Главная / Актуальные события / Единый день информирования
    Для заместителей руководителей организаций г.Минска по идеологической работе

 

МАТЕРИАЛЫ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ТЕМЕ ДЛЯ г. МИНСКА:

"Работа по выполнению Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3
"Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства"

(по информации отдела энергетики Мингорисполкома, Минского городского управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, УП "Агентство Минск-Новости", ГП "Издательский дом "Вечерний Минск")


Республика Беларусь не имеет богатых энергетических ресурсов, поэтому их рациональное и эффективное использование всегда стояло на первом плане для нашей страны. Экономия и бережливость являются ключевыми факторами социально-экономического развития белорусского государства. Директива №3, подписанная Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 14 июня 2007 года, была призвана привлечь внимание общества к решению этой проблемы и определила основные направления укрепления экономической безопасности государства. В апреле текущего года Глава государства в Послании белорусскому народу и Национальному собранию еще раз подчеркнул: "Экономное, рациональное использование материальных и топливно-энергетических ресурсов, оптимизация ресурсо- и энергопотребления, внедрение материало- и энергосберегающих технологий являются определяющими факторами обеспечения устойчивого развития страны, укрепления ее экономической безопасности".

В г. Минске проводится системная целенаправленная работа по выполнению Директивы Президента Республики Беларусь № 3 "Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства".

Комитетам и управлениям Мингорисполкома, организациям коммунальной и с долей коммунальной собственности было поручено при разработке бизнес-планов развития на 2008 - 2009 годы предусмотреть мероприятия по сокращению затрат на производство и реализацию продукции и обеспечить соотношение между темпами роста объема затрат на производство продукции и объема ее выпуска за вычетом налогов и сборов из выручки в размере не более 0,99. Данное задание по экономии ресурсов установлено Минскому горисполкому на 2008 - 2009 годы Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 24.01.2008 № 98 и от 16.01.2009 № 35. По итогам работы за 1 полугодие 2009 г. темп роста объема производства продукции (работ, услуг) составил 130,1%, темп роста затрат на производство продукции (работ, услуг) - 127,4%, показатель по экономии ресурсов выполнен и составил 0,979. Однако рядом организаций выполнение задания за первое полугодие не обеспечено. Это КУП "Минсккоммунтеплосеть", КУП "Минский метрополитен", КУП "Минскводоканал", ОАО "Минскремстрой", УП "Киновидеопрокат", УП "Белкоммунмаш", КУП "Минскметрострой", КУП "СМЭП Мингорисполкома", КУП "Минскреклама", УП "Минские телевизионные информационные сети", КУП "Метро".

Один из пунктов Директивы № 3 предусматривает активизацию продажи имущественных комплексов неэффективно работающих малых и средних государственных организаций, не завершенных строительством объектов с превышением нормативного срока строительства свыше двух лет, а также долей государства в уставных фондах убыточных хозяйственных обществ.

Решением Минского горисполкома от 11.09.2008 № 2122 утвержден план приватизации объектов, находящихся в коммунальной собственности города Минска на 2008 - 2010 годы. По данному плану до конца года планируется провести аукционные торги по продаже торгово-закупочного коммунального УП "Золотая осень" как имущественного комплекса.

Решением Минского горисполкома от 09.04.2009 № 739 утверждены мероприятия на 2009-2010 годы по снижению объемов сверхнормативного незавершенного строительства по организациям коммунальной собственности и с долей коммунальной собственности г. Минска в уставном фонде, которыми предусмотрена продажа 11 объектов незавершенного строительства.

В рамках реализации мер бюджетной политики по экономии бюджетных средств в истекшем периоде 2009 года проведена работа по сокращению непервоочередных расходов, ограничению приобретения товаров импортного производства организациями, находящимися в ведении Мингорисполкома.

В целях повышения эффективности использования бюджетных средств в 2009 году утверждены расходы бюджета г. Минска на финансирование капитального ремонта объектов и текущего ремонта зданий и помещений социально-культурного и бытового назначения, административных объектов, а также перечень бюджетных программ.

В результате проведенной в текущем году работы по реализации мер, направленных на экономию бюджетных средств, за 9 месяцев 2009 года сокращены бюджетные расходы на 781 млрд. рублей, в том числе на финансирование бюджетных программ - 54,3 млрд. рублей.

В целях сокращения импорта товаров и обеспечения экономии валютных средств, в региональную программу импортозамещения по г. Минску на 2009 год включены 35 проектов, в государственную программу - 8 проектов.

По итогам работы за 1 полугодие 2009 г. условный объем экономии валютных средств составил 18,5 млн. долларов США.

В целях дальнейшей оптимизации торгового баланса и сокращения импортных закупок принимаются следующие меры:

актуализация региональной программы импортозамещения (на 2010 год региональная программа импортозамещения обновлена и дополнена 15 проектами с ориентировочным объемом производства более 210,7 млрд.рублей и условной экономией валютных средств в размере 4 млн.долларов США);

внесение предложений по дополнению Государственной программы импортозамещения новыми проектами;

проработка вопроса организации дополнительного производства по 54 товарным позициям с ориентировочным объемом не менее 6 млн.долларов США в год.

В соответствии с действующим законодательством Мингорисполком ведет постоянную работу по оптимизации импорта юридических лиц без ведомственной подчиненности. Проводится предварительная работа с представителями организаций по вопросу перевода расчетов с нерезидентами с предварительной оплаты на оплату по факту поступления товаров, на использование аккредитивов, привлечение внешних кредитных ресурсов банков-нерезидентов. Таким образом, из поступивших в августе обращений на 5,6 млн. долларов США было отказано на 4,8 млн. долларов США; в сентябре из обращений на сумму 3,9 млн. долларов США, отказано на 10,6 тыс. долларов США; в октябре из поступивших обращений на 1,8 млн. долларов США отказано на 289,1 тыс. долларов США.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.03.2009 № 298 Минскому горисполкому установлен норматив запасов готовой продукции на складах предприятий коммунальной и с долей коммунальной собственности, а также юридических лиц без ведомственной подчиненности на январь - сентябрь 2009 г. на уровне 62,0% от среднемесячного объема производства. На 01.10.2009 выполнение установленного норматива обеспечено.

На предприятиях коммунальной и с долей коммунальной собственности, а также по негосударственным юридическим лицам в январе - сентябре 2009 года соотношение остатков готовой продукции и среднемесячного объема производства в фактических ценах составило 47,9%, на промышленных предприятиях, подчиненных Мингорисполкому - 29,8%, по юридическим лицам без ведомственной подчиненности - 54,5%.

С целью сокращения складских запасов готовой продукции в 2009 году по валообразующим промышленным предприятиям столицы Минским горисполкомом принимаются следующие меры:
  • по 25 предприятиям разработаны графики сокращения в 2009 году складских запасов, ход выполнения которых взят на еженедельный контроль;
  • по 6 предприятиям разработаны и согласованы с отраслевыми министерствами программы продаж продукции.
Кроме того, осуществляется еженедельный оперативный анализ ситуации по участию индивидуальных предпринимателей и малых предприятий в реализации складских запасов.

Общий объем товарных запасов в торговых организациях по г. Минску за январь - сентябрь 2009 г. составил 1 407 476,6 млн. рублей.

С целью сокращения остатков товаров на складах торговыми организациями г. Минска совместно с промышленными организациями проводятся выставки-продажи, выставки-дегустации, расширенные продажи, демонстрации моделей, призовые акции, распродажи товаров по сниженным ценам, мероприятия и акции по продвижению товаров, в том числе за счет скидок.

За 9 месяцев 2009 года столичными торговыми организациями совместно с предприятиями-производителями организовано 1180 выставок и расширенных продаж, 610 рекламных акций, 45 демонстраций моделей одежды, что на 30% превышает общее количество мероприятий, проведенных за соответствующий период прошлого года.

Для продвижения продукции отечественного производства проведено 1380 выставок-дегустаций, 1296 выставок-продаж кулинарных и кондитерских изделий.

За 9 месяцев 2009 года состоялось 590 распродаж непродовольственных товаров по сниженным ценам. ОАО "ЦУМ" совместно с промышленностью проведено около 160 таких распродаж, УП "Универмаг Беларусь" - 110, ООО "ТД "На Немиге" - 100.

При совместном участии организаций торговли и предриятий-изготовителей проведено 65 общегородских и республиканских мероприятий. Организовано 180 ярмарок, в которых приняли участие 5175 организаций, из них 2590 - от промышленности. В результате реализовано продукции на 9758,9 млн. рублей.

Состоялось более 165 рабочих встреч и совещаний с руководителями промышленных предприятий с целью оказания предприятиям-изготовителям помощи в изучении покупательского спроса выпускаемой ими продукции, расширения ассортимента, улучшения качества товаров.

Доведенное задание по сбору вторичных материальных ресурсов по г. Минску на 2009 год по отходам бумаги и картона за 9 месяцев выполнено на 67,5%, отходам стекла - на 44,5%, вторичным текстильным материалам - 40,1%, изношенным шинам - 83,8%, полимерным отходам - 53,1%, строительным отходам - 115,6%, отходам асфальтобетона - 97,0%.

На филиале "Завод строительных изделий" ОАО "Минскремстрой" в 2008 году было установлено оборудование для производства топливных брикетов из отходов собственного деревообрабатывающего производства. В прошлом году произведено 50 тонн топливных брикетов, за 9 месяцев 2009 года - 124 тонны.

Минску на 2009 год доведен целевой показатель по энергосбережению минус 14%. По итогам работы за 10 месяцев он составил плюс 6,7%.

Основной причиной невыполнения данного показателя является то, что наша столица представляет собой современный крупный мегаполис, имеет большой промышленный сектор. На территории города расположено 453 предприятия различных отраслей народного хозяйства: машиностроения и станкостроения, приборостроения, легкой и пищевой промышленности, энергетики, коммунального хозяйства, частной собственности и др. Главной и определяющей величиной при определении целевого показателя энергосбережения являются темпы роста промышленной продукции, которые в настоящее время ниже установленного задания, поэтому целевой показатель по энергосбережению от минуса перешел в плюс.

За 9 месяцев этого года промышленными предприятиями на энергосбережение было затрачено 63,1 млрд. руб. Фактическая экономия составила 39,2 тыс. тонн условного топлива (далее - ту.т.). Несомненно, у предприятий имеется определенный резерв по дальнейшему снижению потребления энергоресурсов за счет внедрения энергоэффективного энергетического и технологического оборудования.

На прежнем уровне осталось потребление топливно-энергетических ресурсов социально - бюджетной сферой. Их ежегодный прирост за счет ввода новых площадей компенсируется получаемой экономией от внедрения энергоэффективных мероприятий.

Существенное влияние на величину целевого показателя по энергосбережению имеет население. В сравнении с прошлым годом потребление топливно-энергетических ресурсов данной категорией увеличилось на 5,3%, это связано с вводом нового жилья (теплоэнергия) и повышением уровня энергооснащенности квартир (электроэнергия).

В г. Минске проводится целенаправленная работа по снижению удельных норм расхода топливно-энергетических ресурсов на выпуск продукции, выработку тепловой энергии теплоисточниками, предельных уровней потребления электроэнергии. Осуществляется мониторинг выполнения программ энергосбережения, целевых показателей, определяются условно - постоянно составляющие потребления топливно-энергетических ресурсов на предприятиях города.

Перечнем мероприятий по реализации основных направлений энергосбережения по г. Минску на 2009 год, утвержденным распоряжением Мингорисполкома от 26.11.2009 № 433р запланирована реализация 67 организациями 128 мероприятий с суммарным годовым экономическим эффектом 302,9 тыс. ту.т. и объемом финансирования 542 989,7 млн. руб. Экономический эффект с учетом переходящего значения от мероприятий предыдущего года внедрения - 194,2 тыс. ту.т., (62%), освоено финансовых средств - 522 651 млн. руб. (96,2%).

Освоение инновационного фонда Минэнерго на 30.11.2009 составило 3826,1 млн. руб., или 41% от годового плана.

В соответствии с Программой по энергосбережению г. Минска на 2009 год за 11 месяцев 2009 года выполнено в полном объеме 41 мероприятие.

УП "Минсккоммунтеплосеть" установлено 2 котлоагрегата на местных видах топлива в котельной по ул. Березогорская, 9 суммарной мощностью 5 МВт.

ОАО "Керамин" внедрена энергосберегающая линия по производству керамической плитки для пола с годовой экономией 1,29 тыс. ту.т.

РУП "Минский тракторный завод" внедрена автоматическая формовочная линия с годовой экономией 0,767 тыс. ту.т;

УП "Минский электромеханический завод им. В.И.Козлова" внедрена автоматизированная линия порезки лент трансформаторной стали на пластины магнитоприводов силовых трансформаторов с годовой экономией 0,399 тыс. ту.т;

ОАО "Минский завод строительных материалов" произведена модернизация формовочного отделения цеха керамических изделий с организацией выпуска пустотелых поризованных камней, блоков, кирпича с годовой экономией 0,367 тыс. ту.т;

УП "Минскводоканал" произведена замена 25 насосных агрегатов на моноблочные с более высоким КПД, годовая экономия от внедрения данного мероприятия составит 0,728 тыс. ту.т.

В г. Минске проводится работа по увеличению объемов использования местных видов топлива, тепловых возобновляемых энергетических ресурсов и нетрадиционных источников энергии. К последним, с учетом природных и специфических условий г. Минска, относятся объекты малой гидроэнергетики.

В январе 2007 года в рамках городской программы энергосбережения УП "Минскводоканал" введена в эксплуатацию мини-ГЭС (далее - МГЭС) на насосной станции №6 Вилейско-Минской водной системы. Учитывая мощность турбины (всего 55 кВт), было принято решение об использовании выработанной электроэнергии на собственные нужды. Общая стоимость работ составила 225,7 млн. руб., годовая выработка электрической энергии - 213 тыс. кВт*ч.

В декабре того же года предприятием завершены работы по строительству МГЭС с установкой 2-х турбин мощностью 132 кВт каждая на водосбросе Минской ТЭЦ-2. Затраты составили порядка 1,1 млрд. руб., ожидаемая годовая выработка электроэнергии - более 1 млн. кВт*ч.

Также в рамках Республиканской программы энергосбережения на 2006-2010 г.г. УП "Минскводоканал" планируется ввод в эксплуатацию следующих МГЭС: в 2009 году - на водосбросе ТЭЦ-3 Чижовского водохранилища с установкой двух турбин мощностью 150 кВт каждая, в 2010году - на водосбросе водохранилища "Дрозды (2 турбины по 150 кВт каждая), а также на водосбросе Минской очистной станции аэрации в Шабанах.

В настоящее время суммарная мощность эксплуатируемых УП "Минскводоканал" объектов малой гидроэнергетики составляет порядка 2,25 МВт, к концу 2010 года - планируется более 3 МВт.

Одним из приоритетных направлений повышения эффективности энергоемких производств является когенерация, т.е. внедрение электрогенерирующих установок на предприятиях, которые вырабатывают электрическую и тепловую энергию. Данные меры являются экономическим стимулом обеспечения энергоэффективности и энергобезопасности предприятия.

В г. Минске проводится работа по внедрению газопоршневых и парогазовых установок. Так, в 2007-2008 г.г. на площадке ОАО "Горизонт" по пер. С.Ковалевской были введены в эксплуатацию электрогенерирующие установки мощностью по 1 МВт каждая и переданы на них тепловые нагрузки отопления и горячего водоснабжения завода и социальной сферы. Только в 2008 году газопоршневой установкой выработано 11,3 млн. кВт*ч электроэнергии и 8700 Гкал тепловой энергии. Себестоимость собственной электроэнергии в 3 раза меньше покупаемой от РУП "Минскэнерго", что в прошлом году дало экономию в размере 2 117 млн. руб. Кроме того было продано городским сетям 4,8 млн. кВт*ч, на сумму 1 200 млн. руб.

В 2009 году введено в эксплуатацию 244,4 МВт электрогенерирующих мощностей:
  • РУП "Минскэнерго" - 230 МВт;
  • УП "Завод полупроводниковых приборов" НПО "Интергал" - 12 МВт;
  • ОАО "Минский завод строительных материалов" - 2,3 МВт.
  • Автодиллерский центр "AUDI" фирмы "Белатра", (ул. Панченко) - 130 кВт.
Одним из передовых предприятий региона, использующих отходы собственного производства в качестве местных видов топлива, является ОАО "Минскдрев". С 1999 года для выработки собственной тепловой энергии предприятие пользуется котельной, работающей на отходах деревообработки. Кроме того, реализован комплекс энергосберегающих мероприятий по усовершенствованию технологического процесса. Взамен сушильных камер устаревшей конструкции внедрены автоматизированные, работающие от котельных. В результате проделанной работы показатели ОАО "Минскдрев" по использованию местных видов топлива за прошлый год составили 2511 ту.т., или 60,4% от доли всего использованного на предприятии котельно-печного топлива.

Не только руководство государственных органов, предприятий и организаций, но и каждый работник и житель города должны осознать необходимость соблюдения режима повсеместной экономии и бережливости. По инициативе Департамента по энергоэффективности Госстандарта в республике проводится акция "Минус 60 ватт в каждой квартире". Ее цель - показать преимущества энергосберегающих осветительных приборов и привлечь всех граждан внести свой вклад в экономию топливно-энергетических ресурсов. Данная акция призывает граждан заменить лампу накаливания мощностью 75 Вт на энергосберегающую мощностью 15 Вт.

В рамках данной акции проводится образовательная работа с учениками в школах города и со взрослым населением посредством информирования коммунальными службами. Ее проведение освещается в газетах "Минский курьер", "Вечерний Минск", "Ва-банк". Размещена информация в общественном транспорте с помощью бегущей строки. На телеканалах СТВ, РТР-Беларусь, Медиа-сеть, TV RAY демонстрируется ролик социальной рекламы.

Городские средства массовой информации освещают и другие мероприятия по реализации Директивы № 3 и пропаганде среди населения необходимости соблюдения режима экономии и бережливости. Вопросам рационального использования топливно-энергетических ресурсов была посвящена пресс-конференция начальника отдела энергетики Мингорисполкома Лавничука А.И. и начальника Минского управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Тура И.В., которая состоялась в горисполкоме 4 февраля текущего года. По её итогам вышли сюжеты в новостных выпусках телевидения и радио, публикации в республиканских и городских периодических печатных изданиях. 9 декабря запланирована очередная конференция по данной теме.

Материалы по указанной тематике присутствуют ежедневно на СТВ в выпусках новостей, программ "Тема дня", "Столичные подробности", "Личный интерес" и др. Соответствующие публикации еженедельно размещаются в городских газетах "Вечерний Минск" и "Минский курьер". Необходимость экономного использования топливно-энергетических ресурсов и соблюдения порядка в городе неоднократно становилась темой "прямых линий" газеты "Минский курьер" и "Радио - Минск".

Всего в газете "Минский курьер" на протяжении 10 месяцев 2009 года опубликовано около 100 материалов на указанную тему, в газете "Вечерний Минск" - 25.

Таким образом, только совместными усилиями, ответственностью и дисциплиной мы обеспечим экономическую безопасность, устойчивое развитие и процветание нашей страны.
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016