Главная / Актуальные события / Единый день информирования

   
  Для заместителей руководителей организаций г.Минска по идеологической работе


Материалы к Единому дню информирования
21 мая 2009 года
по дополнительной теме для г. Минска:

"Реализация государственной политики в области образования на территории г. Минска.
Проблемы и пути их решения"

В современном мире образовательный процесс становится ведущим фактором социально-экономического прогресса. Поэтому образование в Республике Беларусь определено одним из главных приоритетов государственной политики. Как отметил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в своем докладе на третьем Всебелорусском народном собрании: "Уровень развития человеческого потенциала страны оценивается в первую очередь качеством образования".

Созданная в г. Минске сеть учреждений образования способна удовлетворить образовательные запросы граждан в получении доступного, качественного образования, а также содействовать развитию их индивидуальных творческих способностей.

Дошкольное образование

В столице функционируют 422 дошкольных учреждения всех форм собственности. Их посещают более 74 тыс. детей.

Детское население Минска продолжает увеличиваться. В настоящее время в среднем дошкольные учреждения города перегружены на 7%, укомплектованность детьми составляет 107%. В связи с этим в городе проводится работа по открытию новых учреждений и оптимизации деятельности действующих. В 2008 году введен в сеть детский сад в микрорайоне Уручье, открыты новостройки в микрорайонах Сухарево, Лошица и по ул. Чехова.

Для удовлетворения запросов родителей по обеспечению местами в дошкольных учреждениях выведены первые классы из ряда детских садов, что позволило открыть в прошлом году 54 группы для 1080 детей. Помещения учреждений, использованные ранее для организации кружковой работы, приведены в соответствие с функциональной принадлежностью, и в них открыты дополнительно 17 групп для 235 детей.

Городом инициирована и реализуется целевая программа по укреплению материально-технической базы дошкольных учреждений. В прошлом году выполнен ремонт 116 дошкольных учреждений (планировалось – 105).

В 2008 году значительно увеличилось количество кружков, функционирующих в дошкольных учреждениях. Их число составило 1716, что на 33% больше, чем в 2007 году.

Дальнейшее развитие получили новые формы дошкольного образования: группы выходного дня, адаптационные, вечернего пребывания, физкультурно-оздоровительной направленности. Всего функционирует 51 такая группа (в 2007 году – 28).

Одной из главных задач дошкольных учреждений является создание безопасных условий пребывания детей, способствующих сохранению их здоровья.

Во всех учреждениях проводится внутренний мониторинг здоровья дошкольников, выявляются часто болеющие дети и состоящие на диспансерном учёте, анализируются соответствующие показатели за ряд прошлых лет.

Анализ заболеваемости детей за последние три года показывает стабильное снижение пропусков по болезни.

Важным моментом при организации работы по охране жизни и укреплению здоровья детей является изучение и анализ их эмоционального состояния, а также своевременная психологическая помощь и профилактика различных отклонений и особенностей в эмоциональной сфере психики, негативных поведенческих проявлений. С этой целью в дошкольных учреждениях работают педагоги-психологи, дефектологи.

Всего образовательный процесс в дошкольных учреждениях города осуществляют 9767 педагогов.

Общее среднее образование

Сложившаяся система получения общего среднего образования соответствует современным требованиям, разнообразна по типам и видам общеобразовательных учреждений, формам получения образования и обеспечивает государственные гарантии доступности и равных возможностей получения образования граждан, проживающих на территории города.

В сети учреждений общего среднего образования работает 249 учреждений, в том числе 2 лицея, 2 гимназии-колледжа, 36 гимназий, 10 начальных школ (в том числе 4 школы-сада), 183 общеобразовательные школы, 4 школы-интерната, 4 вечерних школы. В начале 2008/2009 учебного года открыта школа-новостройка № 24 в микрорайоне "Лошица". Средняя школа № 2 Ленинского района и Средняя школа № 51 Центрального района реорганизованы в гимназии № 28 и № 29.

В общеобразовательных учреждениях обучается свыше 160 тыс. учащихся, из них около 1,5 тыс. в вечерних школах и классах, 270 человек получили образование в форме экстерната.

В текущем учебном году функционируют 753 первых класса, в которых обучается более 15,5 тыс. учащихся. В этом учебном году увеличился процент детей шестилетнего возраста, которые не приступили к обучению (2007-2008 г. - 16%, 2008-2009 г. - 17,7%). По заявлениям родителей за парты не сели 5,7% шестилеток.

По медицинским показаниям не приступили к занятиям 1798 (11,5%) детей, что на 0,8% меньше по сравнению с предыдущим учебным годом.

В пятые классы гимназий зачислено 2706 учащихся, что составило 84% от количества принимавших участие во вступительных испытаниях.

В системе общего среднего образования в 2008 году произошли существенные изменения, связанные с реализацией Декрета Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 года № 15 "Об отдельных вопросах общего среднего образования" (далее – Декрет).

Декрет установил 11-летний срок получения общего среднего образования и шестидневную школьную неделю, в которой пять дней являются учебными, а шестой предназначается для организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, трудового обучения и воспитательных мероприятий.

В целях реализации Декрета комитетом по образованию Миногрисполкома разработан план мероприятий по его выполнению. Вопросы перехода на одиннадцатилетний срок обучения рассмотрены на общегородском педагогическом форуме, районных педагогических конференциях, обсуждены на педагогических советах в школах и гимназиях. Все общеобразовательные учреждения обеспечены новыми учебными планами, программами, календарно-тематическим планированием. С целью подготовки учителей к работе по новым учебным планам и программам проведены районные совещания, заседания секций и методических объединений, организована курсовая подготовка.

В соответствии с планом мероприятий по реализации Декрета организовано повышение квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений столицы на базе Минского городского института развития образования и других учреждений.

Занятия в общеобразовательных учреждениях города организованы в соответствии с Декретом и рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь. Учащиеся 1-4, 5-9, 11 классов посещают учебные занятия в течение пяти дней. Учебные занятия для 61,8% учащихся 9* и 76,7% 11* классов организованы в режиме шестидневной учебной недели.

Кроме того, в субботу организовано посещение учащимися 9, 9*, 11, 11* классов факультативных занятий и допрофессиональная подготовка на базе учебно-производственных комбинатов.

Учащимся города за счет факультативных занятий обеспечена возможность продолжить обучение в классах музыкальной, художественной, хореографической, театральной, спортивной направленности, изучать предметы на повышенном и углубленном уровне.

Комитетом по образованию Мингорисполкома с целью упорядочения работы факультативов, повышения качества их проведения разработаны методические рекомендации по организации и проведению факультативных занятий, которые размещены на методическом портале ГУО "Минский городской институт развития образования"; организованы консультации для учителей-предметников по вопросам учебных планов и программ, календарно-тематического планирования, методики преподавания при проведении факультативных занятий; проводятся обучающие семинары для заместителей директоров общеобразовательных учреждений города по вопросу организации факультативных занятий; на сайтах управлений образования администраций районов размещена информация для родителей (законных представителей) учащихся о порядке формирования факультативных занятий и направлениях их работы.

В городе создана и совершенствуется система по выявлению, развитию, реализации потенциальных возможностей одарённых школьников, их социальной поддержке. Открыты межшкольные факультативы, расширяется сотрудничество с ВУЗами.

Новой формой работы с одарёнными учащимися стало проведение Интернет-олимпиад по химии, физике, белорусскому языку, истории, чемпионата по программированию.

По итогам республиканских олимпиад 2008 года из учащихся, представлявших город Минск, 133 человека награждены дипломами, 10 - похвальными отзывами, что является лучшим результатом в республике.

Также в 2008 году 24 учащихся учреждений образования столицы стали призерами международных соревнований, 14 из них являются учениками гимназии № 29. Минские школьники завоевали золотую и 2 серебряные медали на Международной менделеевской олимпиаде по химии, серебряную и 2 бронзовые медали по математике, бронзовую медаль по физике, 3 серебряные медали по химии на международных олимпиадах. На олимпиаде школьников стран СНГ и стран Балтии учащиеся Минска завоевали 2 диплома первой, 2 второй и 1 третьей степеней.

Одним из ресурсов в достижении положительных результатов в организации деятельности по повышению качества образования является формирование в отрасли новой кадровой политики, которая предполагает обеспечение образовательных учреждений педагогическими кадрами всех специальностей; повышение их качественных характеристик; создание условий для творческого развития и профессионального роста; разработке системы методического сопровождения информационно-аналитической деятельности руководителей.

Развивается процесс интеграции в образование информационных технологий. В настоящее время все учреждения обеспечены современной компьютерной, мультимедийной, проектной техникой, цифровым оборудованием, подключены к Интернету, половина - по высокоскоростным линиям. Компьютеризированы все школьные библиотеки. Создана единая система электронной почты, городские базы данных: "Педагогические кадры", "Мониторинг состояния здоровья и физического развития учащихся", "Общеобразовательные программные продукты". К единой корпоративной сети подключено 325 учреждений образования.

Внешкольное воспитание

С целью организации досуга и развития творческого потенциала учащейся и студенческой молодежи в системе образования города функционирует и развивается сеть учреждений внешкольного воспитания и обучения: 7 спортивно-детских юношеских школ олимпийского резерва, 9 детско-юношеских клубов физической подготовки, 13 районных центров внешкольной работы, Минский государственный Дворец детей и молодёжи, Минский государственный туристско-экологический центр. Начал работу детский оздоровительный лагерь "Лидер", функционирующий на базе выведенного из сети школы-интерната № 1 Центрального района.

Анализ деятельности учреждений внешкольного воспитания и обучения г. Минска за 2008 год подтверждает, что их развитие органично вписывается в тенденции модернизации системы столичного образования. Организация образовательно-воспитательных практик во внешкольных учреждениях города ориентирована на обеспечение следующих приоритетных направлений:
  • свободный выбор детьми и молодежью видов и сфер деятельности;

  • ориентация на личностные интересы, потребности, способности детей и молодежи;

  • возможность свободного самоопределения и самореализации личности;

  • единство обучения, воспитания, развития;

  • практикодеятельностная основа образовательно-воспитательного процесса.
На сегодняшний день учреждения внешкольного воспитания и обучения занимают стабильную позицию по предоставлению бесплатных социально-образовательных услуг, в текущем году наблюдается незначительное увеличение кружков, работающих на полном хозрасчете (662 кружка на 01.09.2008, 679 - на 01.01.2009).

Наблюдается расширение образовательно-воспитательного пространства внешкольных учреждений через организацию кружковой и клубной работы на базе ВУЗов, общежитий, школ-интернатов, дошкольных учреждений, школ, детских домов. По месту жительства работают 73 клуба, 1702 кружка с охватом свыше 21,5 тыс. человек.

Актуальным является организация кружковой работы в шестой школьный день (согласно методическим рекомендациям Министерства образования Республики Беларусь от 04.08.2008).

Специальное образование

В течение 2008 года учреждениями, обеспечивающими получение специального образования, решались задачи повышения качества специального образования, создания условий для оказания ранней комплексной помощи детям и семьям, воспитывающим детей с особенностями психофизического развития на принципах взаимодействия с учреждениями здравоохранения и социальной защиты, оптимизации сети учреждений специального образования.

В персонифицированном банке данных по состоянию на 15.09.2008 зарегистрировано 18411 детей с особенностями психофизического развития, из них 1741 – дети-инвалиды.

Прослеживается положительная динамика в снижении численности детей с особенностями психофизического развития. Так, по сравнению с 2007 годом в 2008 году количество детей с трудностями в обучении уменьшилось на 207 человек, тяжелыми нарушениями речи - на 287 детей, зрения - на 787 и слуха - на 47. При этом на 103 ребенка увеличилось количество детей с тяжелыми множественными нарушениями психофизического развития.

Ежегодная актуализация сведений о детях с особенностями психофизического развития позволяет принимать скоординированные меры по оптимизации сети учреждений, обеспечивающих получение специального образования.

Для обучения и воспитания детей названной категории функционирует дифференцированная сеть учреждений и структур специального образования:
  • 445 специальных групп в дошкольных учреждениях, санаторных дошкольных учреждениях, семейных детских домах;

  • 24 интегрированные группы в дошкольных учреждениях;

  • 82 пункта коррекционно-педагогической помощи в дошкольных учреждениях;

  • 14 специальных дошкольных учреждений, семейных детских домов;

  • 33 специальных класса в средних общеобразовательных школах;

  • 292 класса интегрированного обучения в средних общеобразовательных школах;

  • 191 пункт коррекционно-педагогической помощи в средних общеобразовательных школах;

  • 5 специальных общеобразовательных школ, школ-интернатов;

  • 3 вспомогательные школы-интернаты;

  • 10 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

  • 151 ребенок с особенностями психофизического развития, обучающийся на дому.
Свою эффективность подтвердила работа центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации города в области оказания ранней комплексной помощи. Из 168 детей с особенностями психофизического развития в возрасте до 3-х лет, охваченных специальной помощью в 2008 году, у 19 человек (11%) психофизические нарушения исправлены, у 103 (61%) прослеживается положительная динамика.

Продолжается работа по обновлению содержания специального образования. Так, 16 учреждениями образования на протяжении года проводился мониторинг состояния образовательного процесса. Использовались новые подходы в управленческой деятельности по отслеживанию состояния образовательных подсистем, которые позволили корректировать образовательный процесс.

Результаты проведенной работы показали, что в городе только начинает формироваться система оценки качества специального образования посредством мониторинговых исследований.

Профессионально-технического образование

В 2008 году комитет по образованию Мингорисполкома и учреждения профессионально-технического образования города работали над следующими задачами:
  • создание практико-ориентированной образовательной среды, направленной на подготовку рабочих кадров и специалистов для современных высокотехнологичных производств;

  • совершенствование взаимодействия системы профессионально-технического образования с отраслями экономики и социальной сферы по вопросу быстрого и гибкого реагирования на динамичные изменения актуальных потребностей производств в новых квалификациях работников;

  • удовлетворение растущих потребностей народного хозяйства столичного региона в рабочих кадрах.
В рамках реализации Государственной программы развития профессионально-технического образования и Программы развития образования г. Минска до 2010 года в городе приняты меры по дальнейшей рационализации сети учреждений профессионально-технического образования. С 01.09.2008 УО "Минское государственное профессионально-техническое училище № 71 машиностроения" присоединено к УО "Минское государственное профессионально-техническое училище № 9 машиностроения". УО "Минское государственное профессионально-техническое училище № 221 кулинарии" переименовано в УО "Минский государственный профессионально-технический колледж кулинарии".

На данный момент существующая сеть учреждений профессионально-технического образования города многофункциональна и обеспечивает возможность выбора учащимися различных форм профессиональной и общеобразовательной подготовки, она включает 11 профессионально-технических колледжей, 5 профессиональных лицеев, 11 профессионально-технических училищ.

Профили подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях профессионально-технического образования ежегодно изменяются в соответствии с потребностями рынка труда столицы в кадрах. В 2008 учебном году комитет по образованию принял решение об открытии 15-ти и закрытии 16-ти учебных специальностей. На данный момент обучение ведется по 164 рабочим квалификациям.

В соответствии с потребностями производств города в новых квалификациях работников, а также конъюнктурой спроса населения на различные виды услуг в 2008 году в учреждениях профессионально-технического образования началась подготовка специалистов по программному обеспечению информационных технологий, техническому обслуживанию и ремонту устройств автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте, ремонту воздушных судов, слесарей-сборщиков летательных аппаратов и другим современным профессиям.

В 2008 году в учреждения профтехобразования было принято 6770 человек. На дневную форму обучения на основе общего базового образования – 3542 человек, на основе общего среднего образования – 3120 человек.

Прием по договорам о целевой подготовке рабочих в соответствии с заявками организаций-заказчиков рабочих кадров осуществлен в 3-х учреждениях и составляет 156 человек, в том числе: профессионально-технический колледж полиграфии - 24 человека; профессионально-технический колледж железнодорожного транспорта - 128 человек; ПТУ № 38 перерабатывающей промышленности – 4 человека.

В 2008 году на базе 8-ми учреждений профессионально-технического образования осуществлялась подготовка и переподготовка незанятого населения по направлению службы занятости. Профессиональную подготовку и переподготовку прошли 219 человек, продолжают обучение 259 человек по 11 специальностям.

С целью создания системы подготовки рабочих кадров, ориентированных на современные потребности рынка труда в квалифицированных специалистах, учреждения профессионально-технического образования работают в тесном сотрудничестве с базовыми предприятиями. В соответствии с решениями Мингорисполкома и потребностями организаций-заказчиков квалифицированных рабочих кадров за учреждениями профтехобразования закреплено 95 базовых предприятий.

Комитет по образованию Мингорисполкома осуществляет систематический контроль выполнения учреждениями профтехобразования договорных обязательств по обучению кадров. В 2008 году выпущено 6796 квалифицированных рабочих (служащих), из них 5707 выпускников (84,2%) трудоустроено на рабочие места в соответствии с полученной профессией, что соответствует договорным обязательствам.

На данный момент в учреждениях профтехобразования обучается 610 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (3,8% от контингента учащихся), из них 480 человек находится на полном государственном обеспечении.

В специальных группах учреждений образования обучается 232 учащихся с ограниченными возможностями.

Повышение квалификации

В 2008 году Минский городской институт повышения квалификации и переподготовки кадров обучения был преобразован в Минский городской институт развития образования.

В институте существует многолетняя система повышения квалификации кадров образования, включающая базовое обучение (1 раз в 5 лет) и межкурсовой период, представленный целевыми, проблемными и авторскими курсами.

Учебный процесс в институте обеспечивают 5 кафедр с количеством сотрудников 33 человека, 2 из которых имеют ученую степень доктора наук и 9 - кандидата наук, что составляет более 60% от общего количества штатных преподавателей.

За календарный год базовым повышением квалификации (72 часа) охвачено 3197 человек: 2162 работника школ и гимназий, 1035 воспитателей и музыкальных руководителей дошкольных учреждений. Институтом проведено 98 курсов с охватом 2880 слушателей. На бюджетной основе обучено 6077 педагогов, на условиях хозрасчетной деятельности – 1118. Всего повысили квалификацию в 2008 году 7278 педагогов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в г. Минске целенаправленно ведется работа по созданию рациональной сети учебных заведений, максимально отвечающей потребностям граждан, расширяется круг образовательных услуг, предоставляемых населению в соответствии с социально-экономической ситуацией в городе, потребностями рынка труда, решаются поставленные цели и задачи по реализации государственной политики в области образования.

Дополнительная информация

С целью активизации работы по широкому информированию населения о реализации первоочередных мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в Республике Беларусь в 2008-2009 годах информируем, что на Интернет-сайте Совета Министров Республики Беларусь (www.government.by) в разделе "Информация о либерализации экономики" размещена полная информация по вышеназванной теме. Также сообщаем, что электронная ссылка на данную информацию размещена на Интернет-ресурсах министерств, госкомитетов, концернов, облисполкомов, Минского горисполкома, райисполкомов.


Информация предоставлена: Управление идеологической работы Мингорисполкома
Дата обновления: 13.05.2009
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016