Главная / Актуальные события / Единый день информирования
    Для заместителей руководителей организаций г. Минска по идеологической работе

МАТЕРИАЛЫ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ТЕМЕ ДЛЯ г.МИНСКА:

"О мерах по сохранению экологической безопасности в г. Минске"


(по информации Минского городского комитета природных ресурсов и окружающей среды,
Минского НИИ социально-экономических проблем, УП "Экорес",
ГО "Минское городское жилищное хозяйство")

Поддержание благоприятного состояния окружающей среды является одним из наиболее необходимых условий устойчивого развития г. Минска.

Следует отметить, что наш город по сравнению со столицами других государств является одним из наиболее благополучных в экологическом отношении. По чистоте атмосферного воздуха он занимает одно из лидирующих мест среди крупных промышленных центров Республики Беларусь.

Комплексная оценка, выполненная специалистами Национальной академии наук Беларуси 1, показала, что в целом для Минска в его перспективных границах на 58% площади жилых зон экологическая ситуация оценивается как благоприятная, на 25% – относительно благоприятная, на 9% – относительно неблагоприятная, на 5% – неблагоприятная и на 3% площади – наиболее неблагоприятная.
________________________
1 Комплексную оценку выполнили В.С.Хомич, доктор географических наук, С.В.Какарека, доктор технических наук, Т.И.Кухарчик, доктор географических наук, Л.А.Кравчук, кандидат географических наук.

Наиболее благоприятная экологическая ситуация характерна для периферии города в его западной, северо-западной и юго-западной частях. Относительно благоприятная экологическая ситуация характерна для таких жилых районов как Юго-Запад, Масюковщина, Веснянка, Зеленый Луг, Степянка, Северный поселок, Серебрянка, Курасовщина.

Наиболее обширный ореол с относительно неблагоприятной ситуацией сформировался в западной части города, ограниченный улицами Ольшевского, Жудро, К. Цеткин, Железнодорожной и проспектом Жукова. Это, прежде всего, связано с расположением промышленных предприятий.

Неблагоприятная экологическая ситуация сформировалась в центральной части города, а также на прилегающих к промышленным зонам территориях. Причиной этому послужил достаточно высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха и почв, ослабленным состоянием растительности. Наиболее неблагоприятная экологическая ситуация сложилась в юго-восточной части города – районе с высокой концентрацией промышленных предприятий.

Стратегия экологической политики города заложена в Генеральном плане г. Минска с прилегающими территориями в пределах перспективной городской черты, отличительной особенностью которого является экологоориентированный подход к разработке мероприятий как единого процесса последовательной детализации и уточнения качественной и количественной оценки влияния градостроительного освоения на экологическую ситуацию. При этом планировочные решения и структура застройки, озеленения и обводнения, инженерная инфраструктура и транспортные сети рассматриваются как экологически нацеленные градостроительные средства, реализация которых обеспечивает стабилизацию или улучшение состояния природных сред.

Согласно Генеральному плану предполагается вынос за границы города вредных для окружающей среды производств, постепенная реорганизация промышленных зон, развитие оптимальной транспортной инфраструктуры. Большое внимание уделяется реорганизации системы ландшафтно-рекреационных территорий, представляющих систему благоустроенных озелененных пространств: сады, парки, региональные центры отдыха, физкультурно-оздоровительные комплексы.

В городе утверждена Схема охраны окружающей среды, где дана комплексная оценка состояния охраны окружающей среды г. Минска и Минского района, на основе которой разработаны мероприятия по реализации проектных решений Генерального плана г. Минска, имеющих экологическую направленность.

Для улучшения экологической ситуации разработаны приоритетные мероприятия, основными из которых являются:
  • снижение санитарного класса предприятий производственных зон в соответствии с регламентами Генерального плана до 5, 4 класса;

  • повышение санирующей эффективности озеленённых территорий за счет увеличения плотности посадки зеленых насаждений;

  • формирование 1-го и 2-го транспортных колец с целью максимальной защиты центрального ядра города от транзитного транспорта, устройство перехватывающих стоянок;

  • снижение выбросов основных загрязняющих веществ в атмосферный воздух путем реализации воздухоохранных мероприятий, совершенствования технологических процессов.
В настоящее время в Минске действует целый ряд масштабных экологических программ. Ведутся работы по восстановлению экосистем р. Свислочь и Слепянской водной системы, благоустройству прилегающих к ним территорий, строятся ветки коллектора "Центр" с перехватом дождевых сточных вод и направлением их за черту города на очистные сооружения промузла "Колядичи". Реализуются мероприятия программы "Чистая вода" в части строительства станций обезжелезивания на водозаборах "Водопой", "Петровщина", "Фелицианово". Проводится планомерная работа по внедрению новых экологически безопасных технологий, внедряются новые методы сбора и переработки бытовых и промышленных отходов. Большая работа проводится по благоустройству и озеленению городских территорий.

Мониторинг и охрана атмосферного воздуха

Мониторинг воздушного бассейна Минска проводится на 12 стационарных станциях, в том числе на трех автоматических. Измерение концентрации приоритетных загрязняющих веществ проводится круглосуточно в непрерывном режиме. Автоматические станции установлены в районах пр. Независимости, 110, ул. Тимирязева, 23 и ул. Радиальная, 50.

За последние 5 лет уровень загрязнения воздуха диоксидом азота и фенолом понизился на 13-17%, аммиаком и формальдегидом – на 30%, оксидом углерода – на 39%. Сохраняется стабильно низким содержание в воздухе диоксида серы, бенз(а)пирена, свинца, летучих органических соединений и кадмия.

В целях сохранения экологической безопасности в г. Минске на постоянной основе реализуются воздухоохранные мероприятия. В 2010 году построено 40 и реконструировано 35 газоочистных установок, что позволило снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 843 тонны.

В текущем году взято под жесткий контроль выполнение мероприятий по модернизации технологических процессов на ОАО "Минский завод отопительного оборудования", ОАО "Минский автомобильный завод", РУП "Минский тракторный завод", выбрасывающих твердые частицы и пыль.

Одной из острых проблем является загрязнение атмосферного воздуха выбросами от передвижных источников, на долю которых приходится свыше 80% загрязняющих веществ.

В 2011 году инструментальным контролем будут охвачены все автотранспортные предприятия, имеющие 50 и более единиц автотехники.

Результаты ежегодно проводимой операции "Чистый воздух" на предприятиях и дорогах города указывают на устойчивую динамику снижения количества автомобилей, эксплуатируемых с нарушением норм токсичности и дымности отработавших газов.

В городе разработана программа стимулирования обновления состава транспортных средств и использования экологических видов транспорта, развивается система экологического автомобильного сервиса (мойки, АЗС, стоянки).

Кроме того, планируется создать интеллектуальную транспортную систему безопасности с видеонаблюдением для г. Минска и автомобильной трассы М-2, что позволит уменьшить количество заторов и пробок автомобильного транспорта и тем самым снизить количество выбросов от мобильных источников.

С целью выполнения международных обязательств и требований Директивы № 3 Президента Республики Беларусь функционирует добыча свалочного газа на полигоне "Тростенец" с выработкой электроэнергии мощностью 1 МВт.

В рамках реализации Монреальского протокола наша республика взяла обязательства по сокращению и прекращению потребления озоноразрушающих веществ. За пятилетку потребление данных веществ группы С и Е снизилось на 15,1 тонн.

Использование и охрана вод

Усиление контроля в области рационального использования воды, внедрение энерго- ресурсосберегающих установок, организация приборного учета, другие водоохранные мероприятия обеспечили снижение удельного водопотребления на хозпитьевые нужды в расчете на одного жителя города. С 2005 года по 2010 год этот показатель уменьшился на треть и составил 221 литр в сутки на человека.

Наблюдается уменьшение объема сбрасываемых сточных вод (в 2010 г. - 187,3 млн.м3 (по предварит. данным), в 2009 г. - 188,4 млн.м3).

В настоящее время продолжается работа по строительству коллектора "Центр", 2–го пускового комплекса канализационных очистных сооружений на второй площадке Минской очистной станции УП "Минскводоканал", в части мероприятий по строительству и реконструкции систем водоснабжения на водозаборах "Водопой", "Петровщина", "Фелицианово", "Вицковщина" идет строительство станций обезжелезивания.

Обращение с отходами

В черте Минска расположены 3 полигона твердых бытовых отходов УП "Экорес": "Северный", "Прудище" и "Тростенецкий". Большое внимание уделяется санитарному состоянию полигонов, ведению учета принимаемых отходов, т.е. выполнение требований лицензирования объекта захоронения.

В 2010 году на полигонах УП "Экорес" размещено свыше 5,8 млн. м3 отходов (2 223,7 тыс. т), из них: коммунальные отходы от населения – 744,8 тыс.т, от предприятий – 220,6 тыс. т, промышленные отходы производства (неопасные) - 1007,6 тыс. т., отходы 3 класса опасности - 19,1 тыс. т., 4 класса опасности - 231,6 тыс. т.

В текущем году УП "Экорес" планируется внедрить опытный образец мобильной мусоросортировочной линии, строительство второй линии сортировки раздельно собранных отходов, создание участка по переработке древесных отходов, аккредитация измерительной лаборатории, разработка проектно-сметной документации на строительство мусороперерабатывающего завода.

Для уменьшения потока отходов, поступающих на полигоны, а также для предотвращения загрязнения окружающей среды в Минске проводится целенаправленная работа по максимальному извлечению вторичных материальных ресурсов (далее – ВМР) и вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья.

В городе существуют следующие механизмы вовлечения ВМР в гражданский оборот:
  • сеть приемных (заготовительных) пунктов сбора (заготовки) вторичного сырья;

  • система раздельного сбора (заготовки) коммунальных отходов посредством установки специальных контейнеров для сбора отдельных видов вторичного сырья;

  • сортировка отходов на станциях (пунктах) сортировки, досортировки коммунальных отходов.
Целенаправленную работу по увеличению вторичного сырья проводят 20 основных заготовительных предприятий в городе. Всего в прошлом году заготовлено более 400 тыс. т. ВМР.

Во всех районах города организован раздельный сбор твердых коммунальных отходов. На территориях, обслуживаемых ЖРЭО районов, установлено более 9 тыс. контейнеров для сбора вторичных ресурсов. На внутредворовых территориях оборудованы 133 контейнерные площадки, 6 128 мест для установки контейнеров.

С октября 2010 г. в трех районах города заработало предприятие СООО "Ремондис Минск", которым выставлено более 1000 контейнеров для сбора отходов, организовываются площадки для сбора крупногабаритных отходов.

ОАО "Белэкосистема" приобретено моечное оборудование для пластиковой упаковки.

С целью безопасного обращения с опасными отходами проведены следующие мероприятии:
  • в крупных торговых точках выставлены контейнеры для сбора гальванических батареек;

  • в 2010 г. предприятиями сдано на обезвреживание более 900 тысяч штук ртутьсодержащих ламп, 850,1 кг ртутьсодержащих отходов (термометров, манометров и других ртутьсодержащих приборов);

  • проделана определенная работа по снижению объемов удаления на полигоны отходов лакокрасочных материалов.
В городе разработана стратегия управления строительными отходами и вовлечения их в хозяйственный оборот. В настоящее время полностью перерабатываются отходы асфальтобетона, действует производство по переработке отходов мягкой кровли и железобетона.

Растительный мир

Важным звеном в системе охраны окружающей среды г. Минска является повышение уровня озеленения его территорий для создания благоприятных условий проживания.

Основным социально-экологическим критерием уровня организации ландшафтно-рекреационного комплекса города является обеспеченность граждан насаждениями общего пользования. Для столицы этот показатель в перспективе должен составлять 21 м2/человека.

В соответствии со статистическими данными за последние пять лет общая площадь насаждений на внутригородской территории увеличилась более чем на 300 га и составила 13 771,8 га.

В ходе осуществления мониторинга лесов в 2010 году отмечались повреждения насаждений, примыкающих к МКАД, что вызвано применением противогололедных материалов в зимний период 2009-2010 гг. и транспортом. За год вдоль МКАД удалено 477 поврежденных дерева, высажено 1 147 деревьев.

На территории города находятся три особо охраняемые природные территории: геологический памятник природы республиканского значения "Парк камней", ботанический памятник природы республиканского значения "Центральный ботанический сад НАН Беларуси" и республиканский биологический заказник "Лебяжий".

Инициировано выполнение ГНПО "НПЦ НАН Беларуси по биоресурсам" научно-технической работы по разработке проекта плана управления республиканским биологическим заказником "Лебяжий". В установленном порядке разрабатывается проектная документация на обустройство экологической тропы в заказнике.

Серьезной проблемой для г. Минска является массовое распространение на городских территориях инвазивного растения борщевик Сосновского, представляющего большую опасность не только для биологического разнообразия, но и для здоровья населения.

В 2010 г. на территории города установлена площадь произрастания борщевика Сосновского 237,5 га, в связи с чем решением Мингорисполкома утвержден план мероприятий по ограничению его распространения, которым предусмотрено финансирование данных работ, скоординированы действия городских служб, предусмотрены меры ответственности.

В целом экологическая обстановка в столице стабильна. Принимаемые руководством города меры по сохранению экологической безопасности соответствуют ожиданиям жителей города. Как показал проведенный Минским НИИ социально-экономических проблем в 2010 году опрос населения, большинство минчан хотели бы в будущем видеть Минск как город со здоровой экологической средой. Это задача не только администрации города, природоохранных служб, но и каждого жителя г. Минска.

В столице продолжается работа по наведению порядка и благоустройству территорий. Минский горисполком рассчитывает на помощь минчан, трудовых коллективов, комитетов территориального общественного самоуправления, общественных объединений, политических партий. Только совместными усилиями можно добиться положительных результатов.

Кроме того, каждый желающий по-прежнему может высказать свое мнение по вопросам, связанным с наведением порядка и благоустройством территорий Минска, а также внести свои предложения по совершенствованию городской среды в рубрике "Давайте обсудим" на главной странице официального портала Мингорисполкома.


Информация предоставлена: Главное управление идеологической работы Мингорисполкома
Дата обновления: 14.03.2011
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016