Главная / Актуальные события / Единый день информирования
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

О деятельности Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь


в помощь руководителю для проведения встреч в трудовых коллективах и с населением по месту жительства

Основными функциями Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь являются:
  • сбор обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование и контроль за полнотой и своевременностью их поступления;

  • финансирование выплат пенсий, пособий и иных расходов по государственному социальному страхованию;

  • контроль за правильностью расходования работодателями средств государственного социального страхования;

  • осуществление профессионального пенсионного страхования;

  • ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах и уплаченных за них обязательных страховых взносов.
Денежные средства Фонда являются республиканской собственностью, не подлежат изъятию и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании. С 2004 года эти средства включены в республиканский бюджет и зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов Республики Беларусь. Удельный вес средств Фонда в республиканском бюджете превышает 50 %.

Законом Республики Беларусь "Об основах государственного социального страхования" предусмотрено, что все лица, работающие по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Начиная с 1 августа 2002 года обязательному государственному социальному страхованию подлежат также индивидуальные предприниматели (за исключением отдельных категорий, которые могут уплачивать страховые взносы в Фонд в добровольном порядке). Все лица, подлежащие обязательному государственному социальному страхованию, должны уплачивать страховые взносы в Фонд. При этом обязанность по уплате страховых взносов за работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам граждан законом возложена на работодателей (в том числе на индивидуальных предпринимателей, если они заключают трудовые либо гражданско-правовые договоры с физическими лицами).

Для абсолютного большинства работодателей, а также индивидуальных предпринимателей, уплачивающих страховые взносы за себя, размеры обязательных страховых взносов составляют: 28 процентов на пенсионное страхование и 6 процентов – на социальное страхование.

Для работающих граждан размер страхового взноса на пенсионное страхование составляет 1 процент индивидуальной заработной платы. Сумма заработной платы свыше четырехкратной средней величины по республике страховыми взносами не облагается.

Бюджет городского управления состоит из страховых взносов нанимателей, индивидуальных предпринимателей и граждан, доходов от капитализации и взносов на профессиональное пенсионное страхование и составил за 2011 год 9 трлн. 143 млрд. руб., или 31,3% республиканского бюджета. Это сопоставимо с бюджетом г. Минска, который составил в 2011 году – 10 трлн. рублей.

По сравнению с 2010 годом доходы выросли на 49,4 %. На текущий год бюджет запланирован в размере 14,7 трлн. руб. План доходов за 2 месяца текущего года исполнен на 101,5%. Темп роста к аналогичному периоду прошлого года составил 203 %.

На учете в Минском городском управлении Фонда социальной защиты населения состоит 135 тысяч плательщиков обязательных страховых взносов, в том числе более 73 тыс. индивидуальных предпринимателей, уплачивающих взносы за себя. Количество застрахованных лиц в системе государственного социального страхования по г. Минску составляет 1 млн. 9 тысяч человек.

107 крупных плательщиков города, с численностью работающих свыше 1000 человек, обеспечивают поступление 24% всех платежей. 8 тысяч субъектов хозяйствования Минска составляют микроорганизации, с численностью работающих до 15 человек включительно. Их вклад в бюджет управления составляет 18,6 %. Доля индивидуальных предпринимателей в общей сумме поступлений несколько лет подряд находится в пределах 0,2 - 0,3 %. Для сравнения, индивидуальные предприниматели в 2011 году перечислили 21,4 млрд. рублей, а доходы от капитализации средств Фонда составили 475 млрд. рублей, т.е. в 22 раза больше.

Наибольшие суммы поступлений в Фонд приходятся на Московский, Центральный и Первомайский районы.

Четыре года подряд городское управление Фонда не имеет текущей просроченной задолженности по обязательным страховым платежам. Несмотря на то, что добровольность уплаты взносов составляет 99,6%, управление за 2011 год предъявило 22549 платежных требований на бесспорное взыскание платежей на сумму 31,6 млрд. руб., 95,6 % которых погашено.

Через уплату страховых взносов застрахованные лица получают право на выплаты из средств государственного социального страхования при наступлении страховых случаев (болезнь, временная нетрудоспособность, беременность и роды, рождение ребенка, уход за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, инвалидность, достижение пенсионного возраста, потеря кормильца и другие). При этом размеры этих выплат, как правило, зависят от размера заработка (дохода), на который начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд: чем выше этот заработок (доход), тем выше пенсия или пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам будет выплачена застрахованному лицу.

В Минске проживает 428 тысяч пенсионеров. Пенсии назначаются управлениями социальной защиты администраций районов г. Минска на основании справок работодателей и данных органов Фонда. Органы Фонда назначением пенсий, кроме профессиональных, не занимаются, а только финансируют управления социальной защиты на выплату пенсий и пособий и предоставляют сведения для исчисления пенсии. На финансирование пенсий направляется около 73% всех расходов. Следует отметить, что город Минск является донором и обеспечивает средствами государственного социального страхования все области, кроме Минской.

Финансирование выплат государственного социального страхования осуществлялось в 2011 году своевременно и в полном объеме. Выплата пенсий производится через банки, предприятия доставки и подразделения республиканского унитарного предприятия "Белпочта". Учитывая возрастающую популярность среди населения пластиковых карточек, электронных денег, рост числа банкоматов и т.п. все больше пенсионеров предпочитают получать пенсию через учреждение банка, что позволяет ежегодно экономить до 500 млн. рублей средств Фонда, т.к. банки, в отличие от отделений почтовой связи и предприятий доставки не взимают плату за оказываемую услугу (стоимость услуги 1,19% и 0,9% от выплаченных сумм соответственно). В настоящее время выплата пенсий через банки составляет 42,2%.

В 2011 году за счет средств государственного социального страхования в Минске выплачено 963 тысячи пособий по временной нетрудоспособности, 24,9 тысяч пособий по беременности и родам, 25,7 тысяч пособий в связи с рождением ребенка, 24 тысячи пособий женщинам, ставшим на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, 15,2 тысяч пособий на погребение.

На 70,5 тысяч детей выплачиваются пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, на 7,4 тысячи ребенка пособия на детей старше 3 лет.

Количество детей, получающих пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, увеличилось в 2011 году на 1,5%. В то же время на 7% уменьшилось количество детей старше 3 лет, на которых назначаются пособия. Это положительная тенденция. Пособия на детей старше 3-х лет выплачиваются за счет средств государственного бюджета в зависимости от дохода семьи. Доля получателей этого пособия в городе составляет 6,8 % от общего количества детей, на которых назначены пособия в республике, и говорит о более высоких доходах семей г. Минска по сравнению с другими регионами республики.

Из пособий, выплачиваемых работодателем из средств государственного социального страхования, а это 1123 млрд. рублей, 596 млрд. руб. или 53,1% составляют пособия по временной нетрудоспособности. Следует отметить, что в 2011 году наблюдался рост заболеваемости. Уровень потерь по временной нетрудоспособности увеличился на 68,9 рабочих дней, и составил 781, 2 рабочих дня на 100 работающих. В связи с временной нетрудоспособностью ежедневно не выходило на работу 31 тысяча человек.

Наиболее высокий уровень потерь по временной нетрудоспособности в Партизанском и Заводском районах, самый низкий - в Советском и Центральном. Среди отраслей высокий уровень заболеваемости имеют организации промышленности - 1 168 рабочих дней на 100 работающих, строительства - 1 120 дней и учреждения здравоохранения - 912 рабочих дней.

Одним из важных направлений в деятельности органов Фонда является ведение персонифицированного учета застрахованных лиц, который действует на территории всей республики с 1 января 2003 года. В Минске открыто 1 млн. 608 тысяч индивидуальных лицевых счетов, на которые вносится информация о трудовом стаже и заработке каждого работающего гражданина. В год принимается и обрабатывается более трех млн. документов персонифицированного учета. Документы о приеме и увольнении работодатели представляют ежеквартально, индивидуальные сведения о заработной плате – ежегодно.

Согласно законодательству о пенсионном обеспечении за периоды работы после 1 января 2003 г. стаж и заработок для назначения пенсии подтверждается данными персонифицированного учета – выписками из индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, другие документы во внимание не принимаются. С осени 2004 года управлениям социальной защиты выдано 274 тысячи выписок из индивидуальных счетов. (В течение года выдается 42-43 тысячи выписок). Кроме этого, каждому застрахованному лицу предоставлено право получать информацию, содержащуюся в его индивидуальном лицевом счете. За этот же период за выдачей информации из лицевого счета обратилось с заявлением 9353 гражданина.

Ведение персонифицированного учета максимально автоматизировано. 99,8 % информации работодатели представляют в виде электронных документов, подписанных электронно-цифровой подписью. 95,5 % поступает по каналам связи через интернет.

Данные персонифицированного учета используются и в целях контроля за расходованием средств Фонда. С сентября 2004 года выявлено переплат пенсий и пособий на сумму 4,7 млрд. рублей. Предотвращена выплата 3 259 необоснованных пособий. Снято с учета 3 772 безработных, не сообщивших о трудоустройстве. Установлен 371 случай необоснованного получения пособия по безработице в сумме 89,5 млн. руб.

С 2009 года органам Фонда поручено осуществлять профессиональное пенсионное страхование. Это дополнительные страховые взносы работодателей в размере от 1,5 до 4,8 процентов за рабочие места с вредными и тяжелыми условиями труда и некоторые виды деятельности, дающие право выхода на пенсию ранее общеустановленного пенсионного возраста (учителя, медработники, спортсмены, артисты, летчики и др.).

На учете в городе Минске состоит 1661 страхователь, у которого в особых условиях труда работает 67 840 человек. За три года поступило 86,5 млрд. руб. в том числе за 2011 год - 36,9 млрд. руб.

Профессиональное пенсионное страхование – это накопительная система, средства которой используются исключительно на выплату профессиональной досрочной или дополнительной пенсии. За указанный период выплачено 1871 дополнительная пенсия на сумму 621,8 млн. руб.

Информация подготовлена на основании материалов, представленных
Минским городским управлением Фонда социальной защиты населения
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016