Главная / Актуальные события / Единый день информирования

  Для заместителей руководителей организаций г.Минска по идеологической работе

Материалы к Единому дню информирования
20 октября 2005 года по теме:

"РОЛЬ БЕЛАРУСИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОГРЕССА И МИРА НА ПЛАНЕТЕ
(ПРИОРИТЕТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)"


"…В целом нашу внешнюю политику можно охарактеризовать как достойную и последовательную. Это - неизменная позиция государства, знающего себе цену, уважающего и себя, и других. Она выстрадана белорусским народом. Ее корни - в нашей героической истории".
А.Г.Лукашенко

     ВВЕДЕНИЕ

     Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
(по материалам обращения Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко с посланием белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 21 апреля 2005 года)

     Главным принципом внешней политики Республики Беларусь является многовекторность с учетом исторически сложившихся приоритетов.
     Многовекторность внешней политики Беларуси предполагает укрепление всесторонних контактов с партнерами во всех регионах мира.
     Одним из стратегических направлений является всестороннее сотрудничество и взаимодействие с братской Россией. Наши отношения с ней остаются неизменными: они стабильны, доверительны и развиваются последовательно, на основе принципов, заложенных в фундамент нашего союзного договора. Общие интересы обеспечивают четкое взаимодействие обеих стран во внешнеполитической области. Мы не только партнеры в дипломатии, но и военные союзники.
     Разрабатываются новые направления широкого экономического сотрудничества с Украиной: экспорт сложной технической продукции, энергетика, транзит и другие. Беларусь будет целенаправленно участвовать в интеграционных проектах.
     В прагматичном ключе строятся взаимоотношения с объединенной Европой. Многие европейские страны являются нашими давнишними экономическими партнерами.
     В политических отношениях с Евросоюзом Беларусь готова к любому сотрудничеству на основе равноправия и взаимного уважения.
     Беларусь заинтересована в возобновлении полномасштабного диалога с Соединенными Штатами Америки, с учетом положительной динамики торгово-экономических связей.
     Вырос товарооборот Беларуси со странами Азии и Африки.
     Мы вышли на новый уровень отношений с Китаем, Индией, Ираном, странами Персидского залива, рядом других государств.
     Оправдывают себя усилия на латиноамериканском направлении.
     Наша страна будет и впредь выступать за усиление роли ООН в решении мировых проблем. Но мы против политизации этой авторитетной организации и ее структур, в частности Комиссии по правам человека, против попыток злоупотребления ее авторитетом в интересах сильных мира сего.
     В еще большей степени негативная тенденция политизации проявляется в деятельности ОБСЕ. Совместно с Россией, Казахстаном, другими государствами мы выступаем за реформирование этой международной структуры.
     В целом нашу внешнюю политику можно охарактеризовать как достойную и последовательную. Это - неизменная позиция государства, знающего себе цену, уважающего и себя, и других. Ее корни - в нашей героической истории.

Взаимодействие Беларуси с Международными организациями.

     На сегодняшний день в Беларуси функционирует 11 представительств программ, агентств и организаций системы ООН: Программа развития ООН (ПРООН), Департамент общественной информации, Детский фонд ООН, Международная организация труда, Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев, Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Международная финансовая корпорация, Всемирная организация здравоохранения и Фонд ООН в области народонаселения.
     В 2004 году была продолжена реализация совместного проекта Правительства Республики Беларусь, Программы развития ООН (ПРООН) и Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) "Совершенствование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Республике Беларусь" (завершен 31 декабря 2004 г.).
     Главной целью проекта являлось совершенствование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и трансфера технологий в Республике Беларусь для развития инновационного предпринимательства и повышения эффективности сотрудничества производителей с потребителями наукоемких технологий и потенциальных инвесторов.
     В рамках проекта создан Республиканский центр трансфера технологий (РЦТТ). Филиал РЦТТ также был открыт при Государственном научном учреждении "Объединенный институт проблем информатики Национальной академии наук Беларуси" (Центр трансфера информационных и коммуникационных технологий).
     На международных выставках проекты, представленные РЦТТ, получили 6 медалей, в том числе: 1 золотая, 1 серебряная 2 бронзовые и 2 специальные медали. Четыре инновационных белорусских предприятия и одно совместное белорусско-российское предприятия осваивают разработки из базы данных РЦТТ.
     Продолжается проработка заинтересованными проекта международного сотрудничества по передаче технологий стран СНГ государствам Центральной и Латинской Америки "Восток-Юг". Продвижением наших технологий будут заниматься Бюро Европы и Латинской Америки венской штаб-квартиры и региональные офисы ЮНИДО.
     В первом полугодии 2005 года вниманию директивных структур Организации были представлены конкретные предложения белорусской стороны по использованию отечественного научно-промышленного потенциала для решения технологических проблем в государствах "Третьего мира". Существенно расширена договорная база трансграничной передачи технологий.
     6 сентября 2005 года Экспертным советом ЮНИДО принят к исполнению проект "Развитие инфраструктуры Республики Беларусь в сфере трансграничной передачи технологий" (стоимость 180 тыс. долл.). Данный проект предусматривает создание региональных филиалов РЦПТ во всех областных центрах Беларуси.
     В настоящее время министерствами природных ресурсов, сельского хозяйства и продовольствия рассматривается предложение руководства ЮНИДО по оказанию белорусским заинтересованным консультативно-технического содействия в создании и оснащении Республиканского центра "Чистое производство", а также в создании "Агротехнопарка".
     Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) - международная межправительственная организация - одно из крупных агентств, входящих в систему ООН. Членами ФАО являются 187 стран мира, включая 13 бывших республик СССР (за исключением России и Беларуси) и Европейский союз.
     Участие Республики Беларусь в деятельности ФАО имело бы заметный экономический эффект так как проблема адаптации сельскохозяйственного сектора к нормам и требованиям ВТО чрезвычайно актуальна для Беларуси.
     Генеральный директор ФАО с пониманием относится к нашей заинтересованности в совместном сотрудничестве по вопросам минимизации последствий Чернобыльской катастрофы, возвращения загрязненных территорий в сельскохозяйственный оборот, налаживания выпуска чистых продуктов питания.
     Республика Беларусь готовится к вступлению в ФАО. Принят Закон Республики Беларусь "О ратификации Конституции ФАО". На очередной сессии Совета ФАО 19-26 ноября 2005 г. в Риме будет рассматриваться вопрос о членстве нашей страны в ФАО.
     Республика Беларусь стала членом Всемирного банка в июле 1992 года и владеет 0,22% акций данной международной организации.
     За период членства республики в этой организации стране были выделены кредитные ресурсы на сумму 184,8 млн. долл. США.
     Кроме кредитной поддержки Всемирным банком стране была оказана безвозмездная помощь в ряде областей за счет грантов, предоставленных Банком из различных специальных фондов на сумму более 15 млн. долл. США (экология, поддержка процесса приватизации, социальная защита малообеспеченных слоев населения, сохранение биоразнообразия лесов, вывод из применения озоноразрушающих веществ).
     В 2004 году истек срок действия Стратегии сотрудничества Группы Всемирного банка с Республикой Беларусь на 2002 - 2004 годы.
     В июле 2005 года Всемирный банк предложил подготовить временную стратегию сотрудничества и во второй половине 2006 года - новую Стратегию содействия стране.
     Намерение Всемирного банка разработать временную стратегию сотрудничества подтверждает предыдущую позицию Банка по фактической привязке сроков разработки новой полноразмерной стратегии к президентским выборам в Республике Беларусь.
     Республика Беларусь стала членом Международной финансовой корпорации (МФК) в ноябре 1992 г., став членом корпорации из числа бывших советских республик. За этот период в рамках оказания технической помощи в республике осуществлены 4 проекта - "Малая приватизация в Беларуси", "Поддержка частного предпринимательства в Беларуси", "Развитие малого и среднего бизнеса в Беларуси", "Развитие объединений малого и среднего бизнеса".
     За время осуществления проектов технической помощи МФК в Беларуси общая сумма технической помощи МФК составила порядка 10 млн. долл. США.
     С декабря 2004 года реализуется очередной проект консультативной помощи "Улучшение деловой среды в Беларуси".
     В 2004 году предоставлен кредит ОАО "Приорбанк" в размере 20 млн. долл. США на 7 лет. Средства выделяются для развития дочерних банков и лизинговых компаний в России, Беларуси, Румынии и Украине.
     В 2005 году подписано кредитное соглашение с ОАО "Белгазпромбанк" на реализацию кредитного проекта в объеме 5 млн. долл. США на развитие малого и среднего бизнеса.
     Повышение эффективного сотрудничества Республики Беларусь с МФК возможно в сферах обеспечения процесса приватизации, содействия развитию благоприятного инвестиционного климата и поддержки малого предпринимательства.
     За период сотрудничества с Международным валютным фондом (МВФ) Республика Беларусь получила от Фонда две транши кредита по программе системных трансформаций: в 1993г - 98 млн. долл. США и в 1995 г. - 101,7 млн. долл.США и одну траншу кредита "стэндюай" в сентябре 1995 г. - 70 млн. долл. США. В дальнейшем Фонд прекратил выделение кредитов Беларуси из-за несоответствия экономической политики Правительства Республики Беларусь рекомендациям Фонда.
     Основными направлениями взаимоотношений с МВФ в 2004 и 2005 годов явилось обсуждение в министерствах и национальном банке параметров экономического развития Республики Беларусь и получение технической помощи (управление государственным долгом, подготовка Бюджетного кодекса и бюджетной классификации, оценка законодательства республики и организация работы по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем, и борьбе с финансированием терроризма, которая явилась составной частью программы оценки финансового сектора, соотвествие статистической информации республики международным стандартам и кодексам, присоединение республики к Специальному стандарту распространения данных МВФ).
     Беларусь полностью погасила свои обязательства перед МВФ по ранее полученным кредитам 1 февраля 2005 года.
     В 2005 году Международным валютным фондом было подготовлено 4 доклада, касающихся экономической ситуации в Беларуси: Доклад персонала, Оценка стабильности финансовой системы, Отдельные вопросы, Статистическое приложение.
     В документах подтверждается ряд положительных тенденций в деятельности Правительства Беларуси в области экономической политики в частности, подчеркивается тот факт, что в 2004 г. рост ВВП в Беларуси составил 11 %. Указывается на сбалансированность операций сектора органов государственного управления. Дается положительная оценка денежно-кредитной политике, которая привела к снижению годовой инфляции к апрелю 2005 г. до11 %.
     В целом представлена позитивная оценка внешних и внутренних источников экономического роста Беларуси, таких, как устойчивость обменного курса, рост доверия к банкам и национальной валюте, позитивные изменения в торговом балансе, увеличение золотовалютных резервов, повышение стабильности финансовой системы.
     МВФ ограничивается рекомендациями по принятию белорусской стороной сценария реформ без какой-либо финансовой поддержки со стороны фонда.

Минск и Международное сотрудничество.

Общие сведения.

     Минск расположен в центральной части страны и является столицей Республики Беларусь, восточно-европейской державы, которая на севере и востоке граничит с Россией, на юге - с Украиной, на западе - с Польшей, на северо-западе - с Латвией и Литвой.
     Минск связан торгово-экономическими, научно-техническими, гуманитарными и партнерскими отношениями с рядом городов и областей самых разных стран мира. Контакты с некоторыми из них оформлены на самом высоком официальном уровне и длятся уже не одно десятилетие, находя свое отражение в образовательных, культурных, молодежных и медицинских программах. Другие поддерживают связи неофициально, через деловые круги и инициативу граждан.
     Минск принимает участие в работе ряда международных организаций, в частности, в рамках движения городов-побратимов, Минск долгое время успешно сотрудничает с Ноттингемом (Великобритания), Бонном (Германия), Лодзью (Польша), Лионом (Франция), Сендаем (Япония) и другими.
     Минск имеет членство в таких организациях как: Всемирная Федерация Объединённых и Породнённых городов (ВФОПГ), Международная Ассоциация "Породнённые города" (МАПГ), Белорусская Ассоциация породнённых городов (БАПГ), Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Федерации "Центральная Россия",
Международная организация "Города - посланцы мира"
     Минск сотрудничает с: Международной Федерацией "ФИЛА" (штаб-квартира в г. Лозанна, Швейцария) по организации чемпионатов мира, континентальных чемпионатов и кубков мира, Ассоциацией столичных городов METROPOLIS, Ассоциацией Евросити.

Внешнеэкономическая деятельность г.Минска

     В настоящее время внешнеэкономическая деятельность коммерческих и других организаций всех видов собственности, объединений, акционерных обществ, а также индивидуальных предпринимателей города является неотъемлемой частью хозяйственной жизни, активной составляющей проводимой работы по укреплению экономики страны, повышению ее международного авторитета, выходу на современный уровень техники, технологии и организации производства.
     Состоятельность государства в международных отношениях определяется ее так называемым "внутренним здоровьем". Республика не только восстановила к 2001 году докризисный уровень внутреннего валового продукта, но и быстрыми темпами движется вперед. По среднегодовому приросту ВВП, начиная с 1996 года, Беларусь опережает все страны СНГ. Данные Мирового Банка свидетельствуют, что по паритету покупательной способности на душу населения Беларусь впереди всех стран СНГ и опережает некоторые страны - кандидаты в Евросоюз.
     В современном мире именно экономика определяет авторитет, статус и роль государства, поэтому фундамент жизненной силы Беларуси - это, конечно же, экономика.
     Главный фактор экономической безопасности - это энергетическая безопасность, в связи с чем сокращение энергоемкости производств и потребления энергоресурсов становится понастоящему национальным приоритетом.
     Второй фактор - это фактор сырьевой: сокращение материалоемкости продукции - цель стратегическая. Высокий интеллектуальный потенциал нашей страны уже начинает обеспечивать задачу перехода от материалоемкого к наукоемкому производству.
     Экономия средств на импорте сырья и энергоносителей будет содействовать преодолению отрицательного сальдо внешней торговли товарами и услугами.
     Не менее важная задача - сделать более развитой географию сбыта товаров и услуг. Сегодня Минск сотрудничает со 150 странами мира, экспортируя свою продукцию более, чем в 100 стран. Государство не может позволить ставить себя в зависимость от взлетов и падений конъюнктуры на одном рынке, как это произошло в 1998 году.
     В свете оживления спроса на продукцию наших предприятий еще одной стратегической целью становится резкое повышение конкурентоспособности производимых товаров. Поэтому максимально поощряется импорт новейших технологий и капитала для последующего наращивания экспорта. Всесторонне поддерживаются высококонкурентные мелкие и средние производства, способные быстро перестраиваться под нужды внешнего и внутреннего рынка.
     Примером инвестиционной привлекательности работы на белорусском рынке являются условия, созданные в Свободной Экономической Зоне "Минск".
     Осваиваясь на мировых рынках сегодня, все помыслы направлены в день завтрашний, поскольку простой куплей-продажей товаров на внешних рынках не удержаться. Будущее - за технологическим инвестированием. Наша экономика подошла к этапу, когда необходимой становится внешнеэкономическая экспансия. Поэтому крупнейшие минские предприятия, совместно с зарубежными коллегами и партнерами разворачивают свои сборочные производства за рубежом.
     История и география предоставила Беларуси уникальный шанс. На западе родился европейский гигант - Европейский союз - огромный единый рынок в 450 миллионов человек, который продолжает расти. На востоке евразийский гигант - Россия. И этот шанс умело используется. За последние 6-7 лет товарооборот с Россией удвоен и в 2004 году вышел на уровень 15 миллиардов долларов США. Пять лет назад в торговле с Евросоюзом имело место отрицательное сальдо в миллиард долларов, в 2003 году - эта же сумма, но уже в плюсе. Это говорит о том, что продукция наших предприятий конкурентна не только на российском, но и на европейском рынке.

Инвестиции с участием иностранного капитала.

     Страны переходной экономики традиционно уделяют большое внимание привлечению иностранного капитала. В этом отношении Беларусь не является исключением. Пожалуй, самым привлекательным местом в республике для зарубежных инвесторов является Минск - крупный промышленный центр с развитой инфраструктурой и большим количеством высококвалифицированной рабочей силы. Иностранный капитал играет существенную роль в экономике города. В Минске зарегистрировано более 2500 коммерческих организаций с участием иностранного капитала. Иностранные и совместные предприятия созданы с участием инвесторов из более 60 стран мира. Среди стран инвесторов по количеству коммерческих предприятий с иностранными инвестициями, зарегистрированными в г. Минске на 01 января 2005 г. лидерами являются США (506), Россия (411), Германия (279), Литва (229), Великобритания (181), Польша (179), Латвия (166), Кипр (131), Италия (98), Чехия (66).

Свободная экономическая зона "Минск"

     Одна из основных задач свободной экономической зоны "Минск" - привлечение иностранных и национальных компаний для реализации производственных инвестиционных проектов на территории СЭЗ "Минск".
     На сегодняшний день в СЭЗ "Минск" успешно работают более 80 предприятий.
     Компании 20 стран инвестировали свой капитал в создание предприятий и реализацию производственных проектов на территории СЭЗ "Минск". Это компании США, Нидерландов, Англии, России, Швейцарии, Польши, Германии, Италии, Кипра, Турции, стран Балтии и т.д.

Внешняя торговля г.Минска

     Экспортная квота составляет в Минске более 60%. Такой масштаб вовлечения города во внешнеэкономические связи вполне закономерен, так как на него приходится более трети внешнеторгового оборота республики, а производственные потенциал города носит четко выраженный экспортный характер.
     Развитию внешнеторговой деятельности минских предприятий в значительной мере могут способствовать разработка и реализация региональных программ развития экспорта и импортозамещения, а также программ поддержки экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции, включая создание Минского фонда поддержки экспортеров; формирование городской системы информационной, консультационной, маркетинговой и выставочной поддержки внешнеэономической деятельности столичных предприятий; заключение межрегиональных соглашений об экономическом сотрудничестве со стратегическими партнерами минских предприятий; содействие созданию представительств этих регионов в Минске.

Внешние транспортные коммуникации.

     Минский железнодорожный узел - один из крупнейших в Восточной Европе. Через Минск проходит второй трансъевропейский транспортный коридор: Париж - Берлин - Варшава - Брест - Минск - Москва. Около 70% грузоперевозок составляют транзитные грузы.
     В рамках Организации сотрудничества железных дорог, Международного союза железных дорог разрабатывается система мер, направленных на улучшение организации, решение эксплуатационных, технических и экологических проблем транзитных перевозок. Создание и освоение новых технологических процессов позволит Белорусской железной дороге и Минскому железнодорожному узлу включиться в европейскую транспортную инфраструктуру. Это будет способствовать росту международных железнодорожных перевозок, улучшит качество обслуживания, позволит существенно сократить эксплуатационные расходы, повысит скорость движения поездов на международных линиях и уровень безопасности перевозок.
     Уже в настоящее время обеспечивается непрерывное слежение за перевозкой каждого вагона и контейнера по территориям Беларуси, сопредельных европейский государств, Германии. Поддерживается, зародившаяся в Европе идея о проведении изыскательских работ по прокладке через Минск высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Минск - Брест - Варшава.
Минск - крупный центр международных автомобильных перевозок.

     Автомобильные дороги в направлении от Минска к границам сопредельных государств имеют усовершенствованные покрытия и по своим геометрическим параметрам обеспечивают нормальные условия для движения автотранспортных средств.
     На долю Минска и столичного региона приходится 50% предприятий, занимающихся международными автомобильными перевозками грузов. О высокой привлекательности бизнеса в области автомобильных перевозок свидетельствует активное проникновение в эту сферу частного капитала.
     В перспективе ожидается возрастание спроса на услуги автомобильного транспорта. При этом, по прогнозу, международные перевозки, в том числе транзит, будут расти ускоренными темпами. Этому в частности будут способствовать:
  • унификация правового режима перевозок с нормами международного транспортного права;
  • развитие современных информационных технологий сопровождения транспортных процессов;
  • выравнивание уровня сборов за транзит с тем, который существует при проезде через сопредельные страны;
  • развитие и реконструкция автомобильных дорог, особенно тех, по которым осуществляются транзитные автомобильные перевозки;
  • развитие объектов дорожного сервиса на автомобильных дорогах, имеющих международное значение;
  • развитие комбинированных перевозок грузов по второму трансъевропейскому транспортному коридору;
  • совершенствование на основе применения современных технических средств технологии таможенного контроля и оформления.
Воздушные перевозки

     Национальный аэропорт "Минск" - главный аэропорт Беларуси. Он рассчитан на обслуживание 5,8 млн. пассажиров в год. Грузовой терминал обладает пропускной способностью 400 т в сутки. Взлетно-посадочная полоса позволяет принимать все существующие типы воздушных судов с интенсивностью 16 вылетов в час.
     Проведенная Межгосударственным авиационным комитетом в 2000 г. сертификационная проверка подтвердила его годность к обеспечению полетов по первой и второй категориям ИКАО.
     Повышению привлекательности аэропорта будет способствовать реализация программы реструктуризации и генерального плана его развития, что предполагает коммерциализацию хозяйственной деятельности, вхождение в международные авиационные альянсы, активную маркетинговую работу и привлечение иностранных инвестиций.
     Дальнейшее развитие аэропорта как авиационного коридора столицы и важного центра притяжения деловой активности - в его более тесном сотрудничестве с деятельностью свободной экономической зоны "Минск".

Социальное сотрудничество Минска с зарубежными странами

     С целью расширения комплекса мероприятий по оздоровлению, трудотерапии и культурно-массовой работе с инвалидами, страдающими тяжелыми формами психофизического развития работают четыре иностранных проекта: "Белорусский проект помощи детским домам-интернатам" (Ирландия, руководитель Эд Джордан), "Помощь белорусским детям 2003" (Великобритания, руководитель Тони Рассел), "Жизненная помощь" (Германия, руководитель Харальд Кольмар), "Студенческая волонтерская организация" (Великобритания, Южный Уэльс).
     В рамках сотрудничества с Ирландской общественной организацией из Великобритании "Помощь белорусским детям" в государственных учреждениях "Детский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития", "Психоневрологический интернат №2" осуществляется волонтерская помощь.
     За время сотрудничества интернаты посетило 795 ирландских волонтеров, которые помогают в индивидуальном уходе за тяжелобольными детьми и инвалидами, проведении экскурсий по достопримечательным местам Беларуси.
     Администрацией ГУ "Детский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития" заключен договор сотрудничества с Ирландской общественной организацией из Великобритании "Помощь белорусским детям" на 2006 г.
     Ежегодно такими общественными молодежными организациями, как общественное объединение "Белорусский республиканский союз молодежи" (ОО "БРСМ"), республиканская молодежная организация "Лига добровольного труда молодежи" (РМОО "ЛТДМ"), международный союз общественных объединений "Российско-Белорусский союз молодежи" (МСОО "РБСМ"), производственно-туристское унитарное предприятие "Молодежная социальная служба" (УП "Молодежная социальная служба") при поддержке Мингорисполкома формируются студенческие строительные, педагогические, сельскохозяйственные отряды, проводятся волонтерские (экологические, археологические, образовательные) лагеря как на территории Республики Беларусь так и за ее пределами: Российская Феде-рация, Украина, Молдова, Германия и другие страны. Их усилиями было трудоустроено 6195 человек.
     В 2003 г. на основании соглашения, заключенного между комитетом по здравоохранению Мингорисполкома и Представительством Детского фонда ООН ЮНИСЕФ в Республике Беларусь в г. Минске начата реализация проекта "Охрана здо-ровья подростков" и организована служба, дружественная подросткам. Дружественная служба создана для повышения доступности и приемлемости медицинской помощи для молодежи г. Минска с целью повышения информированности и мотивации к здоровому образу жизни и в конечном итоге улучшению репродуктивного, психологического и соматического здоровья молодежи.
     Для работы с подростками при поддержке ЮНИСЕФ разработаны и тиражированы визитки Центров, информационно-образовательные материалы. Проведено 15 масштабных молодежных акций по здоровому образу жизни, в которых приняли участие около 5000 подростков. Проконсультировано более 9000 подростков, прочитаны лекции для 7500 подростков, проведены анкетирования 3000 подростков. подготовлено 92 волонтера из числа учащихся школ. Налажено хорошее взаимодействие с учреждениями образования. Ведется мониторинг обращений подростков, анализ потребностей подростков в медицинской помощи.
     Работа службы, дружественной к молодежи, проводится под патронажем Мингорисполкома, решением которого предусмотрено открытие Дружественных Центров в каждом районе города и осуществляется в русле международных и национальных стратегических планов по охране здоровья.
     Учреждения культуры активно принимают участие во всех значимых мероприятиях, которые проводятся по линии ООН в городе Минске. Созданы необходимые предпосылки для взаимодействия с Программой ООН по окружающей среде, Объединенной и совместно организованной программой ООН по профилактике ВИЧ/СПИД.
     Объединенная программа ООН по профилактике ВИЧ/СПИД - это организация и проведение всевозможных мероприятий по профилактике ВИЧ/СПИД - акции "Работники культуры и искусства против СПИД", тематические дискотеки, конкурсы плакатов, беседы, выставки, информационные часы, ток-шоу и другие. Особенно активно данная работа проводится в преддверии Всемирного Дня профилактики СПИД в рамках Всемирной компании против СПИД. В этом году данная компания проходит под девизом "Остановить СПИД. Выполнить обещания".
     Совместно с представительством ООН в Республике Беларусь и Национальной комиссией Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО Центральная городская библиотека им.Я.Купалы в 2004 году организовала круглый стол "Библиотеки в межкультурном пространстве", посвященный 50-летию сотрудничества Республики Беларусь с ЮНЕСКО. В заседаниях круглого стола приняли участие представители стран России, Литвы, областных городов Беларуси.
     Учреждения образования г.Минска активно осуществляют сотрудничество с учреждениями образования стран ближнего и дальнего зарубежья по вопросам содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, методической работы, внедрения новых педагогических методик и технологий, оказания шефской помощи.
     Учебные заведения столицы постоянно расширяют сотрудничество с зарубежными образовательными заведениями, и карта этих связей самая разнообразная: Франция, Германия, Польша, Англия, Дания, Россия, Украина и др.
     В рамках сотрудничества системы образования г.Минска и г.Москвы заключены договора "О международном сотрудничестве в области обучения и развития одаренных учащихся" между гимназиями №№ 10, 12, 174, Политехнической гимназией №6, гимназией-колледжем №24, СШ №№ 113, 179, 215 г.Минска и учреждениями образования г.Москвы.
     Гимназии и школы особое значение придают результативности сотрудничества в рамках международных обменов делегациями, экспериментальной работе, созданию совместных программ по обучению, разработке и реализации культурных молодежных проектов, оздоровлению детей.
     Учреждения образования тесно сотрудничают с Организацией объединенных наций. Одним из ярких примеров этого сотрудничества является программа по социальной адаптации детей из семей беженцев, осуществляемая Центром творчества детей и молодежи "Эврика" Фрунзенского района совместно с представителями УВКБ ООН в Республике Беларусь.
     Детские творческие коллективы Минского государственного Дворца детей и молодежи, школ и внешкольных учреждений города регулярно участвуют в Международных фестивалях, конкурсах и выставках в Италии, Франции, Испании, Чехии, Болгарии, Бельгии.

Минск - глазами минчан
(Выборочные результаты социологического исследования Минского НИИ социально-экономических и политических проблем Мингорисполкома)

     Минским НИИ социально-экономических и политических проблем в августе-сентябре 2005 года проведен плановый социологический опрос жителей Минска с целью выявления общественного мнения по широкому кругу социально-экономических и коммунальных проблем, отношению населения к деятельности органов местной власти.

Оценка социально-экономической ситуации

     Ответы минчан на вопрос о том, какие экономические проблемы волнуют их особенно сильно, показали, что, как и прежде, горожане больше всего обеспокоены уровнем цен. Число жителей, назвавших цены как наиболее острую проблему их повседневной жизни, увеличилось с 76 % в июне до 78 % в сентябре.
     На 1% уменьшилось число обеспокоенных низкой пенсией.
     С 6% до 5 % уменьшилось число минчан, назвавших среди злободневных проблем отсутствие необходимых товаров в магазинах. Стало заметно меньше жалоб на отсутствие в магазинах свежего хлеба, а в особенности - свежих мясных продуктов, овощей и фруктов.

Отношение к решению коммунальных проблем

     Анализ ответов минчан на вопрос о том, какие проблемы городской жизни они считают наиболее злободневными позволяет сделать вывод, что наметились некоторые положительные сдвиги в решении трех проблем, заостренных в результатах опроса населения, проведенного ранее.
     С 47 до 42% уменьшилось число горожан, высказавших неудовлетворенность ремонтом старого жилого фонда. С 35 до 27 % снизилось число минчан, обеспокоенных проблемой организации досуга детей и подростков.
     С 10 до 7% уменьшилось число критических высказываний в адрес организации общественного питания. Люди оценивают предлагаемый ассортимент блюд выше, ниже - качество питания и культуру обслуживания. Причем весьма показательно, что нареканий на качество блюд больше, чем на цены. Выше оценивается качество блюд в ресторанах, включая рестораны быстрого питания, ниже всего - в столовых, буфетах, кафетериях. Подобный характер носит и оценка качества обслуживания.
     При оценке горожанами работы жилищно-коммунальных служб сохраняется положительная динамика. В целом весьма высокая оценка населением санитарного состояния города и качества уборки городской территории - на 1,7 % ниже, чем три месяца назад.
     По сравнению с сентябрем прошлого года уменьшилось число отрицательных оценок в связи с неорганизованным выгулом собак. Меньше нареканий стало по поводу дефицита урн для мусора.
     Жители города заметили активизацию работ по ремонту проезжей части внутридворовых территорий.
     С 31 до 21 % снизилось количество лиц, недовольных освещенностью мест их проживания.
     Сохраняется позитивная динамика в отношении к работе общественного транспорта - уменьшилось количество негативных оценок работы общественного транспорта: автобусов - с 21,4 до 16,8 %, троллейбусов - с 15,8 до 11,0 %, трамваев - с 10,4 до 7,9 %, метро - с 2,5 до 1,4 %.
     В центре внимания городских властей на протяжении ряда последних месяцев находится проблема парковок. Минские автолюбители, отвечая на вопрос о том, какие у них существуют проблемы с парковкой автомобиля, в первую очередь назвали сложности с парковкой в центральной части города (69 % ответов).
     В ходе обсуждения проблемы развития парковок вносились предложения о создании во дворах, начиная с центральной части города, платных стоянок и установке там шлагбаумов. У населения отношение к таким предложениям более чем противоречивое: 26,5 % высказываются за, 27 % - против, остальные не определились. Реализация подобной идеи возможна только после самой широкой разъяснительной работы с людьми, проживающими в тех дворах, где предполагается организовать стоянки или установить шлагбаумы.

Летний отдых столичных жителей

     В связи с фактическим завершением сезона отпусков весьма актуальными являются вопросы, связанные с отдыхом минчан в нынешнем летнем периоде и с изменениями, происходящими в организации летнего отдыха. Большинство горожан, как и два года тому назад, провели свой отпуск на даче (в деревне) или не выезжали из города. Одновременно несколько увеличилось число тех, кто смог позволить себе выехать на отдых в дальнее зарубежье. Меньшее количество минчан отдыхало в санаториях и домах отдыха в Беларуси, а также в ближнем зарубежье.
     Как и прежде, весьма высокой популярностью пользуются у минчан пригородные зоны отдыха. Однако число горожан, проводящих там достаточно часто свое свободное время, сократилось с 27 до 24 %. Реже они стали посещать Минское море, водохранилища Дрозды, Вяча, Стайки. Зато чаще - Цнянское водохранилище, водохранилища Птичь, Крыница.
     Заметно меньше стало замечаний о содержании пляжей в чистоте и порядке. Но, с другой стороны, после наведения элементарного порядка стало больше пожеланий, касающихся дальнейшего развития инфраструктуры зон отдыха (душевые кабинки, раздевалки, пункты питания, спортивные площадки, стоянки для автомобилей и т.п.). Самой насущной проблемой развития пригородных зон отдыха горожане считают очистку воды.
     Сравнение результатов опроса минчан с результатами аналогичных опросов жителей крупнейших европейских городов
     Сравнительный анализ удовлетворенности различными сторонами организации городской жизни минчан и жителей крупнейших европейских столиц и городов (Парижа, Лондона, Вены, Берлина, Брюсселя, Мюнхена, Рима, Мадрида и Стокгольма) позволяет сделать ряд интересных выводов.
     Так, одной из важнейших проблем для всех крупных городов является проблема транспорта. Сравнение оценок работы общественного транспорта в разных городах позволяет говорить о том, что удовлетворенность минчан выше удовлетворенности жителей Мадрида, Лондона и Рима, близка к удовлетворенности жителей Брюсселя и Парижа, и ниже удовлетворенности жителей Вены, Мюнхена, Стокгольма и Берлина.
     На уровне или выше, чем во многих упоминаемых европейских столицах и городах, удовлетворенность минчан общеобразовательными школами. Уступает в этом вопросе Минск только Вене.
     В удовлетворенности населения зелеными зонами отдыха Минск немного отстает только от Мюнхена, который занимает лидирующее положение в этом вопросе, и значительно опережает такие города, как Мадрид, Рим, Берлин.
     Во многом проблемы минчан схожи с проблемами жителей европейских столиц. Это становится очевидным при анализе ответов на вопрос о том, легко ли в их городе найти работу? В Минске сделать это, судя по ответам людей, столь же сложно, как, например, в Вене, но все же легче, чем в Берлине, Мадриде и Риме.
     Сходна в большинстве крупных городов Европы и степень восприятия экологических проблем. Как показало исследование, вопросами загрязнения окружающей среды минчане озабочены несколько меньше, чем жители Парижа, Рима, Лондона, Мадрида и Брюсселя, но больше, чем представители Мюнхена, Вены, Берлина и Стокгольма.
     Зато степень чистоты своего города жители белорусской столицы оценивают выше представителей всех других упомянутых европейских городов. Общая удовлетворенность минчан жизнью в своем городе (число удовлетворенных составило 85,2 %) оказалась близка удовлетворенности жителей Лондона, Берлина, Парижа, Брюсселя, Мадрида и Рима.
     Минчане чаще других утвердительно ответили на вопрос о том, будет ли их город через пять лет более привлекательным. Таким образом, минчане оказались самыми большими оптимистами из числа жителей крупнейших городов Европы.

Об экономном использовании топливно-энергетических ресурсов в г.Минске
(в соответствии с решением Мингорисполкома от 21.04.2005 № 618 "О подготовке городского хозяйства к эксплуатации в осенне-зимний период 2005/2006 года")

     Энергоснабжение города осуществляется от 3-х ТЭЦ и 9-ти районных котельных системы Минскэнерго, 36 котельных Минских коммунальных тепловых сетей Минжилкомхоза Республики Беларусь и 167 ведомственных котельных предприятий и организаций.
     Основным видом топлива в стране является природный газ, используется также топочный мазут. В 2004 году было использовано природного газа - 96%, топочного мазута - 3,1%. 1% пришелся на долю других видов топлива, используемых, в основном, в частном секторе.
     За период 2000-2004 гг. потребление тепло-энергетических ресурсов в г.Минске увеличилось на 9,5%, при этом объем продукции вырос более чем в полтора раза, почти в полтора раза увеличился объем платных услуг, оказываемых населению, было введено почти 3 миллиона квадратных метров общей площади жилых домов.
     В 2005 году определены такие приоритетные направления деятельности как внедрение энергоэффективных теплообменников, утепление зданий и сооружений, установка приборов учета и систем регулирования, внедрение энергогенерирующего оборудования, автоматизации управления освещением с использованием энергоэффективных светильников, а также децентрализация воздухоснабжения.
     Основными задачами энергосберегающей политики являются: рост объемов продукции при одновременном снижении ее удельной энергоемкости; увеличение доли местных видов топлива и вторичных энергоресурсов в топливно-энергетическом балансе республики; замещение дорогих видов топлива более дешевыми.
     Для оценки эффективности энергоиспользования в городском хозяйстве используется целевой показатель по энергосбережению, величина которого определяется как разница между темпами роста потребления тепло-энергетических ресурсов и темпами роста производства продукции.
     Так, выполнение целевого показателя энергосбережения по г.Минску за 2005 год составило - 12,5% при задании - 9%.
     В 2005 году запланирована реализация мероприятий, способствующих энергосбережению: повышение качества государственной экспертизы энергоэффективности проектных решений, качества энергетических обследований и квалификации специализированных организаций, выполняющих эти обследования, координация региональных и отраслевых программ по энергосбережению при их разработке и выполнении, по срокам выполнения, объемам и источникам финансирования мероприятий.
     В отличие от других государств, где в течение последних пяти лет происходил рост потребления электроэнергии, в Республике Беларусь ее потребление оставалось примерно на одном уровне. Согласно оценкам специалистов-энергетиков при сценарии развития с минимальным ростом ВВП темп роста потребления электроэнергии составит 1,4% в год, при планировании с максимальным ростом ВВП - 2,5% в год. Принятый показатель эквивалентен темпам роста потребления электроэнергии в развитых государствах, где проводится жесткая энергосберегающая политика из-за отсутствия собственных энергоносителей (например, Япония). Такие же темпы потребления электроэнергии были заложены и в прогноз потребления электроэнергии по г.Минску.
     Выполнение прогнозных целевых показателей может быть достигнуто только при проведении активной энергосберегающей политики.
     Согласно прогноза основных показателей развития г.Минска на период до 2010 года более высокие темпы роста предусмотрены для отраслей и сфер, связанных с обслуживанием населения, информационной, туристической, сервисной деятельностью. В области энергосбережения предпочтительным направлением в этот период станут разработка и внедрение проектов жилых домов нового поколения, обеспечивающих экономное потребление энергоресурсов, комфортность и экологическую безопасность проживания.



УПРАВЛЕНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ МИНГОРИСПОЛКОМА

Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016