Главная / Актуальные события / Единый день информирования
О мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций в г.Минске

Обеспечение безопасности личности, общества, государства - важнейший приоритет ближайших десятилетий, ставший одной из главных целей стратегии существования цивилизации в современных и прогнозируемых условиях. Утвержденная Указом Президента Республики Беларусь Концепция национальной безопасности Республики Беларусь заложила систему стратегического планирования и прогнозирования в обеспечении единства подходов к формированию и реализации государственной политики.

Защита населения и территорий от опасностей и угроз различного характера (природного, техногенного, социального и других) не может рассматриваться как функция отдельных организаций, сообществ людей, регионов. Эта проблема значительно шире, она приобрела сегодня масштабы государственные, а в ряде случаев и мировые. Государство заботится о безопасности своего народа, решая целый комплекс экономических, научно-технических и организационных задач. В первую очередь, это касается необходимости социального заказа на концепцию, методологию и методы, позволяющие на научной основе принимать решения, реализация которых гарантировала бы безопасность общества в ходе экономического развития и исключала бы ухудшение качества окружающей среды, деградацию социально-экономической общественной системы, обеспечивала бы условия устойчивого развития государства.

Созданная на государственном уровне система профилактики в 2012 году способствовала предотвращению крупных пожаров, катастрофических аварий, длительного нарушения функционирования объектов и систем жизнеобеспечения. Не допущено радиационных происшествий и инцидентов. Активно развивалось международное сотрудничество. Оказана помощь Турции в тушении лестных пожаров. Подписан ряд межправительственных соглашений и меморандумов о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе с ООН, Японией и Китаем. Разработана типовая программа по осуществлению государственного надзора за строительством АЭС.

Одним из ключевых направлений деятельности Минского городского управления МЧС является профилактика пожаров и гибели людей от них. В 2012 году в г. Минске произошло 526 пожаров, на которых погибло 39 человек (гибели детей на пожарах не было). Травмировано 120 граждан из них 5 детей. В результате боевой работы пожарных аварийно-спасательных подразделений спасено более 160 человек, эвакуировано более 1300. Сумма ущерба, нанесенного пожарами имуществу населения и организациям составила более 11 млрд. руб.

В г. Минске ежегодно происходит 0,23 пожара на каждую тысячу человек, от которых погибает 2,1 человека на 100 тысяч населения. Статистические показатели количества пожаров и гибели от них людей за последние 10 лет позволяют отметить положительную динамику.

Основное место возникновения пожаров - жилой сектор города, в котором произошло более 80 процентов от их общего количества. Одной из основных причин, способствующих возникновению таких пожаров и наступлению тяжких последствий от них, по прежнему остается злоупотребление спиртными напитками. Так 36 из 39 погибших находились в состоянии алкогольного опьянения. Хотелось бы отметить, что отдельные группы населения не проявляют должной заботы о своей безопасности, полагаясь только на помощь государства в вопросах ремонта печного отопления и электропроводки, установки пожарных извещателей, а также реализации иных мер профилактики. При этом координирующая роль МЧС направлена в основном на выявление нарушений противопожарных требований и их устранение.

В целях создания правовой основы для вовлечения населения в работу по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности подготовлена концепция Закона Республики Беларусь "О добровольных пожарных (аварийно-спасательных) формированиях". В новую редакцию Закона Республики Беларусь "Об основах деятельности по профилактике правонарушений" заложены нормы, предусматривающие участие граждан в профилактике правонарушений в сфере обеспечения пожарной безопасности.

Важное значение придается работе с подрастающим поколением, одним из основных направлений которой является патриотическое воспитание и формирование среди детей и молодежи культуры безопасности жизнедеятельности. Созданы необходимые условия для успешного функционирования в республике молодежного движения пожарных спасателей, в частности Белорусской молодежной общественной организации спасателей-пожарных и клубов юных спасателей-пожарных. Для освещения деятельности этого движения издается газета "Юный спасатель".

В настоящее время аварийность в наиболее опасных отраслях промышленности обусловлена не столько технологической спецификой этих отраслей, сколько общими тенденциями и условиями. Аварии зачастую происходят из-за недопустимо изношенного оборудования, некачественного или несвоевременного выполнения работ по обслуживанию и ремонту. Качественно изменить ситуацию в повышении уровня промышленной и пожарной безопасности на опасных производственных объектах можно только путем реконструкции, технического перевооружения производств, а также применения новых технологий. Очень важными направлениями в этой деятельности являются: осуществление контроля за реализацией программ реконструкции и развития, вывод из эксплуатации морально и физически устаревших опасных производственных объектов, внедрение механизмов поддержки отечественной отраслевой науки и машиностроения. Кроме того, безусловно, немаловажным инструментом достижения безопасности является лицензирование на право эксплуатации пожаро- и взрывоопасных производств.

По-прежнему допускается проведение реконструкции и технического переоснащения производственных предприятий без разработки проектной документации и анализа изменения уровня пожарной опасности. Имеют место факты невыполнения решений надзорных органов о приостановлении эксплуатации зданий, помещений, производственных участков. Созданные в организациях внештатные пожарные формирования (пожарно-технические комиссии, добровольные пожарные дружины) профилактическую работу проводят формально, что не позволяет оказывать должного влияния на состояние пожарной опасности объектов. За период 2012 года за несоблюдение противопожарных требований к административной ответственности привлечено более 5,7 тыс. нарушителей законодательства о пожарной безопасности.

В числе приоритетов и внутренней потребности человека, социальных групп, общества остается повышение уровня безопасности жизнедеятельности, в т.ч. обеспечение пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие чрезвычайных ситуаций.

Важным социальным моментом явилось создание Единой дежурно-диспетчерской службы во всех административно-территориальных единицах, дающей возможность гражданам круглосуточно, в будни и праздники, обращаться за помощью в любых экстремальных ситуациях по единому номеру "101" и гарантировано ее получать.

Все это позволяет обеспечивать беспрецедентную по времени и объемам помощь населению и субъектам хозяйствования по всему спектру аварийно-спасательных работ (спасание пострадавших, локализация опасных факторов, разборка завалов, нейтрализация аварийно химически опасных веществ, сбор ртути, ликвидация аварий на нефте- и газопроводах, пожаров, дорожно-транспортных происшествий и др.), ежегодно ликвидировать в начальной стадии развития более 50% чрезвычайных ситуаций.

По информации Минского городского управления
МЧС Республики Беларусь
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016