Главная / Актуальные события / Единый день информирования

    Для заместителей руководителей
предприятий, организаций и
учреждений по идеологической работе

Информационные материалы к
Единому дню информирования 9 сентября 2004 года
по теме "Актуальные вопросы внутренней и внешней
политики Республики Беларусь"

1. О социально-экономическом развитии отрасли "Образование".

     Образование - приоритетная отрасль, определяющая социально-экономическое развитие государства. Именно она формирует интеллектуальный и научный потенциал нашей страны. Совершенствование данной системы идет по направлениям, которые определены "Стратегическим планом развития города Минска до 2020 года". Цель модернизации состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования с учетом социальных, экономических потребностей страны, запросов личности, общества и государства. Исходя из этого, был разработан проект Программы развития образования города Минска до 2010 года.
     В системе образования столицы функционирует 783 учебно-воспитательных учреждения, в том числе:
  • 428 дошкольных учреждений, охватывающих 68 696 человек;
  • 254 общеобразовательных школы и учебных заведений нового типа с контингентом
  • 211 983 человека;
  • 22 внешкольных учреждения, охватывающие 70 400 детей и подростков;
  • 7 детско-юношеских спортивных школ;
  • 27 профессионально-технических учебных заведений;
  • 2 педагогических колледжа;
  • 6 детских домов;
  • 1 детский городок;
  • 7 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
  • 3 социально-педагогических центра;
  • 3 вспомогательных щколы-интерната и пр.
     В Минске за период с 1990 по 2003 год построено 64 дошкольных учреждения на 20 420 мест, 40 общеобразовательных школ, 15 пристроек с общим количеством 53 758 ученических мест. Это позволило решить проблему сокращения второй смены в школах города с 31% в 1998 году до 17% в 2003, разгрузить школы в новых микрорайонах.
     За последние три года на финансирование системы образования из городского бюджета выделено 1023,1 млрд. рублей, что в среднем составляет 25% городского бюджета. В 2004 году на развитие отрасли выделен 391 млрд. рублей или 21%. Таким образом, на протяжении последних лет доля финансирования образования в общих расходах города остается стабильной.
     Основные усилия органов управления и учреждений образования города были сосредоточены на укреплении материально-технической базы школ, обеспечении безопасного пребывания детей в учреждениях образования.
     За счет средств, выделяемых на капитальный ремонт, осуществляется строительство учебно-производственных мастерских ПТУ №63, учебно-производственной лаборатории ПТУ №38, расширение учебных площадей ПТУ №24. В текущем году введено в эксплуатацию малосемейное общежитие по ул.Семашко, что позволило обеспечить жилой площадью 95 семей и 36 одиноких работников системы образования.
     Одной из острейших проблем современного общества является проблема социального сиротства. Детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе 3315. Приоритетными задачами работы в данном направлении является увеличение количества приёмных семей и развитие такой новой формы устройства детей в семью, как патронатную. За период 2000 - 2003 годов улучшены условия обучения и воспитания детей-сирот. За счет средств капитального ремонта созданы детские дома для детей-сирот в Октябрьском, Ленинском и Фрунзенском районах. Капитально отремонтированы школы-интернаты №1, №8.
     В последние годы планомерно идет выполнение программы "Информатизация образования", затраты на которую составили 7,4 млрд. рублей. Это позволило значительно повысить оснащённость учебных заведений компьютерной техникой. В течение прошедшего года в образовательные учреждения города поставлено 52 комплекта современных компьютерных классов. 11 из них оснащены техникой нового поколения: телекоммуникационным оборудованием для подключения к сети Интернет по высокоскоростным линиям, мультимедийными проекторами, цифровым оборудованием, выделенными серверами. На конец 2003 года большинство учебных заведений города имеют два и более компьютера, обеспечивающих работу администраций, социально-психологической и методической служб.
     Школы обеспечиваются программными продуктами нового поколения. В частности, по линии Министерства образования и в рамках городского тендера приобретено более 700 программно-методических комплексов. По заказу ИПК оперативно была разработана и поставлена в учебные заведения программа "Тренажёр" для подготовки к централизованному тестированию выпускников.
     В 2003 году осуществление целевых программ позволило оборудовать школы новой мебелью, поставить туда новое учебное оборудование, спортивный инвентарь, обеспечить дошкольные учреждения игрушками, установить пожарно-охранную сигнализацию, провести ряд работ по благоустройству территорий учреждений образования.
     В 2004 году в соответствии с целевыми городскими программами планируется заменить мебель и мягкий инвентарь в дошкольных учреждениях, поставить в них новое надворное оборудование приобрести оборудование в школы и профтехучилища, продолжить работу по благоустройству.
     Совершенствование системы образования невозможно без обеспечения условий, способствующих сохранению, укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, внедрения здоровьесберегающих технологий. Сегодня очевидно, что каждая школа должна стать "школой здоровья", а сохранение и укрепление здоровья детей становится приоритетной задачей образовательных учреждений. За последние 3 года наблюдается незначительное снижение заболеваемости в детских дошкольных учреждениях: в 2001г - 22,5 дня пропущено по болезни одним ребенком, в 2002г - 21, в 2003г - 19. В связи с этим планируется расширение сети санаторных садов, которых в настоящее время недостаточно - всего 14. В новом учебном году будут открыты ещё 2. 103 дошкольных учреждения имеют плавательные бассейны, более 300 - отдельные физкультурные залы. Введены в эксплуатацию 2 бассейна в общеобразовательных учреждениях. Согласно принятой программе по проведению года порядка и благоустройства в 2003 году капитально отремонтировано 11 стадионов, приведены в должное техническое и эстетическое состояние 29 игровых и спортивных площадок.
     Одним из важнейших факторов, обеспечивающих сохранение здоровья детей и подростков, является организация питания.
По состоянию на апрель 2004 года всеми формами питания охвачены 115,2%, 100% учащихся 1-3 классов получают поддерживающее питание в виде экспресс-завтраков, 7,1% учащихся 1-11 классов получают бесплатное и льготное питание за счет средств бюджета.
     34,2% учащихся 4-11 классов охвачены горячим питанием. Ежегодно проводится городской конкурс на лучшую организацию питания учащихся.
     В городе ведется целенаправленная работа по созданию рациональной сети общеобразовательных учебных заведений, максимально отвечающей потребностям граждан в развитии индивидуальных, творческих способностей детей. В школах (классах) с уклонами, углубленным и повышенным уровнем изучения предметов, профильных и лицейских классах обучается 103795 учащихся, что составляет 49% от числа всех учащихся города. На старшей ступени образования (10-11-е классы) охват дифференцированным обучением составляет 80%. В гимназиях обучается 29172 учащихся (13,8%).
     Дифференциация обучения, высокий уровень преподавания обеспечивают хорошую подготовку учащихся общеобразовательных учебных заведений. В течение последних 5-и лет учащиеся Минска занимают общекомандное первое место на республиканских предметных олимпиадах. Ежегодно свыше 60% выпускников 11-х классов поступают в высшие учебные заведения. В 2003 году процент поступления в ВУЗы составил 66,5%, что на 13,5 % больше, чем в 2001 году. От 40 до 60 % выпускников поступают в ВУЗы по профилю обучения.
     Для развития системы образования большое значение имеет дополнительное образование. В г. Минске целенаправленно ведется работа по организации развивающего досуга учащихся на базе внешкольных учреждений, в том числе в клубах по месту жительства. С 2001 года количество учащихся, посещающих кружки увеличилось на 10,7% и в текущем году составляет 38%. В последние годы с учетом интересов детей и их родителей получили развитие новые направления деятельности по интересам: аэробика, различные виды восточных единоборств, журналистика, компьютерная графика, брэйк-данс, моделирование и конструирование одежды (театры мод работают во всех района) и др. В проекте Программы развития учреждений образования г. Минска до 2010 года предусматриваются принятие целевой программы по поддержке внешкольных учреждений, модернизации кружков и клубов, с организацией на запросы учащихся старшего возраста, кроме того, предполагается расширение спектра платных услуг детям и родителям по таким направлениям как спорт, танцы, иностранные языки и т.д.
     Организация дополнительных образовательных услуг, занятий по интересам на платной основе сегодня востребована родителями. Наши учреждения для этого имеют и материальную базу, и подготовленные кадры. Существует и нормативная база.
     В 2002 году в городе работало 507 платных кружков, в 2003 году - 972. В указанных кружках задействовано только 8% детей и школьников. Ежегодно учреждения образования оказывают населению все больше платных образовательных услуг. Общая сумма доходов от них увеличилась с 2001 года в 4 раза и составляет по итогам 2003 года 3,5 млрд. рублей.
     Значительное место в образовательных учреждениях занимает организационно-воспитательная работа, в том числе и работа по развитию детского движения. Органами образования, подведомственными учреждениями г. Минска проводится конкретная организационно-методическая работа по обеспечению роста и качества содержания деятельности детских и молодежных общественных организаций. Должное внимание уделяется информационно-методическому обеспечению деятельности пионерской организации. Системно осуществляется выпуск информационно-методических пособий "Пионерский вестник", "Вестник детского движения".
     В 237 дружинах на базе школ и внешкольных учреждений города объединены 37,6 тыс. пионеров.
     В ряды ОО "БРПО" к 9 мая в честь Великой Победы принято около 2 тысяч учащихся. Для сравнения: 1 полугодие 1999/2000 гг. ОО "БРПО" - 38 дружин, 1,5 тыс. пионеров.
     По состоянию на 3 мая 2004 года в первичных организациях ОО "БРСМ" школ и профессионально-технических учебных заведений объединены 26607 членов.
     Ежегодно в летний период в г. Минске целенаправленно ведется работа по организации оздоровления, труда и отдыха учащихся. В лагерях с дневным пребыванием летом 2003 года были оздоровлены 32,4 тыс. детей. В ведомственных детских оздоровительных лагерях 60 тыс. детей.
     Мингорисполком делает все возможное для того, чтобы столичный учитель имел достойное материальное содержание. С этой целью педагогическим работникам своевременно и в полном объеме выплачивается заработная плата и отпускные. Начиная с 2001 года, решением горисполкома, учителям ежегодно устанавливается доплата в размере 3-4 базовых величин. Одним из значительных факторов стимулирования труда педагогических работников является ежегодное присуждение 100 премий Мингорисполкома лучшим работникам отрасли, а также выделение 100 грантов за инновационную деятельность.
     За последние 2 года 75 семей педагогических работников получили жилье через участие в ЖСК.
     Приведенные выше цифры и факты свидетельствуют о том, что отрасль в целом развивается стабильно и динамично. Разработанный проект Программы развития образования города Минска до 2010 года позволит активизировать процессы реформирования школы и решить ключевые проблемы.
 
2. О состоянии и тенденциях развития молодежного движения в Республике Беларусь.

     На сегодняшний день в управлении юстиции горисполкома зарегистрировано 60 молодежных и детских общественных объединений. Основная поддержка оказывается ОО "БРПО" и ОО "БРСМ".
     Минская городская организация общественного объединения "Белорусский республиканский союз молодежи" насчитывает 552 первичных организации, членами которых являются 46338 человек.
     Численность членов Минской городской организации общественного объединения "Белорусская республиканская пионерская организация" составляет 43000 человек, 238 пионерских дружин.
     Одним из приоритетных направлений реализации государственной молодежной политики в г.Минске является трудоустройство молодежи. Несмотря на наметившиеся положительные тенденции на рынке труда, в городе по-прежнему острой остаётся проблема занятости молодёжи.
     Работа в данном направлении осуществляется в соответствии с городской программой занятости населения и в тесном контакте с Минским городским центром занятости населения, молодежными общественными организациями. На вторичную занятость молодежи в 2004году выделено 190 млн. рублей.
     Для представителей молодежных общественных организаций отделом по делам молодежи Мингорисполкома на базе ведущих ВУЗов столицы ежегодно проводятся ярмарки вакансий, обучающие семинары, круглые столы.
     29 апреля 2004г. на базе БГПУ им.М.Танка прошел семинар "Студенческое лето - 2004", в рамках которого был проведен круглый стол на тему: "Организационные основы деятельности студенческих отрядов" и организована ярмарка вакансий для студенческой и учащейся молодежи.
     Летом 2004 года в организации вторичной занятости молодежи задействовано боле 3,5 тысяч студентов высших учебных заведений и сформированы многочисленные строительные, педагогическое, сельскохозяйственные и волонтерские отряды. В БНТУ сформировано 9 строительных отрядов численностью 140 человек, которые принимают участие в строительстве Национальной библиотеки, торгового комплекса в аэропорту "Минск-1", парфюмерной фабрики, на реконструкции Центрального ботанического сада Раковского предместья. БГАТУ и.М.Танка, МГЛУ созданы педагогические отряды как на территории республики, так и за ее пределами. В 12 государственных высших учебных заведениях организована работа студенчески строительных отрядах по проведению косметического ремонта учебных корпусов и общежитий.
     Всего в текущем году трудоустроено 7 000 молодых людей.
     При непосредственном участии Минского научно-исследовательского института социально-экономических и политических проблем проведен опрос студенческой и учащейся молодежи по проблемам в организации учебно-воспитательного процесса, а также отношению к общественно-политическим явлениям, происходящим в обществе.
     В соответствии с городской программой "Молодежь" ведется работа по патриотическому воспитанию, обеспечению духовно-культурного и физического развития молодежи, формированию ее нравственно-правовой культуры и предупреждению правонарушений в молодежной среде.
     Важным направлением патриотического воспитания является работа с допризывной и призывной молодежью. В период зимних студенческих каникул 2004 года по территории Несвижского и Столбцовского района Минской области прошел "Звездный поход" по местам боевой и трудовой славы.
     26 февраля 2004 года состоялся городской фестиваль патриотической песни, посвященный Дню защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь.
     В апреле 2004 года совместно с общественными объединениями "Белорусский республиканский союз молодежи" и "Белорусская республиканская пионерская организация" были проведены субботники, акции, посвященные 60-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков.
     Ежегодно в воинских частях проводятся "День призывника", встречи родителей с командованием частей - "День открытых дверей".
8 мая 2004 года состоялась третья открытая военно-спортивная эстафета, посвященная 59-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне и 60-ой годовщине освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. В военизированной эстафете приняли участие команды ССУЗов города.
     Реализуется программа гражданско-патриотического воспитания "Я - минчанин". Ведет работу военно-патриотический клуб, действующий на базе Поста № 1.
     В учебных заведениях города регулярно проводятся тематические встречи с ветеранами войны и труда, воинами-интернационалистами.
     В летний период времени для подростков организуются оборонно-спортивные лагеря.
     Продолжают работу отряды "Милосердие" по оказанию помощи категориям населения, нуждающимся в повышенном социальном внимании. Во всех районах организована помощь престарелым гражданам, одиноким пенсионерам, семьям погибших воинов-афганцев, детям-инвалидам.
     Традиционным стало привлечение молодежи города к мероприятиям, посвященным государственным праздникам: Дню Независимости, Дню Победы, Дню памяти, Дню защитника Отечества и Вооруженных Сил, Дню Государственного герба и Государственного флага, другим отмечаемым в Республике Беларусь датам.
     Следует отметить, что значительное увеличение роли гражданско-патриотического воспитания молодёжи связанно с работой, проводимой отделами по делам молодёжи, детскими и молодёжными общественными объединениями по достойной встрече 60-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 60-летия великой Победы.
     Осуществляется определенная работа по предупреждению правонарушений среди молодежи. Проведена работа по координации усилий всех заинтересованных служб, общественных организаций по разработке системы мер, способных повлиять на процессы, происходящие в молодежной социальной среде города.
     В высших учебных заведениях города Минска созданы оперативные молодёжные отряды, целью которых является охрана правопорядка в студенческих общежитиях, во время проведения дискотек, вечеров отдыха и других мероприятий. При отделе по делам молодежи Мингорисполкома создан городской общественный совет по делам иностранных учащихся, решающий все вопросы, возникающие у иностранных студентов, обучающимся в Минске, в том числе и по правонарушениям.
     В соответствии с программой ГУВД Мингорисполкома в 2003г. оказана организационная и финансовая поддержка в размере 51,3 млн. рублей ОМОДам на содержание средств связи и помещений. Территориальными ОВД совместно с комитетом образования, управлением культуры, городским центром здравоохранения осуществляются рейды по предупреждению правонарушений на молодежных дискотеках, в ходе которых осуществляется проверка соблюдения административных правил, организации пропускного режима, реализуется комплекс мероприятий направленных на выявление и пресечение правонарушений в сфере экономики, нравственности и незаконного оборота наркотиков.
     Важным направлением в работе по профилактике негативных явлений в молодежной среде является пропаганда здорового образа жизни и развитие массового спорта среди детей, подростков и молодежи.
     Отдел по делам молодёжи совместно с комитетом по образованию Мингорисполкома ежегодно проводят городской конкурс на лучшее мероприятие по пропаганде здорового образа жизни в номинациях: "Скажи наркотикам нет!" (1 марта), "Пропаганда против алкоголя" (5 апреля), "Пропаганда против курения" (16 ноября), "Профилактика СПИД" (1 декабря).
     Совместно с городским центром здоровья спланирована работа лекториев для учащихся и семинаров для различных категорий педагогических работников по проблемам профилактики вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни в молодежной среде.
     С октября 2003 по май 2004 года на базе Академии искусств проводится городская акция "Нет наркотикам!", в которой принимают участие старшеклассники, учащиеся ПТУЗов, студенты ССУЗов.
     Городским центром здоровья организованы семинары для педагогов, работников учреждений культуры по вопросам нравственно-гигиенического воспитания, профилактики ВИЧ-инфекции, зависимостей. 2 мая 2004г. стартовала акция "Брось курить и выиграй!", в которой принимает участие более 4 000 человек, из них более 2 000 молодых людей в возрасте до 31 года.
Изданы методические материалы по основным проблемам формирования здорового образа жизни, профилактике наркомании, алкогольной и табачной зависимостей.
     В городе разработана и функционирует комплексная программа здорового образа жизни детей и молодежи. Для молодежи города совместно с управлением по физической культуре, спорту и туризму проводятся спартакиады по месту жительства, городские соревнования "Золотая шайба", "Кожаный мяч", ежегодный художественно-спортивный фестиваль, городские туристические слеты и др.
     Значительное место в работе с молодежью отдел по делам молодежи отводит эстетическому воспитанию молодежи, развитию самодеятельного творчества, поддержке молодых дарований, организации культурно-зрелищных мероприятий.
     Среди наиболее значимых зрелищных мероприятий, проводимых отделом - "День молодежи", "День Валентина", "День студента", фестиваль молодежных и детских театров, фестиваль для слабовидящей молодежи "Стартовая площадка", городской конкурс искусств "Прикоснись к прекрасному", городской турнир по спортивным танцам, "Рождественские встречи", литературный конкурс "Дебют". Традиционным стало ежегодное проведение церемонии награждения талантливой молодежи г.Минска.
     Все большую популярность в молодежной среде приобретают интеллектуальные игры, КВНовское движение. Согласно решения Мингорисполкома от 23 сентября 2003 года № 1665 "О проведении открытого городского турнира молодежных команд КВН "Премьер-Лига" был открыт 2 сезон игр КВН. В ноябре прошел открытый отборочный фестиваль молодежных команд КВН, в котором приняло участие 33 команды. 21 мая 2004г. состоится финал турнира молодежных команд КВН.
     Ежегодно организовываются и проводятся мероприятия, посвященные знаменательным датам детских и молодежных общественных объединений.
     Одним из важных направлений работы в области государственной молодёжной политики является международное молодёжное сотрудничество.
     В рамках реализации городской программы "Молодёжь" на 2004-2005г.г. отдел по делам молодежи сотрудничает в области реализации государственной молодёжной политики с городами Бонн, Пекин, Смоленск, Калининград. В рамках соглашений идет обмен творческими коллективами, ССО, проходят товарищеские матчи по футболу и т.д.
     В городской программе "Молодежь" предусматриваются мероприятия, направленные на улучшение жилищных, социально-бытовых условий молодежи и на поддержку молодой семьи. На базе городских ЗАГСов проходят ежемесячные консультации для молодых семей. С целью повышения престижа института семьи в обществе, 15 мая 2004г. в рамках международного Дня семьи совместно с редакцией газеты "Минский курьер" организована акция-конкурс "Совет да любовь" для молодых семей г. Минска.
     На сегодняшний день на балансе государственных высших учебных заведений находится 67 общежитий. С целью улучшения социально-бытовых условий проживания молодых граждан в общежитиях, совершенствования организации информационно-воспитательной работы, деятельности органов студенческого самоуправления ежегодно проходят районные и городской смотры-конкурсы на лучшее студенческое общежитие. В 2003 году победителями смотра-конкурса стали общежития №1,6 БГУ и общежитие №6 БНТУ, в 2004 году - общежитие № 3 БНТУ и № 1 Минского государственного автомеханического колледжа.
     Усилия, предпринимаемые городскими властями, находят свою поддержку в молодежной среде. Наметилась тенденция к более активному включению учащейся и студенческой молодежи в социально-значимую деятельность города. Ощутимы для столицы молодежные инициативы и проекты: работа по благоустройству города, деятельность оперативных и волонтерских отрядов, помощь в проведении общественно-политических, культурно-массовых и спортивных мероприятий.
 
3. О социально-экономическом развитии г. Минска за январь-июль 2004 года

     Анализ работы городского хозяйства за январь-июль 2004 года по выполнению важнейших параметров прогноза социально-экономического развития на 2004 год свидетельствует об обеспечении в основном установленных заданий.
     В промышленном комплексе рост производства продукции за январь-июль т.г. составил 119,4% (без РУП "Минскэнерго") к аналогичному периоду 2003 года (при задании на январь-сентябрь - 108,5%, на год - 109-110%). По организациям, подчиненным республиканским органам государственного управления, - 119,8% (прогноз на год - 110-110,5%); по организациям, подчиненным горисполкому, - 109,6% (годовое задание - 107-108%); по юридическим лицам без ведомственной подчиненности - 121,7% (прогноз на год - 112-114%). Прирост промышленного производства обеспечили 215 (86,0%) предприятий города.
     Удельный вес запасов готовой продукции на складах промышленных предприятий в фактических ценах на 1 августа т.г. составил 81,5% к среднемесячному объему производства, что на четверть ниже аналогичного показателя прошлого года (106,9%).
     В результате выполнения программы реализации потребительских товаров до 2005 года, обновления и расширения ассортимента, их выпуск в сопоставимых ценах за январь-июль текущего года составил 114,7% при задании на январь-сентябрь 108,0% и на год - 109-110%. В том числе по: организациям, подчиненным республиканским органам государственного управления - 115,7% (задание на год - 109-110%); организациям, подчиненным горисполкому, - 106,0% (годовое задание - 107-109%); юридическим лицам без ведомственной подчиненности - 115,6% (прогноз на год - 112-114%).
     Следует отметить, что около 99% общего объема выпуска потребительских товаров организациями, подчиненными горисполкому, приходится на долю КУП "Минскгорпищепром", не достигшего в первом полугодии заданных параметров роста. Сложившаяся ситуация обусловлена в основном неудовлетворительной работой КУП "Минский мясоперерабатывающий завод" (63,3%).
     В соответствии с решением Мингорисполкома от 06.08.2004 г. №1535 "Об итогах социально-экономического развития, исполнения бюджета и состоянии контрольно-экономической работы г. Минска за первое полугодие 2004 г." намечен комплекс мер по стабилизации работы предприятий КУП "Минскгорпищепром", в т.ч. предусматривается присоединение с 01.10.2004г. мясоперерабатывающего завода к КУП "Минский мясокомбинат". Это позволит уже по итогам девяти месяцев выйти на прогнозное задание, а по итогам года - обеспечить темп роста потребительских товаров на 108%.
     За январь-июнь 2004 года темп роста экспорта города по сравнению с аналогичным периодом 2003 года составил 112,3% при задании 110,5%, импорта - 131,1% при задании 111,0% (80,6% импорта города - сырье и товары производственно-технического назначения). Сальдо внешнеторгового оборота - отрицательное в сумме 1,2 млрд. долл. США. Следует отметить, что сырье, товары производственно-технического и потребительского назначения, ввоз которых регулируется органами управления на республиканском уровне, составляют 84,9% импорта города. В целях ограничения потребительского импорта решениями Минского городского Совета депутатов на 2004 год увеличены налоговые ставки налога с продаж по 12 импортируемым товарам.
     При этом в промышленности прирост экспорта достиг 41,1%, импорта - 39,0%, обеспечено положительное сальдо торгового баланса в размере 431,9 млн. долл. США. Большинство предприятий-экспортеров (89 или 68,5% от их общего числа) увеличили поставки продукции на внешний рынок.
     В целях разработки конкретных мероприятий по оптимизации структуры внешнеторгового оборота, сокращения размеров отрицательного сальдо в мае т.г. проведено заседание горисполкома по вопросу внешнеэкономической деятельности организаций города. С учетом сложившейся ситуации по экспорту нефтепродуктов и безусловного выполнения доведенного городу задания для промышленных организаций города определены повышенные задания по темпам роста экспорта.
     Розничный товарооборот по всем каналам реализации за январь- июль т.г. увеличился в сопоставимых ценах на 12,9% (прогноз девяти месяцев - 9,5%). Положение на потребительском рынке характеризуется бесперебойной торговлей товарами в широком ассортименте. Удельный вес товаров отечественного производства в общем объеме продаж по городу составил 72,6%.
     Сохраняется положительная динамика развития сегмента потребительского рынка, связанного с оказанием услуг населению. Объем платных услуг через все каналы реализации в сопоставимых ценах по городу за январь-июль т.г. составил 111,9% (прогноз - 109,0%).
     За январь-июль 2004 г. по г. Минску освоено 1192,4 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 113,8% к соответствующему периоду прошлого года (утвержденное задание на год - 120,0%).
     По организациям, находящимся в подчинении Минского горисполкома, темп роста инвестиций составил 132,4%.
     Вместе с тем, по организациям республиканских министерств и ведомств прирост инвестиций в основной капитал обеспечен только на 6,8%. Не выполнено задание по 13 республиканским ведомствам, в том числе по 12 допущено снижение объемов капвложений по сравнению с прошлым годом. Так, по Минстройархитектуре выполнение составило 80,6%, Минсельхозпроду - 29,3%, Белбиофарму - 67,3%, Белгоспищепрому - 57,8%, БелЖД - 54,1%, Минлесхозу - 55,5% и т.д. Следует отметить, что благодаря максимальному использованию средств местного бюджета, город в значительной степени перекрыл отставание от задания по республиканским организациям, однако при сложившейся разнице в прогнозном и фактических индексах изменения стоимости СМР достичь запланированного темпа роста в 120% с восполнением недостающих объемов республиканских организаций нереально.
     В практику работы горисполкома введен ежемесячный контроль и проведение совместных с представителями республиканских министерств и ведомств совещаний по вопросам обеспечения заданий по инвестициям в основной капитал. Так, 23 июля и 18 августа т.г. проведены совещания с приглашением представителей министерств и концернов, допустивших срывы выполнения заданий по г. Минску, с определением мер по восполнению допущенного отставания в течение третьего квартала 2004 года. Горисполком также обратился в Министерство экономики с предложением в прогнозе на 2005 год довести до регионов задание по организациям, подчиненным местным Советам, и не имеющим ведомственной подчиненности, без учета объемов инвестиций министерств и ведомств.
     Темп роста инвестиций в основной капитал по юридическим лицам без ведомственной подчиненности за июль увеличился с 84,8% до 96,3%, на невыполнение данного показателя повлиял высокий уровень привлечения инвестиций в аналогичном периоде прошлого года.
     За январь-июль т.г. введено в действие 442,7 тыс. кв. метров общей площади жилья, или 108,4% к соответствующему периоду прошлого года. Продолжены работы по строительству Минского метрополитена, объектов коммунального хозяйства города, школ, детских дошкольных учреждений, объектов здравоохранения.
     Финансовые результаты деятельности предприятий и организаций по итогам первого полугодия 2004 г. следующие.
     Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг достигла 15,3% против 10,8% в январе-июне 2003 г., рентабельность продаж - соответственно 8,3% против 5,9%. Чистая прибыль составила 553,4 млрд. рублей.
     Получили чистый убыток по результатам деятельности 365 предприятий, или 17,0% от общего числа предприятий, учитываемых в текущем порядке, за аналогичный период прошлого года - соответственно 496, или 23,1%. Сумма чистого убытка по всем отраслям экономики за январь-июнь т.г. составила 94,1 млрд. рублей против 91,1 млрд. рублей за январь-июнь 2003 г.
     Несколько снизилась за июнь месяц просроченная кредиторская задолженность предприятий и организаций и составила на 1 июля т.г. 1203,1 млрд. рублей (или 24% всего объема кредиторской задолженности). Однако по сравнению с началом года она увеличилась на 0,8% при росте потребительских цен за этот же период на 8,1%.
     Просроченная дебиторская задолженность по сравнению с началом года снизилась на 13,4% и составила на 1 июля т.г. 1489,1 млрд. рублей, или 33,7% всего объема дебиторской задолженности.
     Значительно превышено задание девяти месяцев (минус 10,0%) по энергосбережению - минус 17,9%.
     Среднемесячный размер заработной платы в целом по городу в июне составил 470,9 тыс. рублей или 218,4 долл. США. Обеспечен рост реальной заработной платы на 12,1% при задании 10-11%. Задолженности по выплате заработной платы на 31.07.2004 г. не имелось.
 

5.Информация по проведению выборной кампании.
         В г.Минске на 1 сентября т.г. образовано 656 участков для голосования по выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь третьего созыва. Сформированы участковые комиссии. В их состав вошло 8334 человека. Из них:
  • молодежь - 20,3 %,
  • представители политических партий (ПКБ) - 0,01 %,
  • ОО БРСМ - 0,6 %,
  • профсоюзные организации - 0,7 %,
  • ветеранские организации - 0,1 %,
  • представители трудовых коллективов - 80 %,
  • граждане, путем подачи заявлений - 14 %,
  • представители органов, образовавших комиссии - 4,5 %.
Наибольшее количество участков для голосования образовано следующими предприятиями - МАЗ (25), МПЗ (13), "Интеграл" (13), НАН РБ (12), МТЗ (10).
На 3 сентября зарегистрировано 119 инициативных групп. На 3.09.2004г. выдвинуты кандидаты в депутаты от БНФ - 16, ОГП - 18, БСДП (НГ) - 10, БСДГ - 6.
 
 
 
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016