Главная / Актуальные события / Единый день информирования

  Для заместителей руководителей организаций г.Минска по идеологической работе

Материалы к Единому дню информирования
17 августа 2006 года по теме:

"Национальная система образования в XXI веке".

"…Уровень развития человеческого потенциала оценивается в первую очередь качеством образования.
Приоритетами образования на предстоящую пятилетку будут широкое развитие дошкольного и повышение качества среднего образования, в том числе на селе. Создание системы взаимодействия учреждений профессионального образования с производством. Дальнейшее укрепление связи высшего образования с фундаментальной и прикладной наукой".
А.Г.Лукашенко

Введение

     В решении задач социально-экономического развития Республики Беларусь важнейшая роль принадлежит отраслям социально-культурного комплекса, обеспечивающим формирование всесторонне развитого и восприимчивого к достижениям научно-технического прогресса человека - члена постиндустриального общества.
     Одной из отраслей данного комплекса является образование.
     Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы определено, что основной целью развития системы образования в республике является приведение ее в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов для перехода к информационному обществу, опережающему развитию новых наукоемких технологий.
     Для реализации этой цели предстоит решение следующих задач:
  • дальнейшее развитие условий для удовлетворения потребностей граждан Беларуси в образовании, приобретения ими глубоких и всесторонних знаний, гармоничного развития личности и творческих способностей;
  • обеспечение доступности, бесплатности общего среднего образования и профессионально-технического и на конкурсной основе - среднего специального и высшего образования, преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования, демократизации образования;
  • совершенствование системы воспитательной и идеологической работы, обеспечивающей гражданское и идеологическое воспитание учащейся молодежи, ее социальное, культурное, духовное и физическое развитие;
  • обеспечение вхождения национальной системы образования в мировое образовательное пространство.
     Приоритетными направлениями развития образования в 2006-2010 годах являются:
  • развитие новых форм дошкольного образования; повышение качества образования, и, прежде всего на селе;
  • внедрение здоровьесберегающих технологий;
  • создание эффективных механизмов взаимодействия системы профессионального образования с организациями - заказчиками кадров;
  • укрепление связей высшего образования с фундаментальной и прикладной наукой.
     Начата целенаправленная работа по обновлению структуры и содержания образования, учебных программ, систем научно-методического обеспечения во всех звеньях, материально-технической и учебной базы, внедрению новых информационных образовательных технологий и компьютеризации. Предусматривается обеспечение широкого выбора образовательных программ и услуг, повышения их качества и конкурентоспособности. Намечается повысить индекс уровня образования в стране к 2010 году до 0,96 против 0,95 в 2005 году.
     В системе дошкольного образования предполагается обеспечить расширение многофункциональной сети дошкольных учреждений, сохранение ее в сельской местности и использование новых форм охвата детей дошкольным образованием. Это позволит к 2010 году повысить охват детей дошкольным образованием в сельской местности до 85 % против 51 % в 2005 году.
     В системе общего среднего образования предусматривается завершение реформирования общеобразовательной школы и переход на 12-летнее обучение, создание условий для перехода к профильному обучению, дальнейшая оптимизация и проведение реструктуризации сети учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с учетом складывающейся демографической ситуации.
     В системе профессионально-технического образования предполагается обеспечить в требуемом количестве подготовку высококвалифицированных рабочих кадров, прежде всего для наукоемких производств и сельской местности, расширить участие организаций - заказчиков кадров в укреплении и развитии материально-технической базы профтехобразования, дальнейшее совершенствование сети учебных заведений профтехобразования и улучшение подготовки кадров в них.
     Особое внимание сегодня направлено на развитие сельской школы - организацию дифференцированного обучения, повышение его качества и конкурентоспособности, создание условий для получения сельскими учащимися равноценного с городским образования.
     Будет проводиться дальнейшая работа по приведению объемов и квалификационной структуры подготовки специалистов со средним специальным и высшим образованием в соответствии с требованиями национальной экономики. В системе высшего образования Беларуси введена подготовка магистров.
     Предусматривается полная кодификация законодательства об образовании, завершение создания эффективной системы государственного контроля за качеством образования.

1. Национальная система образования в ХХI веке

     Фоpмиpование и pазвитие образовательной системы в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с конституционными требованиями и гарантиями в области образования, обеспечивающими равенство в его получении, единство образовательной системы и преемственность всех ступеней обучения. Развитие национальной системы образования базируется на следующих основных принципах: приоритете общечеловеческих ценностей; национально-культурной основе; научности; ориентации на мировой уровень образования; гуманизме; связи с общественной практикой; экологической направленности; преемственности и непрерывности; единстве обучения, духовного и физического воспитания; демократизме; светском характере, обязательности базового образования.
     Существующая в настоящее время структура национальной системы образования базируется на Конституции Республики Беларусь, законах "Об образовании в Республике Беларусь", "О языках в Республике Беларусь", "О национально-культурных меньшинствах", "О правах ребенка" и других нормативно-правовых документах. В соответствии с Законом Республики Белаpусь от 19 марта 2002 г."Об обpазовании" все госудаpственные и негосудаpственные обpазовательные учpеждения на теppитоpии республики пpинадлежат к национальной системе обpазования Республики Белаpусь, котоpая включает:

  1. дошкольное образование и воспитание;
  2. общее среднее образование;
  3. внешкольные формы образования и воспитания;
  4. профессионально-техническое образование;
  5. среднее специальное образование;
  6. высшее образование;
  7. подготовку научных и научно-педагогических кадров;
  8. повышение квалификации и переподготовку кадров;
  9. самообразование взрослых.
     Система управления образованием в республике имеет государственно-общественный характер.
     Общее среднее образование является основным звеном в системе непрерывного образования. 10 лет назад, в 1996 г. с принятием распоряжения Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко "О подготовке и проведении в Республике Беларусь реформы общеобразовательной школы" начался этап обновления школьного образования. В ходе реформы школы осуществлен переход на новое содержание образования и 12-летний срок обучения при обязательном 10-летнем образовании: 4-летняя начальная школа (6-10 лет); 6-летняя базовая (10-16 лет); лицейские классы (16-18 лет); осуществляется профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы; разработана и внедрена новая система оценки результатов учебной деятельности учащихся.
     С целью обеспечения учащихся общеобразовательной и специальной школы учебниками, отвечающими современным требованиям, создан Центр учебной книги и средств обучения. Планомерно ведется обновление содержания общего среднего образования с целью обеспечения его доступности практической и личностной направленности, сохранения фундаментальности, усиления ориентации на усвоение ценностей национальной и мировой культуры. В создании национальных учебников и учебных пособий используется научный потенциал преподавателей высших учебных заведений, опыт лучших учителей и методистов республики.
     Необходимо отметить, что в последнее время значительно повысился интерес молодежи к обучению, к продолжению образования. На государственном уровне решается вопрос формирования и поддержки интеллектуальной элиты нации.
     Наша страна заботится об образовании своих граждан. По удельному весу бюджетных затрат на образование Беларусь достигла и даже превышает уровень таких ведущих развитых стран, как Япония, США, Великобритания, Германия и Франция. Кроме того, Беларусь имеет самый высокий в мире показатель количества детей, поступивших в начальную школу, а также входит в число стран-лидеров по соотношению количества студентов высших учебных учреждений на 10 тыс. населения (более 340). Промежуточные итоги проводимой в республике образовательной реформы, которая в той или иной мере затрагивает все структурные компоненты национальной системы образования, позволяют с оптимизмом смотреть в будущее и уверенно утверждать, что уже через несколько лет белорусское общество будет одним из самых образованных в мире.

2. Законодательная система регулирования сферы образования.

     В Республике Беларусь деятельность в сфере образования регулируется целым комплексом законов. Основным, системообразующим является Закон "Об образовании". Согласно этому Закону каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на получение образования. Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение бесплатного общего среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе бесплатного среднего специального и высшего образования в учреждениях образования. Это право обеспечивается:

  • развитием сети учреждений образования;
  • созданием социально-экономических условий для получения бесплатного образования в государственных учреждениях образования;
  • частичным или полным финансированием из республиканского и (или) местных бюджетов расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период обучения;
  • запрещением сокращения в государственных учреждениях образования количества мест, предназначенных для получения бесплатного образования гражданами, за счет увеличения приема лиц на платную форму обучения;
  • созданием условий для получения образования с учетом национальных традиций, а также индивидуальных потребностей, способностей и запросов обучающихся;
  • наличием разнообразных форм получения образования;
  • созданием необходимых условий для получения образования и социальной адаптации лицам с особенностями психофизического развития;
  • предоставлением возможности получения образования за плату;
  • созданием системы кредитования граждан, получающих образование за плату.
     Закон "Об образовании" устанавливает, что граждане Беларуси имеют право на:
  • получение образования в соответствии с образовательными стандартами;
  • обучение по индивидуальным учебным планам в пределах образовательных стандартов;
  • участие в управлении учреждением образования через деятельность в органах самоуправления;
  • свободное посещение мероприятий, проводимых учреждениями образования для обучающихся и воспитанников вне учебного плана;
  • отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с законодательством.
     Учащиеся, получение образования которыми финансируется за счет средств республиканского и местного бюджетов, имеют право на получение бесплатного образования в объеме, определяемом требованиями образовательных стандартов; бесплатное пользование информационными ресурсами библиотек, учебной, производственной, научной и культурно-спортивной базой учреждений образования; пользование учебниками, учебными пособиями, иной литературой, необходимой для получения образования.
     Таким образом, Закон "Об образовании" дает возможность каждому гражданину Беларуси получить образование, приобрести необходимые качества и знания.
     При помощи Закона удалось решить целый ряд финансовых и материальных вопросов. Теперь государственная политика направлена на достижение уровня среднемесячной заработной платы педагогических работников не ниже уровня среднемесячной заработной платы работников в промышленности, а профессорско-преподавательского состава - не менее чем в 1,5 раза выше этого уровня. Правительство Республики Беларусь в целях сближения уровней средней заработной платы работников учреждений образования, финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов, и работников промышленности ежегодно при разработке прогноза социально-экономического развития и бюджета Республики Беларусь устанавливает соотношение между уровнями заработной платы работников указанных отраслей.

3. Система образования в г.Минске

     Совершенствование системы образования города идет по направлениям, которые определены "Стратегическим планом развития города Минска до 2020 года" и "Программой развития образования города Минска до 2010 года".
     В Минске существует развитая система дошкольного, школьного и профессионального образования, функционирует сеть детских внешкольных учреждений, включая Дворец детей и молодежи, центры творчества, станции юных техников и натуралистов и экскурсионно-туристические станции.
     В ведении комитета по образованию Мингорисполкома находится:
     766 образовательных учреждений, в числе которых:

  • учреждений дошкольного образования - 423;
  • общего среднего образования - 250;
    в том числе:
    • школ нового типа - 38;
    • начальных школ - 5;
  • учреждений профессионально-технического образовании - 27;
  • учреждений внешкольного образования и воспитания - 23.

     За прошедшую пятилетку в Минске построено:

  • 6 общеобразовательных школ на 5820 ученических мест;
  • 8 дошкольных учреждений на 1730 мест.
     С 1 сентября 2006 года открываются двеновые гимназии №№19, 20 во Фрунзенском районе столицы.
Всего будет функционировать 38 учреждений нового типа (2 лицея, 2 гимназии-колледжа, 34 гимназии). Открывается школа-новостройка в Ленинском районе г.Минска (м-н "Лошица").
     Согласно Программе развития образования города Минска перепрофилированы:
  • детский сад № 518 в пос. "Сокол" под центр творчества детей и молодежи;
  • школа № 39 под филиал Центра внешкольной работы "Ранак";
  • школа-интернат № 8 - в детский дом смешанного типа;
  • 5 детских дошкольных учреждений - в дошкольные Центры развития ребёнка.
     Реформирование общеобразовательной школы выдвинуло перед педагогами новые цели и задачи. У них наметилась тенденция роста потребностей в психологических знаниях, знаниях об обновлении содержании учебных дисциплин, современных педагогических и информационных технологиях и формах организации учебного процесса, прослеживается стремление к самоанализу. Все это учитывалось при разработке основных направлений модернизации системы повышения квалификации педагогов столицы:
  1. Мониторинг состояния качества образовательного процесса и уровня воспитанности учащихся, профессиональной компетенции педагогических кадров;
  2. Комплексная информатизация системы образования города;
  3. Развитие открытой городской системы методической поддержки (открытых методических мероприятий) как механизма выявления общественных педагогических инициатив, проведения экспертизы и проектного оформления, создание условий для их реализации;
  4. Реализация многоступенчатой модели непрерывного образования через взаимодействие системы повышения квалификации с районными методическими центрами;
  5. Создание единой системы психолого-методического сопровождения работы с одаренными детьми;
  6. Региональное и международное сотрудничество;
  7. Работа с резервом руководящих кадров;
  8. Хозрасчетная деятельность;
  9. Технологизация образовательного процесса с использованием современных технических средств обучения.
     Результатом данной модернизации должна стать обновленная система повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогов, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом и, как следствие, непрерывное образование педагога через создание гибкой и мобильной системы, удовлетворяющей постоянно возрастающие потребности общественности в совершенствовании и обновлении профессиональной компетенции.

3.1. Дошкольное образование

     Система дошкольного воспитания ориентирована на создание дошкольных учреждений различных типов и профилей, внедрение новых технологий обучения и развития детей, учет индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, интеграцию семейного воспитания и дошкольного образования, обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Важное значение придается созданию условий для образования детей с 5-летнего возраста.
     В г.Минске дошкольных учреждений общеразвивающего назначения - 423, центров развития ребенка - 3, дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного назначения - 163, санаторных дошкольных учреждений - 17, специальных дошкольных учреждений - 11.
     Решена проблема обеспеченности детей местами в дошкольных учреждениях.
     Подготовкой к школе в детских садах города охвачено 99% будущих школьников. Расширяется разнообразие видов, профилей и режимов работы дошкольных учреждений.
     Главными направлениями дифференциации дошкольных учреждений являются:

  • оздоровление;
  • раннее индивидуальное развитие ребенка;
  • социализация детей с особенностями психофизического развития.
     145 дошкольных учреждений города работают в инновационном режиме современных образовательных технологий и методик, 120 реализуют различные направления: физкультурно - оздоровительное, эстетическое, экологическое, художественно - гуманитарное и др. Среди инновационных технологий предпочтение отдается технологиям: "Первый шаг", "ТРИЗ", М.Монтесори, методике раннего обучения Н.Зайцева.
     В каждом районном управлении создан банк данных по инновационной деятельности дошкольных учреждений для обмена передовым опытом работы.
     Как результат, за последние годы повысился уровень подготовки и обеспечены равные стартовые возможности для начала обучения в школе всех детей 5-летнего возраста. Сохраняется тенденция снижения заболеваемости детей, посещающих дошкольные учреждения.
     Подтверждением результативности инновационной работы дошкольных учреждений является то, что большинство детей дошкольного возраста имеют положительные результаты при прохождении тестирования при поступлении в начальную школу.

3.2. Общее среднее образование

     Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения образования осуществляется через непрерывную рационализацию сети образовательных учреждений. Результатом целенаправленной работы по оптимизации учебной сети города является существующая в настоящее время образовательная структура, способная обеспечить доступность качественного образования для всех категорий учащихся, направленная на выполнение социального заказа государства и общества.
     Сегодня каждый минский школьник имеет возможность выбора собственной траектории обучения и развития в пределах района, города.
     Реформирование общеобразовательной школы основывается на переходе к 12-летнему обучению при обязательном 10-летнем образовании. Оно включает обновление содержания образования и внедрение современных технологий обучения, учет в процессе обучения индивидуальных особенностей и интересов школьников, переход на 5-ти дневную учебную неделю и установление щадящей учебной нагрузки, введение более гибкой и объективной системы оценки знаний, внедрение в учебный процесс информационно-коммуникативных технологий и подключение к сети Интернет, расширение культурологической, экономической и экологической подготовки школьников, а также обучения иностранным языкам.
     Ведется работа по созданию рациональной сети учебных заведений, отвечающей потребностям молодежи на получение разноуровневого образования, развитие индивидуальных творческих способностей. Увеличивается количество индивидуальных форм нового типа: профильных классов, классов с углубленным изучением предметов, лицейских классов, гимназий, лицеев и колледжей с вариативным учебным планом. Проводится экспериментальная педагогическая работа, внедряются новые образовательные технологии.
     Обеспечение государственных гарантий получения образования проходит через дифференциацию сети учебных заведений, что создает условия для реализации права выбора учащимися уровня и формы обучения.
     Обучение в профильных классах стимулирует интерес к учебе. Это мнение учителей и родителей подтверждают, во-первых, рост объема знаний учащихся по профильным предметам, во-вторых, повышение их общей эрудиции.
     В результате развития процессов внутренней и внешней дифференциации каждый второй минский школьник обучается в классах с преподаванием предметов на углубленном, повышенном или профильном уровне 57,7%.
     В старшей школе такое образование получают около 77% учащихся. Направления дифференциации удовлетворяют самые разнообразные запросы учащихся:

  • общественно-гуманитарное;
  • лингвистическое;
  • физико-математическое;
  • политехническое;
  • естественно-географическое;
  • экологическое;
  • экономическое;
  • правовое;
  • технологическое;
  • физкультурно-оздоровительное;
  • военно-патриотическое;
  • пожарно-спасательное;
  • общеэстетическое;
  • хореографическое;
  • художественное;
  • музыкально-хоровое и другие.
     Количество школ нового типа (лицеев, гимназий) увеличилось почти на 57% и составляет 38.
     По итогам 2005-2006 учебного года:
  • 273 выпускника 11-х классов награждены медалями, в том числе 206 человек - золотой медалью, 67 человек - серебряной.
  • 293 выпускника 9-х классов награждены свидетельствами с отличием.
3.3. Профтехобразование

     Полноправной составляющей образовательного пространства города является профессионально-техническая школа. В сложной экономической ситуации в период распада СССР в городе удалось не только сохранить систему, но и продолжить её развитие.
     Совершенствование профессионально - технического образования осуществляется путем создания профессиональных лицеев, профессионально - технических колледжей и предоставления им права выбора моделей профессионального обучения и образовательных программ при соблюдении государственных образовательных стандартов. Особое внимание уделяется формированию социального заказа системе профтехобразования и ее готовности к его выполнению, а также сохранению широкой общеобразовательной основы профессионально-технического образования. Обновляется содержание профессиональной школы. Современным профессионально-техническим училищам в большей мере присущи такие новые качественные характеристики как открытость, мобильность, многофункциональность, гибкость, непрерывность, многоуровневость.
     На сегодняшний день функционирует 27 учреждений профессионально-технического образования. Половина из них - профессиональные колледжи и лицеи.
     Более трети учебных заведений включены в систему непрерывного образования: ПТУЗ - ССУЗ - ВУЗ.
     В настоящее время учреждения профтехобразования готовят рабочих и специалистов для всех отраслей экономики города по 142 профессиям. 85% из них являются интегрированными, 10% позволяют выпускникам заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, что вполне соответствует современному состоянию рынка труда.
     Свидетельством высокого уровня подготовки рабочих кадров по отдельным профессиям в учреждениях г.Минска, обеспечивающих получение профессионального образования, является тот факт, что во всех проводимых Республиканских конкурсах профессионального мастерства выпускники системы профессионального образования заняли призовые места (конкурс "Столяр", "Продавец продовольственных товаров", "Мамонт", "Мельница моды", "Республиканский подснежник" и др.).
     Таким образом, в настоящее время профтехшкола представляет собой современную, мобильную систему подготовки рабочих кадров, способную обеспечить потребности активно развивающегося хозяйственного комплекса столицы.

3.4. Работа с одаренными детьми

     Успешно решается в городе государственная задача сохранения и развития интеллектуального ресурса нации, реализуется программа "Одарённые дети". Эта работа заключается в создании оптимальных условий для выявления, развития и реализации потенциальных способностей одарённых детей. Сложившаяся система даёт свои результаты. Ежегодно проводятся городские олимпиады школьников по 17 общеобразовательным предметам и экономике. В среднем в них принимает участие около трети учащихся.
     В течение последних 5 лет команда Минска является лидером республиканских предметных олимпиад. Наши школьники успешно выступают на международных интеллектуальных соревнованиях. Среди них есть абсолютный чемпион и обладатель золотой медали на международной олимпиаде по физике, золотой медалист международной менделеевской олимпиады по химии, абсолютный победитель олимпиады стран СНГ и Балтии по русскому языку; дипломант первой степени олимпиады школьников "Россия и Беларусь: историческая и духовная общность".
     По итогам республиканских предметных олимпиад 2005-2006 учебного года 137 учащихся г.Минска награждены дипломами, 18 - похвальными отзывами (дипломы 1 степени - 38 чел., дипломы 2 степени - 45 человек, дипломы 3 степени - 54 чел.). Команда учащихся г.Минска в очередной раз заняла первое место в республике по результатам предметных олимпиад.

3.5. Внешкольная работа с учащейся молодежью

     В городе сложилась система внешкольной воспитательной работы.
     Минск сохранил и развивает систему внешкольного воспитания. Во внешкольных учреждениях занимается 74,3 тыс. человек. За последние 5 лет процент охвата учащихся кружковой работой вырос с 27% до 37%.
     В настоящее время в городе Минске функционирует 23 учреждения, обеспечивающих получение внешкольного образования и воспитания. Это Минский государственный дворец детей и молодежи, Минский государственный туристско-экологический центр, 4 центра творчества детей и молодежи (Московский, Октябрьский, Партизанский, Фрунзенский районы), 4 центра внешкольной работы (Ленинский, Октябрьский, Советский, Центральный районы), Центр детского творчества (Первомайский район), 2 Дворца внешкольной работы (Заводской район), 8 детско-юношеских клубов общефизической подготовки и др. Новое внешкольное учреждение открыто в поселке "Сокол" Октябрьского района.
     Функционирует развитая сеть кружков внешкольных учреждений на базе детских комнат: за последние 10 лет их число выросло в 2 раза. В настоящее время по месту жительства функционирует 84 клуба, в которых работают две трети кружков внешкольных учреждений.
     Отличительной чертой работы последних лет является открытие кружков внешкольных учреждений на базе общежитий предприятий города. Например, в микрорайоне "Дражня" Партизанского района на базе семейных общежитий организована работа 16 кружков, в которых занимаются 250 детей.
     Несколько последних лет были годами комплексного обновления системы внешкольного образования: развивается сеть внешкольных учреждений, педагогами разрабатываются и апробируются новые творческие проекты и программы. Сегодня 43,8 % детей и подростков посещают кружки и спортивные секции.
     Здоровье юных минчан рассматривается как показатель качества жизни и качества человека, поэтому важнейшим направлением деятельности является сохранение и укрепление состояния здоровья учащихся, формирование ценностного отношения к нему. Создаются условия для занятий различными видами спорта, востребованными в молодёжной среде.
     В республиканских соревнованиях смотра уровня физической подготовленности школьников команда Минска в течение 3-х лет занимает 1-е место.
     В городе работают 8 детско-юношеских клубов физической подготовки. Центр физического воспитания направляет и контролирует 7 специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, на базе которых функционируют 15 отделений. А на базе школьных спортивных залов оборудованы 36 мини-кортов и 40 тренировочных открытых теннисных кортов на школьных стадионах.
     Для организации данной работы с молодежью по месту жительства в городе созданы физкультурно - оздоровительные центры (ФОЦ), в ведении которых находится 39 спортивных залов, 280 спортивных площадок. Силами ФОЦ созданы и работают 374 спортивных секций, 55 групп "Здоровье" и ОФП, 60 клубов по спортивным интересам. Работают детские, молодежные и взрослые группы различной направленности. Всего в центрах занимается 19,2 тыс. человек, в том числе детей и подростков 14,2 тыс. человек.
     На сегодняшний день в городе создано и работает 29 туристических клубов и 132 секции туристической направленности, в которых занимается свыше 7 тыс. человек, проводятся туристические походы выходного дня, туристические слеты, соревнования по туристско-прикладному многоборью. Развивается около 8 видов спортивного и оздоровительного туризма, в том числе: водный туризм, пеший, велотуризм, горный и оздоровительный.
     Ежегодно для молодежи проводятся акции, направленные на пропаганду здорового образа жизни: "Сфера здоровой жизни", "В новый год без наркотиков", "Насилию скажем - нет!", городской турнир по боулингу и др.
     Среди учреждений образования ежегодно проводится городской конкурс на лучшее мероприятие по пропаганде здорового образа жизни "О здоровье знаю все, но…". Ежегодно в учреждениях образования города проходят недели "Мода на здоровье".
     В воспитательной работе среди учащихся и студентов приоритетное внимание уделяется профилактике преступлений и правонарушений, привитию навыков здорового образа жизни.
     Во всех районах г.Минска открыты кабинеты анонимного консультирования и лечения несовершеннолетних, употребляющих наркотические и токсические вещества, злоупотребляющих спиртными напитками. На базе городского подросткового наркологического диспансера (ул.Маяковского, 162) открыто амбулаторное наркологическое отделение для подростков с дневным стационаром на 25 мест.
     В учреждениях образования реализуется комплексно- целевая программа гражданского и патриотического воспитания "Я - минчанин". В ее рамках осуществляется проведение социально значимых акций: "Милосердие", "Молодые - ветеранам", "Минск - здоровый, чистый город", "Зеленый наряд столицы", "Поможем ботаническому саду", "Чистые воды Свислочи" и другие.
     В Минске активизировалась работа по развитию детско-молодёжных общественных организаций. Учреждения образования, определяя непосредственных партнеров из числа общественных, детских и молодежных организаций в воспитании детей, исходят из того, насколько их деятельность отвечает традиционным для нашего народа и направленным на процветание белорусского государства ценностям. На таких ценностях основывают свою работу наиболее массовые в учреждениях образования и популярные в молодежной среде Белорусская республиканская пионерская организация и Белорусский республиканский союз молодежи.
     Главные направления их работы - вовлечение детей, подростков и молодёжи в социально-значимые виды деятельности, воспитание в духе гражданственности и патриотизма.
     Общая численность молодых людей, вступивших на сегодняшний день в ряды ОО "БРСМ" в городе Минске составляет 78 049 человек. Среди них:
  • учащиеся средних школ - 25 709 чел.;
  • учащиеся ПТУ - 6 806 чел.;
  • учащиеся ссузов - 5 096;
  • студенты вузов - 28 422 чел.

     Главная задача БРСМ - мобилизация молодежных усилий в общественных интересах, воспитание высокого уровня гражданственности и патриотизма, нравственности, формирование здорового образа жизни, раскрытие творческого потенциала молодежи.
     Информационно - идеологический вектор работы Минской городской организации ОО "БРСМ" занимает одно из самых приоритетных направлений деятельности. Помимо семинаров, лекций, встреч, социально - деловых игр, тренингов, важным аспектом остается работа по освещению в молодежной среде тенденций развития нашего государства, сравнительный анализ уровня жизни и социальных гарантий общества в нашей стране и за рубежом.
     Студенчество также принимает активное участие во всех общественно-массовых мероприятиях, в мероприятиях патриотической направленности. В учебных заведениях города регулярно проводятся тематические встречи с ветеранами войны и труда, воинами-интернационалистами, в летний период для подростков организуются оборонно-спортивные лагеря. Идет активное вовлечение молодежи в физкультурно-оздоровительное движение.
     Минским городским комитетом общественного объединения "Белорусский республиканский союз молодежи" разработана программа работы с высшими учебными заведениями города Минска, в рамках которой оказывается организационно-методическая помощь первичным организациям вузов, информационная поддержка, а также осуществляется программная деятельность - проходят "Школы лидера", семинары, мастер-классы по профильным программам, межвузовские спортивные соревнования, научные конференции и др.
     Большое внимание уделяется формированию студенческих строительных, педагогических, сельскохозяйственных, волонтерских отрядов.
     Студенческие ремонтно - строительные бригады осуществляют ремонт мест общего пользования, объектов социально - культурного назначения. В студенческих городках практикуется проведение косметических ремонтов силами самих студентов, проводятся субботники, мероприятия по благоустройству общежитий и прилегающих к ним территорий.

3.6. Социальная поддержка и помощь школьникам

     В городе сложилась система комплексной социальной, педагогической, правовой помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в государственной поддержке. На сегодняшний день в каждом районе открыты социально-педагогические учреждения для детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.
     Сформированная рациональная сеть учебных учреждений, современная адаптивная образовательная среда позволили охватить различными видами обучения и медико-коррекционно-психологической помощи всех нуждающихся детей. И как результат: сокращение детей, которые обучаются на дому.
     Специальное образование продолжает развиваться в соответствии с Концепцией и Программой реформирования специального образования, Программой развития столичного образования г.Минска до 2010 года.
     Реформирование специального образования объективно необходимо и вытекает из потребности отойти от жесткой регламентированности его организационных форм, маргинализации учащихся с особенностями психофизического развития в специальных школах-интернатах, что ограничивает их социальное взаимодействие и приобретение нужного социального опыта.
     Одним из путей реализации поставленных задач является система интегрированного обучения, которая рассматривается прежде всего как средство реабилитации.
     В классах интегрированного обучения с полным нормативным наполнением работают два учителя: обычный учитель и учитель-дефектолог. В школах реализуются программы психолого-педагогического сопровождения интеграции.
     Коррекционные цели в учебном процессе будут носить позитивный характер, в результате чего не только устранятся отклонения, но и создадутся предпосылки для успешного обучения.
     Особое внимание уделяется созданию безбарьерной среды для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Эта работа проводится в тесном взаимодействии с комитетами по здравоохранению, труду и социальной защите, управлением культуры и другими ведомствами. Процесс обучения таких детей также приобретает качественно иной характер, ориентируется не только и не столько на освоение образовательных программ, сколько на формирование личности, готовой к участию в социальной практике. Выпускникам специальных учреждений образования предоставляется возможность и содействие в дальнейшем обучении и трудоустройстве. Расширяется перечень профессий в соответствии с запросами инвалидов и потребностями рынка труда. В ближайшей перспективе - создание Центра профессиональной подготовки и реабилитации лиц с особенностями психофизического развития, включённого в систему непрерывного профессионального образования: ПТУЗ - ВУЗ. Он будет функционировать на базе колледжа электроники и государственного института управления и социальных технологий БГУ.
     Ведется работа по решению вопросов социального сиротства. Сложилась система работы по передаче детей в приемные семьи, за три года этот показатель увеличился почти в 4 раза. Уменьшается число детей, теряющих опеку родителей.
     Ежегодно увеличивается количество сирот, продолжающих обучение в ВУЗах и ССУЗах. В сравнении с 2000 годом этот показатель возрос почти в 7 раз. В городе ведется экспериментальная работа по постинтернатному сопровождению выпускников школ-интернатов для их успешной социализации.
     Остро стоит вопрос о трудоустройстве детей - сирот (без закрепления жилья), инвалидов и подростков с ограниченными возможностями. Этот вопрос решается совместно с городской службой занятости населения через бронирование первого рабочего места в организациях и на предприятиях. Однако, эта категория остается наиболее уязвимой и незащищенной на рынке труда.

3.7. Социальная поддержка педагогических кадров

     В городе реализуется программа социальной поддержки учителей. Установленная ежемесячная доплата в размере 3-4 базовых величин составляет до 20 % от средней зарплаты. За высокие достижения в работе и творческую деятельность педагогическим работникам ежегодно присуждается 100 премий и выделяется 100 грантов Мингорисполкома.


АРХИВ ИНФОРМАЦИИ

Информация предоставлена: Управление идеологической работы Мингорисполкома
Дата обновления: 11.08.2006
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016