Главная / Актуальные события / Единый день информирования

   
  Для заместителей руководителей организаций г.Минска по идеологической работе


Материалы к Единому дню информирования
15 января 2009 года по теме:

'Борьба с коррупцией в Беларуси'


"…В коррумпированной экономике нет ни эффективного хозяйства, ни социальной защиты".

  А.Г.Лукашенко


Борьба с коррупцией в Беларуси
(по информации Прокуратуры г. Минска)

Коррупция является одной из наиболее острых проблем, которые существуют в обществе. Она ущемляет права и интересы граждан, подрывает их доверие к власти, дестабилизирует экономику, оказывает разрушительное влияние на демократию и правопорядок в стране. Поэтому проблема борьбы с коррупцией требует особого и постоянного внимания со стороны государства и является приоритетом проводимой государственной политики.

За последние годы руководство нашей страны предприняло достаточно ощутимые шаги по активному наступлению на коррупцию. 29.01.2007 в Республике Беларусь вступил в силу Закон "О борьбе с коррупцией", который существенно развил положения прежнего антикоррупционного законодательства, четко определил ориентиры предупреждения явлений коррупции, создал правовую основу для осуществления единой политики государства в борьбе с ней. Также была принята Государственная программа по борьбе с коррупцией на 2007 - 2010 годы, предусматривающая комплекс мероприятий антикоррупционного характера.

По своей сути коррупция заключается в корыстном использовании государственными должностными или приравненными к ним лицами своего служебного положения и связанных с ним возможностей ради получения какой-либо выгоды, а также в использовании служебного положения указанных лиц иными гражданами в своих интересах.

Центральной фигурой коррупции является должностное лицо, которое, как правило, обладает властными полномочиями, компетентно приказывать кому-то, распоряжаться чем-то, принимать решения, имеющие для других юридическое значение.

Согласно части четвертой ст. 4 Уголовного кодекса к должностным лицам относятся (наиболее распространенные категории должностных лиц):
  1. представители власти;

  2. лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей;

  3. лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.
Представители власти - это, прежде всего, депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а также государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе. Кроме указанной категории, представителями власти являются также лица, состоящие на государственной службе (не только государственные служащие), которые также обладают властными полномочиями по отношению к не подчиненным им по службе (например, работники органов внутренних дел, государственной безопасности, таможенных органов, судебные исполнители, сотрудники государственных органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции, и др.).

К выполняющим организационно-распорядительные обязанности относятся граждане, которые в силу занимаемой должности наделены полномочиями по осуществлению руководства коллективом, включая деятельность по подбору, расстановке кадров, по организации труда, обеспечению трудовой дисциплины и т.п. Это директора, начальники, заведующие каких-либо организаций или их подразделений, а также их заместители. Не имеет значения форма собственности, на основе которой функционирует организация (учреждение, предприятие). Это может быть как государственное, так и частное предприятие, учреждение и т.п.

К выполняющим административно-хозяйственные обязанности относятся лица, которые постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняют обязанности, связанные с управлением или распоряжением имуществом (государственным, общественным, частным) или денежными средствами, учетом и контролем за отпуском и реализацией материальных ценностей (например, заведующий складом, магазином, базой, мастерской, главный бухгалтер и т.п.).

К уполномоченным в установленном порядке на совершение юридически значимых действий относятся сотрудники, способные совершать действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия для других лиц в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений (например, врач как член врачебной комиссии, врач, выдающий листки нетрудоспособности, санитарный врач, инспектирующий санитарное состояние объектов, преподаватель учебного заведения, уполномоченный на принятие вступительных, курсовых или выпускных экзаменов, нотариус, адвокат и т.п.).

Перечень коррупционных преступлений состоит из 14 статей Уголовного кодекса (далее - УК), из которых наиболее общественно-опасными являются:

получение взятки;

злоупотребление властью или служебными полномочиями;

хищение путем злоупотребления служебными полномочиями.

Получение взятки (ст. 430 УК)

Понятие этого преступления с исчерпывающей полнотой определено в ч. 1 вышеназванной статьи УК как принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий.

Под взяткой понимают материальные ценности либо выгоды имущественного характера. К материальным ценностям относятся деньги, ценные бумаги, движимые и недвижимые вещи, иные предметы, имеющие материальную стоимость; к выгодам имущественного характера - различные услуги, подлежащие оплате, но предоставляемые должностному лицу безвозмездно либо с частичной оплатой (путевка в санаторий, дом отдыха, туристическая путевка за границу, производство строительных или ремонтных работ, безвозмездное выполнение иных работ (пошив одежды, парикмахерские услуги и т.п.).

Не имеет значения, предоставляется взятка самому должностному лицу или его близким, т.е. близким родственникам (родителям, детям, супругам, братьям, сестрам и др.), членам семьи (лицам, проживающим совместно с должностным лицом и ведущим общее с ним хозяйство).

Размер взятки не влияет на уголовную ответственность. Она лишь усиливается при крупном (в 250 и более раз превышающем размер базовой величины, установленной на день совершения преступления) или особо крупном (в 1000 и более раз превышающем указанную базовую величину) размере.

Нередко получению взятки предшествует ее вымогательство. Оно состоит в требовании взятки. Однако не всякое требование будет рассматриваться как вымогательство. Оно должно сопровождаться угрозой совершения должностным лицом таких действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданину, у которого взятка вымогается.

Как вымогательство рассматривается также умышленное создание условий для гражданина посредством бездействия, при которых тот вынужден дать взятку в целях предотвращения вреда его законным интересам.

На практике имеют место случаи вымогательства взяток со стороны преподавателей ВУЗов, которые связывают студентов обязательствами вознаграждения при условии проставления положительных отметок на курсовых или государственных экзаменах. Так, в текущем году к наказанию в виде лишения свободы сроком на 6 лет осужден преподаватель одного из ВУЗов столицы, который систематически получал от студентов взятки за успешную сдачу экзамена по одной из дисциплин.

Получение взятки признается оконченным преступлением с момента принятия должностным лицом хотя бы части вознаграждения. Если по независящим от виновных лиц обстоятельствам взятка не была получена, имеет место покушение на получение взятки. Например, в момент передачи взятки взяткодатель и взяткополучатель были задержаны работниками милиции. В этом случае должностное лицо несет ответственность за покушение на получение взятки, а лицо, пытавшееся передать ему взятку, - за покушение на дачу взятки.

Получение взятки как самое опасное из коррупционных преступлений, связанных с подкупом, наказывается по УК очень строго. За данное преступление установлено наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет с конфискацией имущества.

Наличие отягчающих обстоятельств усиливает ответственность за получение взятки. При повторном ее получении, вымогательстве, получении ее группой лиц по предварительному сговору либо в крупном размере, а также, если она получена за заведомо незаконное действие или бездействие должностного лица, виновный наказывается лишением свободы на срок от 6 до 10 лет с конфискацией имущества. Еще более строгое наказание (лишение свободы на срок от 8 до 15 лет) предусмотрено за получение взятки лицом, ранее судимым не только за такое же преступление, но и за дачу взятки или посредничество во взяточничестве, либо если взятка была получена в особо крупном размере, или лицом, занимающим ответственное положение.

Злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК)

Данное преступление определено как умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.

Характерным признаком этого преступления является совершение должностным лицом действий, входящих в его компетенцию, но противоречащих интересам службы. Ущербом в крупном размере признается ущерб, в 250 и более раз превышающий размер базовой величины. Существенный вред правам и законным интересам может быть выражен, прежде всего, в существенном нарушении прав и свобод граждан, закрепленных и гарантированных Конституцией Республики Беларусь (например, право на личную свободу и неприкосновенность, на труд, охрану здоровья, неприкосновенность жилища и др.). Существенный вред, причиненный государственным или общественным интересам, может быть выражен в создании препятствий для нормальной деятельности государственных органов, общественных объединений, организаций, подрыве авторитета и престижа органов государственной власти.

Указанное преступление, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, влечет наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 6 лет.

В ч. 3 ст. 424 УК предусмотрена повышенная ответственность за указанное преступление (лишение свободы на срок от 3 до 10 лет), если оно было совершено при следующих отягчающих обстоятельствах:
  1. должностным лицом, занимающим ответственное положение;

  2. при осуществлении функций по разгосударствлению или приватизации государственного имущества;

  3. если наступили тяжкие последствия.
Содержание тяжких последствий законом не определено. В каждом конкретном случае вопрос о том, являются ли наступившие последствия тяжкими, решается с учетом всех обстоятельств дела. На практике к тяжким последствиям относят: причинение ущерба в особо крупном размере (то есть в размере на сумму, в тысячу и более раз превышающем размер базовой величины, установленной на день совершения преступления), причинение вреда жизни или здоровью человека (смерти либо тяжкого телесного повреждения), дезорганизацию работы организации и т.п.

Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК)

По своей сути данное преступление заключается в умышленном противоправном безвозмездном завладении чужим имуществом или правом на имущество путем злоупотребления служебными полномочиями. При этом вред причиняется не только собственнику, но и интересам службы, представителем которой является должностное лицо, действующее вопреки ее интересам. Вышеуказанное лицо совершает хищение имущества исключительно в силу занимаемой им должности, отдавая в корыстных целях незаконные распоряжения подчиненным по службе работникам о незаконной передаче ему имущества или права на него.

Повышенная ответственность за хищение путем злоупотребления служебными полномочиями наступает при наличии отягчающих обстоятельств, к которым закон относит повторность, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору - ч. 2 ст. 210, крупный размер (в 250 и более раз превышающий размер базовой величины) - ч. 3 ст. 210 УК, особо крупный размер (в 1000 и более раз превышающий размер базовой величины) и совершение преступления организованной группой (ч. 4 ст. 210 УК).

Деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией в г. Минске

Законом Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией" Прокуратура определена как государственный орган, который является ответственным за борьбу с этим опасным социальным явлением, подрывающим авторитет власти, основы стабильности и правопорядка в государстве.

Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 17.12.2007 №644 "Об утверждении Положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией" в Минске образовано и действует координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией, председателем которого является прокурор города Минска. В состав совещания входят руководители органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, Минского городского суда. Такие же совещания образованы и действуют во всех районах города.

За 11 месяцев 2008 г. в столице зарегистрировано 347 коррупционных преступлений (за аналогичный период 2007 г. - 361). В результате работы выявлено 129 фактов взяточничества (за 11 мес. 2007 г. - 180). Возбуждено 76 уголовных дел по фактам злоупотребления властью или служебными полномочиями, 86 - по фактам хищения имущества путем злоупотребления служебными полномочиями, 44 - по фактам служебных подлогов.

Основную роль в выявлении фактов коррупции сыграли подразделения МВД Республики Беларусь, а подавляющая часть уголовных дел соответствующей категории в отношении должностных лиц находилась в производстве органов прокуратуры.

Усилия правоохранительных органов направлены на полную реализацию принципа неотвратимости ответственности за совершение этих общественно опасных деяний.

Комплекс проведенных мероприятий позволил доказать совершение тяжких преступлений руководителями ряда государственных предприятий и иных организаций.

Однако противодействие всем коррупционным проявлениям - это обязанность не только правоохранительных органов, но и всех государственных институтов.

К мерам, направленным на предупреждение коррупции, относятся:
  • декларирование доходов и имущества;

  • подписание обязательства о соблюдении ограничений, установленных для государственных должностных и приравненных к ним лиц.
Органами прокуратуры города Минска регулярно проводятся проверки исполнения законодательства по борьбе с коррупцией в государственных организациях.



Информация предоставлена: Управление идеологической работы Мингорисполкома
Дата обновления: 10.01.2009
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016