Главная / Актуальные события / Единый день информирования
О реализации государственной ценовой политики в г.Минске

Критерием статистической оценки ценовой ситуации на потребительском рынке являются рассчитываемые Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь (далее – Белстат) и территориальными органами статистики индексы потребительских цен на товары и услуги населению.

Согласно информации Белстата сводный индекс потребительских цен по Республике Беларусь за июль 2015 г. по отношению к декабрю 2014 г. составил 107,5%, в том числе:
  • на продовольственные товары – 106,2%;
  • на непродовольственные товары – 107,5%;
  • на услуги – 111,0%.
По г. Минску индекс потребительских цен за июль 2015 г. к декабрю 2014 г.:
  • на продовольственные товары составил 105,2%;
  • на непродовольственные товары – 109,7%;
  • на услуги – 110,6%.
Таким образом, потребительские цены на продукты питания в течение прошедшего периода 2015 года в г.Минске росли меньшими темпами, нежели в целом по республике (прирост индекса на продовольственные товары составил 5,2% в г.Минске при приросте 6,2% в целом по РБ). Что касается непродовольственных товаров, то в Минске прирост индекса потребительских цен по данной группе составил 9,7%, что на 2,2% выше республиканского.

Основным фактором, оказавшим прямое негативное влияние на уровень и динамику цен в 2015 году, явилась ситуация на валютном рынке. Вследствие произошедшей девальвации обменного курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам отмечено увеличение цен на нерегулируемые в республике товары иностранного происхождения, а также на товары с импортной составляющей.

Существенная доля импорта – и это касается как реализуемых на потребительском рынке товаров, так и используемых при производстве сырьевых компонентов – обуславливает нежелательную зависимость от валютного курса потребительских цен на большинство товаров.

Учитывая ассортиментную насыщенность объектов торговли в г.Минске, можно предположить, что весомый вклад в индекс роста потребительских цен на непродовольственные товары оказали цены на ряд товаров иностранного происхождения.

Сдерживающими факторами, положительно влияющими на снижение темпов роста потребительских цен являются:
  • жесткая денежно-кредитная политика, в том числе поддержание обменного курса в сторону ценовой стабильности;
  • взвешенная налоговая политика,
  • снижение себестоимости производимой продукции (работ, услуг) – в первую очередь в результате снижения энергоемкости и материалоемкости, а также уменьшения влияния импортной составляющей;
  • насыщение потребительского рынка (эффективными инструментами в данном направлении являются создание стабилизационных фондов продовольственных товаров и контроль за их использованием в соответствии с утвержденными графиками, проведение товарных и закупочных интервенций),
  • создание условий для развития конкуренции.
Следует отметить, что с начала года наблюдается положительная тенденция снижения темпов роста потребительских цен. Так, индекс потребительских цен в январе составил 102,4%, феврале – 101,7%, марте – 100,8%, апреле – 100,9%, мае – 100,7%, июне – 100,7%, июле – 100,2%.

К сожалению, рост потребительских цен в большей степени затрагивает социально уязвимые слои населения. В связи с этим актуальным остается управляемость процессами ценообразования со стороны государства и сохранение ценового регулирования на ряд важнейших социально значимых товаров и услуг.

Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35 «Об утверждении перечней социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 35) определены перечни товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются уполномоченными госорганами, в том числе и Минским горисполкомом.

Министерством торговли осуществляется регулирование цен на следующие социально значимые товары:
  • хлеб и несдобные хлебобулочные изделия;
  • мясо (говядина, свинина);
  • мясо кур и цыплят-бройлеров;
  • яйцо куриное свежее;
  • молоко, кефир, сметана, творог;
  • сухие смеси и каши для детского питания;
  • консервы и соки для детского питания.
Минский горисполком осуществляет регулирование цен (тарифов) на следующие социально значимые позиции:
  • свежие картофель, свекла, морковь, капуста белокочанная, лук репчатый, огурцы, помидоры, яблоки;
  • твердое топливо, топливные брикеты и дрова для населения (в пределах норм, устанавливаемых Советом Министров Республики Беларусь);
  • оказываемые населению услуги:
    ритуальные (гарантированные услуги по погребению);
    общих отделений бань (за исключением разрядов первого, высшего и люкс) и душевых;
    социальные, предоставляемые государственными учреждениями социального обслуживания системы органов по труду, занятости и социальной защите.
    услуги оздоровительных лагерей.
Как мера дополнительной социальной защиты населения постановлением № 35 утвержден также перечень социально значимых товаров, на которые Министерством торговли может быть введено временное ценовое регулирование. В данный перечень включены еще 10 групп основных продовольственных товаров, в том числе товары критического импорта (рис, гречневая крупа, рыба массовых сортов, масло подсолнечное и рапсовое, а также масло сливочное, мука пшеничная, сахар-песок, соль поваренная, хлопья овсяные, макаронные изделия). В случае выявления ценовых злоупотреблений или ухудшения ценовой ситуации под влиянием внешних факторов Минским горисполкомом будут вноситься предложения в Минторг по введению регулирования для сохранения ценовой доступности указанных товаров для населения.

Необходимо отметить, что из 459 позиций товаров и услуг, цены на которые отслеживаются органами статистики для расчета индекса потребительских цен, в республике регулируются около 22-23%.

Несмотря на ограниченный перечень товаров и услуг, на которые сохраняется государственное ценовое регулирование, контроль за ценовой ситуацией осуществляется постоянно. Со стороны государства сохраняется управляемость процессами ценообразования на товары и услуги организаций-монополистов, а также жизненно важные товары и услуги, которые гарантируют социальные стандарты (лекарства, основные продукты питания, услуги ЖКХ и т.д.).

Цены на производимые и реализуемые в республике товары и услуги должны быть экономически обоснованными и справедливыми, обеспечивающими стабильный рост благосостояния населения и улучшение качества его жизни.

В этих целях ценовое регулирование осуществляется уполномоченными органами ценообразования путем установления фиксированных и предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, предельных максимальных оптовых (торговых) надбавок, декларирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги).

Выбор применяемого способа регулирования цен определяется в зависимости от ситуации на конкретном товарном рынке и объективной необходимости воздействия на ценообразование.

Важнейшей задачей проводимой ценовой политики является обеспечение стабильной ценовой ситуации и устранение риска неконтролируемого роста цен.

В рамках выполнения функций по контролю за соблюдением ценового и антимонопольного законодательства за прошедший период 2015 года (по состоянию на 10 августа 2015 г.) проверено 52 субъекта предпринимательской деятельности. Установлены нарушения у 41 из них, что составляет 78,8% от числа проверенных.

По результатам проверок на субъекты хозяйствования наложено административных взысканий на сумму 415,63 млн. рублей, к административной ответственности привлечено 35 должностных лиц, на которых наложено штрафов на сумму 17,28 млн. рублей.

В настоящее время проводятся проверки еще 3 субъектов предпринимательской деятельности, все проверки внеплановые.

Из 41 предприятия, у которых установлены нарушения ценового и антимонопольного законодательства в 2015 году, 38 (92,7%) нарушали установленный порядок формирования и применения цен на социально значимые товары, реализуемые в розничной торговой сети. При этом в 45% случаев нарушения ценового законодательства допускалось предприятиями, реализующими товары на рынках и через торговые точки (лоточная торговля), в 55% – в магазинах.

К сожалению, субъекты предпринимательства, реализующие товары на рынках или через торговые точки (лоточная торговля), являются частыми нарушителями законодательства при формировании цен на социально значимую плодоовощную продукцию. Во всех проверенных объектах лоточной торговли установлены нарушения ценового законодательства:
  • не соблюдаются предельные максимальные цены, а также предельные размеры торговых надбавок на картофель и плодоовощную продукцию, что приводит к завышению применяемых розничных цен;
  • зачастую отсутствуют приходные документы, позволяющие определить объемы поступления и реализации населению продукции по завышенным ценам;
  • не составляются документы, подтверждающие правильность формирования розничных цен.
В целях контроля за ценовой ситуацией на потребительском рынке города Минска еженедельно проводится отслеживание цен на социально значимые товары в розничной торговой сети. С начала текущего года отслежены розничные цены в 1208 торговых объектах субъектов предпринимательской деятельности. По результатам проводимых отслеживаний в случае выявления нарушений ценового законодательства инициируется назначение внеплановых проверок.

Мониторинг ценовой ситуации и контрольные мероприятия по соблюдению ценового и антимонопольного законодательства проводятся на постоянной основе с принятием к нарушителям мер ответственности в соответствии с законодательством.

Вместе с тем в условиях принятия государством мер, направленных на развитие деловой активности и раскрепощение предпринимательской инициативы, реализуемая ценовая политика должна стать инструментом создания и защиты конкуренции. Достижение ценовой стабильности должно обеспечиваться рыночными методами, не сдерживающими развитие конкуренции на отдельных сегментах потребительского рынка, в сочетании с жесткой денежно-кредитной политикой.

В этих целях в сфере антимонопольного регулирования на постоянной основе:
  • проводится анализ товарных рынков города Минска в отношении потребительских товаров и услуг в целях выявления организаций, занимающих доминирующее положение, и включения их в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение;

    Справочно.

    По состоянию на 01.08.2015 в Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках г.Минска, находится 32 хозяйствующих субъекта, в Государственном реестре субъектов естественных монополий – 3 хозяйствующих субъекта.

  • осуществляются контрольные мероприятия, направленные на выявление фактов нарушения антимонопольного законодательства (в том числе необоснованного увеличения цен на потребительские товары, злоупотребления доминирующим положением, ценовых сговоров и др.) с применением в случае выявления мер реагирования – письма-предупреждения, предписания об устранении нарушений, проверки и т.д.
Принимаемые меры в области ценового и антимонопольного регулирования направлены, с одной стороны, на создание условий для снижения темпов роста цен на основные потребительские товары, с другой – на применение рыночных способов воздействия на монопольные процессы на товарных рынках, что должно дисциплинировать хозяйствующих субъектов в части установления справедливых цен, а также сдерживать монопольное давление на цены.

Информация предоставлена
управлением антимонопольной и ценовой политики Мингорисполкома
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016