Главная / Актуальные события / Единый день информирования
Показатели прогноза
социально-экономического развития и бюджет города Минска
на 2013 год

Основной целью установления показателей прогноза на 2013 год является достижение внутренней и внешней сбалансированности экономики города, создание потенциала для будущего роста, обеспечение достойного уровня жизни населения.

Показатели социально-экономического развития на 2013 год установлены городу Минску решением сессии Минского городского Совета депутатов от 23 ноября 2012 года № 267 "О показателях прогноза социально-экономического развития г. Минска на 2013 год", исходя из результатов работы всех отраслей экономики города в 2012 году, задач поставленных Правительством Республики Беларусь на 2013 год, имеющихся ресурсов и потенциала города. Все рассчитанные показатели сбалансированы и зависят друг от друга.

Наименование показателя 2013 год
(прогноз)
Валовой  региональный продукт, в процентах к 2012 году 109,0
Экспорт товаров1,2, в процентах к 2012 году 103,0
Экспорт услуг2, в процентах к 2012 году 125,0
Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги), млн. долларов США 950
Номинальная среднемесячная заработная плата, тыс. рублей 5880

1 Без учета нефти и нефтепродуктов

2 Без учета организаций, подчиненных республиканским органам государственного управления, входящих в состав иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, либо в которых они осуществляют управление акциями (долями в уставном фонде), а также организаций, являющихся участниками холдингов, если в уставном фонде управляющей компании холдинга имеется доля республиканской собственности

На 2013 год городу Минску определены следующие показатели прогноза социально-экономического развития:
  • ВРП с темпом роста 109%;

  • прямые иностранные инвестиции на чистой основе в объеме 950 млн. долларов США (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги);

  • показатели по внешнеэкономической деятельности по КУПам и безведомственным организациям:

    - темп роста экспорта товаров без учета нефти и нефтепродуктов - 103%,

    - темп роста экспорта услуг – 125%.

  • номинальная среднемесячная заработная плата в размере 5880 тыс. рублей.
В течение 2013 года необходимо обеспечить в организациях промышленности, строительства рост производительности труда по добавленной стоимости, превышающий рост номинальной заработной платы не менее чем в 1,03 раза.

Основной задачей Минского горисполкома в 2013 году является создание новых организаций с высокой производительностью труда, а также комплексная модернизация действующих, в том числе с привлечением для этих целей прямых иностранных инвестиций.

Необходимо четкое понимание того, что ВРП – показатель интегрированный и зависит от эффективности работы по видам экономической деятельности в целом.

Система прогнозных показателей города Минска сформирована с учетом всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности. Поэтому работа администраций районов, комитетов и управлений Минского горисполкома в следующем году будет оцениваться как с точки зрения эффективности управлением коммунальной собственности, так и ответственности за развитие территории и вида экономической деятельности в целом.

Для достижения в 2013 году прироста валового регионального продукта (9,0%), предусматривается обеспечить в первую очередь, эффективность промышленного производства, стабильность внутреннего потребительского рынка, своевременность ввода жилья и других объектов. В этих целях определены дополнительные показатели: "Индекс промышленного производства, в процентах к 2012 году", "Розничный товарооборот, в процентах к 2012 году", "Инвестиции в основной капитал, в процентах к 2012 году", "Объем строительно-монтажных работ, в процентах к 2012 году".

Основные источники реализации указанных задач – экспорт и инвестиции, основные механизмы – повсеместная экономия ресурсов, импортозамещение, инновационная и инвестиционная активность.

В 2013 году прирост ВРП города будет обеспечиваться в основном за счет неэмиссионных источников и внутренних резервов. Прежде всего, за счет вклада обрабатывающей промышленности, где велика степень зависимости добавленной стоимости от качественных характеристик.

Для обеспечения выполнения установленных городу показателей прогноза, каждой организации коммунальной или с долей коммунальной собственности будут доведены показатели прогноза на 2013 год: рентабельность продаж, чистая прибыль, экспорт товаров, экспорт услуг, сальдо внешней торговли товарами и услугами, соотношение экспорта товаров и объема промышленного производства. Согласно постановления Совета Министров Республики Беларусь от 06.11.2012 № 1021 "О показателях прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2013 год" эти показатели являются исчерпывающими.

Бюджет города Минска на 2013 год* сформирован с учетом положений Основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на 2013 год, прогноза социально-экономического развития и параметров денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2013 год, ожидаемого исполнения бюджета г. Минска в 2012 году, изменений бюджетного и налогового законодательства.

Темпы роста основных доходных источников в бюджете г. Минска

Наименование 2011 год
отчет
2012 год
ожидаемое
2013 год Темп роста
(2013/2012)
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 9 261,0 19 230,2 23 946,9 124,5
Подоходный налог 3 088,7 6 764,9 8 412,2 124,4
Налог на прибыль 2 588,0 6 059,4 6 660,9 109,9
Налог на доходы 477,9 750,2 956,5 127,5
Земельный налог 408,4 871,5 900,0 103,3
Налог на недвижимость 442,5 811,4 1 246,1 153,6
Налог на добавленную стоимость 1 504,8 2 699,2 3 524,6 130,6
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 749,9 1294,9 1 020,0 78,8
ВСЕГО ДОХОДОВ И ПОСТУПЛЕНИЙ 10 011,0 20 525,1 24 966,9 121,6
Безвозмездные поступления из республиканского бюджета 153,9 304,3 323,3 106,7
ИТОГО ДОХОДОВ 10 164,8 20 829,4 25 290,2 121,4

* утвержден решением от 23.11.2012 № 269 на 19 сессии Минского городской Совета депутатов 26 Созыва

Доходы бюджета столицы на 2013 год рассчитаны в размере 25,3 трлн. рублей. При этом учтены следующие изменения в нормативах распределения регулирующих доходов:
  • увеличен норматив отчислений в бюджет г. Минска по налогу на добавленную стоимость с 5,91 процента до 5,97 процента;

  • отменены отчисления в бюджет г. Минска от налога на прибыль по республиканским предприятиям.
Доходы бюджета города Минска на 2013 год возрастают по сравнению с бюджетом 2012 года на 4,4 трлн. рублей или на 121,6 процента и составят 25 трлн. рублей. Объемы безвозмездных поступлений запланированы в соответствии с Законом Республики Беларусь от 26 октября 2012 г. "О республиканском бюджете на 2013 год" в сумме 323 млрд. рублей, с ростом на 6 процентов.

Сложившаяся в 2012 году структура доходов бюджета в основном будет сохранена и в 2013 году.

Удельный вес основных доходных источников в бюджете г. Минск

Наименование Удельный вес в 2012г., % Удельный вес в 2013г., %
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 94,7 94,7
Подоходный налог 32,5 33,3
Налог на прибыль 29 26,3
Налог на доходы 3,6 3,8
Земельный налог 4,2 3,6
Налог на недвижимость 3,9 5,0
НДС 13 14
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 6,2 4
ВСЕГО ДОХОДОВ 98,5 98,7
Безвозмездные поступления из республиканского бюджета 1,46 1,3
ИТОГО ДОХОДОВ 100 100

Дополнительной мерой, направленной на модернизацию производств по созданию новых инновационных видов продукции, станет изменение порядка формирования и использования инновационных фондов. На 2013 год инновационный фонд Минского горисполкома запланирован в объеме 740 млрд. рублей, средства которого будут направляться на финансирование развития высокотехнологичных отраслей, разработку новых видов наукоемкой продукции, новых или усовершенствованных технологий.

В соответствии со статьей 24 Закона Республики Беларусь "О республиканском бюджете на 2013 год" для бюджета г. Минска установлен нулевой дефицит бюджета, запланированные расходы обеспечены доходами в полном объеме.

Общий объем расходов, планируемый на 2013 год, составляет 25,3 трлн. рублей, с увеличением по сравнению с ожидаемыми расходами 2012 года на 22 процента.

Бюджет традиционно имеет ярко выраженную социальную направленность.

Структура расходов бюджета г. Минска в 2013 году

Направления расходов Сумма,
млрд. рублей
Удельный вес в объеме бюджета, %
Здравоохранение 5 142 20,3
Образование 4 922 19,5
Физическая культура, культура и СМИ 2 118 8,4
Социальная политика 896 3,5
Транспорт 2 182 8,6
Жилищно-коммунальное хозяйство и жилищное строительство 5 988 23,7
Совокупный объем бюджета 25 290,2 100,0

Расходы на социально-культурную сферу составляют более половины всего объема бюджета – 13 трлн. рублей с ростом к 2012 году 1,26 раза. Кроме того, в бюджете предусмотрены субсидии в сумме 2 трлн. рублей на возмещение затрат по оказываемым населению транспортным и жилищно-коммунальным услугам, включая текущее содержание жилищного фонда, холодное и горячее водоснабжение, отопление и канализация.


В бюджете полностью обеспечено финансирование расходов на оплату труда работников бюджетных организаций, выплату пенсий, стипендий и пособий. Важнейшим приоритетом в расходах бюджета является существенное увеличение заработной платы работникам бюджетных организаций. Заработная плата - это основная статья текущих расходов бюджета, которая занимает почти 40 процентов.

На развитие материально-технической базы и капитальное строительство объектов социально-культурной сферы запланировано в 2013 году почти 4 трлн. рублей.

Расходы на здравоохранение в 2013 году составят более 5 трлн. рублей, с увеличением по отношению к 2012 году в 1,3 раза. С целью улучшения качества медицинской помощи более 600 млрд. рублей планируется направить на строительство и реконструкцию зданий организаций здравоохранения г. Минска.

В 2013 году запланировано ввести в эксплуатацию:
  • подстанцию скорой медицинской помощи (ул. Колесникова);

  • городской детский центр медицинской реабилитации "Пралеска" (п. Раков, Воложинского района).
После капитального ремонта и модернизации к вводу запланированы: здание детской инфекционной клинической больницы, отделение "Реанимация" и "Хирургический операционный блок" главного корпуса 10-й городской клинической больницы, станция городской медицинской помощи, 20-я городская детская поликлиника.

Бюджетная обеспеченность расходов на одного жителя города Минска (при планируемом населении на 2013 год -1 895,8 тыс. человек) составляет 2,4 млн. рублей.

На финансирование образования в бюджете города Минска на 2013 год предусмотрены средства в сумме 4,9 трлн. рублей, с ростом к 2012 году в 1,28 раза.

В рамках инвестиционной программы строительство объектов образования в 2013 году планируется профинансировать в объеме почти 790 млрд. рублей. Средства будут направлены на строительство учреждений дошкольного и среднего образования в районах жилой застройки, а также на реконструкцию ряда других учреждений образования.

На территории Парка высоких технологий и в микрорайонах Каменная Горка-3,4, Лошица-4 в 2013 году запланировано ввести в эксплуатацию 6 образовательных учреждений с объемом финансирования более 350 млрд. рублей. После капитального ремонта планируется ввести в эксплуатацию средние общеобразовательные школы столицы № 66, 91, 148, 178, гимназию № 22, гимназию-колледж искусств.

В целях усиления взаимосвязи расходов бюджета с достижением конкретных результатов, повышения эффективности использования государственных средств в 2013 году планируется начать реализацию пилотного проекта по нормативному финансированию. В проекте примут участие 9 учреждений общего образования Московского и Первомайского районов и отдельные организации здравоохранения столицы.

По направлению физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации в бюджете запланировано почти 1 трлн. рублей на строительство культурно-развлекательного спортивного комплекса в жилом районе Чижовка и здания музея Великой Отечественной войны (пр. Победителей). В связи с проведением в 2014 году в г. Минске Чемпионата мира по хоккею эти объекты планируется сдать под ключ в 2013 году.

На проведение спортивных мероприятий по физкультурно-массовой и оздоровительной работе и участие в международных спортивных мероприятиях республиканского значения предусмотрено 12,7 млрд. рублей.

На культуру, искусство и кинематографию в бюджете на 2013 год предусмотрены средства в сумме 186,5 млрд. рублей, с ростом в 1,3 раза к ожидаемому исполнению 2012 года.

Расходы на финансирование СМИ в бюджете на 2013 год запланированы в размере 32,0 млрд. рублей или с ростом к текущему году в 1,3 раза.

На финансирование учреждений и мероприятий по социальной защите и социальной политике предусмотрено 896 млрд. рублей, из них на проектирование и строительство стационарных учреждений социального обслуживания предусмотрено 54,5 млрд. рублей.

Опережающими темпами растут расходы, связанные с денежными выплатами отдельным категориям населения:
  • увеличиваются в 2 раза расходы на выплату государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячных и (или) единовременных социальных пособий, на оплату технических средств социальной реабилитации, обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни. Сумма направленных средств составит более 100 млрд. рублей;

  • увеличиваются в 1,28 раза объем бюджетных средств на реализацию городской комплексной программы развития социального обслуживания. Средства в сумме 72,0 млрд. рублей будут направлены на предоставление социальных пособий отдельным категориям жителей г.Минска, оплату части стоимости путевок на оздоровление в загородные детские оздоровительные лагеря детей работников бюджетных организаций коммунальной собственности г. Минска;

  • в 1,24 раза увеличиваются расходы по обеспечению граждан техническими средствами социальной реабилитации – 22,5 млрд. рублей.
Бюджетные выплаты населению в связи со строительством и приобретением жилья в 2013 году предусмотрено 185 млрд. рублей, с увеличением в 2 раза, по сравнению с текущим годом.

Общий объем ассигнований по жилищному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству на 2013 год определен в размере 6 трлн. рублей или с ростом к 2012 году в 1,2 раза.

Расходы бюджета г. Минска на жилищное строительство
и жилищно-коммунальное хозяйство, млрд. рублей

Направления расходов 2011 год 2012 год 2013 год
Жилищно-коммунальное хозяйство и жилищное строительство 2 000 4 984 5 988,5
из них:      
Субсидирование коммунальных услуг для населения 380,3 688,1 844,0
Текущий ремонт жилищного фонда 41,0 74,7 70,3
Капитальный ремонт жилфонда 301,2 469,7 460,0
Дорожное и зеленое хозяйство (текущие расходы) 284,4 547,1 562,6
Освещение 71,4 122,5 130,0
Капитальный ремонт дорог 85,6 143,0 130,0
Капитальное строительство 683 2 490 3 320

Более 3 трлн. рублей будет направлено на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки, жилых помещений социального пользования, для отселения граждан из сносимых и переоборудуемых для использования в других целях непригодных для проживания домов, в связи с изъятием земельных участков для государственных нужд, встроенных и пристроенных к жилым домам, отдельно-стоящих объектов социального и культурно-бытового назначения, обеспечивающих население жилых районов социальными стандартами, а также обслуживание жилых домов.

Значительные бюджетные средства выделены на реконструкцию магистралей города (улиц Тимирязева, Алибегова, Маяковского, проспекта Дзержинского) и строительство транспортных развязок.

По предприятиям жилищно-коммунального хозяйства предусмотрены субсидии на покрытие не возмещаемых действующими тарифами для населения затрат по жилищно-коммунальным услугам в размере 844 млрд. рублей.

На текущий ремонт жилищного фонда, дорожных покрытий, на текущее содержание объектов благоустройства предусмотрено 950 млрд. рублей.

На капитальные расходы в сфере жилищно-коммунального хозяйства (капитальный ремонт жилищного фонда, ремонт дорог и дворовых территорий, замену лифтов) предусмотрено 668 млрд. рублей.

Финансирование городского пассажирского транспорта в бюджете на 2013 год составит 2,2 трлн. рублей.

Расходы бюджета г. Минска на финансирование городского пассажирского транспорта, млрд. рублей

Отрасль 2011 год
отчет
2012 год
ожидаемое исполнение
2013 год
Городской пассажирский транспорт 1 235,0 2 406,0 2 182,0
субсидии транспорта 624,4 1 308,9 1 135,9
приобретение подвижного состава 92,4 215,0 372,9
капитальные вложения 443,0 882,1 673,2

Расходы по текущему содержанию транспорта определены в сумме 1,1 трлн. рублей. На приобретение подвижного состава планируется направить 373 млрд. рублей, из которых на уплату кредитных и лизинговых платежей по приобретенному ранее подвижному составу - 253 млрд. рублей. Планируется закупить 100 автобусов, 30 троллейбусов, 15 вагонов метро.

Учитывая политику сдерживания тарифов для населения на городском пассажирском транспорте, а также рост расходов по электроэнергии и горюче-смазочным материалам, планируется, что в г. Минске в 2013 году тарифами от населения будет возмещено 40 процентов затрат предприятий транспорта. При этом средний тариф по 2013 году запланирован на уровне 2 040 рублей за 1 поездку.

Справочно

С учетом последнего повышения тарифов на проезд в общественном транспорте, в 2012 году по г. Минску возмещение тарифами транспортных услуг составит около 33,4 процента.


Капитальные вложения на развитие инженерно-транспортной инфраструктуры города в 2013 году запланированы в сумме 0,7 трлн. рублей. Средства будут направлены на строительство и проектирование линий метрополитена от ст. "Петровщина" до ст. "Малиновка", и до ст. "Щемыслица", а также иных объектов Минского метрополитена, которые включены в мероприятия по проведению в 2014 году в г. Минске Чемпионата мира по хоккею.

В целом, следует отметить повышение инвестиционной направленности бюджета – по сравнению с текущим годом расходы на капитальные вложения за счет бюджетных средств (при темпе роста 122 процента) составят почти 8 трлн. рублей, из них на погашение банковских кредитов, выданных на реализацию инвестиционной программы, планируется направить 640 млрд. рублей бюджетных средств. Доля средств на капитальное строительство в бюджете г. Минска на 2013 год составляет 31,4 процента.

Кроме того, планируется привлечение кредитных ресурсов банков под гарантии Минского горисполкома в объеме 1,7 трлн. рублей для подготовки объектов инфраструктуры города к Чемпионату мира по хоккею.

В целях обеспечения устойчивости бюджета и в соответствии с Законом Республики Беларусь от 26 октября 2012 год "О республиканском бюджете на 2013 год" в бюджете г. Минска на 2013 год сформирован дополнительный резервный фонд в сумме 323 млрд. рублей. Эти средства будут направлены на выплату заработной платы, трансфертов населению, оплату коммунальных услуг, продуктов питания, лекарственных средств, субсидирование жилищно-коммунальных и транспортных услуг, оказываемых населению, обслуживание муниципального долга города Минска.

Информация подготовлена главным управлением идеологической работы Минского горисполкома
на основании материалов финансового управления и комитета экономики Минского горисполкома.
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016