Главная / Актуальные события / Единый день информирования

   
  Для заместителей руководителей организаций г.Минска по идеологической работе


Материалы к Единому дню информирования
19 марта 2009 года по теме:

"Государственная политика в области формирования и регулирования доходов граждан"


"Беларусь смогла дать людям самое главное – возможность работать и достойно зарабатывать на своей земле, на честно полученные доходы содержать себя и свою семью".

  А.Г.Лукашенко


Уровень доходов граждан является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей.

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, получаемых или произведенных домашними хозяйствами* за определенный промежуток времени.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат.
_________________________________
* Домашнее хозяйство – это одно лицо или группа лиц, для которых общими являются бюджет и место проживания. При этом родственные связи не являются обязательными.

Денежные доходы и потребительские расходы населения
(по информации Главного статистического управления г. Минска)

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг и недвижимости.

В 2008 году денежные доходы в расчете на душу населения в г. Минске составили 1 006,4 тыс. руб. в месяц. Общий объем денежных доходов населения города по сравнению с 2007 годом увеличился на 10,6% и в реальном выражении достиг 22 002,7 млрд. руб.

По данным выборочного обследования домашних хозяйств в 2008 году четвертая часть имела доходы до 500 тыс. рублей, 55% - от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб., 15 % - от 1 млн. руб. до 1,5 млн. руб., почти 5 % - более 1,5 млн. руб.

Удельный вес населения с располагаемыми ресурсами ниже бюджета прожиточного минимума** (уровень малообеспеченности) снизился до 0,8% (в 2007 году – 2,1%).

В 2008 году потребительские расходы домашних хозяйств города в среднем составили 1 492,3 тыс. руб. в месяц и в реальном выражении увеличились по сравнению с предыдущим годом на 7,3%. В общем объеме данные расходы распределились следующим образом: покупка продуктов питания (включая питание вне дома) - 39,9%; приобретение одежды, обуви, ткани – 8,8%; оплата жилья – 9%, в том числе жилищно-коммунальных услуг – 6,5%; здравоохранение – 3,4%; образование, культура, отдых и спорт – 6,1%, транспорт и связь – 18%; оплата прочих товаров и услуг – 14,8%.
_________________________________
** Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения составил в ценах декабря 234,4 тыс. руб.

Заработная плата и социальные выплаты
(по информации комитета по труду, занятости и социальной защиты Мингорисполкома)

Основным показателем, характеризующим уровень доходов граждан, является средняя заработная плата.

По результатам работы народного хозяйства г. Минска за 2008 год номинальная среднемесячная заработная плата достигла 1177,6 тыс. руб., в том числе за декабрь – 1351,4 тыс. руб.

По сравнению с соответствующим периодом 2007 года заработная плата за 12 месяцев 2008 года выросла на 28,9%, темпы ее роста были выше темпов роста потребительских цен, что способствовало увеличению реального содержания заработной платы в отраслях экономики на 12,3%, превысив минимальный потребительский бюджет в 3,4 раза.

В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата работников по г. Минску за 12 месяцев 2008 года составила 959,1 тыс. руб., в том числе за декабрь – 1180 тыс. руб., или 536 долл. США в эквиваленте и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 21,0%. Реальная заработная плата выросла на 5,4%, превысив минимальный потребительский бюджет в 2,8 раза.

В основных валообразующих отраслях заработная плата в декабре 2008 года сложилась на следующем уровне: промышленность - 1285,5 тыс. руб. (584 долл. США); строительство – 1679,6 тыс. руб. (763 долл. США); связь – 1609,9 тыс. руб. (732 долл. США); транспорт – 1295,9 тыс. руб. (589 долл. США).

В целом за 12 месяцев 2008 года в г. Минске обеспечен прирост заработной платы по основным отраслям бюджетной сферы: здравоохранение – с 319 до 496 долл. США; образование – с 338 до 458 долл. США; культура – с 381 до 505 долл. США; физкультура и спорт – с 545 до 957 долл. США; искусство – с 366 до 469 долл. США; социальное обеспечение – с 271 до 439 долл. США.

По отдельным категориям работников учреждений здравоохранения и образования среднемесячная заработная плата за декабрь 2008 года составила: врачи – 1568,8 тыс. руб. или 713,1 долл. США; средний медицинский персонал – 1012,6 тыс. руб. или 460,3 долл. США; младший медицинский персонал – 683,9 тыс. руб. или 310,9 долл. США; педагогические работники – 819,1 тыс. руб. или 372,3 долл. США; учителя – 933,3 тыс. руб. или 424,2 долл. США; профессорско-преподавательский персонал – 1908,8 тыс. руб. или 867,6 долл. США.

Среднемесячная заработная плата работников хозрасчетных коммунальных предприятий, подведомственных Мингорисполкому, в 2008 году сложилась от 658,3 тыс. руб. (УП "Киновидеопрокат" Мингорисполкома) до 2228,3 тыс. руб. (аппарат ГПО "Минскстрой").

Анализ уровня заработной платы показал, что наибольший процент работников с оплатой труда до 600 тыс. руб. по-прежнему остается в таких сферах, как культура и искусство, образование, социальное обеспечение и здравоохранение.

Несмотря на значительное общее превышение показателей по росту заработной платы, определенная доля таких работников наблюдается также в промышленности, торговле и общественном питании, в сфере науки и научного обслуживания. Это во многом обусловлено различными экономическими и финансовыми возможностями организаций, сложностью производства, производственной загрузки, рентабельности, нормирования труда и производительности.

Осуществляется постоянный контроль за своевременностью выплаты заработной платы субъектами хозяйствования г. Минска.

По данным статистической отчетности, в г. Минске за 2008 год было допущено 2 случая задолженности по выплате заработной платы. На 1-е сентября 2008 г. – в ОАО "Белторгстрой" (Центральный район, ведомственная принадлежность – Министерство торговли Республики Беларусь) в сумме 56,4 млн. руб.; на 1-е декабря 2008 г. – в ОАО "Мотовело" (Ленинский район, без ведомственной подчиненности) в сумме 435,6 млн. руб.

В сфере социального партнерства в 2008 году заключено Минское трехстороннее соглашение между Мингорисполкомом, Минским городским объединением организаций профсоюзов и Республиканской ассоциацией предприятий промышленности "БелАПП" на 2009-2010 годы.

Пенсионная система в г. Минске работает стабильно. Финансирование выплаты пенсий и пособий производится своевременно, выплата осуществляется в установленные сроки.

По состоянию на 01.02.2009 на учете в органах социальной защиты г. Минска состояло 394 425 получателей пенсий.

С 1 февраля текущего года в соответствии со статьей 69 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" произведен перерасчет минимальных размеров пенсий, социальных пенсий, а также надбавок и повышений, исходя из бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах декабря 2008 года в расчете на месяц – 234 370 руб.

Средний размер пенсий (всех видов) составляет с февраля текущего года 420 175 рублей.

На выплату пенсий и пособий в январе 2009 года израсходовано 167,3 млрд. рублей.

Одним из видов социальной поддержки семьей являются государственные пособия семьям, воспитывающим детей.

По состоянию на 01.01.2009 в соответствии с Законом Республики Беларусь "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" в органах социальной защиты г. Минска состоли на учете 7 817 получателей, из них:
  • по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет – 4 896;

  • пособий на детей старше 3 лет – 1 268;

  • пособий по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет – 1 538;

  • пособий на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека – 115.
Затраты на выплату пособий в 2008 году составили 15 450,5 млн. рублей.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 14.12.2007 № 638 "О некоторых мерах государственной поддержки населения" граждане и семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на получение государственной адресной социальной помощи.

В 2008 году в управления социальной защиты г. Минска за государственной адресной социальной помощью обратилось 3938 семей и одиноких граждан.

Помощь оказана 3634 семьям (всего 8914 чел.) на общую сумму 1777,3 млн. рублей, в том числе единовременное социальное пособие предоставлено 166 семьям и одиноким гражданам (всего 357 чел.) на общую сумму 60,3 млн. рублей.

Количество получателей государственной адресной социальной помощи в 2008 году по сравнению с 2007 годом возросло в 2,9 раза.

Основными получателями помощи стали неполные и многодетные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей (63,2% и соответственно 17,1% от общего количества получателей).

Средний размер ежемесячного социального пособия в расчете на одного получателя в целом по г. Минску увеличился в 2,3 раза и составил 66,9 тыс. рублей, единовременного социального пособия – 168,9 тыс. рублей.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.09.2004 № 1174 "О выплате денежной компенсации семьям при рождении близнецов" выплата единовременной денежной помощи в 2008 году произведена 176 семьям, расходы по ее выплате составили 147,3 млн. руб.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.03.2007 № 271 "О бесплатном обеспечении продуктами питания детей первых двух лет жизни" бесплатным питанием обеспечено 2 675 детей на общую сумму 1 721,5 млн. рублей.

Средства государственного социального страхования
(по информации Минского городского управления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь)

По состоянию на 01.01.2009 по Минскому городскому управлению Фонда социальной защиты населения поставлено на учет 122 592 плательщика обязательных страховых взносов, в том числе 60 751 плательщик - за наемных лиц, 61 757 - за себя. Рост численности плательщиков по сравнению с 01.01.2008 составил 2 847, или 2,4%.

В доход бюджета Минского городского управления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по итогам работы за 2008 год поступило 4 704,9 млрд. руб. Это обязательные страховые взносы работодателей и работающих граждан - 4470,1 млрд. руб.; поступление обязательных страховых взносов, уплачиваемых гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими предпринимательскую деятельность - 15,8 млрд. руб.; поступления от работодателей сумм возмещения расходов на выплату пенсий работникам, занятым на работе с вредными и тяжелыми условиями труда – 17,6 млрд. руб.; доходы от капитализации средств Фонда – 199,9 млрд. руб.; другие платежи – 1,5 млрд. руб.

По сравнению с 2007 годом бюджет по доходам увеличился на 1168,3 млрд. руб., или на 33,0%.

Согласно представляемой работодателями отчетности среднесписочная численность застрахованных на 01.01.2009 составила 1 026 119 человек, что на 4,0% больше, чем на 01.01.2008.

Расходы средств Фонда на выплату пенсий и пособий за 2008 год по г. Минску составили 2 332 млрд. руб. (2007 - 1719 млрд. руб.).

За прошедший год отмечается снижение потерь по временной нетрудоспособности, уровень которой на 100 работающих составил 681,7 рабочих дней, что ниже уровня прошлого года на 4,2 дня (0,6 %). Наибольшее снижение потерь по временной нетрудоспособности отмечается в Октябрьском районе (на 7,5%). Наибольшие потери отмечаются в Заводском и Партизанском районах, где показатели заболеваемости превышают среднегородской уровень. Наименьшая заболеваемость и потери по временной нетрудоспособности отмечаются в организациях Советского района.

На погребение умерших застрахованных лиц выплачено по городу 14 785 пособий (в 2007 году – 14 142 пособия).

В прошедшем году отмечается положительная динамика роста выплаты пособий в связи с рождением ребёнка. За 2008 год в г. Минске выплачено 23 015 таких пособий, что больше уровня предыдущего года на 3,2 %.

Налогообложение доходов населения
(по информации инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г. Минску)

Налоги являются основным источником формирования доходной части государственного бюджета. Физические лица в Республике Беларусь облагаются несколькими видами налогов.

1. Налогообложение доходов граждан, получаемых от сдачи в наем помещений.

Вопросы постановки на учет, исчисления и уплаты подоходного налога с доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и (или) нежилых помещений урегулированы Указом Президента Республики Беларусь от 04.08.2006 № 497 "Об уплате подоходного налога в фиксированных суммах" в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 23.01.2009 № 53 (далее – Указ № 497).

В случае, если доход физического лица от данного вида деятельности в налоговом периоде не превышает 500 базовых величин, физическое лицо уплачивает фиксированную сумму подоходного налога в размерах, установленных областным и Минским городским Советами депутатов в пределах налоговых ставок, определенных Указом № 497.

С 01.01.2009 расширился круг данной категории плательщиков: физические лица, имевшие до 2009 года право на получение стандартных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 13 Закона Республики Беларусь "О подоходном налоге с физических лиц", это право утратили.

Размер фиксированных сумм подоходного налога для г. Минска установлен решением Минского городского Совета депутатов от 25.09.2006 № 259 в зависимости от расположения помещения по экономико-планировочным зонам.

Подоходный налог в фиксированных суммах не уплачивается, если сдается в наем (поднаем) жилое помещение молодым специалистам.

По состоянию на 01.01.2009 в целом по г. Минску в качестве плательщиков фиксированных сумм подоходного налога с доходов от сдачи помещений в наем зарегистрировано 29 505 квартиросдатчиков. Это на 4 131 плательщика больше, чем на 01.01.2008.

За 12 месяцев 2008 года от данной категории плательщиков в бюджет поступило 9,9 млрд. руб. подоходного налога, за аналогичный период прошлого года 7,4 млрд. руб.

2. Физические лица могут получать доходы, по которым предусмотрена уплата ими единого налога.

Порядок исчисления и уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц определен в Положении о едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 18.06.2005 № 285, с изменениями и дополнениями (далее – Положение).

В соответствии с данным Положением плательщиками единого налога являются физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность (за исключением физических лиц, осуществляющих в соответствии с законодательством ремесленную деятельность), при розничной торговле на торговых местах на рынках и (или) иных местах, определенных местными исполнительными и распорядительными органами, где эта торговля осуществляется физическими лицами в соответствии с законодательством, произведенными, переработанными либо приобретенными ими товарами (за исключением подакцизных товаров, товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками), отнесенными к товарным группам, указанным в перечне. Такая торговля может осуществляться не более 5 дней в каждом календарном месяце.

С 01.01.2009 расширен перечень видов деятельности, при осуществлении которых не требуется регистрация физических лиц в качестве индивидуального предпринимателя:
  • чистка и уборка жилых помещений;

  • репетиторство (к репетиторству не относится написание рефератов, контрольных работ, курсовых работ и пр.);

  • дневной уход за детьми.
Ставки единого налога в пределах базовых ставок единого налога, утвержденных Указом № 285 установлены решением Минского городского Совета депутатов от 30.12.2006 № 281 (до момента приведения в соответствие с Указом № 703).

По состоянию на 01.01.2009 в налоговых инспекциях г. Минска в качестве плательщиков единого налога с физических лиц зарегистрировано 3 106 человек, отмечен рост плательщиков по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 333 человека. За 12 месяцев 2008 года от данной категории в бюджет поступило 594,9 млн. руб., за аналогичный период прошлого года – 444,0 млн. руб.

3. Физические лица (в основном, это пенсионеры, инвалиды, лица, не имеющие в настоящее время работы) с целью получения дохода (дополнительного дохода) занимаются изготовлением и реализацией садово-огородного инструмента, предметов домашнего обихода, изделий из дикорастущих растений, а также кузнечным делом.

С 01.07.2005 вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 16.05.2005 года № 225 "О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности" (далее – Указ № 225), а Указами Президента Республики Беларусь от 24.08.2006 № 522, от 21.01.2008 № 28 перечень видов ремесленной деятельности был расширен.

Ремесленная деятельность – это деятельность физических лиц по изготовлению и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг с применением ручного труда и инструмента, в том числе электрического, осуществляемая самостоятельно, без привлечения других физических лиц и направленная на удовлетворение бытовых потребностей граждан.

Согласно Указу № 225 к ремесленной деятельности относится:
  • изготовление и ремонт сельскохозяйственного и садово-огородного инструмента и его частей (косовищ, черенков, грабель, топорищ, лопат, мотыг, серпов, топоров, садовых ножниц, ручных пил и др.); шорно-седельных изделий (хомутов, седелок, шлей, вожжей и других частей упряжи);

  • изготовление предметов и их частей для личных (бытовых) нужд граждан – хозяйственной посуды и кухонного инвентаря из глины, дерева и прочих древесных материалов; изделий из соломы, дикорастущих растений (лозы, камыша, липы и иных), за исключением мебели; деревянных бочек, чанов, кадок и прочих бондарных изделий;

  • изготовление, установка и ремонт деревянных навесов, теплиц, беседок, ульев, клеток, домиков и иных помещений для содержания животных и птиц;

  • кузнечное дело (за исключением деятельности по изготовлению каминных решеток, лестниц, заборов);

  • изготовление изделий ручного вязания спицами, крючком;

  • изготовление изделий ручного ткачества, в лоскутной технике (из ткани, кожи или иных материалов);

  • кружевоплетение, макраме;

  • изготовление пряжи и др.
При осуществлении ремесленной деятельности физическим лицам не нужно регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, уплачивать подоходный налог, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, а также вести государственную статистическую отчетность.

Физическим лицам, желающим осуществлять вышеуказанные виды ремесленной деятельности, необходимо до начала занятия ремесленной деятельностью подать заявление в налоговый орган о постановке на учет по месту жительства (регистрации) и уплатить сбор, который составляет одну базовую величину в год, действующую на момент уплаты.

За следующий год сбор уплачивается не позднее 28 декабря текущего года.

По состоянию на 01.01.2009 в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по районам г. Минска состоит на учете 284 физических лица, осуществляющих ремесленную деятельность, от которых в бюджет поступило более 11,0 млн. рублей.

Ежегодно физическими лицами, получившими доходы от разных источников, в налоговые органы представляются налоговые декларации (расчеты) о совокупном годовом доходе. Так, в течение 2008 года декларации представило порядка 56,0 тысяч человек, их полученный в течение года облагаемый доход составил около 633,0 млрд. рублей, т.е. в среднем на одного человека приходится 11,3 млн. рублей.

В целях поддержки граждан, а также повышения их доходов государством в законодательных актах предусматриваются различного рода льготы и вычеты. Так, Законом Республики Беларусь "О подоходном налоге с физических лиц" предусмотрены стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты.

Стандартные вычеты. В 2008 году не облагались подоходным налогом доходы в размере одной базовой величины за каждый месяц года, в размере двух базовых величин на каждого ребенка и иждивенца, а для некоторой категории граждан (таких как вдовы (вдовцы), одинокие родители, опекуны, попечители, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет) вычет предоставлялся на детей в размере четырех базовых величин на каждого за каждый месяц календарного года. Кроме того, не облагался подоходным налогом и доход в размере 10 базовых величин за каждый месяц налогового периода у физических лиц, заболевших и перенесших лучевую болезнь, принимавших участие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, участников Великой Отечественной войны, а также лиц, к ним приравненным, например, проходившим службу в Афганистане, инвалидов первой и второй группы всех видов инвалидности и др.

В 2009 году условия предоставления стандартных вычетов изменились. Так, не облагаются налогом доходы в размере 250 000 рублей вместо одной базовой величины (в 2008 году – 35 000 рублей) при условии, что размер дохода за месяц не превышает 1 500 000 рублей. У физических лиц, которые имеют детей и иждивенцев, доход, не подлежащий налогообложению, составляет 70 000 рублей, а для вдов (вдовцов), одиноких родителей, опекунов, попечителей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет – 140 000 рублей.

Социальные налоговые вычеты. В 2008 году не облагались подоходным налогом доходы, уплаченные физическим лицом за свое обучение, обучение супруги (супруга), детей в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего, первого среднего и первого профессионально-технического образования, а также доходы, направленные на погашение кредитов банков, включая проценты по ним.

В 2009 году круг плательщиков, которые имеют право на получение социального вычета расширен: суммы, уплаченные плательщиками, состоящими в отношениях близкого родства за обучение близкого родственника не будут облагаться налогом (это могут быть и родные братья, сестры, дед, бабка, внуки).

Имущественные налоговые вычеты. Не облагаются подоходным налогом доходы плательщиков, состоящих на учете нуждающихся в жилищных условиях, направление на новое строительство либо на приобретение на территории Республики Беларусь индивидуального жилого дома или квартиры, а также доходы, направленные на погашение кредитов, израсходованных на данные цели, а также процентов по ним.

По декларациям о совокупном годовом доходе, представленным в 2008 году, порядка 23 000 граждан возвращен подоходный налог на сумму 10,4 млрд. рублей.

Кроме того, источниками получения доходов физическими лицами являются:
  • доходы из-за границы (в соответствии с законодательством данные доходы подлежат налогообложению (за исключением доходов, получаемых от близких родственников) на основании налоговой декларации, представляемой по окончании года, в котором получены доходы. Так, в 2008 году по результатам налогообложения доходов из-за границы удержано в бюджет 1,7 млрд. рублей подоходного налога, который поступил в бюджет, в том числе по актам проверок 809,4 млн. руб.);

  • доходы, полученные от реализации двух и более автомобилей в календарном году (по результатам работы в данном направлении в 2008 году поступило в бюджет подоходного налога в размере 512,2 млн. руб., из которых 446,5 млн. руб. по актам проверок);

  • доходы, полученные от продажи в течение пяти лет недвижимого имущества в количестве двух и более единиц (данной категорией плательщиков в 2008 году уплачено подоходного налога 77,0 млн. руб).
Не облагаются подоходным налогом доходы, полученные от возмездного отчуждения: в течение пяти лет одного жилого дома, одной квартиры, одной дачи, одного садового домика с хозяйственными постройками, одного гаража, одного земельного участка, принадлежащих гражданам на праве собственности; доходы, полученные в течение одного календарного года, от отчуждения автомобиля или другого транспортного средства.



Информация предоставлена: Управление идеологической работы Мингорисполкома
Дата обновления: 11.03.2009
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016