Главная / Актуальные события / Единый день информирования
Директива Президента Республики Беларусь № 4
"О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь


(по информации управления предпринимательства комитета экономики Мингорисполкома)

31 декабря 2010 года принята Директива Президента Республики Беларусь № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь".

Данный нормативный акт направлен на дальнейшую либерализацию экономики и раскрепощение деловой инициативы, развитие и поддержку предпринимательства.

Директива состоит из девяти разделов, которые сформулированы в виде концептуальных системных требований.
  1. Обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности.

    Предусмотрено государственное ценовое регулирование только в отношении продукции предприятий-монополистов и социально значимых товаров. Проведение антимонопольной политики и установление свободного ценообразования будет способствовать развитию конкурентной среды. Устранение межобластных барьеров на рынке позволит на равных условиях конкурировать на республиканском рынке производителям из различных регионов Беларуси.

  2. Создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности.

    Предусматривает защиту и развитие частной собственности для развития предпринимательства и постепенный уход от аренды недвижимости в сфере производства товаров, работ и услуг. При реализации инвестиционных проектов субъектам предпринимательства будут передаваться в собственность объекты, не использовавшиеся более двух лет или объекты незавершенного строительства за одну базовую величину. Добросовестные предприниматели будут застрахованы от конфискации имущества при совершении административных правонарушений, если эти правонарушения не связаны с незаконным оборотом такого имущества.

  3. Ликвидировать излишние административные барьеры при взаимодействии между государственными органами и юридическими лицами, гражданами.

    Предусматривает максимальную отмену административных процедур в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также административных процедур, которые не предусмотрены в законах и международных договорах Республики Беларусь.

  4. Завершить гармонизацию налоговой системы Беларуси с действующими в европейских странах. Придать налоговому законодательству характер, стимулирующий добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу.

    Необходимо принять меры по упрощению налогового законодательства в части перераспределения нагрузки по пенсионному страхованию между нанимателями и работниками, а также упорядочение работы инновационных фондов. Будет облегчен доступ субъектов предпринимательства к упрощенной системе налогообложения, которая станет доступна фирмам при объеме выручки в размере 12 млрд. рублей. Микроорганизации, которые применяют упрощенную систему налогообложения, смогут использовать упрощенное ведение бухгалтерского учета.

  5. Придать контрольной (надзорной) деятельности предупредительный характер, перейти к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности.

    Необходимо обеспечить защиту права руководителей предприятий на деловой риск. Предусмотрены снижение максимальных и минимальных размеров штрафов за административные правонарушения, пересмотр существующей системы уголовной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, обеспечив соразмерность ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда. Кроме того, введен ряд ограничений на применение многих статей Административного кодекса. Проведение плановых проверок можно осуществлять не чаще 1 раза в пять лет.

  6. Усовершенствовать инфраструктуру и систему финансирования малого предпринимательства в целях активизации предпринимательской деятельности и обеспечения эффективной поддержки предпринимательства (правовой, организационной и финансовой).

    Предусматривается упрощение доступа субъектов хозяйствования к кредитно-финансовым ресурсам, развитие системы микрокредитования.

  7. Исключить излишнее регулирование рынка труда.

    Предполагается для предприятий негосударственной формы собственности отменить тарифную ставку первого разряда как обязательную. Применять гибкие формы занятости населения.

  8. Сформировать правовую базу, стимулирующую развитие в Беларуси механизмов государственно-частного партнерства.

    При разработке законопроектов о государственно-частном партнерстве в качестве консультативных советов будут привлекаться общественные объединения предпринимателей.

  9. Обеспечить однозначное правовое регулирование и стабильность законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.

    Предусмотрено обязательное общественное обсуждение проектов законодательных актов, которые оказывают существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности, посредством создания консультативных или экспертных советов. Предусматривается размещение вышеназванных проектов на официальных сайтах государственных органов или в СМИ.
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016