Главная / Актуальные события / Единый день информирования
Введение в Республике Беларусь дифференцированной оплаты населением услуг электроснабжения
в зависимости от объемов электропотребления.

Правительство Республики Беларусь в своих программных документах о деятельности на 2011 – 2015 годы утвердило необходимость обеспечения к 2015 году полного возмещения установленными для населения тарифами на электроэнергию затрат энергоснабжающих организаций, связанных с оказанием услуг по электроснабжению.

С этой целью предлагаются к общественному обсуждению два варианта формирования государственной тарифной политики в области электроснабжения населения, при этом по каждому из вариантов прогнозируется к 2015 году увеличение тарифов на электрическую энергию для населения до уровня, обеспечивающего полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг электроснабжения.

Вариант1.

Внедрение в республике дифференцированной оплаты населением услуг электроснабжения в зависимости от объемов потребления (по аналогии с действующим в республике механизмом оплаты населением жилищно-коммунальной услуги водоснабжения) с поэтапным повышением уровня «базового» тарифа на электрическую энергию в привязке к темпам роста заработной платы и других доходов населения.

Необходимо отметить, что предлагается ввести не лимит на потребление электроэнергии, а объем потребления (норматив), который будет оплачиваться по льготным тарифам. За потребленную сверх норматива электроэнергию необходимо будет платить по более высоким тарифам, обеспечивающим возмещение экономически обоснованных затрат. Норматив будет зависеть от количества зарегистрированных в жилых помещениях граждан, и при этом будет учитываться зимний и межотопительный период, наличие в доме газовой или электрической плиты.

Сегодня при себестоимости производства электроэнергии 9,75 центов за кВтч население платит около 3,5 цента. То есть население компенсирует только 35,5 % затрат, что требует перекрестного субсидирования и возложения дополнительных расходов на промышленные предприятия, которые платят за себя и частично за население. Тем самым мы снижаем конкурентоспособность нашей промышленной продукции. Нынешние энерготарифы для промышленных предприятий в четыре раза выше, чем для населения. В то же время практически во всех, даже сопредельных с Беларусью, странах ситуация обратная: население там оплачивает больше, нежели промышленность. Даже в Советском Союзе граждане платили по 4 копейки за кВт•ч электроэнергии, а для промышленных предприятий этот тариф был вдвое меньшим — 2 копейки. Правительство хорошо понимает, что перекрестное субсидирование — явление нездоровое. Оно не только искажает ценовые ориентиры, но и бумерангом бьет именно по населению. Ведь промышленные предприятия из-за повышенных тарифов вынуждены поднимать цены на свою продукцию, которую в конечном итоге оплачивает рядовой потребитель. Кстати, перекрестное субсидирование ведет и к неэффективному потреблению энергоресурсов.

В Беларуси средний тариф на электроэнергию для промышленных потребителей составляет 13,9 цента за кВт•ч, для населения же — 3,5 цента за кВт•ч. В то же время в странах Евросоюза средний тариф на электроэнергию для промышленных потребителей составляет чуть менее 13 центов за кВт•ч, а для населения превышает 25 центов. Скажем, в Германии это соотношение составляет 10—12 и 20 центов соответственно, в Польше — 12 и 21 цент за кВт•ч. Более щадящий разброс в странах Балтии — в Литве 14,6 и 17,6 цента, в Латвии — 13 и 17. То есть население оплачивает, пусть и не в разы, но больше, чем промышленность. У нас в Беларуси —почти в четыре раза ниже.

К тому же сейчас, благодаря перекрестному субсидированию, все - и семьи с низкими доходами, и люди с высоким уровнем жизни - получают, по сути, дотации на электроэнергию. Это неправильно. Поэтому нужно принимать меры, чтобы жилой сектор постепенно выходил на оплату реальной стоимости услуг. Но, естественно, это должно происходить параллельно с ростом реальных доходов людей и защитой граждан, семьи которых нуждаются в господдержке.

Поэтому введение дифференцированных в зависимости от объемов электропотребления тарифов не будет распространяться на:
  • абонентов, семьи которых имеют зарегистрированных граждан, оформивших льготы по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством;

  • абонентов, семьи которых относятся в соответствии с законодательством к многодетным семьям и домам семейного типа;

  • абонентов, осуществляющих расчеты за электрическую энергию по установленным в соответствии с законодательством тарифам, дифференцированным по временным периодам;

  • абонентов в части объемов электрической энергии, потребленной для нужд отопления и горячего водоснабжения с присоединенной мощностью стационарно установленных электроприемников более 5 кВт;

  • абонентов, использующих жилые помещения в соответствии с законодательством для местонахождения частного унитарного предприятия;

  • семьи, проживающие в ведомственных жилых домах, общежитиях;

  • членов садоводческих товариществ, дачных и гаражных кооперативов;

  • членов товариществ собственников, граждан застройщиков, чьи организации рассчитываются за потребленную на бытовые нужды электрическую энергию по групповым приборам учета электрической энергии.
При установлении объемов электропотребления на одного человека, проживающего в индивидуальном жилом доме (квартире), использованы результаты, проведенного РУП «БелТЭИ» исследования потребления электрической энергии на бытовые электроприемники и приготовление пищи. Среднее электропотребление на 1 человека определено на уровне 75 кВт*ч в месяц при использовании газовой плиты и 125 кВт*ч в месяц при использовании электрической плиты.

Базовый объем потребления на одного человека определен исходя из следующего состава бытовых электроприемников:

 Наименование электроприемника Средний расход электрической энергии кВт·ч.
на одного человека в месяц
вид плиты
газовая Электрическая
Холодильник, морозильник 30,4 30,4
Телевизор, видеомагнитофон 15 15
Радиоприемник, магнитофон 1,8 1,8
Пылесос, полотер 4,4 4,4
Стиральная машина 9,2 9,2
Утюг 4,2 4,2
Электроплита   50
Электрочайник, кофеварка 3,2 3,2
Электроинструмент 4,2 4,2
Прочие мелкие бытовые электроприемники (кофемолки, тостеры, миксеры, мясорубки и   др.  и освещение) 2,5 2,5
Итого: за месяц 74,9 124,9

Для семей устанавливаются следующие «льготные» объемы электропотребления:

Состав семьи «Льготный» объем на семью в месяц, в квартире
(жилом доме) с электроплитой, кВт×ч
«Льготный» объем на семью в месяц, в квартире
(жилом доме) с газовой плитой, кВт×ч
с 1 апреля по
30 сентября
с 1 октября по
31 марта
с 1 апреля по
30 сентября
с 1 октября
по 31 марта
1 чел. 120 135 70 80
2 чел. 140 155 85 95
3 чел. 160 175 100 110
4 чел. 180 195 115 125
5 чел. 200 215 130 140
6 чел. 220 235 145 155
7 чел. и более 240 255 160 170

Электроэнергия, потребленная сверх установленных «льготных» объемов, будет оплачиваться по более высокому тарифу, до 2015 года – по тарифу обеспечивающему полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг электроснабжения (по состоянию на 1 сентября 2012 г. -  595,9 руб./кВтч).

Данный тариф также будет применяться в квартирах (жилых домах), где отсутствуют зарегистрированные граждане.

Предлагаемый Вариант 1 потребует:
  • подготовительной работы по сбору информации о количестве зарегистрированных в жилых домах (квартирах) граждан, в связи с чем, внедрение указанного варианта возможно не ранее 1 января 2013 года;

  • ежемесячной актуализации информации о количестве зарегистрированных в жилых домах (квартирах) граждан;

  • дополнительных человеческих и финансовых ресурсов на сопровождение системы дифференцированной оплаты населением услуг электроснабжения, связанных с необходимостью проведения энергоснабжающими организациями дополнительных сверок показаний приборов учета электрической энергии у потребителей, проверок платежей, контроля и актуализации баз данных по абонентам энергоснабжающих организаций.
При этом в целях исключения значительных объемов перерасчетов оплаты за потребленную электрическую энергию, связанных с регистрацией (перерегистрацией) граждан, населению потребуется своевременно информировать организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, председателей правления жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, председателей товариществ собственников, председателей сельских (поселковых) исполнительных комитетов обо всех изменениях в составах семей граждан.

Примеры расчётов по данному варианту.

На сегодняшний день одноставочный тариф на электрическую энергию, расходуемую в домах, оборудованных электрическими плитами, составляет 250,6 рублей за 1 киловатт-час.

В домах, оборудованных газовыми плитами и плитами на твердом топливе, тариф составляет 295 рублей за 1 киловатт-час.

Тариф, обеспечивающий возмещение экономически обоснованных затрат, - 595,9 рубля за 1 киловатт-час.

Например, семья, состоящая из 3 человек, проживающая в квартире, оборудованной электрической плитой, потребляет в отопительный период (с 1 октября по 31 марта) в месяц 180 кВтч. Норматив электропотребления составляет 175 кВтч.

На сегодняшний день эта семья заплатит за потребленную электроэнергию:

180(кВтч)*250,6(руб/кВтч)= 45 108 рублей.

После введения тарифов, дифференцированных в зависимости от объемов электропотребления, расчет суммы, подлежащей оплате, будет производиться следующим образом:

          
(175 *250,6)+(5*595,9)=46 835 рублей, где

          175- норматив электропотребления,

          250,6 – тариф для домов, оборудованных электроплитами

          5 – количество электроэнергии, потребленной сверх норм

          595,9 – тариф, обеспечивающий возмещение экономически

                    обоснованных затрат

То есть увеличение затрат семьи на оплату потребленной электроэнергии составит 1727 рублей.


Одновременно требуется отметить, что для реализации в республике расчетов с населением за потребленную электроэнергию и природный газ по ценам (тарифам), дифференцированным в зависимости от объемов потребления и количества зарегистрированных граждан в квартирах (жилых домах) необходимо провести мероприятия, требующие определенного времени, в связи с чем, введение данной системы тарифообразования возможно не ранее 1 января 2013 года.
  1. Необходимо формирование базы о количестве зарегистрированных граждан в квартире (жилом доме) и обеспечения ее ежемесячного обновления. Необходимо согласовать вид получаемой информации и доработать программное обеспечение в части автоматического присоединения полученной информации к базам данных газо- и энергоснабжающих организаций. В настоящее время с организациями Министерства жилищно-коммунального хозяйства и сельскими исполкомами, располагающими данными о зарегистрированных гражданах, отсутствует порядок обмена данными и стыковка программного обеспечения. Кроме того, в организациях Министерства жилищно-коммунального хозяйства отсутствует в полной мере информация по частному сектору. Перед утверждением данного постановления, Мингорисполком должен оценить возможности своего программного комплекса о наполнении баз данных.

  2. В целях успешной реализации указанного механизма необходимо поручить Национальному банку Республики Беларусь и Министерству связи и информатизации Республики Беларусь внести изменения в действующий порядок функционирования единого расчетного и информационного пространства (ЕРИП). Для обеспечения обмена данными между газо- и энергоснабжающими организациями и организациями, принимающими платежи от населения, потребуются кардинальные изменения в программы расчетов газо- и энергоснабжающих организаций, а также банков и отделений связи РУП «Белпочта». Для реализации предложенного расчета, необходима единая унифицированная программа расчетов как для газо- и энергоснабжающих организаций, так и для организаций, принимающих платежи от населения, с дополненной единой структурой баз данных.

  3. Возникнет необходимость дополнительных человеческих и финансовых ресурсов на сопровождение системы дифференцированной оплаты населением услуг электроснабжения, связанных с проведением энергоснабжающими организациями дополнительных сверок показаний приборов учета электрической энергии у потребителей, проверок платежей, контроля и актуализации баз данных по абонентам энергоснабжающих организаций.
Вариант 2.

Сохранение действующей системы расчетов с поэтапным более интенсивным повышением до 2015 года тарифов на электрическую энергию для населения.

Характерной особенностью указанного варианта является простота системы расчетов за потребленную электрическую энергию без установления предельных объемов электропотребления, сверх которых будет применяться тариф обеспечивающий возмещение экономически обоснованных затрат. Кроме того будет отсутствовать необходимость постоянной актуализации информации о количестве зарегистрированных в жилом помещении граждан.

Для того чтобы введение нового порядка расчетов за электрическую энергию по любому из вариантов не привело к значительному увеличению расходов на ее оплату, население может поступить одним из следующих способов:
  1. Перейти на расчеты по дифференцированным по временным периодам тарифам.

    Это возможно при наличии электронного прибора учета, который фиксирует время и объем потребления электроэнергии за определенный период. В течение последних 6-7 лет такими счетчиками оснащалось новое жилье. Также каждый может приобрести такой прибор индивидуально и установить с помощью специалистов энергоснабжающей организации. Всего однофазными электронными приборами на сегодня оборудовано около 9% квартир (индивидуальных домов). Стоимость такого прибора составляет в среднем около 500 тысяч бел. руб. Если семья потребляет от 400 кВтч в месяц и выше, то этот прибор учета может окупиться в течение 1-2 лет.

  2. Начать экономить электроэнергию!

    • заменить обычные лампы накаливания на энергосберегающие, компактные люминесцентные лампы или светодиодные лампы.

    • использовать не общее освещение (люстра), а местное освещение.

    • в электрочайник наливать то количество воды, которое нам необходимо подогреть.

    • наполнять барабан стиральной машины полностью, не позволять машине работать вхолостую.

    • в пылесосе как можно чаще менять либо очищать фильтры для сбора мусора и пыли.

    • холодильник держать как можно дальше от плиты или газовой духовки.

    • выключать из системы «стэнд-бай» телевизоры, акустические системы, микроволновки, компьютеры, принтеры - в спящем режиме они тоже потребляют электроэнергию.

    • при покупке электроприборов и бытовой техники обращать внимание на класс энергопотребления бытового прибора. При выборе холодильника нужно обращать внимание на его объем, при выборе стиральной машины - на ее вместимость.
Информация о предлагаемых вариантах формирования тарифной политики в области электроснабжения населения размещена на сайтах Министерства энергетики Республики Беларусь, ГПО «Белэнерго», РУП «Минскэнерго», филиала «Энергосбыт». Организовано голосование на сайтах с возможностью оставить свои комментарии и предложения в электронном виде. Организована работа «горячих телефонных линий», «прямых телефонных линий», ведется ежедневный прием телефонных обращений граждан справочной службой филиала «Энергосбыт».
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016