Главная / Актуальные события / Единый день информирования
     
    Для заместителей руководителей организаций г. Минска по идеологической работе


МАТЕРИАЛЫ К ЕДИНОМУ ДНЮ ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
16 декабря 2010 года
по теме:

"Беларусь – социальное государство: основные итоги развития в 2006-2010 гг."

"За прошедшие пять лет мы сделали колоссальный рывок в социально–экономическом развитии страны. Несмотря ни на какие трудности, мы выполнили то, что обещали народу на предыдущем собрании".

  А.Г.Лукашенко

Беларусь – социальное государство: основные итоги развития в 2006-2010 гг.

(по информации комитета экономики Мингорисполкома, финансового управления Мингорисполкома, главного управления потребительского рынка Мингорисполкома, управления торговли и услуг Мингорисполкома, комитета строительства и инвестиций Мингорисполкома, ГУ "Столичный транспорт и связь", ГП "Минсктранс", комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома, комитета по здравоохранению Мингорисполкома, комитета по образованию Мингорисполкома, управления культуры Мингорисполкома, управления физической культуры, спорта и туризма Мингорисполкома, УП "Киновидеопрокат")

Республика Беларусь - социальное государство, основными целями которого являются рост благосостояния каждого гражданина и успешное развитие общества в целом. Программой социально-экономического развития страны, принятой на Третьем Всебелорусском народном собрании, основной задачей работы всех сфер экономики и органов государственной власти было определено кардинальное повышение качества жизни населения.

Сегодня, подводя итоги пятилетнего развития страны, можно с уверенностью сказать, что обещание, данное народу, выполнено. Несмотря на трудности прошлого года, обеспечен высокий уровень занятости, ведется масштабное жилищное строительство, развивается образование, здравоохранение, социальные услуги. В полной мере сохранена социальная направленность бюджета.

Стратегические направления национальной экономики и социальной политики государства заложены и в основе бюджетной политики Минска. За прошедшие 5 лет социальные расходы составили свыше 45% всего объема бюджетных расходов.

За 2006-2010 г.г. затраты на социально-культурную сферу возросли в 2,1 раза, в том числе по основным отраслям: здравоохранение - в 2,1 раза (с 573,9 млрд. рублей в 2006 г. до 1186,7 в 2010 г.), физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации - в 3,4 раза (с 106,8 млрд. рублей до 366,8 млрд. рублей), образование - в 1,8 раза (с 633,2 млрд. рублей до 1147,2 млрд. рублей), социальная политика - в 2,9 раза (с 88,7 млрд. рублей до 258,8 млрд. рублей).

В 2009 году доля зарплаты, начислений на нее и трансфертов составила 29% расходов бюджета, в 2010 году составит 32%, в 2011 году - 38%. В следующем году зарплата, стипендии и другие выплаты населению возрастут на 35% по сравнению с текущим годом. Средняя зарплата в бюджетном секторе составит не менее 400 долларов в эквиваленте. В 2011 году правительство намерено сохранить этот уровень в реальном выражении.

С 2005 года сохраняется устойчивая тенденция увеличения суммы бюджетных средств, направляемых на капитальное строительство: с 19% в общем объеме расходов городского бюджета в 2005 году до 24% в 2009 году. Форсирование капитальных расходов связано с нарастающими потребностями по объему ввода жилья в городе, необходимостью в финансировании социальной инфраструктуры, инженерно-транспортной инфраструктуры к новым районам жилой застройки.

Несмотря на кризисные явления мировой экономики, по предварительной оценке большинство показателей Программы социально-экономического развития на 2006-2010 годы Минском будут выполнены.

За первые три года пятилетки достигнуты высокие темпы роста социально-экономического развития города. В 2009 году ситуация, складывающаяся на внешнем рынке, оказала влияние на выполнение параметров прогноза социально-экономического развития. Сегодня уже с уверенностью можно говорить о том, что в 2010 году удалось стабилизировать ситуацию на многих предприятиях города, прекратилось падение объемов промышленного производства и рост складских запасов.

Темп роста промышленного производства, рассчитанный на основе динамики производства товаров-представителей, за пять лет составит 126,3%, потребительских товаров - 158,5%.

Высокие темпы экономического роста столицы достигнуты благодаря модернизации производства, совершенствованию технологической структуры, повышению уровня конкурентоспособности продукции и выпуска новых видов.

Количество новых промышленных предприятий и производств увеличилось с 3,3 тысяч в 2006 г. до более 5 тысяч в 2010 г., удельный вес новой продукции в общем объеме производства предприятий Минска достиг уровня 20%, сертифицированной продукции - более 75%.

Это стало возможным благодаря эффективной работе реального сектора экономики. Так, ОАО "Горизонт" выпускает LCD и мультимедийные цифровые телевизоры, по своим техническим характеристикам не уступающие импортным аналогам. Минский автомобильный завод освоил выпуск автомобилей, соответствующих требованиям стандарта Евро-3 и Евро-4, а также выпуск супернизкопольного городского автобуса с двигателем уровня Евро-5. Минский моторный завод впервые в республике наладил производство 8-ми цилиндровых V-образных дизельных двигателей мощностью до 312 кВт.

Одно из немногих предприятий, которому удалось не только сохранить объемы производства 80-х годов, но и значительно их приумножить, это ЗАО "Атлант", выпускающее сегодня холодильники класса "А+".

Успешное освоение УП "Белкоммунмаш" сборки трамвайных вагонов позволило перейти к выпуску трехсекционных трамваев нового поколения. На мировой уровень вышли производители косметики ООО "Белита" и ЗАО "Витэкс", торговая сеть которых насчитывает более 300 магазинов в разных странах мира.

Одним из мировых лидеров в области разработок медицинской техники стало ООО "Адани". Ультразвуковые рентгеновские маммографы, выпускаемые предприятием, являются абсолютно безвредными для организма человека и не имеют импортных аналогов.

Пятая часть промышленного производства и более трети внешнеторгового оборота страны приходится на город Минск. Сегодня товары с Минской маркой экспортируются в 111 стран мира. Предполагается значительное превышение заданий по экспорту товаров и услуг: экспорт товаров за пять лет вырастет более чем в 1,8 раза, услуг - в два раза.

Столичный потребительский рынок, ориентированный на обеспечение платежеспособного спроса различных категорий населения высококачественными товарами преимущественно отечественного производства, по розничному товарообороту превысит установленное пятилетнее задание и составит 200,5%.

Реализация мер по развитию платных услуг населению обеспечит темп роста за 2006-2010 годы на уровне 171,0%.

Выполняются государственные социальные стандарты в области торговли и общественного питания по обеспеченности торговыми площадями (346,2 кв.м. на тысячу жителей) и местами в общедоступной сети общественного питания (24 места на тысячу жителей).

В настоящее время в Минске функционируют 3144 магазина, 43 крупных торговых центра, 26 рынков, 1852 объектов общественного питания.

За счет нового строительства и реконструкции ежегодно открывается около 200 объектов торговли, из них не менее пяти - объектов крупного формата. В настоящее время жителей и гостей Минска обслуживают 9 гипермаркетов, 43 торговых центра.

Активно идет процесс формирования крупных торговых сетей: "Соседи", "Рублевский", "Евроторг", "Алми", "Виталюр", "Электросила", "Буслик", "Пятый элемент" и др.

За пять лет в столице открыто более 1900 объектов бытового обслуживания. В настоящее время оказанием бытовых услуг населению Минска занято свыше 2,8 тысяч субъектов хозяйствования, стационарная сеть включает в себя более 3700 объектов.

За 2006–2010 годы объем реализованных бытовых услуг населению возрос к уровню 2005 года в сопоставимых ценах в 2,3 раза. Все более популярными становятся услуги по приему заказов на обслуживание по телефону и сети Интернет, с доставкой выполненного заказа на дом.

Одним из наиболее перспективных направлений развития города является гостиничная отрасль. В настоящее время гостиничный комплекс Минска представлен 28 гостиницами на 5600 мест единовременного заселения. 11 гостиниц сертифицированы на категорию от двух до пяти звезд. В гостиничной сфере преобладает государственный сектор – свыше 60%, доля негосударственного составляет около 40%.

Улучшению состояния в экономике города в 2006-2010 годах способствовало наращивание объемов инвестиций в основной капитал. По оценке за пять лет инвестиции в основной капитал увеличатся более чем в два раза.

Намечается обеспечение предусмотренных Программой социально-экономического развития объемов ввода в эксплуатацию общей площади жилых домов (ожидаемый ввод - 5374,8 тыс. кв. м при задании 5265 тыс. кв. м). По количеству кв. метров на 1 тыс. жителей это лидирующие позиции среди стран СНГ. Государство оказывает действенную помощь молодым и многодетным семьям, выделяя им государственные субсидии и льготные кредиты на строительство или приобретение квартир.

На протяжении последних лет наращиваются объемы капитального ремонта и тепловой модернизации жилищного фонда. Объемы капитального ремонта выросли в два раза. За пять лет отремонтировано 2,8 млн. кв. метров кровель, заменено 719 лифтов. Благоустроено почти 2 тысячи дворовых территорий.

В настоящее время уровень оснащения квартир индивидуальными приборами учета расхода воды составляет 98,6%.

В целях предотвращения загрязнения окружающей среды, вредного воздействия на здоровье человека и включения в промышленный оборот вторичных ресурсов в Минске внедрена система раздельного сбора твердых коммунальных отходов.

Большое внимание в столице уделяется постоянному совершенствованию работы пассажирского транспорта. Полностью обновлен парк, технический возраст автобусов, троллейбусов составляет 4 года. Открытие в 2006-2007 годах четырех станций метрополитена (Красный бор и Кунцевщина - по второй линии, Борисовский тракт и Уручье - по первой) позволило перераспределить пассажиропоток между наземным и подземным транспортом. В настоящее время ведётся строительство нового участка первой линии метрополитена от станции "Институт культуры" в микрорайон "Юго-запад".

Проводится реконструкция, ремонт и профилактические работы трамвайных путей, в том числе по бесшпальной технологии. Ведется строительство трамвайной линии в микрорайон Серебрянка на участке от ул.Плеханова до ул.Якубова с подземным пешеходным переходом. Строится новое троллейбусное депо в микрорайоне "Уручье".

В следующем году в столице планируется внедрить автоматизированную систему диспетчерского управления пассажирским транспортом, в наземном пассажирском транспорте - автоматизированную систему оплаты и контроля проезда.

В городе проводится эффективная социальная политика. За последние 5 лет заработная плата и пенсии увеличились в 2 раза. По предварительным итогам установленное г. Минску задание на 2010 г. по росту уровня заработной платы - 1671,2 тыс. рублей будет выполнено.

Уровень регистрируемой безработицы в столице снизился с 1,0% в 2005 г. до 0,4% в 2010 г. Отмечается рост спроса на рабочую силу. Каждая третья вакансия в республике предоставляется столичными предприятиями и организациями. Потребность г. Минска в кадрах на 80% сформирована вакансиями для рабочих. Каждое пятое новое в республике рабочее место создается в г. Минске.

С 2004 года ежегодно, в дополнение к республиканским мерам, городом реализуются мероприятия по предоставлению социальных пособий отдельным категориям жителей столицы, среди которых ветераны Великой Отечественной войны, многодетные семьи, семьи, воспитывающие детей-инвалидов и другие.

Принятые за последние годы меры позволили перевыполнить установленное задание по повышению критерия нуждаемости для предоставления государственной адресной социальной помощи. В виде ежемесячного пособия он увеличен до 100% бюджета прожиточного минимума, в виде единовременного пособия - до 150%. Кроме того, период получения ежемесячного социального пособия увеличен до шести месяцев.

В 2010 году государственную адресную социальную помощь получили более 7 тыс. минчан на сумму 2782,1 млн. рублей.

Целенаправленные меры по повышению доходов населения в сочетании с государственной поддержкой нуждающихся граждан позволили сократить малообеспеченность в городе. Удельный вес населения в г. Минске с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума составляет 1,0% и является самым низким в республике.

За текущую пятилетку возведено и отреконструировано множество социально значимых объектов: Национальная библиотека, Большой театр оперы и балеты, многозальный кинотеатр "Беларусь", кинотеатр "Киев", Белорусский государственный театр кукол, Национальная школа красоты, Национальный художественный музей Республики Беларусь. В историческом и культурном центре столицы построен первый пятизвездочный отель "Европа". Начал действовать гостиничный комплекс "Виктория" - первый в республике отель, совмещенный с многофункциональным бизнес-центром класса "А", Музей истории города Минска, Мемориальный музей-мастерская З.И.Азгура, многопрофильный культурно-спортивный комплекс "Минск-Арена", велодорожка в водно-зеленом диаметре Минска, мобильный сезонный каток около Дворца спорта, многофункциональный горнолыжный центр "Солнечная долина" в парке "Курасовщина" и многие другие.

Важнейшими приоритетами проводимой в стране и столице политики остаются забота о здоровье людей, повышение уровня и качества медицинского обслуживания населения, формирование эффективной системы здравоохранения. С этой целью были разработаны и реализовывались Государственная программа развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006-2010 гг., Президентская программа "Дети Беларуси", Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС и другие.

Ежегодно столичным здравоохранением удовлетворяется до 20 млн. посещений к врачам всех специальностей поликлиник, диспансеров, включая обслуженных скорой и неотложной помощью. Стационарное лечение получает около 360 тысяч больных, более 7% из них – жители других регионов республики, ближнего и дальнего зарубежья.

За последние 5 лет введено в эксплуатацию более 40 объектов здравоохранения. Многие из них, обладая уникальными технологиями и квалифицированными специалистами, являются единственными в Республике Беларусь. В текущем году более чем на 90 объектах здравоохранения проводятся работы по капитальному ремонту, модернизации, реконструкции и строительству.

Наблюдается динамика в развитии всех направлений деятельности системы образования.

В настоящее время в Минске работают 34 высших, 28 средних специальных учебных заведений, 25 учреждений профессионально-технического образования, 250 общеобразо-вательных и специальных учреждений, 427 дошкольных учреждения. Кроме того функционирует 10 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, 25 учреждений внешкольного воспитания и обучения, 9 социально-педагогических учреждений с приютами, 1 кадетское училище.

Столичный бюджет отрасли образования в 2010 году составил 998 миллиардов рублей. В текущем году введены в эксплуатацию 2 общеобразовательные школы, 4 дошкольных учреждения; 2 общеобразовательные школы преобразованы в гимназии.

Высокие результаты общеобразовательной подготовки выпускники подтвердили на централизованном тестировании, в высших учебных заведениях продолжили обучение 71,5%, из них: в государственных вузах - 82,1 %, в негосударственных– 17,9 %.

Важной составляющей государственной политики является развитие спорта и туризма. Для укрепления здоровья жителей столицы и их вовлечения в спорт в Минске ежегодно проводится более 1500 массовых и общественно-значимых спортивных мероприятий, в которых участвует более 850 тысяч минчан.

За последние пять лет численность минчан, систематически занимающихся организованными формами физической культуры, спорта и оздоровительного туризма по месту учебы, работы, жительства выросло более чем на 33 тыс. человек. Более чем на 900 объектов увеличилось количество спортсооружений, 840 из которых - это переоборудованные и подготовленные для занятий физической культурой и спортом приспособленные помещения.

По подготовке спортивного резерва и спортсменов высокого класса национальных и сборных команд Республики Беларусь Минск занимает 1 место среди регионов республики. Этот результат достигнут благодаря 141 медали, завоеванной спортсменами города на Олимпийских играх, первенствах, чемпионатах, кубках мира и Европы по олимпийским видам спорта.

За время реализации Программы развития туризма в г. Минске на 2006-2010 годы объем туристических и экскурсионных услуг, оказываемых населению, вырос с 85,6 до 240,4 млрд.рублей, а экспорт – с 21,5 до 65,2 млн.долларов США. Доля Минска в туристско-экскурсионных услугах, оказываемых в целом в Республике Беларусь, составляет 65%, в экспорте – 57%.

В столице активно развивается сфера культуры. В настоящее время продолжаются работы по реконструкции Белорусского государственного молодежного театра, Белорусского республиканского театра юного зрителя, Дворца культуры строителей г. Минска. Завершены работы по реконструкции здания Белорусского государственного цирка.

В 2010 году в кинотеатре "Киев" внедрена качественно новая услуга цифрового трехмерного кинопоказа. Такие же системы в ближайшее время планируется внедрить в кинотеатрах "Салют", "Центральный", "Берестье". Начато проектирование многозального цифрового кинотеатра на месте здания бывшего кинотеатра "Авангард".

Создана компьютерная база данных, в которой представлены необходимые сведения об объектах, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

В настоящее время в городе Минске установлено 105 памятников, бюстов, скульптурных композиций, монументальных и мемориальных знаков, более 460 мемориальных досок, увековечивающих память исторических событий, видных государственных и политических деятелей, деятелей науки, культуры и образования, Героев Советского Союза и Социалистического Труда.

Ежегодно в Минске проводится свыше 300 общегородских, республиканских и международных культурно-массовых мероприятий, посвященных важнейшим знаменательным датам в жизни страны и столицы.

В среднем за год выдается 1900 удостоверений на право проведения культурно-зрелищных мероприятий.

В клубных учреждениях предприятий Минска на сегодняшний день работает свыше 200 самодеятельных коллективов.

За прошедшее время после Третьего Всебелорусского народного собрания для жителей и гостей столицы созданы комфортные и благоприятные условия жизни, труда и отдыха. В предстоящей пятилетке будет обеспечен дальнейший рост благосостояния граждан и улучшение условий их жизнедеятельности.
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016