Главная / Актуальные события / Единый день информирования

  Для заместителей руководителей организаций г.Минска по идеологической работе

Материалы к Единому дню информирования
16 февраля 2006 года по теме:

"СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И КОНСОЛИДИРУЮЩИЕ ИДЕИ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА "


      "…Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан".

А.Г.Лукашенко

ВВЕДЕНИЕ

     Современное белорусское общество консолидируется системой идей, сплачивающих различные слои населения, ценностные ориентации, моральные нормы, определенный образ жизни, социальная активность.
     Национальная идея (комплекс идей общенационального масштаба) формируется в процессе становления государства, развития национального самосознания и формирования национальной идентичности. Национальная идея претендует на роль мировоззренчески ориентирующей системы ценностей. Она содержит в себе все общие и универсальные ценности и являет собою мудрость власти, которая состоит в том, чтобы дать проявиться всем ценностям, не позволяя ни одной из них возобладать над остальными.
     Фундаментальными приоритетами и консолидирующей идеей белорусского общества, в рамках которых объединяются разнообразные многовариантные подходы и фиксируются значимые ценности, являются:
     национальные интересы, предполагающие обеспечение национальной безопасности Беларуси;
     экономические приоритеты, направленные на создание динамично развивающейся, социально-ориентированной, рационально-целесообразной рыночной экономики;
     основные приоритеты в социальной сфере, предусматривающие реализацию принципов социальной справедливости. Обеспечение условий для реализации творческих способностей людей, социальной защиты интеллектуальной элиты Беларуси, сохранения научных школ и направлений;
     культурно-духовный статус белорусского народа, который определяет нравственные начала и нормы социальной жизни и поведения человека в обществе.
     Таким образом, для того чтобы консолидирующая идея белорусского общества в процессе становления государственности выступила в роли стабилизирующего и консолидирующего начала общества и стала частью личностного переживания современного человека, подобная объединяющая идея должна включать в себя приоритетные компоненты, затрагивающие жизненно важные ценности каждого человека и белорусского государства в целом: национальные интересы, обеспечивающие безопасность и суверенитет Беларуси, ее независимость; предусматривать создание динамично развивающейся и социально-ориентированной экономики; ориентироваться на социальную защищенность каждого гражданина, высокий статус культурно-духовных ценностей и традиций общества, соблюдение прав человека; осознавать особую миссию белорусского и русского народов в единении современной цивилизации, в выполнении ведущей роли творческого посредника между Востоком и Западом в силу соответствующего геополитического статуса Беларуси и синтетичности ее культуры; возрождать и обогащать национальные традиции, патриотические чувства и ценности. Ориентация на эти приоритеты будет способствовать гражданскому единению общества, его консолидации, духовному оздоровлению и сплочению, рациональному выбору исторического развития в 21 веке.

§ 1. г.МИНСК И ЕГО СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ

     Минск сегодня - современный и динамично развивающийся город. Главная ценность города - его жители, а стратегическая цель - превращение Минска в современный европейский город.
     Достижение этой цели предполагается на основе реализации пяти стратегических приоритетов устойчивого городского развития, предполагающих превращение белорусской столицы в:
     - город здоровья и высоких социальных стандартов;
     - город знаний и наукоемких технологий;
     - город - центр международных коммуникаций;
     - город, привлекательный для предпринимательства и инвестиций;
     - город, развивающий демократию с широким участием граждан.

     Основной целью социально-экономического развития Минска на 2006-2010 г.г., конкретизирующей стратегические целевые установки, является дальнейшее повышение уровня и качества жизни разных групп городского населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.

1.1. Экономическая сфера Минска
1.1.1. Развитие промышленного комплекса

     Основой повышения уровня жизни минчан останется дальнейший динамичный рост объемов промышленного производства. Основными целями развития промышленного комплекса города являются обеспечение устойчивых высоких темпов роста промышленного производства, совершенствование его структуры и повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции. Предусматривается опережающее развитие экспортоориентированных и импортозамещающих, высокотехнологичных и наукоемких производств.
     На их достижение будут направлены:
  • стимулирование структурной перестройки промышленности и ее инвестиционной и инновационной активности с целью расширения производства наукоемкой, а также менее материало- и энергоемкой продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках;
  • модернизация и техническое перевооружение производства на основе внедрения ресурсо- и энергосберегающих и экологически чистых технологий, информационно-интеллектуальных систем, технологий тонкого химического синтеза, биотехнологий, а также технологий, основанных на использовании новых видов сырья, конструкционных и композиционных материалов;
  • дальнейшее развитие производств, использующих местные сырьевые ресурсы, в первую очередь пищевой промышленности и промышленности строительных материалов;
  • улучшение маркетинговой деятельности, дальнейшее развитие внутри- и межотраслевой кооперации, создание совместных предприятий;
  • активизация работы по санации, банкротству, перепрофилированию неэффективных и бесперспективных предприятий.
     Особенностью промышленности Минска остается сохранение большого числа машиностроительных заводов, относящихся к самым различным товарным комплексам или, как их называют в мировой экономической науке, производственным кластерам. Стабилизация машиностроительной отрасли произойдет тогда, когда существенно возрастет комплексность производства готовой продукции и снизится его зависимость от импорта комплектующих изделий. Для этого предстоит войти в систему участия с зарубежными машиностроительными компаниями или создать у себя значительное количество эффективных предприятий родственных и поддерживающих отраслей с их ориентацией на массовый выпуск ограниченного перечня предназначенной на экспорт готовой продукции.
     Ключевое место в развитии экономики города займет структурная перестройка ее промышленного комплекса: с одной стороны - замедление темпов развития традиционной, в основном метало- и энергоемкой промышленности, с другой - ускоренное развитие производств, ориентированных на экспорт. Приоритетными направлениями развития станут такие отрасли, как микроэлектроника, приборостроение, точное машиностроение, промышленность информационных технологий, включая информационно-интеллектуальные системы, вычислительную и телекоммуникационную технику, средства связи.

1.1.2. Развитие экспорта

      Главной целью внешнеэкономической деятельности является создание благоприятных условий для повышения эффективности экономики, ее модернизации на основе углубления взаимодействия страны с мировым рынком. Для г.Минска особо актуальной является оптимизация сальдо внешнеторгового баланса.
     Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности предполагает в качестве своей основы:
  • создание новых экспортоориентированных производств на основе отечественных научно-технических разработок;
  • повышение доли наукоемкой продукции в общем объеме экспорта;
  • активизацию импортозамещения;
  • усиление конкурентных позиций традиционных столичных производителей-экспортеров на мировых рынках за счет снижения затрат на производство экспортной продукции, внедрения новых технологий, обеспечивающих соответствие требованиям международных стандартов (СЕ, ИСО 9000, ИСО 14000 и пр.);
  • закрепление международной специализации столичных предприятий на основе традиционных экспортных позиций;
  • расширение территориально-географической структуры экспорта, внедрения в новые рыночные ниши отечественной продукции, созданной на основе высоких технологий.
     Городские органы власти будут содействовать развитию системы продвижения продукции минских предприятий на экспорт и новых форм торговли, таких как создание белорусских торговых компаний за рубежом и финансово-промышленных групп с иностранными партнерами, экспорт технологий, открытие сборочных производств с одновременным формированием сетей технических центров, представительств предприятий в странах ближнего и дальнего зарубежья, электронная торговля и др.
     Особо предусматривается дальнейшее развитие экспорта услуг, связанных с обслуживанием инфраструктуры рыночного хозяйства (банковских, страховых, ярмарочно-выставочных, правовых маркетинговых, консалтинговых, информационных), а также продвижение на внешние рынки услуг, способствующих активизации человеческого фактора - интеллектуальных, образовательных, медицинских, профессиональных, туристских и др.
      Планируется, что рост экспорта товаров составит к 2010 году 149,0-154,0%, а экспорта услуг, который будет расти опережающими темпами, - 160,0-166,0%.

1.1.3. Активизация инвестиционной деятельности

     Основной задачей инвестиционной деятельности является существенное увеличение притока инвестиций в экономику и сферу услуг, на строительство объектов городской инфраструктуры.
     Основная доля инвестиций в основной капитал будет формироваться за счет внутренних ресурсов. Рост инвестиций будет обеспечиваться, в основном, за счет собственных средств юридических лиц и граждан, а также кредитных ресурсов банков. Важную роль будет играть вовлечение в инвестиции частных сбережений, которое будет проводиться путем направления средств граждан на строительство жилья, создание и развитие собственного дела, в частности в сфере услуг, покупку ценных бумаг, рост депозитов и др.
     Особое значение будет уделяться формированию благоприятного инвестиционного климата на основе улучшения местной организационной, правовой и налоговой среды для ведения хозяйственной деятельности.
     В целях расширения источников инвестирования также намечается:
  • реализация системы мер по финансовому оздоровлению предприятий;
  • сокращение объемов незавершенного сверхнормативного строительства;
  • развитие новых форм инвестирования: проектного финансирования, строительных сбережений, ипотечного кредитования, облигационных займов, а также дальнейшее наращивание лизинговых операций;
  • расширение действующих и поиск новых кредитных линий, наполнение их значимыми для города проектами.
     Важнейшими направлениями привлечения иностранных инвестиций останется проведение конкурсов инвестиционных проектов на право проектирования и строительства объектов на территории города, а также аукционов на право аренды земельных участков. Продолжится работа по повышению инвестиционной привлекательности Свободной экономической зоны "Минск".

1.1.4. Поддержка науки и активизация инновационной деятельности

     Одной из приоритетных задач социально-экономического развития является переход на инновационный путь развития.
Планируется дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры:
  • создание территориальных инновационных центров и центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов и др.;
  • активизация деятельности конструкторских бюро при НИИ и крупных субъектах хозяйствования в целях внедрения результатов научной деятельности и доведения проектов опытного производства.
     Будет продолжена активная работа по научному обеспечению планирования и управления развитием Минска, совершенствованию организации всех сфер городской жизнедеятельности.
      Развитие и поддержка науки и инновационной деятельности, внедрение достижений науки и техники в промышленность, сферу услуг, коммунальное хозяйство будет осуществляться на основе регионального прогноза научно-технического прогресса на 2006-2025 гг.

1.2. Социальная сфера Минска
1.2.1. Город знаний и наукоемких технологий

     Минск - крупный образовательный и научный центр. Стратегический приоритет города в данной области - превращение Минска в город знаний и наукоемких технологий.
     Первостепенной задачей стало приведение системы образования города в соответствие с современными требованиями, формирование образовательной системы с учетом потребностей города, запросов личности, общества и государства.
     За последние годы изменился характер образовательных запросов населения столицы, в связи с чем, система образования Минска стала более многофункциональной и мобильной, в настоящее время она представлена 752 учреждениями. Расширяется разнообразие видов, профилей и режимов работы дошкольных учреждений. 100% детей обеспечено подготовкой к школе. Дифференцированным обучением в учебных заведениях Минска охвачено 57,7% учащихся, в старших классах - около 77%. Успешно реализуется программа "Одаренные дети". Учебные заведения столицы участвуют в международных проектах по развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников. На сегодняшний день вплотную осуществляется патронаж одаренных, талантливых детей. Развивается система дополнительного образования. В течение последних 5-ти лет учащиеся Минска лидируют на республиканских предметных олимпиадах. Постоянно растет количество выпускников минских школ, поступающих в высшие учебные заведения, в 2005 году этот показатель составил 72%. В городе идет целенаправленная подготовка к переходу старшей ступени школы на профильное обучение: разрабатываются районные проекты профильного обучения, на основе которых будет создана городская модель.
     Продолжается рационализация сети учреждений профессионального образования. Расширяется подготовка по востребованным городом новым профессиям, 80% из них являются интегрированными, 10% позволяют заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, что соответствует современному состоянию рынка труда. Растет количество выпускников, трудоустроенных в соответствии с полученной профессией.
     Совершенствуется система воспитательной работы с учащимися. В соответствии с Программой развития образования г.Минска до 2010г. особое внимание уделяется идейно-политическому, гражданско-патриотическому воспитанию. Знаковыми в воспитательной работе стали даты 60-летия Освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и Победы в Великой Отечественной войне.
     Для повышения качества и эффективности воспитательной работы в 2006 году школы получили возможность выхода на сайт Президента Республики Беларусь и использования материалов данного сайта в работе. Реализуются образовательные проекты, предусматривающие активное включение учащихся в общественно-полезную и личностнозначимую социальную практику. Школы тесно сотрудничают с учреждениями социокультурной сферы. Реализуется городская программа поддержки развития детского движения. За последние 5 лет численность минской пионерской организации увеличилась в 8 раз. Количество учащихся - членов ОО "БРСМ" с момента создания возросло в 6,5 раз. Среди них более 60% - школьники и учащиеся профессионально-технических учебных заведений.
     С целью сохранения положительной динамики в сфере реализации государственной молодежной политики разработана городская программа "Молодежь на 2006-2010 годы, в которой нашли отражение резолюции конференций и семинаров, пожелания районных администраций, ведущих высших учебных заведений города. Проект городской программы "Молодежь" был рассмотрен и одобрен Пленумом МГК ОО "БРСМ" 7 декабря 2005 года. Данная Программа утверждена решением Минского городского Совета депутатов 31 декабря 2005 года. Программа носит целевой характер и призвана обеспечить координацию действий всех органов государственного управления, а также детских и молодежных общественных объединений в процессе осуществления правовых, социально-экономических и организационных мер, направленных на активизацию созидательной деятельности и самореализацию молодых граждан Республики Беларусь.
     Развивается сеть внешкольных учреждений, существенно улучшается их материально-техническая база. Растет популярность этих учреждений среди минских школьников. Кружки и спортивные секции посещают 44,7% детей и подростков. Стратегической задачей развития внешкольных учреждений города является сохранение и расширение объемов образовательных услуг, приближенных к месту жительства.
     Одним из приоритетных направлений работы образовательных учреждений города является сохранение и укрепление здоровья детей. Значительно укрепилась материальная база для занятий физкультурой и спортом. За последние 3 года обеспеченность спортивным инвентарем выросла почти в 2 раза, и в настоящее время составляет 85%. Созданные условия позволяют организовать спортивную досуговую деятельность подростков с учетом их интересов. Так для занятий большим теннисом на базе школьных спортивных залов и площадок оборудованы 36 мини-кортов и 40 тренировочных открытых теннисных кортов. Ежегодно в традиционных соревнованиях принимают участие свыше 80 тысяч школьников. Широкое распространение в учебно-воспитательном процессе получили здоровье сберегающие образовательные технологии. Наметилась тенденция снижения заболеваемости воспитанников детских дошкольных учреждений.
     Большое внимание уделяется укреплению материально-технической базы образовательных учреждений, обеспечению безопасного пребывания в них детей. Осуществление различных целевых программ позволило существенно изменить внешне и внутренне содержание учреждений образования, оснастить их современной компьютерной техникой, создать в городе единое информационное образовательное пространство и официально представить все учреждения в сети Интернет.

1.2.2. Развитие социокультурного комплекса

     Основными направлениями деятельности в области культуры станут возрождение и развитие культурного наследия белорусского народа, его национальных традиций, самодеятельного творчества, фольклора, народных промыслов и ремесел, сохранение доступности культурных ценностей для всех слоев населения, реставрация и реконструкция культурно-исторических памятников. Завершено строительство Национальной библиотеки Беларуси, создан музей Минска, продолжится восстановление исторического центра города, реконструкция городских парков, организация фестивалей, творческих конкурсов и других культурных мероприятий, существенно обновятся и расширятся услуги индустрии отдыха. Продолжится разработка и реализация программ нравственно-эстетического воспитания подрастающего поколения, расширение городской сети детских школ искусств, кружков и клубов по работе с детьми и подростками. Особое внимание будет обращено на воспитание чувства патриотизма минчан, активную пропаганду истории и традиций Минска.
     Развитие физической культуры и спорта будет строиться с учетом интересов различных групп городского населения. Особое внимание будет уделено формированию эффективной системы подготовки полноценного спортивного резерва и спортсменов высокого класса.
     С целью приобщения населения Минска к физической культуре и спорту ежегодно будут проводиться городские спортивные фестивали воспитанников детских дошкольных учреждений, спартакиады школьников, учащихся, студентов, соревнования детей, подростков и взрослого населения по месту жительства, спартакиады спортивных клубов и коллективов предприятий и организаций, соревнования ветеранов спорта. Будут создаваться условия для проведения в Минске международных спортивных соревнований высокого уровня. Особое внимание будет уделяться развитию физкультурно-спортивной инфраструктуры, строительству спортивно-оздоровительных центров многоцелевого назначения.
     С целью реализации туристского потенциала белорусской столицы планируется:
  • формирование перспективных культурно-туристских и рекреационно-туристских зон, прежде всего на базе исторического центра Минска;
  • развитие инфраструктуры туризма, включая гостиничный комплекс;
  • повышение уровня экскурсионного и транспортного обслуживания, ресторанного и торгового сервиса;
  • создание благоприятных условий для развития туризма малого и среднего бизнеса, привлечение инвестиций;
  • внедрение прогрессивных методов и стандартов туристского обслуживания;
  • проведение активной рекламно-информационной и маркетинговой деятельности, направленной на формирование имиджа города Минска как туристского центра.
1.2.3. Экологическая политика города

      Важным условием устойчивого развития города является постоянное внимание к здоровью людей и экологическим проблемам. Жители белорусской столицы включились в возникшее по инициативе Всемирной организации здравоохранения международное движение "Города здоровья". В 2001 г. Мингорисполком утвердил концепцию и программу "Минск - чистый и здоровый город". Программа включает комплекс конкретных кратко- и долгосрочных мероприятий по важнейшим направлениям: экологическая грамотность жителей города, культура здоровья и профилактика заболеваний, создание здоровой социальной среды, коммунальная экология и озеленение, повышение качества городской природной среды, градостроительная экологическая политика; постоянный мониторинг качества городской среды.
     На сегодняшний день осуществляется очистка главной водной артерии Минска - р.Свислочь. С этой целью создан специальный городской фонд. Ведется строительство станции аэрации. Запланировано строительство современного мусороперерабатывающего завода.

1.2.4. Сфера здравоохранения

     В сфере здравоохранения предусматривается обеспечение социальных стандартов и гарантированного объема медицинской помощи, укрепление и совершенствование материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, внедрение современных медицинских технологий и оборудования, усиление профилактической направленности, формирование у населения потребности в здоровом образе жизни.
     Предполагается расширение сети дневных стационаров, укрепление института врача общей практики, приоритетное развитие первичной медицинской помощи, охраны материнства и детства, профилактики социально опасных заболеваний, постепенное расширение добровольного медицинского страхования и совершенствование порядка оказания платных медицинских услуг. В отрасли продолжится реализация программ, ориентированных на формирование здорового образа жизни населения и расширение профилактических мероприятий: "Развитие здравоохранения г.Минска на 2003-2007 годы", "Туберкулез", "Онкология", "Кардиология", "Сахарный диабет" и других.
     В 2006-2007 годах планируется проведение реконструкции и оснащения современным диагностическим и медицинским оборудованием Больницы скорой медицинской помощи, 3,4,6-й городских клинических больниц, Гинекологической клинической больницы; приобретение санитарного транспорта и медицинского обслуживания для Станции скорой медицинской помощи.
     В ходе работы по созданию городских и районных центров коллективного пользования в г.Минске принята концепция организации районных центров с концентрацией медицинской технологии и кадров, что позволит улучшить как качество, так и доступность медицинского обслуживания.
     В 2006 году будут организованы эндоскопические и урологические центры во всех районах г.Минска, Идет процесс создания офтальмологического центра на базе 10 городской клинической больницы. В настоящее время в Минске действует 36 различных центров. Например - травматологический центр на базе 6-й городской клинической больницы, эндоскопический центр на базе 3-й городской клинической больницы, также на базе городских больниц созданы центры, специализирующиеся на урологии, нефрологии, стоматологии, офтальмологии, ЛОР, центры, оказывающие услуги ФГДС и УЗИ и др. Работа в этом направлении будет продолжена.
     Одним из важнейших приоритетов в области здравоохранения стало искоренение бездушного, невнимательного отношения к пациентам: реализация в учреждениях принципа "одно окно" путем проведения ежеквартальных встреч работников здравоохранения с населением, анонимного ежемесячного анкетирования пациентов, реализация замечаний и предложений, поступивших на "горячие" телефонные линии учреждений здравоохранения и комитета по здравоохранению Мингорисполкома, замечаний, изложенных в Книге замечаний и предложений.
     Для обеспечения населения города в полной мере медицинским обслуживанием в ближайшее время запланировано строительство и ввод в эксплуатацию поликлиник в микрорайонах Малиновка, Сухарево, Лошица.

1.2.5. Социальная защита населения

     Целью городской социальной политики в 2006-2010 годах станет повышение уровня и качества жизни минчан на основе дальнейшего роста денежных доходов и достижения высоких социальных стандартов, сокращения уровня малообеспеченности, обеспечения занятости и адресной социальной защиты населения.
     Намечается дальнейшее существенное повышение реальных доходов населения. Продолжится рост заработной платы (на 158-160% к 2010г. по сравнению с 2005г.).
     Политика оплаты труда будет основываться на сочетании государственных и рыночных механизмов регулирования заработной платы при постепенном расширении прав самих субъектов хозяйствования и использования в реальном секторе экономики в большей степени рыночных механизмов регулирования. В сфере государственного воздействия останется, прежде всего, обеспечение социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы.
     Главным приоритетом политики занятости станет продление дефицита рабочих мест посредством повышения инвестиционной активности за счет всех источников, снижение напряженности и поддержание стабильности в сфере социально-трудовых отношений, своевременное устранение дисбаланса профессионально-квалификационного состава кадров и обновляющейся структуры рабочих мест. Для обеспечения стабильности социально-трудовой сферы будут приниматься меры, направленные на повышение эффективности коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, создание действенного механизма экономической заинтересованности субъектов хозяйствования в улучшении условий и безопасности труда, совершенствование механизма защиты трудовых прав граждан. Предполагается, что в 2010 году произойдет снижение безработицы до отметки 0,7% к численности экономического актива населения.
     Основные направления социальной защиты предусматривают дальнейшую поддержку социально уязвимых групп населения, повышения ее эффективности на основе формирования единой системы адресной социальной помощи и рационального использования выделяемых средств. Будут решаться вопросы совершенствования пенсионного обеспечения, расширения сети интернатных учреждений. Особое внимание будет уделяться расширению возможностей оздоровления ветеранов войны и труда, реабилитации инвалидов. Продолжится работа по сохранению и развитию доступной системы оздоровления и санаторно-курортного лечения, повышению эффективности психиатрической и психологической помощи людям.
     Также будет проводится целенаправленная политика оказания помощи детям и семьям, подготовки молодежи к браку, развития поддержки молодых семей в решении жилищных и других социальных вопросов.

1.3. Градостроительство, жилищная политика и жилищно-коммунальное хозяйство
1.3.1. Градостроительные предпосылки

     Благоустраивается городская среда. Воссоздается первозданный облик послевоенной застройки города, выполненной в традициях неоклассицизма. Часть главного городского проспекта Независимости - признана ЮНЕСКО историко-культурным достоянием. Возвращены к жизни минские фонтаны. Создаются малые архитектурные формы.
     Предстоит продолжить совершенствование застройки каркаса города и прилегающих к нему территорий, повысить композиционное и ансамблевое качество проспектов. В частности по:
  • проспекту Независимости в микрорайоне Уручье будет оформлен въезд со стороны Москвы на уровне современных требований;
  • проспекту Победителей на нечетной стороне предполагаются крупномасштабные градостроительные комплексы, на четной - городские парки, комплексы развлечений, выставок, отдельные спортивные объекты. Здесь будут пересмотрены маршруты наземного и организован водный транспорт;
  • Партизанскому проспекту и ул.Аранской здания подлежат реконструкции и перепрофилированию.
     Предполагается реализовать эскизные проекты комплексной застройки магистралей, площадей, бульваров, парков, их ансамблевое решение с созданием системы смешанной застройки по направлениям:
  • проспект Дзержинского - столичный выход на Брест, с поводом линии метро к 2010-2012гг.;
     Повышению комфортности городской среды и гармоничному вплетению в застройку города водно-зеленых зон будет способствовать политика использования и развития ланшафтно-рекреационных территорий. Предусмотрено многоцелевое использование ландшафта для отдыха, улучшения экологических и эстетических качеств городской среды.

1.3.2. Жилищная политика города Минска

     Важнейший приоритет городской политики - жилищное строительство. Каждый человек нуждается в достойных жилищных условиях. Для Минска эта проблема особенно актуальна. Анализ обращений граждан, поступающих в комитет строительства и жилищной политики, показывает, что основными темами обращений по-прежнему остаются вопросы улучшения жилищных условий путем направления в УП "УКС Мингорисполкома" или включения в ЖСК для строительства квартир с оказанием государственной поддержки и за счет собственных средств.
     Основные направления развития жилищного строительства предусматривают:
  • повышение уровня комфортности жилья и его потребительских и эксплуатационных качеств;
  • увеличение платежеспособности спроса на жилье на основе снижения его себестоимости, роста доходов населения, развития институтов долгосрочного жилищного кредитования, в том числе ипотечного;
  • сохранение действующих и развитие новых форм поддержки и помощи малоимущим гражданам в обеспечении жильем.
     Новое жилищное строительство будет сочетаться с капитальным ремонтом, реконструкцией и модернизацией существующих жилых зданий и с модернизацией существующих инженерных коммуникаций.
     Одновременно ставится задача повышения комфортности проживания. Поставлена задача довести норматив общей жилой площади до 25 м.кв. Улучшается качество строительства жилья.
     Продолжена работа по обеспечению жильем малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так за 2005 год, районам передано: 601 квартира для распределения в качестве социального жилья, 3088 квартир в домах долевого строительства с предоставлением льготных кредитов, организовано 14 жилищно-строительных кооперативов на 1559 квартир со сдачей домов в эксплуатацию в 2006-2007 годах.
     За прошедший год в списки льготного кредитования было включено 2514 семей граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, одноразовые безвозмездные субсидии и безвозмездная финансовая помощь были начислены 608 семьям на сумму 5055,6 млн. рублей.
     В соответствии с основными целевыми показателями прогноза социально-экономического развития города Минска на 2006 год планируется построить 26880 кв.м. общей площади жилья (476 квартир).
     К распределению планируется 52417 кв.м. общей площади жилья (840 квартир).
     Определенное количество жилья поступит по заключенным договорам в счет установленной нормы сноса.
     Имеющуюся в наличии и предполагаемую к передаче Мингорисполкому общую площадь жилья планируется распределить следующим образом:
     выделить в качестве жилых помещений социального пользования, по договору найма жилых помещений и в качестве служебных жилых помещений гражданам согласно очередности, имеющим право на получение такого жилья в соответствии с действующим законодательством и пунктом 62 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.11.2005 №565, в том числе:
  • 20 квартир - больным активной формой туберкулеза, принятым на учет до 01.07.2006;
  • 33 квартиры - детям - сиротам и детям, оставшимся без родительской опеки, принятым на учет до 01.01.2005;
  • 1 квартира - реабилитированным гражданам, пострадавшим от политических репрессий, принятым на учет до 01.01.2005;
  • 8 квартир - судьям, принятым на учет до 01.01.2006;
  • 48 квартир - прокурорским работникам, принятым на учет до 01.01.2006 (с учетом поступления общей площади жилья от самостоятельных застройщиков;
  • 10 квартир - малообеспеченным нетрудоспособным гражданам, достигшим пенсионного возраста, принятым на учет до 01.01.1989;
  • 248 квартир - другим гражданам, имеющим в соответствии с законодательством право на получение жилых помещений социального пользования согласно установленной очередности (в основном многодетные семьи и семьи, воспитывающие детей-инвалидов);
  • 250 квартир - инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий на территории других государств согласно очередности, при этом 106 квартир - военнослужащим, уволенным в запас (отставку) до 02.12.1992;
  • 15 квартир гражданам, пострадавшим от последствий катастрофы на ЧАЭС (статья 18 Закона), согласно очередности.
  • 171 квартира - для отселения граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2003г. №45 "О мерах по повышению эффективности эксплуатации жилищного фонда, объектов коммунального и социально-культурного назначения и защите прав потребителей коммунальных услуг":
  • ул.Быховская, 50, 52;
  • 1-й Южный переулок, 16, 17;
  • 5-й Брестский переулок, 6;
  • 2-й Загородный переулок, 1а;
  • ул.Харьковская, 3б, 7б, 73, 75, 77, 79;
  • пр.Независимости, 85/4;
  • ул.Пономаренко, 19, 31, 33, 44;
  • ул.Я.Мавра, 39, 41, 45.
1.3.3. Жилищно-коммунальное хозяйство

     Жилищно-коммунальное хозяйство будет развиваться в направлении повышения качества обслуживания жилого сектора, обеспечения нормативов социального стандарта, поиска резервов снижения затрат на производство коммунальных услуг, обслуживания и ремонт жилых домов.
     Повышение организационно-правовой и финансово-хозяйственной деятельности и ответственности жилищно-коммунальных предприятий будет реализовываться посредством:
  • развития договорных отношений между собственниками жилья и жилищно-коммунальными предприятиями;
  • демонополизации обслуживания и ремонта жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе;
  • выделения из ЖРЭО службы заказчика, подчиненной администрации районов, организации на ее базе системы контроля качества и сертификации услуг;
  • создания центров обработки вызовов, автоматизации учета выполнения заявок на текущие ремонты;
  • усиление маркетингово-информационной работы среди населения.
     Важной задачей является стимулирование через договорные отношения перехода на приборный учет потребляемых ресурсов (воды, тепла и др.) и их оплату по фактическому потреблению.
     Интересы потребителей услуг будут защищаться посредством создания товариществ собственников жилья.

1.4. Сфера услуг
1.4.1. Городской пассажирский транспорт

     Важнейшая задача, стоящая перед всеми мегаполисами и крупными городами - обеспечение комфортности передвижения населения в рамках городской и пригородной территорий. В Минске используется большинство современных видов общественного транспорта, включая наиболее быстрый из них - метро. Открытие 3 новых станций метрополитена обусловило реорганизацию маршрутной сети наземных видов транспорта юго-западной и западной части города. Сформирована сеть подвозящих маршрутов при радиусе охвата территории в зоне станций метрополитена и пересадочных узлов в 2-5 км.
     В соответствии со "Стратегическим планом устойчивого развития г.Минска до 2020 года" разрабатывается технико-экономическое обоснование строительства полукольцевой линии метрополитена от станции метро "Жуковского" до станции метро "Автовокзал "Восточный" с устройством дополнительных станций пересадки на станциях "Пл.Независимости", "Фрунзенская", "Пл.Я.Коласа" и "Тракторный завод". Развитие метрополитена останется важнейшим приоритетом и в дальнейшем.
     Одновременно расширяется и обновляется парк автобусов, троллейбусов, трамваев.
     Развитие трамвайной сети г.Минска планируется начать со строительства трамвайной линии в микрорайон "Серебрянка". В соответствии с Генеральным планом развития г.Минска утверждена трасса трамвайной линии от ул.Октябрьской по ул.Тростенецкой, пр-ту Рокоссовского, ул.Малинина до соответствующего разворотного кольца по ул.Якубова. Строительство предполагается осуществить в 2 этапа:
  1. По пр-ту Рокоссовского, ул.Малинина от ул.Плеханова до разворотного кольца (ориентировочно в 2007-2008г.г.);
  2. По ул.Тростенецкой, пр-ту Рокоссовского от ул.Октябрьской до ул.Плеханова (ориентировочно 2009-2010 г.г.).
     Ближайшей перспективой развития троллейбусной сети г.Минска станет строительство троллейбусной линии по.ул.Горецкого на участке от ул.Алибегова до ул.Одинцова, которое позволит не только расширить географию транспортной связи микрорайонов Юго-Запад, Сухарево, Запад, но и обеспечить качественную транспортную связь с при большом потоке пассажиров ко 2-й линии метрополитена.
      В связи с тем, что в последние годы существенно выросли границы города, в его состав вошел целый ряд населенных пунктов. Для обеспечения их транспортного обслуживания по городским нормативам подготовлен и реализуется ряд мероприятий, включающих в себя продление существующих и организацию новых автобусных маршрутов.

1.4.2. Развитие потребительского рынка и сферы услуг

     Столичный потребительский рынок ориентирован на стабильное обеспечение платежеспособного спроса различных категорий населения на высококачественные товары широкого ассортимента преимущественно отечественного производства при высоком уровне обслуживания.
     Особое внимание уделяется развитию инфраструктуры и совершенствованию розничной торговли и общественного питания, а также росту услуг, повышающих качество жизни населения. Принимаются меры, направленные на развитие розничного товарооборота и потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров, расширения их ассортимента и повышение качества.
     На увеличение объема розничного товарооборота на 150,0-157,0% к 2010г. будет:
  • направлено дальнейшее насыщение потребительского рынка широким ассортиментом высококачественных и пользующихся спросом товаров;
  • внедрение эффективных форм и методов продаж, включая электронную торговлю, торговлю по образцам и т.д.;
  • развитие и оптимальное размещение торговой сети;
  • дальнейшее совершенствование организации и культуры обслуживания покупателей;
  • улучшение финансового состояния предприятий и восстановление собственных средств, их реконструкция и обновление материально-технической базы.
     Предстоит повысить эффективность взаимодействия торговли с другими отраслями народно-хозяйственного комплекса. В том числе посредством организации торгово-промышленных групп.
     Войдет в строй сеть гипер- и супермаркетов. Будет развиваться фирменная торговля и сеть дисконтных магазинов.
     Учитывая интенсивность городской застройки, внимание уделяется развитию магазинов, приближенных к месту жительства населения. В микрорайонах города за счет нового строительства открыты: в Лошице - продовольственный магазин ООО "Продсервис-2", в микрорайоне Малиновка.
     Развитие сети общественного питания будет происходить преимущественно за счет малых объектов быстрого питания (мини-кафе, летних павильонов, баров, пиццерий и т.д.)
     Развитие бытовой сферы будет основываться на предложении новых видов услуг и форм обслуживания, удобного для населения режима работы, доступности основных видов услуг для людей с различным уровнем доходов. Предстоит продолжить техническое перевооружение и строительство предприятий быта, особенно в новых микрорайонах. Преимущественное развитие в этой отрасли сохранится за негосударственным сектором.
     Большое значение уделяется вопросам повышения профессионального уровня работников торговли и услуг. Свыше 2,5 тысяч работников отрасли повышают свой профессиональный уровень в высших и средних специальных учебных заведениях. В институте повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов при Министерстве торговли Республики Беларусь в 2005 году повысили свою квалификацию 1651 человек.

§2. ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Г. МИНСКА ЗА 2005 ГОД И ЗА 2001-2005 ГОДЫ

     Социально-экономическое развитие г. Минска в 2001-2005 годах характеризуется положительными тенденциями и устойчивой позитивной динамикой в развитии столицы. Город Минск обеспечил выполнение установленных прогнозных показателей социально-экономического развития.
     В течение пяти лет был обеспечен поступательный рост производства промышленной продукции и потребительских товаров. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы было предусмотрено увеличение объемов промышленного производства на 28-32%. Промышленностью города уже в 2003 году был обеспечен выход на заданные параметры развития. С учетом достигнутых темпов роста производства годовые прогнозные задания по выпуску продукции промышленности на 2004 и на 2005 год были пересмотрены в сторону увеличения.
     Темп роста объёмов промышленного производства за 2005 год при прогнозном задании 109-110,5% с учетом малых и подсобных предприятий без РУП "Минскэнерго" составил 113,6 % и к уровню 2000 года увеличился на 79,1%. По организациям, подчиненным республиканским органам государственного управления, темп роста за 2005 год составил - 112,9% (прогноз - 108,5-110,0%), Минскому горисполкому - 112,0% (108,5-110,0%) и по юридическим лицам без ведомственной подчиненности - 116,3% (115,0-117,0%).
     Прирост промышленного производства в городе обеспечили 214 предприятий (82,6%). Высокие темпы достигнуты организациями Министерства промышленности Республики Беларусь (115,0%), концерна "Белгоспищепром" (115,0%), Минсельхозпрода (129,6%). В отраслевом разрезе прирост продукции получен в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (+13,4%), полиграфической (+24,1%), химической и нефтехимической, включая химико-фармацевтическую (+26,1%), пищевой, включая мукомольно-крупяную (+15,5%), машиностроении и металлообработке (+13,4%) и др.
     Среди промышленных предприятий наиболее высокими темпами наращивали объёмы производства: ОАО "Криница" - 151,5%, ПРУП "Минский моторный завод" - 132,4%, РУП "Минский тракторный завод" - 128,3%; по организациям, подчиненным Минскому горисполкому: ОАО "Гормолзавод № 1" - 149,0%, ОАО "Гормолзавод № 2" - 129,3%, КУП "Минский мясокомбинат" - 117,1%, ОАО "Рыбокомплекс" - 114,1% и др.
     Удельный вес новой продукции в общем объеме производства города (без учета РУП "Минскэнерго") за 2005 год достиг 20,5%. Организации, подчиненные Минскому горисполкому, увеличили данный показатель с 11,3% в 2004 году до 14,2% в 2005 году.
     В 2005 году в соответствии с Указами и Распоряжениями Президента Республики Беларусь, устойчиво неплатежеспособным организациям города была оказана государственная поддержка в виде освобождения от уплаты налогов и субсидий из бюджета.
     В частности, из местного бюджета были выделены бюджетные займы ОАО "Мотовело", субсидии ОАО "Алеся" и ОАО "Минский фарфоровый завод".
     Для стабилизации хозяйственной деятельности ОАО "Минский часовой завод" руководством организации совместно с горисполкомом разработан и утвержден комплекс мер по организации и диверсификации производства, совершенствованию качества и ассортимента выпускаемой продукции и, как следствие, увеличению объёмов её реализации.
     Осуществляются мероприятия, предусмотренные Указами Президента Республики Беларусь, по государственной финансовой поддержке ОАО "Алеся", ОАО "Минский фарфоровый завод", ОАО "Мотовело". По итогам работы за 2005 год на ОАО "Алеся" и ОАО "Минский фарфоровый завод" отмечена положительная динамика экономического развития.
     В целом по городу число убыточных предприятий по оперативной информации сократилось на 70%, а по организациям коммунальной собственности г. Минска - на 80%. По ито-гам года проведена реформация баланса финансово-неустойчивых убыточных предприятий, что позволит многим из них в 2006 году несколько улучшить свои возможности в работе с кредиторами. Вместе с тем реально положение этих предприятий остается достаточно сложным.
     В 2005 году предприятиями и организациями города обеспечено сокращение текущей задолженности по платежам в Фонд социальной защиты, оплата в полном объеме потребленных энергоресурсов, сокращение просроченной кредиторской и кредитной задолженности. Хозяйственные обороты выросли за январь-ноябрь на 103,8% в сопоставимых ценах по сравнению с уровнем 2004 года, в промышленности - на 102%, в связи - на 114%, в строительстве - на 105,5%, торговле - на 127,2%. По всем основным отраслям экономики отмечается рост выручки, оплаченной денежными средствами. Город выполнил установленный на 2005 год норматив неденежных расчетов, который составляет 1,3% в объеме выручки.
     Предприятиям и организациям города удалось за счет внедрения энергосберегающих мероприятий при росте хозяйственного оборота сократить потребление энергоресурсов с 3410 тыс.тн.у.т. в 2004 году до 3402 тыс.тн.у.т. в 2005 году и перевыполнить целевой показатель энергосбережения на 4,7 процентных пунктов.
     Выросла эффективность работы в станкостроительной и инструментальной отрасли, тракторостроении и сельскохозяйственном машиностроении, легкой промышленности, на авиационном транспорте, в розничной торговле и материально-техническом снабжении.
     За 2005 год городом обеспечен рост производства потребительских товаров на 9,6% при задании 9-10,5%.
     За пять лет существенно вырос внешнеторговый оборот организаций города Минска. За январь-ноябрь 2005 г. к соответствующему периоду 2000 года экспорт сложился с темпом 195,8%, импорт - 230,5%,
     В сфере внешнеэкономической деятельности отмечается ряд положительных тенденций: рост объема внешней торговли по отношению к аналогичному периоду прошлого года, превышение темпа роста экспорта над импортом, некоторое сокращение по сравнению с аналогичным периодом 2004 года отрицательного внешнеэкономического сальдо (на 96,2 млн. долл. США), рост экспорт экспортных поставок продукции промышленности на 20,8% с положительным сальдо в сумме 892,6 млн. долларов США.
     В целом по городу обеспечено выполнение задания по темпу роста розничного товарооборота по всем каналам реализации. За пять лет он вырос более чем в 2,5 раза при уста-новленном прогнозном параметре в 1,5 раза. Темп роста составил 117,8% при задании 113,5% - 114,5% (7334,2 млрд. руб.), в том числе продовольственной сети - 113,1%, непродовольственной - 121,8%. Установленные целевые прогнозные параметры роста розничного товарооборота выполнили все районы.
     Выполнению задания способствовало введение в 2005 году шести новых торговых объектов торговой площадью 11,2 тыс. кв. метров, среди которых: гипермаркет "ГИППО" ИП "БелВиллесден" торговой площадью 5772 кв. метров, торговый центр "Maximus" с супермаркетом "Престон" торговой площадью 5009 кв.метров.
     Удельный вес продажи товаров отечественного производства в общем объеме составил 71,5%, при задании 71,8%, в том числе продовольственных - 81,2%, непродовольственных - 59,5%.
     Сохраняется положительная динамика темпов роста реализации платных услуг населению. Темп роста объема реализации платных услуг населению к уровню 2000 года составил 184,6% при задании на пятилетие - 160-165%. В 2005 году объём платных услуг в сопоставимых условиях составил 2579,8 млрд. руб., или 115,9% (при прогнозе 113-115,5%), в том числе бытовых - 307 млрд. руб. или 132,6% (при задании 112%).
     В целом по городу обеспечено выполнение прогнозного задания по росту инвестиций в основной капитал. За 2001-2005 годы объем инвестиций возрос в 2,1 раза при задании 1,6-1,7 раза.
     За 2005 год по г. Минску фактически освоено 3815,4 млрд. руб. инвестиций в основной капитал при темпе роста 112,5%.
     Ежегодно в течение 2001-2005 годов городом обеспечивался запланированный ввод в эксплуатацию объектов жилищного, социального и коммунального назначения. Из года в год наращивались объемы жилищного строительства. Всего за пять лет обеспечен ввод в эксплуатацию 3243 тыс. кв. метров общей площади жилья, в том числе в 2005 году введено 841,7 тыс. кв. метров или 142,0% к объемам ввода жилья в 2000 году. Ввод в эксплуатацию общей площади жилых домов с учётом объектов предприятий малого бизнеса и индивидуальной застройки составил 142,0% к объемам ввода жилья в 2000 году.
     Как и в предыдущие годы в г. Минске сохранился высокий удельный вес объема жилищного строительства за счет внебюджетных источников финансирования (85,4 % в общем объеме введенного жилья, из них 54,8 % - средства населения). Всего по отрасли освоено 668,4 млрд. рублей, что составило 117,5 % к соответствующему периоду прошлого года.
     Программа капитального строительства объектов, финансируемых за счет средств бюджета г. Минска, выполнена на 121,5 %. Организациями-заказчиками Минского горисполкома за 2005 год освоено 573,6 млрд. рублей капитальных вложений на объектах городского хозяйства, темп роста инвестиций по объектам, финансируемым за счет городского бюджета, составил 122,2 %.
     На городских объектах Государственной инвестиционной программы в 2005 году использовано 285,9 млрд. руб. инвестиций в основной капитал, или 85,9% от плана года.
     Всего в городе Минске введено в эксплуатацию 18 объектов, предусмотренных Государственной инвестиционной программой (с учетом пусковых комплексов по Национальной библиотеке Беларуси).
     Введен в эксплуатацию участок продления второй линии метрополитена от ст. "Пушкинская" до ст. "Каменная Горка" эксплуатационной длиной 3,9 км. с тремя станциями. Продолжаются работы по строительству участков продления линий метрополитена от ст. "Восток" до ст. "Уручье" и от ст. "Институт культуры" до ст. "Петровщина".
     В течение года в городе введено после капитального ремонта 350,2 тыс. кв. метров общей площади жилья или 100,6% от плана, капитально отремонтировано 237,5 тыс. кв. метров площади проезжей части и тротуара, построено и реконструировано 9,38 км сетей водопровода.
     Себестоимость технического содержания жилищного фонда ГП УЖХ Мингорсиполкома по ожидаемым итогам составила 532,7 руб. на 1 кв.метр, с учетом расходов по ремонту и обслуживанию лифтов, сбору и вывозу бытовых отходов, и увеличилась по сравнению с 2004 годом на 28,6% (414,3 руб. на 1 кв.метр).
     В целях улучшения качества обслуживания населения за 2005 год приобретено 384 единиц наземного подвижного состава (171,4% от программы), из них 322 автобуса (196,3%), 54 троллейбуса и 8 трамваев (103,3%). Кроме того, приобретено 24 вагона метро. Уровень обновления автобусов городского и пригородного сообщения с учетом автобусов малой вместимости составил 10,2%, наземного электротранспорта - 5,27%.
     Значительное внимание было уделено решению вопросов социально-культурного обслуживания и социальной защиты населения города, осуществлению мер по дальнейшему развитию и реформированию отраслей образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта.
     В 2005 году открыты 2 детских сада-новостройки в микрорайоне "Лошица", школа-новостройка в микрорайоне "Красный бор" Фрунзенского района, начальная школа в Заводском районе, средняя школа Первомайского района преобразована в гимназию № 18. Реализован ряд целевых программ развития отрасли.
     Деятельность организаций культуры была направлена на формирование и обеспечение культурных запросов и организации досуга минчан. В 2005 году было проведено 50 общественно-городских массовых мероприятий, пользующихся большой популярностью у минчан и гостей столицы, которые проходили под знаком 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
     Реализовывалось Государственная программа развития физической культуры, спорта и туризма. Проведено более 800 первенств, чемпионатов, Кубков, фестивалей, спартакиад и товарищеских встреч, в которых приняли участие около 400 тыс. человек. В каждом районе действовали Центры физкультурно-оздоровительной работы, детско-юношеские клубы, работало 68 детско-юношеских спортивных школ, 176 общественных физкультурно-спортивных организаций, любительских клубов и объединений.
     В городе введено в строй 75 новых спортивных сооружений, в том числе 44 теннисных корта, 7 лыжероллерных трасс. В зимний сезон 2005 года было оборудовано и залито 175 катков для массового катания населения и 30 хоккейных площадок.
     В соответствии с задачами, поставленными Президентом Республики Беларусь и Правительством, работа учреждений здравоохранения была направлена на повышение эффективности их деятельности и решение проблем сохранения и укрепления здоровья населения, обеспечения реальной доступности качественной медицинской помощи населению.
     Количество организаций здравоохранения, имеющих стационары, составило 33 единицы, из которых 11 - республиканского подчинения и 22 - подведомственных комитету по здравоохранению Мингорисполкома, а число амбулаторно-поликлинических учреждений - 88.
     В целях улучшения обслуживания комитетом по здравоохранению Мингорисполкома разработан и утвержден 10 октября 2005 г. "Комплекс мер комитета по здравоохранению Мингорисполкома по искоренению из системы здравоохранения равнодушного отношения к пациентам, нуждам и обращениям граждан", которым предусмотрены меры, направленные на улучшение качества работы с гражданами, пресечение проявлений бюрократизма и волокиты, равнодушия и взяточничества.
     На учёте органов социальной защиты города находится 364,4 тыс. человек. За 2005 год их количество выросло на 8,3 тыс. человек.
     Под опекой органов социальной защиты города находится более 104 тыс. инвалидов. За 2005 год более 19,7 тыс. инвалидов обеспечены различными средствами реабилитации; приобретено 222 автомобиля. Ветеранам ВОВ оказана материальная поддержка из средств республиканского бюджета на сумму 1,2 млрд. руб. и из средств местного бюджета - 2,2 млрд. руб.
     Населению оказывает услуги Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей, в каждом административном районе - территориальные центры социального обслуживания населения. В городе реализуется программа адресной социальной помощи отдельным категориям семей и одиноких лиц. Всего в прошлом году через органы социальной защиты денежную помощь получили 64339 человек на общую сумму 12,9 млрд. руб.
     Всего за 2005 год назначено 27,0 тыс. пенсий, среднемесячный размер которых составил 247440 тыс. рублей (декабрь).
     Положительные результаты работы предприятий и организаций города способствовали росту реальных денежных доходов населения и выполнению в целом по г. Минску задания по росту заработной платы. В течение пятилетки отмечалось повышение уровня жизни населения. В целом по городу Минску номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работающих возросла с 96 долларов США в эквивалентном размере на 1 января 2001 г. до 339 долларов США в декабре 2005 г. при прогнозном задании 325 долларов США (выполнение составило 104,4%).
     За 2005 год номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по городу достигла 601,2 тыс. руб., за декабрь - 730,4 тыс. руб. Реальная заработная плата увеличилась на 18,3%. Постоянный контроль за складывающейся ситуацией в организациях города позволил обеспечивать своевременную ее выплату.
     В целях стабилизации ценовой ситуации в городе проведена значительная работа по регулированию цен (тарифов) на товары (работы, услуги), анализу правильности их формирования, соблюдению антимонопольного законодательства и развития конкуренции.
     Всего за 2005 год утверждено 140 фиксированных цен (тарифов), 80 предельных цен, утверждено 13 нормативов рентабельности, задекларировано 723 цены (тарифа).
     Осуществлялась регистрация отпускных цен (тарифов) на новые товары (работы, услуги) с учетом действующего уровня цен на аналогичную продукцию (работы, услуги) на товарном рынке г. Минска, а также цен (тарифов) при невозможности соблюдения по объективным причинам предельного индекса изменения цен. Всего зарегистрировано 45097 цен (тарифов) на товары (работы, услуги), в том числе 1633 цены или 4% от общего количества с увеличением цен сверх предельного индекса.
     Скорректировано в сторону снижения цен на сумму 304,4 млн. руб. Отказано в регистрации цен (тарифов) 81 организации.
     В целях осуществления государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, установления ими монопольно высоких цен, проанализировано 14 товарных рынков г. Минска.
     Постоянно осуществляется контроль за соблюдением субъектами хозяйствования государственной дисциплины цен. За 2005 год проверено 680 субъектов хозяйствования. Установлено нарушение дисциплины цен у 366 субъектов хозяйствования или 54% от числа проверенных. К административной ответственности привлечено 342 должностных лица.
     На протяжении пятилетия в городе проводилась активная политика занятости, направленная на качественное оказание услуг населению и повышение эффективности обслуживания.
     Численность трудовых ресурсов города за 2001-2005 годы увеличилась на 62,6 тыс. человек (+5,2%), при этом сохранилась положительная динамика численности экономически активного населения (+6,8%), а в его составе - занятого населения (+6,9%). За пять лет в Минске были созданы новые рабочие места, на которые приняты более 60 тысяч человек. Уровень безработицы в городе снизился с 1,5% (к численности экономически активного населения) на конец 2001 года до 0,8% к концу 2005 года.
     Столичный рынок труда на протяжении 2005 года развивался под влиянием положительной динамики социально-экономических процессов. Эффективность трудоустройства в относительном выражении составила 36,7% .
     На предприятия и в организации города службой занятости было трудоустроено 19,2 тыс. человек, в том числе постоянную работу получили 11,4 тыс. безработных.
     В течение года зарегистрировалось в службе занятости и нуждалось в содействии в трудоустройстве 47,2 тысячи человек, из них 31,2 тысячи получили статус безработного. Кроме этого, обратились за различного рода консультациями 14,4 тысячи человек (не состоящих на учете в службе занятости).
     Эффективной формой работы с безработными и незанятым населением является организация общественных оплачи-ваемых работ, в которых приняли участие в прошедшем году более 9 тысяч минчан, из них 4,7 тысячи безработных
     В городе значительное внимание уделяется созданию новых рабочих мест, что позволило создать 14,9 тысячи новых рабочих мест.
     Для обеспечения потребностей города в расширении производства товаров и услуг, увеличения занятости путем развития предпринимательской инициативы, службой занятости была оказана финансовая поддержка в виде субсидий      143 безработным гражданам, желающим организовать собственное дело.
Проведенная работа по содействию занятости молодежи в свободное от учебы время (вторичная занятость) позволила трудоустроить 7,2 тысячи студентов и учащихся.
     Оперативная обстановка в городе в 2005 году складывалась в условиях активного развития организационно-правовой сферы, совершенствования порядка рассмотрения заявлений и сообщений о происшествиях, а также под влиянием объективных факторов социально-экономического развития. По сравнению с 2004 годом уменьшилось количество особо тяжких и тяжких преступлений (на 10,2%), случаев разбойных нападений (на 18,2%), хищений и угонов автомобилей (на 14,8%).
     Всего за 2005 год привлечено к административной ответственности 16,0 тыс. человек (в 2004 г. - 20,0 тыс. человек).


АРХИВ ИНФОРМАЦИИ

Информация предоставлена: Управление идеологической работы Мингорисполкома
Дата обновления: 13.02.2006
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016