Главная / Актуальные события / Единый день информирования

   
  Для заместителей руководителей организаций г.Минска по идеологической работе


МАТЕРИАЛЫ К ЕДИНОМУ ДНЮ ИНФОРМИРОВАНИЯ
15 октября 2009 года по теме:

"Изменения в системе адресной социальной помощи (Указ Президента Республики Беларусь
от 14 сентября 2009 г. № 458 "О государственной адресной социальной помощи")"
и
дополнительной теме для г. Минска:
"О ходе исполнения Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях" в части ведения эффективной профилактической работы в организациях г. Минска с обязанными лицами"

"Мы никогда не изменим своему главному принципу – заботе о человеке".

  А.Г.Лукашенко


Изменения в системе адресной социальной помощи (Указ Президента Республики Беларусь
от 14 сентября 2009 г. № 458 "О государственной адресной социальной помощи")

(по информации комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома)

Понятия, используемые в тексте:

прожиточный минимум – минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья;

бюджет прожиточного минимума – стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы;

малообеспеченные граждане (семьи) – граждане (семьи), имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума;

среднедушевой доход семьи определяется путем деления совокупного дохода всех членов семьи на число членов семьи, учтенных в ее составе;

критерий нуждаемости для предоставления государственной адресной социальной помощи – наибольшая величина бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала (с 1 августа 2009 г. - 249 410 руб.);

трудная жизненная ситуация – обстоятельства, сложные для самостоятельного разрешения (полная нетрудоспособность по причине возраста и инвалидности, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, нуждаемость в технических средствах социальной реабилитации, стихийные бедствия, катастрофы, пожары и др.).

В каждом государстве, независимо от уровня его экономического развития, есть малообеспеченные семьи (граждане), имеющие ограниченные материальные средства и нуждающиеся в государственной поддержке. В их число с наибольшей вероятностью попадают многодетные и неполные семьи, одинокие инвалиды и пенсионеры, безработные граждане.

Действовавшая ранее система социальной защиты населения Республики Беларусь была основана на принадлежности людей к определенной категории. С 1 января 2001 года в Республике Беларусь введена система адресной социальной помощи. Ее цель – материальная поддержка семей (граждан), по объективным причинам имеющих ограниченные финансовые возможности, а также содействие их выходу из трудной жизненной ситуации.

Государственная адресная социальная помощь предоставляется в виде ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий.

Размер ежемесячного социального пособия не имеет установленной величины. Он напрямую зависит от материального положения семьи и составляет разницу между критерием нуждаемости (249 410 руб. на сегодняшний день) и фактическим среднедушевым доходом, полученным всеми членами семьи. Средний размер ежемесячного социального пособия на одного человека в месяц в текущем году по городу - 73,2 тыс. руб.

Единовременное социальное пособие предоставляется семьям (гражданам), попавшим в трудную жизненную ситуацию, в случаях, когда оказание ежемесячного социального пособия не позволяет решить возникшую проблему. Средний размер единовременного социального пособия в 2009 году составил 224,7 тыс. руб. на человека.

Решение о назначении либо отказе в назначении государственной адресной социальной помощи принимают постоянно действующие комиссии, созданные администрациями районов города. В состав комиссий включены депутаты Минского городского Совета депутатов, специалисты управлений социальной защиты, территориальных центров социального обслуживания населения, различных служб администраций, представители общественных объединений. Председателями комиссий, как правило, являются заместители глав администраций районов, курирующие социальные вопросы.

Всего за девять лет работы получателями государственной адресной социальной помощи в г. Минске стали более 53 тыс. человек. На выплату помощи с 2001 г. по август 2009 г. направлено 5,2 млрд. рублей.

Среди получателей подавляющее большинство (96%) составляют семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, а среди них (более 65%) – неполные семьи. Как правило, это одинокие матери, родившие ребенка вне брака, и не имеющие трудового стажа.

С целью оказания поддержки действительно нуждающимся гражданам и семьям механизм предоставления адресной социальной помощи постоянно совершенствуется.

В 2001 году критерий нуждаемости, установленный первоначально на уровне 50% бюджета прожиточного минимума, был увеличен до 60%.

Начиная с 1 января 2006 года, обращение за государственной адресной социальной помощью реализуется в рамках заявительного принципа "одно окно". Особенность данной технологии состоит в том, что гражданин сам принимает решение о том, как будет организована работа с его заявлением: либо он будет самостоятельно собирать документы, необходимые для получения помощи, либо основная часть информации будет запрошена специалистами органов по труду, занятости и социальной защите.

В апреле 2007 года отменен категориальный подход при назначении государственной адресной социальной помощи. Право на ее получение предоставлено всем гражданам (семьям), оказавшимся в трудной жизненной ситуации, при условии, если их среднедушевой доход не достиг установленного критерия нуждаемости. Таким образом, государственная поддержка стала доступной для малообеспеченных трудоспособных граждан, основным доходом которых является заработная плата.

Вместе с тем, были повышены требования к претендентам на получение помощи. Законодательством определен ряд условий, при которых отдельные члены семьи, а в некоторых случаях и семьи в целом, не имеют право на адресную помощь. При рассмотрении каждого обращения учитывается имущественное положение, экономическая активность трудоспособных граждан, а также объективность причин низкого дохода.

Свое дальнейшее развитие система государственной адресной социальной помощи получила в связи с принятием Закона Республики Беларусь "О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан" и Указа Президента Республики Беларусь "О некоторых мерах государственной поддержки населения" от 14.12.2007 № 638.

Для повышения эффективности данного вида государственной поддержки критерий нуждаемости был увеличен с 60 до 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденной Правительством Республики Беларусь за два последних квартала.

В связи с этим, количество получателей адресной помощи в 2008 году по сравнению с 2007 увеличилось в 2,9 раза. Помощь получили 8,9 тыс. человек на общую сумму 1,8 млрд. руб.

Следует отметить, что при расчете ежемесячного социального пособия отмененные Законом льготы в денежном эквиваленте были исключены из состава совокупного дохода семьи, увеличивая размер пособия, что позволило малообеспеченным гражданам компенсировать расходы в связи с отменой льгот. Средний размер ежемесячного социального пособия увеличился в 2,3 раза и составил 66,9 тыс. руб., единовременного социального пособия - 168,9 тыс. руб.

Право на государственную адресную социальную помощь в виде единовременного социального пособия в размере от 50 до 500 процентов бюджета прожиточного минимума предоставлено малообеспеченным гражданам и семьям, которые оказались в трудной жизненной ситуации и по независящим от них причинам имели среднедушевой доход ниже 120% критерия нуждаемости.

Сокращен перечень документов, представляемых гражданами, упрощен порядок обращения за государственной поддержкой.

В целях исключения иждивенческих настроений, необоснованного использования бюджетных средств четко определены условия, при которых отдельные граждане и семьи не могут претендовать на государственную поддержку.

1 января 2010 года вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 14.09.2009 № 458 "О государственной адресной социальной помощи (далее – Указ № 458).

Принятие данного нормативного правового акта направлено на повышение эффективности системы государственной поддержки населения, а также на упрощение процедуры предоставления государственной адресной социальной помощи.

Остались прежними критерий нуждаемости для предоставления государственной адресной социальной помощи (100% бюджета прожиточного минимума) и расчет размера ежемесячного социального пособия на каждого члена семьи.

Упрощена процедура предоставления помощи: в единую систему государственной адресной социальной помощи объединены два вида государственной поддержки граждан, установленные Указом № 638, - ежемесячное социальное пособие и безналичные жилищные субсидии, установлен единый критерий нуждаемости для предоставления государственной поддержки.

Иными словами, гражданам, у которых среднедушевой доход ниже критерия нуждаемости, вместо указанных двух видов государственной поддержки будет предоставляться один - ежемесячное социальное пособие, которое может направляться, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг. При этом обращаться необходимо в одну инстанцию и представлять один пакет документов для назначения такой помощи.

Для предоставления единовременного социального пособия семьям (гражданам), оказавшимся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей нормальную жизнедеятельность, размер среднедушевого дохода увеличен со 120 до 150 процентов критерия нуждаемости. Это позволит оказать поддержку значительному числу действительно нуждающихся граждан. Одновременно отменяется низший ограничительный предел размера указанного пособия (от 50% бюджета прожиточного минимума).

Максимальный период назначения государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия увеличен с 3 до 6 месяцев.

Одновременно введены дополнительные ограничения на предоставление ежемесячного социального пособия для отдельных семей (граждан), которые:
  • приобрели в течение последних двенадцати месяцев перед датой обращения за назначением ежемесячного социального пособия транспортное средство (кроме мопедов, велосипедов), за исключением семей, имеющих детей-инвалидов, инвалидов I, II группы, многодетных семей);

  • работают на условиях неполного рабочего времени, если такой режим устанавливается по их просьбе, за исключением случаев, когда наниматель обязан устанавливать неполное рабочее время в соответствии с законодательством.
Среднедушевой доход семьи (гражданина) при назначении помощи в виде ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий будет исчисляться за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу обращения.

Максимально сокращен перечень документов, представляемых гражданами. В частности, исключен ряд справок: о денежном эквиваленте социальных льгот по оплате за пользование квартирным телефоном, за пользование жилым помещением и коммунальные услуги; о размере земельного участка.

Указанные справки, а также, при необходимости – сведения о сумме задолженности по оплате за пользование жилыми помещениями, их техническое обслуживание, коммунальные услуги, – будут запрашиваться органом по труду, занятости и социальной защите.

Данные меры позволят оказывать гражданам более весомую материальную поддержку, упростят процедуру предоставления государственной адресной социальной помощи: гражданину достаточно будет обратиться в орган по труду, занятости и социальной защите в течение календарного года один раз.

Указом № 458 введен новый вид государственной адресной социальной помощи – социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации. Данное пособие будет предоставляться независимо от величины среднедушевого дохода семьи (гражданина) в размере стоимости технических средств социальной реабилитации:
  • детям в возрасте до 18 лет, не признанным инвалидами, но нуждающимся по медицинским показаниям в таких средствах реабилитации;

  • инвалидам III группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.
Данная правовая норма позволит в полной мере обеспечить реализацию статьи 31 Закона Республики Беларусь "О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь" в отношении указанных категорий граждан.

В случае сокрытия либо представления недостоверных сведений семьи (граждане) лишаются права на обращение за государственной адресной социальной помощью в течение двенадцати месяцев, начиная с месяца принятия решения об отказе в ее назначении.

Данные меры позволят приблизить доходы малообеспеченного населения к уровню минимальной социальной гарантии – бюджету прожиточного минимума, что в итоге позволит повысить качество жизни данной категории населения.



Информация предоставлена: Управление идеологической работы Мингорисполкома
Дата обновления: 12.10.2009
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016