Главная / Актуальные события / Единый день информирования

  Для заместителей руководителей организаций г.Минска по идеологической работе


Информационные материалы к Единому дню информирования
19 мая 2005 года по теме:

"КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС БЕЛАРУСИ КАК СУВЕРЕННОГО ГОСУДАРСТВА (РАЗДЕЛЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТЕЙ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ). СОХРАНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И ГРАЖДАНСКОГО СОГЛАСИЯ - ВАЖНЕЙШИЕ ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ"



1. Конституционный статус Беларуси как суверенного государства.

     Особенности государственного строительства в современных условиях обуславливаются обретением Республикой Беларусь государственного суверенитета - важнейшего, основного свойства государства, в силу которого осуществляемая им власть является единой, верховной и независимой. Государственный суверенитет утвержден во имя высшей цели - свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения права личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и ее международными обязательствами.
     Обладание государственным суверенитетом - это не что иное, как верховенство и независимость государственной власти внутри страны, а также в проведении внешней политики. Единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Он осуществляет ее как непосредственно (на референдуме, при проведении выборов в Парламент и местные Советы депутатов), так и через представительные органы в формах и пределах, установленных Конституцией. Суверенная воля народа является определяющей для выработки и проведения курса внутренней и внешней политики.
     Именно народ узаконивает государственную власть (органы государства) и осуществляет контроль за их деятельностью. Для этого используются различные формы, в том числе выборы должностных лиц, которые получают от народа свой мандат на пребывание в должности; отзыв депутатов и др.
     Государство реализует свою власть через органы власти, которые формируют и реализовывают важнейшие направления государственной политики. Государственная политика Республики Беларусь - это целенаправленный курс институтов государственной власти на разрешение общественных проблем и обеспечение общественной стабильности и гражданского согласия.
     В белорусской политической системе функция выработки политического курса, стратегии общественного развития принадлежит Президенту. Большую роль здесь призваны выполнять институты законодательной (Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь) и исполнительной власти (Совет Министров), которые формируют коллективные решения.
     В Республике Беларусь представительным и законодательным органом является Парламент - Национальное собрание, которое состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Согласно Конституции Республики Беларусь Парламент определяет основные направления внутренней и внешней политики страны посредством реализации своей основной функции - принятия законов.
     Реализация принятых решений связана главным образом с функционированием институтов исполнительной власти, которые организуют определенные мероприятия и изыскивают необходимые ресурсы. Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - центральный орган государственного управления (Совет Министров), в состав которого входит Премьер-министр, его заместители и министры. В его состав могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Правительство подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом.
     Органы исполнительной власти подразделяют на две группы:
  1. административно-управленческий аппарат (администрация): правительство, министерства, комитеты, ведомства;
  2. контрольно-надзорные органы - органы внутренних дел, служба безопасности, налоговая полиция и т.д.
     Полномочия исполнительной власти можно разделить на два уровня. Первый: охрана общественного порядка, обеспечение национальной (государственной) безопасности и интересов страны; деятельность по руководству и управлению (экономикой, финансами, культурой, образованием, здравоохранением, обороной и т.д.); обеспечение прав и свобод граждан.
Второй: обеспечение реализации функции первого уровня - нормотворчество, оперативно-исполнительная функция, юрисдикционная функция.
     Функции контроля, оценки реализации политических решений относится к деятельности судебной ветви власти. В Беларуси существует система высших судов: Конституционный суд, Высший хозяйственный суд, Верховный суд и система общих судов: областные, Минский городской, районные (городские) суды.
     Пирамиду власти возглавляет Президент. Согласно Конституции Республики Беларусь Президент - глава государства, гарант конституции, прав и свобод личности, верховный главнокомандующий. Президент выполняет функции арбитра между властями, обладает конституционными полномочиями во всех ветвях власти.
     Важнейшими функциями всех институтов государственной власти в Республике Беларусь является разрешение общественных проблем и обеспечение общественной стабильности и гражданского согласия. Политический курс руководства страны выражает волю и многовековые традиции белорусского народа. Мы создаем государство, в котором на деле реализуются принципы народовластия, воплощаются общечеловеческие идеалы и нравственные ориентиры, обеспечивается преемственность национальных традиций и приумножаются фундаментальные ценности духовной веры, семьи и коллектива.
     Сильная и эффективная государственная власть на всех уровнях управления - в интересах каждого гражданина страны. Именно такая власть обеспечивает управляемость государством, неукоснительное соблюдение законности и прав личности, мир, стабильность и порядок в обществе, дает человеку уверенность в осуществлении своих жизненных планов.


2. Взаимодействие Мингорисполкома с другими ветвями власти, политическими партиями, общественными объединениями

     Основные задачи по выполнению городом функций столицы республики решаются в тесном взаимодействии Минского городского исполнительного комитета и Минского городского совета депутатов. Мингорисполком и Мингорсовет обеспечивают эффективную деятельность органов местной власти и управления по выполнению городом роли административно-политического, экономического, научного, образовательного и культурного центра государства. Одной из приоритетных задач совместной работы является приближение уровня и качества жизни горожан к стандартам европейских столиц, создание надлежащих условий в городе для осуществления деятельности органов государственного управления различного уровня, высших судебных, военных, научных организаций, а также дипломатических представительств, консульских учреждений и представительств международных организаций в Республике Беларусь.
     Мингорисполком и Мингорсовет совместно планируют и осуществляют мероприятия по выполнению общегосударственных и городских программ: по развитию промышленности, благоустройству, обеспечению регулярного транспортного сообщения и многие другие. Основные программы, по которым работают службы Мингорисполкома, проходят согласование на заседаниях соответствующих комиссий Мингорсовета депутатов. Среди них: "Мероприятия по адресной социальной помощи отдельным категориям граждан г.Минска на 2004-2005г.г.", "Городская программа демографической безопасности на 2004-2005 годы", "Территориальная программа государственных гарантий по обеспечению медицинской помощью граждан г.Минска на 2005 год", "Программа развития образования г.Минска до 2010 года", "Молодежь" и др. В 2004 году Мингорсоветом депутатов было принято 60 решений (в 2005 году - 14) по различным вопросам жизнедеятельности города, основной из которых - утверждение бюджета города. Раз в полугодие Мингорисполкомом и Мингорсоветом проводится смотр-конкурс на лучшую постановку работы комитетов территориального общественного самоуправления.
     Минским НИИ социально-экономических и политических проблем совместно с республиканскими органами и городскими службами разработан стратегический план устойчивого развития г.Минска на период до 2020 года, одобренный в начале текущего года Мингорисполкомом и Мингорсоветом. Основной акцент в плане сделан на необходимость развития городского самоуправления и консолидацию всех сил городского общества, т.е. власти, бизнеса, политических партий, общественных движений, населения.
     Управление юстиции Мингорисполкома осуществляет контроль за деятельностью и материально-техническое обеспечение районных судов г.Минска, организует курсы повышения квалификации районных судей и работников судов. В 1 квартале 2005 года рассмотрено 2694 уголовных, 7253 административных, 9643 гражданских дела.
     Судьями города уделяется особое внимание профилактике преступлений среди несовершеннолетних, предупреждению безнадзорности. С этой целью в школах города в 2004 году судьями было прочитано 32 лекции по уголовному законодательству и особенностях уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, а также проходили выездные заседания суда по делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних.
     Работниками нотариальных контор, органов ЗАГС, адвокатами города Минска постоянно ведется работа по правовому просвещению граждан, в частности по разъяснению трудового, хозяйственного и брачно-семейного законодательства. В ходе встреч юристов с трудовыми коллективами предприятий в 2004 году получили бесплатные консультации по вопросам охраны труда, наследственного, жилищного, трудового права, практики применения Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей" около 1000 человек.
     В мае 2004 года управлением юстиции совместно с УП "Минский городской центр недвижимости" был организован и проведен семинар для юрисконсультов предприятий и администраций районов г.Минска по вопросам сделок с недвижимостью, где были рассмотрены вопросы оценки недвижимого имущества, предоставления в аренду зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности.
     С 1 апреля 2004 года в управлении юстиции работает "горячая линия", по которой сотрудники управления дают консультации и разъяснения действующего законодательства по различным отраслям права, по вопросам деятельности районных судов, обслуживания и организации работы государственных нотариальных контор и частных нотариусов, отделов органов ЗАГС, юридических консультаций; по вопросам регистрации и ликвидации общественных объединений, их уставной деятельности. В 1 кв. 2005 года дано около 120 таких консультаций.
     На территории г.Минска зарегистрировано около 400 общественных объединений и организаций различной направленности. Действуют 15 из 17 зарегистрированных в Республике Беларусь политических партий.
     Мингорисполком осуществляет тесное сотрудничество с политическими партиями и общественными объединениями, проводит координацию единых действий, направленных на реализацию государственной социальной политики. Службы Мингорисполкома оказывают содействие в реализации социально-значимых программ ведущих политических партий и общественных объединений. Представители Мингорисполкома принимают участие в отчетно-выборных конференциях и других мероприятиях, проводимых данными структурами. При координирующей роли Мингорисполкома политические партии и общественные объединения конструктивной направленности принимают активное участие в проведении значимых политических событий. Их представители входят в состав избирательных комиссий и являются наблюдателями при подведении итогов выборных кампаний.
     Создан городской Координационный совет общественных объединений, в который вошли представители Мингорисполкома и крупнейших общественных объединений города, в том числе Минский городской совет ветеранов, Минское городское объединение профсоюзов, БРСМ, Минский городской Совет женщин, ДОСААФ и другие.
     Депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и депутаты Минского городского совета присутствуют на заседаниях администраций районов. Регулярно проводятся их встречи с трудовыми коллективами, с населением по месту жительства, активом крупных общественных объединений.
     Представители общественных объединений включены в состав информационно-пропагандистских групп, участвуют во всех городских общественно-массовых мероприятиях, в проведении единых дней информирования и встреч руководства города и районов с населением по месту жительства.
     Ветеранские организации постоянно привлекаются к решению социально-экономических задач белорусского государства в структуре государственного управления г.Минска. С их участием проводятся уроки "мужества", возложение цветов у обелисков воинской славы, принятие в пионеры. В кинотеатрах города Минска для молодежи организован показ патриотических фильмов с выступлениями ветеранов.
     Активное участие принимали ветеранские организации в подготовке и проведении праздничных мероприятий, посвященных 60-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 60-летию Победы, при планировании которых в обязательном порядке учитывались рекомендации Минского городского совета ветеранов.
     На сегодняшний день в Минске действует 60 общественных молодежных организаций. Наиболее многочисленные - ОО "Белорусская республиканская пионерская организация", насчитывающая 50219 школьников, и Минская городская организация ОО "Белорусский республиканский союз молодежи", объединившая в своих рядах 61628 молодых людей. В 2004 году решением Минского городского Совета депутатов была утверждена городская программа "Молодежь" на 2004-2005 годы. В рамках реализации этой программы Мингорисполком проводит массовые молодежные мероприятия совместно с молодежными общественными объединениями, оказывает методическую и финансовую помощь. Первый секретарь городского комитета ОО "БРСМ" является членом Мингорисполкома, первые секретари районных комитетов - членами администраций районов.
      Не оставлены без внимания и женские организации Минска. Минский городской Совет женщин на добровольных началах объединяет в своих рядах более 14 тысяч женщин. В 1994 году была поддержана инициатива Совета женщин и претворена в жизнь идея установления в стране Дня матери, которая была ознаменована целым рядом благотворительных акций и мероприятий по социальной поддержке семьи, женщин и детей.
     Созданное Советом предприятие "Молочная кухня "Тотошка" является соисполнителем Президентской программы "Дети Беларуси".
     При координирующей роли Мингорисполкома в 1998г. в соответствии с национальным планом действий по улучшению положения женщин в Республике Беларусь в г.Минске был открыт первый в республике Кризисный реабилитационный центр для женщин и детей, подвергшихся насилию.
     Значительное содействие в вопросах социальной защиты и оказания помощи участникам ликвидации последствий аварии и переселенцам из зоны радиактивного загрязнения оказывается совместно с ОО"Минский фонд помощи жертвам катастрофы на Чернобыльской АЭС "26 апреля".
     Минское городское объединение профсоюзов принимает активное участие в разработке и реализации основных городских программ: "Социально-экономического развития г. Минска", "Занятости населения г. Минска", "Государственной поддержки малого предпринимательства", "Молодежь Беларуси". Вся деятельность Минского городского объединения профсоюзов направлена на реализацию 3-х стороннего Соглашения, заключенного между Минским городским исполнительным комитетом, Минским городским объединением профсоюзов и Минским городским филиалом Белорусского союза нанимателей. На сегодняшний день достигнута договоренность по таким ключевым вопросам, как соблюдение трудовых прав работников на рабочем месте, обеспечение занятости и социальной защиты населения города Минска, создание необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности города, развитие промышленности, сферы услуг и предпринимательства, повышение жизненного уровня горожан. Потенциал профсоюзных организаций активно используется и в решении социальных проблем работающей и студенческой молодежи. Минское городское объединение организаций профсоюзов выступает соорганизатором ряда мероприятий, проводимых в рамках реализации государственной молодежной политики.
     Управление юстиции Мингорисполкома постоянно проводит работу по разъяснению действующего законодательства по созданию и деятельности профсоюзов, молодежных организаций, ветеранских и женских общественных объединений. Представители Мингорисполкома участвуют в отчетно-выборных конференциях профсоюзов.
      В целях выработки согласованных решений и совершенствования государственной политики в области развития предпринимательства при Мингорисполкоме создан Совет по развитию предпринимательства. Совет принимает участие в разработке программ, направленных на решение актуальных социально-экономических проблем граждан, привлекая к их реализации предприятия, организации, общественные объединения г.Минска, а также обеспечивает доступ предпринимателей к информации, касающейся их деятельности.
     Для организации взаимодействия предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность на рынках и в торговых центрах, с собственниками торговых объектов и местными органами власти созданы советы предпринимателей. Проведенные выборы позволили предпринимателям свободно выдвинуть и избрать в их состав наиболее авторитетных и активных предпринимателей. Для оперативного взаимодействия с органами власти на информационных стендах торговых объектов размещена информация для предпринимателей с указанием контактных телефонов администраций районов, инспекций МНС, управления предпринимательства комитета экономики Мингорисполкома.
     Неоднократно вопросы, связанные с деятельностью предпринимателей, рассматривались на сессиях Мингорсовета депутатов.
     Взаимодействие и сбалансированность полномочий между законодательной, судебной и исполнительной ветвями власти создает предпосылки для совершенствования системы и повышения эффективности государственного управления в г.Минске.



УПРАВЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ МИНГОРИСПОЛКОМА

Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016