Главная / Актуальные события / Единый день информирования

  Для заместителей руководителей организаций г.Минска по идеологической работе

Материалы к Единому дню информирования
16 марта 2006 года по теме:

"ДЕМОКРАТИЯ И ВЛАСТЬ - ОРГАНИЧНОЕ СОЧЕТАНИЕ В БЕЛОРУССКОМ ОБЩЕСТВЕ"


 "…Граждане должны широко и активно участвовать во всех государственных делах".
А.Г.Лукашенко  
    

ВВЕДЕНИЕ

     Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство.
     Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
     Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный порядок.

     Так гласит статья 1. Конституции Республики Беларусь, определяющая статус Беларуси.
     Наличие демократии в государстве предполагает верховенство права. Это означает главенство Конституции, гарантированность соблюдения государством прав и свобод личности, правовой защиты человека от посягательств на его жизнь, честь, достоинство.
     Правовому государству присущи законность, как обязанность всех без исключения членов общества исполнять и соблюдать законодательство, народовластие, как форма реального воплощения в жизнь механизма прямого участия граждан в формировании законодательной власти, участия в референдумах, в выборах главы государства - Президента Республики Беларусь. Основополагающие нормы Конституции, определенные на референдуме решением граждан нашей республики, никто изменить не вправе.
     Человек, его права и свободы - главная ценность общества и государства, претендующего на статус демократического и правового.
     Вместе с тем, реализация прав не возможна без возложения и исполнения гражданами обязанностей перед государством и обществом. Наличие обязанностей является одним из условий свободного и полного развития личности (статья 29 Всеобщей декларации прав человека).
     Демократия в государстве предполагает политический плюрализм, то есть, множественность мнений, свободное действие институтов самоуправления, общественных объединений. Гражданское общество позволяет государству опираться на широкие круги общественных организаций, объединений, ассоциаций и т.п., которые являются активной силой в проведении в жизнь программ социально-экономического развития страны.
     Белорусская модель развития предусматривает меры по усилению и развитию демократических основ управления государством, всеми сторонами жизни.
     Государственные структуры, организации обязаны подчинить свою деятельность интересам и ежедневным потребностям людей. Именно поэтому для решения любых вопросов, связанных с обращениями граждан введен принцип "одного окна". Прямое общение с людьми осуществляется также через книгу замечаний и предложений.

     "…В нашей стране мы должны добиться такого уровня, чтобы никому не было позволено унижать человеческое достоинство самого простого человека!"
А.Г.Лукашенко

      Задача заключается в создании четкой и прозрачной системы работы всех органов власти. Граждане должны широко и активно участвовать во всех государственных делах. За последние десять лет ни одно судьбоносное решение в Беларуси не было принято без всенародного обсуждения. В этом и состоит суть подлинного народовластия.

§ 1.III Всебелорусское народное собрание
(по материалам собрания делегатов III Всебелорусского народного собрания от г.Минска)

     Всебелорусское народное собрание - действенный демократический институт, созданный по инициативе Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. Посредством собрания граждане напрямую участвуют в управлении государством, где, прежде всего, решают стратегические вопросы, касающиеся основ организации социально-политической модели развития государства и планов развития экономики.
     2-3 марта прошло третье Всебелорусское народное собрание, на котором были подведены итоги социально-экономического развития Республики Беларусь за 2001-2005 гг. и определены задачи на следующую пятилетку.
     Социально-экономическое развитие г. Минска в 2001-2005 годах характеризовалось положительными тенденциями и устойчивой динамикой в развитии. Город обеспечил выполнение всех установленных прогнозных показателей.
     В течение пяти лет развитию экономики в столице способствовала системная, комплексная работа всех служб горисполкома, администраций районов, предприятий и организаций города.
     Ведущей отраслью экономики белорусской столицы является промышленность. В течение пяти лет обеспечен поступательный рост производства промышленной продукции и потребительских товаров. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы было предусмотрено увеличение объемов промышленного производства на 28-32%. Промышленностью города уже в 2003 году был обеспечен выход на заданные параметры развития. Это результат увеличения загрузки производственных мощностей и обновления продукции. С учетом достигнутых темпов роста производства годовые прогнозные задания по выпуску продукции промышленности на 2004 и на 2005 год были пересмотрены в сторону увеличения.
     За пятилетку лучших показателей по росту производства добились организации коммунальной собственности. Темп роста объёмов промышленного производства в целом по городу Минску к уровню 2000 года составил 179,1%.
     Не менее важно, что многими предприятиями сделан качественный рывок вперед. Каждое пятое предприятие города имеет сертифицированные системы управления качеством продукции на уровне международных стандартов. Более 60% продукции сертифицировано. В течение пятилетки освоен выпуск нового поколения автотехники, соответствующего экологическим стандартам ЕВРО-1, ЕВРО-2.
     Удельный вес новой продукции в общем объеме производства города (без учета РУП "Минскэнерго") за 2005 год достиг 20,5%. Организации, подчиненные Минскому горисполкому, увеличили данный показатель с 11,3% в 2004 году до 14,2% в 2005 году.
     Повышенным спросом не только в Беларуси и странах СНГ, но и в Прибалтике, Польше, Италии, Румынии, Австрии пользуется продукция ОАО "Керамин".
     НПО "Интеграл" ежегодно обновляет не менее четверти продукции. В результате масштабной диверсификации в настоящее время выпускается более 80% интегральных микросхем на экспорт, в том числе в страны Юго-Восточной Азии, США, Великобританию, Германию и др. Технологический уровень объединения позволил изготовить сложнейшее оборудование для опытного образца отечественного космического аппарата. Предприятие участвует в ряде разработок основных военно-космических программ России.
     Выросла эффективность работы в станкостроительной и инструментальной отрасли, тракторостроении и сельскохозяйственном машиностроении, легкой промышленности, на авиационном транспорте, в розничной торговле и материально-техническом снабжении.
     Среди промышленных организаций наиболее высокими темпами наращивали объёмы производства: ОАО "Криница" - 151,5%, ПРУП "Минский моторный завод" - 132,4%, РУП "Минский тракторный завод" - 128,3%; по организациям, подчиненным Минскому горисполкому: ОАО "Гормолзавод № 1" - 149,0%, ОАО "Гормолзавод № 2" - 129,3%, КУП "Минский мясокомбинат" - 117,1%, ОАО "Рыбокомплекс" - 114,1% и др.
     Осуществляются мероприятия по государственной финансовой поддержке ОАО "Алеся", ОАО "Минский фарфоровый завод", ОАО "Мотовело". По итогам работы за 2005 год на ОАО "Алеся" и ОАО "Минский фарфоровый завод" отмечена положительная динамика экономического развития.
     Предприятиям и организациям города удалось за счет внедрения энергосберегающих мероприятий при росте хозяйственного оборота сократить потребление энергоресурсов с 3410 тыс.тн.у.т. в 2004 году до 3402 тыс.тн.у.т. в 2005 году и перевыполнить целевой показатель энергосбережения на 4,7 процентных пунктов. Город добился лучших показателей энергосбережения в республике.
     Кардинальное улучшение состояния дел в экономике города невозможно без наращивания объемов инвестиций в основной капитал.
     В целом по городу обеспечено выполнение прогнозного задания по росту инвестиций. За 2001-2005 годы объем инвестиций возрос в 2,1 раза при задании 1,6-1,7 раза.
     В последние годы удалось улучшить транспортное обслуживание населения, в том числе и за счет перевозчиков негосударственной формы собственности. Активно обновляется подвижной состав троллейбусов, автобусов, трамваев, в первую очередь, отечественного производства. В целях улучшения качества обслуживания населения за 2005 год приобретены 384 единицы наземного подвижного состава (171,4% от программы), из них 322 автобуса (196,3%), 54 троллейбуса и 8 трамваев (103,3%). Кроме того, приобретено 24 вагона метро. Уровень обновления автобусов городского и пригородного сообщения с учетом автобусов малой вместимости составил 10,2%, наземного электротранспорта - 5,27%. Вводятся новые маршруты, ужесточены требования к техническому состоянию пассажирского транспорта, безопасности и качеству обслуживания пассажиров.
     Введен в эксплуатацию участок продления второй линии метрополитена от ст. "Пушкинская" до ст. "Каменная Горка" длиной 3,9 км. с тремя станциями. Продолжаются работы по строительству участков продления линий метрополитена от ст. "Восток" до ст. "Уручье" и от ст. "Институт культуры" до ст. "Петровщина".
     Большое внимание уделяется сфере услуг. На долю г.Минска приходится около 40% объемов реализации платных услуг населению. При этом на протяжении ряда последних лет столичный рынок услуг сохраняет положительную динамику развития, обеспечивая стабильный прирост. За пятилетие объем платных услуг возрос более чем в 1,8 раза, в том числе бытовых - в 1,3 раза, что позволило отрасли занять одно из лидирующих положений не только в столице, но и в республике. На одного жителя города бытовых услуг оказывается почти вдвое больше, чем в среднем по стране.
     Пристальное внимание уделяется и социальному благополучию минчан. В основу концепции управления городом положена принципиальная идея: главная ценность - человек, главная цель эффективного управления - превращение Минска в современный европейский город с высоким качеством жизни и городской среды.
     Эта идея полностью соответствует выдвинутой Главой государства стратегической установке: "Государство для человека". Это означает, что высшей целью научно-технического и социально-экономического прогресса является человек, его духовное и физическое здоровье в благоприятной и безопасной среде.
     На сегодняшний день активно решаются вопросы социально-культурного обслуживания и социальной защиты населения города, осуществляются меры по дальнейшему развитию и реформированию отраслей образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта.
     В социальном блоке особое место занимает образование. В городе целенаправленно ведется работа по созданию рациональной сети учебных заведений, максимально отвечающих потребностям граждан в получении разноуровневого образования, развития индивидуальных творческих способностей детей. Расширяется сеть гимназий, школ и классов с уклонами, углубленным и повышенным уровнем изучения предметов, профильных и лицейских классов. Только в 2005 году открыты 2 детских сада-новостройки в микрорайоне "Лошица", школа-новостройка в микрорайоне "Красный бор", начальная школа в Заводском районе, средняя школа Первомайского района преобразована в гимназию № 18. Реализован ряд целевых программ развития отрасли.
     За прошедшие пять лет полноправной составляющей образовательного пространства города стала система профессионально-технической школы. Учреждения профтехобразования готовят рабочих и специалистов для всех отраслей экономики города по 142 профессиям.
     За прошедшую пятилетку удалось не просто создать качественную образовательную среду в учебных заведениях, но и сформировать пространство возможностей для детей. Именно это предусмотрено в Программе развития образования в Минске до 2010 года. Ее цель - интеграция столичных учебных заведений в мировое образовательное пространство, обеспечение доступности образования и учета интересов обучающихся.
     Подобный процесс идет и в области культуры. Деятельность организаций отрасли направлена на формирование и обеспечение культурных запросов и организации досуга минчан. В 2005 году проведено 50 общественно-городских массовых мероприятий, посвященных 60-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
     Городские власти бережно относятся к культурным традициям, истории Минска. Активно реконструируется главный исторический центр столицы - Верхний город и Троицкое предместье. На своем прежнем месте воссоздана разрушенная ранее Минская ратуша. Ратуша - прямое напоминание о том, что еще в 1499 году наш город получил Магдебургское право (право на самоуправление).
     Огромное значение придается в нашем государстве вопросам развития спорта и массовой физической культуры. В городе сделаны значительные шаги в развитии спортивной инфраструктуры на всех уровнях. Проведено более 800 первенств, чемпионатов, Кубков, фестивалей, спартакиад и товарищеских встреч, в которых приняли участие около 400 тыс. человек. В каждом районе действуют Центры физкультурно-оздоровительной работы, детско-юношеские клубы, работают 68 детско-юношеских спортивных школ, 176 общественных физкультурно-спортивных организаций, любительских клубов и объединений.
     В городе введено в строй 75 новых спортивных сооружений, в том числе 44 теннисных корта, 7 лыжероллерных трасс. В зимний сезон 2005 года оборудовано и залито 175 катков для массового катания населения и 30 хоккейных площадок.
     В соответствии с задачами, поставленными Президентом Республики Беларусь и Правительством, работа учреждений здравоохранения направлена на повышение эффективности их деятельности и решение проблем сохранения и укрепления здоровья населения, обеспечения реальной доступности качественной медицинской помощи населению.
     В столице существует развитая, преимущественно государственная система доступной медицинской помощи. Услугами многих медицинских учреждений, расположенных в городе, пользуются как минчане, так и жители других регионов Беларуси. При сохранении приоритетности государственной системы здравоохранения постепенно расширяется сфера платных медицинских услуг с относительно невысокой стоимостью, развивается система добровольного медицинского страхования.
     Количество организаций здравоохранения, имеющих стационары, составило 33 единицы, из которых 11 - республиканского подчинения и 22 - подведомственных комитету по здравоохранению Мингорисполкома, а число амбулаторно-поликлинических учреждений - 88.
     В целях улучшения обслуживания населения комитетом по здравоохранению Мингорисполкома в 2005 году разработан и утвержден "Комплекс мер комитета по здравоохранению Мингорисполкома по искоренению из системы здравоохранения равнодушного отношения к пациентам, нуждам и обращениям граждан", которым предусмотрены меры, направленные на улучшение качества работы с гражданами, пресечение проявлений бюрократизма и волокиты, равнодушия и взяточничества.
     Реализация ряда городских программ в области здравоохранения позволила сдержать неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья населения. По сравнению с 1999 годом ожидаемая продолжительность жизни населения города, а это наиболее обобщающий показатель уровня общественного здоровья, увеличилась на 2,7 года и превысила 72 года, что заметно выше средне республиканского показателя.
     Неуклонно повышается уровень жизни горожан. Так, среднемесячная зарплата минчан в декабре 2005 года составила 339,4 долларов США. Реальная заработная плата увеличилась на 18,3%. К 2010 году планируется ее повысить до уровня 650 долларов. Постоянный контроль за складывающейся ситуацией в организациях города позволил обеспечить своевременную ее выплату.
     Принципиальная позиция городской власти в этом вопросе такова: каждый житель города должен иметь возможность обеспечить себе достойный уровень жизни. Одновременно не забыты и те, кто нуждается в поддержке государства. Поэтому в городском бюджете предусмотрены средства на реализацию комплекса самых разнообразных мер поддержки учителей, медицинских работников амбулаторно-поликлинических учреждений, многодетных семей, студентов и молодежи, ветеранов, инвалидов.
     Численность трудовых ресурсов города за 2001-2005 годы увеличилась на 62,6 тыс. человек (+5,2%), при этом сохранилась положительная динамика численности экономически активного населения (+6,8%), а в его составе - занятого населения (+6,9%). За пять лет в Минске были созданы новые рабочие места, на которые приняты более 60 тысяч человек. Уровень безработицы в городе снизился с 1,5% (к численности экономически активного населения) на конец 2001 года до 0,8% к концу 2005 года.
     Столичный рынок труда на протяжении 2005 года развивался под влиянием положительной динамики социально-экономических процессов.
     Эффективной формой работы с безработными и незанятым населением является организация общественных оплачиваемых работ, в которых приняли участие в прошедшем году более 9 тысяч минчан, из них 4,7 тысячи безработных.
     Для обеспечения потребностей города в расширении производства товаров и услуг, увеличения занятости путем развития предпринимательской инициативы, службой занятости была оказана финансовая поддержка в виде субсидий 143 безработным гражданам, желающим организовать собственное дело.
     Проведенная работа по содействию занятости молодежи в свободное от учебы время (вторичная занятость) позволила трудоустроить 7,2 тысячи студентов и учащихся.
     Прилагаются немалые усилия по улучшению экологии окружающей среды. Продолжается работа по оздоровлению главной водной артерии города - реки Свислочь и ее притоков, строительству канализационных очистных сооружений, реконструкции парков и скверов.
     Не менее важным является активное взаимодействие городской власти с минчанами. Осуществляется максимальное вовлечение их в реализацию планов и программ, проявление инициативы. С этой целью проводится ежеквартальное изучение социологическими методами мнения различных слоев населения по проблемам экономической, социальной, коммунальной жизни и о деятельности городских структур. Упрочению "обратной связи" с жителями города помогают "прямые линии", сайт Мингорисполкома в Интернете, городские СМИ.
     Перспективы развития города Минска четко прописаны в разработанном учеными и принятом Мингорисполкомом и Мингорсоветом Стратегическом плане устойчивого развития Минска до 2020 года:
  • Город здоровья и высоких социальных стандартов.
  • Город знаний и наукоемких технологий.
  • Город - центр международных коммуникаций.
  • Город, привлекательный для бизнеса и инвестиций.
  • Город, развивающий демократию с широким участием граждан.
     Стратегический план - это прогнозный документ, своего рода идеология городского развития на длительную перспективу. Но уже сегодня, в текущей пятилетке, необходимо многое сделать, чтобы приблизить намеченные перспективы, сделать жизнь минчан еще богаче, содержательнее, интереснее.

§2. Выборы общественных народных представителей - демократический принцип реализации и защиты интересов граждан
(по информации управления юстиции Мингорисполкома)

     Выборы являются важнейшей составной частью политического процесса в современном демократическом обществе. Во время выборов в активную политическую жизнь вовлекаются простые граждане. Право свободно избирать и быть избранным в государственные органы согласно статье 38 Конституции Республики Беларусь относится к числу основополагающих прав граждан.
     В соответствии с Конституцией Республики Беларусь в выборах участвуют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет.
     Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь осуществляется гражданами через местные Советы депутатов (далее - советы) и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов и т.д.).
     Систему и экономическую базу местного управления и самоуправления в Республике Беларусь, определяет Закон Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении", в котором закреплены основы правового положения органов местного управления и самоуправления, отдельных форм непосредственной демократии.
     Местное самоуправление в Республике Беларусь - форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения (или через избираемые ими органы) социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.
     Граждане, проживающие в городе Минске, осуществляют местное управление и самоуправление через Минский городской Совет депутатов (далее Мингорсовет), Минский городской исполнительный комитет, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

2.1. Минский городской Совет депутатов - основное звено системы самоуправления в г.Минске.

     Минский городской Совет депутатов является представительным государственным органом и основным звеном системы местного самоуправления в городе Минске. Мингорсовет обеспечивает согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления в г.Минске.
     В Республике Беларусь установлены три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной.
     Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов, является юридическим лицом.
     Мингорсовет в своей деятельности исходит из интересов граждан, проживающих в г.Минске и общегосударственных интересов, участвует в обсуждении вопросов республиканского значения, затрагивающих интересы г.Минска, вносит по ним свои предложения в вышестоящие органы.
     В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Мингорсовет избирается гражданами, проживающими в г.Минске, на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
     Мингорсовет подотчетен в своей деятельности гражданам, проживающим в г.Минске, и несет ответственность перед ними.
     Основной формой деятельности Совета является сессия, которая созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
     По вопросам, рассмотренным на сессиях, Совет принимает решения. Решение Совета принимается большинством голосов от числа избранных депутатов.
     В пределах своей компетенции Советы независимы. К компетенции Минского городского Совета депутатов в г.Минске относится:
  • обеспечение соблюдения на территории г.Минска законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, других актов вышестоящих государственных органов, осуществление контроля за исполнением их всеми предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями г.Минска;
  • утверждение программ жилищного строительства, благоустройства территорий, дорожного строительства и по другим вопросам коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения в г.Минске, а также приватизации, охраны природы; контроль за выполнением этих программ и утверждение отчетов об их выполнении;
  • установление местных налогов, сборов и пошлин в пределах компетенции, установленной законодательством Республики Беларусь, а также тарифов по оплате бытовых, коммунальных, транспортных и иных услуг, если это не устанавливается вышестоящими государственными органами;
  • утверждение территориальных планов развития районов города;
  • рассмотрение планов и программ размещения, развития и специализации предприятий (объединений) и социально-культурных учреждений различных форм собственности, дача по ним соответствующих заключений и в необходимых случаях внесения предложений в соответствующие органы управления;
  • утверждение схем управления местным хозяйством и коммунальной собственностью;
  • внесение предложений по проектам областных программ экономического и социального развития, межтерриториальных программ, а также по планам предприятий и организаций на территории города или района, связанным с удовлетворением потребностей населения и социальным развитием территорий.
2.2. Органы территориального общественного самоуправления и иные формы местного самоуправления

     Базовой формой прямого участия населения в решении государственных и общественных дел является собрание.
     Собрание, в том числе собрание уполномоченных, - совместное присутствие группы граждан, собравшихся для публичного обсуждения и решения вопросов местной жизни.
     Собрания в г.Минске созываются по мере необходимости Минским городским Советом депутатов, исполнительными и распорядительными органами или органами территориального общественного самоуправления. Собрания в Минске могут созываться также по инициативе не менее 10% граждан, постоянно проживающих на территории г.Минска.
     Минское городское собрание правомочно, если в нем принимает участие не менее 25% граждан, достигших восемнадцати лет и постоянно проживающих на территории г.Минска, или не менее двух третей уполномоченных. С правом совещательного голоса в собрании могут участвовать представители государственных органов, предприятий, организаций, учреждений.
     Участники собрания вправе обсуждать любые вопросы республиканского и местного значения, вносить по ним предложения или принимать рекомендации, учреждать или упразднять органы территориального общественного самоуправления, участвовать в предварительном обсуждении и подготовке проектов решений органов местного управления и самоуправления по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, оценивать деятельность органов местного самоуправления, решать иные вопросы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
     Собрание вправе обращаться в государственные органы, на предприятия, в организации, учреждения и объединения, которые обязаны в установленном порядке рассмотреть эти обращения и о принятых по ним решениях информировать граждан, проживающих на соответствующей территории.
     Территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы (территорий микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, поселков, сел и т.д.) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления (единоличные либо в формах советов, комитетов и других формах). На сегодняшний день в г.Минске насчитывается 46 КТОСов и 890 домовых комитетов. Ежегодно в соответствии с решением Минского городского Совета депутатов проводится смотр-конкурс на лучшую постановку работы комитетов территориального общественного самоуправления города Минска.
     В состав органов территориального общественного самоуправления избираются лица, достигшие 18-ти лет и постоянно проживающие на данной территории. Кандидаты могут выдвигаться жителями соответствующей территории, а также представительными и исполнительными органами данной административно-территориальной единицы.
     Орган территориального общественного самоуправления вправе:
  • вносить на рассмотрение Совета и его органов, исполнительных комитетов и местных администраций предложения по всем вопросам местного назначения;
  • участвовать по приглашению государственных органов в рассмотрении ими вопросов местного значения;
  • созывать собрания на соответствующей территории для обсуждения вопросов местного значения;
  • аккумулировать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, заработанные средства, добровольные взносы и пожертвования граждан и юридических лиц и направлять их на развитие социальной инфраструктуры территории, проведение культурно-просветительных, оздоровительных мероприятий;
  • вносить на рассмотрение Совета, исполнительного комитета и местной администрации предложения по вопросам организации деятельности и размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, других объектов социальной сферы, а также определения режима их работы.
     Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться местные референдумы.
     В порядке, предусмотренном Минским городским Советом депутатов, население г.Минска имеет право на правотворческую инициативу по вопросам местного значения.
     Наряду с вышеуказанными формами участия населения в государственных и общественных делах местное самоуправление может осуществляться и в иных формах, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.

§3. Обращения граждан - непосредственное участие в управлении городом
(по данным отдела писем и организации приема граждан)

     Граждане г.Минска принимают непосредственное участие в судьбе города через предложения, замечания, направляемые в органы государственного управления для рассмотрения и принятия мер.
     В городе Минске осуществляется ряд мер, обеспечивающих повышение эффективности и системности в работе с обращениями граждан, решение социально-значимых вопросов населения.
     Еженедельно проводятся пресс-конференции по наиболее актуальным вопросам, касающимся интересов широких групп населения, с целью расширения информированности граждан.
     В сети Интернет функционирует сайт горисполкома. В 2005 году на сайт поступило около 4 тысяч обращений граждан. Высказанные замечания, предложения позволяют делать оперативный анализ настроений горожан, их интересов, причин недовольства, гражданской позиции и активности.
     Внедрена практика проведения "прямых" телефонных линий по различным направлениям деятельности руководителями администраций районов, подразделений горисполкома.
     В соответствии с графиками осуществляется прием граждан по личным вопросам руководством горисполкома, администраций районов, их структурных подразделений, организаций коммунальной собственности.
     Расширена практика проведения выездных приемов по месту жительства и в трудовых коллективах.
     Как показывает анализ, большинство обращений касается вопросов строительства и жилищной политики, землепользования. Часто в своих письмах минчане обращаются с вопросами, связанными со строительством жилья и предоставлением квартир государственного жилищного фонда.
     На втором месте по количеству обращений находятся вопросы о проведении капитального ремонта жилых домов.
     Решением горисполкома от 9 декабря 2005г. №2490 "О мерах по совершенствованию работы по капитальному ремонту жилищного фонда г.Минска", утверждены мероприятия по совершенствованию организации капитального ремонта, модернизации и реконструкции жилищного фонда города. Администрациями районов утверждены программы капитального ремонта жилого фонда на 2006-2015 годы, предусматривающие рост объемов ремонтных работ ежегодно на 20%. На 2006 год предусмотрено увеличение объема проводимого капитального ремонта до 417 тыс.кв.м.
     Учитывая рост числа обращений по вопросам оплаты жилищно-коммунальных услуг, ГП УЖХ Мингорисполкома до выставления счетов принимает возможные меры по проверке их правильности, в том числе с теплоснабжающими организациями производятся сверки по полученной тепловой энергии и понесенным затратам.
     В определенной части писем обращается внимание на хозяйственную деятельность существующих автостоянок, парковок и гаражных массивов и кооперативов.
     С целью приведения в надлежащее состояние территорий гаражно-строительных кооперативов 29 декабря 2005 г. горисполкомом принято решение №2350, которым определен порядок учета таких объектов.
     Осуществление постоянного контроля со стороны УП "Гаражи, автостоянки и парковки" по данному направлению деятельности обеспечит соблюдение прав и законных интересов граждан и приведет к сокращению количества обращений.
     В 2005 году незначительно выросло число обращений по вопросам здравоохранения.
     В соответствии с поручением горисполкома, комитетом по здравоохранению усовершенствована действующая система предварительной записи на прием к врачу. На базе городских поликлиник №2, 17, 25, 35 проводится эксперимент по организации приема врачей по "бесталонной" системе. Совершенствовать систему обслуживания пациентов позволит оснащение регистратуры поликлиник многоканальной телефонной связью.
     В результате целенаправленной работы комитета по образованию Мингорисполкома в учебных заведениях в 2005 году по вопросам образования и воспитания сократилось количество обращений.

§4. СМИ на страже интересов граждан
(по информации агентства "Минск-Новости" и ЗАО "Столичное телевидение")

     В силу специфики деятельности работа средств массовой информации так или иначе посвящена защите интересов граждан.
     Обращения жителей столицы, которые приходят в редакцию по почте, находят отражение в еженедельной тематической полосе "Книга жалоб". Всевозможные недостатки и проблемы социально-бытового характера постоянно анализируются в материалах данной полосы.
     Три раза в неделю журналисты отдела городского хозяйства дежурят на телефонной "горячей" линии "Минского курьера". Все обращения регистрируются в книге. Все затронутые темы находят отражение в публикациях газеты.
     Также три раза в неделю выходит постоянная тематическая полоса "Городское хозяйство". В публикациях рассказывается о деятельности столичных жилищно-коммунальных служб. Особая тема, которая получила развитие на страницах газеты - справедливость расчетов за жилищно-коммунальные услуги, а также, повышение качества обслуживания минчан предприятиями ЖКХ.
     Публикации о жизни пенсионеров, пожилых людей, инвалидов еженедельно находят отражение на странице "Социальный курьер".
     Читателям, которые ищут работу, адресована рубрика "Рынок труда".
     Дважды в неделю в газете выходит тематическая страница "Здоровье минчан".
     Какова экологическая ситуация в столице, каким воздухом дышат минчане, насколько безопасны городские и пригородные леса и водоемы - об этом читатель узнает из материалов еженедельной тематической страницы "Экология: проблемы, решения".
     В ЗАО "Столичное телевидение" разработан и целенаправленно осуществляется комплекс мероприятий, направленных на защиту интересов граждан.
     Так в информационных программах "24 часа", "168 часов", программах "Дайте жалобную книгу", "Тема дня", "Личный интерес" обсуждались критические материалы (более 150 - за 2005 год). На все замечания были даны компетентные ответы.

АРХИВ ИНФОРМАЦИИ

Информация предоставлена: Управление идеологической работы Мингорисполкома
Дата обновления: 16.03.2006
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016