Главная / Актуальные события / Единый день информирования
ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ –
ВАЖНЕЙШЕЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ В ЖИЗНИ СТРАНЫ

Выборы Президента Беларуси пройдут 11 октября 2015 года. Согласно Конституции Беларуси Президент избирается сроком на пять лет и вступает в должность после принесения присяги.

К этим выборам наша страна пришла как состоявшееся суверенное и независимое государство, которая демонстрирует устойчивость своей общественно-политической системы, способность адекватно реагировать на новые вызовы, эффективно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям.

За более чем двадцать лет независимости Беларусь стала узнаваемой в мире, выстроила систему взаимовыгодных международных отношений, охватывающую все континенты.

Беларусь знают и уважают как государство, которое проводит самостоятельную миролюбивую политику, вносит существенный вклад в укрепление международной безопасности.

Оставаясь активным участником интеграционных процессов на постсоветском пространстве, Беларусь проводит и намерена проводить сбалансированную многовекторную внешнюю политику, направленную на укрепление своего суверенитета, обеспечение устойчивого экономического развития, повышение уровня жизни белорусских граждан.

Главным доказательством тому служат достижения города Минска по всем направлениям социально-экономического развития.

Сегодня Минск – крупнейший индустриальный, научный, деловой и культурный центр страны. Неповторимый, уникальный и гостеприимный город. Город, в котором забота о людях является главной идей развития Минска в новом тысячелетии. Самая великая ценность – это человек, а основная цель управления – город с высоким качеством жизни и городской среды.

Минск является официальным местом пребывания межгосударственных органов Содружества Независимых Госу­дарств. Это современный, динамично развивающийся город.

В столице Беларуси проживает 1 939,8 млн. человек – более 20% населе­ния страны. Минск относится к числу тех столичных городов Европы, которые во второй половине ХХ века имели наибо­лее высокие темпы роста населения. В ре­зультате он сложился как многофункцио­нальный город.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ГОРОДА МИНСКА В 2011-2015 ГОДАХ


ЭКОНОМИКА

Экономика г.Минска в текущей пятилетке развивается в соответствии с целями и задачами, определенными Программой социально-экономического развития г.Минска на 2011-2015 годы, утвержденной решением Минского городского Совета депутатов от 23.12.2011 № 187 «Об утверждении Программы социально-экономического развития города Минска на 2011-2015 годы».

Итоги функционирования основных отраслей и сфер деятельности г.Минска в 2011-2015 годы свидетельствуют о том, что в начале пятилетки обеспечивались достаточно высокие темпы роста социально-экономического развития. В последующие годы ситуация складывалась под влиянием неблагоприятных внешних факторов: кризисных явлений в мировой экономике, что значительно повлияло на сдерживание темпов роста основных показателей.

В 2011-2015 годах валовой региональный продукт (далее – ВРП) г.Минска формировался с учетом динамики развития промышленности, оптовой и розничной торговли, привлечения инвестиций в экономику г.Минска, как основных составляющих  ВРП. Темп роста ВРП за 4 года текущей пятилетки и истекший период 2015 г. составил 105,4%.

Промышленное производство, рассчитанное на основе динамики производств товаров-представителей, сложилось на уровне 74,9%. Снижение производства отмечается практически во всех подсекциях обрабатывающей промышленности.

Произошли изменения в структуре промышленного производства - снизился удельный вес обрабатывающей промышленности в объеме промышленного производства г.Минска с 90,5% в 2011 году до 82,2% в январе-июле 2015 г. В свою очередь увеличился удельный вес производства и распределения электроэнергии, газа и воды с 9,5% до 17,7% соответственно.

В структуре обрабатывающей промышленности увеличились доли производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака (с 9,2% в 2011 году до 17,3% в январе-июле 2015 г.); производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования (с 10,0% до 13,2%); производства прочих неметаллических минеральных продуктов (с 4,5% до 7,5%) соответственно.

В 2011-2015 годах приоритетным направлением стало инновационное развитие г.Минска. В текущем пятилетии организациями выполнялось 29 крупных инновационных проектов, из них завершено 14 проектов. На реализацию инновационных проектов организаций г.Минска было направлено более 900,0 млрд. рублей средств инновационного фонда Мингорисполкома. Можно выделить наиболее крупные проекты:
    УП «Адани» - «Разработка и внедрение гибкой автоматизированной производственной системы для проектирования и организации выпуска экспортоориентированной, импортозамещающей, высокотехнологичной и наукоемкой продукции»;

    ООО «Минский городской технопарк» - «Создание регионального технопарка в г.Минске»;

    УП «Унитехпром БГУ» - «Создание малотоннажного производства фармацевтических субстанций для получения противоопухолевых, кардиотропных и других лекарственных средств, соответствующих стандартам GMP на базе организаций Минобразования»;

    РУП «Белмедпрепараты» - «Создание технологической линии производства лекарственных средств в преднаполненных шприцах»;

    ОАО «Интеграл» - управляющая компания холдинга Интеграл» «Развитие производства эпитаксиальных структур». 
В сфере внешнеэкономической деятельности темпы роста показателей по экспорту товаров и экспорту услуг за 4 года текущей пятилетки и первое полугодие 2015 г. сложились на уровне 131,7% и 155,2% соответственно.

Развитию внешнеэкономической деятельности г.Минска содействует его выгодное геополитическое положение и статус столицы государства.

Отраслевая структура экспорта г.Минска характеризуется наличием основных товарных позиций, обеспечивающих свыше 85% экспорта столицы – это минеральные продукты, средства наземного транспорта и относящиеся к транспорту устройства и оборудование, машины, оборудование и механизмы, электротехническое оборудование, продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности.

Доля высокотехнологичной продукции в экспорте организаций коммунальной формы собственности и юридических лиц без ведомственной подчиненности составляет 17,5% и увеличивается ежегодно на 2-3 процентных пункта.

В экспортных поставках Российская Федерация продолжает оставаться основным торговым партнером. Доля поставок на экспорт в Россию в 2011-2015 годах сохранилась на уровне 65%, темп роста экспорта товаров снизился со 167,7% в 2011 году до 91,3% в первом полугодии 2015 г.

В сложившихся условиях сокращения спроса на белорусскую продукцию, в целях компенсации потерь экспорта принимаются меры по диверсификации рынков сбыта продукции в страны Латинской Америки, Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки.

Основными экспортерами г.Минска ежегодно заключались экспортные контракты с более чем 100 странами, более 60 организаций поставили продукцию на новые внешние рынки.

Благодаря постоянной работе по повышению инвестиционной привлекательности города в экономику г.Минска привлечено 5840,8 млн. долларов США прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги).

Основным направлением, определяющим развитие столичного потребительского рынка, стало повышение качества и культуры обслуживания, применение современных прогрессивных методов продажи товаров населению: по итогам работы за 4 года текущей пятилетки и истекший период 2015 г. розничный товарооборот торговли увеличился в 1,5 раза.

На протяжении последних лет наметилась устойчивая тенденция роста количества организаций малого и среднего бизнеса.

С 2011 по 2015 годы количество организаций малого и среднего предпринимательства увеличилось в 1,3 раза и составило 45,2 тыс. организаций и 70,6 тыс. индивидуальных предпринимателей (удельный вес в ВРП г.Минска - 43,9%). В общем объеме поступлений за первое полугодие 2015 г. ими сформировано 30,2% бюджета или 12,3 трлн. рублей.

Активность предпринимательского сектора позволила занять субъектам хозяйствования свою нишу практически во всех отраслях экономики г.Минска. Наибольшее их количество сосредоточено в торговле – 44,6%, промышленности – 13,3%, строительстве – 8,9%,  транспорте – 7,4%.

В г.Минске  действует развитая сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства – 24 центра и 7 инкубаторов.

В г.Минске функционирует ООО «Минский городской технопарк» (далее – ООО «МГТ»), который осуществляет комплексную поддержку инновационно-активных предприятий. ООО «МГТ» является самым крупным из 12 организаций, имеющих статус научно-технологических парков в Республике Беларусь, – численность его резидентов составляет треть от численности резидентов технопарков в целом по республике. В настоящее время резидентами ООО «МГТ» являются 30 организаций.

В целях содействия развитию малого предпринимательства в молодежной среде с 2009 года функционирует инкубатор малого предпринимательства КУП «Молодежная социальная служба». Инкубатор создан для оказания эффективной поддержки молодых предпринимателей, начинающих свою деятельность. Его особенностью является создание миникластеров, которые создают молодым предприятиям предпосылки к интеграции, что дает синергетический экономический эффект, а также высокую «выживаемость» предприятий (более 93%).

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

В городе Минске сформирована крупнейшая в республике инфраструктура торговли. Розничная торговая сеть г.Минска располагает 5 526 магазинами (892 тыс.кв.м), из них:
    1 487 – продовольственных (365 тыс.кв.м),

    4039 – непродовольственных (527 тыс.кв.м.),

    77 торговыми центрами (171 тыс.кв.м),

    25 рынками.
Столицу обслуживают 28 супермаркетов и 19 гипермаркетов, из них 2 – на внешней стороне МКАД («Бигз» СООО «Баниар» и ООО «Евроторг»).

Сеть общественного питания насчитывает 2 443 объектов общественного питания на 154,7 тыс. мест, в том числе в общедоступной сети – 1750 объектов на 85,7 тыс. мест.

Фактическая обеспеченность торговыми площадями составляет  587 кв.м. на одну тысячу человек и 44,2 места в общедоступной сети общественного питания (норматив к концу 2015 года – 600 кв.м. и 45 мест).

На современном этапе идет оптимизация сети и качественное улучшение инфраструктуры за счет строительства современных торговых объектов, развития сетевого принципа, реконструкции действующих магазинов.

Ежегодный прирост торговой инфраструктуры стабильно составляет около 200-250 магазинов, что позволяет нам сегодня иметь в г.Минске сбалансированную систему развития и размещения (малых, средних предприятий торговли, супер- и гипермаркетов), и достичь высокой адаптивности сети к потребностям населения.

За последние пять лет введено 1 837 объектов (1149 магазинов, 688 объектов общепита) и по сравнению с 2010 годом обеспеченность торговыми площадями и местами в объектах общепита практически удвоилась.

Одновременно активно развивается индустрия досуга. Развлечения притягивают посетителей – именно поэтому торговые центры стали размещать на своих площадях кинотеатры, боулинги, детские развлекательные комплексы, бильярды, аттракционы, игровые автоматы. С постепенным увеличением доходов населения растет спрос на услуги в досугово-развлекательной сфере и приходит понимание того, что шопинг вполне совместим с развлечениями.

Ожидается, что 2015 год станет самым масштабным по открытию крупноформатных торговых объектов. Будут введены 10 ТЦ с 5-ю гипермаркетами.

Предусмотрен ввод торговых центров суперрегионального значения: «Green City», «Dana Mall», «MOMO», а также первого в республике центра распродаж «Leto» на проспекте Жукова и др.

За истекший период 2015 года открыты 225 объектов торговли и общественного питания: 145 магазинов, 4 торговых центра и 76 объектов общественного питания.

ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА

Основной целью ценовой и антимонопольной политики в 2011-2015 годах в Республике Беларусь является:
    переход к рыночным механизмам ценообразования, совершенствования государственного ценового регулирования для стимулирования структурной перестройки экономики;

    постепенное увеличение уровня возмещения населением затрат на жилищно-коммунальные услуги и транспорт в увязке с ростом доходов населения;

    продолжение работы по постоянному мониторингу цен с целью исключения необоснованного роста цен;

    проведение открытой конкурентной и антимонопольной политики, направленной на предотвращение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, достижение эффективного функционирования товарных рынков.
В области регулируемых государством тарифов увеличение осуществляется:
    на жилищно-коммунальные услуги для населения ежегодно с 1 января в размере, эквивалентном пяти долларам США, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 05.12.2013 № 550;

    на перевозки пассажиров городским транспортном в регулярном сообщении в увязке с ростом доходов населения. В 2015 году тарифы не увеличивались.
Согласно информации Национального статистического комитета Республики Беларусь индексы потребительских цен (далее - ИПЦ)по г.Минску за 2012-2014 годы (декабрь к декабрю предыдущего года), 7 месяцев 2015 г. составили:

  2012 год
к 2011 году
2013 год
к 2012 году
2014 год
к 2013 году
7 месяцев 2015 г.
к декабрю 2014 г.
Продовольственные товары 125,4 115,2 119,5 105,2
Непродовольственные
товары
108,6 108,3 110,8 109,7
Услуги 136,0 140,0 128,4 110,6

Основной причиной увеличения ИПЦ в 2015 году по непродовольственным товарам, а также импортным продовольственным товарам является монетарный фактор - девальвация курса белорусского рубля. В результате девальвации курса белорусского рубля увеличились отпускные цены на нерегулируемые в республике товары иностранного происхождения, также на товары с импортной составляющей.

Снижение ИПЦ на продовольственные товары и услуги обусловлено проводимой Минским горисполкомом постоянной работой по сдерживанию роста цен (тарифов) на товары (работы, услуги):
    осуществление регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь»;

    отслеживание ценовой ситуации и контроль за соблюдением законодательства о ценах и ценообразовании.
С начала текущего года (по состоянию на 27.08.2015) отслежены розничные цены в 1300 торговых объектах субъектов предпринимательской деятельности. По результатам отслеживания подготовлены докладные записки, на основании которых назначено и проведено 37 внеплановых проверок субъектов предпринимательской деятельности.

Вместе с тем в условиях принятия государством мер, направленных на развитие деловой активности и раскрепощение предпринимательской инициативы, реализуемая ценовая политика должна стать инструментом создания и защиты конкуренции. Достижение ценовой стабильности должно обеспечиваться рыночными методами, не сдерживающими развитие конкуренции на отдельных сегментах потребительского рынка, в сочетании с жесткой денежно-кредитной политикой.

С 1 июля 2014 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 12.12.2013 №94-3 «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», положения которого направлены на усиление влияния антимонопольных мер на развитие добросовестной конкуренции.

СТРОИТЕЛЬСТВО

За последние пять лет в г.Минске построены крупные знаковые объекты.

Спортивный комплекс «Минск-Арена» – один из крупнейших и высокотехнологичных культурно-спортивных комплексов Европы, выдающийся пример современной архитектуры Беларуси.

В мае 2014 года «Минск-Арена» стала главной площадкой первенства планеты по хоккею. Сегодня огромный мультифункциональный комплекс объединяет: арену (ледовый дворец, вмещающий не менее 15 тысяч зрителей), велодром (один из лучших в Европе), конькобежный стадион (первая в Беларуси крытая конькобежная площадка), многоуровневую стоянку.

Спортивный комплекс «Чижовка-Арена» – вторая по величине после «Минск-Арены» ледовая площадка Беларуси. В мае 2014 года стала второй площадкой для проведения матчей Чемпионата мира по хоккею. В масштабный комплекс, построенный с учетом мирового опыта и стандартов Международной федерации хоккея «Чижовка-Арена» создавалась как максимально комфортный объект для спортсменов и гостей.

Развлекательный комплекс «Аквапарк «Лебяжий» – первый настоящий парк водных развлечений в Беларуси, один из крупнейших в странах СНГ и пятый по величине в Европе.

На территории, прилегающей к водохранилищу Дрозды, расположен пятиуровневый развлекательный комплекс; летний открытый детский водный городок с бассейном и аттракционами; разбит ландшафтный парк с прудом, велодорожками и спортплощадками, создана благоустроенная набережная с пирсом; пляж. Одновременно посетить столичный развлекательный комплекс «Аквапарк «Лебяжий» смогут почти 2 тысячи человек. Пропускная способность аквапарка в сутки - 7800 человек летом и 6700 в холодное время года, за год - 2,5 млн. человек.

Музей истории Великой Отечественной войны - крупнейшее в Беларуси хранилище реликвий Великой Отечественной войны.

Величественное здание общей площадью 15 600 м² возведено в знаковом месте белорусской столицы – на площади Героев рядом со стелой «Минск – город-герой» и музейно-парковым комплексом «Победа». Главный фасад здания музея выполнен в виде символических лучей салюта Победы. На каждом луче – скульптурные рельефы о событиях войны. В музее 10 экспозиционных залов и зал Победы (расположен под стеклянным куполом). В музее проводятся экскурсии – обзорные и тематические по всем разделам Великой Отечественной войны.

Ввод жилья

В период за 2010-2014 годы в г.Минске введено в эксплуатацию 82,7 тыс. квартир, общей площадью 5 687,1 тыс. кв. метров, в том числе:
    в 2010 г. – 16,3 тыс. квартир, общей площадью 1 153,4 тыс. кв. метров;

    в 2011 г. - 15,0 тыс. квартир, общей площадью 996,6 тыс. кв. метров;

    в 2012 г. - 15,1 тыс. квартир, общей площадью 1047,8 тыс. кв. метров;

    в 2013 г. - 16,7 тыс. квартир, общей площадью 1167,1 тыс. кв. метров;

    в 2014 г. - 19,6 тыс. квартир, общей площадью 1322,2 тыс. кв. метров.

    За январь - июль 2015 г. в г.Минске введено в эксплуатацию 9,4 тыс. квартир, общей площадью 670,1 тыс. кв. метров.
ЖИЛИЩНАЯ ПОЛИТИКА

В 2011-2015 г.г. для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в эксплуатацию более 72 тысяч квартир общей площадью 5 093 027 кв. метров, в том числе 958 квартир общей площадью 48 436 кв. метров – для предоставления гражданам в качестве жилых помещений социального пользования.

Особое внимание в городе уделяется выполнению требований Указа Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О направлении на строительство жилья многодетных семей». За 2011-2015 г.г. для улучшения жилищных условий данной льготной категории граждан путем строительства жилья было выделено 4 565 квартир. С 2011 года многодетным семьям, желающим осуществлять индивидуальное жилищное строительство, предоставлено 138 земельных участков.

С 1 января 2012 г. в г.Минске, как и в республике в целом, начал формирование фонд жилых помещений коммерческого использования государственного жилищного фонда (арендного жилья). Жилье нового типа быстро завоевало популярность у жителей столицы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и пользуется большим спросом (на одну квартиру порядка 300 желающих).

В настоящее время фонд арендного жилья насчитывает более 5 тысяч квартир, из которых более 2 тысяч – во вновь построенных жилых домах. С 2012 года для целей формирования такого фонда в г.Минске построено 7 жилых домов на 770 квартир общей площадью 46 518,18 кв. метра.

С целью обеспечения арендным жильем работников резидентов Парка высоких технологий, творческой и научной интеллигенции (по поручению Главы государства) достроено и заселено 2 жилых дома на территории ПВТ (263 квартиры) и 7 домов в жилом комплексе «Магистр» (1 092 квартиры).

Размер платы за пользование арендными жилыми помещениями определяется, исходя из размера базовой ставки платы за пользование такими жилыми помещениями, устанавливаемой Правительством Республики Беларусь (0,2 от базовой величины) с применением коэффициентов, определяемых Минским горисполкомом в зависимости от степени благоустройства и места нахождения жилых помещений (коэффициенты от 0,5 до 1,5).

Так, при действующей базовой величине в 180 тысяч рублей плата за аренду квартир во вновь введенных жилых домах в г.Минске составляет в зависимости от коэффициента:
    За 1-комн. квартиру об. площадью 42,50 кв.м. – 765 000-2 295 000 руб.

    За 2-комн. квартиру об. площадью 60,50 кв.м – 1 089 000-3 267 000 руб.

    За 3-комн. квартиру об. площадью 71,90 кв.м. – 1 294 200-3 882 600 руб.
Приведенные расчеты показывают, что плата за пользование арендным жильем намного ниже, чем плата за наем аналогичного жилья на рынке частной недвижимости.

ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ

На 01.07.2015 года работа коммунального пассажирского транспорта в городе организована на 190 автобусных, 61 троллейбусном и 5 трамвайных маршрутах. Также ГП «Минсктранс» обслуживает 263 пригородных, 44 междугородных и 20 международных маршрутов.

Услугами наземного коммунального пассажирского транспорта ежедневно пользуются около 1,4 миллионов человек.

За 5 лет предприятием перевезено около 2,6 млрд. пассажиров.

Производственная база насчитывает 1 693 автобуса (в том числе 87 автобусов малой вместимости), 982 троллейбуса и 138 трамвайных вагонов. С 2011 года по настоящее время предприятием получено 411 автобусов, 95 троллейбусов и 4 трамвая.

В целях удовлетворения спроса на пассажирские перевозки проводится постоянная работа по перераспределению подвижного состава с участков города с незначительным пассажиропотоком в наиболее востребованные районы.

С целью создания безбарьерной среды в городе Минске оказываются транспортные услуги инвалидам-колясочникам и инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата на 21 специально переоборудованном автобусе малой вместимости.

Для предоставления объективной оперативной информации об ожидаемом времени прибытия пассажирских транспортных средств на остановочных пунктах столицы установлено 40 светодиодных табло.

Кроме того, установлено 22 мультимедийных электронных табло, которые в онлайн-режиме позволяют следить за движением общественного транспорта.

Предприятие предоставляет пассажирам услугу по получению информации о времени до прибытия общественного транспорта на остановочный пункт, с помощью USSD запроса – для абонентов сотовой связи.

В г.Минске внедрена автоматизированная система оплаты и контроля проезда в коммунальном пассажирском транспорте города Минска (далее – АСОКП).

Внедрение АСОКП позволило ввести новые виды проездных билетов: на определенное количество поездок (5, 10, 20, 30, 40, 50 и 60) на все виды городского коммунального транспорта, совмещенные с автобусами экспрессных маршрутов и единые проездные билеты, совмещенные с поездами городских линий Белорусской железной дороги. Количество предлагаемых пассажирам тарифов (видов проездных билетов) на городских перевозках увеличилось с 96 до 226 видов, на одну бесконтактную смарт-карту (БСК)  можно записать до 6 разных тарифов.

В текущем году начато поэтапное подключение услуги пополнения проездных билетов на БСК через терминалы самообслуживания «БПС-Сбербанк», расположенные в вестибюлях метрополитена.

Минский метрополитен имеет 29 станций с 51 вестибюлем, в том числе 9 станций с 31-м эскалатором и 12 станций с путевым развитием. Эксплуатационная длина пути в двухпутном исчислении составляет 37,285 км . Всего длина пути с тупиками и путевым развитием депо составляет 102,217 км .

Парк вагонов метрополитена составляет 361 вагон, который сформирован  в 72 состава.

Услугами метрополитена ежедневно пользуются около 858,0 миллионов человек.


В ноябре 2014 г. началась опытная эксплуатация автоматизированной системы диспетчерского управления движением «маршрутных такси» (АСДУ-МТ). По итогам опытной эксплуатации отмечено улучшение организации перевозок на большинстве экспрессных направлений. Средства объективного контроля обеспечивают передачу на сервер данных о работающих на линии микроавтобусах, интервалах их движения и соблюдении расписания. Диспетчеры отслеживают местонахождение и скорость «маршрутных такси» в текущем времени. Водители могут сообщать о нештатной ситуации на дороге или о работоспособности своего навигационного устройства, а диспетчеры – имеют возможность направлять им SMS-сообщения.

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

За 2011 год - первое полугодие 2015 года проведена следующая работа по капитальному ремонту жилищного фонда:

ввод площади, м2  
Районы 2011 2012 2013 2014 2015
(I полугодие)
Заводское 72,4 44,4 71,6 28,9 0,0
Ленинское 78,7 73,1 65,5 46,2 37,0
Московское 69,8 64,4 36,6 55,9 10,6
Октябрьское 68,3 34,3 38,9 15,6 0,0
Партизанское 38,4 54,2 38,1 14,1 11,6
Первомайское 74,9 63,0 67,7 41,5 3,1
Советское 63,6 41,1 49,0 57,5 4,5
Фрунзенское№1 74,7 64,2 92,5 59,2 24,5
Фрунзенское№2 88,1 79,7 74,3 10,5 5,1
Центральное 71,4 82,9 92,0 50,3 2,3
Итого: 700,3 601,3 626,2 379,7 98,7

замена лифтов
Районы Замена лифтов, шт. 
2011 2012 2013 2014 2015
(I полугодие)
Заводское 33 23 21 10 21
Ленинское 55 36 33 29 14
Московское 32 36 27 14 3
Октябрьское 32 26 12 18 12
Партизанское 30 14 3 2 -
Первомайское 28 30 23 20 3
Советское 51 58 29 14 2
Фрунзенское № 1 34 38 22 16 13
Фрунзенское № 2 37 33 16 10 7
Центральное 13 14 4 5 9
Итого: 345 308 190 138 84

За 6 месяцев 2015 года произведена замена 84 лифтов. Всего в текущем году запланирована замена 159 лифтов с учетом выделенных финансовых средств в размере 52,07 млрд. рублей.

За 2011-2014 годы УП ЖРЭО районов г.Минска выполнены следующие виды работ по благоустройству с привлечением средств населения:

Год Благоустроено
дворов,
кол-во
Обустроено парковок,
маш./мест
Установлено
детского
оборудования,
ед.
Установлено
МАФ,
ед.
Уложено
асфальта,
тыс. кв.м
всего в т.ч.
за средства
автовладельцев
2011 632 7272 1063 1571 4434 361,2
2012 496 8200 1018 906 3385 300,4
2013 480 13463 2898 635 2836 270,5
2014 572 11847 510 582 1831 233,3
1 пол. 2015 293 2763 70 108 620 60,0

В целях обеспечения надлежащего санитарного содержания внутридворовых территорий города и негативного влияния на окружающую среду и здоровье людей жилищно-эксплуатационными организациями организован раздельный сбор бытовых отходов. За 1 полугодие 2015 года собрано от населения и отсортировано на линиях сортировки УП «Экорес» 5 388,5 тонн вторичных материальных ресурсов, а именно: макулатура – 1950,8 тонн, стеклоотходы – 2387,9 тонн, полимеры – 882,5 тонн, шины – 167,3 тонны.

Итоги работы, проведенной за 2011-2014 годы, по текущему ремонту подъездов, в том числе с привлечением средств населения, отражены в таблице.

Год Кол-во
отремонтированных
подъездов
Привлечено средств
населения
(млрд.руб)
% участия населения
в финансировании
работ
2011 2299 2,6 52%
2012 2055 3,9 62,8%
2013 2209 9,8 75,6%
2014 3208 12,9 96%

В 2015 году по текущему ремонту жилищного фонда за счет средств от внесения собственниками, нанимателями жилых помещений и членами организаций застройщиков за текущий ремонт планируется отремонтировать 3509 подъездов. На 01.09.2015 отремонтировано 1560 подъезда на сумму 10,5 млрд. руб. по текущему ремонту, финансируемому за счет средств жителей.

В г.Минске создано подразделение филиал «Единый расчетно-справочный центр г.Минска», создание которого позволит обеспечить максимальную экстерриториальность при осуществлении административных процедур по заявлениям граждан и максимально их унифицирует. Также будет обеспечено единство методического руководства и единообразных подходов к обслуживанию населения, в том числе по начислению оплаты за жилищно-коммунальные услуги.

До 1 ноября 2015 года планируется объединение диспетчерских служб всех районов г.Минска в единую диспетчерскую службу, работа которой позволит обеспечить оперативное принятие мер по решению вопросов, связанных с удовлетворением потребности жителей города Минска в качественном и безопасном оказании жилищно-коммунальных услуги и своевременный анализ причин обращений граждан. Доступ на телефонный номер 115 будет обеспечен по всем современным каналам связи: телефонный вызов; использование мобильного приложения; через корпоративный портал; по электронной почте и другие.

БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Сеть структурных подразделений бытового обслуживания г.Минска на 28.08.2015 насчитывает свыше 4700 объектов в разрезе видов услуг. Лидирующее место по количеству объектов занимают услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, услуги парикмахерских, услуги по ремонту и строительству жилья. При этом в столице отмечается ежегодный прирост порядка 200 объектов.

Расширение рынка бытовых услуг столицы осуществляется за счет развития сопутствующего и сетевого сервиса, в том числе открытия сервис-центров бытовых услуг в магазинах, супермаркетах, на рынках, в торговых центрах.

Все установленные нормативы государственных социальных стандартов в области бытового обслуживания населения по г.Минску выполнены.

За 2011-2015 гг. выполнены работы по благоустройству, ремонту, рекламному оформлению на 1 024 объектах с направлением на эти цели порядка 96,8 млрд. рублей (в текущих ценах).

В целях стимулирования роста потребления услуг организациями бытового обслуживания проводятся различные акции, организована продажа подарочных сертификатов и купонов со скидками от 30% до 90% к действующим тарифам (на услуги парикмахерских, автосервиса, услуги бань, фотоуслуги, прокат спортивного инвентаря, услуги химчистки и др.). В сети Интернет размещено более 1000 предложений на оказание бытовых услуг со скидкой.

Для поддержания социально незащищенных групп населения организациями бытового обслуживания на постоянной основе предоставляются скидки по всем основным видам бытовых услуг в размере 10-50%. За период 2011-2015 гг. со скидками обслужено более 300 тыс. человек на сумму более 14 млрд. руб. (услуги парикмахерских, прачечных, бань, фотоуслуги, мастерских по ремонту обуви, одежды и др.). Более 50% объектов бытового обслуживания работают по удлиненному режиму работы, 35% – без выходных.

В г.Минске функционирует 45 гостиниц с номерным фондом 5,3 тыс. номеров (9,5 тыс. мест).

За последние пять лет в столице построено 20 гостиниц и гостиничных комплексов, по отношению к 2011 году номерной фонд увеличился более чем в 2 раза – с 2,5 тыс. до 5,3 тыс. номеров (с 4,4 тыс. до 9,5 тыс. мест соответственно).

За первое полугодие 2015 г. введена в эксплуатацию одна гостиница: «GreenCityHotel» (58 номеров, 113 мест) по ул. Притыцкого, 156, проектируемая категория – 3*.

К концу 2015 года в г.Минске планируется ввод 8 объектов гостеприимства примерно на 1,3 тыс. номеров (2,3 тыс. мест), строительство которых ведется в настоящее время. Из планируемых к вводу:
    3 гостиницы категории 5* (633 номера, 1158 мест),

    5 гостиниц категории 3* (701 номер, 1180 мест).
При этом в гостиничный бизнес г.Минска планируется приход международных гостиничных операторов: Хаят, Хилтон, Марриотт.

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Численность населения г. Минска на 1 июля 2015 года составила 1 939,8 тыс. человек и по сравнению с началом текущего года увеличилась на 1 577 человек.

Трудовые ресурсы (в среднем за год, тысяч человек)

  2010 2011 2012 2013 2014
Трудовые ресурсы - всего 1416,2 1419,6 1413,3 1410,9 1406,7
в том числе:          
занятое население 1095,2 1097,3 1088,2 1094,5 1089,3
прочее трудоспособное население в трудоспособном возрасте 321,0 322,3 325,1 316,4 317,4

Численность занятого населения г. Минска по видам экономической деятельности
(в среднем за год; тысяч человек)

  2010 2011 2012 2013 2014
Занято в экономике – всего 1095,2 1097,3 1088,2 1094,5 1089,3
в том числе:          
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 5,4 5,1 4,1 3,9 3,6
рыболовство, рыбоводство 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0
промышленность 242,4 240,7 236,2 227,0 213,1
строительство 100,3 99,2 93,9 99,7 102,1
торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования 209,5 205,9 205,9 208,4 210,2
гостиницы и рестораны 26,7 27,1 27,4 28,7 30,1
транспорт и связь 91,9 88,5 86,9 86,6 85,9
финансовая деятельность 28,5 29,9 30,6 31,8 33,1
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям 143,6 151,7 155,2 165,1 171,0
государственное управление 45,7 46,3 45,3 43,7 39,9
образование 94,1 95,9 95,5 93,2 93,5
здравоохранение и предоставление социальных услуг 55,0 55,8 57,2 56,4 56,2
предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг 52,0 51,1 49,5 49,6 50,2
деятельность частных домашних хозяйств, нанимающих работников 0,1 0,1 0,5 0,4 0,4

ТРУД И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

За последние пять лет уровень жизни населения г.Минска характеризовался устойчивой динамикой роста, занимая лидирующие позиции среди регионов республики.

В 2014 году реальные денежные доходы населения (с учетом индекса потребительских цен) увеличились по сравнению с 2010 годом в 4,9 раза.

Основным источником формирования денежных доходов населения является оплата труда работников. В 2014 году в общем объеме денежных доходов удельный вес данного показателя составил 65,4%, трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии) – 15,3%, доходы от собственности – 10,4%, доходы от предпринимательской  и иной деятельности, приносящей доход – 8,9%.

По итогам работы за январь-июль 2015 года номинальная среднемесячная заработная плата работников столицы сложилась на уровне 8899,4 тыс. рублей, в том числе за июль – 9359,2 тыс. рублей, что на 36,0% выше номинальной начисленной заработной платы за январь-июль текущего года в целом по республике (6542,1 тыс. рублей).

По сравнению с соответствующим периодом прошлого года, темп роста номинальной заработной платы составил 114,0%, реальная заработная плата с учетом темпов роста потребительских цен снизилась на 0,8%. Наиболее высокая заработная плата за январь-июль 2015 года сложилась в организациях финансовой сферы – 14347,9 тыс. рублей, строительной отрасли – 9491,9 тыс. рублей, транспорта и связи – 9051,7 тыс. рублей.

Среднемесячная заработная плата работников бюджетных организаций г.Минска за январь-июль 2015 года составила 6627,1 тыс. рублей, что на 1,3% выше номинальной начисленной заработной платы за январь-июль текущего года в целом республике (6542,1 тыс. рублей).

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

Пенсионным обеспечением в республике охвачено 2,6 млн. человек, или 29,5% населения республики. В городе Минске на 01.09.2015 получателями пенсий являются 469 077 человек, что составляет 24,2% проживающих в г. Минске (18,04% от общего числа пенсионеров в республике), из них 166 454 человека (35,5% от общего числа получателей пенсий) – работающие пенсионеры.

Средний размер назначенных пенсий в г. Минске на сентябрь 2010 года составил 570 456 рублей, на сентябрь текущего года – 2 973 092 рубля. За указанный период средний размер пенсии в г. Минске увеличился в 5,2 раза.

В целях повышения уровня пенсионного обеспечения размеры трудовых пенсий в период с сентября 2010 года по сентябрь 2015 года повышались 14 раз.

Удельный вес лиц, получающих пенсию в размере ниже бюджета прожиточного минимума пенсионера, сократился с 5,3% в сентябре 2010 года до 0,47% в сентябре текущего года.

В городе Минске соблюдены стандарты в области социального обслуживания населения. В каждом из 9 административных районов города функционирует территориальный центр социального обслуживания населения (далее – Центры).

Нуждающимся предоставляются социальные услуги на дому, услуги няни, сиделки, временного приюта, сопровождаемого проживания, социального такси. В центрах открыты отделения дневного пребывания для инвалидов и пожилых граждан, в рамках шаговой доступности функционируют социально-консультационные пункты.

Круглосуточную психологическую помощь оказывает ГУ «Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей», на базе которого успешно реализуются социальные проекты «Родительский университет» и «Школа будущих мама».

Организация жизнедеятельности граждан, пребывание которых в домашних условиях по ряду причин невозможно, в г. Минске обеспечивается сетью стационарных учреждений социального обслуживания, включающей 9 учреждений, в которых проживают   2526 человек.

За прошедшее время введены новые корпуса в  ГУ «Психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов № 1» и ГУ «Психоневрологический дом-интернат для престарелых и инвалидов № 3 г. Минска», открыт центр социальной реабилитации детей-инвалидов и инвалидов «РОСТОК», ликвидирована очередь на поселение в дома-интернаты психоневрологического профиля.

Стационарными учреждениями социального обслуживания предоставляются услуги по платному, краткосрочному проживанию, работают отделения повышенной комфортности, дневного пребывания, интегрированного и сопровождаемого проживания, паллиативного ухода, социальной передышки.

В период с 2011 по 2015 год в г.Минске на базе ГУ «Городской дом-интернат для ветеранов войны и труда «Свiтанак» и территориальных центров социального обслуживания населения администраций районов столицы реализуется эксперимент по социальному обслуживанию на основе договоров пожизненного содержания с иждивением (рента). С момента реализации эксперимента новой формой социального обслуживания воспользовались 20 пожилых минчан.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Медицинскую помощь почти двухмиллионному населению столицы оказывают 116 учреждений здравоохранения, в том числе:
    39 поликлиник для взрослых и 1 врачебная амбулатория,

    19 поликлиник для детей,

    21 стационарное учреждение,

    8 специализированных диспансеров.
Общая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений составляет 41 000 посещений в поликлиники в смену, стационарная помощь оказывается на 12 тысячах койках.

Ежегодно столичным здравоохранением удовлетворяется до 21 млн. посещений к врачам всех специальностей поликлиник, диспансеров, более 510 тысяч вызовов скорой и неотложной помощи. Стационарное лечение получают около 420 тысяч пациентов, до 12% из них – жители других регионов республики, ближнего и дальнего зарубежья, что связано со стабильно высокой степенью доверия к столичному здравоохранению

На протяжении последних пяти лет в столице достигнуты позитивные изменения в медико-демографической ситуации, в основных показателях здоровья населения. Остается низким показатель младенческой смертности, без отрицательной динамики, а также самым низким – показатель смертности. Сохраняется положительный естественный прирост. Продолжительность жизни – самая высокая в республике и составляет 73,5 года.

Внедрение информационных технологий и вычислительной техники продолжает оставаться одним из ключевых направлений развития городского здравоохранения. Информатизация отрасли здравоохранения направлена на автоматизацию организаций здравоохранения амбулаторно-поликлинического типа; подключения организаций здравоохранения к электронной почте и сети Интернет для обеспечения внедрения электронного документооборота и обмена данными; развитие телемедицинских технологий.

Внедрение в практику столичного здравоохранения новейших медицинских технологий сделало столичное здравоохранение привлекательным для граждан других государств.

В столице реализуется целый комплекс мер по улучшению доступности и качества медицинской помощи, усилению профилактической направленности в работе столичного здравоохранения.

За последние 5 лет введено в эксплуатацию более 70 объектов здравоохранения:
    построено и введено в эксплуатацию 4 новых поликлиники в микрорайонах Сухарево-2, Малиновка-8, Лошица-2, Дружба-2, подстанция скорой медицинской помощи на 16 бригад в микрорайоне Каменная горка-2;

    выполнена реконструкция со строительством новых корпусов 2-й городской клинической больницы (далее - ГКБ), 3-й ГКБ, 6-й ГКБ, городской гинекологической больницы, больницы скорой медицинской помощи, 2-й, 3-й и 4-й городских детских клинических больниц, блоков Б и В детской инфекционной клинической больницы;

    проведена реконструкция детского центра медицинской реабилитации «Пралеска»;

    выполнены работы по модернизации здания и операционно-реанимационных блоков 10-й ГКБ.
До конца 2015 года планируется ввести в эксплуатацию порядка 10-ти объектов здравоохранения. На развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения столицы до 2020 года запланировано 15 трл. бел. рублей.

Проводится большой объем работ по переоснащению учреждений здравоохранения города современным медицинским оборудованием, осуществляется закупка современного высокотехнологичного оборудования для внедрения новых медицинских технологий, повышения уровня диагностики заболеваний и качества оказываемых медицинских услуг.

ОБРАЗОВАНИЕ

Ежегодно возрастает количество воспитанников учреждений дошкольного образования:
    2012/2013 учебный год – 87 115,

    2013/2014 учебный год – 90 757 детей,

    2014/2015 учебный год - более 92 000 детей.
Процент охвата дошкольным образованием детей в возрасте от 1 года до 6 лет составляет 85,9 % (в среднем по Республике Беларусь – 74,6 %), детей от 3 до 6 лет – 99,7 %.

Образовательная сеть учреждений дошкольного образования столицы включает в себя 440 учреждений государственной формы собственности. В городе функционируют 14 дошкольных центров развития, 26 санаторных учреждений дошкольного образования, 12 специальных дошкольных учреждений.

В среднем по городу наполняемость учреждений в 2014/2015 учебном году составляет 122 %(в 2013/2014 учебном году – 121 %). 

В системе общего среднего образования функционируют 242 учреждения общего среднего образования государственной формы собственности, из них: 49 гимназий, 1 гимназия-колледж, 2 лицея, 179 средних школ (в том числе 2 кадетских училища), 1 школа-интернат, 5 начальных школ, 5 детских сада - школы.

В 2015 году повысилась результативность выступления команды учащихся г.Минска. Количество учащихся награжденных, дипломами составило 57,6% от количества принявших участие (2014 – 52,9%, 2013 – 58,6%).

В 2014/2015 учебном году завершили обучение 14 820 учащихся 9 классов (2013/2014 уч.г. – 13 963) и 8559 учащихся 11 классов (2013/2014 уч.г. - 8433), обучавшихся по образовательным программам базового, среднего, специального образования на уровне общего среднего образования и 88 выпускников (2013/2014 уч.г. – 109), обучавшихся по образовательным программам специального образования на уровне общего среднего образования, для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

В подчинении комитета по образованию Мингорисполкома находятся 22 учреждения профессионально-технического и среднего специального образования, в которых обучаются 12 993 учащихся (уровень ПТО – 11121, уровень ССО - 2166).

На уровне профессионального образования обучение осуществляется по 50 специальностям, включающим 148 квалификаций, своей квалификационной структурой охватывающим практически весь социально-экономический комплекс города (148 квалификаций):
    - строительство - 42,

    - машиностроение, электроника и транспорт - 48,

    - легкая промышленность - 21,

    - сфера услуг, полиграфия - 25,

    - общественное питание и перерабатывающая промышленность – 12.
На уровне среднего специального - по 23 квалификациям.

На протяжении 2014/2015 учебного года в учреждениях ПТО и ССО функционировали 4 ресурсных центра:
    «Современные швейные технологии» (на базе Минского государственного ПТК швейного производства);

    «Отделочные строительные работы» (на базе Минского государственного профессионального лицея № 12 строительства);

    по подготовке учащихся, обучающихся по квалификациям «Машинист холодильных установок», «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике» (на базе учреждения образования «Минский государственный механико-технологический профессионально-технический колледж»);

    обучение по квалификациям: «Автоматизация технологических процессов и производств», «Мехатроника», «Микроэлектроника», «Наладка технологического оборудования радиоэлектронного производства», «Технология производства изделий электронной и микроэлектронной техники» (на базе учреждения образования «Минский государственный колледж электроники»).
Столичная система дополнительного образования детей и молодежи  представлена 23 учреждениями: Минский государственный дворец детей и молодежи; Минский городской туристско-экологический центр детей и молодежи; 12 районных центров дополнительного образования детей и молодежи; 9 районных физкультурно-спортивных центров детей и молодежи. 

Увеличение и ускорение  темпов жилищного строительства в городе повлекло за собой необходимость строительства школ и дошкольных учреждений. За последние 5 лет построено:
    10 общеобразовательных школ на 9 515 ученических мест,

    пристройка к СШ № 16 на 370 мест (за счет средств инвестора ООО «Юнивест-М»),

    учебно-педагогический комплекс (д/сад – начальная школа) на 280 мест,

    20 дошкольных учреждений общей вместимостью 3890 мест.
Также за счет средств  местного бюджета за период 2009-2014 г.г.  проведена реконструкция зданий:
    Минского государственного колледжа электроники,

    Детского сада № 55,

    Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации,

    Центра дополнительного образования «Контакт» Центрального района,

    Социально-педагогического центра Московского района.
Реконструирован специализированный физкультурно-спортивный комплекс гимназии № 14 Заводского района.

В соответствии с Инвестиционной программой 2015 года осуществляется строительство 4 школ в микрорайонах Каменная

Горка-3, Дружба-1,  Масюковщина-3, Лебяжий и 7 дошкольных учреждений в микрорайонах Каменная Горка-3, 5, Михалово-2, Масюковщина-5, Магистр, Лебяжий, в границах улиц Веснинка - пер. Веснинка - пр. Победителей.

В первом полугодии 2015 года  осуществлен ввод в эксплуатацию общеобразовательной школы № 56 в микрорайоне Каменная Горка-4 на 1020 ученических мест и дошкольного учреждения № 39 в микрорайоне Каменная Горка-1 на 230 мест средней школы № 32 в микрорайоне Лебяжий на 1020 мест.

СПОРТ

В настоящее время в столице имеется 3 662 объекта физкультурно-спортивного назначения.

За пять лет было построено 16 объектов физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения, в том числе МКСРК «Чижовка-арена», аквапарк «Лебяжий», СОК «Фристайл» и др.

Для любителей велосипеда в г.Минске обустроена велодорожка 27 км и более 70 км адаптированных пешеходно-велосипедных дорожек, функционирует 35 пунктов велопроката.

Для организации и проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в Минске функционирует сеть государственных и общественных организаций и объединений, в том числе:
    9 районных физкультурно-оздоровительных центров,

    9 физкультурно-спортивных центров детей и молодежи,

    373 клубов по физической культуре и др.
Постоянно растет число регулярно занимающихся любителей  физической культуры и спорта (2012 – более 106 тыс. человек,  2014 – более 450 тыс. человек).

В столице традиционными стали спортивно-массовые мероприятия:
    соревнования по хоккею «Золотая шайба»;

    зимняя и летняя спартакиады среди юношей допризывного и призывного возраста «Защитник Отечества»;

    соревнования среди детей и подростков по биатлону, лыжным гонкам и стрельбе из пневматического оружия «Снежный снайпер»;

    соревнований по футболу «Кожаный мяч»;

    соревнования по хоккею с шайбой среди любительских команд на призы Президентского спортивного клуба;

    Всебелорусский легкоатлетический кросс Победы на призы «Советская Белоруссия»;

    физкультурно-спортивные праздники, посвященные Дню Независимости Республики Беларусь, Дню Победы и другим значимым датам с широкой программой спортивных соревнований и показательных выступлений;

    рабочая спартакиада трудящихся предприятий и организаций по 11 видам спорта и др.
Для любителей «стрит воркаута» построено 3 площадки в парках Тивали, им. М.Казея и им. Павлова. На территориях 14 учреждений образования установлены антивандальные тренажерные комплексы.

Система подготовки спортивного резерва и спортсменов высокого класса в г.Минске включает:
    53 специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и детско-юношеских спортивных школ;

    6 городских центров олимпийского резерва;

    Минское государственное городское училище олимпийского резерва;

    Минская городская школа высшего спортивного мастерства.
В центрах и спортивных школах обучается около 23000 спортсменов-учащихся по 66 видам спорта, из них 47 включены в программу зимних и летних Олимпийских игр.

Для укрепления материально-технической базы спортивных школ в последние годы введены в строй:
    ледовый дворец для СДЮШОР по фигурному катанию по проезду Каролинскому, 5;

    спортивный комплекс по ул.Уральская, 3а – для баскетбольного  клуба «Минск-2006»;

    теннисные корты с устройством комплексного спортивного городка и охраняемой гостевой автостоянки по ул. Жудро, 40 для ГЦОР по теннису;

    МКСРК «Чижовка-арена» для хоккейного клуба «Юность-Минск»;

    яхт-клуб в д.Заречье Минского района для СДЮШОР парусного спорта;

    водно-гребная база «Серебрянка» по ул.Малявки, 1а для ГЦОР  по гребным видам спорта.
Ежегодно столичные спортсмены завоевывают более 150 медалей различного достоинства на официальных международных соревнованиях. Особо хочется отметить их выступления на Олимпийских и I Европейских играх.

На ХХХ летних Олимпийских играх (Лондон; Великобритания) Столичными спортсменами были завоеваны 1 золотая (Максим Мирный и Виктория Азаренко (теннис пара), 4 серебряных (Александра Герасименя (2 медали, плавание), Ксения Санкевич, Алина Тумилович, Анастасия Иванькова, Наталия Лещик, Марина Гончарова, Александра Наркевич (художественная гимнастика, групповые упражнения), Вадим Махнев (гребля на байдарках и каноэ) и 2 бронзовые (Виктория Азаренко (теннис) и Любовь Черкашина (художественная гимнастика) медали.

На ХХII зимних Олимпийских играх 2014 года в г.Сочи (Российская Федерация) приняли участие 14 спортсменов-минчан в 4 видах спорта, 7 из которых (50%) дали зачетные очки. Три золотые медали завоевала Дарья Домрачева (биатлон), золотые медали завоевали – Алла Цупер и Антон Кушнир (фристайл), бронзовую медаль завоевала Надежда Скардино (биатлон).

На II летних Юношеских Олимпийских играх в г.Нанкин (Китай) Шиманович Ирина (ГУ «ГЦОР по теннису») завоевала  золотую медаль в парном и серебряную в одиночном разрядах в теннисе, Тарасюк Анна (У «Минская СДЮШОР № 2» БФСО «Динамо») – золотую медаль в легкой атлетике.

В период с 12 по 28 июня 2015 г . в г.Баку (Азербайджанская Республика) проходили I Европейские игры (далее – Игры).   Сборная команда Республики Беларусь на Играх завоевала 43 медали в 14 видах спорта.  Свой вклад в успех сборной команды Республики Беларусь внесли 18 столичных спортсменов в девяти видах спорта завоевав 3 золотых, 4 серебряных и 9 бронзовых медалей.

В г.Минске на высоком организационном уровне были проведены чемпионат мира по хоккею, чемпионаты мира по самбо, биатлону, футзалу, гребле на байдарках и каноэ и велоспорту, чемпионаты Европы по боксу, современному пятиборью, художественной гимнастике, баскетболу 3х3, ежегодный Рождественский международный турнир любителей хоккея на приз Президента Республики Беларусь; ежегодный этап Кубка мира «Открытый чемпионат Республики Беларусь по самбо на призы Президента Республики Беларусь»; международный турнир БФСО «Динамо» по художественной гимнастике на призы олимпийской чемпионки Марины Лобач, Х Международный юношеский  турнира по футболу на призы Ассоциации «Белорусская федерация футбола» и Мингорисполкома, ежегодный Международный турнир Гран-при по вольной борьбе на призы Александра Медведя, этап Кубка мира по гимнастике художественной и т.д.

ТУРИЗМ

Создан новый для столицы проект «Минск – экскурсионный». Действующий автобусный маршрут №1 (Вокзал (ул.Кирова) – д/с Веснянка) сопровождается аудиоэкскурсией. В рамках этого проекта в сентябре 2015 года планируется запуск еще одного автобусного маршрута (№100). Для маршрута (№100) на данном этапе разработаны дизайн-макет автобуса и текст аудиоэкскурсии.

С целью повышения туристической привлекательности на территории исторического квартала открыт Духовно-образовательный центр Белорусской православной церкви, установлена скульптурная композиция «Обретение иконы Божьей матери». В центре города появились новые скульптуры: «Городские весы», скульптура войта (главы магистрата), музыкальная скамья Михала Клеофаса Огинского.

С 2012 года с мая по сентябрь на территории Верхнего города проходят летние музыкально-туристические сезоны с участием творческих коллективов и продажей сувенирной продукции. В рамках частно-государственного партнерства в летний период открывается выставка «Художник и город». В 2015 году впервые на территории Комсомольского озера организован творческий проект «Арт-острова». Музеем истории города Минска разработаны интерактивные программы для работы с туристами.

В туристической зоне «Верхний город», ул. Немига установлены информационные конструкции. Готов проект и ведутся работы по установке конструкций в районе Комаровки и железнодорожного вокзала.

С целью создания комфортной информационной среды для туристов в городе Минске размещены картосхемы с обозначенными основными достопримечательностями и информацией о месторасположении Инфотурцентра «Минск» и его QR-кодом вдоль основных транспортных магистралей столицы, а также в здании РУП «Национальный аэропорт «Минск».

В местах наибольшего туристического интереса установлено 16 щитов с картами города Минска; реализован проект плакат-газета – на 80 остановочных пунктах общественного транспорта в центральной части города размещены карты с основными достопримечательностями города Минска. По основным автомагистралям столицы установлено 39 информационно-указательных знаков и 249 световых дорожных указателей.

КУЛЬТУРА

Минск обладает богатым историко-культурным наследием. В городе работают 84 учреждения культуры коммунальной формы собственности, в том числе: театрально-зрелищные учреждения, ГЗУ «Белорусский государственный цирк», музейные учреждения, библиотеки, учреждения образования, 26 детских школ искусств, Минский государственный музыкальный колледж имени М.И.Глинки, центр «Национальная школа красоты», ГУ «Минскконцерт», ГКПУ «Дворец культуры «Лошицкий», ГУ «Белорусский культурный центр духовного Возрождения».

На протяжении последних пяти лет учреждения культуры города выполняют все творческие и производственно-финансовые планы. Ежегодно театры осуществляют более 10 новых постановок, показывают более 600 спектаклей, обслуживают около 300 тысяч зрителей.

В 2014 году введено в эксплуатацию после ремонта и реконструкции здание Белорусского государственного молодежного театра по ул. Козлова,17.

В июне 2015 года введено в эксплуатацию после реконструкции здание Белорусского республиканского театра юного зрителя по ул. Энгельса, 26.

Каждый год в столице проводится более 350 общегородских культурно-массовых мероприятий. Ведущее место в их числе отведено мероприятиям, посвященным важнейшим знаменательным датам в жизни республики и столицы, таким как, День Независимости, День Победы, День города. 

Городские библиотеки – это многофункциональные информационные центры, которые имеют 550 единиц компьютерной техники в 43-х библиотеках с возможностью пользоваться ресурсами сети Интернет и предоставлять услуги, в том числе удаленным пользователям. Широко внедряются новые технологии. Сайты, созданные библиотечными системами, пользуются большой популярностью, такие как «Город Минск – история и современность», «Их именами названы улицы Минска», «Минск и минчане в годы Великой Отечественной войны».

В 2012 году состоялось открытие после капитального ремонта детской библиотеки №9. В 2013 году переехала в новое, специально спроектированное помещение по ул. Авроровская, 8, публичная библиотека № 12. В июле 2015 года закончены  строительно-монтажные работы по капитальному ремонту детской библиотеки №8.

Ежегодно выполняется поручение Президента Республики Беларусь о направлении на комплектование библиотечных фондов не менее 15% от общей суммы средств, направленных на  текущее содержание библиотечных учреждений. В полном объеме обеспечивается закупка для библиотек социально значимой литературы.

В детских школах искусств г.Минска обучается около 10,5 тысяч детей. Лучшие ученики столичных школ достойно представляют республику на международных конкурсах в Беларуси, России,  Польше, Литве, Италии и других странах. Каждая музыкальная школа организовывает в среднем 20 концертов в год на сценических площадках города. В школах работает 26 образцовых  и 3 народных коллектива, подтверждая свое звание активным участием в культурной и общественно-политической  жизни республики и ее столицы.

Сегодня в г.Минске насчитывается 630 памятников архитектуры, искусства,  истории, археологии.

Указом Президента Республики Беларусь от 14.07.2004 № 330 «О развитии исторического центра г.Минска» утверждена Концепция реконструкции, развития и функционального использования объектов недвижимого имущества и территории исторического центра г.Минска. В ходе реализации Концепции на территории исторического центра города воссозданы памятники истории и культуры Республики Беларусь – здания Минской городской ратуши и детской музыкальной филармонии.

Более 30 тысяч минчан ежегодно посещают столичные музеи. В коммунальной собственности города Минска находятся 2 музея: ГУ «Музей истории города Минска», ГУ «Мемориальный музей-мастерская З.Азгура». ГУ «Музей истории города Минска»  создан 8 апреля 2010 года с включением в него в качестве филиала Городской художественной галереи произведений Леонида Щемелёва.

В течение 5 лет (2010-2015гг.) были созданы отдельные музейные экспозиции, которые являются структурными подразделениями музея:
    Скульптурная мастерская И.Я.Миско (ноябрь 2011 года);

    Минская городская ратуша (май 2012  года);

    Художественная галерея Михаила Савицкого (введена в эксплуатацию в сентябре 2012 года);

    «Каретная» (открыта в сентябре 2014 года);

    Лошицкий  усадебный комплекс (открыт в апреле 2015 года).
РЕЛИГИЯ И НАЦИОНАЛЬНОСТИ

В сфере межконфессиональных отношений сформировались и продолжают сохраняться положительные тенденции – стабилизация уровня религиозности населения, проявление интереса к исторически традиционным конфессиям, широкое привлечение священнослужителей к участию в общественной жизни. Достигнута обстановка взаимоуважения и диалога в отношениях между верующими различных конфессий, государственными органами управления и религиозными организациями.

На 01.09.2015 в г.Минске зарегистрирована 151 религиозная община, представляющая 22 конфессии. В течение 5 лет было зарегистрировано 15 религиозных общин: 9 православных, 2 римско-католических, 1 греко-католическая, 2 христиан веры евангельской, 1 буддистская.

На территории города также располагаются административные структуры 18 республиканских религиозных управленческих центров, 6 братств и сестричеств, 21 миссия, один православный и один католический монастырь, 10 учебных религиозных институтов и колледжей, всего 203 организации.

В г.Минске насчитывается 50 культовых зданий. Мингорисполком оказывает поддержку религиозным общинам в выделении земельных участков для строительства культовых зданий.

С 2010 по 2015 гг. введены в эксплуатацию 7 православных культовых строений, 3 – римско-католических; выделено решением Мингорисполкома 9 земельных участков для строительства культовых комплексов: 5 православным религиозным общинам, 4 – римско-католическим.

Продолжается строительство 24 православных комплексов и церквей, 10 римско-католических костелов, Дома престарелых христианами-баптистами в микрорайоне Сухарево-3 по ул. Горецкого, церкви христиан веры евангельской «Вифания» и мечети по ул. Грибоедова. 

Знаковыми событиями религиозной жизни столицы в рассматриваемый период стали торжества, посвященные празднованию 1025-летия Крещения Руси, с участием Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и предстоятелями поместных православных церквей. Минский горисполком принял активное участие в организации и проведении Крестного хода, Божественной литургии, закладке капсулы с памятной грамотой на Минском замчище.

Каждый год в г.Минск привозят великие христианские святыни и реликвии. Только за последние два года верующие имели возможность поклониться Кресту святого апостола Андрея Первозванного, Честным дарам волхвов из монастыря святого Павла на Святой Горе Афон, мощам архиепископа Луки Войно-Ясенецкого и др.

В столице проживают представители 140 национальностей, работают 58 общественных национально-культурных объединений, в том числе 26, зарегистрированные главным управлением юстиции Мингорисполкома.

Для координации взаимодействия местных органов государственного управления с общественными национально-культурными объединениями, решения насущных вопросов межнациональных отношений, эффективной организации совместных мероприятий национальных общностей создан и плодотворно работает совет руководителей общественных национально-культурных объединений при главном управлении идеологической работы, культуры и по делам молодежи Мингорисполкома.

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Атмосферный воздух. Общая картина состояния атмосферного воздуха в г. Минске достаточно благополучна. Результаты многолетнего мониторинга свидетельствуют о снижении и стабилизации уровня загрязнения воздуха специфическими веществами.

За последние 5 лет уровень загрязнения воздуха формальдегидом понизился на 17%, фенолом – на 40%. Сохраняется стабильно низким содержание в атмосферном воздухе аммиака, диоксида серы, кадмия и летучих органических соединений. Вместе с тем, прослеживается некоторый рост уровня загрязнения воздуха оксидом углерода и диоксидом серы.

Также следует отметить, что большое влияние на качество атмосферного воздуха в г.Минске оказывает ежегодное увеличение количества автомобильных транспортных средств.

Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в г.Минске в 2014 году составил 23,5 тыс. тонн, По сравнению с 2010 годом выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух сократились на 24 %.

Водные ресурсы. Общий объем использования воды по г. Минску составляет 179,54 млн. м3. В соответствии с данными Государственного водного кадастра в г. Минске в 2014 году по сравнению с 2010 годом произошло сокращение использования воды на 6,45 млн. м3. Данное сокращение обусловлено прежде всего ростом приборного учета воды в жилом секторе и принимаемыми мерами по сокращению неучтенных расходов воды и потерь при транспортировке в системах коммунального водоснабжения.

Состояние поверхностных водных объектов. Наблюдения за гидрохимическим режимом рек и водохранилищ проводятся в рамках Национальной системы мониторинга окружающей среды ежемесячно. Результаты наблюдений за состоянием поверхностных водных объектов свидетельствуют об относительно благополучном состоянии.

Мониторинг поверхностных вод проводится на реках Свислочь и Лошица, водохранилищах Заславское, Лошица, Дрозды и Комсомольское озеро.

В 2010 – 2014 гг. качество воды р. Свислочь на участке реки выше города соответствовало категории «относительно чистая» (Индекс загрязненности воды (далее – ИЗВ) = 0,5 – 0,7). В соответствии с современными подходами к оценке состояния водных объектов Республики Беларусь, применяемыми с июля 2014 г ., гидрохимический статус р. Свислочь на всем ее протяжении в пределах г. Минска оценивался как «хороший».

Результаты гидрохимических наблюдений за 2010 – 2014 гг. свидетельствуют о снижении концентраций приоритетных загрязняющих веществ на замыкающем створе р. Свислочь (н.п. Королищевичи).

Река Лошица являлась наиболее загрязненным водотоком города. Ряд природоохранных мероприятий на водосборе, включавших, в частности, изъятие загрязненных донных отложений руслового водохранилища Лошицы, существенно улучшили гидрохимический режим р. Лошицы. В 2014 г . качество воды р. Лошица по ИЗВ соответствовало II категории (относительно чистые).

Строительство природоохранных объектов. В настоящее время ведется строительство объекта «Реконструкция пруда-регулятора в районе по ул. Инженерной». Сроки строительства: 2012-2017 г.г. Реализация объекта позволит снизить урбанистическую нагрузку на реку Свислочь, в том числе по  загрязнению нефтепродуктами, улучшить экологическую обстановку в городе.

В марте 2014 г. на УП «Экорес» введен в эксплуатацию «Комплекс по сжиганию трупов животных, медицинских отходов и других видов патологического материала».

Для увеличения объемов использования строительных отходов в г.Минске на УП «Вторичный щебень» в марте 2015 года введен в эксплуатацию объект «Завод по переработке строительных отходов в районе полигона «Тростенецкий» (Шабаны) г. Минска».

Кроме того, в г.Минске осуществляется строительство объекта «Мусороперерабатывающий сортировочный завод в районе полигона захоронения отходов «Тростенецкий» мощностью 100 тыс. тонн в год. Срок ввода в эксплуатацию – 2017 г.





В сборнике содержатся материалы о социально-экономическом развитии города Минска по итогам за последние 5 лет.

Издание рассчитано на работников идеологической вертикали, членов информационно-пропагандистских групп, руководителей общественных объединений.

Сборник подготовлен
главным управлением идеологической работы, культуры и по делам молодежи по материалам, предоставленным структурными подразделениями Мингорисполкома.
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016