Главная / Актуальные события / Единый день информирования

   
  Для заместителей руководителей организаций г.Минска по идеологической работе

Материалы к Единому дню информирования
17 апреля 2008 года по теме:

'Новый порядок изъятия и предоставления земельных участков
(Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667)'


'Наша цель - сделать так, чтобы человеку было удобно жить'.
А.Г.Лукашенко

Природные ресурсы являются национальным богатством народов, естественной основой устойчивого социально-экономического развития государств, определяя саму возможность существования человека.

Одно из важнейших природных богатств в нашей стране - земельные ресурсы. Поэтому процесс их использования нуждается в строгом и однозначном правовом регулировании, обеспечивающем неукоснительное соблюдение единых для всех правил.

Объектами земельных отношений являются земельные участки, которые независимо от форм собственности и целевого назначения подлежат обязательному государственному кадастровому учету, а права на них и сделки с ними - обязательной государственной регистрации.

27 декабря 2007 года Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подписан Указ №667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее – Указ), значительно упрощающий существующую процедуру решения этого вопроса.

Некоторые вопросы реализации основных положений Указа № 667 в г. Минске
(по информации Минской городской землеустраительной и геодезической службы)

В целях открытости и доступности информации о землях на местные исполнительные комитеты возложена обязанность формировать и распространять всеми доступными способами (на информационных стендах и официальных интернет-сайтах местных исполнительных комитетов, через средства массовой информации и т.д.) перечни свободных (незанятых) земельных участков, в том числе и с расположенными на них неиспользуемыми объектами недвижимости, подлежащими сносу. Информация о наличии таких земельных участков должна быть полной и достоверной.

Решением Мингорисполкома от 31.01.2008 № 203 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667» определены ответственные структурные подразделения за формирование перечней свободных (незанятых) земельных участков для последующего их утверждения в установленном порядке, а также должностные лица, ответственные:
  • за формирование и утверждение перечней свободных (незанятых) земельных участков, в том числе с расположенными на них неиспользуемыми объектами недвижимости, подлежащими сносу, которые могут быть предоставлены гражданам для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов в городе Минске;

  • за распространение, путем опубликования в средствах массовой информации (газета «Минский курьер» и сайт Мингорисполкома (www.minsk.gov.by), утвержденного перечня.
Указом установлено общее правило предоставления земельных участков - только по результатам проведения аукционов. Исключением является предоставление земельных участков для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей для хранения транспортных средств граждан определенной категории, установленной статьей 74 Кодекса Республики Беларусь о земле, а также для оформления прав на земельные участки, на которых уже построены объекты недвижимости.

Пунктом 6 Указа определен исчерпывающий перечень случаев, при которых земельные участки для строительства капитальных строений (зданий, сооружений) предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам без проведения аукционов.

Для строительства и обслуживания многоквартирных жилых домов (за исключением жилых домов повышенной комфортности) земельные участки должны предоставляться только в постоянное и (или) временное пользование, а не в аренду.

При приобретении земельных участков в аренду, в том числе по результатам проведения аукционов, местные исполнительные комитеты имеют право предоставления, по заявлению заинтересованного лица, рассрочки внесения платы за право заключения договора аренды. В настоящее время структурными подразделениями Мингорисполкома готовятся предложения по единообразному подходу при реализации такого права.

Указом расширяется компетенция местных исполнительных комитетов. Если ранее изъятие сельскохозяйственных земель для нужд не связанных с ведением сельского хозяйства входило в компетенцию Главы государства, то данным актом предусмотрено такое изъятие на уровне местных исполнительных комитетов. Следует отметить, что к изъятию сельскохозяйственных (лесохозяйственных) земель для иных нужд, пунктом 2 Указа установлены некоторые, обязательные к исполнению, требования по изъятию и предоставлению земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, не связанных с назначением этих земель.

Для исключения возможных злоупотреблений со стороны местных исполкомов в Указе установлена ответственность (вплоть до уголовной) должностных лиц за несоблюдение требований Указа.

По вопросу упрощения (ускорения) процедуры строительства объектов, Указом введена возможность осуществления процедуры отвода земельных участков параллельно с подготовкой проектной документации на строительство.

Проведение аукционов в г. Минске в целях предоставления земельных участков
(по информации УП «Минский городской центр недвижимости»)

Приобретение имущественных прав на землю

Для предоставления земельного участка заинтересованное лицо обращается в местный исполнительный комитет по месту нахождения испрашиваемого участка с заявлением о его предоставлении.

В заявлении указываются:
  • цель, для которой испрашивается земельный участок;

  • вещное право на испрашиваемый земельный участок;

  • характеристика объекта строительства, включающая его функциональное назначение и ориентировочные размеры;

  • намечаемое место размещения земельного участка и его примерная площадь.
В заявлении юридического лица, индивидуального предпринимателя дополнительно указываются объем планируемых инвестиций и источники финансирования строительства объекта (за исключением культовых строений, строительство которых осуществляется религиозными организациями).

В случае, если земельный участок испрашивается для государственных нужд, в заявлении указываются основания (одно или несколько), предусмотренные пунктом 10 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденного Указом № 667 (далее – Положение). К заявлению прилагаются копии документов (либо выписки из них), подтверждающих эти основания.

К заявлению прилагаются без нотариального засвидетельствования копии устава, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, документ с указанием его банковских реквизитов, или копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, или копии документов, содержащие идентификационные сведения о гражданине*, испрашивающем земельный участок.

* под идентификационными сведениями о гражданине понимаются его фамилия, имя, отчество, число, месяц, год рождения, личный или иной идентификационный номер, гражданство, адрес места жительства.

Местный исполнительный комитет в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица рассматривает это заявление и при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка, обусловленных градостроительными регламентами, природоохранными (с учетом требований по соблюдению установленного в соответствии с законодательством режима ведения хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, лесов с особым режимом лесопользования и особо охраняемых природных территорий) и другими требованиями законодательства поручает организации по землеустройству подготовить земельно-кадастровую документацию, необходимую для работы комиссии, и одновременно сообщает заинтересованному лицу о результатах рассмотрения его заявления. К поручению местный исполнительный комитет прилагает заявление заинтересованного лица и документы, поданные им в соответствии с пунктом 14 Положения.

Поручение местного исполнительного комитета, направленное с нарушениями требований данного пункта, возвращается организацией по землеустройству в день его рассмотрения для внесения его не позднее 1 рабочего дня в соответствии с установленными требованиями.

При принятии решения об отказе заинтересованному лицу в предоставлении земельного участка местный исполнительный комитет в течение 3 рабочих дней после принятия такого решения сообщает об этом заявителю с указанием оснований отказа, соответствующих законодательству.

Решение об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в вышестоящий исполнительный комитет и (или) в суд.

Приобретение имущественных прав на землю по результатам проведения аукционов

В целях предоставления земельных участков в г. Минске организуются и проводятся аукционы на право заключения договоров аренды земельных участков, аукционы с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) и аукционы по продаже земельных участков в частную собственность.

Аукционы проводятся в отношении земельных участков, определенных решением Мингорисполкома от 03.05.2007 № 960 «О некоторых вопросах организации и проведения аукционов в отношении земельных участков в г. Минске» (до приведения положений данного нормативного правового акта в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667)

Аукционы на право заключения договоров аренды земельных участков (далее — аукционы на право аренды) организуются и проводятся в отношении земельных участков, на которых отсутствуют объекты недвижимости, подлежащие сносу.

Аукционы с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) (далее — аукционы с условиями) организуются и проводятся в отношении земельных участков, на которых находятся объекты недвижимости, подлежащие сносу. Главным условием данного вида аукционов являются условия сноса (переноса) расположенных на участках объектов недвижимости, а также возмещение убытков прежним землепользователям, причиненных изъятием земельных участков;

Аукционы по продаже земельных участков в частную собственность негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь (далее - аукцион продажи) организуются и проводятся в случаях предусмотренных законодательными актами.

Государственной организацией, уполномоченной на проведение в г. Минске аукционов на право аренды и аукционов с условиями является УП "Минский городской центр недвижимости" (далее — организатор аукционов), расположенное по адресу: 220030, Республика Беларусь, г. Минск, ул. К. Маркса, д. 39, тел.: +375 17 227-05-62, (227-48-36), (226-16-72), (www.mgcn.by)

За месяц до проведения аукционов в республиканских и местных средствах массовой информации (газеты «Звязда», «Минский курьер» и иные периодические издания) размещаются извещения с указанием полной информации о предметах торгов, дате их проведения, перечне необходимых для участия документов и сроках их приема.

По результатам проведения аукционов с их победителями заключаются договора аренды соответствующих земельных участков сроком на 50 лет. После истечения данного периода срок аренды по договору продлевается в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.

Порядок проведения аукционов продажи и их организатор в настоящее время не определены (до принятия нормативного правового акта в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667).

Деятельность комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома
(по информации комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома)

При отсутствии у Минского городского исполнительного комитета оснований для отказа в предоставлении земельного участка, обусловленных градостроительными регламентами, природоохранными, санитарными, противопожарными и другими требованиями, городской исполнительный комитет поручает комитету архитектуры и градостроительства подготовку разрешительной документации.

Комитет архитектуры и градостроительства:
  • утверждает заявки (схемы) размещения объектов;

  • утверждает архитектурно-планировочные задания;

  • согласовывает генеральные планы объектов строительства;

  • согласовывает акты отвода земельных участков;

  • участвует в комиссии по выбору мест размещения земельных участков;

  • согласовывает архитектурные и строительные проекты объектов.
КУП «Минский городской центр инжиниринговых услуг»:
  • обеспечивает подготовку заявок (схем) размещения объектов;

  • обеспечивает подготовку архитектурно-планировочных заданий;

  • по заявкам заказчиков осуществляет сбор технических условий (по перечню, установленному городским исполнительным комитетом) на инженерно-техническое обеспечение объекта.


Информация предоставлена: Управление идеологической работы Мингорисполкома
Дата обновления: 08.04.2008
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016