Главная / Актуальные события / Единый день информирования
Охрана труда - основа обеспечения безопасной жизнедеятельности человека и
эффективного социально-экономического развития страны

Охрана труда - была и остается важнейшей социально-экономической проблемой, требующей к себе постоянного внимания со стороны государства, работодателей, работающих.

Более трети сознательной жизни человек проводит на рабочем месте, внося свой вклад в развитие общества. Если жизнь на рабочем месте подвергается опасности, то пропадает основа для производительной занятости и социально-экономического развития. Право работников на охрану их здоровья и жизни на рабочем месте входит в компетенцию не только трудового права, но и считается одним из основных и фундаментальных прав человека, при этом глобализация экономики должна идти рука об руку с профилактикой, направленной на укрепление безопасности и здоровья всех трудящихся.

Конституция Республики Беларусь гарантирует гражданам Республики Беларусь право на здоровые и безопасные условия труда (часть первая статьи 41 Конституции Республики Беларусь).

На регулирование общественных отношений в области охраны труда и реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на здоровые и безопасные условия труда направлен Закон Республики Беларусь "Об охране труда".

Для решения проблем по обеспечению здоровых и безопасных условий труда в республике сформирована нормативная правовая база, регулирующая данную сферу социально-трудовых отношений. Законодательно определены уровни государственного управления в области охраны труда.

Работодатели и работающие, виновные в нарушении законодательства об охране труда несут ответственность в соответствии с законодательством (статья 40 Закона Республики Беларусь "Об охране труда").

Для реализации права работающих на охрану труда государство осуществляет государственное управление охраной труда, государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда и устанавливает ответственность за нарушение законодательства об охране труда (часть первая статьи 12 Закона Республики Беларусь "Об охране труда").

На протяжении последних лет, как в республике, так и в городе Минске отмечается устойчивая тенденция снижения числа несчастных случаев на производстве.

Так, за последние четыре года в организациях, зарегистрированных в городе Минске, количество потерпевших от несчастных случаев со смертельным исходом сократилось на 47%, с тяжелым исходом - на 6%. Коэффициент частоты производственного травматизма Кч (численность потерпевших за 1 год вследствие несчастных случаев на производстве в расчете на 100 тысяч работающих) снизился в 2,6 раза.

С начала года в списке погибших в организациях города значится - 13 человек и 62 работника тяжело травмированы. Это ниже уровня прошлого года.

За аналогичный период прошлого года на производстве погибло 14 человека и тяжело травмировано - 69 работников.

Из-за невыполнения работодателями требований законодательства об охране труда произошло более 58 процентов несчастных случаев на производстве со смертельным исходом и более 30 процентов - с тяжелым.

Кроме того, недостатки в обучении и инструктировании потерпевших по охране труда составили 8,3 процента, а неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест - 4,5 процента.

Важно отметить, что в результате дорожно-транспортных происшествий с начала года уже погибло четыре человека, в то время как за весь прошлый год - только один.

Два смертельных случая в результате ДТП произошли на трассах республики с возвращающимися из командировки работниками. Причем зачастую эти же работники сами находятся за рулем. Так, при возвращении из командировки из г. Витебска медицинский работник Представительства Открытого акционерного общества "ВЕРОФАРМ" (Российская федерация) в Республике Беларусь Цыбулько Н.П., будучи сама за рулем, попадает в ДТП на 62 км. автомагистрали Минск-Витебск вблизи поселка Плещеницы Логойского района. В результате 37 летняя женщина погибает, осиротив 2 детей.

На территории Толочинского района, также при возвращении из командировки в результате ДТП смертельно травмирован ведущий инженер Унитарного предприятия "Компоненты и системы" Хандецкий В.В., а механик Жуковец А.М. получил тяжелые травмы.

И 12 июня около 10 утра при переходе проезжей части объездной дороги в месте выезда на пр. Дзержинского (начало эстакады через пр. Жукова от ул. Щорса) был сбит на смерть автомобилем 54 летний рабочий зеленого строительства "УП Зеленстрой Московского района г. Минска". Отец пятерых детей.

В настоящий момент проводится специальное расследование обстоятельств данного несчастного случая.

Всего, удельный вес погибших при установлении вины нанимателя составил 58 процентов от общего числа смертельно травмированных, а в случаях с тяжелым исходом - 29 процентов.

Установлено, что основные нарушения требований законодательства об охране труда, допускаемые нанимателями и влекущими гибель или травмирование работников, а это отсутствие контроля, нарушение установленных требований эксплуатации оборудования, допуск потерпевшего к работе без обучения и т.д. не требуют значительных материальных или временных затрат и указывают на отсутствие в большинстве организаций комплексного подхода к управлению охраной труда и неэффективность действующих систем управления охраной труда, несмотря на то, что они должны постоянно корректироваться с учетом состояния охраны труда и уровня производственного травматизма.

Продолжает занимать существенное (лидирующее) значение такой вид происшествий, как "падение потерпевших с высоты" при выполнении строительно-монтажных работ. Так, с начала года 10 несчастных случаев из 16-ти произошли в результате падения потерпевших с высоты (62,5 процента).

По результатам проведенных спецрасследований характерными выявленными нарушениями являлись именно не выполненные организационно-технические мероприятия, призванные обеспечить безопасность работников, выполняющих работы на границах зон постоянно действующих опасных производственных факторов (вблизи от неогражденных перепадов по высоте на 1,3 м и более). Проемы в перекрытиях, предназначенные для монтажа оборудования, устройства лифтов, лестничных клеток и т. п., к которым возможен доступ людей, не закрыты сплошным настилом и не имеют ограждения

Более того, отдельными работодателями уменьшается финансирования мероприятий по охране труда. Одним из факторов такого отношения к своим должностным обязанностям можно считать свободный доступ к координационным планам контрольной (надзорной) деятельности, размещаемым на сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь, который позволил отдельным недобросовестным работодателям практически игнорировать осуществление мероприятий, направленных на обеспечение безопасности труда работающих, акцентируя внимание на достижение производственных показателей любым путем.

Слабая мотивированность работодателей на улучшение условий и охраны труда, низкий уровень правовых знаний в сочетании с правовым нигилизмом и отсутствием элементарной дисциплины руководителей, должностных лиц и работников организаций - это и является, в подавляюще большинстве случаев, причинами нарушений трудового законодательства об охране труда.

На практике мы видим, что в отдельных субъектах хозяйствования вопросы охраны труда становятся второстепенными.

В то время, как анализ причин производственного травматизма показал, что в более, чем 90 процентов несчастных случаев присутствует человеческий фактор. При этом необходимо учитывать, что человеческий фактор обусловлен ошибками, которые являются постоянным компонентом поведения человека. Они встречаются, когда режим работы требует применения определенных правил, а работники не умеют правильно применить полученные знания, а также при решении проблемных задач, когда у работника не достает квалификации или знания правил, которые следует применить.

Серьезной проблемой продолжает оставаться низкая мотивация самих работников к личному участию в повышении безопасности своего труда. Часто работник сознательно не использует свои права на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, предпочитая получать многочисленные компенсации за вредные условия труда. Тем самым работник сам заинтересовывает работодателя не улучшать для него условия труда. Безусловно, все это вызвано и всеобщим низким уровнем производственной культуры.

Решение проблем охраны труда невозможно без квалифицированных и подготовленных специалистов, поэтому роль службы охраны труда в организации, инженера в этих вопросах первостепенна.

Следует отметить, что за нарушения требований законодательства о труде и об охране труда к административной ответственности с применением санкций в виде штрафов за истекший период текущего года привлечено 302 должностных лица и 49 нанимателей на общую сумму более 330 млн. руб. Этот показатель значительно больше, чем в 2011году.

Штрафы стали взыскиваться в большей степени не с юридических лиц, а с конкретных руководителей и специалистов, допустивших то или иное нарушение. Среди должностных лиц, в отношении которых проведены административные процессы имеются и специалисты по охране труда, не обеспечившие выполнение основных задач и функций службы охраны труда, что впоследствии привело к многочисленным нарушениям требований законодательства об охране труда на рабочих местах и травмах на производстве.

Так, практически на каждом строительном объекте в штате генподрядной организации имеется высокооплачиваемый инженер по охране труда, а то и не один, имеющий высшее или среднее профессиональное (техническое) образование, квалификацию в области охраны труда, прошедший специальное обучение по вопросам охраны труда. Более того, у многих большой стаж работы и не одно рабочее место, параллельно работают в нескольких организациях.

Однако, отдельные из этих специалистов далеки от проблемы, не понимают и не осознают свою роль в организации. Более того, сами руководители не в полной мере реализовывают задачи по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на строительных объектах или рабочих местах, что создает реальную угрозу жизни и здоровью работников.

Если мы и хотим что-то изменить, то начинать нужно именно со службы охраны труда и не откладывать на завтра. Особенно это важно при осуществлении 510-го Указа главы государства, который ограничил работу надзорных органов, переложив тем самым ответственность по организации работы по охране труда на сам субъект хозяйствования. Так называемая презумпция добросовестности по выполнению законодательных требований.

В то время, как мы убеждаем в необходимости повернуться лицом к охране труда, в странах Западной Европы наниматели сами приглашают инспекторов на проверку, что бы вовремя устранить ошибки и избежать случаев гибели и травмирования своих работников. Там уже давно подсчитали, что каждый рубль, вложенный в безопасность производства, дает три рубля прибыли.

Очевидно, что отсутствие надлежащей организации работы по охране труда приводит к снижению производительности, поскольку связанные с работой несчастные случаи и заболевания обходятся весьма дорого и могут иметь множество серьезных прямых и непрямых последствий для жизни работников, их семей и работодателей.

Особенно велики скрытые издержки, связанные с нарушением и остановкой работы, материальными потерями, переподготовкой работников и т. д. Скрытые издержки обычно превышают прямые в 4-5 раз. На одного травмированного работника в целом по республике приходится 34 дня временной нетрудоспособности. Например, во Франции при подсчете совокупных издержек, связанных с несчастными случаям на производстве учитывается и потеря дохода как показатель того, какую дополнительную прибыль должна получить компания, чтобы покрыть расходы в связи с несчастным случаем

Сегодня организации начинают осознавать, что безопасность и здоровье рабочей силы - это ценный ресурс, а не трата средств. Вложение средств в создание нормальных условий труда - это хороший бизнес и необходимое условие для успешного сотрудничества на мировом рынке.
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016