 до 2 базовых величин для ушедших на пенсию инвалидов I группы и пенсионеров по возрасту. Выделяются денежные средства для пенсионеров – бывших работников, ветеранов Великой Отечественной войны, воинов - интернационалистов к определенным праздничным датам. В случае смерти пенсионеров или работников организаций частично или полностью оплачиваются ритуальные услуги. Выделяются средства на полную или частичную оплату путевок на санаторное лечение пенсионерам и инвалидам, лечение в связи с длительной болезнью, заготовку овощей в осенний период, награждение к юбилейным датам.

За 9 месяцев 2007 года организациями профсоюзов города оказана материальная помощь членам профсоюза, в том числе и на оздоровление детей более 5 млрд. рублей.

На приобретение детских путевок Минским городским объединением организаций профсоюзов выделено безвозмездное финансирование в размере 8 млн. рублей и на 1,1 млн. руб. оказано материальной помощи.

В связи с тем, что уставами профсоюзов принята норма сохранения профсоюзного членства после выхода работника на заслуженный отдых по возрасту, профсоюзные комитеты проводят работу с этой категорией членов профсоюза.

Ряд организаций оказывают социальную поддержку для одиноко проживающих пожилых людей, бывших работников организаций, по доставке продуктов на дом, частичному ремонту квартир и другим социально-бытовым услугам.

Кроме указанных направлений, профкомы в коллективах занимаются организацией культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы.

Профсоюзы проводят согласованную с Мингорисполкомом политику в области развития культуры, спорта, туризма, организации детского и семейного отдыха, сохранения и укрепления сети спортивных, социально - культурных объектов города.

Вовлечение молодежи в активную работу в профсоюзах, повышение эффективности профсоюзного членства среди молодежи, студенчества и учащихся, поддержка молодежных инициатив стало важным направлением деятельности городского объединения, при котором осуществляет деятельность Совет председателей студенческих профкомов учебных заведений.

На культурно-массовую и международную работу Минским городским объединением организаций профсоюзов в 2007 году израсходовано 46,0 млн. рублей (в 2006 - 7976734,3 тыс. рублей).

В 2007 году проведена тринадцатая круглогодичная спартакиада среди коллективов города и городских комитетов профсоюзов «За физическое и нравственное здоровье трудящихся» по 12 видам спорта, девять городских отраслевых круглогодичных спартакиад.

В спортивных школах профсоюзов города развивают 31 вид спорта, работает около 900 учебных групп, занимается около 10 тысяч детей, с которыми проводят учебно-тренировочную работу более 300 тренеров-преподавателей.

Деятельность Минской городской организации ОО «БРСМ»
(по информации Минского городского комитета ОО «БРСМ»)

Минская городская организация ОО «БРСМ» в своей работе старается охватить как можно больше сфер жизнедеятельности молодых людей города, привлекая к работе над многочисленными проектами различные общественные организации и объединения. На сегодняшний день ведется активное сотрудничество с Белорусским обществом инвалидов, Минским городским Советом ветеранов, Белорусским союзом блокадников Ленинграда, Республиканским государственно-общественным объединением «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь».

Разработаны совместные планы работы с Министерством внутренних дел и Министерством обороны Республики Беларусь. В рамках сотрудничества ведется работа с допризывной молодежью, военнослужащими и сотрудниками силовых структур.

Одним из важнейших направлений деятельности городского комитета ОО «БРСМ» является оказание помощи одиноко проживающим пенсионерам и инвалидам, шефская помощь ветеранам труда и Великой Отечественной войны по месту жительства. В рамках Республиканской комплексной программы социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006-2010 годы, были созданы и создаются новые волонтерские отряды из числа учащихся ПТУ, ССУЗов, ВУЗов и средних общеобразовательных школ г. Минска.

Работа с пожилыми людьми осуществляется по следующим направлениям:
  • оказание шефской помощи на дому (работа по дому, психологическая поддержка);
  • благоустройство прилегающей территории;
  • индивидуальное кураторство (за каждым пожилым человеком закреплен учащийся или студент, которые, по мере необходимости, оказывают помощь);
  • ремонт жилья;
  • социальная работа с одинокими больными в больницах, с последующим уходом за ними на дому (привлечены студенты Белорусского государственного медицинского университета);
  • посещение матерей погибших воинов-интернационалистов;
  • организация тематических встреч;
  • поздравления с праздниками.
С целью создания условий для успешной социализации воспитанников детских интернатных учреждений и детей-инвалидов в течение 2007 года проводились благотворительные акции и концерты.

Дети из детских домов и интернатов наравне с детьми из полноценных семей принимают участие в районных, городских и республиканских акциях и конкурсах. Ежегодной стала городская акция «Рождественская сказка», в ходе которой активисты БРСМ, волонтеры в местах массового скопления людей (универсамы, рынки) собирают подарки (одежду, школьные принадлежности, игрушки и др.) для детей-сирот, детей с ограниченными физическими возможностями, детей из неблагополучных семей. Вторым этапом акции является оказание адресной помощи. С конкурсно-развлекательными, концертными программами активисты БРСМ посещают детские дома, интернатные учреждения, социальные приюты, коррекционно-развивающие центры.

Минским городским комитетом ОО «БРСМ» разработана программа «Школа жизни» по профилактике девиантного поведения детей и молодежи. Одной из основных задач программы является пропаганда здорового образа жизни.

Ко Дню профилактики табакокурения ежегодно проводятся конкурсы стенгазет, роликов, презентаций публицистических произведений. В течение года в учреждениях образования были организованы акции «Брось сигарету», «Молодежь за здоровый образ жизни», «Быть здоровым – это модно», «День без сигареты», «О здоровье знаю все, но…» и т.д.

Актуальной на данный момент в Республике Беларусь остается проблема ВИЧ-СПИД, которая тесно связана с проблемой наркомании. К Всемирному Дню борьбы со СПИДом активисты БРСМ участвуют в Республиканской акции «СТОП-СПИД». На базе учреждений внешкольного воспитания и обучения работают добровольческие формирования молодежи по профилактике ВИЧ-инфекций по принципу «равный обучает равного».

Одним из важных направлений деятельности Минского городского комитета ОО «БРСМ» является трудоустройство молодежи. В 2007 году создано 135 студенческих отрядов, насчитывающих 9174 человека, из них:
  • строительных отрядов – 58 (1854 человека);
  • сельскохозяйственных отрядов – 3 (60 человек);
  • педагогических отрядов – 12 (466 человек);
  • волонтерских отрядов – 35 (1665 человек);
  • экологических отрядов – 10 (1273 человека);
  • сервисных отрядов – 17 (656 человек);
  • индивидуальное трудоустройство – 3200 человек;
  • несовершеннолетних – 482 человека;
  • трудных – 22 человека.
В будущем планируется создание дополнительных программ, проектов, которые в полной мере актуализируют проблемы современной белорусской молодежи.


Информация предоставлена: Управление идеологической работы Мингорисполкома
Дата обновления: 10.01.2008
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016