Главная / Актуальные события / Единый день информирования
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО В БЕЛАРУСИ:
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Выступая 29 апреля 2015 г. на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики с ежегодным Посланием белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь, Глава государства А.Г.Лукашенко обозначил совершенствование сферы ЖКХ одним из важнейших актуальных приоритетов развития страны.

Жилищно-коммунальное хозяйство традиционно выполняло жизненно важные функции, в числе которых – создание условий для комфортного проживания, предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг.

От качества работы жилищно-коммунальных служб во многом зависит успешное развитие экономики страны, благосостояние людей, их здоровье, работоспособность, стабильность в обществе.

В конце 1980-х годов, фактически унаследовав советскую систему ЖКХ, где коммунальный и жилищный фонды находились в собственности государства и содержались за счет значительных бюджетных дотаций, белорусскому жилищно-коммунальному хозяйству пришлось решать многочисленные задачи по развитию и совершенствованию правовой и методической базы, реформированию отрасли, привлекать специалистов высокой квалификации, обладающих профессиональной подготовкой и достаточным опытом практической работы.

Начиная с 1990-х годов на баланс жилищно-коммунальных организаций стали передаваться объекты коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда от других министерств и ведомств с целью освобождения их от несвойственных им форм деятельности и снижения себестоимости производимой ими продукции.

С 1997 по 2002 год в коммунальную собственность было принято более 16 млн. м² ведомственного жилья.

За указанный период почти завершилось восстановление жилищно-коммунального хозяйства бывших военных городков, оставленных после вывода войск Российской Федерации либо переданных Вооруженными Силами Республики Беларусь. Почти вся коммунальная инфраструктура сельской местности также перешла на баланс и обслуживание организаций ЖКХ. При этом объекты и сети были приняты далеко не в лучшем техническом состоянии и без дополнительных источников финансирования. Главной задачей отрасли стало создание в сельской местности достойных условий проживания – качественно равных городским и соответствующих установленным стандартам.

Справочно.

В 2003 году в Республике Беларусь была утверждена система государственных социальных стандартов по обслуживанию населения, в том числе в области жилищно-коммунального хозяйства, в частности:
  • норма обеспечения водой – не менее 140 л/сутки на одного человека, в том числе не менее 70 л/сутки – на горячее водоснабжение в домах, оборудованных центральным водопроводом;

  • норма отопления жилых помещений – не менее 18 ºС;

  • норма температуры горячей воды – не менее 50 ºС;

  • наличие помывочных мест в банях для городов и городских поселков в жилищном фонде – 3 или 5 мест на 1 тыс. человек в зависимости от благоустроенности жилищного фонда;

  • удельный вес освещенных улиц – не менее 80%;

  • удельный вес улиц с усовершенствованным освещением – не менее 60%;

  • график подачи горячей воды – ежедневно;

  • норма потребления электроэнергии в домах – 60 кВт/ч / 90 кВт/ч в месяц на одного человека (в зависимости от видов плиты – электро-, газовая).
Республиканскими органами управления, местными исполнительными и распорядительными органами осуществляется регулярный контроль за соблюдением данных стандартов.


Жилищный фонд, его содержание и эксплуатация

Уют и комфортные условия проживания – то, к чему стремится каждый человек независимо от места жительства. В большей степени забота о предоставлении таких условий лежит на жилищно-эксплуатационных службах, в чьи непосредственные обязанности входит техническое обслуживание жилфонда. Это понятие включает обеспечение нормального функционирования всех инженерных систем многоквартирных жилых домов, в т.ч. контроль за его техническим состоянием, наладку и регулировку систем водоснабжения, отопления, энергоснабжения, устранение выявленных неисправностей, влияющих на безопасность проживания, рациональное использование энергоресурсов, чистоту мест общего пользования и придомовых территорий.

Для того чтобы сделать услугу технического обслуживания более прозрачной и понятной для плательщиков, а также в целях снижения ее себестоимости, новым Жилищным кодексом в 2012 году из состава этой услуги был выделен как отдельный вид деятельности текущий ремонт общего имущества.

Справочно.

Текущий ремонт общего имущества жилого дома – комплекс мероприятий, выполняемых в плановом порядке с целью восстановления исправности или работоспособности инженерных систем, частичного восстановления ресурса с заменой или восстановлением элементов здания.

В рамках поэтапного повышения доли участия населения в содержании жилищного фонда источниками финансирования таких работ являются как бюджетные средства, так и средства собственников, нанимателей жилья и членов ЖСПК (ремонт подъездов включает восстановление штукатурки и облицовки стен и потолков, замену полов, восстановление декоративных деталей, лестниц, малярные работы).

Кроме этого, начиная с 2012 года ЖЭС или РСЦ в счетах на оплату ЖКУ предоставляет подробные сведения о выполняемых коммунальниками работах. Это способствует повышению их ответственности и положительно сказывается на качестве услуг.

Для организаций ЖКХ также важным является недопущение ухудшения технического состояния жилфонда. Путь достижения этой цели – увеличение объемов капитального ремонта, что позволит не только повысить комфортность проживания сотен тысяч граждан, но и сэкономит государству значительные денежные средства.

Справочно.

За годы существования суверенной Беларуси было капитально отремонтировано 15 млн. м² жилья. В рамках увеличения объемов ремонта жилфонда и поиска оптимальных форм финансирования этих работ в текущем году приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства установлены предельные нормы затрат на 1 м² площади капитального ремонта квартир в сумме 1,5 млн. руб., а также приоритетные виды работ, от выполнения которых зависит безопасная эксплуатация жилых зданий и гарантированное предоставление основных жилищно-коммунальных услуг (ремонт кровель, балконов, несущих конструкций, внутридомовых инженерных сетей и др.).

Средства, отчисляемые гражданами на капитальный ремонт жилых домов, не аккумулируются на счетах, а направляются на проведение ремонта жилищного фонда, который находится в наиболее худшем техническом состоянии. Списки нуждающихся в ремонте домов формируются местными исполнительными органами с перспективой на год.

Необходимо отметить, что только с 1999 года отчисления на капремонт производят все без исключения жители многоквартирных домов: на данный момент тариф составляет 847 руб. за 1 м² ежемесячно. Однако этих средств для реализации глобальных работ недостаточно. Поэтому государство вынуждено совершать серьезное субсидирование данного вида услуг.

Если в качестве примера взять стандартную двухкомнатную квартиру 48 м² с тремя проживающими, то за 15 лет внесения платежей на капитальный ремонт собственник этой квартиры накопил бы около 7,5 млн. руб., т.е. при стоимости капитального ремонта 1 м² 1,5 млн. руб. этих средств не хватило бы даже на текущий ремонт такой квартиры.

Ответственность в плане обеспечения сохранности жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем возложена и на самих жителей. Бережное и ответственное отношение жильцов к общедомовому имуществу, надлежащее и своевременное техобслуживание, осуществляемое жилищно-эксплуатационной организацией, продлевают век дома, а проживание в нем делают комфортным и безопасным.

В последние годы был выполнен значительный объем работ по упорядочению структуры жилищного фонда. Ранее в Беларуси было многообразие различных форм жилья – служебное, социальное, специальный жилищный фонд, специальный служебный фонд и т.д.

Сегодня в Республике Беларусь жилье подразделяется на социальное, арендное и частное.

К 1 июля 2016 г. в частной собственности будет находиться не менее 95% жилищного фонда, оставшееся жилье будет государственным (арендное, социальное).

Необходимо отметить поступательное развитие рынка государственного арендного жилья, формирование которого началось с принятия в декабре 2013 г. соответствующего Указа Президента Республики Беларусь.

На сегодняшний день в стране имеется уже около 5 тыс. арендных квартир. При этом полностью сформирована и нормативная база, определяющая порядок предоставления и пользования арендным жильем. Надо отметить, что развитие рынка государственного арендного жилья показало свою эффективность. Об этом свидетельствуют снижение цен на вторичном рынке недвижимости со стороны частных лиц, а также возможность решения жилищного вопроса для категорий населения, у которого отсутствует возможность его приобретения в собственность.

В перспективе для повышения эксплуатационной надежности жилищного фонда и недопущения его обветшания перед отраслью стоят следующие задачи:
  • увеличение объемов капитального ремонта жилищного фонда;

  • своевременное проведение текущего ремонта жилищного фонда;

  • привлечение собственников жилых помещений к управлению недвижимым имуществом, находящимся в общей собственности, обеспечение сохранности такого имущества;

  • обеспечение профессионального обучения руководителей товариществ собственников и организаций застройщиков;

  • внедрение страхования совместного домовладения как объекта имущества.
Коммунальное хозяйство

В программе развития ЖКХ немаловажное значение придается проблемам водоснабжения и канализации. В большинстве стран мира решению проблем, связанных с обеспечением населения качественной питьевой водой и развитием систем водоотведения, сегодня уделяется большое внимание.

Обеспечение населения Беларуси питьевой водой осуществляется в основном из подземных источников, что позволяет получать хорошую, качественную воду. Согласно докладу ПРООН «Показатели развития человека», Беларусь входит в группу 34-х стран, население которых имеет стопроцентный устойчивый доступ к улучшенным источникам воды (по количеству, качеству и близости нахождения).

Доступ к центральному водопроводу имеет 90% населения от общего количества жителей страны (в том числе почти 69% сельских жителей и порядка 98% – городских).

Эти результаты обеспечены в основном за счет поэтапной реализации Государственной программы по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода», которая стартовала в 2000 году.

Результатами 15-летней работы организаций водопроводно-канализационного хозяйства стали:
  • экономия природных и энергоресурсов;

  • модернизация систем водоснабжения и водоотведения;

  • повышение качества оказываемых услуг;

  • улучшение работы отрасли в целом.
К началу 2016 года планируется обеспечить централизованным водоснабжением с качественной питьевой водой еще 142 тыс. человек, проживающих в городах и городских поселках, а также 70 тыс. человек сельского населения, проживающего в агрогородках. Централизованными и местными системами хозяйственно-бытового водоотведения планируется обеспечить 156 тыс. человек городского и 53 тыс. человек сельского населения.

Теплоснабжение

Тепло в наших домах – еще один важный аргумент стабильности работы организаций ЖКХ.

Проведена большая работа по модернизации котельного хозяйства, переводу его на использование местных видов топлива (МВТ) и по снижению удельных расходов природного газа, запасов которого в нашей стране нет.

В результате сегодня местные виды топлива используют 75% котельных ЖКХ (2,9 тыс. котельных). За 10 лет доля МВТ в топливном балансе выросла на 28,5 процентных пункта и достигла почти 39%.

Повсеместное оснащение жилищного фонда и других потребителей приборами учета расхода тепловой энергии поставило надежный заслон возможности «списать» на население сверхнормативные потери тепловой энергии при ее транспортировке и послужило стимулом к ускорению работ по замене тепловых сетей, отслуживших положенные сроки.

Справочно.

За 2011–2015 гг. организациями жилищно-коммунального хозяйства заменено почти 4 тыс. км тепловых сетей.

В среднем в год меняется около 5% от их общей протяженности. На начало этого года уже 44% тепловых сетей проложено в ПИ-трубах (предварительно изолированных), а протяженность сетей со сверхнормативными сроками эксплуатации составляет менее 30%.

Кроме надежности теплоснабжения, замена тепловых сетей обеспечивает существенное снижение затрат и экономию топливно-энергетических ресурсов. Так, потери тепловой энергии снижены на 6,6% (с 22% в 2006 году до 15,4% в 2014 году).


Сроки отключения потребителей от горячего водоснабжения при проведении работ по профилактическому ремонту и испытанию оборудования котельных и тепловых сетей составляют 10–14 дней.

Вторичные материальные ресурсы

За последние шесть лет организациям Минжилкомхоза удалось почти в 2,5 раза увеличить объемы заготовки вторичных материальных ресурсов (ВМР).

Справочно.

В 2014 году сбор бумаги и картона, стекла, полимерных, резиносодержащих, текстильных отходов составил 550 тыс. т. Положительная динамика объемов заготовки основных видов BMP прослеживается и в текущем году – за 9 месяцев 2015 года заготовлено 429 тыс. т, что составляет около 110% от прошлогодних объемов.

При поддержке Президента Республики Беларусь была создана уполномоченная организация – государственное учреждение «Оператор вторичных материальных ресурсов». Спектр возложенных на Оператора функций и обязанностей широк, все они направлены на совершенствование системы сбора и переработки ВМР в республике.

В 2015 году уровень извлечения BMP из общего объема образования коммунальных отходов составил более 14% (в 2010 году – 8%), что сопоставимо с такими странами Европейского союза, как Франция (17%), Испания (15%), Эстония (14%), Польша (13%), Италия (11%).

Таким образом, сегодня 7-я часть всех отходов, образующихся в стране, попадает не на полигоны для захоронения, а на перерабатывающие заводы и в дальнейшем повторно используется для производства товаров и услуг различными отраслями экономики. При этом в планах довести данный показатель к 2020 году до 25%, получив еще более ощутимый экономический эффект и обеспечение экологической безопасности.

Тарифная политика и снижение затрат

В последние годы особенностью совершенствования политики ценообразования на жилищно-коммунальные услуги для населения стало не простое повышение цен и тарифов в связи с изменением стоимости материальных затрат и энергоресурсов, а более плавное регулирование в зависимости от роста доходов граждан и снижения затрат на оказание услуг.

Механизм изменения тарифов как никогда прозрачен и понятен – ежегодное повышение с 1 января на $5 в расчете по стандартной двухкомнатной квартире 48 м² с тремя проживающими и дальнейшая ежеквартальная индексация на рост номинальной начисленной заработной платы (см. Указ Президента Республики Беларусь от 5 декабря 2013 г. № 550 «О некоторых вопросах регулирования тарифов (цен) на жилищно-коммунальные услуги и внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь»).

Средние платежи за коммунальные услуги в Беларуси не превышают 5% от средней заработной платы по стране. При этом, например, жители стран Балтии отчисляют на коммунальные расходы почти 20% ежемесячного заработка, среднестатистический россиянин тратит на коммунальные платежи 16% бюджета семьи, немец и француз – 13,6%, украинец – 35% доходов.

Стоимость 1 тыс. л воды в г.Минске по субсидируемым тарифам для населения составляет 1453 руб., а ее себестоимость – 7200 руб. При этом стоимость 1,5-литровой бутылки воды в магазинах составляет более 8000 руб.

Качество поставляемой организациями ЖКХ воды соответствует всем нормативным требованиям, которые жестко регулируются. Так, в воде должны быть определенные соли, минералы, она должна содержать необходимые для нормального функционирования организма элементы – т.е. вода должна быть «живой». После очистки на дополнительных фильтрах, которые устанавливаются населением, вода фактически является дистиллированной, в ней нет минералов и элементов, необходимых организму, и она сама вымывает из него эти элементы.

Разработанные санитарные нормативы к качеству воды определены именно с учетом воздействия на организм содержащихся в ней необходимых микроэлементов и минералов.

Справочно.

На каждом водоканале системы ЖКХ имеются лаборатории по проверке качества питьевой воды на ее соответствие установленным параметрам. О масштабах этой работы свидетельствуют цифры: только на УП «Минскводоканал» ежегодно производится отбор около 136 тыс. проб воды (источники водоснабжения, станции водоподготовки, насосные станции второго подъема, распределительная сеть) с выполнением 400 тыс. анализов, определяющих ее химические, микробиологические и радиологические показатели.

В нашей стране население стало значительно активнее экономить энергоресурсы, получая при этом существенную выгоду. Это было достигнуто во многом за счет тарифной политики, направленной на снижение перекрестного субсидирования, поэтапное повышение уровня возмещения населением затрат на оказание ЖКУ с учетом роста доходов граждан, внедрение механизма дифференцированной оплаты населением услуг водоснабжения и водоотведения (канализации), электро- и газоснабжения в зависимости от объемов их потребления.

Организации ЖКХ проводят постоянную работу по снижению затрат на оказываемые жилищно-коммунальные услуги населению.

Справочно.

Общая сумма экономии средств в результате снижения затрат за 2006–2010 гг. составила 436,2 млрд. руб. в текущих ценах, за 2011–2015 гг. – 3975,1 млрд. руб.

Дальнейшее снижение затрат возможно не только за счет внедрения технических мероприятий, которые требуют значительных капитальных вложений, но и за счет повышения эффективности управления ЖКХ и привлечения собственников жилых помещений к управлению недвижимым имуществом, находящимся в общей собственности.

Планирование и финансирование текущей деятельности организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и предоставляющих жилищно-коммунальные услуги населению, будет производиться по механизму планово-расчетных цен на основные жилищно-коммунальные услуги.

Справочно.

Планово-расчетная цена подразумевает максимальную стоимость той или иной жилищно-коммунальной услуги, которая будет субсидироваться государством предприятиям, их оказывающим. При этом если взять в качестве примера услугу по техническому обслуживанию, то планово-расчетная цена на нее будет формироваться в зависимости от серии жилого дома, т.е. учитывая его конструктивные особенности и инженерное оборудование. Основной принцип данного механизма подразумевает: «сэкономил – получи», т.е. если предприятие в рамках установленной планово-расчетной цены сможет снизить себестоимость своих услуг, то сэкономленные деньги может потратить на увеличение заработной платы работников или развитие предприятия.

Экономическое обоснование цен на услуги ЖКХ призвано обеспечить поэтапный выход на окупаемость затрат тарифами и социальную защиту населения.

Одновременно создаются условия для постепенного сокращения перекрестного субсидирования основных коммунальных услуг вплоть до полной его ликвидации. В стадии подготовки находятся документы, предписывающие местным исполнительным органам обеспечить финансирование или возмещение за счет местных бюджетов затрат на содержание и обслуживание объектов, назначение которых не связано с деятельностью по оказанию ЖКУ.

Благоустройство

Приезжающие в нашу страну гости и туристы удивляются, насколько чисты и ухожены населенные пункты Беларуси – от небольших агрогородков, райцентров и до столицы. В этом – большая заслуга работников жилищно-коммунальной отрасли.

Ежегодно организуется и проводится общереспубликанский конкурс, в котором принимают участие все населенные пункты страны. Цели смотра-конкурса выходят далеко за рамки простого благоустройства. Учитываются усилия местных властей и населения по ремонту домов, повышению уровня архитектуры и градостроительства, развитию инфраструктуры, улучшению экологии и другие критерии.

Также направлениями деятельности жилищно-эксплуатационных служб в рамках мероприятий по благоустройству являются создание безбарьерной среды для людей с ограниченными физическими возможностями и устройство дополнительных автостоянок во дворах.

Перспективы развития ЖКХ

В целях сохранения достигнутого уровня обслуживания населения, повышения качества и доступности жилищно-коммунальных услуг в 2016–2020 гг. продолжится работа по оптимизации затрат на оказываемые ЖКУ и повышению эффективности управления ЖКХ, в том числе с учетом выводов рабочей группы по проблемным вопросам в жилищно-коммунальном хозяйстве, созданной распоряжением Президента Республики Беларусь.

Названной группой рассмотрены ключевые аспекты функционирования организаций жилищно-коммунального хозяйства, изучен положительный опыт работы в данной сфере, накопленный в Республике Беларусь и за рубежом, выявлены препятствующие развитию отрасли недостатки и отрицательные тенденции. По результатам выработаны конкретные предложения по решению проблемных вопросов и дальнейшему развитию жилищно-коммунального хозяйства. Некоторые из них к настоящему времени реализованы.

Защита прав потребителей ЖКУ

Права потребителей жилищно-коммунальных услуг регулируются специальным нормативным актом – Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее – Закон), который был принят в 2008 году.

Справочно.

Данный Закон регулирует весь спектр правоотношений, которые возникают между потребителем и исполнителем в области оказания жилищно-коммунальных услуг, конкретизирует права и обязанности каждой из сторон, порядок рассмотрения претензий на качество услуг и иные вопросы. В целях реализации Закона приняты постановление Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» и постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь «О порядке расчета недопоставленного объема тепловой энергии на отопление, удельного веса стоимости отдельной услуги или работы по техническому обслуживанию жилого дома при оказании населению данных видов услуг с недостатками».

Впервые в законодательстве республики были определены термины «жилищно-коммунальная услуга», «качество жилищно-коммунальной услуги», «недостаток жилищно-коммунальной услуги». Потребитель согласно Закону – это только физическое лицо, которое пользуется ЖКУ для домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Кроме того, Закон определил виды услуг. Помимо традиционного деления ЖКУ на техническое обслуживание, коммунальные услуги и другие ЖКУ, все жилищно-коммунальные услуги, согласно Закону, делятся на основные (те, которые оказываются в обязательном порядке и обеспечивают необходимую благоустроенность жилых домов применительно к условиям соответствующего населенного пункта, их соответствие установленным санитарным и техническим требованиям) и дополнительные (те, которые могут оказываться дополнительно к основным ЖКУ по договору).

Основные услуги:
  • техническое обслуживание многоквартирного жилого дома;

  • текущий ремонт жилого дома;

  • капитальный ремонт жилого дома;

  • холодное и горячее водоснабжение, водоотведение;

  • централизованное газоснабжение;

  • электроснабжение;

  • централизованное теплоснабжение;

  • пользование лифтом;

  • вывоз, обезвреживание и переработка твердых коммунальных отходов.
Закон четко установил права потребителей ЖКУ, в том числе и право потребителя на информацию об исполнителе и оказываемых им ЖКУ.

Справочно.

В соответствии с Законом предоставление ЖКУ должно осуществляться на основании договора, заключенного между исполнителем и потребителем ЖКУ. Причем подготовить договор – это обязанность исполнителя. Если потребитель отказывается от заключения договора на предоставление обязательных ЖКУ, исполнитель вправе в судебном порядке понуждать потребителя на заключение такого договора.

Также Закон установил основные права и обязанности как исполнителя, так и потребителя ЖКУ.

Исполнитель обязан:
  • обеспечивать своевременное предоставление ЖКУ надлежащего качества;

  • рассматривать требования потребителей в связи с неоказанием ЖКУ либо оказанием их с недостатками;

  • своевременно за свой счет выполнять работы по устранению выявленных недостатков ЖКУ, которые возникли по его вине.
Потребитель обязан:
  • своевременно принимать меры по устранению выявленных неполадок, связанных с получением ЖКУ, которые возникли по вине потребителя;

  • обеспечивать целостность и сохранность приборов учета;

  • оплачивать ЖКУ;

  • допускать в жилые помещения, на земельные участки работников исполнителя;

  • соблюдать требования законодательства, не допускать нарушения прав и законных интересов других потребителей.
Для повышения эффективности контроля за объемами и качеством выполняемых работ планируется реализация принципа разделения функций «заказчика» и «подрядчика», которые в настоящее время фактически сконцентрированы в одном предприятии – ЖРЭО либо районной организации ЖКХ. В результате такого разделения со стороны заказчика ЖКУ будет реализовываться действенный контроль за выполнением работ (оказанием услуг), а со стороны исполнителя – обеспечиваться их качественное выполнение. Заказчиком будет осуществляться организация от имени потребителей работ по обеспечению потребителей комплексом жилищно-коммунальных услуг и определение на конкурсной основе исполнителей по предоставлению этих услуг на основании договоров, заключаемых заказчиком жилищно-коммунальных услуг с потребителями. Таким образом, заказчик будет выступать от имени потребителя по оказанию всего комплекса ЖКУ, а также гарантом защиты его прав и интересов в сфере оказания услуг.

Законом установлен исчерпывающий перечень оснований, когда возможны перерывы в оказании коммунальных услуг, которые допускаются в связи с:
  • проведением исполнителем плановых ремонтных и профилактических работ в соответствии с графиками (планами), согласованными с местными исполнительными и распорядительными органами, а также ремонтных и профилактических работ по заявкам потребителей;

  • межотопительным периодом;

  • приостановлением оказания коммунальных услуг потребителю, имеющему без уважительных причин задолженность по их оплате и не погасившему ее в установленные сроки;

  • приостановлением оказания коммунальных услуг по требованию потребителя, если такое приостановление технически возможно и не нарушает прав иных потребителей, на основании актов законодательства или договора на оказание таких услуг;

  • авариями, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными ситуациями и ликвидацией их последствий;

  • хищением, уничтожением или повреждением сетей и оборудования, делающими невозможным оказание коммунальных услуг либо создающими угрозу причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителей.
В Законе подробно установлен порядок рассмотрения требований потребителя в связи с неоказанием ЖКУ либо оказанием услуг с недостатками.

Схема этого процесса такова: в случае неоказания ЖКУ (или оказания их с недостатками) потребитель уведомляет об этом исполнителя либо аварийно-диспетчерскую службу. Это уведомление может быть как в письменной форме (заявление, претензия и т.п.), так и в устной (заявка). По этому уведомлению исполнитель должен в течение одного рабочего дня прибыть к потребителю (в случае аварии – немедленно). Работник исполнителя устанавливает факт наличия и причины неоказания ЖКУ (или оказания их с недостатками) и составляет претензионный акт, в случае подтверждения факта неоказания ЖКУ и при наличии технической возможности незамедлительно обеспечивает надлежащее оказание ЖКУ. На основании претензионного акта исполнитель удовлетворяет требования потребителя либо направляет потребителю мотивированный письменный отказ в удовлетворении его требований. В таком случае потребитель имеет право за свой счет организовать проведение независимой проверки (экспертизы) качества ЖКУ либо обжаловать этот отказ в судебном порядке.

В случае установления факта неоказания ЖКУ (оказания их с недостатками) исполнитель обязан в максимально короткие сроки, технологически необходимые для устранения недостатков ЖКУ (но не более чем через 1 месяц со дня обращения к исполнителю), устранить недостатки в предоставлении ЖКУ и произвести перерасчет платы за эти услуги.

Закон устанавливает гражданско-правовую ответственность исполнителя за нарушение прав потребителей ЖКУ, а именно: в случае нарушения прав потребителя жилищно-коммунальных услуг исполнитель возмещает причиненные убытки, вред и уплачивает неустойку, если не докажет, что нарушение прав потребителя произошло не по его вине. Кроме того, в Положении о порядке перерасчета платы за основные жилищно-коммунальные услуги в случае их неоказания или оказания с недостатками, а также перерасчета платы за коммунальные услуги за период перерывов в их оказании прямо сказано, что если исполнитель не оказал основную жилищно-коммунальную услугу или оказал ее с недостатками в связи с неправомерными действиями юридического или физического лица, исполнитель имеет право требовать возмещения суммы выполненного перерасчета платы с виновного лица.

Потребитель вправе требовать от исполнителя компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав потребителя ЖКУ.

Справочно.

Размер компенсации морального вреда определяется судом.

При этом моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем услуг прав потребителя, возмещается причинителем вреда только при наличии вины, которая предполагается. Обязанность доказывания отсутствия вины лежит на причинителе морального вреда.


Также актуальное значение имеет вопрос предоставления дополнительных жилищно-коммунальных услуг.

Законом предусмотрено, что решение о выборе исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе (а это абсолютно все дополнительные жилищно-коммунальные услуги), принимается группой потребителей, проживающих в многоквартирном или блокированном жилом доме (в подъезде, на этаже многоквартирного жилого дома и т.д.), простым большинством голосов и оформляется протоколом собрания потребителей либо опросным листом без проведения собрания.

Таким образом, если гражданин – потребитель жилищно-коммунальных услуг – не согласился на предоставление дополнительной услуги либо не принимал участие в собрании, заочном голосовании, то понудить его заключить договор на предоставление дополнительной жилищно-коммунальной услуги никто не может. Гражданин, естественно, может в дальнейшем изменить свое решение и заключить договор на предоставление этой жилищно-коммунальной услуги с исполнителем.

Доверие населения – важнейший фактор работы отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

Усилия Минжилкомхоза максимально сконцентрированы на выполнении поручений Главы государства и Правительства, развитии и повышении эффективности отрасли, координации работы по взаимодействию с местными органами власти, повышении культуры обслуживания населения, обеспечении потребителей всем комплексом жилищно-коммунальных услуг в соответствии с нормативами социального стандарта, а также на обязательном разрешении актуальных и значимых вопросов, с которыми граждане обращаются в организации ЖКХ.
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016