Главная / Актуальные события / Единый день информирования
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
(в помощь информационно-пропагандистским группам)
  1. Об экономической ситуации в Республике Беларусь в январе–феврале 2012 г.

    Рост валового внутреннего продукта в январе – феврале 2012 г. обеспечен в условиях существенного замедления инфляционных процессов и достижения положительного сальдо внешней торговли.

    Объем валового внутреннего продукта увеличился по сравнению с январем – февралем 2011 г. в сопоставимых ценах на 3 процента (прогнозом на 2012 год предусмотрен его рост на 5 – 5,5 процента).

    По сравнению с январем – февралем прошлого года заметно возрос удельный вес в формировании ВВП сферы производства – её доля увеличилась на 5 процентов до 45,4 процента за счет увеличения доли обрабатывающей промышленности с 25,1 процента до 32,2 процента.

    Основной вклад в прирост ВВП внесен промышленностью и видом деятельности "Торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования".

    В январе 2012 г. опережающим темпом по сравнению с ростом ВВП прирастал индекс производительности труда, составивший к уровню января 2011 г. 105,9 процента.

    Достижение значений годового прогноза по росту валового регионального продукта в январе – феврале текущего года обеспечено Витебской областью (121 процент при прогнозе 105,2 – 105,7 процента) и г. Минском (соответственно 105 процентов и 104,5 – 105 процентов).

    Наибольший удельный вес ВРП в ВВП с существенным опережением занимает г. Минск (28,2 процента).

    Промышленность. Существенное увеличение объемов производства в нефтепереработке, химии и машиностроении стало главным фактором роста в январе – феврале 2012 г. в промышленности.

    По сравнению с январем – февралем 2011 г. индекс промышленного производства составил 106,3 процента (при годовом прогнозе 106 – 107 процентов), в том числе по видам экономической деятельности "Горнодобывающая промышленность" 103,1 процента, "Обрабатывающая промышленность" 106,9 процента и "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" 101 процент.

    На "Обрабатывающую промышленность" приходится 89 процентов общего объема промышленного производства. Из производств данного вида деятельности основной вклад в увеличение выпуска промышленной продукции внесен подсекциями "Производство транспортных средств и оборудования" (рост производства на 29,7 процента к январю – февралю 2011 г.), "Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов" (на 25,6 процента), "Химическое производство" (на 17,2 процента), "Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви" (на 12,9 процента), "Производство машин и оборудования" (на 11,6 процента).

    Ситуация с запасами готовой продукции сохраняется относительно стабильной. Соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства в организациях промышленности на 1 марта 2012 г. в фактических ценах составило 48,9 процента, заметно снизившись по сравнению с итогами 2011 года – 58,3 процента и февралем прошлого года – 55,2 процента.

    В январе – феврале 2012 г. производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий увеличилось по сравнению с январем – февралем 2011 г. на 6,7 процента (при прогнозе 4 – 5 процентов). Увеличено производство основных видов продукции животноводства: скота и птицы (в живом весе) – на 4,2 процента, молока – на 7,6 процента.

    В текущем году в организациях, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, имеет место более высокая обеспеченность кормами. Так в целом по республике в расчете на условную голову скота на 1 марта 2012 г. имелось кормов по 11,6 центнера кормовых единиц против 9,5 центнера на 1 марта 2011 г.

    Ввод в эксплуатацию жилья в январе – феврале 2012 г. составил 729,1 тыс. кв. метров общей площади (17,4 процента от задания на 2012 год) и увеличился в 1,7 раза по сравнению с январем – февралем прошлого года.

    Организациями всех форм собственности построено 9,3 тыс. новых квартир (в январе – феврале 2011 г. – 4,9 тыс.квартир).

    Внешняя торговля. К уровню января 2011 г. из расчета в текущих ценах темп роста экспорта товаров и услуг по данным платежного баланса составил 174,2 процента, импорта – 129,9 процента, сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось положительное в сумме 315,3 млн. долларов США.

    В январе 2012 г. сформировалось положительное сальдо внешней торговли товарами в размере 126,1 млн. долларов США (по данным торгового баланса).

    Основным источником формирования положительного сальдо внешней торговли товарами является существенное снижение по сравнению с январем 2012 г. величины отрицательного сальдо внешней торговли промежуточными товарами (энергоносители, сырье, материалы и комплектующие).

    Ситуация на потребительском рынке республики сохраняется стабильной. Обеспечивается бесперебойная поставка потребительских товаров отечественных товаропроизводителей.

    Розничный товарооборот торговли через все каналы реализации в январе – феврале 2012 г. на 5,6 процента превысил уровень января – февраля 2011 г. По сравнению с январем 2012 г. в феврале товарооборот увеличился на 1,6 процента, в торговых организациях он увеличился на 2 процента при снижении товарооборота на рынках на 0,2 процента.

    Покупка населением непродовольственных товаров (темп роста 108,2 процента) в январе – феврале 2012 г. опережала потребление пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (соответственно 102,9 процента).

    В результате по сравнению с январем – февралем 2011 г. улучшилась макроструктура розничного товарооборота торговли – удельный вес пищевых продуктов, напитков и табачных изделий в январе – феврале 2012 г. составил 49,4 процента, непродовольственных товаров – 50,6 процента (в январе – феврале 2011 г. соответственно 52,2 процента и 47,8 процента).

    Инфляция продолжает снижаться: прирост цен в феврале составил 1,5 процента против 1,9 процента в январе 2012 г. и 2,3 процента в декабре 2011 г.

    Индекс потребительских цен на товары и услуги в феврале 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. составил 103,5 процента, в том числе на продовольственные товары – 103,9 процента, непродовольственные – 102,4 процента, услуги – 104,8 процента.

    Финансовые результаты работы организаций в январе 2012 г. характеризуются ростом в 4,2 раза чистой прибыли при росте выручки от реализации продукции в 2,8 раза и себестоимости реализованной продукции в 2,7 раза соответственно по сравнению с январем 2011 г.

    Рентабельность продаж за январь 2012 г. составила 9,5 процента против 5,8 процента за январь 2011 г.

    Ситуация в социальной сфере в I квартале 2012 г. характеризуется относительной стабильностью.

    Занятость и оплата труда. В январе 2012 г. в экономике было занято 4 557 тыс. человек. Уровень безработицы на конец февраля 2012 г. составил 0,7 процента к численности экономически активного населения.

    Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата составила в январе 2012 г. 2 880,6 тыс. рублей, средний размер назначенных пенсий в феврале – 1 209,8 тыс. рублей.

    Пенсионное обеспечение. Пенсионеры в Беларуси смогут значительно увеличить размер пенсии при более позднем выходе на нее. Соответствующий Указ №136 "О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан" Президент Республики Беларусь подписал 18 марта 2012 г.

    В целях стимулирования более позднего выхода на пенсию Указом предусмотрено установление возрастающих премий за каждый дополнительный год работы без получения пенсии после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях. При этом работник сам принимает решение: обратиться за пенсией раньше, согласившись на относительно невысокий ее размер, или позже, заработав значительно более высокую пенсию.

    Согласно Указу каждые два месяца неполного года работы без получения пенсии позволят увеличить пенсию на 1% заработка, из которого она исчислена, один год работы – на 6%, два – на 14% (6% за первый и 8% за второй), три – еще на 10%, четыре – на 12%, пять лет работы – еще на 14% заработка. Таким образом, за пять лет работы пенсия увеличится на 50% указанного заработка или в 1,7-2 раза (в зависимости от стажа и заработка).

    И это не предел. Каждый последующий год без получения пенсии позволит увеличивать пенсию еще на 14% заработка, из которого она исчислена. Указом также предусматривается при исчислении заработка для трудовой пенсии учитывать засчитанные в стаж работы периоды деятельности, в течение которых не производилась уплата обязательных страховых взносов в фонд.

    Кроме того, в соответствии с Указом увеличится выплата по уже приобретенным правам на увеличение размера пенсии за отложенный выход на нее.

    Соответствующие нормы Указа вступят в силу 1 октября 2012 года. Данные нормы будут распространяться на сегодняшних работников, которые еще зарабатывают свое право на пенсионное обеспечение.

    Социальная поддержка населения. В Беларуси разрабатываются меры по поддержке предприятий, создающих рабочие места для инвалидов. Вопрос очень серьезный, поскольку речь идет о предоставлении льгот, компенсаций, преференций предприятиям (независимо от формы собственности) в целях стимулирования создания рабочих мест для инвалидов.

    Особую актуальность приобретает вопрос расширения возможностей трудоустройства инвалидов в связи с тем, что Беларусь готовится присоединиться к Конвенции ООН о правах инвалидов (соответствующий проект закона уже подготовлен, проходит экспертизу). Присоединение к Конвенции станет важным международным и государственным актом, свидетельствующим о готовности Беларуси создавать доступную для инвалидов среду, предоставлять услуги, обеспечивающие независимый образ жизни инвалидов. Цель конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного осуществления инвалидами на равной основе всех прав человека.

      Ежегодно в органы по труду, занятости и соцзащите Беларуси обращаются за содействием в трудоустройстве около 4,5 тыс. инвалидов.

      В 2011 году рабочее место при содействии госслужбы занятости обрели 2,3 тыс. инвалидов, в том числе в счет брони – 1,1 тыс. человек.

      За 2011 год компенсированы и финансированы затраты из средств Фонда социальной защиты населения на сумму более 6,2 млрд. рублей 47 нанимателям за приобретенное оборудование для создания 145 рабочих мест инвалидов.


    Белорусские депутаты рассматривают законопроект "О социальном обслуживании населения", который разрешит частным компаниям заниматься социальным обслуживанием.

    Коммерческие организации смогут принять участие в социальных проектах, которые будут софинансироваться государством. Эти проекты будут охватывать различные сферы, включая оказание информационных, социально-бытовых, социально-педагогических, социально-психологических услуг и т.д.

    В целях усиления социальной защиты обучающейся молодежи и недопущения резкого роста платы для них за пользование общежитием государственного учреждения образования Советом Министров Республики Беларусь принято постановление от 29 марта 2012 года № 281 "О внесении изменений и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1999 г. № 1437", согласно которому размер платы за пользование общежитиями с 1 апреля для учащихся и студентов существенно не изменится.

    Постановлением предусмотрено уменьшение кратности базовой величины, от которой зависит размер платы за пользование общежитием. С 1 апреля произошло изменение размера базовой величины (до 100 тысяч), а принятый документ поможет минимизировать расходы студентов и учащихся.

    Согласно постановлению, размер платы для обучающихся за проживание в общежитиях для каждой из категорий увеличится лишь на 14%.

      В государственных общежитиях вузов Министерства образования Беларуси проживают 47 тыс. 930 студентов, в ссузах – почти 17 тыс., в общежитиях системы ПТО – около 30 тыс. учащихся.

    Здравоохранение. С 1 апреля текущего года согласно Указу №139 "О льготном обеспечении лекарственными средствами отдельных категорий граждан", подписанному Главой государства 22 марта 2012 г., более 130 тыс. инвалидов III группы и дети до 3-х лет получат льготы на лекарства.

    В соответствии с Указом дети до 3-х лет будут получать лекарства бесплатно по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств. Инвалидам III группы предоставлено право на 50-процентную скидку от стоимости лекарств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств для лечения заболеваний, приведших к инвалидности.

    В перечень основных лекарственных средств входят около 500 препаратов отечественного и импортного производства. Льготой можно будет воспользоваться только в государственных аптеках.

      Сейчас в Беларуси около 1 млн. человек получают льготы на лекарства. Для сравнения, в странах Балтии дети до трех лет льгот на обеспечение лекарствами не имеют, инвалиды - лишь частично.

    Санаторно-курортное лечение. В Беларуси определены плановые объемы летнего оздоровления детей и сумма дотации на одну путевку. Дотация в 2012 году по сравнению с 2011-м возросла. Теперь из средств государственного социального страхования на удешевление одной путевки в оздоровительные, спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным пребыванием направляется 605 тысяч рублей (в прошлом году было 310 тысяч), с дневным пребыванием – 230 тысяч (было 130 тысяч), в профильные оздоровительные лагеря с круглосуточным пребыванием сроком не менее 9 дней – 235 тысяч (было 135 тысяч).

    Прогнозируется, что средняя стоимость путевки в лагерь с круглосуточным пребыванием достигнет в текущем году 1,5 миллиона рублей, дотация "покроет" более 40%. Чтобы уменьшить родительскую доплату, традиционно денежные средства выделят местные бюджеты, предприятия, профсоюзы.

      Охват оздоровлением детей в лагерях всех типов на летних каникулах ежегодно увеличивается. Этот показатель в минувшем году составил 37,1% от общего количества детей от 6 до 18 лет (для сравнения: в 2010-м было 36,9%, в 2009-м – 36,3%).

      С использованием средств государственного социального страхования и республиканского бюджета путевками в период летней оздоровительной кампании 2011 года обеспечено 418,9 тыс. мальчиков и девочек, из них в лагерях с круглосуточным пребыванием отдохнули 195,4 тыс. детей, с дневным пребыванием – 223,5 тыс. детей.

      На летних каникулах в прошлом году функционировали 5406 оздоровительных лагерей, из них 1 607 – с круглосуточным пребыванием (в том числе 180 стационарных), 3 799 – с дневным пребыванием. Оздоровление школьников было организовано также на весенних, осенних и зимних каникулах. В межсезонный период в 2011 году отдохнули 209,6 тыс. детей.


    Жилищное строительство. В настоящее время Правительство формирует систему мер по решению проблем граждан, строившим жилье по льготным кредитам. Прорабатывается решение о том, чтобы по ранее заключенным договорам были реализованы все те условия, на которых они были заключены.

    Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 марта 2012 года №282 "О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 сентября 2008 г. № 1424 и от 28 февраля 2011 г. № 243" в республике увеличивается размер финансовой помощи многодетным семьям при строительстве жилья.

    Документ принят в целях реализации норм Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 года №13 "О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений". Также он вносит изменения в положение о порядке предоставления многодетным семьям финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, утвержденное постановлением Совмина от 27 сентября 2008 года №1424.

    Определен порядок перерасчета финансовой помощи многодетным семьям в связи с увеличением ее размера. При наличии в семьях троих несовершеннолетних детей финансовая помощь увеличивается с 50 до 75% от остатка задолженности по кредиту, при наличии четверых несовершеннолетних детей – с 70 до 100%. При этом размер финансовой помощи при перерасчете зависит от количества несовершеннолетних детей на дату обращения многодетной семьи за перерасчетом.

    Кроме того, постановлением определено, что расчет суммы финансовой помощи производится, исходя из суммы задолженности, причитающейся на молодую или многодетную семью, без учета иных членов семьи, включенных в установленном порядке в список на получение льготного кредита. Это соответствует положениям Указа №13.

    Постановлением правительства также сохранен порядок оказания финансовой помощи государства равными долями в сроки, установленные кредитным договором, для семей, которым по Указу №13 предоставлена отсрочка в погашении задолженности по кредиту. То есть обязательства государства по погашению задолженности будут выполняться регулярно.

    Также Правительством подготовлена Концепция жилищной политики на 2012 год и до конца пятилетки. В новой Концепции будет прописано соотношение дохода и стоимости квадратного метра, а так же какая поддержка будет оказываться при жилищном строительстве.

  2. О ситуации на внутреннем валютном и депозитном рынках.

    На внутреннем валютном рынке в январе – марте 2012 г. сохранялась стабильная ситуация.

    С 1 января по 28 марта 2012 г. курс национальной валюты укрепился по отношению к доллару США на 270 рублей, или на 3,2 процента, к евро – на 30 рублей, или на 0,3 процента, к российскому рублю снизился – на 18 рублей, или на 6,9 процента. На 28 марта 2012 г. стоимость корзины иностранных валют составила 2 895,6 рублей, увеличившись с начала 2012 года на 1 процент.

    Операции субъектов хозяйствования – резидентов характеризуются превышением объемов продажи иностранной валюты над объемами покупки, что указывает на увеличение поступлений валютной выручки в страну.

    За январь – 23 дня марта 2012 г. субъектами хозяйствования продано 4799,5 млн. долларов США, куплено – 4242,7 млн. долларов США. В результате чистая продажа за анализируемый период составила 556,8 млн. долларов США.

    В январе – марте 2012 г. по операциям населения сохранилось превышение объемов продажи иностранной валюты над объемами покупки. За январь – 23 дня марта 2012 г. объем чистой продажи иностранной валюты населением составил 511,3 млн. долларов США.

    Стабилизация ситуации на внутреннем валютном рынке способствовала привлечению валютных вкладов населения в банки. Срочные валютные депозиты физических лиц за январь – 21 день марта 2012 г. увеличились на 342,2 млн. долларов США, или на 8,7 процента.

    Сo 2 апреля 2012 г. ставка рефинансирования снижена на 2 процентных пункта до 36 процентов годовых. Уменьшение ставки рефинансирования позволит снизить кредитную нагрузку на заемщиков. При этом условия по предлагаемым банками рублевым вкладам населения по-прежнему обеспечат существенно более высокую доходность по сравнению с депозитами в иностранной валюте и ожидаемым уровнем инфляции.

    Процентные ставки по депозитам остаются на довольно высоком уровне и способствуют привлечению рублевых вкладов населения в банки. Срочные рублевые депозиты физических лиц за январь – 21 день марта 2012 г. выросли на 2,8 трлн. рублей (на 30,4 процента) и составили на 22 марта 2012 года 12,2 трлн. рублей.

    Объем золотовалютных резервов Республики Беларусь в на 1 марта 2012 г. составил 8016,1 млн. долларов США.

    При этом в феврале текущего года Национальным банком и Правительством были исполнены в полном объеме внешние и внутренние обязательства в иностранной валюте.

  3. О текущих задачах Правительства по дальнейшей стабилизации экономики страны.

    В целях обеспечения устойчивых темпов экономического развития и на этой основе повышения уровня жизни населения, основной задачей Правительства по-прежнему является осуществление эффективной антиинфляционной политики.

    Правительством будут приниматься меры по сохранению стабильной ситуации на потребительском рынке и прежде всего по обеспечению контроля за ценообразованием.

    Будет продолжена работа по максимальному наполнению потребительского рынка достаточным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров, преимущественно отечественного производства, увеличению объемов выпуска социально значимых продовольственных товаров.

    Приоритетной задачей денежно-кредитной политики является реализация комплекса мер, направленных на снижение инфляции, повышение сбалансированности национальной экономики и обеспечение стабильного функционирования финансовой системы в целом.

    В целях минимизации инфляционного давления и поддержания жизненного уровня населения Правительством будут приниматься меры по социальной защите населения и увеличению его реальных доходов.
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016