Главная / Актуальные события / Единый день информирования
     
    Для заместителей руководителей организаций г. Минска по идеологической работе


МАТЕРИАЛЫ К ЕДИНОМУ ДНЮ ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
15 апреля 2010 года по теме:

"Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг"

Защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг
(по информации ГО "Минское городское жилищное хозяйство", отдела энергетики Мингорисполкома, Минского научно-исследовательского института социально-экономических проблем, ОО "Белорусское общество защиты потребителей")

Развитие жилищно-коммунального хозяйства напрямую связано с уровнем благосостояния населения. Своевременное предоставление качественных услуг в этой отрасли становится залогом обеспечения комфортных условий проживания граждан.

Отношения в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг регулируются Конституцией Республики Беларусь, Гражданским кодексом, Законами "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг" и "О защите прав потребителей".

Между тем, далеко не все граждане осведомлены о наличии специального Закона, обеспечивающего защиту их прав в данной сфере. Закон Республики Беларусь от 16 июля 2008 года "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг" (далее – Закон) вступил в силу 29 января 2009 года и направлен на регулирование правовых, организационных и экономических основ защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Законом введены определения основных понятий, дана классификация видов жилищно-коммунальных услуг, определены права и обязанности потребителей и исполнителей, установлен порядок заключения Договора на оказание услуг и порядок рассмотрения требований потребителя в связи с их неоказанием либо оказанием с недостатками.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 № 99 "О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг" наряду с положениями, формами типовых договоров утвержден перечень основных жилищно-коммунальных услуг, который включает:
  • техническое обслуживание многоквартирного жилого дома;
  • холодное и горячее водоснабжение;
  • водоотведение (канализация);
  • централизованное газоснабжение;
  • электроснабжение;
  • централизованное теплоснабжение;
  • пользование лифтом;
  • вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов.
Данные услуги оказываются в обязательном порядке и обеспечивают необходимую благоустроенность жилых домов, жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

За основу требований к качеству предоставляемых жилищно-коммунальных услуг взяты государственные социальные стандарты по обслуживанию населения республики в области ЖКХ, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 № 724 "О мерах по внедрению государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики".

В нашей стране государственную политику в области защиты прав потребителей обеспечивает Министерство торговли. Оно координирует деятельность Министерства жилищно-коммунального хозяйства, Министерства энергетики и других государственных органов и организаций. Ряд полномочий также возложен на местные исполнительные и распорядительные органы.

Деятельность структурных подразделений Мингорисполкома по обеспечению населения жилищно-коммунальными услугами

Наша столица всегда славилась своей чистотой и опрятностью. Большая заслуга в этом принадлежит организациям города, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги населению.

Содержанием и эксплуатацией жилищного фонда в г.Минске занимаются 10 УП ЖРЭО районов, объединяющих 128 УП ЖЭС и КУП ЖЭУ, ЭКУП "СоколКоммунСервис" и 6 коммунальных предприятий. Общее руководство, управление и координацию деятельности вышеназванных предприятий осуществляет ГО "Минское городское жилищное хозяйство".

Коммунальные предприятия выполняют функции подрядчика по оказанию услуг населению, а именно: аварийного обслуживания жилищного фонда, сбора и вывоза твердых бытовых отходов, механизированной уборки территории города, комплексного обеспечения жилищных организаций материалами и расчетов с населением за оказанные жилищно-коммунальные услуги.

По состоянию на 1 января 2010 года на техническом обслуживании организаций системы ГО "Минское городское жилищное хозяйство" находятся 6 359 жилых домов общей площадью 30,3 млн.кв.м., в том числе:
  • 5 240 совместных домовладений общей площадью 21,7 млн.кв.м.;
  • 1 081 дом организаций застройщиков и ведомственного жилищного фонда общей площадью 8,3 млн.кв.м.;
  • 38 домов товариществ собственников общей площадью 0,3 млн.кв.м.
Кроме того, ГО "Минское городское жилищное хозяйство" осуществляет техническое обслуживание 7 общежитий.

С целью более полного удовлетворения запросов граждан в Минске создано 36 расчетно-справочных центров, объединяющих 117 жилищно-эксплуатационных служб города. Количество часов приема граждан в расчетно-справочных центрах увеличилось в 4,3 раза, установлен режим работы с 8.00 до 20.00, в субботу - с 8.00 до 17.00. Выходной день - воскресенье.

В работу РСЦ внедрен принцип "одного окна": сотрудники сами запрашивают необходимые документы и сведения для осуществления административных процедур. В центрах граждане могут получить первичную консультацию юристов по вопросам жилищного законодательства. Опыт работы РСЦ показал их эффективность: исчезли очереди за получением различного рода справок, улучшилось качество начисления населению жилищно-коммунальных платежей.

С 1 августа 2005 года КУП "Центр информации и автоматизации расчетов" предоставляет АСБ "Беларусбанк" возможность доступа к базам данных жилищных служб, содержащих сведения о лицевых счетах плательщиков жилищно-коммунальных услуг и получения информации о жилищных условиях и составе семьи граждан для предоставления им кредитов. Таким образом, гражданин обращается в банк за кредитом, банк получает в жилищных службах требуемую электронную информацию и принимает соответствующее решение.

Граждане могут без квитанции узнать сумму начислений за жилищно-коммунальные услуги и произвести оплату практически в любом банке, банкомате, инфокиоске и отделении почты города. Кроме того, можно получить информацию о начислении, оплате и задолженности по своему адресу за любой период по телефону: 190.

Главным направлением реализации целей и задач ГО "Минское городское жилищное хозяйство" и организаций, входящих в его состав, является обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами в соответствии с нормативами государственных социальных стандартов.

Из 12 стандартов в области ЖКХ, входящих в систему государственных социальных стандартов в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 № 724, жилищные объединения обеспечивают население следующими услугами в соответствии с нормативами:
  • отопление жилых помещений (не менее 18 градусов);
  • температура горячей воды (не менее 50 градусов);
  • соблюдение графика подачи горячей воды (ежедневно);
  • обеспечение водой граждан, проживающих в жилых домах, оборудованных централизованным водоснабжением и канализацией (согласно решению Мингорисполкома от 22.11.2007 № 2747 на 1 человека 130 литров в сутки холодной воды и 130 литров горячей воды) и т.д.
В жилищных объединениях ежемесячно ведется учет водопотребления в жилых домах, оборудованных централизованным водоснабжением и канализацией.

Для обеспечения качественного теплоснабжения жилищного фонда устанавливаются групповые приборы учета расхода тепловой энергии, а также приборы автоматического регулирования тепловой энергии, ведется профилактический осмотр и ремонт инженерного оборудования и коммуникаций системы отопления.

В целях соблюдения допустимых параметров микроклимата в жилых помещениях квартир выполняется тепловая реабилитация стеновых панелей, тепловая модернизация кровли.

С целью предотвращения дальнейшего интенсивного износа и устранения повреждений конструкций и инженерного оборудования, жилищными организациями производится текущий ремонт зданий и сооружений.

Текущий ремонт включает в себя комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективную эксплуатацию дома с момента завершения строительства (капитального ремонта) до постановки дома на очередной капитальный ремонт (реконструкцию).

С целью концентрации средств на наиболее проблемных вопросах содержания жилищного фонда ГО "Минское городское жилищное хозяйство" и организациями, входящими в его состав, взят курс на формирование целевых программ текущего ремонта, таких как подготовка жилищного фонда к зиме, ремонт кровель, водоотводящих систем, стыков, фасадов, тепловая реабилитация зданий, наведение порядка в подъездах (ремонт, закрытие подъездов).

Важнейшей функцией жилищных организаций по содержанию и обеспечению сохранности жилищного фонда в соответствии с нормативными требованиями является планирование и проведение капитального ремонта.

В 2009 году после капитального ремонта и тепловой модернизации жилищного фонда введено общей площади в размере 635,7 тыс.кв. метров или 100,5% от плана. Объем затрат составил 377,1 млрд. рублей при финансировании 360,3 млрд.

В целях улучшения среды обитания граждан, повышения их уровня жизни в Минске реализуется программа благоустройства дворовых территорий. В 2009 году в городе благоустроено 447 дворовых территорий.

Для обеспечения надлежащего санитарного содержания внутридворовых территорий жилищно-эксплуатационными организациями разработаны графики вывоза крупногабаритных отходов от контейнерных площадок и мусороприемных камер жилых домов.

За год в Минске образуется более 650 тысяч тонн коммунальных отходов. Это значит, что в среднем каждый житель производит 374 кг бытовых отходов и при средней продолжительности жизни в 70 лет оставляет после себя более 26 тонн отходов.

Более половины образующихся твердых коммунальных отходов может быть использовано повторно, что позволит избежать их негативного влияния на окружающую среду и здоровье людей, сберечь природные ресурсы. Поэтому во дворах города организован раздельный сбор бытовых отходов, установлено более 7000 специальных контейнеров. За 2009 год жилищными организациями при участии населения собрано и сдано 5 997 тонн вторичных материальных ресурсов.

Для просвещения населения по вопросам защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в ГО "Минское городское жилищное хозяйство" и организациях, входящих в его состав, на информационных стендах и в других доступных для населения местах размещены нормы Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг", постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2009 № 99 "О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг".

С целью совершенствования методов работы жилищно-эксплуатационных организаций, направленных на улучшение качества предоставляемых услуг, ГО "Минское городское жилищное хозяйство" 2 раза в год проводит социологические опросы среди населения через расчетно-справочные центры и жилищно-эксплуатационные организации. С работниками организаций системы жилищного хозяйства постоянно проводится учеба по обязательному выполнению норм законодательства по защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Кроме организаций, входящих в состав ГО "Минское городское жилищное хозяйство" жилищно-коммунальные услуги населению оказывают и другие предприятия города.

УП "Минсккоммунтеплосеть" предоставляет жителям и организациям г.Минска услуги по теплоснабжению. Предприятие располагает необходимым оборудованием, специальными средствами, а также высококвалифицированным, аттестованным персоналом для бесперебойной и надежной работы, обеспечивая теплоснабжением более 4,5 тыс. объектов.

Основной продукцией, производимой УП "Минсккоммунтеплосеть", является тепловая энергия, вырабатываемая за счет сжигания покупаемого топлива (природный газа, мазута). В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 № 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь", в зависимости от потребителя и теплоисточника (собственный, РУП "Минскэнерго") тепловая энергия реализуется следующим образом:
  • населению – тепловая энергия для нужд отопления и горячего водоснабжения;
  • юридическим лицам – покупная тепловая энергия и услуги по теплоснабжению (теплоэнергия собственной выработки).
Главной целью коммунального унитарного предприятия по обращению с отходами "Экорес" является решение экологических, санитарных проблем захоронения бытовых, промышленных, в том числе радиоактивных и других отходов, отработка и внедрение технологических процессов переработки, обезвреживания отходов и возврат в хозяйственный оборот вторичных ресурсов.

В 2009 году предприятием принято и захоронено 1962,8 тыс. тонн твёрдых бытовых и промышленных отходов. Отобрано на заводе, полигонах и реализовано 962,1 т чёрного металлолома, 16,3 т цветного металлолома, собрано (заготовлено) 12 340,7 т макулатуры, 721,3 т отходов полиэтиленовой плёнки, 673 т - бутылки ПЭТ, 4327,7 т стеклобоя.

В прошлом году предприятие начало оказывать услуги по хранению и переработки древесных отходов и отходов железобетона. За 2009 год собрано (заготовлено) 1 145,2 т древесных отходов, 18 475,8 т отходов железобетона, переработано 9 606 т отходов железобетона, получено 9 350 т цементогранулята.

Основной задачей УП "МИНГАЗ" является обеспечение безопасной и бесперебойной подачи природного и сжиженного газа потребителям г.Минска и Минского района, а также проведение технического обслуживания, текущего ремонта и эксплуатации газопроводов, газорегуляторных пунктов, внутридомового газового оборудования жилых домов, замена стареющего оборудования, оказание широкого перечня услуг населению.

В настоящее время город ежегодно потребляет более двух миллиардов кубических метров природного и около 2000 тонн сжиженного газа, из которых население использует около 160 миллионов кубических метров природного газа и 450 тонн сжиженного.

Всего в Минске природным газом газифицирована 433 841 квартира, сжиженным газом – 3 443 квартиры. Предприятием обслуживается в городе 1865 км газопроводов природного газа.

Ведется активная работа по установке приборов учета расхода газа, как для населения, так и для промышленных предприятий. По состоянию на 01.04.2010 в жилых домах и квартирах города Минска установлено 145 065 соответствующих приборов учета.

Услуги потребителям по оперативно-техническому обслуживанию электрических сетей и оборудования в г.Минске обеспечивают Минские кабельные сети, у которых в настоящее время на обслуживании находится более 8,5 тыс. у.е. сетей и оборудования.

УП "Минскводоканал" осуществляет бесперебойное обеспечение потребителей услугами водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, рациональное и эффективное использование водопроводных, гидротехнических и канализационных сооружений, эффективное использование водных ресурсов.

Есть в республике и общественные объединения, защищающие права потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства. Так, ОО "Белорусское общество защиты потребителей" с его 47 организационными структурами наряду с другими вопросами большое внимание уделяет данной проблеме. При некоторых оргструктурах объединения созданы консультационные пункты для приема граждан. Один из них организован по месту работы юристов – г.Минск, пр. Победителей, 17, комн.1012. На веб-сайте ОО "БОЗП": potrebitel.nsys.by организована страница "Жилье и права", на которой обобщена практика судебной защиты потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Как показывают данные, полученные Минским научно-исследовательским институтом социально-экономических проблем в ходе исследования в январе-феврале 2010 года, за последние три месяца произошли некоторые изменения в оценке минчанами работы жилищно-коммунальных служб. Так, несколько уменьшилось количество недовольных работой сантехников (с 21,2% до 16,5%), электриков (с 13,9% до 11,9%), руководителей ЖЭСов и ЖРЭО (с 25,0% до 23,3%). Кроме того, уменьшилось количество жалоб на перебои с подачей воды (с 17,4% до 12,1%), перебои с горячей водой (с 15,7% до 13,6%), а также на отопление квартир (с 24,6% до 17,7%).

В г.Минске проводится целенаправленная непрерывная работа по совершенствованию обслуживания населения в сфере ЖКХ. Повышение уровня жизни горожан в Год качества стало главнейшей задачей не только жилищно-коммунальных служб, но и всех организаций города.


Информация предоставлена: Управление идеологической работы Мингорисполкома
Дата обновления: 09.04.2010
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016