Главная / Актуальные события / Единый день информирования
  Информационно-аналитический материал
для использования при проведении в
Республике Беларусь праздничных
мероприятий, посвященных 16-летию
Дня единения народов Беларуси и России

О ходе строительства Союзного государства

Начало широкомасштабной интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации на новой основе, как двух независимых суверенных государств, было положено 2 апреля 1996 года когда, основываясь на исторически сложившейся общности судеб белорусского и российского народов, опираясь на их волю к дальнейшему сближению, Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко и первый Президент России Борис Николаевич Ельцин в Москве подписали Договор о Сообществе Беларуси и России. Этот день вошел в нашу историю как День единения народов Беларуси и России. С этой знаменательной даты началась целенаправленная работа по строительству нового союза Беларуси и России.

Ровно через год, 2 апреля 1997 года Республика Беларусь и Российская Федерация подписали Договор о Союзе Беларуси и России. Основной целью Союза, как зафиксировано в Договоре, является повышение уровня жизни народов, укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между Беларусью и Россией в политической, экономической, социальной и других областях, устойчивое социально-экономическое развитие государств-участников на основе объединения их материальных и интеллектуальных потенциалов, использования рыночных механизмов функционирования экономики.

Важным этапом на пути становления и развития союзных отношений Республики Беларусь и Российской Федерации явилось подписание 25 декабря 1998 года Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России, Договора о равных правах граждан, Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования и протокола к нему. В этих документах президенты двух стран твёрдо заявили о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в союзное государство при сохранении национального суверенитета государств-участников Союза. Одновременно были определены основные направления интеграционной работы в экономической и социальной сферах.

8 декабря 1999 года подписан Договор о создании Союзного государства и Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Эти документы открыли путь для выхода на качественно новый уровень единения двух братских стран и народов. Они определили конечную цель интеграции Беларуси и России – создание Союзного государства.

За прошедшие 16 лет движения по пути интеграции сделано немало по сохранению и развитию отношений дружбы, сотрудничества и добрососедства Республики Беларусь и Российской Федерации, белорусов и россиян, созданию основ Союзного государства.

Организационно-правовая сфера.

В настоящее время сформирована и действует система органов Союзного государства. В соответствии с Договором о создании Союзного государства с 2000 года функционируют Высший Государственный Совет, Совет Министров и Постоянный Комитет Союзного государства.

С 2000 года состоялось 15 заседаний Высшего Государственного Совета Союзного государства, рассмотрено 166 вопросов, принято около 130 постановлений, директив и декретов, в которых даны соответствующие поручения органам Союзного государства, правительствам, министерствам и ведомствам Беларуси и России по развитию интеграционного процесса между нашими странами.

Широкий круг интеграционных проблем рассматривается и решается Союзным правительством. За прошедший период состоялось 39 заседаний Совета Министров Союзного государства, на которых рассмотрено около 750 вопросов по различным направлениям союзного строительства. Принято более 470 решений в виде постановлений, директив и резолюций. Абсолютное большинство принятых высшими органами Союзного государства решений выполнено.

Образованы и работают Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства. Эти органы состоят из представителей соответствующих республиканских и федеральных органов Беларуси и России и периодически собираются на свои заседания, где рассматриваются и решаются вопросы союзного строительства в соответствующих сферах.

Создана и на постоянной основе действует Телерадиовещательная организация Союзного государства (ТРО Союза).

По другим направлениям работа ведется через совместные коллегии министерств и ведомств Беларуси и России с вынесением вопросов, требующих решений на уровне правительств и Глав государств, соответственно на заседания Совета Министров и Высшего Государственного Совета Союзного государства. Ряд министерств и ведомств государств-участников взаимодействуют путем проведения заседаний соответствующих комитетов, комиссий, советов, рабочих групп.

Как показывает практика, министерства и ведомства государств-участников на совместных (объединенных) коллегиях успешно решают вопросы по выполнению положений Договора о создании Союзного государства и Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства, получают возможность оперативно согласовывать вопросы, которые вносятся на заседания Союзного правительства, согласовать и принять совместные планы действий по сотрудничеству и развитию интеграции в соответствующих сферах.

Эффективно работают объединенные коллегии отраслевых органов Союзного государства: Пограничного Комитета, Таможенного Комитета, Комитета по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды. На регулярной основе проводятся заседания совместных белорусско-российских коллегий министерств и ведомств: внутренних дел, КГБ и ФСБ, обороны, иностранных дел, МЧС и ряда других.

С 2008 года совместная работа министерств и ведомств Беларуси и России существенно активизировалась и поставлена на плановую основу. График проведения совместных заседаний коллегий министерств и ведомств Беларуси и России ежегодно рассматривается на заседаниях Совета Министров Союзного государства.

Функции Парламента Союзного государства в настоящее время выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

Контроль правильности расходования союзных средств сегодня обеспечивают Счетная палата России и Комитет государственного контроля Республики Беларусь. На совместном заседании коллегий этих контрольных органов ежегодно рассматриваются итоги проверки правильности расходования средств бюджета Союзного государства за отчетный год.

Парламентами, министерствами и ведомствами двух государств проведена большая работа по унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации и формированию правовой системы Союзного государства. В настоящее время многие положения Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов Республики Беларусь аналогичны положениям соответствующих правовых актов Российской Федерации. Правовые нормы Хозяйственно-процессуального Кодекса Республики Беларусь и Арбитражно-процессуального Кодекса Российской Федерации в основном унифицированы и противоречий не содержат. Унифицировано таможенное законодательство. Многое сделано по сближению правовой базы в сфере банковской деятельности, обеспечению равных условий деятельности субъектов хозяйствования и равных прав граждан. Сформирован большой массив двусторонних договоров и соглашений Беларуси и России по всем основным направлениям интеграции.

Новый импульс процессу формирования правовой системы Союзного государства призван дать Конституционный Акт Союзного государства, принятие которого предусмотрено статьей 62 Договора о создании Союзного государства. Конституционный Акт должен определить государственное устройство и правовую систему Союзного государства.

Проект Конституционного Акта Союзного государства разрабатывается российско-белорусской комиссией по подготовке проекта Конституционного Акта Союзного государства, возглавляемой руководителями нижних палат парламентов Беларуси и России.

Экономическая сфера

Приоритетным направлением союзного строительства является формирование единого экономического пространства. Особую актуальность это направление приобрело в условиях мирового финансово-экономического кризиса и вызванной им дестабилизации экономик целого ряда регионов мира и, прежде всего, некоторых наших ближайших соседей – стран-членов Европейского Союза.

За прошедшие 16 лет Республикой Беларусь и Российской Федерацией многое сделано по выработке согласованной экономической политики и созданию единого экономического пространства Союзного государства.

Вошла в практику разработка и реализация годовых и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития Союзного государства, ежегодных балансов топливно-энергетических ресурсов, а также балансов спроса и предложения важнейших видов продукции Союзного государства.

Проведена большая работа по совершенствованию торговых отношений и таможенно-тарифного регулирования в рамках Союзного государства. Республика Беларусь и Российская Федерация унифицировали правила и критерии определения страны происхождения товаров и их таможенной стоимости, таможенных режимов, меры тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли с третьими странами, порядок таможенного оформления и контроля, меры экспортного контроля, порядок перемещения иностранной валюты. По этому направлению сформирована достаточно полная правовая база: в 1992 году между Республикой Беларусь и Российской Федерацией заключено Соглашение о свободной торговле, в 1995 году правительствами двух государств подписан Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь и Соглашение о Таможенном Союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. 29 января 2001 года подписано межправительственное Соглашение о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве. Подписаны также некоторые другие, сопутствующие этим основополагающим соглашениям, документы, регламентирующие интеграцию двух государств в экономической сфере.

Одновременно выполнен большой объем работы по обустройству таможенной границы Союзного государства на западном направлении. В ходе реализации двух этапов Программы первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь построено и сдано в эксплуатацию восемь пограничных пунктов таможенного оформления (ППТО) на территории Республики Беларусь, в результате чего существенно возросла эффективность проведения таможенных процедур и таможенного контроля, обеспечена надежная защита экономических интересов Беларуси и России. На эти цели из союзного бюджета направлено свыше 1,5 млрд. российских рублей.

Реализация мероприятий союзных программ "Создание Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства" и "Реализация информационных технологий общих таможенных процессов на территориях государств-участников Союзного государства позволила обеспечить информационно-правовую и техническую поддержку таможенного администрирования, обмен информацией между белорусскими и российскими таможенниками в режиме реального времени, что также имеет большое значение для эффективного функционирования единой таможенной территории.

Следует отметить и важность проведенной работы в ходе выполнения Плана мероприятий по упрощению перемещения товаров и транспортных средств на территории Союзного государства, направленного на перенос таможенного, транспортного, ветеринарного и фитосанитарного контроля с белорусско-российской на внешнюю границу Союзного государства.

На базе этой большой работы, которая была проведена в рамках строительства Союзного государства по формированию Таможенного Союза Беларуси и России, с 1 января 2010 года начал полнокровно функционировать Таможенный союз, а с 1 января 2012 года – Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан.

Следует отметить большое значение наработанного в рамках Союзного государства опыта совместного решения возникающих экономических проблем. Характерным примером такого взаимодействия является реализация Плана совместных действий Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли.

На заседании Совета Министров Союзного государства при рассмотрении итогов выполнения данного Плана отмечено, что безусловное выполнение всех намеченных мер явилось залогом не только успешного преодоления нашими государствами негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса, но и дает возможности для выхода на качественно новый, более высокий уровень экономической интеграции в самое ближайшее время.

Работа, проведенная правительствами двух государств по реализации Плана, одобрена на заседании высшего Государственного Совета Союзного государства 25 ноября 2011 года.

Отраслевые министерства Беларуси и России активно взаимодействуют в рамках совместных планов мероприятий по интеграции соответствующих сфер деятельности, что также является непременным условием формирования единого экономического пространства. Например, министерства транспорта работают на основе Плана мероприятий по формированию и функционированию объединенной транспортной системы Союзного государства, министерства связи – на основе Совместного плана сотрудничества между администрациями связи Российской Федерации и Республики Беларусь и т.д.

Пройдена значительная часть пути и по формированию правовых основ финансовой системы Союзного государства, созданию условий для введения единой денежной единицы Союзного государства.

В настоящее время подписаны и вступили в силу Соглашение о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра и Соглашение по созданию условий для введения единой денежной единицы. В их развитие подписан ряд документов по унификации правил деятельности банковских систем. В настоящее время существенно сближены количественные параметры денежно-кредитной политики Беларуси и России. В значительной степени унифицированы принципы монетарного и валютного регулирования, банковского надзора, бухгалтерского учета в банковских системах двух государств. Белорусская Сторона перешла к рыночным механизмам определения курса белорусского рубля. Создан и на регулярной основе действует Межбанковский валютный совет, на заседаниях которого регулярно рассматриваются и решаются вопросы взаимодействия в финансовой сфере.

Подготовлен и парафирован проект Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации об использовании рубля Российской Федерации в качестве единственного законного платежного средства на территории Республики Беларусь, согласован также ряд проектов сопутствующих межправительственных и межбанковских договоров и соглашений.

Вопросы взаимодействия Республики Беларусь и Российской Федерации в финансово-кредитной сфере, в том числе расширения применения российского рубля во взаимных расчетах в двусторонней торговле постоянно находятся в поле зрения Высшего Государственного Совета Союзного государства. В результате принимаемых в этом направлении мер свыше 54% оборота товаров и услуг между Беларусью в Россией в 2011 году оплачено в российских рублях.

Вместе с тем введение единой денежной единицы сдерживается из-за существующих разногласий в позициях сторон по вопросам формирования единого эмиссионного центра и сроков перехода на единую валюту.

С подписанием 24 января 2006 года в г. Санкт-Петербурге президентами А. Г. Лукашенко и В. В. Путиным Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о регулировании вопросов собственности Союзного государства она получила юридическое закрепление. Данное соглашение ратифицировано государствами-участниками Союзного государства и тем самым появилась правовая основа для формирования реестра союзной собственности, созданной в рамках реализации совместных программ, и решения вопросов ее использования для осуществления целей и задач Союзного государства.

В соответствии с Планом мероприятий по разработке нормативной правовой базы по учету, оценке и управлению активами, созданными и приобретенными за счет средств Союзного государства, утвержденным постановлением Совета Министров Союзного государства от 28 августа 2009 года, в настоящее время подготовлены Концепция управления собственностью Союзного государства, Методика выявления и инвентаризации имущества, созданного и приобретенного за счет средств бюджета Союзного государства, проект Положения о Реестре имущества Союзного государства и порядке его ведения, проект Положения об организации и методах оценки имущества, созданного и приобретенного за счет средств бюджета Союзного государства и проекты некоторых других нормативно-правовых документов по этому вопросу.

Результаты работы по сближению Беларуси и России в экономической сфере в концентрированном виде отражаются в росте объемов взаимной торговли.

По итогам 1995 года, с которого Беларусь и Россия начинали движение по пути интеграции, товарооборот взаимной торговли составлял немногим более 5 млрд. долларов США.

В 2008 году он превысил 34 млрд. долларов США. Таким образом, товарооборот взаимной торговли между нашими странами за период с начала создания союза Беларуси и России вырос в 2008 году почти в 7 раз.

В 2009 году вследствие негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса и снижения внутреннего спроса в обоих государствах объем взаимной торговли, как и в целом, объем мировой торговли, существенно сократился. Он составил 24,4 млрд. долларов США, или 72% от уровня 2008 года.

По итогам 2010 года объем товарооборота между Республикой Беларусь и Российской Федерацией составил почти 27,9 млрд. долларов США, увеличившись на 18,9 % по сравнению с 2009 годом.

В 2011 году докризисные показатели объемов взаимного товарооборота не только восстановлены, но и превышены. Его объем вырос к уровню 2010 года на 37,7% и достиг 38,6 млрд. долларов США.

Таким образом, благодаря совместным скоординированным действиям Беларуси и России в рамках Союзного государства удалось в самые короткие сроки преодолеть последствия мирового финансового кризиса и восстановить высокие темпы развития торгово-экономических отношений и объемы взаимного товарооборота.

Важную роль в становлении Союзного государства играет бюджет Союзного государства. Общий бюджет формируется за счет отчислений средств из национальных бюджетов государств-участников в пропорции: Россия - 65%, Беларусь -35 %. Союзный бюджет является эффективным инструментом решения совместных социально-экономических задач Беларуси и России.

Договором о создании Союзного государства установлено, что бюджет Союзного государства:
  • формируется за счет ежегодных согласованных отчислений государств-участников;

  • бюджет Союзного государства не может иметь дефицита;

  • исполнение бюджета до создания Казначейства Союзного государства осуществляют казначейства государств-участников на территории своих государств;

  • проект бюджета Союзного государства вносится Советом Министров Союзного государства в Парламент, а после принятия союзным Парламентом утверждается Высшим Государственным Советом.
За прошедший период проведена большая работа по совершенствованию бюджетного процесса в Союзном государстве. Утвержден и постоянно совершенствуется Порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства и Порядок исполнения бюджета Союзного государства через органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и органы государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь.

Исполнение бюджета Союзного государства организует Постоянный Комитет Союзного государства, осуществляется оно через органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и органы государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь. Контроль правильности расходования средств бюджета Союзного государства осуществляют Счетная Палата России и Комитет государственного контроля Республики Беларусь.

Впервые общий бюджета Союза Беларуси и России сформирован в 1998 году за счет отчислений средств из национальных бюджетов государств-участников в объеме 585 млн. российских рублей. В 2011 году доходная часть бюджета Союзного государства определена в сумме почти 4,9 миллиарда, т.е. его номинальный объем увеличился более чем в 8 раз.

Всего за 1998-2011 годы в союзном бюджете было аккумулировано и направлено на решение общих проблем Беларуси и России почти 40 млрд. российских рублей. Свыше 90 процентов средств союзного бюджета направляется на финансирование совместных программ и мероприятий, охватывающих как сферу материального производства, так и социальную, а также сферу обеспечения безопасности.

Бюджет Союзного государства на 2012 год утвержден Декретом Высшего Государственного Совета от 25 ноября 2011 года №2. По доходам он определен в сумме 4 872,0 млн. российских рублей, в том числе за счет отчислений Российской Федерации 3 167,0 млн. российских рублей, Республики Беларусь - 1 705,0 млн. российских рублей.

Одним из важнейших инструментов развития экономической интеграции между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, формирования делового климата в Союзном государстве является реализация совместных белорусско-российских программ, проектов и мероприятий за счет средств союзного бюджета. Они позволяют на основе объединения сил и средств, скоординированных действий двух государств эффективно решать общие социально-экономические и научно-технические проблемы.

Реализация совместных программ началась одновременно с принятием первого совместного бюджета в 1998 году.

За прошедший период за счет средств союзного бюджета полностью или частично профинансировано выполнение 56 совместных программ. На эти цели направлено свыше 25 млрд. российских рублей. Кроме того, за счет средств союзного бюджета ежегодно реализуется 20-25 мероприятий в сфере культуры, образования, спорта, информации, социальной политики.

В качестве примеров эффективности решения совместных задач посредством союзных программ можно привести целый ряд примеров.

В 1998-2011 годах реализованы три Программы обустройства внешней границы Союзного государства с общим объемом финансирования более 6 млрд. российских рублей, в том числе более 2млрд. российских рублей использовано на территории Республики Беларусь.

Программами охвачен широкий спектр мероприятий, проводимых на внешней границе Союзного государства, а именно:
  • строительство и реконструкция объектов и сооружений пограничной инфраструктуры (пограничных комендатур, застав, пограничных постов, военных городков и т.д. Всего построено 4 пограничных комендатуры, 8 пограничных застав, 15 пограничных постов, управление погранотрядами в г.Гродно, госпиталь для пограничников в г.Поставы, более 35 объектов социального и хозяйственного назначения, 292 квартиры служебного жилья);

  • оснащение пунктов пропуска техническими средствами пограничного контроля;

  • развитие системы связи и автоматизации;

  • подготовка высококвалифицированных кадров для пограничных войск;

  • другие неотложные мероприятия по преобразованию системы охраны границы.
Обустройство внешней границы Союзного государства на западных рубежах оказалось особенно актуально в связи с переносом на нее всех контрольных функций, осуществляемых в рамках Таможенного Союза и Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана. Без надлежащего обустройства границы эффективное функционирование этих интеграционных образований было бы просто невозможно.

Современно обустроенная таможенная граница и эффективно функционирующая таможенная служба являются обязательными элементами государственного строительства, от которых во многом зависит развитие и процветание экономики Союзного государства, наполнение бюджета и, безусловно, защита экономических интересов Беларуси и России. На решение этих задач направлена также реализация союзных программ по созданию и развитию таможенной инфраструктуры Союзного государства и созданию Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства, о чем уже упоминалось выше.

На мероприятия этих программ из бюджета Союзного государства было направлено около 1,5 млрд. российских рублей.

Реализация этих программ позволила создать на белорусском участке внешней границы Союзного государства пограничные пункты пропуска, полностью отвечающие международным нормам и требованиям, оснащенные самыми современными информационными технологиями, что дало возможность увеличить их пропускную способность на 20 тыс. автомобилей в сутки, снизить время таможенного оформления в 4-5 раз без ущерба качеству и надежности таможенного контроля, а также обеспечить комфортные условия для участников внешнеэкономической деятельности и граждан, которые пересекают белорусский участок внешней границы Союзного государства.

Еще один стратегически важный реализованный проект Союзного государства - это программа развития дизельного автомобилестроения. В рамках программ "Развитие дизельного автомобилестроения" и "Развитие дизельного автомобилестроения до 2008 года" разработаны конструкции, освоено производство и созданы мощности по выпуску дизельных двигателей и большегрузных автомобилей, соответствующих требованиям ЕВРО-2, ЕВРО-3 и ЕВРО-4 на белорусских и российских предприятиях: Минском моторном заводе, Ярославском ОАО "Автодизель", ОАО "Тутаевский моторный завод", РУП "Минский автомобильный завод", ОАО "КАМАЗ", ОАО "Автомобильный завод "УРАЛ", РУП "Минский завод колесных тягачей".

Экономический эффект от реализации Программы по созданию и организации серийного производства оборудования для выпуска специальных химических волокон составит по оценке экспертов порядка 1,3 млрд. российских рублей ежегодно. Стоимость разработанного оборудования на 30-40 процентов ниже стоимости зарубежных аналогов, на 15-20 процентов сократились энергозатраты, существенно улучшились экологические показатели.

В ходе выполнения программы "Создание высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных препаратов нового поколения на основе белков человека, получаемых из молока трансгенных животных "БелРосТрансген" разработаны оригинальные генные конструкты, обеспечивающие продукцию лекарственных белков человека с молоком трансгенных животных. Создана специализированная биотехнологическая козья ферма, отработана технология получения трансгенных животных, получены первые животные, трансгенные по гену лактоферрина человека. Бактерицидные свойства этого вещества, содержащегося в молоке трансгенных животных, позволяют широко использовать его при лечении воспалительных и онкологических заболеваний. Проведение работ в этом направлении позволят Беларуси и России выйти на самые передовые рубежи в производстве новейшей фармакологической продукции.

Постановлением Совета Министров Союзного государства от 26 июня 2009 года №23 утверждена новая программа "Разработка технологий и организация опытного производства высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных средств нового поколения и пищевых продуктов на основе лактоферрина человека, получаемого из молока животных-продуцентов" ("БелРосТрансген-2") на период 2009-2013 годы, в рамках которой продолжается работа в данном направлении.

Успешно реализованы три этапа программы Союзного государства в области гидрометеорологии. Концентрация финансовых, научно-технических, кадровых, вычислительных и информационных ресурсов двух стран, создание единого информационного и технологического пространства в области гидрометеорологии позволило с минимальными затратами средств и времени достичь результатов, имеющих важное значение и для России, и для Беларуси.

Внедрение в сферу производственной деятельности гидрометеорологических служб Беларуси и России результатов, полученных в процессе реализации союзных программ, а это десятки разработанных новых методов, технологий и средств программного обеспечения комплексных систем наблюдений, сбора, обработки, анализа и прогноза погодно-климатических условий, состояния и загрязнения природной среды по всей территории Союзного государства, позволило существенно повысить качество, оправдываемость и оперативность доведения до конкретных потребителей различных видов гидрометеорологической продукции и данных о состоянии и загрязнении природной среды.

В результате выполнения мероприятий программы точность гидродинамических прогнозов, используемых синоптиками России и Беларуси, повысилась по заблаговременности примерно на 0,5 суток, что согласно экспертным оценкам ежегодно дает дополнительный экономический эффект только по России около 250 млн. российских рублей в год.

Беларусь и Россия объединили усилия по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Эта работа уникальна и не имеет аналогов в мировой практике. За счет средств союзного бюджета успешно реализованы три белорусско-российские программы в данном направлении. Решены задачи по созданию единого нормативно-правового пространства и общей системы оказания специализированной медицинской помощи гражданам Беларуси и России, подвергшимся воздействию чернобыльской радиации. Общий объем финансирования составил более 2,5 млрд. росс. рублей. Обеспечено создание материально-технической основы единой системы оказания специализированной медицинской помощи гражданам Беларуси и России, на базе Медицинского радиологического научного центра Российской академии медицинских наук (г.Обнинск), Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины (г.Санкт-Петербург), Специализированного радиологического диспансера (г.Гомель), Гродненского завода медицинских препаратов (г. Скидель). Деятельность в рамках единой системы позволяет ежегодно оказывать квалифицированную медицинскую помощь более 15 тысячам граждан России и Беларуси, подвергшимся радиационному воздействию. Создан Единый регистр, являющийся информационной основой организации оказания специализированной медицинской помощи. В него включены данные более чем на 300 тыс. человек – граждан России и Беларуси. Таким образом, достигнута адресность оказания специализированной медицинской помощи и оптимизация объема необходимых для этого финансовых ресурсов.

Анализ показывает, что если на начальном этапе союзного строительства совместные программы решали задачи поддержания отдельных предприятий и отраслей, научных коллективов, восстановление производства значимых видов продукции, то в настоящее время союзные программы направлены в основном на создание и развитие передовых направлений науки, техники и технологии. Среди них, программы "Современные технологии и оборудование для производства новых полимерных и композиционных материалов, химических волокон и нитей", "Разработка и создание нового поколения микросистемотехники и унифицированных интегрированных систем двойного назначения на их основе", "Развитие и внедрение в государствах-участниках Союзного государства наукоемких компьютерных технологий на базе мультипроцессорных вычислительных систем", программы серии "Космос", "Стволовые клетки", "БелРосТрансген", "Нанотехнология – СГ" и др.

Например, в ходе реализации программ Союзного государства "Разработка и освоение в серийном производстве семейства высокопроизводительных вычислительных систем с параллельной архитектурой (суперкомпьютеров) и создание прикладных программно-аппаратных комплексов на их основе", "Развитие и внедрение в государствах-участниках Союзного государства наукоемких компьютерных технологий на базе мультипроцессорных вычислительных систем", "Разработка и использование программно-аппаратных средств ГРИД-технологий и перспективных высокопроизводительных (суперкомпьютерных) вычислительных систем семейства "СКИФ" обеспечена разработка и организация производства семейства отечественных суперкомпьютеров и создание прикладных систем на их основе. Проведена работа по развитию наукоемких компьютерных технологий на базе высокопроизводительных вычислительных систем, освоению передовых наукоёмких технологий на перспективных суперкомпьютерных платформах, построению на основе суперкомпьютеров семейства "СКИФ" компьютерных сетей, позволяющих создать принципиально новый вычислительный инструмент для развития высоких технологий. Разработанные программные комплексы предназначены для выполнения научных и инженерных расчетов в таких важнейших сферах как исследования в областях здравоохранения и проектирования лекарств с заданными свойствами; разработки новых материалов (наноматериалов); биоинформатики; обеспечения безопасности атомных электростанций и ряду других.

Решительному шагу на мировой рынок космических технологий способствовала реализация союзных программ серии "Космос", осуществляемых с начала 2000 годов. На их выполнение из бюджета Союзного государства направлено свыше 2 млрд. российских рублей. В 2007 году завершилось выполнение второй программы "Космос СГ", начатой в 2004 году. Мероприятия программы охватили четыре научно-технические направления. В выполнении программы было задействовано более 40 российских и белорусских предприятий, десять академических институтов и четыре высших учебных заведения. В кооперации по программе задействованы десятки российских и белорусских предприятий и организаций в сфере космического и точного машиностроения и приборостроения.

Очередным этапом решения проблемы создания элементов единого научно-технического и информационного пространства с использованием космических средств в интересах Союзного государства стала реализация в 2008-2011 годах научно-технической программы Союзного государства "Разработка базовых элементов, технологий создания и применения орбитальных и наземных средств многофункциональной космической системы" ("Космос-НТ"). С учетом конъюнктуры мирового космического рынка в интересах потребителей космических услуг, с учетом возможностей космической науки и промышленности, потребностей социально-экономической и научной сфер деятельности Союзного государства разработаны передовые космические технологии и созданы не имеющие аналогов экспериментальные образцы наземных и орбитальных космических средств и элементной базы.

Работа в этом направлении продолжается сегодня в рамках новых союзных программ.

Бюджетом Союзного государства на 2012 год предусмотрено финансирование 40 союзных программ, подпрограмм и мероприятий.

Социальная сфера

Основные направления интеграционного сотрудничества в социальной сфере определены Концепцией социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы, рассмотренной и одобренной Высшим Государственным Советом 25 ноября 2011 года. Они направлены на обеспечение равенства прав граждан в трудоустройстве и оплате труда, в получении образования, предоставлении медицинской помощи, в социальном обеспечении, на развитие сотрудничества в сфере культуры, спорта и туризма, проведении согласованной социальной политики.

В целом следует отметить, что социальные вопросы составляют весомую часть в работе высших органов Союзного государства. На заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства 3 февраля 2009 года было доложено о ходе выполнения Концепции социального развития Союзного государства до 2010 года. В октябре 2010 года итоги ее выполнения рассмотрены на заседании Совета Министров Союзного государства, а 25 ноября 2011 года – на заседании Высшего Государственного Совета.

Правовой основой для обеспечения реального равенства прав граждан Беларуси и России наряду с Договором о создании Союзного государства является Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года.

К настоящему времени практически решены вопросы, связанные с обеспечением равных прав граждан Беларуси и России на участие в хозяйственной деятельности, на получение образования, на обмен жилыми помещениями, трудоустройство и оплату труда.

Так, граждане России и Беларуси имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда. Обеспечивается взаимное признание трудового стажа, включая стаж работы по специальности. В рамках создания единого миграционного пространства отменен разрешительный порядок найма белорусов и россиян на работу. На граждан Беларуси и России взаимно не распространяется требование обязательного заполнения миграционных карт. Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об использовании миграционной карты единого образца впервые белорусы и россияне взаимно исключены из перечня иностранных граждан. Факт принадлежности лица к гражданству Республики Беларусь или Российской Федерации является основанием для получения вида на жительство без учета срока временного пребывания и проживания.

Имеется нормативная правовая база и в области образования, обеспечивающая гражданам России равные права на получение образования на территории Республики Беларусь, а гражданам Беларуси – на территории России. Между странами действует подписанное в феврале 1996 года межправительственное соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях.

Вместе с тем, в соответствии с национальными законодательными актами государств–участников Союзного государства граждане Беларуси на территории России, также как и граждане России на территории Беларуси, обладают статусом иностранных граждан. Тем самым налагается ряд ограничений на осуществление ими прав и свобод, как на иностранных граждан.

В целях урегулирования ряда наиболее острых вопросов обеспечения равных прав граждан Республики и Российской Федерации в рамках заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства 24 января 2006 года в г. Санкт-Петербурге были заключены четыре международных договора, а именно:
  • Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения;

  • Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства;

  • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации;

  • Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество от 21апреля 1995 года.
Фактически данными документами определяется порядок реализации основных гражданских и социальных прав граждан Союзного государства, закрепляются механизмы их обеспечения со стороны государств-участников Союзного государства.

Все вышеуказанные международные соглашения вступили в силу, в их развитие подписан ряд межведомственных документов. Реализация их положений снимает самые животрепещущие проблемы, с которыми сталкиваются граждане Беларуси и России.

Важным сегментом союзного строительства является реализация программ и проведение совместных мероприятий социальной направленности за счет средств бюджета Союзного государства.

В 2011 году за счет средств бюджета Союзного государства было реализовано более 25 программ и мероприятий в сферах образования, культуры, спорта, экологии, природоохранной деятельности.

В рамках союзного строительства реализовано два этапа союзной программы по сближению законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России. Основная ее цель – создание условий, необходимых для проведения согласованной политики и осуществления комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на обеспечение равных возможностей в социально-трудовой сфере для граждан Беларуси и России.

В ходе реализации комплекса программных мероприятий разработаны концепции, методические рекомендации, положения, методики, правила, регламенты, аналитические доклады, проекты унифицированных отраслевых и межотраслевых нормативно-технических документов.

Выполнение Программы содействует дальнейшей отработке социальной модели Союзного государства, созданию условий для развития единого социального пространства, развития кооперации организаций обоих государств, увеличения занятости трудоспособного населения, повышения реальных доходов населения.

Одним из важнейших направлений проведения согласованной социальной политики является формирование общего рынка труда Союзного государства. Основные направления разработки единой методологии государственного регулирования общего рынка труда, одобренные решением Совета Министров Союзного государства, предусматривают осуществление согласованных мер по формированию и развитию общего рынка труда в целях повышения экономической и социальной эффективности занятости, кадрового обеспечения роста экономики, повышения благосостояния и обеспечения равенства прав граждан двух стран. Цель проводимой в данном направлении политики – создание организационных и экономических условий для беспрепятственного перемещения рабочей силы государств-участников Союзного государства. В настоящее время эта задача также должна быть реализована и в рамках Единого экономического пространства Беларуси России и Казахстана.

За последние годы существенно активизировалась интеграционная деятельность в сфере образования.

Реализуется ряд проектов по организации совместной подготовки специалистов с высшим образованием. В расширении сотрудничества в сфере высшего образования важную роль играет Российско-Белорусский (технический) университет в г. Могилеве. Создан и успешно работает в г. Минске филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики. Четыре белорусских и российских вуза участвуют в реализации проекта "Союзный научно-образовательный центр – Университет интеграции".

В 2008 году завершено финансирование из союзного бюджета деятельности филиала Российского государственного социального университета в г. Минске, созданного в целях подготовки специалистов для системы труда и социальной защиты Республики Беларусь. На обеспечение его деятельности и развитие из бюджета Союзного государства было направлено более 60 млн. российских рублей.

Всего в 2011-2012 учебном году в вузах Российской Федерации обучается более 13 тыс. граждан Беларуси, соответственно в вузах Республики Беларусь – около 2 тыс. студентов из России.

Важным направлением совместной деятельности является развитие межрегионального сотрудничества. Наиболее динамично развивается взаимодействие с органами управления образованием и учреждениями образования Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Смоленской, Брянской областей, Северо-Западного федерального округа, Краснодарского и Ставропольского краев.

Развитию межрегионального сотрудничества во многом способствуют реализация ежегодных совместных проектов, организация выставок, обмены делегациями школьников, студентов и преподавателей, проведение ставших уже традиционными Дней образования Республики Беларусь в регионах Российской Федерации.

Значимым совместным проектом двух министерств образования в рамках Союзного государства стала Олимпиада школьников Союзного государства "Россия и Беларусь: историческая и духовная общность". В олимпиаде 2011 года, заключительный этап которой состоялся в г. Гомеле, приняло участие более 150 учащихся из 20 регионов России и всех регионов Беларуси.

С 2006 года проводятся туристские слеты учащихся Союзного государства. В состоявшемся в июле 2011 года в Минской области туристском слете учащихся Союзного государства приняло участие более 600 человек - 41 команда школьников из 36 регионов Российской Федерации и Республики Беларусь.

В соответствии с решением Совета Министров Союзного государства, начиная с 2008 года, Олимпиада школьников двух стран "Россия и Беларусь: историческая и духовная общность" и Туристический слет учащихся Союзного государства проводится ежегодно.

Стало также традиционным проведение в рамках Союзного государства гражданско-патриотических кадетских смен учащихся Союзного государства.

В 2011 году гражданско-патриотическая кадетская смена учащихся Союзного государства "За честь Отчизны" традиционно состоялась в сентябре в "Национальном детском образовательно-оздоровительном центре "Зубренок". В смене приняло участие 447 учащихся (по 14 делегаций из Беларуси и России).

В рамках состоявшейся смены были организованы военно-спортивные игры, военизированные эстафеты, встречи и презентации с представителями Вооруженных сил Республики Беларусь, круглый стол "Беларусь и Россия:союз для развития", исследовательские маршруты "Колокола памяти", "Дорогами дедов". Проведены тематические дни "Кадет – это звучит гордо!", "Доблесть и слава", "Служу Отечеству трудом" и т.д., организованы экскурсии в г.г.Минск, Полоцк и Несвиж, в Мирский замок, по Нарочанскому краю. Состоялись конкурсы строя и песни, конкурс инсценированной патриотической песни, турниры по стрельбе, различные спортивные единоборства.

В мае 2011 года на базе Центра детско-юношеского творчества Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных состоялся второй конкурс научно-технического творчества учащихся Союзного государства "Таланты XXI века", в котором приняли участие молодые изобретатели, конструкторы и исследователи в возрасте 13-17 лет, победители и призеры международных, федеральных, республиканских и региональных научно-практических конференций и конкурсов научно-технического творчества – всего 220 учащихся из 22 регионов Беларуси и России. В соответствии с программой конкурса была организована работа научных секций по 6 направлениям. Проведен "круглый стол" по вопросам развития научно-технического творчества молодежи двух стран, организована выставка работ, моделей, технический конструкций и изобретений участников конкурса. С лекциями по актуальным проблемам науки и техники перед учащимися-участниками конкурса выступили ученые Беларуси и России.

Проведение в рамках Союзного государства таких масштабных мероприятий содействует практической реализации основных целей Союзного государства в области социальной политики, в том числе по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи и формированию единого образовательного пространства.

Всего в сфере образования в 2011 году за счет средств бюджета Союзного государства профинансировано пять мероприятий на сумму 29,2 млн. российских рублей.

В 2012 году на проведение мероприятий в сфере образования предусмотрено направить 41,8 млн. российских рублей.

Совместная деятельность в области культуры – это проведение политики Союзного государства, направленной на сохранение общих исторических ценностей, развитие творческой активности и культурного сотрудничества народов Беларуси и России. Разнообразные направления культурного сотрудничества способствуют духовному единению двух братских народов.

Уже стали традиционными проводимые в рамках Союзного государства совместные фестивали, встречи деятелей искусств, культурные обмены и гастроли творческих коллективов, совместное производство кинофильмов, проведение выставок, охрана исторических и культурных памятников, их реставрация.

Наиболее крупным "союзным" мероприятием в области культуры является Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске", финансируемый из союзного бюджета с 1998 года. За прошедшие годы на реализацию этого мероприятия из бюджета Союзного государства направлено свыше 320 млн. российских рублей.

В рамках фестиваля традиционно проходит День Союзного государства, во время которого проводятся творческие встречи с номинантами и лауреатами Премии Союзного государства в области литературы и искусства, пресс-конференции Государственного секретаря Союзного государства и представителей Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, фотовыставка Союзного государства, выставки детских рисунков, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, а на закрытии фестиваля деятелям культуры, внесшим большой вклад в развитие культурных связей между Беларусью и Россией, вручаются специальные дипломы и памятные призы Союзного государства.

Учреждение Премии Союзного государства в области литературы и искусства стало одним из первых шагов признания заслуг мастеров культуры в деле союзного строительства.

Впервые премия Союзного государства в области литературы и искусства была присуждена в 2002 году, вручается она раз в два года.

Первыми ее обладателями стали российский актер Алексей Петренко, белорусский драматург Алексей Дударев и народный писатель Беларуси Иван Шамякин. Позднее лауреатами премии становились художники Михаил Савицкий и Валентин Сидоров, актеры Александр Калягин и Ростислав Янковский, композитор Александра Пахмутова и поэт Станислав Куняев, народные артисты Беларуси Владимир Гостюхин и Михаил Финберг, народный артист России Сергей Арцибашев, архитектор Юрий Григорьев, художники Лев и Сергей Гумилевские, Алексей и Сергей Ткачевы, Леонид Щемелев, скульпторы Юрий и Григорий Ореховы.

Победителями конкурса на получение премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2011-2012 годы стали народный художник Республики Беларусь Георгий Поплавский и поэт Глеб Горбовский. Вручение премий по традиции проводится на церемонии открытия Международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске".

Стало традиционным проведение фестивалей Союзного государства: "Творчество юных", "Молодежь – за Союзное государство", фестиваля творчества инвалидов "Мы – вместе".

Сохранению и развитию лучших художественных и музыкальных традиций наших стран служит и ежегодное проведение мастер-классов для учащихся художественных учебных заведений России и Беларуси "Союзное государство – молодым талантам XXI века".

Из молодых талантливых музыкантов, прошедших обучение в "союзных мастер-классах" в 2008 году создан замечательный коллектив - молодежный белорусско-российский симфонический оркестр, гастроли которого с успехом прошли в 2009 году по маршруту Берлин-Брест-Минск-Москва, в 2010 году коллектив представил свое искусство в Италии, а в 2011 году – в Чехии.

В 2011 году в сфере культуры за счет средств союзного бюджета проведено десять мероприятий на общую сумму около 150 млн. российских рублей.

В 2012 году планируется осуществить финансирование 7 мероприятий на сумму около 90 млн. российских рублей.

В соответствии с решением совместной коллегии министерств культуры Беларуси и России в 2009 году проведен Год культуры Российской Федерации в Республике Беларусь, а 2010 год был объявлен Годом культуры Республики Беларусь в Российской Федерации.

За счет средств союзного бюджета проведен ряд общественно значимых мероприятий, посвящённых 65-летию Великой Победы.

Перечень мероприятий Союзного государства на 2009-2010 годы, посвященных 65-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, утвержден решением Высшего Государственного Совета Союзного государства.

За счёт средств союзного бюджета осуществлена реконструкция Мемориального комплекса "Брестская крепость-герой".

В 2011 году из бюджета Союзного государства профинансировано в воссоздание памятника Героям войны 1812 года в п.Красный Смоленской области объеме свыше 60 млн. российских рублей.

Идея единства наших народов, показ успехов лучших творческих коллективов обеих стран – главные составляющие ежегодно проводимых торжественных мероприятий в Москве и Минске, посвященных Дню единения народов Беларуси и России, и финансируемых из бюджета Союзного государства.

Важной составной частью согласованной социальной политики Союзного государства, отражающей жизненные интересы граждан наших стран, является развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни граждан и развитие спорта высших достижений.

На совместном заседании коллегий министерств спорта Беларуси и России одобрена Концепция развития физической культуры и спорта в Союзном государстве, предусматривающая не только проведение соревнований по различным видам спорта, но и организацию совместных учебно-тренировочных сборов, плодотворное взаимодействие физкультурно-спортивных вузов, организаций спортивной науки и спортивной медицины.

Большое значение придается проведению согласованной политики в международных спортивных организациях. На новом организационном уровне проводятся открытые чемпионаты Беларуси и России по различным видам спорта. Расширяется практика совместного выступления белорусских и российских спортсменов на чемпионатах мира и Европы, других крупных международных соревнованиях.

Созданы условия для совместной подготовки национальных команд двух стран. Учреждены соревнования на призы президентов Республики Беларусь и Российской Федерации по хоккею, дзюдо, самбо, проводятся матчевые встречи ветеранов спорта, турниры на призы выдающихся спортсменов.

Важная роль в укреплении дружеских спортивных связей отводится межрегиональному сотрудничеству – местным органам исполнительной власти, спортивным организациям регионов, городов-побратимов, приграничных областей и районов. Более 40 российских регионов активно сотрудничают с Беларусью в области физической культуры, спорта и туризма. Наиболее динамично – Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Саратовская область и Краснодарский край.

По решению Совета Министров Союзного государства, начиная с 2003 года, ежегодно проводится Спартакиада Союзного государства для детей и юношества. За эти годы в рамках Союзной Спартакиады проведены физкультурно-спортивные фестивали студентов Беларуси и России, соревнования по хоккею "Золотая шайба", физкультурно-спортивные фестивали и спартакиада школьников "Олимпийские надежды", спартакиада детей и подростков "Дети спорта" и "Олимпийская юность", соревнования по легкой атлетике и плаванию среди детей, юношей и девушек с нарушением слуха, фестиваль спортивных игр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, спартакиада воспитанников детских домов и школ-интернатов "В будущее со спортом", спортивный фестиваль для детей, проживающих в регионах Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, фестиваль футбола "Колосок" для детей и подростков, проживающих в сельской местности.

Мероприятия Спартакиады прошли уже в 12 городах Беларуси и России. Участников Спартакиады принимали города Краснодар, Могилев, Москва, Анапа, Гомель, Воронеж, Минск, Смоленск, Гродно, Таганрог, Псков, Выборг. В Спартакиаде ежегодно принимает участие более 500 молодых людей. В рамках Спартакиады проведены спортивные состязания по 30 видам спорта (в том числе новым видам спорта, таким как флорбол, стритбол, дартс и др.).

На проведение Спартакиады из бюджета Союзного государства в 2002-2011 гг. было выделено около 100 млн. российских рублей, при этом объемы ежегодного финансирования союзной Спартакиады выросли за прошедшие годы более чем в 8 раз.

Большое внимание в рамках Союзного государства уделяется реализации проектов по оздоровлению ветеранов и детей.

Санаторно-курортное лечение инвалидов и участников Великой Отечественной войны за счет средств бюджета Союзного государства организуется ежегодно с 2003 года. В рамках реализации данного проекта в 2003-2011 годах прошли курс санаторно-курортного лечения и оздоровления свыше 4,7 тысячи ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны из Беларуси и России, в том числе почти 2,2 тыс. ветеранов поправили здоровье в белорусских санаториях. На эти цели из союзного бюджета было выделено около 75 млн. российских рублей.

Также из бюджета Союзного государства уже на протяжении девяти лет финансируются мероприятия по организации лечения и оздоровления детей из районов Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. В 2002-2011 годах в рамках реализации указанного проекта курс лечения и оздоровления прошли около 10,4 тыс. детей, в том числе 4665 человек – в детских санаториях на территории Республики Беларусь. На эти цели из союзного бюджета было выделено почти 125 млн. российских рублей.

Информационная сфера

Проводимая в рамках Союзного государства работа по развитию сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации осуществляется при активной информационной поддержке, постоянном информировании белорусов и россиян о развитии интеграционных процессов.

Сотрудничество Беларуси и России в сфере информации опирается на надежную правовую основу. Так, 19 февраля 1998 года заключено межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области печати, гарантирующее свободный и равноправный доступ граждан Беларуси и России к печатной продукции, а также создание благоприятных правовых, организационных и экономических условий в сфере распространения печатной продукции. Совместным решением коллегий Госкомпечати Беларуси и Госкомпечати России от 15 февраля 1999 года отменена процедура выдачи разрешений для распространения белорусских периодических печатных изданий на территории Российской Федерации, российских – на территории Республики Беларусь.

Подписаны соглашения и протоколы о сотрудничестве в сфере информации Министерства информации Республики Беларусь с правительствами Нижегородской, Ульяновской, Московской, Ленинградской области, Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы, Комитетом по информации, печати и связям с общественностью Администрации Калининградской области и рядом других регионов России.

С 2007 года ежегодно реализуется План мероприятий по созданию единого информационного пространства Союзного государства в области средств массовой информации, в основу которого положен принцип повышения эффективности уже действующих совместных белорусско-российских информационных проектов, реализации конкретных практических мероприятий, направленных на углубление и расширение двустороннего сотрудничества. Координаторами выполнения Плана определены Постоянный Комитет Союзного государства, Министерство информации Республики Беларусь и Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Проводится активная работа по совершенствованию системы защиты общих информационных ресурсов Беларуси и России в рамках союзных программ.

В 1998 году образована Телерадиовещательная организация Союзного государства (ТРО Союза), основным направлением деятельности которой является информационное сопровождение процесса строительства Союзного государства.

Тематические теле- и радиопередачи, производимые ТРО Союза, выходят на государственных теле- и радиоканалах Республики Беларусь: на телеканале "Общенациональное телевидение" (еженедельная программа "Тележурнал "Союз"), на международном спутниковом телеканале "Беларусь-ТВ". В Российской Федерации на "Радио России" выходят "Новости Союзного государства" и аналитическая программа "Радиожурнал СОЮЗ".

Для расширения зоны охвата в 2007 году начал собственное вещание союзный спутниковый телеканал ТРО Союза.

В программный пакет телеканала входят информационные и информационно-аналитические, публицистические и культурно-познавательные программы, такие как "Тележурнал "Союз", "Наследие", "Союзинформ", "Москва-Минск", "Союзный проект", "Время Союза", "Города", "Интервью недели", "Афиша", "Славянский проект", "Лауреаты Союзной премии" и др., а также документальные и художественные российские и белорусские фильмы.

С марта 2009 года телеканал начал транслироваться в кабельных сетях на территориях Беларуси и России.

Создан интернет-сайт ТРО Союза. Он удостоен хрустального кубка победителя за 1-е место в номинации "Информационный портал" по итогам интернет-премии "Тибо-2009".

В конце 2010 года на экраны кинотеатров Беларуси и России вышел художественный фильм "Брестская крепость", созданный ТРО Союза совместно с ЗАО "Централ Партнершип" и РУП "Национальная киностудия "Беларусьфильм" по заказу Постоянного Комитета Союзного государства на средства союзного бюджета.

Серьезная работа по объективному освещению хода союзного строительства мероприятий, проводимых в рамках Союзного государства, ведется с помощью союзных СМИ.

Союзные печатные СМИ представлены двумя изданиями – газетами "Союз. Беларусь – Россия" (приложение к газетам "Советская Белоруссия" и "Российская газета") и "Союзное Вече" (приложение к газете "Народная газета" на территории Беларуси и выходит самостоятельным тиражом на территории России). При поддержке союзного бюджета издавался журнал "Союзное государство".

Функционируют интернет-ресурсы Союзного государства – информационно-аналитический портал Союзного государства, "Аграрный Союз". На территории двух стран регулярно проводятся мероприятия по информационному обеспечению строительства Союзного государства: пресс-конференции, семинары, видеомосты, круглые столы, выставки, пресс-туры с участием журналистов союзных, российских и белорусских СМИ, представителей министерств и ведомств Беларуси и России.

На протяжении ряда лет информационными партнерами Постоянного Комитета Союзного государства являются: РУП "Белорусское телеграфное агентство", Российское агентство международной информации "РИА Новости", "Национальный пресс-центр Республики Беларусь", РУП "Дом прессы", РУП "Издательство "Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки", РИУ "Литература и искусство", журналы "Российская Федерация сегодня", "Экономика Беларуси", "Неман", "Беларуская думка", "Беларусь", "Наш современник" и др.

Издательская деятельность как информационное сопровождение интеграционных процессов осуществляется Постоянным Комитетом Союзного государства с 2000 года. К приоритетным издательским проектам относятся: нормативные правовые документы Союзного государства и материалы Парламентского Собрания Союза Беларуси и России; материалы, освещающие результаты союзных программ, их экономический и социальный эффект; информационные материалы по союзной тематике в периодических печатных средствах массовой информации Беларуси и России.

За прошедший период вышли в свет специализированные тематические издания: "Научно-практический комментарий к международным договорам, нормативным правовым актам Республики Беларусь и Российской Федерации, регулирующим права граждан на свободу передвижения и свободу выбора места жительства"; "Сборник нормативно-правовых актов, регулирующих взаимоотношения в сфере трудовой миграции, предназначенных для государственных органов и организаций, а также для граждан Беларуси и России"; экологический атлас-альбом "Состояние окружающей среды на трансграничных территориях Союзного государства" (посвящен программам Союзного государства в области мониторинга окружающей среды), брошюра "Союзное государство. Развитие и перспективы", сборник "Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства" и др.

Изданы альбом живописи российского художника А. Шалаева "Беларуси и России с любовью"; два выпуска энциклопедического справочника "Белорусы, прославившие Россию. Россияне, прославившие Беларусь"; фотоальбом "Славянский базар"; путеводители "Славянские маршруты" и "Полоцк-Смоленск"; сборник "Беларусь – Россия: сотрудничество регионов"; книги "Иллюстрированная история Союзного государства", "Лауреаты премии Союзного государства", "Мы – вместе", "Многофункциональная космическая система Союзного государства", "Города-побратимы", "Непокоренная Беларусь", "На земле Беларуси. Канун и начало войны", "Брестская крепость" и другие.

Выпущенные издания были презентованы широкой аудитории читателей на международных, а также российских и белорусских книжных выставках.

В рамках строительства Союзного государства уделяется также большое внимание развитию взаимодействия на международной арене, проведению согласованных действий в области внешней политики, о чем ярко свидетельствует совместное заявление президентов Республики Беларусь и Российской Федерации о недопустимости использования мер экономического давления либо принуждения в межгосударственных отношениях от 24 февраля 2012 года.

Активно развивается сотрудничество в сфере обороны и обеспечения безопасности, противодействия организованной преступности и терроризму и по другим направлениям.

Таким образом, строительство Союзного государства осуществляется последовательно и планомерно по всем направлениям интеграции. Как в экономике, так и в социальной сфере, получены важные практические результаты в интересах граждан Беларуси и России. Несмотря на функционирование Таможенного Союза и Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана, Союзное государство сегодня является наиболее масштабным и продвинутым интеграционным образованием, локомотивом объединительного процесса на постсоветском пространстве.

Представительство Постоянного Комитета
Союзного государства в г. Минске
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016