Главная / Актуальные события / Единый день информирования

   
  Для заместителей руководителей организаций г.Минска по идеологической работе


Материалы к Единому дню информирования
20 ноября 2008 года по теме:

'Отечественные и импортные продукты питания: ценовая политика и контроль за качеством '


Отечественные и импортные продукты питания:
ценовая политика и контроль за качеством
(по информации комитета экономики, управления пищевой промышленности, управления потребительского рынка,
Минского городского центра гигиены и эпидемиологии)


Формирование и развитие здоровой нации является одним из основных приоритетов политики государства. В этой связи огромное внимание уделяется и вопросу питания населения, а именно его качеству и доступным ценам. Городские компетентные службы проводят конкретные меры в целях стабильного обеспечения горожан и социальной сферы города продуктами питания высокого качества в широком ассортименте.

Так, например, на предприятиях ГПО "Минскгорпищепром" за 2003-2007 выполнен комплекс мероприятий по техническому перевооружению и реконструкции. Благодаря модернизации производства значительно расширен ассортимент, освоен выпуск импортозамещающей продукции, улучшено качество, внедрены системы управления качеством, соответствующие международным стандартам, повышена конкурентоспособность выпускаемой продукции. Все достигнутые результаты направлены на наиболее полное удовлетворение спроса столичного потребителя.

На предприятиях вырабатывается свыше 1700 наименований продукции, в том числе: мясной - 450, рыбной - 280, молочной - 320, хлебобулочных и кондитерских изделий - 650, плодоовощной продукции - 18.

Основным преимуществом продукции, производимой на Минских молочных заводах является производство натуральной молочной продукции, вырабатываемой из отечественного экологически чистого сырья на современном оборудовании, используя, в основном, традиционные технологии. Качество выпускаемой продукции повысилось за счет улучшения первичной обработки сырья с использованием бактофугирования, деаэрации, нормализации в закрытом потоке, компьютеризированного контроля технологического процесса на всех его стадиях, введения в эксплуатацию новых линий: розлива жидких молочных продуктов в современных видах упаковки, фасовки творога в вакуумной упаковке, твердых сыров - в среде инертного газа. Данные мероприятия позволили увеличить сроки реализации продукции, повысить ее потребительские свойства, сохраняя при этом питательную и биологическую ценность. Постоянно ведется работа по обновлению и расширению ассортимента. Организовано производство сыров сычужных твердых, выпускается широкий спектр глазированных сырков и десертов творожных взбитых, творога зернистого с фруктово-ягодными наполнителями, питьевых йогуртов, молочной продукции, обогащенной витаминами, микроэлементами, для различных групп населения. Благодаря новым технологиям производятся сливочные крема на основе творога, расширен ассортимент сыров плавленых и мягких, майонезных соусов с пониженным содержанием жира, салатных заливок, кисломолочных напитков, продукции профилактического назначения, детского молока и кефира, выпускаются 100% натуральные восстановленные соки.

На Минском мясокомбинате производится широкий ассортимент мясной продукции, которая вырабатывается из охлажденного мяса. С использованием современных прогрессивных технологий вырабатываются деликатесные продукты из говядины и свинины: ветчины, сырокопченые, сыровяленые, копчено-вареные, полукопченые колбасные изделия. Осваивается перспективное направление по производству полуфабрикатов быстрого приготовления.

Произведенный первый этап реконструкции на КУП "Минскрыбпром" позволил значительно расширить ассортимент кулинарных изделий, термически обработанных, в соусах и заливках, пастеризованных консервов, салатов из морской капусты, фаршевых изделий, производить замороженные полуфабрикаты из рыбы специальной разделки и филе. Завершение второго этапа реконструкции, ввод в эксплуатацию современного оборудования для производства копченой продукции, даст возможность расширить ассортимент и увеличить объемы производства рыбы горячего и холодного копчения, вяленой и сушеной рыбы, осуществить выпуск копченой продукции в вакуумной упаковке.

Семь Минских хлебозаводов ежедневно обеспечивают торговую сеть города 500 тоннами хлебобулочных и 25 тоннами кондитерских изделий свыше 600 наименований. Реконструкция хлебозавода №6 позволила достигнуть уровня производства, соответствующего европейским требованиям. Благодаря введенным в эксплуатацию линиям по приготовлению бисквитных изделий на хлебозаводе №3 и вафельной продукции на хлебозаводе №4, появилась возможность производить новую для Республики Беларусь импортозамещающую продукцию, пользующуюся спросом у населения: бисквитные рулеты, мини-рулеты и пирожные с длительным сроком хранения (2-3 месяца), вафельные торты, вафли, пирожные различных размеров с разнообразными начинками и глазировкой.

Одним из главных приоритетов здорового питания населения является увеличение потребления овощей. Встает необходимость обеспечить торговую сеть г.Минска, а также медицинские и детские учреждения экологически чистой отечественной овощной продукцией. С этой целью проведена значительная работа по реконструкции Минской овощной фабрики. Перед Минским парниково-тепличным комбинатом и Минской овощной фабрикой поставлена задача по наращиванию объемов обеспечения столичных рынков овощной продукцией, которая выращивается в широком ассортименте: томаты, огурцы, баклажаны, перец, зеленые культуры 14 наименований. На КУП "Минская овощная фабрика" освоен выпуск 17 наименований чайных напитков общеукрепляющего, тонизирующего, успокаивающего действия с добавлением сушеных плодов, ягод и лекарственных трав без содержания ароматизаторов и консервантов.

С целью недопущения необоснованного роста минимального потребительского бюджета Мингорисполкомом утверждена и реализуется Система мер по сдерживанию роста цен (тарифов) в 2008 году.

Данное мероприятие обязывает исполнительную власть города, руководителей субъектов хозяйствования принимать безотлагательные меры по стабилизации цен (тарифов) на товары (работы, услуги), установив персональный контроль за соблюдением прогнозного показателя инфляции в 2008 году не более 0,5% за один месяц. Указанная система включает в себя обеспечение постоянного контроля за правильностью формирования и применения розничных цен на социально-значимые товары путем осуществления проверок торговых организаций г.Минска, а также мониторинга цен в организациях торговли и на рынках города.

В соответствии с действующим законодательством Минский горисполком осуществляет регулирование цен (тарифов) по конкретному перечню товаров (работ, услуг), в том числе на социально-значимые товары (работы, услуги), путем утверждения предельных нормативов рентабельности, фиксированных цен, декларирования цен.

Установлен предельный уровень рентабельности к полной себестоимости при формировании отпускных цен на картофель и плодоовощную продукцию иностранного происхождения (картофель, лук репчатый, морковь, капуста белокочанная, свекла, чеснок, яблоки, квашения и соления) в размере 20%, а также предельный уровень торговой надбавки к отпускной цене заготовительной организации или импортера при формировании розничных цен на перечисленные выше продукты иностранного происхождения в размере 25%.

Отпускные цены на прочую импортную плодоовощную продукцию и товары иностранного происхождения, предназначенную для реализации через розничную торговую сеть, формируются в соответствии с постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.09.2008 № 183 исходя из конкретных цен, таможенных платежей, транспортных расходов, иных расходов, установленных законодательством с добавлением оптовой надбавки до 30%.

Систематически проводится мониторинг, отслеживается, анализируется складывающийся уровень цен по основным группам продовольственных товаров отечественного производства и товаров, ввозимых из-за пределов Республики Беларусь, а также цен на плодоовощную продукцию и фрукты, реализуемые в организациях торговли и на рынках г. Минска.

Основными факторами высокого уровня инфляции за истекший период текущего года в определенной степени послужили меры, предпринятые на республиканском уровне, по выравниванию цен на продукцию агропромышленного комплекса и других отраслях в соответствии с реально складывающимися затратами и ценами в сопредельных странах, на продукцию топливно-энергитического комплекса в условиях резкого удорожания цен на энергоносители, а также на продукцию других отраслей, принятые в целях недопущения ухудшения финансового состояния отдельных отраслей и предприятий реального сектора экономики. На внутреннюю инфляцию влияет также рост мировых цен, вызванный недостаточным предложением ряда продовольственных товаров на рынках Европейского сообщества и России.

Министерство экономики в сентябре текущего года отменило предельные торговые надбавки на рис, гречку, пшено, масло растительное (кроме подсолнечного), овощи, фрукты замороженные, заменитель сахара для больных сахарным диабетом. На данные товары торговые надбавки применяются с учетом конъюнктуры рынка.

Закупочные цены на молоко, мясо, рожь, пшеницу устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.

Отпускные цены на мясомолочную продукцию, хлеб и хлебобулочные изделия регулируются Министерством экономики Республики Беларусь, и, по отдельным группам товаров, - Мингорисполкомом.

Компетентные городские службы осуществляют постоянный контроль за правильностью формирования и применения цен на социально-значимые товары, проводят рейдовые проверки по недопущению необоснованного и спекулятивного их роста.

С целью соблюдения качества реализуемых продовольственных товаров в розничных торговых предприятиях проводится значительная работа по исполнению требований Государственного стандарта Республики Беларусь "Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования" (СТБ 1100-2007).

До всех субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю и торгово-производственную деятельность, доводится информация об обязательном исполнении требований настоящего стандарта. Постоянно организовываются деловые встречи, рабочие совещания с представителями предприятий города, производящих продовольственные товары, и администраций районов города, на территории которых предприятия расположены, где рассматриваются и обсуждаются вопросы повышения качества и конкурентоспособности товаров отечественного производства, расширения и обновления ассортимента товаров, организации поставок.

Торговые предприятия города принимают меры по выполнению актов законодательства и безопасности реализуемых товаров, недопущению поступления в продажу товаров, не соответствующих требованиям нормативно-технической документации. Кроме того, в договорах поставки предусматриваются штрафные санкции в случае поставки товаров, не соответствующих требованиям СТБ 1100-2007. Некачественная продукция возвращается поставщику. Продажа всех продовольственных товаров, вырабатываемых и завозимых в республику, производится исключительно при наличии сопроводительных документов по сертификации и гигиенической регламентации, выдаваемых органами Госстандарта и Министерства здравоохранения, и подтверждающих их соответствие требованиям нормативно-технической документации, что гарантирует качество и безопасность товаров.

Постоянный контроль качества импортной и отечественной продукции осуществляется органами госсаннадзора.

За 9 месяцев текущего года проверено 1106 предприятий продовольственной торговли и 20 рынков г. Минска.

Нарушения санитарных требований выявлены на 717 (64%) вышеназванных объектах. Имеют место нарушения по условиям транспортировки и хранения пищевых продуктов, срокам реализации, отсутствию полной информации на маркировочных ярлыках, несоблюдению санитарно-гигиенического режима на предприятиях.

По выявленным нарушениям приостанавливалась эксплуатация 140 объектов, вынесено 230 постановлений о запрещении реализации продуктов негарантированного качества общим весом 6121,4 кг продукции, составлено 717 протоколов на ответственных лиц, по которым наложено штрафов на сумму 170 880 000 рублей.

Выявлено 4 предприятия-поставщика, "обеспечивающих" Республику Беларусь фальсифицированной и недоброкачественной продукцией российского производства. ООО "Евроторг" неоднократно поставляло в Республику Беларусь "мясную" продукцию, не содержащую в своем составе натурального мяса. ЧТУП "Белкампо" поставляло пельмени "Морозко" без наличия мяса в составе продукта. ООО "Добрада" реализовало рыбные консервы с привкусом горечи, запахом окислившегося жира. ООО "Тибитрэйд" обеспечивало белорусский рынок мучными кулинарными изделиями с неудовлетворительными органолептическими свойствами, посторонним, не свойственным доброкачественному продукту, привкусом и запахом. Данная продукция в количестве 3330 кг была снята с реализации и возвращена поставщику.

В ходе мониторинга проведены исследования 1884 образцов продуктов питания на 177 предприятиях-производителях, из которых 481 образец принадлежит 82 иностранным производителям (Россия, Латвия, Литва, Молдова, Украина, Тайвань), что составляет 25,5%. На 95 белорусских предприятиях (в том числе 18 организациях г.Минска) исследованы 1403 образцов (74,5%).

По результатам исследований выявлено 131 нестандартных проб, из которых отечественных - 84, импортных - 47. Наибольший удельный вес среди общего числа нестандартных продуктов составляют рыбные консервы (13,6%) и пресервы (12,4 %), колбасные и мясные изделия (8,6%).

Органы госсаннадзора проводят постоянную работу по реализации программы мониторинга продуктов питания, выявлению случаев их несоответствия установленным нормам и стандартам, недопущению попадания к белорусскому потребителю некачественной продукции.


Информация предоставлена: Управление идеологической работы Мингорисполкома
Дата обновления: 05.11.2008
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016