Главная / Актуальные события / Единый день информирования
     
    Для заместителей руководителей организаций г. Минска по идеологической работе


МАТЕРИАЛЫ К ЕДИНОМУ ДНЮ ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
16 сентября 2010 года
по теме:

"Последний год пятилетки: выполнение решений третьего Всебелорусского народного собрания
(предварительные итоги работы народного хозяйства Республики Беларусь в 2006-2010 гг.)"

"От того, с какими результатами мы подойдем к концу пятилетки, будет зависеть, как мы будем держать отчет перед белорусским народом за реализацию решений третьего Всебелорусского народного собрания, за результативность принятых нами мер по улучшению качества жизни населения"
  А.Г.Лукашенко


Последний год пятилетки: выполнение решений третьего Всебелорусского народного собрания
(предварительные итоги работы народного хозяйства Республики Беларусь в 2006-2010 гг.)


(по информации комитета экономики Мингорисполкома, главного управления потребительского рынка Мингорисполкома, управления торговли и услуг Мингорисполкома, комитета строительства и инвестиций Мингорисполкома, ГУ "Столичный транспорт и связь", комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, комитета по образованию Мингорисполкома, управления культуры Мингорисполкома, управления физической культуры, спорта и туризма Мингорисполкома )

Текущий год является завершающим в реализации пятилетней программы социально-экономического развития Республики Беларусь, принятой третьим Всебелорусским народным собранием. Основной лозунг нынешней пятилетки - построение государства для народа, для человека, а главная цель социально-экономического развития - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.

На основании республиканской программы разработана Программа социально-экономического развития г.Минска на 2006-2010 годы, которая утверждена решением Минского городского Совета депутатов 25 сентября 2006 года. Ее основными направлениями определены: дальнейшее улучшение качества жизни населения, эффективное развитие экономики, уровня социальной защищенности горожан, комплексное развитие экономических и социальных сфер деятельности человека. Сегодня уже можно подводить предварительные итоги по реализации этой программы.

В течение первых трех лет пятилетки обеспечивались стабильно высокие темпы роста социально-экономического развития города. В 2009 году ситуация, складывающаяся на внешнем рынке в связи развитием кризисных явлений мировой экономики, значительно повлияла на выполнение параметров прогноза. Сокращение внешнего спроса на промышленную продукцию вызвало снижение загрузки предприятий-экспортеров г.Минска. По итогам 2009 года темп роста промышленного производства составил 83,9% при прогнозе на год 115,5%. В текущем году удалось стабилизировать ситуацию на предприятиях и создать своего рода предпосылки для перехода экономики в качественно новое состояние. В развитии основных отраслей и сфер деятельности городского хозяйства наметилась положительная динамика. К концу года ожидается выполнение пятилетнего задания практически всех показателей.

Темп роста промышленного производства, рассчитанный на основе динамики производства товаров-представителей, за пять лет составит 128,5% при задании 143,0-151,0%. По производству потребительских товаров ожидается выполнение задания на уровне 150,5%.

На предприятиях города ведутся работы по модернизации и техническому перевооружению производств на основе применения современных технологий, перепрофилированию производств на выпуск пользующейся спросом и экспортоориентированной продукции.

В сфере внешнеэкономической деятельности достигнут высокий рост экспорта товаров и услуг. Ожидается значительное перевыполнение программы, экспорт товаров вырастет более чем на 80%, услуг в два раза.

Реализация мер по развитию платных услуг населению позволит обеспечить их рост за 2006-2010 годы на 172,4% при задании 155,3-162,5%.

Улучшению состояния в экономике города способствует наращивание объемов инвестиций в основной капитал. За пять лет они увеличатся в два раза.

С целью перераспределения объемов инвестиций на финансирование наиболее значимых проектов в сентябре будет проведена корректировка Инвестиционной программы г.Минска на 2010 год. Строительным организациям и управлениям капитального строительства районов доведены дополнительные задания, что позволит привлечь дополнительный объем инвестиций и обеспечить выполнение годового прогнозного задания по вводу в эксплуатацию жилья.

Программой социально-экономического развития г.Минска на 2006-2010 годы предусмотрено ввести в эксплуатацию 5265 тыс. м2 жилья, фактически ожидается введение 5460 тыс. м2 жилья.

За текущую пятилетку возведено и отреконструировано множество социально-значимых объектов: Национальная библиотека, Большой театр оперы и балета, многозальный кинотеатр "Беларусь", кинотеатр "Киев", Белорусский государственный театр кукол, Национальная школа красоты, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Музей истории города Минска, многопрофильный культурно-спортиваный комплекс "Минск-Арена", велодорожка в водно-зеленом диаметре Минска, мобильный сезонный каток около Дворца спорта, многофункциональный горнолыжный ценр "Солнечная долина" в парке "Курасовщина" и др.

Динамично развивается столичный потребительский рынок. В последние годы в данной сфере произошли определенные позитивные количественные и качественные изменения. Торговые организации имеют полную правовую и хозяйственную самостоятельность. Обеспечена возможность развития "добросовестной конкуренции" между субъектами хозяйствования различных форм собственности, что в свою очередь создает условия для развития новых современных форм и методов обслуживания населения.

В торговых объектах города представлен практически весь ассортимент товаров, вырабатываемый промышленными предприятиями республики, обеспечено приоритетное размещение белорусских товаров, организованы фирменные секции. Для продвижения продукции отечественного производства, повышения ее конкурентоспособности и привлечения покупателей в торговых организациях Минска регулярно проводятся выставки-продажи и выставки-дегустации.

Открыты торговые центры и магазины современных форматов. На сегодняшний день в столице уже 9 гипермаркетов. Пользуется большой популярностью у минчан и гостей торговый центр "Столица" - подземный город, построенный на площади Независимости на 4-х уровнях, с магазинами, кинозалами, кафе, паркингом.

Всего в Минске на сегодняшний день функционируют 3126 магазинов, 43 крупных торговых центра, 19 рынков, 1839 объектов общественного питания.

В соответствии с мировыми тенденциями развивается рынок общественного питания. Получают широкое распространение такие прогрессивные формы обслуживания населения, как реализация скомплектованных обедов по предварительным заказам, обеспечение питанием в кредит, доставка обедов на рабочие места, удешевление питания для социально незащищенных слоев населения. Увеличивается количество предприятий быстрого обслуживания (мини-кафе, бары, пиццерии, кафе-мороженое и др.), растет число объектов общественного питания с белорусской национальной кухней, а также специальных заведений типа кофейня, чайная, пивной ресторан и т.д.

Все вышеназванные мероприятия Розничный товарооборот превышает установленное пятилетнее задание 158,9-166,2% и составит 194,3%.

В историческом и культурном центре столицы построен первый пятизвездочный отель "Европа". Начал действовать гостиничный комплекс "Виктория" - первый в республике отель, совмещенный с многофункциональным бизнес-центром класса "А".

В связи с проведением в Минске в 2014 году чемпионата мира по хоккею у столицы появился дополнительный шанс стать еще лучше, совершеннее. Для этого намечены конкретные действия. Определены площадки под гостиницы на 12 тысяч мест. Будет развиваться инфраструктура Национального аэропорта. В ближайшие годы планируется строительство 20-ти транспортных развязок.

В столице постоянно совершенствуется работа пассажирского транспорта. Открытие в 2006-2007 годах четырех станций метрополитена (Красный бор и Кунцевщина - по второй линии, Борисовский тракт и Уручье - по первой) позволило перераспределить пассажиропоток между наземным и подземным транспортом. В настоящее время ведётся строительство нового участка первой линии метрополитена (от станции "Институт Культуры" в микрорайон "Юго-запад"), ввод в эксплуатацию которого запланирован на конец 2011 года.

Проводится реконструкция, ремонт и профилактические работы трамвайных путей, в т.ч. по бесшпальной технологии. Строится новое троллейбусное депо в микрорайоне "Уручье".

Успешное освоение УП "Белкоммунмаш" сборки трамвайных вагонов позволило перейти к выпуску трехсекционных трамваев. В настоящее время уже два таких образца перевозят пассажиров. Серийный выпуск предприятием троллейбусов обеспечил, без преувеличения, историческое обновление подвижного состава данного вида транспорта.

В следующем году планируется реализовать проекты по внедрению автоматизированной системы диспетчерского управления пассажирским транспортом столицы и внедрению в наземном пассажирском транспорте автоматизированной системы оплаты и контроля проезда. Это позволит горожанам использовать единый электронный проездной документ для всех видов коммунального пассажирского транспорта.

В городе постоянно проводятся мероприятия по обеспечению роста доходов населения, в том числе заработной платы в организациях различных форм собственности. По результатам работы организаций столицы за 1-е полугодие 2010 года номинальная среднемесячная заработная плата составила 1 473,7 тыс. рублей, в том числе за июнь - 1 610,9 тыс. рублей или 533 долл. США. В декабре 2006 года - 755,9 тыс. рублей или 411 долл. США. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года она возросла на 14%, реальная заработная плата с учетом темпов роста потребительских цен увеличилась на 7%.

Подведомственными Мингорисполкому организациями коммунальной собственности показатели по росту заработной платы, доведенные решением Мингорисполкома от 1 апреля 2010 г. № 750, в целом выполнены. Задолженности по выплате заработной платы у организаций столицы нет.

Основной целью Правительства Республики Беларусь в области пенсионного обеспечения является увеличение средних размеров пенсий. Поэтому на основании статьи 70 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" либо специальных нормативных правовых актов в период с 2006 года по настоящее время неоднократно производился их перерасчет.

Средний размер пенсий (всех видов) в августе 2010 года составил в г.Минске 570 456 рублей, что более чем в два раза превышает данный показатель в августе 2006 года.

В столице развита система минимальных социальных гарантий, государственная поддержка незащищенной части населения. Одним из видов социальной поддержки семей являются государственные пособия семьям, воспитывающим детей. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 декабря 2009 года № 642 с 1 января 2010 г. ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет увеличено с 80% до 100% величины бюджета прожиточного минимума.

В целях усиления государственной поддержки населения малообеспеченным семьям и гражданам предоставляется государственная адресная социальная помощь. В текущем году такая помощь оказана 5972 семьям и одиноким гражданам. Количество ее получателей по сравнению с тем же периодом предыдущего года возросло в 2 раза. Это обусловлено появлением в системе социальной поддержки населения нового вида помощи - социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации. Основными получателями государственной адресной социальной помощи стали неполные и многодетные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, доля которых составила 78%.

По сравнению с 2006 годом общая численность занятых в экономике г.Минска увеличилась более чем на 70 тыс. человек или на 7%. Уровень официальной безработицы в столице на протяжении прошедших лет сохраняется в социально допустимых пределах (0,4-0,5%) и является самым низким среди регионов республики.

Программой социально-экономического развития г.Минска на 2006-2010 годы также определены основные задачи социально-культурного комплекса. Это создание условий для сохранения здоровья, продолжительной творческой жизни, интеллектуального, духовного и физического развития человека.

Меры по обеспечению демографической безопасности в городе позволили в течение пяти лет создать благоприятные тенденции в демографической ситуации (естественный прирост населения, рост рождаемости, снижение младенческой смертности). Общий коэффициент смертности в Минске остается самым низким в республике. Наметилась тенденция к росту продолжительности жизни населения, ожидаемый результат к 2011 году - 70-72 года.

За этот период открыты и реконструированы многие учреждения здравоохранения. Среди них городской центр планирования семьи, где проводится полный цикл обследования и лечения супружеских пар с бесплодием и невынашиванием беременности с использованием современных методов. На базе городских детских поликлиник начали работать три центра раннего вмешательства. Теперь их в Минске 4. Отреконструированы операционные Городского клинического центра травматологии и ортопедии на базе 6-й городской больницы, корпуса городской гинекологической больницы, 3-й больницы им. Е.В.Клумова. Введены в действие многопрофильные поликлиники в микрорайонах Сухарево-2 и Малиновка-8. На базе 9-й городской больницы открыт Республиканский научно-практический центр трансплантации органов и тканей.

В практику лечебных учреждений широко внедряются новейшие достижения медицинской науки. Врачи-специалисты узких профилей вооружены самыми современными методами диагностики - от традиционных до компьютерных и лазерных, изотопных и ультразвуковых, с возможностью консультирования

результатов с помощью внедряемых телекоммуникационных технологий, оперативного обмена информацией через созданную локальную компьютерную сеть. За эти годы проведено 266 трансплантаций почек, из них 9 детям, 49 трансплантаций печени, в том числе 2 детям, 312 трансплантаций костного мозга и стволовых клеток у больных с гематологической и онкологической патологией. В 2009 году выполнена операция по пересадке комплекса поджелудочная железа-почки.

Все это свело к минимуму необходимость направления на лечение граждан Республики Беларусь за рубеж.

Для оказания помощи пожилым людям в учреждениях здравоохранения функционируют 28 гериатрических кабинетов. Ежегодно проводятся комплексные медицинские осмотры ветеранов войн, одиноких граждан пожилого и старческого возраста. Активизирован их патронаж.

Продолжает активно развиваться система образования. Всего с 2006 года введены в эксплуатацию 7 общеобразовательных школ и 11 дошкольных учреждений. Только в 2010 году открыты три дошкольных учреждения в микрорайонах Красный Бор-2, Лошица-4 и Сухарево-5. Совсем недавно, в сентябре начали работу общеобразовательная школа в микрорайоне Михалово-1 и первый пусковой комплекс школы-новостройки в микрорайоне Каменная горка-1. Открыто Минское городское кадетское училище №1. До конца года планируется завершить строительство детских садов в микрорайонах Дружба-2, Каменная Горка-1, Масюковщина-4, а также общеобразовательной школы в микрорайоне Дружба-2.

По сравнению с 2006 годом число детей и подростков, занимающихся в кружках и секциях учреждений внешкольного воспитания и обучения возросло более чем на 2 тысячи, количество кружков на бюджетной основе увеличилось на 50%, на внебюджетной - более чем в два раза.

В течение летнего сезона 2010 года была организована работа 38 загородных детских оздоровительных лагерей для 33 478 учащихся. Для сравнения, в 2006 году смогли оздоровиться 30 622 человека.

В профильных выездных лагерях оздоровились 13 490 детей (2006 г. - 6 478). В лагерях с дневным пребыванием на базах учреждений образования города отдохнули 32 636 человек (2006 г. - 24479).

В 2009 году начал работать городской оздоровительный лагерь "Лидер" для учащихся с высокой мотивацией к учению и

активистов детских и молодежных общественных объединений. Также открыт детско-юношеский клуб физической подготовки в Ленинском районе. На сегодняшний день в Минске действует 25 учреждений внешкольного воспитания и обучения.

Совершенствование образовательной среды позволило обеспечить высокое качество обучения. Так, в 2010 году на международных олимпиадах и конкурсах юные минчане, члены республиканских команд, завоевали 22 награды различного достоинства. На заключительном этапе республиканской олимпиады команда минских школьников в 9-й раз подряд стала лучшей в республике, завоевав первые места по 13 учебным предметам из 16. Всего получено 148 дипломов, из них 52 - первой степени, 44 - второй, 52 - третьей. Для сравнения в 2006 году: 38 - первой степени, 45 - второй, 54 - третьей.

В столице принимаются практические меры по созданию условий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и вовлечению всех категорий жителей столицы в физкультурно-спортивное движение. Количество систематически занимающихся организованными формами физической культуры, спорта и оздоровительного туризма за последние пять лет выросло более чем на 33 тысячи. Расширился перечень платных физкультурно-оздоровительных услуг, оказываемых населению физкультурно-спортивными организациями города. Более чем на 900 объектов увеличилось количество спортсооружений.

Благодаря целенаправленной работе исполнительной власти, всех городских структур и организаций, несмотря на влияние мирового финансового кризиса, к концу года будет обеспечено выполнение пятилетнего задания практически всех показателей Программы социально-экономического развития г.Минска в 2006-2010 годах. Мы сохранили общественно-политическую и социальную стабильность в обществе, обеспечили достойный уровень и качество жизни горожан. Сегодня Минск стал еще более комфортным для проживания и привлекательным для гостей.


Информация предоставлена: Главное управление идеологической работы Мингорисполкома
Дата обновления: 10.09.2010
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016