Главная / Актуальные события / Единый день информирования
ПЕРСПЕКТИВЫ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИИ И БЕЛАРУСИ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ

2 апреля Республика Беларусь и Российская Федерация отмечают День единения народов Беларуси и России. Этот выбор обоснован исторически и социокультурно. Наши народы сформировались в лоне единой восточнославянской цивилизации.

На протяжении веков белорусский и российский народы неоднократно доказывали свое стремление быть вместе. Не случайно в числе четырех учредителей Советского Союза в 1922 году были и Россия, и Беларусь. Еще больше объединила и сплотила наши народы совместная борьба с самым жестоким режимом двадцатого века – германским фашизмом.

После войны помощь братского российского народа позволила в очень короткие сроки не только восстановить довоенный экономический потенциал, но и заложить основу качественно новой экономики Беларуси. В советские годы Беларусь была одним из немногих доноров союзного бюджета и по праву считалась одной из наиболее индустриально развитых республик.

В то же время не было, пожалуй, ни одной крупной стройки на территории Российской Федерации, в которой не принимали бы самое активное участие белорусы. Это обустройство Калининградской области, строительство БАМа, освоение нефтяных и газовых месторождений Западной и Восточной Сибири, богатств российского Дальнего Востока. И сегодня на территории России остались города и поселки, которые можно назвать белорусскими не только потому, что они строились силами белорусских строителей, но и потому, что значительную часть их населения составляют этнические белорусы. Однако культурная принадлежность к белорусскому этносу не мешает им быть примерными гражданами Российской Федерации. В свою очередь Беларусь стала родным домом для многих сотен тысяч россиян.

Наши государства уверенно идут в авангарде общемировых интеграционных процессов. Тысячи и тысячи кооперационных нитей связывают белорусские и российские предприятия. Еще более прочные культурные и человеческие связи у жителей наших стран.

Начало широкомасштабной интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации как двух суверенных государств было положено 2 апреля 1996 года, когда Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко и Президент России Борис Николаевич Ельцин в Москве подписали Договор о Сообществе Беларуси и России. Этот день вошел в нашу историю как День единения народов Беларуси и России.

Ровно через год, 2 апреля 1997 года Республика Беларусь и Российская Федерация подписали Договор о Союзе Беларуси и России. Основными целями создания Союза было стремление повысить уровень жизни народов, укрепить отношения братства, дружбы и сотрудничества между Беларусью и Россией в политической, экономической, социальной и других областях, обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие государств-участников на основе объединения их материальных и интеллектуальных потенциалов.

Следующим важным этапом в развитии союзных отношений Республики Беларусь и Российской Федерации стало подписание 25 декабря 1998 года Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России, Договора о равных правах граждан. Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования и Протокола к нему. В этих документах президенты двух стран твердо заявили о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в Союзное государство при сохранении национального суверенитета государств – участников Союза. Одновременно были определены основные направления интеграционной работы в экономической и социальной сферах.

8 декабря 1999 года подписан Договор о создании Союзного государства и Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Эти документы открыли путь для выхода на качественно новый уровень единения двух наших братских стран и народов. Они определили конечную цель интеграции Беларуси и России – создание Союзного государства.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Одним из основных и наиболее успешных направлений деятельности Союзного государства является проведение согласованной внешней политики Беларуси и России.

Республика Беларусь – надежный внешнеполитический союзник Российской Федерации. В свою очередь Российская Федерация неизменно поддерживает на всех уровнях и во всех международных организациях и последовательно защищает независимую внутри- и внешнеполитическую позицию Республики Беларусь.

Основополагающим документом, определяющим механизм взаимодействия внешнеполитических ведомств Беларуси и России является Программа согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства. Программа представляет собой документ концептуального характера, который обеспечивает выработку согласованных подходов Республики Беларусь и Российской Федерации к наиболее важным проблемам международных отношений и координацию усилий наших стран во внешней политике.

В настоящее время Министерством иностранных дел Беларуси совместно с Министерством иностранных дел России реализуется очередная Программа согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства на 2012-2013 годы, которая охватывает широкий спектр актуальных направлений внешнеполитического сотрудничества.

В рамках реализации Программы осуществляется сотрудничество по таким ключевым направлениям, как углубление двустороннего взаимодействия на пространстве СНГ, формирование согласованной позиции в ООН, ОБСЕ и других международных организациях, обеспечение региональной и европейской безопасности, повышение роли Беларуси и России в борьбе с новыми вызовами и угрозами, развитие отношений с третьими странами.

Республика Беларусь и Российская Федерация проводят стратегическую линию на укрепление роли ООН как основного регулирующего и координирующего института в системе международных отношений, активно взаимодействуют при продвижении совместных инициатив, В рамках данной организации осуществляется активное и результативное взаимодействие делегаций двух стран в сфере международной безопасности и по широкому кругу политических и социально-экономических вопросов, неизменно оказывается взаимная поддержка при избрании представителей наших стран в органы ООН и другие международные организации системы ООН.

Продуктивно развивается белорусско-российское взаимодействие в рамках международных договоренностей по вопросам контроля над вооружениями и нераспространения оружия массового уничтожения. Поддерживается высокий уровень контактов в ходе разоруженческих форумов. Вырабатываются общие подходы к проблемам общеевропейской безопасности, осуществлялась тесная координация действий в ОБСЕ, прежде всего, по вопросам военно-политического измерения, обновления архитектуры европейской безопасности, реформирования ОБСЕ и корректировки деятельности БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за избирательными процессами.

Активно развивается взаимодействие внешнеполитических ведомств по разработке механизмов сотрудничества на пространстве СНГ. Обеспечивается тесная координация усилий Беларуси и России в рамках ОДКБ, формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России.

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

В соответствии с Договором о создании Союзного государства одной из целей Союзного государства является формирование единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников.

Основными направлениями экономического сотрудничества в рамках Союзного государства являются: проведение согласованной макроэкономической политики; объединение транспортных, энергетических систем, создание общего рынка услуг связи; формирование единого научно-технологического пространства, проведение единой структурной промышленной политики, разработка и реализация программ Союзного государства; развитие торговых отношений; межрегионального сотрудничества; интеграция экономик обеих стран в мировую экономику; гармонизация и унификация законодательной и другой нормативно-правовой базы.

В перечне актов Союзного государства, договоров, соглашений и протоколов, подписанных между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, около 150 документов.

Формированию единого экономического пространства Союзного государства в условиях мирового финансово-экономического кризиса способствовал подписанный главами правительств двух стран и одобренный Высшим Государственным Советом Союзного государства 3 февраля 2009 года План совместных действий Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации по минимизации последствий финансового кризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли.

Активизации работы по формированию единого экономического пространства способствует также реализация утвержденного Советом Министров Союзного государства 30 января 2009 года Плана мероприятий по упрощению перемещения товаров и транспортных средств на территории Союзного государства, который включает реализацию мероприятий по переносу таможенного, транспортного, ветеринарного и фитосанитарного контроля с белорусско-российской границы на внешнюю таможенную границу Союзного государства. В 2010 году План мероприятий успешно выполнен.

В настоящее время работа по формированию объединенной транспортной системы ведется в основном в рамках Координационной комиссии по формированию и обеспечению функционирования объединенной транспортной системы Союзного государства и в соответствии с Планом мероприятий по формированию и функционированию объединенной транспортной системы Союзного государства.

Сотрудничество в энергетической сфере направлено на развитие взаимовыгодных экономических связей в нефтяной, газовой, электроэнергетической отраслях, атомной энергетике, укрепление энергетической безопасности, обеспечение потребностей внутреннего рынка обоих государств в энергоресурсах. Завершено объединение газотранспортных систем, создана необходимая правовая основа сотрудничества в области ядерной энергетики.

В 1992 году между Республикой Беларусь и Российской Федерацией заключено Соглашение о свободной торговле, в 1995 году правительствами двух государств подписан Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь и Соглашение о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. 29 января 2001 года подписано межправительственное Соглашение о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве.

В новом формате выступают наши государства в формирующемся Таможенном союзе и ЕЭП Беларуси, России и Казахстана. Сформированы и утверждены единые для Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан таможенный тариф, меры нетарифного регулирования внешней торговли, утвержден Таможенный кодекс Таможенного союза.

Россия традиционно является одним из основных торговых партнеров Беларуси. Доля внешнеторгового оборота России в общем внешнеторговом обороте Беларуси в разные годы сотрудничества находится в диапазоне от 47 до 60%.

Беларусь также является одним из важнейших торговых партнеров России. По итогам 2011 года Беларусь входила в десятку основных внешнеторговых партнеров России, занимая б-е место после Китая, Нидерландов, Германии, Италии и Украины. Среди стран СНГ Беларусь также уверенно остается основным торговым партнером России, занимая 2-е место после Украины.

Следует отметить, что в последнее время стабильно и устойчиво развиваются прямые связи между российскими регионами и Республикой Беларусь. Установлены торговые связи практически со всеми субъектами Российской Федерации, причем 66 из них связаны соглашениями о сотрудничестве. Ряд российских регионов имеют свои представительства в Республике Беларусь.

Ведущее место в региональных российско-белорусских связях занимают 4 российских региона. Это устойчивая тенденция с 1999 по 2004 год – г. Москва (1 -е место), Тюменская область (2-е место), г. Санкт-Петербург (3-е место), Московская область (4-е место).

Активно работают в регионах созданные совместные российско-белорусские предприятия. Например, в Тюменской области, это тюменский Торговый дом "Белшина", Торговый дом "Милавица-Тюмень", СП "Славянский лен" и "Импортлифт".

В г. Санкт-Петербурге сформирована действенная сеть по торговле продукцией белорусских производителей по следующим позициям:

Продукция ПО "Минский тракторный завод" и ОАО "Амкодор" – реализуется через дилерскую сеть АО "Беларусь-МТЗ". Продажа тракторов является основным видом деятельности. Обеспечивается предпродажная подготовка и гарантийное обслуживание.

Продукция машиностроения реализуется в основном через торговую сеть совместного предприятия "Ладога МАЗсервис".

Строительные материалы представительства ЗАО "Забудова", ОАО "Керамин" через сети магазинов.

Телевизоры – через представительство ЗАО "Горизонт – Союз" и "Торговый дом Эра".

Основными партнерами г. Санкт-Петербурга в Республике Беларусь являются такие белорусские предприятия, как ЗАО "Атлант", Бобруйский машиностроительный завод. Минский инструментальный завод, Минский тракторный завод, ОАО "Амкодор", Минский автомобильный завод, Могилевский автомобильный завод, ПО "Полимир" (г. Новополоцк), ОАО "Могилевхимволокно", ОАО "Керамика" (г. Витебск), ОАО "Кера-мин", Гомельский стеклозавод, ОАО "Барановичидрев", ОАО "Борисов-древ", ЗАО "Бобруйскмебель", Могилевский деревообрабатывающий завод, ЗАО "Молодечномебель", ЗАО "Холдинговая компания "Пинск-древ", ОАО "Элема" (г. Минск), ОАО "Свитанок" (г. Жодино) и др.

В Республике Татарстан создан торговый дом ООО "Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ", который через дилеров ООО "Амкодор-Бел" (г. Казань), 000 НПО "Агротехсервис" (с. Новотроицкое), ОАО "Татагролизинг" (ст. Высокая Гора) реализует не только тракторы, но и другую белорусскую сельскохозяйственную технику, а также осуществляет их сервисное и гарантийное обслуживание. Интересы ОАО "Амкодор" представляет дилер ООО "Амкодор-Бел".

И это далеко не полный перечень примеров взаимовыгодного плодотворного сотрудничества белорусских и российских регионов.

Современно обустроенная таможенная граница и эффективно функционирующая таможенная служба являются элементами государственного строительства. От этого во многом зависит развитие и процветание экономики Союзного государства, наполнение бюджета и, безусловно, защита экономических интересов Беларуси и России. На решение столь важных задач направлена деятельность отраслевого органа Союзного государства – Таможенного комитета Союзного государства, а также реализация союзных программ по созданию и развитию таможенной инфраструктуры Союзного государства.

С учетом вступления в силу Единого таможенного тарифа и Таможенного кодекса Таможенного союза с 1 июля 2010 года большинство операций таможенного контроля и оформления перенесены на внешнюю границу Таможенного союза.

Год от года растет внешнеторговый грузопоток, что в свою очередь диктует необходимость более интенсивной работы таможенных органов, в частности это относится к обслуживанию транзитных автомобильных перевозок. Правительствами Беларуси и России ставятся беспрецедентные по масштабам задачи, связанные с повышением транзитного потенциала наших стран.

В этой связи в 1997-2007 годах осуществлялась реализация мероприятий Программы первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь. В результате значительный работы, проделанной более чем за 10-летний период усилиями наших государств, в рамках Программы осуществлено строительство и реконструкция 8 международных автодорожных пунктов пропуска, оснащенных самыми прогрессивными информационными технологиями, отвечающих современным международным стандартам. Работы проводились на литовском, украинском и польском направлениях.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Одной из важнейшей целей Союзного государства является проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основные положения Договора о создании Союзного государства направлены на неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права.

Правовой основой для обеспечения реального равенства прав граждан Беларуси и России наряду с Договором о создании Союзного государства является Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года.

К настоящему времени практически решены вопросы, связанные с обеспечением равных прав граждан Беларуси и России на участие в хозяйственной деятельности, на получение образования, на обмен жилыми помещениями, на трудоустройство.

Так, граждане России и Беларуси имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда. Обеспечивается взаимное признание трудового стажа, включая стаж работы по специальности. В рамках создания единого миграционного пространства отменен разрешительный порядок найма на работу. На граждан Беларуси не распространяется требование обязательного заполнения миграционных карт.

Имеется нормативная правовая база и в области образования, обеспечивающая гражданам России равные права на получение образования на территории Республики Беларусь, а гражданам Беларуси – на территории России. Между странами действует подписанное в 1996 году межправительственное Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях.

Вместе с тем, в соответствии с национальными законодательными актами государств – участников Союзного государства, граждане Беларуси на территории России, так же как и граждане России на территории Беларуси, обладают статусом иностранных граждан. Тем самым налагается ряд ограничений на осуществление ими прав и свобод, как на иностранных граждан.

В целях урегулирования ряда наиболее острых вопросов обеспечения равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства 24 января 2006 года в Санкт-Петербурге были заключены четыре международных договора. Фактически данными документами регулируется ряд наиболее важных вопросов союзного строительства: определяется порядок реализации основных гражданских и социальных прав граждан Союзного государства, закрепляются механизмы их обеспечения со стороны государств – участников Союзного государства.

Реализация положений этих соглашений снимет самые животрепещущие проблемы, с которыми постоянно встречались граждане Беларуси и России в случае переезда в другую страну.

Так, положения Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество (от 21 апреля 1995 года), вступившего в силу 31 мая 2007 года, направлены на обеспечение для граждан Беларуси и России равных условий налогообложения доходов, полученных от работы по найму. При этом граждане Республики Беларусь получают в Российской Федерации статус налогового резидента и платят подоходный налог по ставке 13% с первого дня их работы на территории России (в случае заключения трудового договора на срок не менее 183 дней в году), а не 30%, как было ранее.

Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства законодательно закрепляется упрощенная процедура получения разрешения на постоянное жительство и освобождение от регистрации в компетентных органах по месту пребывания граждан Беларуси и России в течение 30 дней с даты въезда.

Дальнейшее интеграционное сотрудничество в социальной сфере определяется Концепцией социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 25 ноября 2011 года № 7.

В Концепции отражены вопросы: социально-трудовых отношений, социальной защиты, миграционной, демографической, молодежной и экологической политики, развития образовательного пространства и сотрудничества в сферах здравоохранения, физической культуры, спорта и туризма, культуры.

По материалам Постоянного Комитета
Союзного государства
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016