Главная / Актуальные события / Единый день информирования

  Для заместителей руководителей организаций г.Минска по идеологической работе


Информационные материалы к Единому дню информирования
18 августа 2005 года по теме:

"ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЗА 6 МЕСЯЦЕВ 2005 ГОДА"



1. Итоги социально-экономического развития г.Минска за 1-е полугодие.

     В первом полугодии 2005 г. обеспечено выполнение важнейших показателей, определённых прогнозом социально-экономического развития на 2005 год по объёмам промышленности, выпуску потребительских товаров, экспорту, розничному товарообороту, платным услугам населению, вводу в эксплуатацию жилья за счёт всех источников финансирования. Не выполнено задание (117%) по темпу роста инвестиций в основной капитал без учёта Белорусской железной дороги (115,7%).
     В промышленном комплексе темп роста объемов производства продукции по итогам полугодия с учетом малых и подсобных предприятий без РУП "Минскэнерго" составил 115,1% (прогноз на январь-июнь - 107,0%).
     Прирост промышленного производства обеспечили 204 (79,7%) предприятия. Наиболее высокие показатели достигнуты на ОАО "Криница" - 171,0%, ОАО "Гормолзавод № 2 - 142,3%, "Гормолзавод № 1 - 161,1%, РУП "Минский тракторный завод" - 128,7%, ПРУП "Минский моторный завод" - 128,2%, КУП "Минский мясокомбинат" - 121,4%.
     На финансово-хозяйственную деятельность промышленных организаций продолжали оказывать негативное влияние такие факторы, как высокий износ парка оборудования и низкие темпы внедрения современных наукоемких технологий; снижение спроса на товары и отсутствие возможности расширения их номенклатуры и обновления.
     В результате этих и других факторов 47 предприятий (18,4%) снизили объемы производства, в их числе: ОАО "Мотовело" (54,6%), РУП "Авиаремонтный завод" (49,4%), ЗАО "Модум" (37,1%), ОАО "Минский подшипниковый завод"(86,3%), СП ЗАО "МАЗ МАН" (49,7%), ПРУП "Белкоммунмаш" (66,4%), ОАО "Минский часовой завод" (70,3%), СП "ЛеГранд" ООО (45,7%), ПРУП "Завод "Эталон" (65,5%).
     Удельный вес новой продукции в объеме производства за отчетный период текущего года составил 20,4%. Высокая доля обновления продукции отмечается на ОАО "Горизонт" (94,8%), РУП "Завод точного машиностроения "Планар - ТМ" (62,8%), ОАО "Керамин" (60,7%), УП "Завод "Транзистор" (59,3%), ПРУП "Минский автомобильный завод" (30,3%). Увеличение удельного веса новой продукции с 9,3% до 16,4% получено на предприятиях, подчиненных горисполкому, в том числе ОАО "Гормолзавод № 2" - 40,9%, КУП "Минский мясокомбинат" - 33,4% и др.
     Запасы готовой продукции на складах по состоянию на 1 июля 2005г. не превышали среднемесячный ее выпуск и составляли в фактических ценах 91% к среднемесячному объёму производства. На промышленных предприятиях, подведомственных Мингорисполкому, и без ведомственной подчинённости запасы сложились на уровне 72,1%, в том числе, подведомственных Мингорисполкому, -27,2%
     Наиболее высокий уровень сверхнормативных запасов отмечается на ОАО "Минский часовой завод" - 1696,7%, ОАО "Экспериментально-фурнитурный завод" - 652,1%, ОАО "Алеся" - 425,6%.
     Выпуск потребительских товаров по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в сопоставимых ценах сложился с темпом 111,9% (прогноз на 1-ое полугодие - 107,5%),
     Отмечается динамика снижения темпов выпуска потребительских товаров с 114,7% в январе до 111,9% в январе-июне т. г. При этом по организациям, подчинённым республиканским органам государственного управления допущено снижение с 117,1% до 111,4%, удельный вес выпуска которых в общем объёме производства потребительских товаров составляет более 70%. Снизили темпы следующие предприятия:
  • Минпрома - УП "Минский тракторный завод", РУП "Завод "Термопласт", УП "МПО ВТ", УП "Минский моторный завод" и другие;
  • концерна "Беллегпром" (со 126,2% до 109,0%) - СП "ЛеГранд" ООО, ОАО "Щётка", ОАО "Камволь", ОАО "Белорусский центр моды";
  • концерна "Белместпром" (со 138,3% до 117,0%) - ОАО "Зеркальная фабрика", ОАО "Экспериментальный завод им. Гастелло".
     Недовыполнение прогнозного показателя юридическими лицами без ведомственной подчинённости в основном обусловлено снижением объемов выпуска продукции ОАО "Мотовело" (54,2%), ОАО "Минский часовой завод" (78,1%), ЗАО "Модум" (37,1%) и другими.
     Рост экспорта товаров организациями г. Минска за январь-май 2005 года к соответствующему периоду 2004 года составил 114,7% (прогнозный показатель на год - 109,5-110,5%, повышенный - 114,5-115,5%), импорта - 102,7% (прогноз на год - 112,0-113,0%). В условиях торговли с Российской Федерацией по уплате НДС по стране назначения темп роста экспорта достиг 125,0%, импорта - 113,8%. Сальдо сложилось отрицательное в размере 736,6 млн. долл. США и сократилось на 152,1 млн. долл. США по сравнению с аналогичным периодом 2004 года.
     Розничный товарооборот с учетом продаж по всем каналам реализации в 1 полугодии 2005 года возрос на 13,7 % к соответствующему периоду 2004 года (прогноз на 1 полугодие 2005 года - 13,0%, на год - 13,5-14,5%). Увеличение объемов продаж обеспечивалось в основном за счет обновления и расширения ассортимента выпускаемых товаров, а также усиления контроля за насыщением потребительского рынка.
     В 1 полугодии проведено 729 ярмарок, выставок и расширенных продаж, на которых реализовано товаров на сумму более 11 млрд. руб.. На потребительском рынке доля товаров отечественных производителей занимает 71,4%, в том числе по продовольственной группе товаров - 81,2%, непродовольственной - 58,4%.
     За январь-июнь 2005 года темп роста объемов платных услуг, оказанных населению через все каналы реализации, составил 113,1% при задании на первое полугодие-112,5%, на год 113,0-115,5%.
     Наибольшее развитие получили услуги связи (134%), бытовые (115,3%), системы образования (115,2%), культуры (119,6%), физической культуры и спорта (127,9%), туристские (130,8%), ветеринарные (132,6%), гостиниц и других средств размещения (114,4%), учреждений банков (164,9%).
     Темп роста инвестиций в основной капитал в целом по городу за 1 полугодие 2005 года без учета объемов Белорусской железной дороги составил 115,7%. Задание, доведенное Минскому горисполкому постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 2005 г. № 72, в размере 117,0% не выполнено.
     При этом по организациям, подчиненным республиканским органам государственного управления, темп роста объема инвестиций снижен до 99,6% при задании - 115,7%. В тоже время организациями, подчиненными Минскому горисполкому, обеспечен рост инвестиций 121,2%, юридическими лицами, не имеющими ведомственной подчиненности, - 133,0% (при установленном задании этим группам организаций - 117,5%).
     На невыполнение установленного Правительством задания по увеличению инвестиций в основной капитал по организациям, подчиненным республиканским органам государственного управления, оказали влияние низкие итоги инвестиционной деятельности Минтранса (69,3% к уровню прошлого года), Минлесхоза (90,6%), Госкомавиации (29,2%), Госкомвоенпром (74,8%), а также концернов "Беллегпром" (45,4%), "Белбиофарм" (49,0%). Недостаточен темп роста инвестиций Минторга (110,8%), концернов "Белнефтехим" (108,2%), "Белместпром" (106,2%), "Белкоопсоюз" (113,0%).
     Достигнуты высокие темпы роста инвестиций в Центральном (142,8%), Советском (137,1%), Московском (136,3%) и Первомайском (122,2%) районах.
     В 1 полугодии 2005 года в городе введено в эксплуатацию 403,8 тыс. кв. метров общей площади жилых домов или 50,5%-40,4% к годовому заданию (800 - 1000 тыс. кв. метров), а также после капитального ремонта - 121,7 тыс. кв. метров общей площади жилья или 107% от плана полугодия.
     Сохраняется высокий удельный вес объема жилищного строительства за счет внебюджетных источников финансирования (86,9% в общем объеме введенного жилья, из них 52,9% - средства населения).
     На городских объектах, включенных в Государственную инвестиционную программу, освоение капитальных вложений за 1 полугодие 2005 года составило 71,4% от плана и 36,4% от задания на год.
     Введены в эксплуатацию объекты: "Продление троллейбусной линии по ул. Толстого на участке от ул. Вокзальной до ул. Могилевской" - 0,9 км, "Оздоровление русла р. Свислочь в пределах г. Минска (3 очередь) 2-ой пусковой комплекс" - 1,2 км, "Реконструкция мемориаль-ного комплекса "Масюковщина" по ул. Тимирязева в г. Минске". Построено и реконструировано 3,2 км городских дорог. Продолжались работы по строительству и реконструкции сетей водопровода, канализации, теплоснабжения, городских дорог, парков и скверов.
     На строительстве минского метрополитена освоено 57,7 млрд. руб. или 108% к плану финансирования полугодия. Продолжались работы по строительству участков продления линий метрополитена от ст. "Восток" до ст. "Уручье", от ст. "Пушкинская" до ст. "Каменная горка". Начаты работы по строительству участка продления 1 линии метрополитена от ст. "Институт культуры" до ст. "Петровщина".
     По результатам деятельности в январе-мае 2005 года оставался высоким удельный вес организаций, имеющих чистый убыток, в их общем числе - 339 или 16,6%. В промышленном комплексе города насчитывалось 64 предприятия, имеющих чистый убыток, или 20,1% к общему их числу в отрасли. Минским горисполкомом ведется целенаправленная работа по сокращению количества убыточных субъектов хозяйствования. Разработаны и утверждены графики выхода на безубыточную работу организаций коммунальной и с долей коммунальной собственности.
     В отчетном периоде текущего года проводилась определенная работа по обеспечению дальнейшего роста и своевременности выплаты заработной платы. Постоянный контроль за складывающейся ситуацией в организациях города позволяет обеспечивать своевременную выплату заработной платы. В результате принятых мер в городе задолженность по выплате заработной платы по состоянию на 30 июня 2005 года отсутствовала.
     Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по городу за 6 месяцев 2005 года достигла 558,8 тыс. рублей, в том числе за июнь - 611,2 тыс. рублей или 284,4 долл. США. Реальная заработная плата увеличилась на 18,9%.


2. Выборочные результаты социологического опроса жителей г.Минска на тему "Отношение населения к социально-экономическому развитию Минска и деятельности городских органов власти".

     В июне 2005 года Минским НИИ социально-экономических и политических проблем проведен плановый социологический опрос жителей г.Минска по широкому кругу социально-экономических и коммунальных проблем, отношению населения к деятельности органов местной власти.
     Анализ результатов выполнения Директивы № 1, проводимый на основе мониторинговых исследований, позволяет сделать вывод о том, что позитивные сдвиги коснулись в первую очередь состояния трудовой дисциплины.
     Так, по сравнению с декабрем прошлого года уменьшилось количество нарушений трудового распорядка (опоздания, преждевременный уход с работы и т.п.) - на 8,1%. Более медленно искореняются такие негативные явления, как несвоевременное выполнение заданий и воровство. Несколько лучше стало с соблюдением норм технологической дисициплины.
     Количество нарушений трудового распорядка заметно уменьшилось в бюджетных организациях (их наличие отметили 20,9% работников этих организаций по сравнению с 34,4% в декабре 2004 г.). Теперь по этому показателю бюджетная сфера сравнялась с государственными и частными предприятиями.
     Уменьшение числа нарушений технологической дисциплины характерно в первую очередь для государственных предприятий, которые прежде по этому показателю уверенно лидировали. Случаев воровства чуть меньше стало на частных предприятиях.
     Употребление спиртного на рабочем месте по сравнению с декабрем прошлого года сократилось на 3%.
     Ответы минчан на вопрос о том, какие экономические проблемы волнуют их особенно сильно, еще раз подтвердили, что наиболее остро воспринимаемой проблемой для большей части семей в Минске, как и прежде, является уровень цен. Хотя все же число жителей, обеспокоенных ценами, снизилось с 83,4% в феврале до 76,1% в июне. Произошло это за счет некоторого снижения озабоченности по наиболее болезненным для населения группам цен: на продукты питания (с 77,3 до 69,7%), квартплату и оплату коммунальных услуг (с 74,8 до 70,6%), на строительство жилья (с 66,4 до 62,1%), на лекарства и медикаменты (с 50,1 до 46,0%).
     Оценка минчанами других социально-экономических проблем выглядит следующим образом. На 7% по сравнению с декабрем прошлого года уменьшилось число горожан, обеспокоенных низкой заработной платой. На прежнем уровне осталось количество лиц, выражающих опасения по поводу несвоевременной выплаты заработной платы. На 1% снизилось число тех минчан, кто опасается безработицы.
     На 3% уменьшился показатель инфляционных ожиданий. На фоне неустойчивости как доллара США, так и ЕВРО стало чуть выше доверие к российскому рублю. Что касается белорусского рубля, то оно выше, чем к российскому, более чем в 3 раза.
     Увеличилось количество минчан, назвавших среди злободневных проблем отсутствие необходимых товаров в магазинах, прежде всего - по месту жительства свежих продуктов повседневного спроса: мясных, овощей и фруктов, хлеба.
     При оценке работы жилищно-коммунальных служб по шести из восьми показателей по сравнению с февралем 2005 года произошли некоторые позитивные сдвиги. Это, в частности, касается уборки внутридворовых территорий (по сравнению с февралем текущего года неудовлетворенность уменьшилась на 7,2%, а с маем прошлого года - на 3,5%), работы сантехников и электриков, обслуживания лифтов и уборки подъездов. Негативные тенденции в оценках вызваны в основном перебоями с подачей воды, особенно горячей.
     Около 40% горожан не устраивает содержание подвалов и чердаков домов, в которых они проживают. На вопрос о том, с чем связана их неудовлетворенность, 28,7% опрошенных назвали санитарное состояние, 12,1% - бесконтрольное присутствие посторонних лиц.
     Около 30% из числа опрошенных высказались за введение института старших по подъездам.
     При обсуждении проблем санитарного состояния города более 40% опрошенных заметили, что внешний вид Минска существенно портит "стихийная реклама", особенно распространенная на остановках общественного транспорта и в ряде других мест скопления людей. Горожане предлагают и конкретные меры воздействия на авторов стихийных объявлений. При этом 22% высказались за штрафные санкции, а 26% - за меры воспитательного характера. Одновременно предлагалось расширить практику использования специальных щитов для такого рода объявлений, в том числе и на остановках общественного транспорта.
     Сравнение оценок, данных горожанами качеству ремонта городских дорог в настоящее время и год назад, показывает определенный положительный сдвиг - число удовлетворительных оценок увеличилось на 5%.
     Минчане отмечают большой объем работ, проводимых по благоустройству и улучшению внешнего вида Минска, реставрации зданий, улиц, скверов и т.п. Но, на их взгляд, далеко не всегда эти работы проводятся качественно - так считает почти каждый четвертый опрошенный житель столицы.
     В оценках работы городского общественного транспорта снизилось количество негативных оценок: работы автобусов (с 40,2% в октябре 2004 г. до 21,4% в июне), троллейбусов (с 26,3 до 15,8%), трамваев (с 12,9 до 10,4%).
     Ответы минчан на вопрос о том, какие проблемы городской жизни они считают наиболее злободневными, в большинстве касаются ремонта старого жилого фонда. Тот факт, что эта проблема становится для жителей города одной из самых болезненных, подтверждает и анализ обращений горожан в местные органы власти, ЖРЭО и ЖЭСы.


3. О финансовом оздоровлении убыточных сельскохозяйственных организаций Минской области и оказании шефской помощи

     В марте 2004 года вышел Указ Президента Республики Беларусь "О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство", в результате - 57 организаций-инвесторов г.Минска приняли на баланс 61 убыточную сельскохозяйственную организацию.
     Инвестиции, направленные организациями-инвесторами на финансирование сельскохозяйственного производства, созданного на базе реформированных сельскохозяйственных организаций, составили более 87 млрд.рублей. В 2005 году на реконструкцию животноводческих и других объектов выделено два миллиарда рублей, закуплено 108 тракторов, 34 зерноуборочных комбайна и 364 единицы иной сельскохозяйственной техники.
     По итогам полугодия произведено валовой продукции на сумму 27 млрд.рублей. Численность крупного рогатого скота составляет более 70 тыс. голов или 110% к 2004 году. Среднемесячная заработная плата в созданных сельскохозяйственных структурах составляет 254 тыс.рублей.
     По итогам работы за первое полугодие 2005 года 41 хозяйство, переданное столичным предприятиям уже работает с прибылью.
     Так, в приобретенном ПРУП "Мингаз" СПК "Бубны" Вилейского района производство валовой продукции возросло к уровню 2004 года в 2,4 раза, молока - в 2,2 раза. В сельхозпроизводство инвестировано 816 млн.рублей, закуплен трактор и 8 единиц техники. На реконструкцию животноводческих объектов направлено 180 млн.рублей и 150 млн.рублей - на другие объекты.
     После приобретения РУП "Минск-Кристалл" СПК "Туча" Клецкого района стоимость валовой продукции возросла в 1,5 раза и составила 547 млн.рублей. Инвестиции составили 647 млн.рублей. Закуплено 4 трактора и 10 единиц прицепной техники.
     В текущем году на базе реформированных сельскохозяйственных организаций будут созданы и обустроены два агрогородка, расположенных в населенных пунктах: д.Любушаны Березинского района и д.Замки Крупского района.
     Кроме того, город оказывает селу шефскую помощь. За каждой районной администрацией в Минске закреплены районы столичной области. Все организации города сотрудничают с подшефными хозяйствами на договорной основе. В 2004 году отработано 40 тысяч человекодней и 18 тысяч машинодней. Финансовая помощь составила 32 млрд. рублей. С начала этого года уже отработано три тысячи человекодней, две тысячи машинодней. Финансовая помощь составила 881,1 млн.рублей. Администрации районов столицы решили проблему нехватки рабочих рук. Дополнительные кадры будут привлечены из числа выпускников вузов и ссузов. Приглашаются и работники промышленных предприятий. Налажены поставки нефтепродуктов на период уборочной кампании. Готовы к эксплуатации техника и зерносушильные комплексы.


4. Анализ численности Минской городской организации ОО "БРСМ".

     На сегодняшний день Минская городская организация ОО "БРСМ" насчитывает 66289 человек (14% от численности всей молодежи г.Минска), что на 20 тыс.превышает показатель 2004 года.
     Созданы первичные организации во всех средних школах города с общей численностью 24366 человек (на 6922 человека больше, чем в 2004 г.) Самые многочисленные из них - в СШ № 79 (248 человек), СШ № 215(337).
     В ссузах г.Минска созданы 54 первичные организации с общей численностью 11001 человек (на 2356 больше, чем в прошлом году). Среди высших учебных заведений численность по отношению к прошлому году выросла на 7275 человек и составила 21047 членов организаций (24% от числа студентов дневного отделения). Самые крупные из них - в БНТУ, БГПУ, БГЭУ.
     Имеют первичные организации 292 предприятия города (на 70 больше, чем в прошлом году). Лучшие предприятия по итогам 1 полугодия: ОАО "МАПИД" (Фрунзенский район), ПРУП "Минский тракторный завод" (Партизанский район), ОАО "ЦУМ "Минск" (Советский район).
     Не созданы первичные организации:
  • в Центральном районе - "Белорусский центр моды", РУП "Белэнергострой", ОАО "Легавтотранс", ОАО "Белорусские обои", РУП "Эладея";
  • в Первомайском районе - ОАО "Минский часовой завод", ОАО "Минский маргариновый завод", ЗАО "Минский завод безалкогольных напитков";
  • в Октябрьском районе - ЗАО "Белавтогаз", аэропорт "Минск-1";
  • в Московском районе - ЗАО "Витэкс", ПРУП "Торгтехника", ОАО "Белгазстрой", РУП "Белремонт", ОАО "Автотаксосервис", охранно-эксплуатационное коммунальное УП "Гаражи, автостоянки, парковки", УП "Минскпроект", РУП "Строммаш", ОАО "Белвнешэкономбанк", Главное управление национального банка Республики Беларусь по г.Минску и Минской области.


УПРАВЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ МИНГОРИСПОЛКОМА

Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016