Главная / Актуальные события / Единый день информирования

   
  Для заместителей руководителей организаций г.Минска по идеологической работе


Материалы к Единому дню информирования
18 сентября 2008 года по теме:

'Общественно-политическая и социально-экономическая ситуация в Беларуси в преддверии парламентских выборов'


'Предстоящие выборы депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики - важнейшее политическое событие текущего года'.
А.Г.Лукашенко


2008 год - год выборов в Национальное собрание Республики Беларусь четвертого созыва. Общественно-политическая и социально-экономическая ситуация в г. Минске накануне парламентских выборов характеризуется стабильностью общественных процессов.


Общественно-политическая ситуация в г. Минске
(по информации Минского научно-исследовательского института социально-экономических проблем, управления идеологической работы Мингорисполкома)

По данным мониторинга общественного мнения можно проследить ряд позитивных тенденций в оценке населением г. Минска социально-экономической и общественно-политической ситуации. Так, за прошедшие три месяца наблюдается определенное повышение удовлетворенности минчан своим экономическим положением: уменьшилось количество столичных жителей, неудовлетворенных уровнем своей заработной платы (с 72,6% до 66,3%), темпами инфляции (с 34,1% до 26,8%), высокими налогами (с 26,6% до 20,0%). Сократилось число обеспокоенных проблемой безработицы и несвоевременной выплатой заработной платы. Повысилась оценка уровня своего благосостояния.

Сумма положительных оценок в общей оценке деятельности Мингорисполкома увеличилась по сравнению с концом 2007 г. почти на 4%. Горожане в своем большинстве удовлетворены организацией работы органов власти и управления (удобное время работы, небольшие очереди, соблюдение сроков изготовления документов и т.п.). Также постепенно растет удовлетворенность граждан работой организаций и учреждений по принципу "одного окна". Все это ведет к росту, по сравнению с предыдущими годами, степени удовлетворенности горожан результатами своих обращений в государственные структуры.

Эффективной формой взаимодействия управленческого корпуса с населением выступают единые дни информирования. В г. Минске работает 61 информационно-пропагандистская группа: республиканская, 6 городских и 54 районных.

В январе-августе 2008 г. членами республиканской информационно-пропагандистской группы по г. Минску и информационно-пропагандистскими группами Мингорисполкома, администраций районов проведено 604 встречи с населением в трудовых коллективах и по месту жительства.

Учитывая важность сохранения стабильной и спокойной морально-психологической обстановки в трудовых коллективах городских организаций, большое внимание уделяется посещению в дни информирования предприятий, не обеспечивающих выполнение основных показателей социально-экономического развития. В течение 8 месяцев 2008 г. проведено 65 таких встреч.

В ходе единых дней информирования жители и трудящиеся города могут задать представителям органов власти волнующие их вопросы, внести свои предложения по совершенствованию работы государственных организаций. В январе-августе 2008 г. от граждан поступило 2725 обращений, из них 2188 решены в ходе дней информирования, остальные рассмотрены службами и организациями города в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В основном минчан волнуют вопросы работы системы здравоохранения, жилищного строительства, деятельности коммунальных служб, проблемы регулирования дорожного движения и парковок в городе.

Итоги социально-экономического развития г. Минска
(по информации комитета экономики Мингорисполкома)

Социально-экономическое развитие г. Минска в январе-июле 2008 г. сохранило положительную динамику.

Темп роста производства продукции промышленности по г. Минску (без учета РУП "Минскэнерго"), включая продукцию подсобной промышленности и малых предприятий, за январь-июль 2008 г. составил 119,6% (при задании на год - 115,0%), в том числе по организациям, подчиненным республиканским органам государственного управления, - 117,7% (задание 113,0%), Минскому горисполкому - 117,6% (114,0%), юридическим лицам без ведомственной подчиненности на уровне годового прогноза- 125,0%.

Среди отраслей высокие показатели роста промышленного производства достигнуты в машиностроении и металлообработке (темп роста - 119,0%), химической и нефтехимической, включая химико-фармацевтическую (115,3%), промышленности строительных материалов (117,7%).

Значительно нарастили объем производства РУП "Минский тракторный завод" - 119,2%, ПРУП "Минский моторный завод" - 122,3%, ПРУП "Белкоммунмаш" - 192,3%, ПРУП "Минский автомобильный завод" - 118,5%, ОАО "Керамин" - 118,3%. Всего по городу обеспечили рост выпуска промышленной продукции 270 организаций из 310 учтенных статистической отчетностью (87,1%).

Объем запасов готовой продукции на складах организаций г. Минска по отношению к среднемесячному производству в фактических ценах на конец отчетного периода составил 69,0%, что ниже их уровня за январь-июль 2007 г. (79,7%).

Удельный вес новой продукции за январь-июль 2008 г. в общегородском выпуске промышленной продукции (без учета РУП "Минскэнерго") составил 23,7%.

За январь-июль 2008 г. темп роста объемов производства потребительских товаров в целом по городу обеспечен на уровне годового задания 112,0%, в том числе по организациям, подчиненным республиканским органам государственного управления, - 113,2% (при годовом задании - 111,0%), Минскому горисполкому, - 112,2% (задание -112,0%), юридическим лицам без ведомственной подчиненности - 108,2% (задание - 114,0%).

Выполнен прогнозный показатель темпа роста объемов экспортных поставок товаров и за январь - июнь 2008 г. достиг 137,4% (задание на год - 117,0%), по организациям, подчиненным Минскому горисполкому, и юридическим лицам без ведомственной подчиненности - 143,7% (задание на год - 112,5%). Темп роста импорта товаров выше установленного -143,0% (задание на год - 112,0%), по организациям, подчиненным Минскому горисполкому, и юридическим лицам без ведомственной подчиненности - 144,9% (задание на год - 112,0%). Сальдо внешней торговли товарами при этом сложилось минус 2474,6 млн. долл. США (задание на год - минус 4000 млн. долларов США).

Прирост импорта, в первую очередь, обусловлен увеличением потребности организаций города и республики в импортных товарах для нужд производства и строящихся объектов.

Наибольшее увеличение закупок потребительского назначения произошло по товарам, не производимым в республике или производимым в недостаточном количестве.

Темп роста объема экспорта услуг за январь-июнь 2008 г. - 135,8% (задание на год - 150,0%), импорта услуг - 141,1% (140,0%). Сальдо внешней торговли услугами положительное 537,8 млн. долл. США.

Розничный товарооборот с учетом продаж по всем каналам реализации за январь-июль 2008 г. составил 8298,4 млрд. руб. или 116,2% к соответствующему периоду предыдущего года в сопоставимых ценах при прогнозе на год - 113,0%.

За январь-июнь 2008 г. оказано платных услуг населению через все каналы реализации на сумму 2045,2 млрд. руб. (112,9% к аналогичному периоду 2007 года при задании на год - 112,7%).

За январь-июль 2008 г. организациями, подчиненными Минскому горисполкому и не имеющими ведомственной подчинённости, освоено 2761,6 млрд. руб. инвестиций в основной капитал или 48,3% от объема годового задания. Темп роста инвестиций по данной группе организаций составил 113,7% при задании на год 125,0%, из них по организациям, подчиненным Минскому горисполкому, - 113,3%, по организациям, не имеющим ведомственной подчиненности, - 114,6%.

На невыполнение в отчетном периоде 2008 г. установленных темпов роста инвестиций в основной капитал оказало влияние высокое значение фактического индекса роста инвестиций в основной капитал по г. Минску - 1,15263 при прогнозном его значении - 1,1, что привело к снижению фактического значения темпа роста инвестиций на 5,4%.

Снизили инвестиционные вложения на территории г. Минска на 42,3 млрд. руб. операторы сотовой связи. В целом в 2008 году указанными предприятиями запланировано освоить 151,4 млрд. руб. инвестиций в основной капитал против 330,0 млрд. руб., освоенных в 2007 году.

Организована работа по увеличению инвестиционной составляющей в бизнес-планах развития коммунальных предприятий. Под гарантии Мингорисполкома заключены кредитные договоры, выделены бюджетные ссуды на обновление основных фондов организаций строительной отрасли города. Изыскиваются дополнительные источники финансирования для реализации программы развития строительного комплекса г. Минска в целях увеличения жилищного строительства на 2008-2012 гг.

В январе-июле 2008 г. введено в эксплуатацию с учётом объектов предприятий малого бизнеса и индивидуальной застройки 560,2 тыс. кв. м общей площади жилых домов при задании на год 1229 тыс. кв. м.

Финансовые результаты работы народно-хозяйственного комплекса города в целом имеют положительную динамику. По итогам работы за январь-июнь 2008 г. темпы роста выручки от реализации товаров, работ, услуг, скорректированные на дефлятор ВВП, возросли к уровню прошлого года на 19,0%. Уровень рентабельности продукции составил 14,9%, рентабельности продаж - 7,2%. Сумма чистой прибыли возросла на 27,8%. Организации города выполнили установленные нормативы неденежных расчетов.

Количество убыточных организаций в целом по городу сократилось до 185 (7,7%) в январе-июне т.г. против 331 (15,0%) в январе 2008 г. и на 88 по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.

Увеличился объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет на 12,3%, в местный на 23,7%, сократился удельный вес просроченной кредиторской задолженности, обеспечены в полном объеме первоочередные платежи.


ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ г. МИНСКА
за 2008 год

  

2007 год отчет

2008 год

прогноз

янв.-июль отчет

1

Продукция промышленности (без РУП «Минскэнерго») - всего, % с учетом ИФО

115,7

113,5

116,1

2

в сопоставимых ценах

119,5

115,0

119,6

3

в т.ч. организации: республиканские

113,7

113,0

117,7

4

Мингорисполкома

111,5

114,0

117,6

5

без ведомственной подчиненности

136,5

125,0

125,0

6

Потребительские товары - всего, %

110,7

112,0

112,0

7

в т.ч. организации: республиканские

110,5

111,0

113,2

8

Мингорисполкома

103,4

112,0

112,2

9

без ведомственной подчиненности

119,4

114,0

108,2

10

Экспорт товаров, %

131,4

117,0

137,4
(янв.-июнь)

11

в т.ч. организации: Мингорисполкома и без ведомственной подчиненности

122,6

112,5

143,7
(янв.-июнь)

12

Импорт товаров, %

130,5

112,0

143,0
(янв.-июнь)

13

в т.ч. организации: Мингорисполкома и без ведомственной подчиненности

134,3

112,0

144,9
(янв.-июнь)

14

Сальдо внешней торговли товарами, млн. долл. США

-4803,6

-4000

-2474,6
(янв.-июнь)

15

Экспорт услуг, %

140,3

150,0

135,8
(янв.-июнь)

16

в т.ч. организации: Мингорисполкома и без ведомственной подчиненности

135,0

145,0

141,8
(янв.-июнь)

17

Импорт услуг, %

139,3

140,0

141,1
(янв.-июнь)

18

в т.ч. организации: Мингорисполкома и без ведомственной подчиненности

138,0

140,0

160,0
(янв.-июнь)

19

Сальдо внешней торговли услугами, млн. долл. США

+883,5

+1185,0

+537,8
(янв.-июнь)

20

Розничный товарооборот, %

119,8

113,0

116,2

21

Платные услуги населению, %

113,1

112,7

112,9
(янв.-июнь)

22

Показатель по энергосбережению, %

-24,0

-13,0

-19,4
(янв.-июнь)

23

Индекс цен на строительно-монтажные работы к соответствующему периоду прошлого года

113,7

118,01117,0

114,2
117,1

24

Инвестиции в основной капитал, %

122,3

X

114,2

25

в т. ч. организации: республиканские

131,9

X

115,0

26

Мингорисполкома и без ведомственной подчиненности

116,6

125,0

113,7

27

Ввод в эксплуатацию общей площади жилых домов, тыс.кв.м

973,9

1229

560,2

28

Численность занятых в экономике, тыс. чел.

1017,4

1035,1

1045,8
(янв.-июнь)


1 числитель - к декабрю 2007 г., знаменатель - 2008 г. к 2007 г. в среднегодовом исчислении (утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.04.2008 № 595)

Развитие социальной сферы г. Минска
(по информации комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома)

Заработная плата является главным источником повышения благосостояния работников и уровня жизни населения в целом, основным средством побуждения работников к высокопроизводительному и качественному труду.

Проводимый горисполкомом мониторинг уровня оплаты труда показал, что по результатам работы народного хозяйства г. Минска за 7 месяцев 2008 г. номинальная среднемесячная заработная плата составила 1114,5 тыс. руб., в том числе за июль - 1228,5 тыс. руб., или 581 долл. США в эквивалентном размере. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года она выросла на 27,7%, реальная заработная плата увеличилась на 11,5%, превысив минимальный потребительский бюджет в 3,4 раза.

По отдельным отраслям среднемесячная заработная плата работников за июль текущего года составила: в промышленности - 287,3 тыс. руб. (608 долл.), строительстве - 1531,0 тыс. руб. (724 долл.), связи - 1353,4 тыс. руб. (640 долл.), на транспорте - 1245,4 тыс. руб. (589 долл.).

Среднемесячная заработная плата работников бюджетных организаций г. Минска за 7 месяцев текущего года составила 911,9 тыс. руб., в том числе за июль - 965,2 тыс. руб., или 457 долл. США в эквиваленте и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 18,2%. Реальная заработная плата выросла на 3,2%, превысив минимальный потребительский бюджет в 2,8 раза.

По основным отраслям бюджетной сферы за июль 2008 г. она составила: в здравоохранении - 858,1 тыс. руб. (406 долл.), культуре - 875,5 тыс. руб. (414 долл.), физкультуре и спорте - 1176,1 тыс. руб. (556 долл.), образовании - 772,8 тыс. руб. (366 долл.), социальном обеспечении - 670,7 тыс. руб. (317 долл.).

Численность населения, занятого в экономике города, растет. По данным государственной статистики в июне текущего года она достигла 1045,2 тыс. человек. На дополнительно введённые рабочие места трудоустроены 17,5 тыс. человек.

Численность безработных снижается. На 01.08.2008 в отделах трудоустройства состояли на учете 3,6 тыс. безработных. Уровень безработицы не превысил 0,4% от численности экономически активного населения.

В городе сохраняется высокий спрос нанимателей на рабочую силу. На 01.08.2008 банк данных службы занятости располагал 23,6 тыс. вакансиями, из них 80,8 % составляли вакансии для рабочих.

Столичной службой занятости проводятся активные меры, направленные на содействие занятости населения и сокращение дисбаланса на рынке труда. За семь месяцев текущего года службой занятости трудоустроено 11,6 тыс. человек, из них 4,2 тыс. - безработных. За индивидуальными консультациями по вопросам трудоустройства и занятости обратились более 4 тыс. человек. Зафиксировано более 600 тыс. обращений к информации о свободных рабочих местах, размещенной на сайте Мингорисполкома.

Для удовлетворения потребности рынка труда в квалифицированных кадрах и повышения конкурентоспособности безработных, расширения их возможностей в трудоустройстве на профессиональное обучение было направлено около тысячи безработных. В первую очередь обучение безработных ориентировано на специальности, востребованные на рынке труда: более 80% направленных на обучение получили рабочую специальность. Профессиональное обучение безработных проводится за счет средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения.

Оказана финансовая поддержка для организации собственного дела 126 безработным. В целях повышения мотивации молодежи к труду, развития трудовых навыков организована временная трудовая занятость в период каникул и в свободное от учебы время для 6,7 тыс. учащихся и студентов.

Одной из форм работы с безработными и незанятым населением является организация общественных оплачиваемых работ, что дает возможность гражданам получить дополнительный доход, сохранить профессиональные навыки, поддерживает мотивацию к труду. К участию в оплачиваемых работах было привлечено более 2,8 тыс. человек, из которых 1,6 тыс. - безработные. На сельскохозяйственных работах трудились 1,5 тыс. человек.

Реализовывались программы: "Молодежная практика" - для трудоустройства безработных из числа молодёжи без опыта работы и "Трудовая реабилитация инвалидов" - для вовлечения в активную трудовую деятельность безработных инвалидов, имеющих трудовые рекомендации.

За семь месяцев по направлению службы занятости трудоустроены 362 родителя, обязанных возмещать расходы на содержание детей. Из них 250 человек трудоустроены на забронированные рабочие места.

В объеме, предусмотренном законодательством, обеспечивались социальные выплаты безработным.

На 01.08.2008 на учете в органах социальной защиты г. Минска состояло 389837 получателей пенсий.

Пенсионная система в г. Минске работает стабильно. Финансирование выплаты пенсий и пособий производится своевременно, выплата осуществляется в установленные сроки.

С 1 августа в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 415 "О повышении трудовых пенсий" произведен перерасчет трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работников в республике за 2 квартал 2008 г. - 858 531 рублей.

В соответствии со статьей 69 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" в связи с изменением бюджета прожиточного минимума произведен перерасчет минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений, установленных к пенсиям, а также пособий по уходу за инвалидами 1 группы либо лицами, достигшими 80-летнего возраста.

Средний размер пенсий (всех видов) с августа 2008 г. составляет 419218 рублей. За текущий период 2008 г. средний размер пенсий (всех видов) вырос на 18,4 %, трудовых пенсий по возрасту - на 17,9 %.

В целях повышения уровня социальной защищенности населения, усиления адресной социальной поддержки в городе приняты Мероприятия о предоставлении социальных пособий отдельным категориям жителей г. Минска на 2008 год, на реализацию которых из средств городского бюджета выделено 20,6 млрд. рублей. За 1 полугодие 2008 г. материальную поддержку через органы социальной защиты получили 34,2 тыс. человек на общую сумму 6,8 млрд. рублей.

В городе продолжается работа, направленная на улучшение положения ветеранов Великой Отечественной войны, пожилых людей, инвалидов.

В соответствии с действующим законодательством в 1 квартале 2008 г. выплачена денежная помощь на оздоровление взамен неиспользованной санаторной путевки 5,3 тыс. чел. из числа Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, неработающих инвалидов и участников Великой Отечественной войны на сумму 1,9 млрд. руб.

В связи с празднованием Дня Победы из средств бюджета г. Минска материальную поддержку в размере 100 тыс. руб. получили 12,8 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны и бывших узников фашистских концлагерей.

Продолжается работа по адаптации городской среды для независимого проживания инвалидов. На реализацию Мероприятий по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности физически ослабленных лиц в г. Минске на 2007-2010 годы в 1 полугодии 2008 г. затрачено 99 млрд. руб., что на 61% больше запланированной суммы. Удельный вес объектов, содержащих нормы безбарьерной среды, в целом по г. Минску составляет в настоящее время 56%.

В г. Минске функционируют 10 центров социального обслуживания, в том числе Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей (далее - Центры).

За 1 полугодие 2008 г. в Центры по различным вопросам обратилось 108,9 тыс. человек.

По состоянию на 01.07.2008 количество пожилых людей и инвалидов, пользующихся социальными услугами на дому, составило 3,5 тыс. человек. В отделениях социальной помощи на дому обслуживается 1,8 тыс. пожилых граждан, из них более 100 человек - бесплатно, на условиях частичной оплаты - 1,3 тыс., более 400 человек - на условиях полной оплаты. Социальные услуги на дому разового характера получили 1,6 тыс. человек.

Обеспечение благоприятных условий проживания престарелых и инвалидов в стационарных условиях является одной из важных задач социальной защиты населения. В ведении комитета по труду, занятости и социальной защиты Мингорисполкома находятся 7 подчиненных социальных учреждений, в которых проживают 2079 человек.

Одним из ключевых направлений государственной социальной политики является социальная поддержка семей, воспитывающих детей. С 01.01.2008 размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет увеличен с 65% до 80% бюджета прожиточного минимума. В 2009 году размер этого пособия запланировано довести до бюджета прожиточного минимума.

В г. Минске получателями государственных пособий на детей в управлениях социальной защиты администраций районов являются 7725 человек, сумма затрат составила 7,3 млрд. руб.

Установлены более благоприятные условия предоставления бесплатного питания детям первых двух лет жизни. За счет повышения критерия нуждаемости и отмены категориального принципа значительно (на 86,5%) увеличилась численность получателей данного вида государственной социальной помощи. В 1 полугодии 2008 г. в столице бесплатным питанием обеспечено 1,2 тыс. детей на общую сумму 649,6 тыс. руб. (за аналогичный период 2007 г. питание предоставлено только 164 детям).

Выплату денежной компенсации при рождении близнецов в 2008 г. получили 77 семей (156 детей).

Следует отметить, что в городе уделяется большое внимание социальной поддержке многодетных семей (единовременная помощь к учебному году, предоставление субсидий и льготных кредитов на строительство (приобретение) жилья и т.п.). На учете в органах социальной защиты состоят 4,8 тыс. семей данной категории. Орденом Матери награждены 297 многодетных матерей.

С 2006 года многодетным матерям, награжденным орденом Матери, производится единовременная денежная выплата в размере пятикратного утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату награждения. В 2008 году произведена выплата 16 матерям на общую сумму 16,0 млн. рублей. В городе Минске матерям, награжденным орденом Матери, предоставлен бесплатный проезд на городском транспорте.


Информация предоставлена: Управление идеологической работы Мингорисполкома
Дата обновления: 10.09.2008
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016