Главная / Актуальные события / Единый день информирования

  Для заместителей руководителей организаций г.Минска по идеологической работе


Материалы к Единому дню информирования
15 сентября 2005 года по теме:

"НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ - ВАЖНЕЙШИЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ГОСУДАРСТВА
(СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ)"


"…Нам удалось сохранить и развить то лучшее, чем обладала советская школа. Наши устои выработаны годами и прочно вошли в менталитет белорусских граждан. Все действия по реформированию образования должны быть тщательно продуманы и взвешены. Кстати, все мы это сделали - и продумали, и взвесили, исходя исключительно из национальных интересов!"
А.Г.Лукашенко


СОДЕРЖАНИЕ:

№ п.п.Название параграфаСтр.
I.§ I ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В Г.МИНСКЕ3 - 20
Введение3 - 5
1.1.Дошкольное образование5 - 7
1.2.Общее среднее образование7 - 9
1.3.Среднее специальное образование9 - 11
1.4.Профессионально-техническое образование11 - 13
1.5.Высшее образование13 - 14
1.6.Организация воспитательной работы14 - 18
1.7.Социальное обеспечение18 - 19
 Условия работы педагогических кадров19 - 20
II.§ II ОРГАНИЗАЦИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ Г.МИНСКА20 - 25
2.1.Итоги городского смотра - конкурса на лучшую организацию идеологической работы20 - 21
2.2."Минские мастера" - конкурс профессионалов22 - 24
2.3."Минчанин года - 2005"24 - 26
III.§ III ДЕНЬ СТОЛИЦЫ ПРАЗДНУЕМ ВМЕСТЕ26 - 20
 Приложение 27 - 29


§ I ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В Г. МИНСКЕ

     Введение

     Совершенствование системы образования города идет по направлениям, которые определены "Стратегическим планом развития города Минска до 2020 года" и "Программой развития образования города Минска до 2010 года".
     В Минске существует развитая система дошкольного, школьного и профессионального образования, функционирует сеть детских внешкольных учреждений, включая Дворец детей и молодежи, центры творчества, станции юных техников и натуралистов и экскурсионно-туристические станции.
     Система дошкольного воспитания ориентирована на создание дошкольных учреждений различных типов и профилей, внедрение новых технологий обучения и развития детей, учет индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, интеграцию семейного воспитания и дошкольного образования, обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Важное значение придается созданию условий для образования детей с 5-летнего возраста.
     Реформирование общеобразовательной школы основывается на переходе к 12-летнему обучению при обязательном 10-летнем образовании. Оно включает обновление содержания образования и внедрение современных технологий обучения, учет в процессе обучения индивидуальных особенностей и интересов школьников, переход на 5-тидневную учебную неделю и установление щадящей учебной нагрузки, введение более гибкой и объективной системы оценки знаний, внедрение в учебный процесс информационно-коммуникативных технологий и подключение к сети Интернет, расширение культурологической, экономической и экологической подготовки школьников, а также обучения иностранным языкам.
     Ведется работа по созданию рациональной сети учебных заведений, отвечающей потребностям молодежи на получение разноуровневого образования, развитие индивидуальных творческих способностей. Увеличивается количество индивидуальных форм нового типа: профильных классов, классов с углубленным изучением предметов, лицейских классов, гимназий, лицеев и колледжей с вариативным учебным планом. Проводится экспериментальная педагогическая работа, внедряются новые образовательные технологии.
     Совершенствование профессионально - технического образования осуществляется путем создания профессиональных лицеев, профессионально - технических колледжей и предоставления им права выбора моделей профессионального обучения и образовательных программ при соблюдении государственных образовательных стандартов. Особое внимание уделяется формированию социального заказа системе профтехобразования и ее готовности к его выполнению, а также сохранению широкой общеобразовательной основы профессионально-технического образования. Обновляется содержание профессиональной школы. Современным профессионально-техническим училищам в большей мере присущи такие новые качественные характеристики как открытость, мобильность, многофункциональность, гибкость, непрерывность, многоуровневость.
     Учебные заведения г.Минска обеспечены квалифицированными кадрами педагогов. В городе работает свыше 42 тыс. педагогических работников, 48, 5% из них имеют первую и высшую квалификационные категории. Ведется целенаправленная работа по повышению квалификации педагогов.
     В городе сложилась система внешкольной воспитательной работы. В работе по развитию творческих способностей, обеспечению дополнительного образования детей участвуют Минский городской Дворец детей и молодежи, Минский городской туристическо-экологический центр. На развитие физической культуры учащихся направлена деятельность детско - юношеских спортивных школ и клубов.
     На создание условий, обеспечивающих детям-инвалидам и детям с особенностями психофизического развития равных со всеми прав в получении общего и профессионального образования, ориентировано развитие специального образования. С этой целью в городе создаются условия по оказанию коррекционно-поддерживающей помощи и социально-трудовой реабилитации всем нуждающимся, развивается дифференцированная система учреждений специального образования, включающая интегрированные структуры, которые обеспечивают обучение и оказание вспомогательных услуг лицам с различными формами нарушений развития. Открываются специальные школы (школы - интернаты), специальные классы с постепенной интеграцией таких детей в систему общего образования.
     В стратегическом плане устойчивого развития Минска на период до 2020 г. определены основные прогнозно-целевые показатели столичного образования.

Основные прогнозно-целевые показатели развития сферы образования Минска

Показатель2005г.2010 г.2015г.2020 г.
Уровень грамотности взрослого населения (15 лет и старше), %99,8099,8599,9099,95
Коэффициент индекса уровня образования0,9730,9800,9850,990

     Достижение этих показателей требует создания необходимых условий и механизмов для дальнейшей интеграции столичных учебных заведений в мировое образовательное пространство, обеспечения доступности образования и учета интересов обучающихся, сочетания фундаментальности и практической направленности обучения, обеспечения единства образования и воспитания.

     Главными задачами отрасли образования в г.Минске являются:

  • повышение качества образования;
  • повышение роли идеологической и идейно - воспитательной работы, создание условий для формирования активной гражданской позиции учащейся и студенческой молодежи;
  • структурно - содержательная модернизация подготовки рабочих кадров и специалистов в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально
  • технического образования, в соответствии с требованием стандартов профессионального образования и потребностям рынка труда столицы;
  • расширение международного и межрегионального сотрудничества в сфере образования.


         1.1. Дошкольное образование

         Один из принципов социальной политики в области образования - это принцип доступности, предполагающий прежде всего, создание условий для массового охвата детей дошкольным образованием, что является обязательной предпосылкой реализации права на достойное образование.
         В Минске удалось сохранить сеть дошкольных учреждений как бюджетной, так и ведомственной принадлежности и с учетом запросов семьи начать ее дифференциацию по видам, типам, профилю и режиму работы, обеспечивающих преемственность между семейным воспитанием, дошкольным и начальным образованием. 80% дошкольных учреждений работают в режиме педагогической инициативы с применением передовых профильных методик и других технологий.
         Процент охвата детей дошкольным образованием в Минске самый высокий и стабильный среди регионов республики и стран ближнего зарубежья. По проценту охвата детей пятилетнего возраста подготовкой к школе Минск идет вровень с такими высокоразвитыми странами как Франция, Германия, Швеция, Япония. В г.Минске в 423 детских дошкольных учреждениях обучается и воспитывается свыше 70,0 тыс. детей дошкольного возраста, то есть 93,6% детей этого возраста получают дошкольное образование и имеют равные стартовые возможности для поступления в начальную школу.
         Дошкольных учреждений общеразвивающего назначения - 423, центров развития ребенка - 3, дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного назначения - 163, санаторных дошкольных учреждений - 17, специальных дошкольных учреждений - 11.
         Столичные педагоги работают с детьми в дошкольных учреждениях как по традиционным, так и по инновационным технологиям.
         145 дошкольных учреждений города работают в инновационном режиме современных образовательных технологий и методик, 120 реализуют различные направления: физкультурно - оздоровительное, эстетическое, экологическое, художественно - гуманитарное и др. Среди инновационных технологий предпочтение отдается технологиям: "Первый шаг", "ТРИЗ", М.Монтесори, методике раннего обучения Н.Зайцева.
         В каждом районном управлении создан банк данных по инновационной деятельности дошкольных учреждений для обмена передовым опытом работы.
         Подтверждением результативности инновационной работы дошкольных учреждений является то, что большинство детей дошкольного возраста имеют положительные результаты при прохождении тестирования при поступлении в начальную школу.
         Таким образом, дошкольные учреждения были и остаются важным социальным институтом воспитания детей - дошкольников. Политика в данной области направлена на все более полное удовлетворение образовательных запросов и потребностей родителей в воспитательно-образовательных услугах.
         Важно отметить наличие постоянной обратной связи в системе "детский сад - семья", которая осуществляется посредством систематически проводимых экспресс- и мониторинговых социологических исследований. Благодаря этому, система дошкольного образования имеет возможность своевременно выявлять возрастающие запросы, потребности родителей в воспитательно-образовательных услугах и оперативно реагировать на изменяющиеся социально-экономические условия в обществе.


         1.2. Общее среднее образование

         Динамику развития реформирования школы следует считать положительной.
         Основные направления реформы это:
         Дифференцированная оценка знаний, обеспечение профильности обучения, развитие инициативы учащихся, помощь в самоопределении, соотнесение знаний, получаемых в школе с жизненным опытом учащихся, изменение содержания обучения в соответствии с новыми достижениями науки и практики, в том числе и социальной, создание условий для саморазвития, сохранения и укрепления здоровья.
         На начало 2005/2006 учебного функционирует 234 общеобразовательных учреждения, в том числе 36 учреждений нового типа (2 лицея, 2 гимназии-колледжа, 32 гимназии), 184 средние школы, 5 интернатов, 9 начальных школ и школ-садов. Кроме того, 8 вечерних школ, 8 специальных школ и интернатов для детей с особенностями в развитии.
         Основными задачами в системе общего среднего образования являются:

  • повышение качества образования через рационализацию школьной сети и внедрение современных педагогических технологий;
  • обеспечение доступности качественного образования;
  • внедрение мониторинга качества образования;
  • совершенствование работы учреждений образования и управлений образования администраций районов по всеобучу и профессиональной ориентации учащихся;
  • продолжение работы по оснащению библиотек учреждений образования компьютерной техникой;
  • создание оптимальных условий для организации учебно - воспитательного процесса в 1-х классах.
         Ведется целенаправленная работа по созданию рациональной сети учреждений общего среднего образования, максимально отвечающей потребностям граждан в образовательных услугах, обеспечивающей развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.
         Продолжается реформирование общеобразовательной школы, переход на новое содержание образование и 12-летний срок обучения с 6-летнего возраста. В новом учебном году в первые классы пришли 13,8 тыс. детей, из которых 79% будут обучаться в классах, размещенных на базе детских дошкольных учреждений.
         Введение новой (10-балльной) системы оценивания результатов учебной деятельности значительно снизило количество учащихся, оставленных на повторный курс обучения. Социальная роль такой школьной отметки шире: это не только оценка знаний, но и оценка личности, влияющая на ее дальнейшее продвижение (переход в профильный класс, гимназию, лицей, поступление в ВУЗ и др.)
         Учреждения образования активно участвуют в экспериментальной и инновационной деятельности. Экспериментальная работа осуществляется по 12-ти направлениям в 24 учреждениях (124 класса), а инновационная - по 6-ти направлениям в 31 учреждении. В приказ Министерства образования "Об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования в 2004 - 2005 учебном году" было включено 18 учреждений, осуществляющих экспериментальную работу, 10 учреждений, ведущих инновационную деятельность. Продолжают работать в инновационном режиме 12 учреждений, начинают экспериментальную деятельность 6 учреждений.
         Обеспечение государственных гарантий получения образования проходит через дифференциацию сети учебных заведений, что создает условия для реализации права выбора учащимися уровня и формы обучения.
         Обучение в профильных классах стимулирует интерес к учебе. Это мнение учителей и родителей подтверждают, во-первых, рост объема знаний учащихся по профильным предметам, во-вторых, повышение их общей эрудиции.
         С 2002 по 2005 годы увеличился охват учащихся дифференцированным обучением с 45% до 50,8%. В школах есть классы с различными уклонами, профильные классы, где отдельные предметы изучаются на углубленном уровне. Такое образование получают 21,1 % учащихся 1-11 классов. Процент учащихся 10-11 классов, охваченных дифференциацией, составляет 74,7%. Это способствует стабильному повышению качества образования. В течение последних шести лет учащиеся города Минска лидируют на республиканских предметных олимпиадах, показывают высокие результаты и на международных предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях.
         В 2005 году окончили 9 классов 24540 учащихся, из них получили свидетельства с отличием 364 чел. (1,5%). 15,2% выпускников 9-х классов поступили в средние специальные заведения, 11,2% - в профессионально-технические заведения, 71,4% продолжат обучение в 10 классах общеобразовательных учреждений города.
         В этом году окончили 11 классов 15784 учащихся, 376 выпускников (2,4%) награждены золотой и серебряной медалями, 98,4% медалистов поступили в ВУЗы.
         В 2005 году 117 учащихся награждены дипломами и 33 похвальными отзывами по результатам республиканских олимпиад и заняли первое общекомандное место в республике. 14 наград получили 12 учащихся на международных интеллектуальных соревнованиях (1 золотая, 5 серебряных, 4 бронзовых медалей, 4 диплома 1-3 степеней) по математике, физике, химии, экологии и русскому языку.
         В течение ряда лет более 300 лучших учащихся и учителей города были удостоены премий специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке талантливой молодёжи и премий Мингорисполкома. За 3 года эту премию получили 115 учащихся. В этом году такую премию впервые получили 15 студентов.
         Практически все победители - учащиеся школ становятся студентами наиболее престижных вузов, четверть студентов - победителей продолжают обучение в аспирантуре.


         1.3. Специальное образование

         Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики по демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловили поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с психофизическими нарушениями.
         Реформирование специального образования объективно необходимо и вытекает из потребности отойти от жесткой регламентированности его организационных форм, маргинализации учащихся с особенностями психофизического развития в специальных школах-интернатах, что ограничивает их социальное взаимодействие и приобретение нужного социального опыта.
         Специальное образование продолжает развиваться в соответствии с Концепцией и программой реформирования специального образования, программой развития столичного образования г.Минска до 2010 года.
         Основными задачами специального образования является:
  • создание условий для стабильного функционирования учреждений специального образования и дальнейшего качественного улучшения в них образовательного процесса через реализацию целевых программ по укреплению учебно - методической и материально - технической базы;
  • расширение консультативно - методической помощи педагогам и родителям через функционирование на базе ЦКРОиОР методических объединений, консультаций, клубов для родителей и специалистов;
  • создание условий для социальной адаптации и профессионального обучения учащихся с особенностями психофизического развития и детей - инвалидов через расширение сети специальных групп и открытие интегрированных групп в профессионально - технических училищах города.
         Одним из путей реализации поставленных задач является система интегрированного обучения, которая рассматривается прежде всего как средство реабилитации. Социальная роль таких учреждений как школы-интернаты для детей с особенностями развития, подвергаются переоценке. Нельзя не признать, что эти учреждения удовлетворяют потребности учащихся в медицинских, коррекционно-педагогических услугах, имеют многолетний положительный опыт, укомплектованы квалифицированными кадрами специалистов. Эти же учреждения препятствуют социальной интеграции, усиливают процессы маргинализации детей с особенностями психофизического развития, ограничивают их жизненные шансы.
         Интеграция рассматривается как обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития вместе с нормально развивающимися сверстниками.
         В классах интегрированного обучения с полным нормативным наполнением работают два учителя: обычный учитель и учитель-дефектолог. В школах реализуются программы психолого-педагогического сопровождения интеграции.
         Мотивационная аранжировка учебных занятий, диалогическое взаимодействие учителя с учеником и учащихся между собой, система оценивания, при которой дети не сравниваются друг с другом, а определяется динамика роста каждого из них, усилят эмоционально-волевой компонент учебного процесса. В таком случае отношение ученика к изучаемому предмету станет более заинтересованным, появится уверенность в своих силах, настойчивость в достижении результата. Процесс обучения станет для ученика с особенностями психофизического развития более привлекательным, доступным и понятным. Коррекционные цели в учебном процессе будут носить позитивный характер, в результате чего не только устранятся отклонения, но и создадутся предпосылки для успешного обучения.
         Особое внимание уделяется контролю за исполнением Протоколов поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных на Втором съезде учителей 3 ноября 2001 года и семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов 17 - 18 октября 2002 года, в части, касающейся создания в каждом районе сети центров коррекционно - развивающего обучения и реабилитации. Решением Минского городского исполнительного комитета от 16.12.2004 №2565 завершено создание сети ЦКРОиР в г.Минске.


         1.4. Профессионально-техническое образование

         В последнее десятилетие, в связи с переходом экономики страны к социально ориентированным рыночным отношениям наряду с модернизацией государственного сектора экономики развивается предпринимательство. В отличие от линейно-функциональной схемы управления, существовавшей в прежней деловой среде, и характеризуемой вертикальной иерархией, простотой и четкостью подчинения, единым управленческим процессом, новая окружающая среда характеризуется сложностью, неустойчивостью, неопределенностью и трудной предсказуемостью предстоящих изменений. В данных условиях сфера профессионально-технического образования, его организационные структуры должны быть гибкими, оперативно реагировать на требования рынка труда, а принятие решений - максимально приближенным к уровню организационной структуры, где они осуществляются.
         Все это актуализирует проблему совершенствования профессионально-квалифицированной отраслевой структуры подготовки рабочих кадров, повышения качества и оптимизации объемов подготовки специалистов в соответствии с заказами и требованиями работодателей, а также складывающимся балансом распределения выпускников общеобразовательных школ города по различным каналам образования и включения их в трудовую деятельность.
         Система профессионального образования города работает над решением следующих задач:
  • продолжение структурно - содержательной модернизации подготовки рабочих кадров и специалистов в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально - технического образования, в соответствии с требованием стандартов и удовлетворением рынка труда;
  • осуществление мониторинга качества обучения и воспитания учащихся;
  • продолжение работы с участниками педагогического процесса по повышению качества профессионального образования, уровня управленческой и педагогической культуры;
  • укрепление и модернизация учебной и материально - технической базы учреждений профтехобразования;
  • удовлетворение образовательных запросов детей с особенностями психофизического развития.
         В г.Минске функционирует 28 учреждений, обеспечивающих получение профессионально - технического образования:
  • 8 профессиональных колледжей;
  • 5 профессиональных лицеев;
  • 14 профессионально - технических училищ;
  • 1 специальное профессионально - техническое училище закрытого типа при исправительно - трудовом учреждении Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
         В настоящее время в учреждениях профтехобразования г. Минска ведётся подготовка по 142 профессиям. Усилилась социальная направленность профессиональной подготовки - более 85 % профессий являются интегрированными, при этом 10 % профессий позволяют заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
         В области научно-методического обеспечения профессионально-технического образования начали разрабатываться и внедряться образовательные стандарты профессионально-технического образования и новое поколение учебно-програмной документации, современных учебно-методических комплексов. Новый импульс получили повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников, поиск и внедрение новых педагогических технологий.
         Введение нетрадиционных форм проведения учебных занятий (возможность делать предложения, участвовать в дискуссиях) одобряет большинство учащихся. Социологическое исследование показало, что учащиеся небезразличны к практическим навыкам, получаемым в профтехучилищах. Половина из них испытывает интерес к производственному обучению, которое они хотели бы видеть в перечне факультативных предметов. Также представляют интерес предметы общепрофессионального и специального, а также социально-гуманитарного циклов.
         Педагогические работники используют такие методы и формы обучения как: информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемные методы, реже - частично-поисковые и исследовательские.
         Свидетельством высокого уровня подготовки рабочих кадров по отдельным профессиям в учреждениях г.Минска, обеспечивающих получение профессионального образования, является тот факт, что во всех проводимых Республиканских конкурсах профессионального мастерства выпускники системы профессионального образования заняли призовые места (конкурс "Столяр", "Продавец продовольственных товаров", "Мамонт", "Мельница моды", "Республиканский подснежник" и др.)
         Остро стоит вопрос о трудоустройстве детей - сирот (без закрепления жилья), инвалидов и подростков с ограниченными возможностями. Этот вопрос решается совместно с городской службой занятости населения через бронирование первого рабочего места в организациях и на предприятиях. Однако, эта категория остается наиболее уязвимой и незащищенной на рынке труда.
         В основном же наблюдается положительная динамика трудоустройства выпускников, получения ими рабочих мест в соответствии с присвоенной профессией.


         1.5. Высшее образование

         Неуклонно растёт количество выпускников, поступающих в вузы - в 2003 году - 66,5%, в 2004 году - 70,1%, в 2005 году - 71%.
         От 40 до 60% выпускников поступают в вузы по профилю обучения. Хорошее качество знаний показали учащиеся Минска на централизованном тестировании. В 2005 году в платном централизованном тестировании приняли участие 102489 человек. 100 баллов на этих экзаменах получили 28 человек, что составило половину от общего количества участников, получивших наивысший балл в Республике Беларусь.
         В 30-ти (из них 9 - негосударственных) вузах на дневной форме обучения получают образование 110 тысяч студентов.
         Система высшего образования в значительно большей степени, по сравнению со школой, подвержена влиянию социально - экономимических условий. Социально - экономические условия, которые сложились в странах СНГ, еще, быть может, и не отвечают западноевропейским и американским представлениям о рынке, но по сравнению с советским временем они уже предъявляют иные требования к профессионализму, знаниям, умению перестраиваться и постоянно совершенствоваться в новом деле.
         Разработана Концепция двухступенчатого высшего образования, предусматривающая последовательную подготовку бакалавров и магистров.
         Постоянно совершенствуется научно - методическое обеспечение учебного процесса. Внедряются современные обучающие технологии. В 2002 году впервые в республике в БГУИР осуществлен набор на дистанционную форму обучения. Открыт Центр дистанционного обучения. Разрабатываются соответствующие учебно - методические комплексы. Пристальное внимание уделяется развитию студенческой науки.
         За прошедшие три года почти в 1,5 раза увеличилось количество выпускников, трудоустроенных в соответствии с полученной профессией.
         В течение последних 2-х лет решается задача осуществления системного подхода к организации воспитательной работы со студенческой молодежью.
         По результатам городской студенческой конференции 27.02.2004, решением Минского городского исполнительного комитета утверждено 15 премий студентам за активное участие в общественной, научной и культурной жизни столицы. Стали традицией отчеты ректоров вузов о состоянии идейно-воспитательной работы на заседаниях Мингорисполкома. В результате принятых решений предпринимаются конкретные меры по укреплению материальной базы для занятий физкультурой и спортом и улучшению социально-бытовых условий в студенческих общежитиях.


         1.6. Организация воспитательной работы в г.Минске

         Воспитание - это формирование мировоззренческой направленности, ценностного базиса личности, определяющих адекватное отношение человека к происходящим в мире и стране событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, понимание человеком себя, своего места в обществе.
         Для повышения эффективности проводимой работы важно обеспечить ее целостность и системность, что предполагает ее повседневное органичное проявление в учебной, внеурочной, внеклассной и досуговой деятельности учащихся.
         Минск сохранил и развивает систему внешкольного воспитания. Во внешкольных учреждениях занимается 74,3 тыс. человек. За последние 5 лет процент охвата учащихся кружковой работой вырос с 27% до 37%.
         В настоящее время в городе Минске функционирует 21 учреждение, обеспечивающие получение внешкольного образования и воспитания. Это Минский государственный дворец детей и молодежи, Минский государственный туристско-экологический центр, 4 центра творчества детей и молодежи (Московский, Октябрьский, Партизанский, Фрунзенский районы), 4 центра внешкольной работы (Ленинский, Октябрьский, Советский, Центральный районы), Центр детского творчества (Первомайский район), два Дворца внешкольной работы (Заводской район), 8 детско-юношеских клубов общефизической подготовки. Новое внешкольное учреждение открыто в поселке Сокол Октябрьского района.
         В 2004-2005 учебном году кружковцы и творческие коллективы МГДДиМ стали призерами и лауреатами 265-и международных, республиканских и 146-и городских фестивалей, конкурсов, соревнований. Организовано и проведено 16 персональных выставок.
         Новым направлением деятельности сектора экологического воспитания в прошедшем учебном году была работа валеологической школы "Класс", кружков "Питомец", "Экотуризм"..
         Оздоровительное направление должно рассматриваться как один из компонентов здоровьесберегабщей технологии воспитания, когда акцент делается, наряду с физическим, на нравственное и психическое здоровье воспитанников. Положительный эмоциональный фон создает сама ситуация отдыха в коллективе сверстников, к которой стремятся, согласно статистическим данным, особенно подростки.
         Минским государственным туристско-экологическим центром в период за 2004-2005 учебный год было проведено 1350 походов и экскурсий с количеством участников 14905 человек. Итогом туристской, краеведческой и экологической работы центра является ежегодное проведение городских туристских соревнований учащейся молодежи "Белая Русь".
         В связи с возрастающими запросами со стороны подростков и молодежи, связанными с расширением международных контактов в сфере туризма, в МГДДиМ в ноябре 2004 года была организована работа сектора туризма и экскурсий. За истекший период проведено 43 экскурсии с охватом свыше 1200 человек, разработано 60 интересных маршрутов экскурсий.
         В городе работают 8 детско-юношеских клубов физической подготовки. Центр физического воспитания направляет и контролирует 7 специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, на базе которых функционируют 15 отделений.
         В воспитательной работе среди учащихся и студентов приоритетное внимание уделяется профилактике преступлений и правонарушений, привитию навыков здорового образа жизни.
         В Минске активизировалась работа по развитию детско-молодёжных общественных организаций. Учреждения образования, определяя непосредственных партнеров из числа общественных, детских и молодежных организаций в воспитании детей, исходят из того, насколько их деятельность отвечает традиционным для нашего народа и направленным на процветание белорусского государства ценностям. На таких ценностях основывают свою работу наиболее массовые в учреждениях образования и популярные в молодежной среде Белорусская республиканская пионерская организация и Белорусский республиканский союз молодежи.
         Главные направления их работы - вовлечение детей, подростков и молодёжи в социально-значимые виды деятельности, воспитание в духе гражданственности и патриотизма.
         Сегодня дружины ОО "БРПО", созданные на базе школ и внешкольных учреждений, объединяют около 55 тысяч учащихся.
         Численность первичных организаций ОО "БРСМ" в школах составляет 24 409 человек, в ПТУ - 2 612 человек, в ССУЗах - 8 397 чел.
         Активно развивается деятельность ОО "БРСМ" в ВУЗах. Первичные организации БРСМ созданы в каждом ВУЗе г.Минска, а общая численность членов ОО "БРСМ" в высших учебных заведениях составляет 21.058 человек.
         Общая численность молодых людей, вступивших на сегодняшний день в ряды ОО "БРСМ" в городе Минске составляет 66 452 человека.
         В учреждениях образования реализуется комплексно- целевая программа "Поддержка и развитие детского и молодежного движения в г. Минске (до 2005 года)", ежегодно обновляется программа гражданского и патриотического воспитания "Я - минчанин". В рамках программы осуществляется проведение социально значимых акций: "Милосердие", "Молодые - ветеранам", "Минск - здоровый, чистый город", "Зеленый наряд столицы", "Поможем ботаническому саду", "Чистые воды Свислочи", "Построим библиотеку вместе" и другие.
         Во многом пробуждению интереса к истории и традициям нашего народа должна способствовать целенаправленная воспитательная работа в школе.
         Центрами гражданско-патриотического воспитания являются общественные музеи учреждений образования. В настоящее время в городе функционирует 86 музеев, из них на базе школ - 74.
         В 2004-2005 учебном году новые музеи открыты в гимназии № 3, СШ № 35 Центрального района и гимназии № 13 Фрунзенского района. В Октябрьском районе столицы создан Музей истории образования. В 2005 году СШ № 104 Центрального района г. Минска присвоено звание Героя Советского Союза Мачульского, в СШ № 143 Заводского района открыт мемориальный памятный знак воинам-казахам, погибшим на территории Республики Беларусь в годы Великой Отечественной войны. В декабре 2004г. состоялось официальное открытие Музея истории образования г. Минска, созданного в Минском государственном дворце детей и молодежи. В канун Международного дня музеев 17 мая 2005г. в МГТЭЦД и М открылся после реконструкции Музей боевой славы 31-й Армии.
         Студенты учебных заведений - самая большая по численности молодежная группа. Организацией воспитательной работы в вузах и студенческих городках занимаются управления (отделы) воспитательной работы со штатной численностью 4-7 человек, которые решают вопросы организации досуга и воспитания студентов, оказывают поддержку деятельности студенческого самоуправления.
         В целях организации свободного времени студентов и их досуга в ВУЗах города традиционно проводятся: "Посвящение в первокурсники", "День студента", "День святого Валентина", "День защитника Отечества", "8 марта". Студенты участвуют в районных и городских мероприятиях, посвященных знаменательным и памятным датам, организуются экскурсии в музеи, выставочные залы г.Минска.
         Культурно - досуговое направление в высших учебных заведениях и в студенческих городках сориентировано на клубные формы работы, на организацию проведения мероприятий, конкурсов, фестивалей и туристических слетов, призванных обеспечивать духовно - нравственное развитие личности, возрождение интереса к истории и культуре Беларуси.
         Осуществляется комплекс мероприятий по поддержке творческой и талантливой молодежи, проводятся конкурсы и фестивали. Традиционно проходят акции совместно с редакцией газеты "Минский курьер". С целью развития активности, творчества и инициативы молодежи разрабатывается проект создания на столичном телевидении аналитической молодежной передачи.
         Все большую популярность в молодежной среде приобретают интеллектуальные игры. Проводится ежегодный турнир молодежных команд КВН "Премьер-Лига", церемония награждения талантливой молодежи "Лидер года".
         Студенчество принимает активное участие во всех общественно-массовых мероприятиях, в мероприятиях патриотической направленности. В учебных заведениях города регулярно проводятся тематические встречи с ветеранами войны и труда, воинами-интернационалистами, в летний период для подростков организуются оборонно-спортивные лагеря. Идет активное вовлечение молодежи в физкультурно-оздоровительное движение.
         Минским городским комитетом общественного объединения "Белорусский республиканский союз молодежи" разработана программа работы с высшими учебными заведениями города Минска, в рамках которой оказывается организационно-методическая помощь первичным организациям вузов, информационная поддержка, а также осуществляется программная деятельность - проходят "Школы лидера", семинары, мастер-классы по профильным программам, межвузовские спортивные соревнования, научные конференции и др.
         Большое внимание уделяется формированию студенческих строительных, педагогических, сельскохозяйственных, волонтерских отрядов.
         Студенческие ремонтно - строительные бригады осуществляют ремонт мест общего пользования, объектов социально - культурного назначения. В студенческих городках практикуется проведение косметических ремонтов силами самих студентов, проводятся субботники, мероприятия по благоустройству общежитий и прилегающих к ним территорий.
         Студенты города Минска работают на важнейших стройках страны: Национальной библиотеки, Центрального ботанического сада, торгового комплекса "Минск - 1" и др.


         1.7. Социальное обеспечение

         В городе в 2004 году выполнены нормативы государственных социальных стандартов в области образования. И это притом, что они на 17,5% выше республиканских.
         В городе сложилась система комплексной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в государственной поддержке (3325 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В 2004 году без родительской опеки осталось 646 детей. Стали сиротами при живых родителях: 2003 год - 88 %, 2004 год - 82 %, что говорит о снижении уровня социального сиротства детей. Увеличивается количество вновь выявленных детей-сирот, переданных на воспитание в семьи. Почти в полтора раза возросло количество детей, возвращенных в родные семьи.
          В Минске 99,8% детей с особенностями психофизического развития получают образование и необходимую коррекционную помощь в специализированных учреждениях.
         Положительные результаты достигнуты в организации питания учащихся. В 2005 году в детских учреждениях города, спецшколах, школах-интернатах и детских домах 100% детей получили горячее питание; 100% учащихся 1-4 классов охвачены горячими завтраками. Охват горячим питанием учащихся 1-11 классов составил 92%.
         Бесплатным и льготным питанием в среднем по городу обеспечено 7,2% детей школьного возраста.
         В истекшем учебном году должное внимание уделялось вопросам оздоровления детей.
         В летний период во всех районах функционировали лагеря на базе школ и внешкольных учреждений, по гибкому расписанию проводилась работа клубов по месту жительства. Особое внимание уделялось отдыху детей-сирот, детей из опекунских, многодетных семей, семей воинов-интернационалистов, переселенцев из зоны ЧАЭС, детей-инвалидов.
         Одной из приоритетных задач на предстоящий учебный год остается повышение роли социально-психолого-педагогических служб учреждений образования по раннему выявлению неблагополучных семей и детей, требующих особого внимания. Ее решение невозможно без реализации новых подходов к профилактике правонарушений и семейного неблагополучия.
         В Минске за последние 5 лет наблюдается некоторая стабилизация криминогенной обстановки в подростковой среде. С 1999 года количество преступлений сократилось на 23,7%, количество несовершеннолетних жителей города, совершивших преступления сократилось на 21%. Удельный вес преступности несовершеннолетних в общей преступности на протяжении 5 лет колеблется в пределах 8-10%. По итогам 2004 года удельный вес составил (2003 г. - 10%). За период 6-ти месяцев 2005 года расследовано 769 преступлений, совершщенных несовершеннолетними, что на 9,3% меньше в сравнении с аналогичным периодом 2004 года (848).
         По оперативной статистике за 7 месяцев текущего года участниками преступлений стали 622 несовершеннолетних (7 месяцев 2004г. - 705, снижение на 11,8%).


         1.8. Условия работы педагогических кадров

         Столичные школы полностью укомплектованы педагогическими кадрами. В образовательных учреждениях работает более 42 тысяч педагогов. По-прежнему используется опыт специалистов высокой квалификации, достигших пенсионного возраста (3,5 % от числа работающих педагогов). Высшее образование имеет 93 % педагогов.
         В городе Минске делается все возможное для того, чтобы столичный учитель имел достойное материальное содержание: своевременно и в полном объеме выплачивается заработная плата и отпускные, ежегодно устанавливается доплата в размере 3-4 базовых величин и лучшим работникам отрасли присуждается 100 премий Мингорисполкома, выделяется 100 грантов за инновационную деятельность. Показатели по росту среднемесячной заработной платы за апрель составили 403,1 тысяч рублей при плане 399, 8 тысяч, в том числе за счёт внебюджетных средств 6,6 тысячи рублей.
         Приведенные выше цифры и факты свидетельствуют о том, что отрасль в целом развивается стабильно и динамично.


    § II .ОРГАНИЗАЦИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ Г. МИНСКА

          2.1. Итоги городского смотра-конкурса на лучшую организацию идеологической работы

          С начала года в г.Минске проводился первый городской смотр-конкурс на лучшую организацию идеологической работы в организациях г.Минска, организованный управлением идеологической работы горисполкома (решение Мингорисполкома от 09.12.2004 №2521 "Об утверждении Инструкции о проведении городского смотра - конкурса на лучшую организацию идеологической работы".).
          Идея организации смотра-конкурса была вызвана активизацией идеологической работы на современном этапе. Его основная цель - повысить внимание руководителей организаций г.Минска к идеологической работе, стимулировать стремление к ее совершенствованию.
          Как известно, основная задача идеологических работников - кропотливая работа над повышением уровня сознательности и чувства патриотизма граждан, создание конкретных стимулов для усиления заинтересованности каждого из членов трудового коллектива в его личном вкладе в результат работы предприятия.
          Во всех сферах народного хозяйства, в области культуры, здравоохранения, образования идеологическая составляющая играет огромную роль. Это находит свое отражение в оформлении информационных стендов, деятельности молодежных, профсоюзных организаций, наличии государственной символики, символики предприятия, собственных средств массовой информации, вовлеченности представителей трудового коллектива в общественно-политические, культурные и спортивные мероприятия, работе с проживающими в общежитиях и т.д. Именно по этим критериям и оценивался положительный опыт работы сначала районными, после - городской конкурсной комиссией. Также учитывалось выполнение предприятием или организацией важнейших показателей социально-экономического развития, рост среднемесячной заработной платы, достижения трудового коллектива, участие в конкурсах профессионального мастерства и т.д.
          Конкурс проводился в 2 этапа (районные и городской) в следующих отраслях: промышленность, транспорт и связь, строительство, здравоохранение и оздоровление, торговля, образование, культура. В результате изучения опыта работы 50 организаций, выдвинутых районными администрациями в качестве победителей, городская комиссия на итоговом заседании признала победителями следующие предприятия и организации города, набравшие максимальное количество баллов в своей области:
    • в области промышленности - ЗАО "Атлант" (Центральный район),
    • в области транспорта и связи - автобусный парк № 5 (Московский район),
    • в области строительства - ОАО "МАПИД" (Фрунзенский район),
    • в области здравоохранения и оздоровления - ЛПУ "32-я городская клиническая поликлиника" (Московский район),
    • в области торговли - ОАО "ЦУМ "Минск" (Советский район),
    • в области высшего образования - Белорусский национальный технический университет (Советский район),
    • в области среднего специального образования - Лицей № 2 легкой промышленности (Ленинский район),
    • в области среднего образования - гимназия № 12 (Московский район),
    • в области культуры - Центральная библиотека им. Я.Купалы (Советский район).
         Отмечено активное участие в смотре-конкурсе АСБ "Беларусбанк" (Московский район), высокий уровень организации районного этапа смотра-конкурса в Московском районе г.Минска.
         Победители награждены благодарностью Мингорисполкома и памятными подарками.


         2.2. "Минские мастера" - конкурс профессионалов

         Более 450 конкурсантов приняли участие в финальных этапах городского конкурса профессионального мастерства "Минские мастера-2005". Его целью является повышение квалификации работников, активизация деятельности трудовых коллективов, профсоюзных комитетов по пропаганде достижений передового опыта, а также повышение престижа человека труда и привлечение внимания молодежи к массовым профессиям.
         Конкурс прошел в столице Беларуси уже во второй раз по 22 профессиям. В отборочных турах приняли участие более шести тысяч человек. Финальные этапы состоялись с февраля по июль. В конкурсе участвовали представители таких профессий, как водитель троллейбуса, печатник, повар, продавец, участковый инспектор милиции, а также рабочие промышленных предприятий, коммунального хозяйства.
         Результаты городского конкурса профессионального мастерства "Минские мастера - 2005" показали, что данное направление работы является мощным стимулом роста профессионализма и квалификации работников, повышает престиж рабочих профессий, активизирует деятельность трудовых коллективов, усиливает мотивацию профсоюзного членства.
         Профкомами, горкомами отраслевых профсоюзов совместно с комитетами, управлениями Мингорисполкома проделана серьезная работа по подготовке и проведению конкурса.

    Победителями городского конкурса профессионального мастерства "Минские мастера - 2005" признаны:

    1. Алешкевич Вячеслав Владимирович токарь-универсал Республиканского унитарного предприятия "Минский автомобильный завод"
    2. Апарович Валерий Викторович электросварщик ручной сварки Республиканского унитарного предприятия "Минский тракторный завод"
    3.Долбун Валентина Ивановна участковый врач Лечебно-профилактического учреждения "Детская городская поликлиника №8"
    4.Ермачкова Татьяна Владимировна рабочая по комплексной уборке и содержанию домовладения ЖРЭО Первомайского района г. Минска "ЖЭС -107"
    5.Зносок Алла Валентиновна повар Республиканского унитарного предприятия "Отель "Минск"
    6.Колесникович Татьяна Викентьевна продавец продовольственных товаров Открытого акционерного общества "Заводской райпищеторг"
    7.Комлик Олег Александрович слесарь-сантехник ЖРЭО Заводского района г. Минска "ЖЭС -21"
    8.Корзанова Анжелика Петровна библиотекарь Централизованной системы детских библиотек г. Минска
    9.Крылович Юрий Дмитриевич рабочий дорожного строительства по укладке тротуарной плитки Управления механизации и специальных работ Унитарного предприятия "Управление дорожно-мостового строительства и благоустройства Мингорисполкома"
    10.Курганович Леонид Анатольевич водитель автобуса "Автобусный парк №1" Коммунального унитарного предприятия "Минсктранс"
    11.Кузнецов Андрей Павлович каменщик Строительного управления -115 Закрытого акционерного общества "Стройтрест №7"
    12.Лесяк Франц Станиславович фрезеровщик Унитарного предприятия "Минский завод колёсных тягачей"
    13.Логунова Ольга Михайловна учитель биологии средней школы №136 г. Минска
    14.Мелешко Александр Владимирович лейтенант милиции, инспектора дорожно-патрульной службы 4-го спецвзвода спецподразделения по обеспечению дорожной безопасности ГАИ ГУВД Мингорисполкома
    15.Паречина Светлана Геннадьевна монтажник радиоэлектронной аппаратуры Открытого акционерного общества "Минский приборостроительный завод"
    16.Расолько Жанна Георгиевна обувщик (ремонт обуви) СЗАО "Ялина"
    17.Савчук Светлана Борисовна аппаратчик мукомольного производства Открытого акционерного общества "Минский комбинат хлебопродуктов"
    18.Семко Надежда Васильевна аппаратчик пастеризации Открытого акционерного общества "Гормолзавод №2"
    19.Семашко Анатолий Павлович старший участковый инспектор милиции Управления внутренних дел администрации Заводского района г. Минска
    20.Сорокина Надежда Дмитриевна рабочая зеленого строительства УП "Зеленстрой Октябрьского района г. Минска"
    21.Черкасс Ольга Александровна продавец промышленных товаров ТКУП "Универмаг "Беларусь"
    22.Шуппо Сергей Валентинович слесарь-инструментальщик Республиканского унитарного предприятия "Минский автомобильный завод"

         Торжественный вечер-чествование победителей состоится 9 сентября нынешнего года в Республиканском Дворце культуры профсоюзов.
         В следующем году планируется участие работников двух столиц - Москвы и Минска в совместном конкурсе мастеров.


         2.3. "Минчанин года - 2005"

         Такая форма поощрения жителей столицы как присвоение звания "Минчанин года" была утверждена решением Минского городского исполнительного комитета в 2002 году.
         Присваивается это почетное звание тем гражданам г.Минска, которые внесли наибольший вклад в социально - экономическое и культурное развитие города, в реализацию идей, давших значительный экономический эффект или улучшивший организацию труда и обслуживание населения, в освоение технологий и новых видов продукции, имеющих важное народнохозяйственное значение, за ввод в эксплуатацию объектов с высоким качеством выполненных работ, за высокохудожественные произведения литературы и искусства, за успешные и самоотверженные действия по спасению людей, оказавшихся в различных экстремальных ситуациях, высокие достижения в спорте и приобщении населения к ведению здорового образа жизни, а также за иные достижения, принесшие известность городу Минску и получившие признание общества.

         За высокие достижения в труде, значительный личный вклад в социально-экономическое и культурное развитие города Минска в 2005 году почетное звание "Минчанин года" присвоено:
    • в области промышленности - Пуховому Александру Алексеевичу, генеральному директору производственного объединения "Минский тракторный завод - генеральному директору республиканского унитарного предприятия "Минский тракторный завод";
    • в области транспорта и связи - Кублицкому Станиславу Юрьевичу, машинисту-инструктору локомотивных бригад электродепо "Московское" транспортного коммунального дочернего унитарного предприятия "Минский метрополитен";
    • в области строительства - Юревичу Владимиру Васильевичу, старшему производителю работ специализированного управления № 68 открытого акционерного общества "Стройтрест № 4";
    • в жилищно-коммунальном хозяйстве - Комлику Олегу Александровичу, слесарю-сантехнику четвертого разряда государственного дочернего унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационная служба № 21 ЖРЭО Заводского района г. Минска";
    • в области здравоохранения - Уссу Анатолию Леонидовичу, заместителю главного врача лечебно-профилактического учреждения "9-я городская клиническая больница" г. Минска;
    • в области высшего образования и науки - Сенюку Михаилу Александровичу, доценту кафедры общей физики Белорусского государственного университета;
    • в области среднего образования - Логуновой Ольге Михайловне, учителю биологии средней общеобразовательной школы № 136 с театральным уклоном управления образования администрации Фрунзенского района г.Минска;
    • в области культуры - Смоловой Полине Петровне, музыканту оркестра Главного управления внутренних дел Мингорисполкома;
    • в области физической культуры, спорта и туризма - Туровой Рите Николаевне, спортсмену-инструктору национальной команды по лёгкой атлетике Министерства спорта и туризма Республики Беларусь;
    • в сфере социальной защиты населения - Мыслицкой Татьяне Владимировне, медсестре по физиотерапии государственного учреждения "Детский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития";
    • в области торговли, общественного питания - Богдановой Лилии Николаевне, директору торгового республиканского унитарного предприятия "Кирмаш";
    • в сфере бытового обслуживания - Лакееву Владимиру Фёдоровичу, директору общества с ограниченной ответственностью "Дом Фото";
    • в правоохранительной сфере - Волковичу Виктору Зигмундовичу, старшему участковому инспектору милиции отдела охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности и специальной милиции управления внутренних дел администрации Партизанского района г. Минска.
         Всем, кому присвоено это почетное звание, будут вручены дипломы, нагрудные знаки и денежные вознаграждения.


    § III ДЕНЬ СТОЛИЦЫ ПРАЗДНУЕМ ВМЕСТЕ

         Приближается традиционный праздник города, который ежегодно отмечается во вторые выходные сентября. Выбор даты проведения не случаен. По преданию 26 августа 1500 года по Свислочи, против течения, приплыла икона с ликом Божьей Матери. Она была написана в Византии евангелистом Лукой. Позже находилась в Киеве, а при разграблении его татарами была брошена в Днепр и, вопреки законам природы, оказалась в Минске. Почти через сто лет при обретении городом Магдебургского права на гербе Минска был воссоздан лик Богородицы.
         С явления образа в конце августа начинается череда праздников, посвященных высокой покровительнице белорусской столицы: Успенье, День Владимирской иконы, Рождество Богородицы. Потому и выбрана ранняя осень с ее золотым бабьим летом для проведения Дня города во вторые выходные сентября.
         В этот праздник в студенческих городках, будут работать молодежные театры, пройдут спортивные и музыкальные парады и конкурсы. На главном проспекте столицы будет установлена основная сценическая площадка для выступления профессионалов и самодеятельных артистов. Во всех районах города пройдут ярмарки и концерты, в парках и местах массовых гуляний будет организована работа аттракционов. Ближе к полуночи праздник завершится фейерверком.

    ПРОГРАММА ПРАЗДНИКА ГОРОДА "МИНСК - 2005"

    Время
    проведения
    Наименование мероприятияМесто проведения
    1. Общегородские мероприятия:
    9 сентября 2005 года
    17.00
    Чествование победителей городского конкурса профессионального мастерства "Минский мастер"
    Республиканский
    Дворец культуры профсоюзов
    10 сентября 2005 года
    15.00 Открытие Дома кино
    Премьера фильма-победителя XXVII Московского Международного кинофестиваля "Космос - как предчувствие"
    Дом кино
    (ул. Толбухина, 18)
    12.00 - 12.30
    Торжественное возложение цветов
    к обелиску "Минск - город герой"
    проспект
    Победителей
    12.30 - 13.00
    Театрализованное шествие коллективов
    художественной самодеятельности г.Минска - победителей II Всебелорусского фестиваля народного творчества "Беларусь - мая песня!"
    от обелиска "Минск - город-герой" до площади Свободы
    13.00 - 14.00
    Торжественное открытие праздника города;
    поднятие флага города;
    вручение наград "Минчанин года"
    площадь Свободы
    (у Минской городской Ратуши)
    14.00 - 18.00
    Праздничный колокольный звон;
    концертная программа камерных ансамблей
    Площадь Свободы
    (у Минской городской Ратуши)
    14.00-18.00
    Концерт государственных и самодеятельных художественных коллективов
    Октябрьская
    площадь
    19.30 - 23.00
    Большой концерт классической музыки
    Октябрьская площадь
    12.00-23.00
    Марш-парад духовых оркестров, молодёжно-развлекательная программа
    проспект Победителей
    11.00-21.00
    Рыцарский турнир, детский праздник, праздник пива, ярмарка народных ремёсел "Город мастеров"
    10.00-21.00
    Праздничный кирмаш
    12.00-19.00
    Спортивные праздничные мероприятия
    - турниры по шахматам и шашкам, дартсу, гиревому спорту, армреслингу, велотриалу;
    - парусная регата, соревнования на байдарках и каноэ;
    12.00-19.00
    Ярмарка бытовых услуг "Служба быта предлагает"
    17.00
    Открытие теннисных кортов
    ул. Жудро
    16.00 - 20.00
    Музыкальный праздник "СТВ представляет…"
    Дворец Республики (большой зал)
    23.00
    Праздничный фейерверк
    проспект Победителей
    (у обелиска "Минск - город-герой")
    12.00 - 18.00
    Праздник цветов, детский пленэр
    "Я рисую Минск",
    концерт учащихся детских школ искусств
    ул. Ленина, 20
    (у Национального
    художественного
    музея Республики
    Беларусь)
    10.00-21.00
    Программа документальных фильмов "Минск - моя столица!"
    кинотеатры
    г. Минска
    II. Районные мероприятия:
    10 сентября 2005 года
    12.00 - 22.00
    Праздник духовой музыки;
    танцевально-развлекательная программа "Вам, дорогие ветераны!"
    парк 50-летия Октября
    12.00 - 22.00
    Фестиваль молодёжной музыки
    парк им. Грековой
    14.00 - 18.00
    Праздничная музыкально-театральная программа
    площадка у
    Белорусского
    государственного
    музыкального театра
    12.00 - 22.00
    Блиц-турнир команд КВН ВУЗов столицы на кубок праздника города "Минск - 2005"
    площадка у Дворца культуры и спорта
    железнодорожников
    11.30 - 22.00
    Детская и молодёжная праздничная развлекательная программа "С любовью о Минске"
    Центральный детский парк им. М.Горького
    12.00 - 18.00
    Детская праздничная развлекательная программа
    водная система
    микрорайона
    Восток-1
    18.00 - 23.00
    Танцевально-развлекательная программа для молодёжи
    12.00 - 22.00
    Праздничная развлекательная и игровая программа для детей и молодёжи
    парк
    им. Челюскинцев
    12.00 - 22.00
    Праздничная программа
    парк Дружбы народов, площадь Я.Коласа
    12.00 - 16.00
    Спортивный праздник с участием семейных команд
    парк 60-летия
    Октября
    16.00 - 23.00
    Музыкально-развлекательная программа для молодёжи,

    I Минский городской фестиваль цветов

    14.00 - 19.00
    Театральный праздник
    парк Я. Купалы
    11 сентября 2005 года
    12.00-22.00
    Молодёжно-развлекательная
    программа
    проспект Победителей
    11.00-19.00
    Рыцарский турнир, детский праздник, праздник пива, ярмарка народных ремёсел "Город мастеров"
    11.00-20.00
    Праздничный кирмаш
    12.00-19.00
    Спортивные праздничные мероприятия
    - баскетбольный матч "Россия - Беларусь" среди инвалидов на инвалидных колясках;
    - Международный турнир силачей;
    12.00-19.00
    ярмарка бытовых услуг "Служба быта предлагает"
    12.00-22.00
    Концерт государственных и самодеятельных художественных коллективов
    Октябрьская
    площадь
    10.00-21.00
    Программа документальных фильмов "Минск - моя столица!"
    кинотеатры
    г. Минска
    19.00
    Гала-концерт лауреатов и дипломантов конкурса молодых исполнителей эстрадной песни в рамках Международного фестиваля искусств "Славянский Базар" в Витебске
    Дворец спорта
    (по отдельному плану)
    29 августа - 14 сентября 2005 года
     Выставка работ члена Белорусского Союза художников Кузьмича А.В.
    Дворец искусств

         *Программа мероприятий, посвященных Дню города Минска опубликована в газете "Минский курьер" 08.09.2005.



  • УПРАВЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ МИНГОРИСПОЛКОМА

    Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016