Главная / Актуальные события / Единый день информирования
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ГОРОДА МИНСКА
ЗА ЯНВАРЬ-АВГУСТ 2012 ГОДА

в помощь руководителю для проведения встреч
в трудовых коллективах и с населением по месту жительства


Развитие экономики

За январь-июль 2012 г. объем валового регионального продукта (далее – ВРП) г.Минска сложился в сумме 60,7 трлн. рублей или 22,9% от объема валового внутреннего продукта республики. При годовом прогнозе 104,5-105,0% темп роста ВРП к январю-июню 2011 г. составил 101,8%.

Основная часть ВРП г.Минска сформирована за счет добавленной стоимости, созданной по следующим видам деятельности: обрабатывающая промышленность - удельный вес в ВРП 30,5%; торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 18,5%; транспорт и связь – 14,5%; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям – 13,5 %; финансовая деятельность – 8,0%; строительство – 5,9%.

Индекс промышленного производства, одного из важнейших слагаемых ВРП, за январь-июль 2012 г. составил 114,8% с увеличением на 1,0 процентный пункт к итогам за январь-июнь 2012 г.

Удельный вес запасов готовой продукции в объеме производства на 01.08.2012 составил 51,9% со снижением на 1,2 процентных пункта к 1 полугодию текущего года, по организациям, подчиненным республиканским органам государственного управления, – 84,8%, юридическим лицам без ведомственной подчиненности – 16,8%. Организациями, подчиненными Минскому горисполкому, обеспечено выполнение норматива складских запасов готовой продукции на 26,9% при нормативе 52,0%.

В январе-июне 2012 г. промышленными организациям г.Минска обеспечено снижение доли топливно-энергетических затрат на 22,8%.

Темп роста производительности труда составил 113,1%, реальной заработной платы – 110,1%, соотношение производительности труда и реальной заработной платы – 102,7%.

Темп роста розничного товарооборота при годовом прогнозном показателе 105,5-106,0% за январь-июль 2012 г. в сопоставимых ценах составил 106,4%.

За январь-июль 2012 г. по организациям всех форм собственности с учетом внешней торговли нефтью и нефтепродуктами экспорт товаров составил 13,2 млрд. долл. США с темпом роста 132,6% при прогнозе 112,0%, импорт – 11,1 млрд. долл. США и 115,8% соответственно. Сальдо сложилось положительное в размере 2,0 млрд. долл. США при задании на год 2200 млн. долл. США.

Экспорт товаров осуществляется в 188 стран мира. Основную долю в экспорте занимает Российская Федерация (53,7%, темп роста экспорта 120,9%), вторым экспортным рынком товаров Минского производства являются Нидерланды (9%, рост в 2 раза). Значительно вырос экспорт товаров в Эстонию (в 2 раза), Иорданию (в 2 раза).

Экспорт товаров в январе-июле 2012 г. по организациям коммунальной собственности и без ведомственной подчиненности составил 1,9 млрд. долл. США с темпом роста 202,0% при задании 142,0%, импорт – 4,9 млрд. долл. США и 110,3% соответственно. Сальдо сложилось отрицательное в размере 2,97 млрд. долл. США при задании на год «минус» 4900 млн. долл. США.

Экспорт услуг
по г.Минску в январе-июне 2012 г. по организациям всех форм собственности составил 1359,3 млн. долл. США с темпом роста к аналогичному периоду 2011 г. 108,2% при задании 138,0%, импорт – 829,1 млн. долл. США с темпом роста 119,7%, сальдо сложилось положительное в размере 530,3 млн. долл. США при задании на январь-июнь 745 млн. долл. США и на год - 1670 млн. долл. США; по организациям коммунальной собственности и без ведомственной подчиненности экспорт составил 1 009,2 млн. долл. США и 106,8% при задании 150%, импорт – 629,9 млн. долл. США и 120,2% соответственно, сальдо положительное 379,2 млн. долл. США при задании на январь-июнь 610 млн. долл. США и на год 1370 млн. долл. США.

В январе-июле 2012 г. по организациями г.Минска использовано 17,3 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составило 98,7% при прогнозе на год 98-99%.

По подчиненным Минскому горисполкому унитарным предприятиям, хозяйственным обществам, в которых г.Минск обладает акциями (долями в уставном фонде) в размере более 50%, темп роста инвестиций в основной капитал составил 96,6% при прогнозе на год 100-101%.

В январе-июле 2012 г. введено в эксплуатацию 497,0 тыс. квадратных метров общей площади жилых домов, что составляет 49,7% к заданию на год. Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в эксплуатацию 204,2 тыс. квадратных метров общей площади, или 41,1% от общего объема введенного жилья, в том числе 172,8 тыс. квадратных метров – с использованием государственной поддержки.

На строительство жилых домов использовано 3 463,8 млрд. рублей инвестиций, что составляет 20,1% к общему объему инвестиций в основной капитал.

Инвестиции на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в январе-июле 2012 г. составили 7 572,9 млрд. рублей, или 43,9% общего объема инвестиций (прогноз на 2012 год – 42%).

За январь-июль 2012 г. организациями г.Минска привлечены прямые иностранные инвестиции на чистой основе (далее – ПИИ) на сумму 622,3 млн. долларов США и обеспечено выполнение годового задания – 296,0 млн. долларов США.

Наибольший объем ПИИ достигнут по следующим видам экономической деятельности: финансовая деятельность – 356,7 млн. долларов США (57,3% от общего объема привлеченных ПИИ по г.Минску); операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям – 73,0 млн. долларов США (11,7% соответственно); торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования – 76,0 млн. долларов США (12,2%); промышленность – 58,1 млн. долларов США (9,3%); строительство – 26,1 млн. долларов США (4,2%).

За январь-июнь 2012 г. показатель по энергосбережению в сопоставимых условиях по г.Минску составил «минус» 4,5% при прогнозном показателе «минус» 5,0%.


Потребительский рынок

В городе Минске сформирована крупнейшая в республике инфраструктура торговли. Сегодня на потребительском рынке столицы функционируют: 3802 магазина, более 2 тысяч объектов общественного питания, 54 торговых центра и 27 рынков. Обеспеченность на одну тысячу жителей составляет 410 кв.м. и 38 мест.

За январь-август 2012 г. открыты 128 магазинов общей торговой площадью 23,6 тыс.кв.м и 5 торговых центра.

Справочно:

Введены в эксплуатацию такие крупные объекты, как: торговые центры ЧТУП «Фрейлиэйсэксим» (ул.Алибегова,15) торговой площадью 2000 кв.м, «Пассаж» ООО «Тапас» (ул.Кульман,1) торговой площадью 800 кв.м, «Гиппо» ИП «БелВиллесден» (пересечение ул. Я.Лучины и Игуменского тракта) общей площадью 10 000 кв. м, многофункциональные комплексы по продаже автозапчастей «АвтоПолюс» ООО «БелРосИнвестСтрой» (ул.Октябрьская,19 в) торговой площадью более 800 кв.м и ООО «ММК Инвест» (ул. Сырокомли-Гашкевича) торговой площадью 3600 кв.м, гипермаркет «Соседи» (Долгиновский тракт, 178) торговой площадью более 4000 кв. м.

До конца 2012 года будут открыты такие значимые объекты как: комплекс общественного питания с административно-социальной инфраструктурой (типа LIDO) ООО «Табак-Инвест» (пр. Победителей, 65) и многофункциональный торгово-развлекательный и обслуживающий комплекс СЗАО «Альтерсолюшнс» (пр. Победителей).


В столице сформирована крупнейшая в республике инфраструктура объектов общественного питания, которая представлена объектами различного формата – от предприятий быстрого обслуживания до ресторанов премиум-класса.

До конца года планируется открытие около 100 объектов общественного питания (за январь-август 2012 г. открыто 58 объектов на 1814 мест).

Более чем в 500 магазинах города оказывается адресная социальная помощь в виде дисконтных программ по продаже товаров повседневного спроса, продуктов питания для многодетных семей, пенсионеров, ветеранов и других малообеспеченных граждан.

Справочно:

Общая сумма адресной помощи, оказанной торговыми организациями г.Минска населению за 2011 год составила 23,6 млрд. рублей, в период с января по август 2012 года - 27,5 млрд.рублей.


Сегодня более 1700 объектов торговли на улицах столицы предлагают широкий ассортимент мороженого, кваса, прохладительных напитков, разнообразных десертов, кондитерских изделий, что позволяет удовлетворить вкус самых привередливых посетителей.


Труд и заработная плата

По результатам работы 7 месяцев 2012 г. номинальная заработная плата в целом по организациям г.Минска составила 4 295,9 тыс. руб., в том числе за июль – 4 962,0 тыс. руб. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года ее рост составил 204,9%, реальная заработная плата с учетом темпов роста потребительских цен увеличилась на 8,3%.

Справочно: при планируемом уровне заработной платы за январь-декабрь 2012 года – 4 310,0 тыс. руб. ее фактическая величина за январь-июль 2012 года составила 4 295,9 тыс. руб. или 99,7%.

Прогнозируемый уровень среднемесячной заработной платы по г.Минску в размере 4 310,0 тыс. руб. с учетом сложившейся динамики будет достигнут уже к августу, а к концу года ее средний размер составит 4 900,0 тыс. руб.

По итогам работы за 6 месяцев т.г., по официальным данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, производительность труда по г. Минску составила 105,2%, при росте реальной заработной платы 105,5%.

В эквиваленте к доллару США среднемесячная заработная плата по г. Минску за январь-июнь 2012 г. составила 601 доллар США, что является самым высоким достигнутым ее уровнем по республике.


Наиболее высокооплачиваемыми являются работники финансовой деятельности (январь-июль – 6 978,2 тыс. руб., за июль – 7 847,5 тыс. руб.), отраслей строительства (январь-июль – 4 633,8 тыс.руб., июль – 5 842,6 тыс.руб.), транспорта и связи (январь-июль – 4 490,6 тыс. рублей, июль – 5 380,7 тыс. руб.).

Ниже среднегородского уровня отмечается заработная плата на предприятиях: текстильного и швейного производства (январь-июль – 3 412,3 тыс. руб., июль – 4 225,4 тыс. руб.); производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования (январь-июль – 3 801,0 тыс. руб., июль – 4 339,7 тыс. руб.); производства и распределения электроэнергии, газа и воды (январь-июль – 4 075,8 тыс. руб., июль – 4 434,8 тыс. руб.).

Мониторинг уровня оплаты труда работников бюджетных организаций г.Минска показал, что за январь-июль 2012 года их среднемесячная заработная плата составила 3 401,1 тыс. руб., в том числе за июль – 3 792,6 тыс. руб.

По данным Главного статистического управления города Минска задолженности по выплате заработной платы за период с 01.01.2012 г. по 01.08.2012 г. предприятиями и организациями г.Минска допущено не было.


Рынок труда и занятость населения


По статистическим данным в январе-июле 2012 г. в экономике г. Минска было занято 1 074,9 тыс. человек. Основным процессом на рынке труда в текущем году остается отток кадров. В экономике города растет количество граждан, увольняющихся с предприятий.

Справочно: за январь-июль число уволенных (108,0 тыс. человек) на 7,7 тыс. превысило число принятых на работу. Не восполнение кадров отмечено: в здравоохранении (97,8%), сфере недвижимости (95,1%), транспорте и связи (93,7%), сфере коммунальных услуг (93,0%), промышленности (86,8%), строительстве (89,5%), государственном управлении (86,7%), образовании (65,2%). Одновременно потери рабочего времени по причине вынужденной неполной занятости сократились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 38,7%. Численность работавших в режиме вынужденной неполной занятости уменьшилась на 21,7% и составила 8,1 тыс. человек.

В текущем году в экономике города остается актуально высоким спрос на рабочую силу. Наибольшая потребность в кадрах отмечена в организациях промышленности (4,3 тыс. или 22,1%) и строительства (4,2 тыс. или 21,5%), а так же транспорта и связи (2,5 тыс. или 12,8%), торговли (1,9 тыс. или 9,7%), здравоохранения (1,8 тыс. или 9,2%), сферы недвижимости (2,0 тыс. или 10,3%).

В январе-июле в службу занятости за содействием обратились 17,7 тыс. минчан, в том числе – 10,1 тыс. безработных. По сравнению с соответствующим периодом 2011 года регистрация безработными снизилась на 9,8%.

По результатам работы в январе-июле по направлению службы занятости было трудоустроено 8215 человек, в т.ч. – 4303 безработных граждан (в январе-июле 2011 г. 8343 чел. и 4386 чел. - соответственно).

В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда на профессиональное обучение направлено 729 безработных граждан. Оплачиваемые общественные работы были организованы для 2287 человек, в том числе для 1630 безработных.

Адаптация к трудовой деятельности инвалидов, зарегистрированных в службе занятости в качестве безработных, организована 24 предприятиями г. Минска на 195 рабочих местах. По данной программе трудоустроено 89 безработных инвалидов, имеющих трудовые рекомендации.

Обеспечивалось своевременное предоставление, предусмотренной законодательством, социальной поддержки безработным. Средний размер пособия в июне составил 190,7 тыс. рублей.

На 01.08.2012 г. численность официально зарегистрированных безработных в г. Минске снизилась до 2,4 тыс. человек, уровень безработицы – до 0,2% от экономически активного населения.

Внедрение новых форм социального обслуживания

На основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 08.06.2011 № 738 «О проведении эксперимента по внедрению новых форм и предоставлению социальных услуг» на базе государственных учреждений «Дом-интернат для пенсионеров и инвалидов», «Городской дом-интернат для ветеранов войны и труда «Свiтанак», «Психоневрологический дом-интернат № 4 г. Минска» реализуется эксперимент по внедрению новых форм работы по социальному обслуживанию населения – предоставление социальных услуг на основании договора пожизненного содержания с иждивением (рента), платное стационарное социальное обслуживание, в том числе на краткосрочной основе (до 30 дней).

Заключен один договор ренты с условием проживания в переданном под выплату ренты жилье, 2 пакета документов находятся в стадии оформления. Договоры по предоставлению платных социальных услуг в стационарных социальных учреждениях заключили: на период до одного года – 26 человек, до 30 дней – 66.


Раздельный сбор мусора в г. Минске

Правовые основы обращения с отходами определены Законом Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами». Закон направлен на уменьшение объемов образования отходов и предотвращение из вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, а также на максимальное вовлечение отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья.

Закон обязывает исполнительные власти наладить повсеместно систему сбора и удаления твердых бытовых отходов (далее ТБО) с максимальным извлечением вторичных ресурсов, а население — участвовать в раздельном сборе бытовых отходов.

Существует стереотип, что для налаживания раздельного сбора отходов достаточно установить во дворах разноцветные контейнеры с надписями «пластик», «бумага», «стекло» и т.д. Однако практика показала, что для получения результата — максимального сбора вторичных материальных ресурсов от населения — этого недостаточно. В данном процессе основным элементом является желание обыкновенного жителя собрать вторичные ресурсы и выбросить их в надлежащий контейнер.

В настоящее время в г.Минске установлено около 13 тыс. контейнеров для раздельного сбора вторсырья.

Количество контейнеров для вторсырья на дворовых территориях города постоянно увеличивается, совершенствуются их типы.

Твердые бытовые отходы — это предметы, утратившие полностью или частично свои потребительские свойства вследствие физического или морального износа в результате их использования населением в личном домашнем хозяйстве.

В г.Минске ежегодно образуется более 2 млн. м3 ТБО. Каждый из нас за всю жизнь оставляет после себя более 150 т отходов. Основные источники образования ТБО — одежда и обувь, предметы быта, продукты питания, мебель, газеты и журналы и т.д. Усредненный массовый состав ТБО следующий: бумага и картон — 28%, пищевые отходы — 27%, стекло —13%, пластмассы —10%, металлы — 7%, текстиль — 7%, кость, камни, дерево — 3% и прочие отходы — 4%. Процентный состав ТБО по многим компонентам остается практически неизменным, за исключением компонентов, входящих в состав упаковочных материалов (бумага, картон, пластмасса, стекло), доля которых в составе ТБО в последние годы увеличивается.

В республике, в том числе и в г. Минске, ТБО вывозятся на специальные полигоны, которые представляют собой сооружения, где отходы уплотняются и изолируются от окружающей среды специальным грунтом. Возле г. Минска расположены три полигона захоронения отходов на которые вывозятся ни только ТБО, но и отходы промышленности.

Это приводит к медленному и необратимому загрязнению окружающей природной среды в местах нахождения полигонов захоронения ТБО, масштабность которого до конца не изучена.

Важным является тот факт, что часть компонентов ТБО практически не подвергается разложению в течение десятков лет эксплуатации и после закрытия полигона. Это бумага, стекло, пластмасса, резина и текстиль, металлы.

Между тем, неразлагающийся компоненты ТБО являются пригодными для повторной переработки.

Таким образом, вывозя на полигоны ТБО «все подряд», мы перекладываем «проблему отходов» на наших потомков, а попутно необратимо загрязняем места своего обитания и теряем полезные ресурсы.

Не решают «проблему ТБО» и так называемые мусоросжигательные заводы. Во-первых, их строительство и эксплуатация требуют значительных финансовых средств: на 1 т сжигаемых отходов — порядка 100 тыс. долларов США капитальных затрат и 200 долларов США эксплуатационных. Во-вторых, деятельность таких заводов приводит к загрязнению атмосферы крайне опасными для человека, животных и растений соединениями: диоксинами и фуранами, пылью, содержащей тяжелые металлы, и др. Кроме того, при сжигании ТБО образуется высокотоксичная зола (до 30% от массы сжигаемых отходов), подлежащая захоронению только на специальных объектах, строительство и эксплуатация которых гораздо дороже «обыкновенного» полигона для захоронения ТБО.

Таким образом, независимо от того, вывозятся ли отходы на захоронение или на сжигание, они должны быть предварительно отсортированы, так как это позволяет применить к каждому компоненту ТБО свой метод обезвреживания или переработки. Поэтому внедрение системы раздельного (селективного) сбора ТБО — одна из первоочередных задач.

Современный взгляд на решение проблемы отходов может быть проиллюстрирован следующим образом:

Извлечение из ТБО вторичных материальных ресурсов позволяет получить ряд экологических, экономических и социальных эффектов:
  • за счет извлеченных компонентов ТБО сокращаются затраты на захоронение или сжигание, а следовательно и тарифы для населения на эти виды услуг;
     
  • промышленность получает дешевое сырье, из которого производится множество видов полезной продукции;
     
  • уменьшается вредное воздействие на окружающую среду;
     
  • сохраняются ресурсы для будущих поколений;
     
  • создаются новые рабочие места на перерабатывающих предприятиях.
Справочно: 1 т раздельно собранных компонентов ТБО: спасает 13 деревьев, сохраняет 2,58 барреля нефти, экономит 4100 кВт/ч электроэнергии и бережет 32 л чистой воды!

Что изготавливают из вторичного сырья, извлеченного из ТБО?

Стекло:

  • идет на переплавку, после чего из него заново можно получать банки, бутылки;
     
  • стеклянный бой низкого качества после измельчения используется в качестве наполнителя для строительных материалов.
Металлические банки:
  • стальные и алюминиевые банки переплавляются с целью получения соответствующего металла. При этом выплавка алюминия из баночек для прохладительных напитков требует только 5% энергии, необходимой для изготовления того же количества алюминия из руды, и является одним из наиболее выгодных видов «повторной переработки».
Макулатура:
  • идет на производство сырья для новой бумаги;
     
  • из низкокачественной макулатуры изготавливают оберточную бумагу и картон;
     
  • бумажные отходы можно использовать в строительстве для производства теплоизоляционных материалов.
Пластмасса:
  • может использоваться в производстве строительных материалов, различного вида изоляторов;
     
  • пригодна для производства товаров народного потребления (ведра, канистры, полиэтиленовая пленка, ящики, веревки и т.д.).
Текстиль:
  • идет на производство нетканых материалов (теплоизоляция, утепленный линолеум и т. п.), изготовление канатов, шнура, мешочных тканей, упаковочного материала.
Существует два подхода к сортировке ТБО. Первый предполагает сортировку на специализированных предприятиях - сортировочных станциях. Существенными недостатками этого варианта является то, что извлеченные вторичные ресурсы получаются дорогими и к тому же невысокого качества вследствие загрязнения пищевыми и другими компонентами ТБО на этапе совместного их сбора.

Второй подход заключается в разделении ТБО на компоненты населением. Раздельный (селективный) сбор ТБО имеет ряд преимуществ. Во-первых, не требуется приобретения и эксплуатации специального оборудования по механической сортировке отходов, что в итоге делает вторичное сырье относительно дешевым; во-вторых, полученные ресурсы не загрязнены.

Традиционно раздельный сбор ТБО — это разделение всего объема ТБО на четыре основных потока:
  • «сухие» вторичные ресурсы, пригодные для промышленной переработки (пластмассы, стеклобой, металлы, макулатура и текстиль);
     
  • «влажные» биоразлагаемые отходы для компостирования (пищевые остатки);
     
  • опасные отходы;
     
  • прочие, неперерабатываемые отходы, или «хвосты» (комбинированная упаковка и т.д.)
В большинстве случаев под раздельным сбором ТБО понимается процесс сбора отходов по видам в отдельные контейнеры. То есть, для организации раздельного сбора отходов необходимо установить контейнеры для стекла, металла, бумажных, пластиковых и иных отходов. Возможен вариант, когда устанавливается один или несколько контейнеров для совместного сбора нескольких видов вторичных материальных ресурсов.

Кроме того, разделенные населением компоненты ТБО могут собираться через специализированные пункты, что также является вариантом раздельного сбора ТБО. Традиционно через заготовительные пункты собираются только вторичные материальные ресурсы, имеющие достаточно привлекательную для населения закупочную стоимость. Это макулатура, лом черных и цветных металлов. Эффективный сбор компонентов ТБО через специализированные приемные пункты возможен, когда таких пунктов достаточное количество, их расположение удобно и доступно, а внешний вид привлекателен.

Система раздельного сбора ТБО посредством контейнеров и специализированных приемных пунктов должны не конкурировать друг с другом, а дополнять друг друга, способствуя максимальному извлечению вторичных ресурсов.

     Информация подготовлена главным управлением идеологической работы Минского горисполкома на основании материалов комитета экономики, управления торговли и услуг, комитета по труду, занятости и социальной защиты, отдела энергетики Минского горисполкома.
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016