Главная / Актуальные события / Единый день информирования
Государственная стратегия в противодействии коррупции

Коррупция сегодня в той или иной степени существует во всех странах мира и пока ни одному государству не удалось полностью решить эту проблему. Не является исключением и Республика Беларусь.

Президентом и руководством страны коррупция рассматривается как прямая угроза национальной безопасности.

Нет необходимости доказывать, что преступления, совершаемые должностными лицами и особенно с коррупционной направленностью, причиняют существенный вред авторитету государственной власти, препятствуют нормальному функционированию органов государственной власти и управления, подрывают доверие граждан к властным структурам.

В связи с этим борьба с коррупцией является центральным звеном внутренней политики нашего государства.

Создана соответствующая законодательная база, определяющая систему мер и принципы борьбы с коррупцией, конкретные мероприятия и механизмы по противодействию этому негативному явлению.

Основным документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон «О борьбе с коррупцией», который вступил в силу 29.01.2007.

Необходимо отметить, что с 12.04.2012 вступили в силу изменения и дополнения в указанный закон, в соответствии с которыми установлен действующий перечень ограничений для государственных должностных и приравненных к ним лиц (статья 17).

Для Закона характерна предупредительная направленность. Она выражается, прежде всего в том, что предупреждению коррупции посвящен целый раздел, а также наряду с понятием коррупционного правонарушения введено понятие правонарушения, создающего условия для коррупции. Субъектами таких правонарушений могут быть как государственное должностное лицо, так и лицо, приравненное к нему.

В соответствии со ст.1 Закона к государственным должностным лицам относятся государственные служащие, на которых распространяется действие законодательства Республики Беларусь о государственной службе, а также лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и негосударственных организациях, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 процентов.

К лицам, приравненным к государственным должностным, относятся лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий.

Согласно ст. 20 Закона к правонарушениям, создающим условия для коррупции, которые могут быть совершены только государственным должностным лицом, относятся:
  1. вмешательство с использованием своих служебных полномочий в деятельность иных государственных органов и других организаций, если это не входит в круг его полномочий и не основано на законодательном акте Республики Беларусь;

  2. оказание при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;

  3. участие в качестве поверенного третьих лиц в делах организации, в которой он состоит на службе, либо подчиненной или подконтрольной ей иной организации;

  4. нарушение в личных, групповых и иных внеслужебных интересах установленного законодательными актами Республики Беларусь порядка рассмотрения обращений физических или юридических лиц и принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию.
К правонарушениям, которые могут быть совершены как государственным должностным лицом, так и лицом, приравненным к нему, относятся:
  1. использование служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной деятельностью;

  2. использование в личных, групповых и иных внеслужебных интересах информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;

  3. отказ в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено законодательством Республики Беларусь, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;

  4. требование от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено законодательством Республики Беларусь;

  5. создание препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

  6. делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности либо на контроль за ней лицу, осуществляющему такую деятельность, если это не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь;

  7. нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов, установленного законодательством Республики Беларусь;

  8. требование предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, а равно нарушение порядка ее предоставления и использования, установленного законодательством Республики Беларусь.
Любое из указанных действий или бездействие государственного должностного лица либо лица, приравненного к нему, может спровоцировать их подкуп. И даже если сам факт подкупа не будет доказан, у соответствующих органов будет основание наказать лицо за правонарушение, создающее условия для коррупции. Поэтому Закон предусматривает необходимость установления за эти деяния дисциплинарной или административной ответственности. Это будет способствовать минимизации предпосылок для коррупционных проявлений.

Предупредительной направленностью обладают и те нормы Закона, которые устанавливают целый комплекс ограничений для государственных должностных и приравненных к ним лиц (ст. 15 - 19).

Профилактическая составляющая антикоррупционной работы проявляется уже на стадии назначения на должности в виде обязательного ознакомления государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, с ограничениями, установленными статьей 17, а для государственных служащих – и дополнительно установленных статьей 22 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь». Такое ознакомление оформляется письменным обязательством, в котором перечислены действия, которые не вправе совершать ни одно государственное должностное лицо и государственный служащий. Данная норма направлена на предупреждение использования ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета во внеслужебных интересах.

При подписании обязательства лицо ставится в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства (дисциплинарная, административная или уголовная ответствен-ность).

Обязанность по проведению данной работы возложена на кадровую службу с возложением дисциплинарной ответственности за ненадлежащее ее исполнение.

Противодействие коррупционным проявлениям – это обязанность не только правоохранительных органов, но и всех государственных институтов.

В соответствии с Законом «О борьбе с коррупцией» руководители государственных организаций в пределах своей компетенции обязаны принимать установленные названным Законом и иными актами законодательства меры, направленные на борьбу с коррупцией.

Борьба с коррупцией осуществляется государственными органами и иными организациями посредством комплексного применения мер, к числу которых относится и планирование деятельности государственной организации по борьбе с коррупцией.

На практике государственными организациями разрабатываются ежегодные планы мероприятий, направленные на предотвращение коррупционных проявлений с учетом специфики руководимой организаций, создаются и действуют так называемые антикоррупционные комиссии.

Нормативное регулирование деятельности таких комиссий длительное время ограничивалось локальными нормативными правовыми актами организаций, в которых эти комиссии были созданы.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 № 1732 (далее - постановление N 1732) впервые утверждено Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции (далее - Типовое положение), которым определен порядок создания и деятельности таких комиссий кроме прочего в Минском городском, районных исполкомах, местных администрациях районов в городах.

На осно-вании Типового положения администрациями районов утверждены собственные положения о комиссиях по противодействию коррупции.

Если ранее антикоррупционные комиссии в основном осу-ществляли координацию работы только по предупреждению коррупции, то с принятием постановления № 1732 на них возложена обязанность координировать весь комплекс мероприятий, направленных на предупреждение, выявление, пресечение коррупции и устранение ее последствий.

Комиссии по противодействию коррупции рассматриваются как специализированные коллегиальные структуры, выполняющие функции своеобразного аналитического центра, который обобщает информацию о состоянии борьбы с коррупцией и обеспечивает совершенствование методов ее осуществления.

Вместе с тем, правоприменительная практика свидетельствует, что работа антикоррупционных комиссий зачастую страдает формализмом, ограничивается рассмотрением узкого круга вопросов (нередко исключительно результатов работы правоохранительных, реже – контрольно-ревизионных служб) и принятием однотипных решений.

Собственная инициатива комиссиями, как правило, в проведении заседаний не проявляется, несмотря на обширный перечень возложенных на них задач и предоставленных полномочий по их осуществлению.

Принимаемые меры не должны сво-диться лишь к использованию уголовно-правовых механизмов, в связи с чем особая роль придается мерам профилактического характера, заключающимся в совершенствовании государственного регулирования и контроля в сферах деятельности, подверженных коррупции.

Таким образом, борьба с коррупцией должна осуществляться на комплексной основе и включать в себя правовые, организационно-практические, социально-экономические и другие меры, направленные в том числе на устранение предпосылок ее существования.

Для государственных органов и организаций участие в борьбе с коррупцией в большей степени сводится к предупреждению коррупционных проявлений – минимизации коррупционных рисков в деятельности государственных должностных и приравненных к ним лиц, а также недопущению их подкупа гражданами, устранению причин и условий, порождающих коррупцию.

Второе направление в такой деятельности – обязанность передавать государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, информацию, связанную с фактами, свидетельствующими о коррупции.

В 2012 году Закон «О борьбе с коррупцией» ввел понятие «конфликта интересов» и «аффилированных лиц», предусмотрев механизм минимизации коррупционных рисков и управления ситуациями, при которых личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей (абз. 3 ч. 1 ст. 17, ст. 181). При этом закреплен как общий порядок урегулирования конфликта интересов, так и некоторых из таких конфликтов при заключении сделок.

Так, руководитель государственного предприятия обязан сообщить в государственный орган (организацию), в подчинении (ведении) которого (которой) находится предприятие (в состав которого (которой) оно входит), о намерении совершить от имени предприятия сделку с индивидуальным предпринимателем или хозяйственным обществом, собственниками имущества или аффилированными лицами которого являются супруг (супруга), близкие родственники или свойственники руководителя. Без согласия соответствующего государственного органа (организации) руководитель государственного предприятия не вправе совершить такую сделку.

В настоящее время утвержден перечень коррупционных преступлений, состоящий из 10 статей Уголовного Кодекса:
  1. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК).

  2. Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 и ч. 3 ст. 235 УК).

  3. Злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 424 УК).

  4. Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 425 УК).

  5. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 426 УК).

  6. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.429 УК).

  7. Получение взятки (ст. 430 УК).

  8. Дача взятки (ст. 431 УК).

  9. Посредничество во взятке (ст.432 УК).

  10. Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 455 УК).
Анализ состояния преступности показывает, что коррупционным проявлениям подвержены в той или иной степени практически все отрасли и сферы деятельности.

В текущем году в городе Минске зарегистрировано коррупционных преступлений, наибольшее количество которых выявлено в сферах образования (49), промышленности (46), государственного управления (34), здравоохранения (25), торговли (19).

Отдел по борьбе с коррупцией
и организованной преступностью
прокуратуры города Минска
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016