Главная / Актуальные события / Единый день информирования
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Г. МИНСКА
ПО ИТОГАМ I КВАРТАЛА 2013 ГОДА

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ

По итогам 1 квартала 2013 г. валовой региональный продукт сложился в сумме 33,1 трлн. рублей с темпом роста на уровне января-февраля текущего года - 101,1%. Без учета негативного влияния деятельности в сфере производства и оборота нефтепродуктов, калийных удобрений темп роста ВРП г. Минска в январе-марте 2013 г. рассчитывается на уровне годового прогноза (109%).

Основной вклад за январь-март 2013 г. в прирост ВРП г. Минска обеспечен по виду экономической деятельности "торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования" – темп роста составил 117,8% (удельный вес в ВРП 26,3%).

За январь-март 2013 г. индекс роста продукции промышленности составил 84,0% при задании 109,0%. Темп роста объемов производства промышленной продукции в фактических ценах в январе-марте 2013 г. сложился 72,9% при годовом задании 130,0%.

Приоритетным направлением развития экономики г. Минска на 2013 год определена модернизация. В целом по городу Минску охвачено 928 организаций, в том числе по направлениям деятельности: производство – 212, строительство – 62, транспорт – 21, связь – 3, торговля – 261, бытовое и гостиничное обслуживание – 243, жилищно-коммунальное хозяйство – 101, прочие - 25.

Удельный вес выручки модернизируемых организаций в выручке организаций города составляет более 80%.

Отмечается тенденция увеличения соотношения готовой продукции к среднемесячному объему промышленного производства. На 01.04.2013 на складах находилось готовой продукции на общую сумму 9 048,2 млрд. рублей или 118,4% (на 01.01.2013 - 61,7%).

В январе-марте 2013 г. удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции в целом по г. Минску составил 27,8% при годовом задании 20,0%.

В г. Минске в соответствии с разработанной стратегией помесячного выполнения установленных годовых заданий по внешней торговле, утвержденных Правительством Республики Беларусь выполнено установленное на январь-февраль 2013 г. в объеме 256 млн. долларов США задание по экспорту товаров: экспорт составил 262,8 млн. долларов США с темпом роста 60,4% при задании 103,0% (без учета экспорта растворителей – 260,9 млн. долларов США с темпом 115,7%). Импорт в январе-феврале 2013 г. составил 1404,2 млн. долларов США с темпом роста 136,7%, сальдо сложилось отрицательное "минус" 1141,4 млн. долларов США при задании на январь-февраль 2013 г. "минус" 849,3 млн. долларов США.

Экспорт услуг за январь-февраль 2013 г. составил 359,4 млн. долларов США с темпом роста 119,4% при задании на январь-февраль 332 млн. долларов США (прогноз на год 125%); импорт – 186,0 млн. долларов США с темпом роста 106,6%. Сальдо сложилось положительное 173,4 млн. долларов США при задании на январь-февраль 2013 г. 150,3 млн. долларов США.

За январь-март 2013 г. организациями г. Минска освоено 7 344,8 млрд. рублей инвестиций в основной капитал (с учетом досчета по субъектам малого предпринимательства) с темпом роста 95,7% к уровню января-марта 2012 г. (задание 104,0%).

В январе-феврале 2013 г. привлечено прямых иностранных инвестиций на сумму 121,1 млн. долларов США при прогнозе на год 950 млн. долларов США.

За 1 квартал 2013 г. в г. Минске введено в эксплуатацию 252,4 тыс. кв. метров общей площади жилых домов (в т.ч. 9,8 тыс. кв. метров – индивидуальное жилищное строительство) или 130,7% к уровню соответствующего периода 2012 г.

За январь-март 2013 г. как в целом по г. Минску, так и всеми администрациями районов выполнен прогнозный показатель по розничному товарообороту: темп роста розничного товарооборота торговли и общественного питания через все каналы реализации в сопоставимых ценах к январю-марту 2012 г. составил 120,0% (прогноз – 108,5%), в денежном выражении – 16,9 трлн. рублей.

Оптовый товарооборот за 1 квартал 2013 г. составил 80,3 трлн. рублей или 117,0% к аналогичному периоду 2012 г. при задании 112,0%.

Убыточными по итогам за январь-февраль 2013 г. была 251 организация с увеличением на 25 единиц в сравнении с аналогичным периодом 2012 г. (январь-февраль 2012 г. – 226).

Чистая прибыль в номинальном выражении составила 2,8 трлн. рублей, что практически в два раза меньше (54,8%), чем за январь-февраль 2012 г.

За январь-февраль 2013 г. показатель по энергосбережению по г. Минску составил "минус" 2,5% при задании на 1 квартал 2013 г. "минус" 2,0%.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

Розничная торговая сеть г. Минска по оперативным данным располагает 3893 магазинами торговой площадью 734 тыс.кв.м (1083 – продовольственных, 2562 – непродовольственных, 248 – смешанных), 56 крупными торговыми центрами 88,5 тыс.кв.м, 27 рынками, 2075 объектами общественного питания на 3 36 тыс. мест.

Столицу обслуживают 14 гипермаркетов, из них 2 – на внешней стороне МКАД.

В текущем году открыты 92 объекта торговли и общественного питания, из них: 79 магазинов торговой площадью 14 тыс. кв. метров и 13 объектов общественного питания на 769 мест.

Обеспеченность торговыми площадями в настоящее время составляет 448 кв.м. на одну тысячу человек и 39 мест в общедоступной сети общественного питания.

За счет нового строительства в микрорайонах города открыты торговые объекты крупного формата:
  • в Малиновке – супермаркет ТЦ ОДО "Виталюр" (ул. Рафиева, 56)

  • в Каменной горке – супермаркет "Парничок" ПТКУП "Минский парниково-тепличный комбинат" (ул. Неманская, 36)

  • в микрорайоне Домбровка – супермаркет ОДО "Виталюр" (ул. Жиновича, 7)

  • в микрорайоне Сухареве – ресторан "ВиноградЪ" ЧТУII "АртКук" (ул.Лобанка, 77)
За счет реконструкции и перепрофилирования открыты продовольственные магазины ИООО "МартИннФуд" (6-ой Путепроводный пер, 13а) и ООО "Евроторг" (ул.В.Хоружей, 31а), специализированный магазин "Штопор" ООО "ОП НИИ ПКД" (ул. Олешева, 1), салон-магазин бытовой техники "Атлан" ООО "ТехноладРитейл" (ул. Богдановича, 78), магазин спортивной одежды ООО "ЭлекмаркетРитейл" (пр. Партизанский, 9) и др.

ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА

Согласно статистическим данным индекс потребительских цен на товары и услуги по Республике Беларусь в феврале 2013 г. по сравнению с январем 2013 г. составил 101,2% (при прогнозном показателе на 2013 год 112%, а в расчете на месяц – 100,94%), по сравнению с декабрем 2012 г. – 104,3%; за 3 недели марта 2013 г. к средним ценам февраля 2013 г. – 101%.

Индекс цен производителей промышленной продукции по Республике Беларусь в феврале 2013 г. по сравнению с январем 2013 г. составил 101,1%, в том числе на потребительские товары – 100,9%, по сравнению с декабрем 2012 г. – 102,3%, в том числе на потребительские товары – 101,4%.

Индекс цен на продовольственные товары по Республике Беларусь в феврале 2013 г. по сравнению с январем 2013 г. составил 101,4%, , по сравнению с декабрем 2012 г. – 104,5%; за 3 недели марта 2013 г. – 100,2%.

Необходимо отметить, что более половины прироста индекса потребительских цен за январь-февраль 2013 г. и 3 недели марта 2013 г. получено за счет изменения налогового законодательства:
  • отмена льготы по уплате налога на добавленную стоимость на услуги электросвязи, оказываемые населению (20%), и соответствующее увеличение тарифов на эти виды услуг. Так, индекс потребительских цен в г. Минске за февраль 2013 г. по отношению к декабрю 2012 г. на услуги связи составил 121,7%, в том числе городская телефонная связь – 120%, междугородный, международный телефонный разговор – 122,5%, подключение к сети Интернет – 130,3%, сотовая подвижная электросвязь – 120%, абонементная плата за радиоточку – 120%;

  • увеличение ставок акцизов на подакцизные товары (на 34,5% на алкогольные напитки, от 55,6% до 2,1 раза на табачные изделия в зависимости от ценового сегмента, на 20% на нефтепродукты), что привело к повышению цен. Так, индекс потребительских цен в г. Минске за февраль 2013 г. по отношению к декабрю 2012 г. составил на напитки алкогольные 111,4%, табачные изделия – 120,8%, бензин автомобильный – 105,4%, топливо дизельное – 104,6%.
Определенный "вклад" в прирост индекса потребительских цен в январе-феврале 2013 г., 3 недели марта 2013 г. внесли решения по изменению регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), в том числе:
  • увеличение постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.12.2012 № 1184 тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, в том числе на электроснабжение – на 9,5%, отопление и горячее водоснабжение – 5%. Увеличены также тарифы на жилищно-коммунальные услуги, обеспечивающие полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, от 15,4% до 66,4%.

    С 01.02.2013 повышены тарифы на электроэнергию на 18,4% и введены дифференцированные тарифы на электроэнергию в зависимости от количества потребленной электроэнергии (постановление от 26.01.2013 № 63). В результате тарифы на электроэнергию возросли в 1 квартале 2013 г., в зависимости от объемов потребления, от 29,6% до 235,9%;

  • увеличение постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.02.2013 № 123 платы в дошкольных учреждениях на 50%;

  • увеличение Министерством экономики Республики Беларусь в январе 2013 г. тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в региональном сообщении на 16,7%, межрегиональном сообщении – 23% (постановление от 26.10.2012 № 90, вступило в силу с 05.01.2013). Индекс потребительских цен в г. Минске за февраль 2013 г. по отношению к декабрю 2012 г. на услуги железнодорожного пассажирского транспорта регионального сообщения эконом-класса – 116,7%, межрегионального сообщения – 120%;

  • увеличение Министерством здравоохранения Республики Беларусь (по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь) в декабре 2012 г. тарифов на медицинские услуги до 50% (постановления от 05.12.2012 № 187 и № 188). В соответствии с действующим законодательством в январе-марте 2013 г. юридические лица и индивидуальные предпринимателя самостоятельно принимали решения об увеличении тарифов на медицинские услуги (лучевой, ультразвуковой, функциональной и эндоскопической диагностике, услуги по лабораторной диагностике) в рамках предельных максимальных тарифов, утвержденных Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Индекс потребительских цен в г. Минске за февраль 2013 г. по отношению к декабрю 2012 г. на медицинские услуги составил 117,1%;

  • увеличение постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28.01.2013 № 8 предельных максимальных отпускных цен на яйцо куриное на 20%.
В целях стабилизации ситуации на потребительском рынке г. Минска Мингорисполкомом проводится работа по всей структуре потребительского рынка на предмет насыщения рынка товарами, снижения торговых надбавок, недопущения роста цен.

В соответствии с предоставленными правами управлением антимонопольной и ценовой политики Мингорисполкома принимаются меры по недопущению необоснованного роста цен.

За 1 квартал 2013 г. управлением проверено 25 субъектов предпринимательской деятельности, установлены нарушения ценового законодательства у 19 (76% от количества проверенных). В рамках действующего законодательства наложено административных взысканий на сумму 47,9 млн. рублей. К административной ответственности привлечено 16 должностных лица, на которых наложено административных взысканий на сумму 11,6 млн. рублей.

ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ

Услугами коммунального пассажирского транспорта ежедневно пользуются более двух миллионов человек.

Государственное предприятие "Минсктранс" располагает разнообразной базой подвижного состава. В 1 квартале предприятием приобретено 18 автобусов.

Производственная база предприятия на 01.04.2013 насчитывает 1698 автобусов (в том числе 133 единиц малой вместимости), 989 троллейбусов, 139 трамвайных вагонов и 337 вагонов метро. На сегодняшний день средний возраст наземного городского пассажирского транспорта – около 5 лет.

В настоящее время в городе организована работа коммунального пассажирского транспорта на 183 автобусных, 61 троллейбусных, 9 трамвайных маршрутах, 2-х линиях метро. Также предприятие обслуживает 189 пригородных, 73 междугородных и 17 международных маршрутов.

В целях удовлетворения спроса на пассажирские перевозки проводится постоянная работа по перераспределению подвижного состава с участков города с незначительным пассажиропотоком в наиболее востребованные районы.

Организована работа "детских" маршрутов "Малыш" и "Малышок", обеспечивающих транспортную связь новых жилых микрорайонов города с дошкольными учреждениями.

В ходе выполнения мероприятий по созданию безбарьерной среды в городе Минске государственное предприятие "Минсктранс" оказывает транспортные услуги инвалидам-колясочникам и инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата на переоборудованных автобусах малой вместимости с надписью "Социальная служба".

В целях повышения качества предоставляемых транспортных услуг за счет расширения ассортимента электронной билетной продукции и введения новых тарифных планов начата работа по реализации проекта по внедрению автоматизированной системы оплаты проезда в коммунальном пассажирском транспорте в г. Минске.

Услуги коммунального пассажирского транспорта общего пользования реализуются по регулируемым тарифам и устанавливаются Мингорисполкомом по согласованию с Министерством экономики Республики Беларусь. Тарифы на транспортные услуги определяются в соответствии с проводимой государственной социальной политикой, направленной на недопущение опережающего роста тарифов на регулярные пассажирские перевозки по сравнению с уровнем доходов населения. На 01.04.2013 действуют тарифы на перевозку пассажиров: на городских перевозках - 1700 рублей за поездку, на пригородных перевозках –264 рублей за 1 км проезда.

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

В состав ГО "Минское городское жилищное хозяйство" входит 10 УП ЖРЭО районов, объединяющих 128 УП ЖЭС и КУП ЖЭУ, ЭКУП "СоколКоммунСервис" и 6 коммунальных предприятий.

Решением Мингорисполкома от 21.03.2013 № 701 утвержден ввод площади после капитального ремонта жилищного фонда на 2013 год в размере 580,9 тыс.кв.метров. Для выполнения программы капитального ремонта жилищного фонда в 2013 году предусмотрены финансовые средства в сумме 814,5 млрд. рублей (бюджет – 460,0 млрд. рублей, отчисления населения и арендаторов – 354,5 млрд. рублей).

За 1 квартал 2013 года ожидаемый ввод площади после капитального ремонта жилищного фонда составляет 27 тыс.кв. метров или 100,0 % от плана.

В 2013 году запланирована замена 190 лифтов. Предусмотрены финансовые средства в сумме 60 млрд. рублей. По состоянию на 01.04.2013 заменено 19 лифтов.

Ежегодно в г. Минске ремонтируется около 3 000 подъездов. По состоянию на 01.04.2013 проведено 535 собраний по заключению договоров на ремонт подъездов с привлечением средств граждан, что позволило с привлечением средств граждан отремонтировать 357 подъездов на сумму 1670,58 млн.рублей (процент участия жильцов в финансировании работ по ремонту подъездов составил 70,4%). Всего за 1 квартал 2013 года отремонтировано 385 подъездов, что составляет 15,2% от плана.

В 2013 году УП ЖРЭО районов г. Минска планируется отремонтировать 465 дворов, в том числе в каждом УП ЖРЭО района по одному двору-эталону согласно разработанным дизайн-проектам. На эти цели выделено 15,9 млрд.рублей средств бюджета. Одновременно на благоустройство дворовых территорий планируется привлечь 2,5 млрд.рублей средств жителей и более 0,6 млрд.рублей средств арендаторов и субъектов хозяйствования.

Запланированные работы будут проводиться с широким привлечением населения, при поддержке КТОС, старших по подъездам, общественных объединений.

Планом текущего ремонта в течение 2013 года предусмотрено выполнить ремонтные работы на 157,0 тыс.кв.метров асфальтобетонных покрытий. В каждом УП ЖРЭО районов г. Минска имеются поадресные перечни дворовых территорий, где необходимо выпонить работы по текущему ремонту проездов, пешеходных связей и тротуаров вдоль жилых домов. На сегодняшний день УП ЖРЭО районов г. Минска ведутся работы по устранению критической ямочности дворовых проездов, выполнена подсыпка глубоких выбоин асфальтогранулятом и щебнем на площади 590 кв.метров, а также начаты работы литым асфальтом.

В рамках плана капитального ремонта благоустройства на 2013 год планируется выполнить работы по реконструкции детских игровых площадок на 50 дворовых территориях. В рамках текущего ремонта благоустройства планируется установить 585 единиц нового детского игрового оборудования и 2106 единиц малых архитектурных форм.

По состоянию на 01.04.2013 жилищными организациями при участии населения собрано и сдано заготовительным организациям 6 023,9 тонн вторичных материальных ресурсов, в том числе 4 934,6 т в смешанном виде на КУП "Экорес", 368 т бумаги и картона, 685 т лома и отходов черных металлов, 36,3 т стеклоотходов.

БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

По оперативным данным управления бытовые услуги населению в городе Минске оказывают 4321 объект.

В 1-м квартале 2013 года организована работа 111 объектов бытового обслуживания с созданием более 286 рабочих мест. За аналогичный период закрыто 71 объект, прирост составил 40 объектов.

В целом по городу утвержденные нормативы государственных социальных стандартов по бытовому обслуживанию выполнены. Вместе с тем не в полной мере обеспечены объектами бытового обслуживания новые микрорайоны. За январь-март 2013 года открыто только 7 объектов в разрезе видов бытовых услуг.

Одно из направлений в решении проблемы обеспечения жителей объектами бытового обслуживания - это организация объектов в торговых центрах, многофункциональных комплексах. В 1-м квартале 2013 года в торговых центрах города открыто 17 объектов в разрезе видов бытовых услуг.

Одним из наиболее перспективных направлений является развитие услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, удельный вес которых на 01.04.2013 составляет 19% от общего количества объектов бытового обслуживания. В 2013 году в столице запланирован ввод в эксплуатацию 3 многофункциональных комплексов, включающих станции технического обслуживания, автомойки, специализированные магазины.

На 01.04.2013 в г. Минске предусматривается к реализации 40 инвестиционных проектов по строительству гостиниц и многофункциональных комплексов с гостиницами. Коммунальными организациями и зарубежными инвесторами в 2013 году планируется ввести в эксплуатацию 10 гостиничных комплексов.

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

По текущей оценке органов статистики в экономике г. Минска в феврале было занято 1080,4 тыс. человек, что на 0,4% больше, чем в феврале 2012 г. (1076,4 тыс. человек). В январе-феврале в крупном секторе экономики численность работников составила 634,4 тыс. человек, сложился положительный баланс движения кадров и, в целом, приём работников (28,1 тыс. человек) восполнил их выбытие (26,8 тыс. человек) на 104,7% (в январе-феврале 2012г. – 96,5%). В то же время сохранилась тенденция снижения вынужденной неполной занятости и потерь рабочего времени. По сравнению с январем-февралем 2012 года потери снизились на 66,3%. Численность работавших в режиме вынужденной неполной занятости уменьшилась на 65,7% и составила 1,8 тыс. человек.

За январь-март 2013 г. в службу занятости за содействием в трудоустройстве обратилось 3,9 тыс. человек, из них 3 тыс. безработных (соответственно 75 и 83 % к соответствующему периоду 2012 г.). В экономику города трудоустроено 2,4 тыс. человек, из них 1,9 тыс. безработных. Кроме того, 0,8 тыс. человек приняли участие в оплачиваемых общественных работах.

С начала года количество заявленных вакантных рабочих мест в экономике города возросло на 20% и на 01.04.2013 составило 26,7 тыс. вакансий, из них 75% - вакансии для рабочих. На столичном рынке труда по-прежнему остро востребованы водители, строители, слесари, электромонтеры, сварщики, продавцы, контролеры-кассиры, кондукторы, швеи, повара, медицинские сестры, врачи, инженерные кадры, а также неквалифицированные кадры.

На 01.04.2013 уровень регистрируемой безработицы в городе оставался в пределах 0,2% от численности экономически активного населения города и был самым низким среди регионов республики.

ТРУД И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

По итогам работы организаций г. Минска за январь-февраль 2013 года номинальная среднемесячная заработная плата составила 5774,6 тыс. рублей, в том числе за февраль 5853,9 тыс. рублей (678 долларов США). По сравнению с аналогичным периодом 2012 года ее рост составил 53,8%. Реальная заработная плата с учетом роста потребительских цен возросла на 25,1%.

Анализируя уровень заработной платы по видам экономической деятельности можно отметить выраженную отраслевую дифференциацию.

Наиболее высокооплачиваемые по г. Минску являлись работники следующих отраслей:
  • строительства (январь-февраль 2013 года – 6575,8 тыс. рублей, февраль – 6683,4 тыс. рублей).

  • транспорта и связи (январь-февраль 2013 г. – 6004,5 тыс. рублей, февраль – 6063,2 тыс. рублей).

  • промышленности (январь-февраль 2013 г. – 5951,6 тыс. рублей, февраль – 5927,0 тыс. рублей).
На стабильно высоком уровне заработная плата работников финансовой деятельности, которая за январь-февраль 2013 года составила 10139,8 тыс. рублей, в том числе за февраль – 10599,1 тыс. рублей.

Ниже среднегородского уровня заработная плата в организациях:
  • текстильного и швейного производства (январь-февраль – 4686,4 тыс. рублей, февраль – 4549,6 тыс. рублей). Рост номинальной заработной платы составил 61,3%, реальной – 31,2%;

  • общественного питания (январь-февраль– 4150,3 тыс. рублей, февраль – 4123,8 тыс. рублей). Рост номинальной заработной платы составил 70,2%, реальной – 38,5%.
Мониторинг оплаты труда работников бюджетных организаций г. Минска показал, что в январе - феврале 2013 года их среднемесячная заработная плата составила 4084,7 тыс. рублей, в том числе в феврале – 4189,9 тыс. рублей. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года темп роста номинальной заработной платы работников бюджетных организаций сложился на уровне 134,7%, реальная заработная плата с учетом индекса роста потребительских цен возросла на 9,6%.

Заработная плата работников таких социально-значимых отраслей народного хозяйства как здравоохранение, образование, предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг, составила:
  • в области здравоохранения (январь-февраль 2013 г. – 4059,0 тыс. рублей, в том числе февраль – 4148,4 тыс. рублей). Среднемесячная заработная плата врачей составила – 5543,0 тыс. рублей, в том числе февраль – 5706,7 тыс. рублей, среднего медицинского персонала – 3877,3 тыс. рублей, в том числе февраль – 3948,0 тыс. рублей.

  • в образовании (январь-февраль 2013 г. – 3758,5 тыс. рублей, в том числе февраль – 3905,3 тыс. рублей). Среднемесячная заработная плата педагогических работников и профессорско-педагогического состава сложилась за анализируемый период в размере 4129,1 тыс. рублей, в том числе февраль - 4248,9 тыс. рублей, из них: у педагогических работников – 3658,3 тыс. рублей, в том числе февраль – 3769,0 тыс. рублей, учителей (всех специальностей) – 4010,0 тыс. рублей, в том числе февраль – 4142,8 тыс. рублей, профессорско-педагогического состава – 5610,9 тыс. рублей, в том числе февраль – 5762,1 тыс. рублей.

  • предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг (январь-февраль 2013 г. – 4698,8 тыс. рублей, в том числе февраль – 4785,8 тыс. рублей).
Основными критериями повышения заработной платы в организациях коммунальной формы собственности являются выполнение показателей финансово-хозяйственной деятельности, наличие финансовых возможностей организаций, опережение темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы.

С начала 2013 года согласовано повышение тарифных ставок I разряда 22 организациям коммунальной собственности г. Минска, находящихся в непосредственном подчинении Мингорисполкома.

В целом по городу по итогам работы января – февраля т.г. темп роста производительности труда по валовой добавленной стоимости к соответствующему периоду 2012 г. составил 100,7%, при темпе роста реальной заработной платы – 125,1%.

По итогам работы 2 месяцев 2013 г. для отдельных организаций коммунальной формы собственности г. Минска вопрос обеспечения опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы также остаётся актуальным.

Среднемесячная заработная плата руководителей организаций коммунальной собственности г. Минска в январе-феврале т.г. варьировалась от 30810,3 тыс. рублей (УП "Управление капитального строительства Мингорисполкома") до 3841,0 тыс. рублей (ГУ "Парковки столицы").

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ

На 01.01.2013 численность населения столицы составила 1900,8 тыс. человек, или на 15,7 тыс. человек больше по сравнению с 2012 годом (1885,1).

Основными показателями, характеризующими естественное движение населения, является число родившихся и число умерших. На 01.01.2013 в г. Минске зарегистрировано 22 362 родившихся или 5,5% по отношению к аналогичному периоду 2012 года. Число умерших составило 17 424 человек (95% по отношению к аналогичному периоду 2012 года), это на 923 человека меньше, чем в 2012 году. Естественный прирост населения составил 4 938 человек.

С целью поддержки семей и стимулирования рождаемости, постановлением президиума Совета Минского городского объединения организацией профсоюзов от 24.10.2012 № 9 утвержден следующий перечень дополнительных трудовых и социальных гарантий работникам, воспитывающим двоих и более детей для включения их в коллективные договоры:
  • осуществлять доплату до полной стоимости путёвки в детские оздоровительные лагеря родителям, воспитывающим двоих и более детей;

  • производить единовременную денежную выплату семьям, в связи с рождением второго и последующих детей;

  • оказывать материальную помощь и субсидирование при строительстве жилья для нуждающихся граждан при рождении второго и последующих детей;

  • предусмотреть гибкие графики работы для матерей, воспитывающих двух и более детей;

  • работникам, находящимся в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, один раз в течение календарного года оказывать материальную помощь и ряд других.
Политика в отношении социальной поддержки населения в г. Минске направлена на реализацию принципа адресности в предоставлении социальной помощи отдельным категориям минчан.

Количество получателей адресной государственной социальной помощи по г. Минску составило 21 362 человека на общую сумму 38232,1 млн. рублей. Получателями государственных пособий на детей в органах социальной защиты являются 15 382 человека.

В настоящее время на учете в органах социальной защиты г. Минска состоит 7264 многодетные семьи, воспитывающих 23270 несовершеннолетних детей.

Наряду с государственной системой социальной защиты в столице реализуется Программа развития социального обслуживания в городе Минске на 2011-2015 годы, которой предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий жителей г. Минска, на реализацию которых в 2013 году выделено 149831,34 млн. рублей. В соответствии с Программой помощь получили более 11 тыс. человек.

В сфере социального обслуживания получили развитие платные социально-бытовые услуги, предоставляемые территориальными центрами социального обслуживания населения г. Минска (далее – ТЦСОН), от оказания которых в январе-феврале 2013 года сумма денежных средств составила 181,3 млн. рублей, что на 96,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года (92,3 млн. рублей).

В отделениях социальной помощи на дому ТЦСОН обслуживается 2 872 нетрудоспособных гражданина, что на 7,2% больше, чем на аналогичную дату прошлого года.

Кроме того, оказано 4640 разовых социально-бытовых услуг, что на 33,5% больше, чем за аналогичный период 2012 года (3667 услуг).

Продолжается внедрение новых форм социального обслуживания населения, одна из которых - предоставление социальных услуг на основании договора пожизненного содержания с иждивением (рента).

С целью повышения социального статуса, творческой активности, качества пожилых минчан в марте 2013 года стартовал совместный социальный проект "Университет третьего возраста", в рамках которого созданы 3 факультета: информационные компьютерные технологии, иностранный язык, социальная работа.

В 2013 году предусмотрено создание безбарьерной среды на 297 объектах с объемом финансирования мероприятий в сумме 4 596,5 млн. рублей, в том числе установка 55 пандусов и 26 подъемных устройств по месту жительства инвалидов за счет средств бюджета г. Минска с финансированием 4528,4 млн.рублей. В первом квартале текущего года на создание условий безбарьерной среды израсходовано 119,7 млн. рублей (99,2% от плана первого квартала 2013 года).
Информация подготовлена главным управлением идеологической работы
на основании материалов, предоставленных структурными подразделениями Мингорисполкома
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016