Главная / Актуальные события / Единый день информирования
     
    Для заместителей руководителей организаций г.Минска по идеологической работе

МАТЕРИАЛЫ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ТЕМЕ ДЛЯ г.МИНСКА:

"Охрана труда и снижение производственного травматизма – необходимые условия стабильной работы предприятий"
(по информации комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома)

Охрана труда является важнейшим социально-экономическим вопросом, требующим к себе постоянного внимания со стороны государства, работодателей, объединений работников. Неудовлетворительные условия труда, производственный травматизм и профессиональные заболевания несут обществу большие экономические затраты. По экспертным оценкам потери общества от одного несчастного случая со смертельным или тяжелым исходом составляют сумму эквивалентную 163 тыс. евро.

Минским городским исполнительным комитетом постоянно поводится анализ причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях, расположенных на подведомственной территории, осуществляется разработка и реализация мер по их профилактике.

В настоящее время реализуется Целевая программа по улучшению условий и охраны труда в организациях города Минска на 2006-2010 гг., утвержденная решением сессии Минского городского Совета депутатов от 23 марта 2006 г. № 227 (далее – городская программа), а также районные целевые мероприятия.

По итогам проведенной работы в организациях г.Минска в 2009 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 27% снижен уровень производственного травматизма со смертельным исходом (11 месяцев 2009 г. – 24 случая, 11 месяцев 2008 г. – 33) и на 9,6% – с тяжелым исходом (11 месяцев 2009 г. – 178 случаев, 11 месяцев 2008 г. – 197).

Основными причинами травматизма являются:

Материалы специальных расследований свидетельствуют, что 24% погибших и 7,8% потерпевших, получивших тяжелые травмы, находились в состоянии алкогольного опьянения.

В системе профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий труда и снижение профессиональных заболеваний, важное место занимают средства индивидуальной защиты, которые применяются в тех случаях, когда безопасность работника не может быть обеспечена другими техническими средствами. Современный уровень развития техники и технологий позволяет надежно защитить человека лишь при условии рационального выбора и правильного применения соответствующих средств.

Изложенное выше свидетельствует о том, что, реализуя права, гарантированные статьей 223 Трудового кодекса Республики Беларусь, статьей 12 Закона «Об охране труда», работники должны неукоснительно соблюдать обязанности по охране труда, а именно:

Работник также обязан:

Значительное число нарушений действующего законодательства происходит из-за некомпетентности работников и, в частности, руководителей, их неумения организовать работу в данном направлении. Следовательно, необходимым условием успешного решения всего комплекса проблем охраны труда, профилактики производственного травматизма, профессиональных заболеваний должно стать повышение уровня знаний по этим вопросам руководителей и их заместителей, специалистов по охране труда.

Для проведения работы и осуществления контроля в организациях создаются службы охраны труда или вводится в штат должность специалиста по охране труда. Даная должность в организациях производственной сферы вводится при численности работающих свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек. Также работодатель может ввести ее и при меньшей численности работающих или возложить соответствующие обязанности на уполномоченное им лицо (статья 16 Закона «Об охране труда» от 23.06.2008 № 356-з, статья 22 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работающих, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия потенциально опасных видов деятельности, производств и объектов (Норматив численности специалистов по охране труда на предприятиях, утвержденными постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23 июля 1999 г. № 94).

Особое внимание необходимо уделять подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников по вопросам охраны труда. Нормативными документами предусмотрено проведение повышения квалификации по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет (в соответствии с Инструкцией о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 г. № 175 и Положением о порядке осуществления повышения квалификации, стажировки и переподготовки работников, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.03.2008 № 379).

В настоящее время переподготовку по специальности «Охрана труда» в ГУО «Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», ГУО «Кадры Индустрии» проходят 35 специалистов организаций г. Минска, в том числе 19 специалистов организаций коммунальной собственности. Повышение квалификации по охране труда в учебных центрах ГУО «Республиканский институт высшей школы», ГУО «Кадры Индустрии», УЦ «Жилком» и др. прошли около 7000 работников организаций коммунальной и частной собственности.

Работающие в установленном порядке должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях, которые создаются работодателями.

В свою очередь руководители организаций, их заместители, ответственные за организацию охраны труда, главные специалисты, руководители (специалисты) служб охраны труда, члены комиссий организаций обязаны пройти не реже 1 раза в 3 года проверку знаний в комиссиях вышестоящих организаций, соответствующих Министерств или ведомств. Если организация не находится в подчинении республиканского органа управления, другой организации, то проверка знаний данных лиц проводится в соответствующих комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов.

Работа комиссий Мингорисполкома и администраций районов осуществляется по утвержденному графику, как правило, еженедельно. В 2009 году в установленном порядке прошли проверку знаний около 7 тысяч работников организаций без ведомственной подчиненности. Также проводится работа по выявлению руководителей и специалистов, не прошедших данную проверку. В 2009 году выявлено 3557 таких организаций. В случае не прохождения работниками в установленном порядке проверки знаний по вопросам охраны труда, организации включаются в координационный план контрольной (надзорной) деятельности.

По решению Мингорисполкома от 16 апреля 2009 года № 826 для усиления профилактической работы по предупреждению производственного травматизма в июле 2009 года был проведен месячник «Безопасный труд – право каждого человека», в рамках которого организовано 13 семинаров и выставок современных средств индивидуальной защиты для специалистов предприятий г.Минска. Состоялись семинары по обмену опытом в базовых организациях по охране труда. Передовым опытом по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний поделились предприятия, ставшие призерами городского смотра-конкурса на лучшую организацию работы по охране труда в организациях города Минска, проводимого в 2008 году. В ходе семинаров состоялись экскурсии по цехам и участкам предприятий с целью наглядного представления безопасной организации рабочих мест, а также санитарно-бытового обслуживания работающих. Слушатели имели возможность увидеть работу кабинета по охране труда, ознакомиться с методами и формами обучения и проверки знаний.

Всего за 9 месяцев 2009 года комитетами, управлениями Мингорисполкома и администрациями районов организовано и проведено 78 обучающих семинаров по актуальным вопросам охраны труда, в которых приняли участие около 3,5 тысяч слушателей. Подготовлено 64 выступления на радио, телевидении и в печатных СМИ. Информационные материалы по данным вопросам регулярно освещаются на странице официального сайта Мингорисполкома.

В целях снижения производственного травматизма в соответствии с требованиями статьи 13 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» работодатель обязан обеспечить идентификацию опасностей, оценить профессиональные риски, подготовить и реализовать мероприятия по снижению рисков с проведением анализа их эффективности.

В свою очередь городской программой регламентировано внедрение систем управления охраной труда в организациях города Минска в соответствии с государственными стандартами и другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь. В настоящее время действует СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования».

Консультационные услуги по разработке и сертификации систем управления охраной труда имеют право оказывать организации, имеющие соответствующие разрешения и аттестаты аккредитации Госстандарта. Среди них ГУО «Республиканский институт высшей школы», НП РУП «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации», РУП «Белорусский государственный институт метрологии» и др.

Комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома постоянно проводит мониторинг внедрения систем управления охраной труда, разработанных в соответствии с государственным стандартом в организациях коммунальной и частной собственности. В текущем году система внедрена в 68 организациях, всего за 2006-2009 годы - в 309 организациях коммунальной и частной собственности, при плане - 306. Кроме того, 22 организации коммунальной и частной собственности систему сертифицировали.

Городской программой предусмотрена разработка и осуществление комплекса мероприятий по техническому перевооружению и модернизации производств, улучшению условий труда работников. За 9 месяцев 2009 года 1486 рабочих мест приведены в соответствие с требованиями санитарно-гигиенических нормативов.

Следует отметить, что государство экономически заинтересовывает страхователей в обеспечении здоровых и безопасных условий труда, профилактике несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Это достигается путем установления скидок и надбавок к страховым тарифам в зависимости от наличия страховых случаев и размера страхового возмещения вреда.

Свою роль в осуществлении периодического контроля за соблюдением требований по охране труда призваны обеспечивать общественные инспектора по охране труда и профсоюзные комитеты.

Специалисты комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома и администраций района в 2009 году приняли участие в проведении Дней охраны труда в 65 организациях, допустивших несчастные случаи на производстве.

Для комплексного решения проблемных вопросов безопасности и гигиены труда в прошлом году проведено 2 заседания совета по координации деятельности органов государственного надзора и контроля и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда при Минском городском исполнительном комитете, на которых заслушаны отчеты руководителей организаций коммунальной и негосударственной собственности, допустивших рост производственного травматизма. В организациях, где состояние охраны труда особо неблагоприятно, инициированы комплексные проверки.

Особое внимание уделяется реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» в части обеспечения безусловного и немедленного расторжения контрактов с работниками за нарушение правил охраны труда и техники безопасности, повлекшее увечье или смерть.

В 2009 году состояние охраны труда и производственного травматизма, выполнение требований Директивы № 1 рассмотрено дважды на заседаниях коллегии комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, а также дважды на заседаниях Мингорисполкома при подведении итогов социально-экономического развития. По этим вопросам прошло 30 заседаний администраций районов и 27 - районных комиссий по охране труда.

За 11 месяцев 2009 года в организациях г.Минска по основаниям, предусмотренным Директивой № 1, за нарушения правил охраны труда и техники безопасности, повлекшие увечье или смерть другого работника, с 24 должностными лицами расторгнуты контракты.

Вместе с тем, в качестве рычага управления охраной труда может выступать не только привлечение работников к ответственности за допущенные нарушения требований охраны труда, в том числе штрафные санкции, но и материальное стимулирование за успешную работу в данном направлении.

Для повышения заинтересованности работодателей в создании здоровых и безопасных условий труда ежегодно проводится смотр-конкурс на лучшую организацию работы по охране труда среди организаций различных форм собственности по 4 группам: организации непроизводственной сферы; организации производственной сферы с численностью работающих до 1 тысячи; организации производственной сферы с численностью работающих от 1 до 5 тысяч; организации производственной сферы с численностью работающих 5 тысяч и более.

Основными критериями оценки для определения победителей являются результаты работы по улучшению условий труда, санитарно-бытовое обеспечение и лечебно-профилактическое обслуживание работающих, эффективность профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Особое внимание уделяется внедрению на предприятиях систем управления охраной труда в соответствии с государственными стандартами.

По итогам смотра-конкурса, проводимого в 2008 году, решением Мингорисполкома от 23.04.2009 № 887 были определены победители по четырем номинациям с присвоением званий «Образцовая организация города Минска по охране труда» и вручением денежной премии. Первые места в номинациях заняли РУП «Белгипроводхоз», КУП «Спецкоммунавтотранс», КУП «Городской молочный завод № 1», РУП «Минский тракторный завод».

Таким образом, в г.Минске создана система мер, направленная на повышение уровня охраны труда и профилактику производственного травматизма. Деятельность в этом направлении постоянно совершенствуется, так как организация и улучшение условий труда на рабочих местах является одним из важнейших ресурсов экономической эффективности производства.

АРХИВ ИНФОРМАЦИИ

Информация предоставлена: Управление идеологической работы Мингорисполкома
Дата обновления: 15.01.2010

Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016