Главная / Актуальные события / Единый день информирования
Национальная безопасность Республики Беларусь. Противодействие незаконному обороту наркотических средств.

Организация объединённых наций официально назвала наркоманию одной из трех главных угроз цивилизации − наряду с ядерной войной и экологической катастрофой. Если раньше наркотики и их незаконный оборот рассматривались в качестве угрозы отдельному индивиду, общественной безопасности, отдельно взятому государству, то теперь под угрозу этими глобальными трансформирующимися факторами поставлена жизнь и здоровье целых народов и регионов, само существование отдельных государств, которым грозит утрата дееспособности как суверенного государства.

По признанию экспертов Программы ООН по международному контролю над наркотиками и предупреждению преступности (ЮНДКП) несмотря на координацию усилий и принимаемые меры, международному сообществу не удается пока переломить глобальную наркоситуацию к лучшему. Глобальная комиссия по политике в области наркотиков, в которую входят бывшие президенты ряда стран, объявила войну с наркомафией в мире провальной. Но существует и другая истина, согласно которой никакая война не проиграна, пока есть хоть один воин. И тем более не может быть проиграна война за выживание человечества.

Республика Беларусь в числе стран, где проблема распространения наркотиков набирает темп и обретает угрожающий характер, чему в немалой степени способствует географическое расположение и транзитные возможности нашей страны. Они позволяют участникам международного наркотрафика использовать Республику Беларусь в качестве рынка сбыта психоактивных веществ, а также транзитного канала их контрабандного перемещения. Этому процессу способствует активная интеграция России, Беларуси и Казахстана в рамках Таможенного союза, "стирающая" между ними погранично-таможенные барьеры и соответственно упрощающая транзитное перемещение наркопродукции от северных границ Афганистана, Таджикистана и Китая до восточных границ Евросоюза. Согласно имеющимся договоренностям к 2015-2016 году мы перейдем к более глубокой интеграции государств в рамках Евразийского экономического союза, в котором вполне возможно будут представлены не только Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан, но и страны, имеющие на сегодняшний день статус наблюдателей при ЕвраАзЭС − Украина, Молдова и Армения.

С точки зрения обеспечения безопасности государства важно заранее предвидеть не только выигрыши от усиливающейся интеграции и глобализации, но и реагировать на появление новых рисков, вызовов и угроз, которые несет в себе изменяющаяся геополитическая ситуация. Именно с этой целью, в 2010 году была принята Концепция национальной безопасности Республики Беларусь в новой редакции. Основанием для разработки более совершенного концептуального документа, предназначенного для системы стратегического планирования развития страны, лежащего в основе системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, стала возрастающая роль диагностики и мониторинга разноплановых проблем, и необходимость упреждающего противодействия угрозам.

Чтобы не просто выживать в современном мире, а развиваться, необходимо смотреть в лицо проблемам, проявляя политическую волю и здоровый прагматизм. Появление в мире новых рисков, вызовов и угроз, обострение глобальных проблем человечества, несовершенство существующей архитектуры безопасности, насущные потребности по сохранению дальнейшего развития Беларуси объективно потребовали поиска новых подходов к комплексному обеспечению национальной безопасности страны. Смысл в том, что система обеспечения национальной безопасности государства должна носить упреждающий характер, иначе она будет запаздывать с мерами защиты или принимать неадекватные угрозам действия.

С точки зрения нарастания темпов наркотизации, незаконного оборота наркотиков в Республике Беларусь, обозначенную проблему можно считать недооцененной, а по сути, вызовом национальной безопасности. В настоящее время на учете состоит более 15 тысяч наркоманов. Неофициальная же цифра, учитывая латентный характер явления, значительно выше: согласно методикам ООН, она обычно превосходит приведенные статистические данные примерно в четыре-пять раз, (а практика показывает, что реальное количество наркоманов превышает число находящихся на учете в 7–8 раз). Если брать средний показатель − в 6 раз, то приблизительно в нашей стране мы имеем 90 тыс. наркоманов. Есть и более угрожающие цифры − по некоторым данным количество наркозависимых белорусов на данный момент может достигать 170 тысяч человек. Если даже за основу расчета брать цифру 90 тыс. и соотнести с численностью населения Республики Беларусь, которое на 1 июня 2012 года она составило 9 млн. 458 тыс., то процент наркотизации населения составит около 1%, порядка 155ьна 100000 населения. (с 1987 года количество наркоманов выросло в 32 раза, в Минске – в 56).

Чтобы понять много это или мало можно эти показатели сравнить с показателями наших ближайших соседей. Так Россия на сегодняшний день является третьей страной в мире по количеству наркоманов (после Ирана и Афганистана). За последние годы России не просто "подсела на иглу" афганских наркотиков, но и стала абсолютным мировым лидером − рынком сбыта и потребителем наркотиков, прежде всего, героина. По заявлению директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) России Виктора Петровича Иванова, несмотря на предпринимаемые правительством меры антинаркотической направленности, уровень наркотизации населения в России близится к критическому". По его данным число наркоманов в России по отношению к общей численности населения колеблется в диапазоне 1,2-1,8 %. Объем социально-экономического ущерба России от наркомании достигает в совокупности 2,5% валового внутреннего продукта. Данную ситуацию В.П.Иванов оценивает как прямую угрозу национальной безопасности.

По заявлению генерал-лейтенанта Владимира Тимошенко, возглавляющего Государственный комитет по вопросам контроля за оборотом наркотиков, созданного при Кабинете министров Украины, процент наркотизации у них по разным данным колеблется от 1,5 до 2. Таким образом, уровень и темпы наркотизации Украины сопоставимы с российским и показатели обеих стран выше европейских.

Очевидно, что наши показатели несколько ниже, однако 1% наркотизации населения в категориях факторов, неблагоприятных для национальной безопасности можно рассматривать как вызов национальной безопасности. И в нашем случае лучше избыточное, чем недостаточное реагирование, особенно если иметь в виду данные, которые использует Всемирная организация здравоохранения. Согласно ей, если степень наркотизации населения превышает 7%, то государство перестает существовать.

Большая часть специалистов в России, связанных с проблемой противодействия наркомании, считают, что наркомания и связанная с ней преступность превратились в одну из главных проблем национальной безопасности государства.

Справочно

С точки зрения Концепции общественной безопасности (разработана К.П.Петровым - генерал-майором космических войск России, автором книги "Тайны Управления Человечеством") представляющей собой в настоящее время достаточно востребованную тему среди тех, кто интересуется социальным устройством, общественными процессами, происходящими в мире, наркотики (включая алкоголь и табак) являются средством управления общественными процессами либо средством ведения войны. В упомянутой концепции средства управления группируются по приоритетам, то есть по скорости воздействия на общество и по устойчивости достигнутых результатов. Всего таких приоритетов в ней выделено шесть. На шестом месте находятся обычное оружие, армии и силовые структуры, а на первом – информационное оружие. Наркотики же, согласно Концепции, занимают 5-е место в группе оружия геноцида. Это значит, что действие наркотиков более медленное, чем открытая военная агрессия, но зато ими можно достигнуть более надежных результатов по сравнению с обычной войной.


Несомненно, наркобизнес и наркомания подрывают фундаментальные основы безопасности человека, общества и государства, разрушают генофонд нации, ее нравственные, социальные, политические и экономические устои, что является угрозой национальной безопасности страны. Сам способ существования наркобизнеса предполагает получение дохода за счет склонения людей к потреблению наркотиков, заведомо зная, что тем самым разрушается их здоровье, психика, ломаются человеческие судьбы, происходит медленное убийство в духовном и физическом смысле.

Среди угроз (их всего 32) национальной безопасности Республики Беларусь 10-позицию занимает депопуляция, общее старение нации, снижение темпов рождаемости, ухудшение других основных показателей демографии и здоровья нации, 11 позицию – рост преступных и иных противоправных посягательств против личности и собственности

Однако, угроза – это уже следствие, у угрозы есть причина, согласно нашей Концепции – источник угрозы. Среди внешних источников угроз – расширение масштабов трансграничной преступности, деятельность транснациональных либо зарубежных преступных организаций и группировок, связанная с посягательствами на жизнь, здоровье и социальные права белорусских граждан. Среди внутренних источников – рост эпидемической заболеваемости, увеличение числа лиц, страдающих социально опасными заболеваниями, увеличение числа инвалидов, высокий уровень смертности граждан в возрасте, наиболее благоприятном для обеспечения воспроизводства населения.

Национальная безопасность страны понимается не только как отсутствие внутренних и внешних угроз во всех сферах жизнедеятельности личности, общества и государства, но и как способность общества в единстве всех его систем и подсистем преодолевать угрозы, сохранять способность к устойчивому развитию.

Угрозы национальной безопасности Республики Беларусь носят комплексный характер. Соответственно наркотики и вытекающие из них последствия воздействуют на реализации национальных интересов в различных сферах. Так наноситься ущерб демографической и социальной безопасности – наркоманы становятся психически и физически неполноценными людьми, по сути, социальными трупами. Наркомания ведет к деградации и вырождению нации, нанося тяжелейший удар по генофонду нашего народа. В мирное время мы несем невозвратные потери населения. Ущерб экономической безопасности в том, что мы теряем экономически активное население, более того, государство затрачивает на противодействие распространению наркотиков, медицинское обслуживание наркоманов значительные ресурсы, отвлекая тем самым средства от решения других проблем. Наркоманы не возвращают государству потраченные на них средства. Общественная опасность распространения наркотиков и их злоупотребления заключается в том, что незаконный оборот наркотиков является одной из причин совершения тяжких преступлений. В сфере военной безопасности – мы теряем граждан и так немногочисленного призывного возраста. Научно-технологическая сфера не получает молодых и умных, которые могли бы привнести в нашу экономику новые технологии.

Опыт борьбы с наркоманией показывает, что главенствующую роль в борьбе с незаконным оборотом наркотиков должно играть и играет государство, жестко проводящее в жизнь свою политику противодействия наркомании как угрозе национальной безопасности.

Антинаркотический фронт сегодня условно можно разделить на несколько участков. Одно из направлений находится в зоне ответственности всех правоохранительных органов. В этой связи я хотел бы обратить внимание на результаты мониторинговых социологических исследований, проводимых Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь.

Проблемы, которые вызывают у населения наибольшее беспокойство
(в % от числа опрошенных)

2011 год

Проблема % от числа опрошенных Проблема % от числа опрошенных
1 Рост цен 67,5 12  Недостаточная социальная защита граждан 13,5
2 Алкоголизм 44 13 Экологические проблемы 10
3 Жилищная проблема 32 14 Ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) 10
4 Воспитание молодежи 23 15 Ситуация в сфере образования 9
5 Безработица 21 16 Демографическая ситуация 8
6 Низкий уровень культуры населения 20 17 Финансово-экономическое положение пром. предприятий 8
7 Ситуация в сфере здравоохранения 20 18 Неэффективность государственного управления  7,5
8 Преступность 19 19 Строительство АЭС 7
9 Наркомания 15,5 20 Финансово-экономическое положение пром. предприятий 6
10 Расслоение общества на бедных и богатых 14 21 Политические противоречия внутри страны 4
11 Коррупция в государственных структурах 14 22 Угроза террористических актов 3.5

2012 год

Проблема % от числа опрошенных Проблема % от числа опрошенных
1 Рост цен 85 12 Неэффективность государственного управления 11,5
2 Снижение уровня жизни 38 13 Ситуация в сфере здравоохранения 11,5
3 Алкоголизм 32 14 Коррупция в государственных структурах 10,5
4 Ситуация на валютном рынке 22 15 Наркомания 9
5 Жилищная проблема 22 16 Соблюдение прав гражданин 9
6 Воспитание молодежи 15 17 Строительство АЭС 8
7 Низкий уровень культуры населения 14,5 18 Ситуация в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)  8
8 Безработица Преступность 14 19 Финансово-экономическое положение пром. предприятий 7
9 Расслоение общества на богатых и бедных 13 20 Угроза террористических актов 6.5
10 Недостаточная социальная защита граждан 12,5 21 Политические противоречия внутри страны 4
11 Преступность 12 22 Угроза террористических актов 3.5

Несмотря на то, что распространение наркотиков в Беларуси имеет устойчивую тенденцию к увеличению, наше население этой проблемой хотя и озабочено, но эта озабоченность имеет нисходящий характер. Если в 2010 году наркомания вызывало беспокойство у 15,5% опрошенных, то в 2011 – уже у 9%. И здесь я усматриваю более высокую в сравнении с Россией эффективность работы правоохранительных органов, поскольку именно здесь принимаются наиболее ощутимые и результативные меры.

Справочно:

За прошедший год выявлено 4207 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, из них 884 непосредственно связанных со сбытом. Перекрыто 48 каналов поступления и транзита наркотиков, выявлено 10 нарколабораторий и 18 помещений, специально приспособленных для выращивания наркосодержащих растений. Из незаконного оборота изъято порядка 300 кг. наркотиков.


Вместе с этим, решение проблемы одними милицейскими мерами недостаточна, пока существует спрос на наркотики, будет и предложение. Эффективное противодействие этому явлению может осуществляться только в рамках многоуровневой системы, в которую должны быть вовлечены все без исключения уровни власти, наука, правоохранительные органы, церковь, общественные структуры, бизнес и т.д. Необходим комплексный стратегический подход, предполагающий не только точечные меры, а целенаправленные и спланированные действия, ориентированные на противодействие этим явлениям, как с конечным продуктом, так и на борьбу с их причинами и предпосылками.

В российском обществе с 2009 года по инициативе директора Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) России В.П.Иванова обсуждался вопрос о возможном тестировании школьников (даже с 11-12 лет) на содержание в их организме наркотиков. Эксперимент проводился в нескольких регионах России. Буквально несколько месяцев назад в Госдуму внесен соответствующий законопроект. Теперь разрабатывается механизм применения такого тестирования. Но даже сам факт возможности проведения такого тестирования на мой взгляд является уже серьезным сдерживающим фактором. У нас, по поручению Президента Республики Беларусь, проведен пилотный проект тестирования на базе Брестского региона, на текущий год запланировано изучение ситуации в трех проблемных городах: Солигорск, Пинск, Светлогорск. (пояснение).

В Грузии пошли еще дальше. У них аналогичные с нами проблемы транзита наркотиков через территорию. Там работников госорганов, зачастую внезапно отправляют на тесты на наличие наркотиков в крови и моче. И эти меры дают реальные результаты.

Очевидно, что государственная стратегия противодействия наркоугрозе должна быть более значимой. Понятно и то, что эффективная борьба с наркоугрозой невозможна без участия общества. Среди внутренних источников угроз национальной безопасности Республики Беларусь отмечается недостаточный уровень развития гражданского общества. Можно сказать, что с одной стороны это результат гражданской незрелости нашего населения, но с другой – органы государственного управления также не всегда используют возможности гражданского общества. Недостаточно используются возможности "горячих линий", типа: "Сообщи о сайтах, где продают наркотики", или возможности интерактивных (публичных) карт, где бы граждане в режиме "Он-лайн" могли бы наносить места производства, продажи наркотиков, сбора наркоманов. Имеется практика, когда граждане, особенно те, которые сталкиваются с наркоманами в собственном подъезде, боясь мести соседей-наркоманов, терпят и не обращаться в правоохранительные органы.

В любом случае, взаимодействие сил обеспечения национальной безопасности с институтами гражданского общества будет способствовать более эффективному осуществлению органами государственной власти своих функций.

Учитывая вышеизложенное, органам государственного управления, правоохранительным органам, как субъектам обеспечения национальной безопасности, гражданскому обществу следует активизировать свои действия в отношении недооцененной в полной мере наркоугрозе, что, в конечном счете, позволит сконцентрироваться нам на главной задаче – продолжить активное формирование условий, в которых страна будет стабильно развиваться, а белорусские граждане – чувствовать свою защищенность и уверенность в завтрашнем дне.

По информации Управления по наркоконтролю
и противодействию торговле людьми
КМ МВД Республики Беларусь
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016