Главная / Актуальные события / Единый день информирования
    Для заместителей руководителей организаций г. Минска по идеологической работе


ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

17 февраля 2011 года
по теме:

"Новые качественные характеристики населения Республики Беларусь
(итоги переписи 2009 года и выполнения Национальной программы
демографической безопасности Республики Беларусь на 2007-2010 гг.)"


(по информации главного статистического управления города Минска, комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома)

В 2009 году в Республике Беларусь прошла перепись населения, которая дала ответы на многие вопросы, связанные с качеством жизни населения в каждом регионе, об уровне образования жителей, их социальном статусе, жилищных условиях и т.д. Ее результаты служат важнейшим источником информации для разработки социально-экономической политики государства.

Три последних переписи показали, что численность населения Минска постоянно растет. Если в 1989 году в столице проживало 1 607 077 человек, в 1999 году - 1 680 567, то в 2009 году - 1 836 808 человек, из которых 843 776 мужчин и 993 032 женщин.

Демографическая ситуация на протяжении последних лет существенно не изменилась: при рождении количество мальчиков преобладает над количеством девочек в среднем на 8-10 новорожденных, а вот к 24 - 25 годам этот перевес противоположно меняется, и с возрастом разрыв становится все более ощутимым, причем продолжительность жизни мужчин меньше, чем женщин.

По сравнению с 2006 годом ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет) выросла на 0,8 лет и в 2009 году составила 73,2 года.

Вопрос уровня образования изучался с возраста 10 лет и старше. В 2009 году 493 047 человек имели высшее образование, 376 615 - среднее специальное, 111 450 - профессионально-техническое, 366 220 - общее среднее, 91 974 - общее базовое, 96 584 человека - общее начальное. За межпереписной период удельный вес населения с высшим образованием увеличился с 26,5% до 29,7%.

Из 170 национальностей, содержащихся в Алфавитном кодификаторе национальностей и языков, принятых для разработки материалов переписи населения 2009 года, в городе зафиксировано 122 национальности.

По сравнению с переписью 1999 года в национальном составе населения произошли некоторые изменения. Большинство населения (79,3%) - представители коренной белорусской национальности, численность которых увеличилась на 122 603 человека. Из лиц некоренной национальности больше всего русских - 10,0%, однако это почти на 80 тысяч человек меньше, чем в 1999 году, 1,5% - украинцев, 0,7% - поляков, 0,3% - евреев.

Из общего числа проживающих в Минске 826 167 человек в качестве родного языка указали язык своей национальности. Из населения других национальностей 788 510 человек в качестве родного языка указали русский, 12 756 человек - белорусский, 788 - украинский, 247 - польский.

Происходит увеличение среднего возраста населения, как в целом по республике, так и по городу Минску. Средний возраст населения, определенный последней переписью - 37,7 года, в том числе мужчин - 35,4 и женщин - 39,7.

В трудоспособном возрасте находится 66,1% городского населения, моложе трудоспособного возраста - 14,3%, старше - 19,6 %.

Доля пожилых людей составляет почти 11% (в Республике Беларусь - свыше 14%). В соответствии с классификацией ООН, если доля лиц в возрасте старше 65 лет составляет 7% и более, то население считается старым.

Возрастной границей в вопросе состояния в браке определен возраст 15 лет и старше. Из 716 885 мужчин данного возраста в браке состоят 58,1%, из 873 844 женщин - 48,7%. Интерес вызывает увеличение количества состоящих в незарегистрированном браке. Если в 1999 году их число составляло 10,2 тыс. мужчин и 10,8 тыс. женщин, то в 2009 году - 21,9 тыс. и 22,3 тыс. соответственно.

Заметных сдвигов в распределении населения по источникам средств к существованию в 2009 году по сравнению с 1999 годом не произошло.

В 1999 году в качестве источника средств к существованию указали работу 835,9 тыс. человек (49,7% общей численности населения), в 2009 году - 911,8 тыс. (49,6 %). Почти вдвое уменьшилось число лиц, имеющих личное подсобное хозяйство. Количество граждан, указавших пенсию в качестве источника средств к существованию, увеличилось с 304,0 тыс. человек в 1999 году до 404,5 тыс. в 2009 году.

Минимизировать уровень малообеспеченности населения позволяет адресная социальная помощь. В 2010 году государственная адресная социальная помощь назначена 9316 гражданам на сумму 3812,9 млн. рублей. Средний размер адресной социальной помощи в расчете на одного получателя составил: в виде ежемесячного социального пособия 63,7 тыс. рублей, в виде единовременного социального пособия - 269,8 тыс. рублей. Количество граждан, получивших государственную адресную социальную помощь в 2010 г., по сравнению с тем же периодом 2009 г., возросло в 1,6 раза. Рост данного показателя обусловлен появлением в системе социальной поддержки населения нового вида помощи - социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации. В 2011 году на данный вид помощи предусмотрено в бюджете города более 12 млрд. руб.

В городе Минске, наряду с государственной адресной социальной помощью, с 2004 года реализуются мероприятия по предоставлению социальных пособий отдельным категориям жителей города Минска (далее - Мероприятия). Мероприятия предусматривали следующие разделы: социальная поддержка семей с несовершеннолетними детьми; социальная поддержка несовершеннолетних детей, воспитывающихся в многодетных семьях; социальная поддержка семей с детьми-инвалидами, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социальная поддержка пожилых людей; социальная поддержка инвалидов; социальная поддержка иных категорий граждан из числа детей, молодежи, ветеранов, инвалидов, пожилых людей.

В соответствии с мероприятиями по предоставлению социальных пособий отдельным категориям жителей города Минска на 2010 год, утвержденных решением Минского городского Совета депутатов от 16.12.2009 № 267 (с изменениями и дополнениями), помощь оказана более 81 892 получателям на сумму 21,2 млрд. рублей.

В целом, за период реализации мероприятий из средств бюджета г.Минска использовано более 124,8 млрд. рублей, помощь получили более 622 тыс. человек.

Политика в отношении социальной поддержки населения в городе в течение предстоящей пятилетки будет направлена на дальнейшую реализацию принципа адресности в предоставлении социальной помощи отдельным категориям минчан, а также на совершенствование действующих и внедрение новых форм социального обслуживания населения.

Пути реализации данных и других социальных мероприятий в столице отражены в основополагающих документах на следующую пятилетку: Программе развития социального обслуживания в г. Минске на 2011 - 2015 годы (предусмотрено финансирование в размере 247,0 млрд. руб., в том числе на 2011 год - 56,6 млрд. руб.).

Пока не удалось снизить уровень смертности. В 2010 году число умерших в столице составило 18 169 человек, или 13,2% от числа умерших в республике. Этот показатель больше на 2,7%, чем в 2009 году, на 7,2%, чем в 2006 году. Из числа умерших минчан в трудоспособном возрасте находилось 4 789 человек, или 26,4%.

В структуре причин смерти населения в городе на протяжении длительного периода времени первое место занимают болезни системы кровообращения, среди которых преобладает ишемическая болезнь сердца. Смертность от онкологических заболеваний занимает второе место.

Реализация мероприятий, направленных на уменьшение смертности среди населения от несчастных случаев, отравлений, травм и других внешних причин позволила снизить удельный вес числа погибших от причин, не связанных с заболеваемостью, с 9,8% в 2009 году до 9,6% в 2010 году. Однако данный показатель продолжает оставаться высоким и занимает третье место в структуре причин смерти.

Особую тревогу вызывает стремительный рост случаев смерти от болезней, которые являются следствием злоупотребления спиртными напитками. Отмечается тенденция к росту алкоголизма не только среди мужчин, но и среди женщин, у которых за 3-4 года формируется алкогольная зависимость. В 2010 году от болезней, связанных со злоупотреблением алкоголем, умерло 338 человек, из них трудоспособного возраста - 251 человек, что соответственно на 34,1% и 37,9% больше, чем в 2009 году.

Учитывая высокий уровень смертности от болезней системы кровообращения, в г.Минске разработан План мероприятий по снижению смертности населения г.Минска, в котором существенное место занимают вопросы совершенствования оказания кардиологической и кардиохирургической помощи. Проводится анализ всех случаев смерти лиц трудоспособного возраста от болезней системы кровообращения.

Проводится мониторинг по оценке организации и качества оказания медицинской помощи пациентам с артериальной гипертензией по поликлиникам с высоким уровнем смертности от болезней системы кровообращения. В ноябре 2010 года организована общегородская медицинско-просветительная акция "Артериальная гипертензия: вопросы и ответы".

В учреждениях здравоохранения г.Минска внедрена компьютерная программа прогнозирования риска инсульта, разработанная кафедрой неврологии БГМУ. Проводится реабилитация больных с ЦВБ на базе 2 и 11 городской клинической больницы.

С 1998 года во всех поликлиниках для взрослого населения, а с 2000 года - и в городских клинических больницах для взрослых функционируют школы больных артериальной гипертензией.

Для снижении уровня смертности от травматизма внедрены современные методы хирургического лечения сочетанной травмы. В г.Минске функционирует эффективная трехуровневая система оказания ортопедо-травматологической помощи.

Продолжается проведение мероприятий по совершенствованию работы службы гастроэнтерологии с целью улучшения качества оказания медицинской помощи и снижения смертности и летальности. Работает городской гастроэнтерологический центр. Приказом комитета по здравоохранению Мингорисполкома создан городской центр инфекционной гепатологии на базе городской инфекционной больницы и кафедры инфекционных болезней БГМУ; определены механизмы взаимодействия и вопросы преемственности данных центров. Основной задачей центра является раннее выявление, адекватное лечение и диспансеризация больных с вирусными гепатитами, что должно привести к снижению смертности данной категории больных.

Для оказания помощи лицам, совершившим суицидальную попытку, в г.Минске сформирована система структурных медицинских подразделений.

Медицинские работники города уделяют большое внимание проведению профилактической работы по воспитанию у населения личной ответственности за собственное здоровье, формированию потребностей в соблюдении правил здорового образа жизни.

Для регулирования демографических процессов в Республике Беларусь и г.Минске проводится целенаправленная демографическая политика, которая направлена на улучшение и сохранение здоровья населения, создание предпосылок для увеличения рождаемости, сокращения смертности, поддержку семей. В 2002 году принят Закон "О демографической безопасности Республики Беларусь", с 2007 года реализовывались Национальная программа демографической безопасности, Программа демографической безопасности г.Минска на 2007-2010 годы.

Среди городского населения Республики Беларусь за 2010 год в г.Минске наблюдался наибольший естественный прирост (2 994 человека). По сравнению с 2009 годом в столице произошло уменьшение естественного прироста городского населения на 622 человека.

Естественный прирост населения сохранился в шести районах города Минска: Ленинском, Московском, Октябрьском, Первомайском, Фрунзенском и Центральном. Наибольшей величины он достиг во Фрунзенском и Московском районах (1 463 и 1 052 человека соответственно). Естественная убыль отмечена в Заводском, Партизанском и Советском районах. Причем, в Партизанском районе естественный прирост, наблюдавшийся в 2009 году, изменился на естественную убыль в 2010 году.

Одним из ожидаемых результатов выполнения мероприятий городской программы предполагалось увеличение рождаемости. За 2010 год этот показатель по Минску в расчете на 1000 человек населения составил 11,4‰1, в 2009 году - 11,6 ‰, в 2006 году - 10‰. По сравнению с 2006 годом число новорожденных в городе увеличилось на 18,1%. Сегодня столица занимает первое место по числу родившихся детей среди всех регионов республики.
____________________________
1 Данные по основным показателям естественного движения населения, рассчитанные на 1000 человек населения, приведены: за 2010 год - по предварительным итогам, за 2006, 2009 годы - на основании годовой разработки.

Основные усилия в рамках реализации подпрограммы "Стимулирование рождаемости и укрепление семьи" были направлены на осуществление мер по стимулированию рождаемости. Продолжена реализация профилактических мероприятий, связанных с сохранением репродуктивного здоровья. В рамках подпрограммы "Охрана здоровья матери и ребенка" осуществляется 100% дородовый ультразвуковой скрининг врожденных пороков развития и наследственных заболеваний плода, а также обследование всех новорожденных по выявлению наследственных болезней; все дети, страдающие фенилкетонурией, получали по рецептам на бесплатной основе питание, не содержащее фенилаланина. В каждой женской консультации работает "Школа беременных", к участию в подготовке к родам приглашаются мужья (партнеры). На базе городского клинического родильного дома № 2 функционирует городское консультативно-диагностическое отделение (центр) планирования семьи и кабинет по подготовке к партнерским родам. Такие же кабинеты функционируют в 1-й ЦРКП, 1,5,6ГКБ.

В настоящее время на учете в органах социальной защиты г.Минска состоит 5 460 многодетных семей.

Государственной награды "Орден Матери" в столице удостоены 362 многодетные матери, из них 35 - в 2010 году.

В рамках решения демографических проблем особое внимание уделяется в городе социальной поддержке многодетных семей.

Законодательством Республики Беларусь для многодетных семей предусмотрен ряд социальных гарантий и льгот: удешевление питания в школе; снижение оплаты за пользования учебниками; освобождение от оплаты за обучение в детских школах искусств; снижение стоимости оплаты обучения в государственных учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования; предоставление льготных кредитов (финансовой помощи) для строительства или приобретения жилья, налоговые, таможенные льготы и др.

В городе Минске, в целях поддержки многодетных семей города, решением Минского городского Совета депутатов от 16 декабря 2009 г. № 267 (с изменениями и дополнениями) были предусмотрены следующие социальные гарантии:
  • выплата единовременного социального пособия многодетным семьям города, воспитывающим 3 и более детей до 18 лет, на подготовку к учебному году;
     
  • оплата годового проездного билета на проезд всеми видами городского транспорта детям, обучающимся в общеобразовательных учреждениях города Минска, из многодетных семей, воспитывающих пять и более несовершеннолетних детей;
     
  • выплата ежемесячного социального пособия семьям, в которых родилась и воспитывается тройня и более детей, до достижения детьми возраста трех лет (в размере одной базовой величины (35 000 рублей) на каждого ребенка).
Реализация целостной системы мер социально-экономического, правового, организационного характера, направленных на повышение качества жизни семей с детьми, способствовала увеличению деторождения и, как следствие, росту числа семей, имеющих двух и более детей. По предварительным данным в 2010 году по сравнению с 2006 годом число семей, в которых родился второй ребенок, увеличилось на 36,6%, в которых родился третий и более - на 57,6%.

Важнейшим показателем, характеризующим демографические процессы в обществе, является уровень младенческой смертности, который значительно сократился. Городской программой демографической безопасности предусмотрено сохранение показателя младенческой смертности на уровне не более 6 случаев на 1000 родившихся живыми. В 2010 году этот коэффициент составил 2,9, в 2009 году - 4,2, в 2006 году - 5,6. За 2010 год в возрасте до 1 года умерло 62 ребенка, за 2009 год - 92.

Оценка эффективности реализации Программы демографической безопасности позволяет говорить о позитивном воздействии комплекса предусмотренных в ней законодательных, социально-экономических и организационных мер на демовоспроизводственные процессы в стране.

Только целенаправленная работа по улучшению качества жизни населения, совершенствованию системы здравоохранения, социальной защиты населения, охране материнства и детства, государственной поддержке семей с детьми будет способствовать улучшению демографической ситуации.

Приложение

Численность населения г. Минска по результатам последних трех переписей:

  1989 1999 2009
Всего, человек,
в том числе
1 607 077 1 680 567 1 836 808
мужчины 756 434 788 745 843 776
женщины 850 643 891 822 993 032

Численность населения г.Минска по районам по переписи населения 2009 года

   Всего,
человек
В том числе  В процентах
к итогу
 Число женщин
на 1000 мужчин
мужчин женщин
Все население 1836808 843776 993032 100 1177
Районы:          
Заводской 238798 109811 128987 13,0 1175
Ленинский 215151 98241 116910 11,7 1190
Московский 270240 124245 145995 14,7 1175
Октябрьский 155061 69495 85566 8,4 1231
Партизанский 97592 44880 52712 5,3 1175
Первомайский 213985 101544 112441 11,7 1107
Советский 162315 73887 88428 8,8 1197
Фрунзенский 372431 171596 200835 20,3 1170
Центральный 111235 50077 61158 6,1 1221

Распределение населения г. Минска по возрастным группам по районам

 

Всего,
человек
Из них в возрасте В общей численности –
население в возрасте,
процентов
моложе
трудоспо-
собного
трудо-
способ-
ном
старше
трудоспо-
собного
моложе
трудоспо-
собного
трудо-
способ-
ном
старше
трудоспо-
собного
Все население 1836808 263219 1214357 359119 14,3 66,1 19,6
Районы:              
Заводской 238798 32675 157116 48983 13,7 65,8 20,5
Ленинский 215151 32916 139299 42929 15,3 64,7 20,0
Московский 270240 41594 187813 40812 15,4 69,5 15,1
Октябрьский 155061 20971 102838 31247 13,5 66,3 20,2
Партизанский 97592 13156 64598 19833 13,5 66,2 20,3
Первомайский 213985 26672 143970 43324 12,5 67,3 20,2
Советский 162315 20532 101838 39931 12,7 62,7 24,6
Фрунзенский 372431 60237 246108 66070 16,2 66,1 17,7
Центральный 111235 14466 70777 25990 13,0 63,6 23,4

Национальный состав населения г. Минска,
(в процентах к общей численности населения)

  1999 2009
Численность населения,
всего
 100  100
из них:    
белорусы 79,3 79,3
русские 15,7 10,0
поляки 1,0 0,7
украинцы 2,4 1,5
евреи 0,6 0,3

Основные показатели, характеризующие естественное движение населения
(по данным текущей отчетности)

  Число родившихся
(без мертворожденных)
Число умерших Естественный прирост (+),
естественная
убыль (-)
2009 2010 2010
в % к 2009
2009 2010 2010
в % к 2009
2009 2010
г. Минск 21315 21163 99,3 17699 18169 102,7 3616 2994
районы:                
Заводской 2679 2653 99,0 2742 2897 105,7 -63 -244
Ленинский 2415 2416 100,0 2040 2121 104,0 375 295
Московский 3220 3206 99,6 2146 2154 100,4 1074 1052
Октябрьский 1982 1894 95,6 1444 1476 102,2 538 418
Партизанский 1259 1190 94,5 1204 1218 101,2 55 -28
Первомайский 2135 2212 103,6 2030 2019 99,5 105 193
Советский 1601 1564 97,7 1773 1832 103,3 -172 -268
Фрунзенский 4740 4718 99,5 3153 3255 103,2 1587 1463
Центральный 1284 1310 102,0 1167 1197 102,6 117 113


Информация предоставлена: Главное управление идеологической работы Мингорисполкома
Дата обновления: 14.02.2011
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016