Главная / Актуальные события / Единый день информирования

  Для заместителей руководителей организаций г.Минска по идеологической работе

Материалы к Единому дню информирования
19 октября 2006 года по теме:

"Новое качество жизни - основной вектор развития государства на современном этапе"

"…Сегодня мы говорим о качестве жизни в Беларуси. Страна находится на принципиально новом этапе развития. Достигнуты успехи во многих сферах, и они позволяют обеспечить уверенное движение вперед…".
А.Г.Лукашенко

Новое качество жизни в г. Минске

     Минск сегодня - это современный, динамично-развивающийся город, обладающий богатым историческим, научным, культурно-образовательным и социально-экономическим потенциалом.
     Третье тысячелетие Минск встретил в числе городов мира, имеющих население более 1 млн. человек. Сегодня в столице Беларуси проживает около 17% населения страны.
     Главной ценностью города являются его жители. И всю систему управления и самоуправления руководство столицы направляет на конкретные потребности минчан, решение их проблем и забот. Именно на этом и основывается современная идеология перспектив развития Минска.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТОЛИЦЫ
( по информации комитета экономики Мингорисполкома)

     Социально-экономическое развитие г. Минска характеризуется положительными тенденциями и устойчивой динамикой в развитии.
     Уровень развития экономики определяет уровень и качество жизни граждан.
     Итоги функционирования экономики города Минска за январь - сентябрь 2006 г. характеризуются стабильным ростом промышленного производства, позитивными тенденциями развития других важнейших ее отраслей.
     Ведущей отраслью экономики белорусской столицы и одной из составляющих развития инфраструктуры Минска является промышленность.
     Промышленные организации города обеспечили рост объёмов промышленного производства за январь-сентябрь 2006 года с учетом малых и подсобных предприятий без РУП "Минскэнерго" в размере 116,0% (задание на год 108,5-110,0%, в т. ч. на январь-сентябрь - 108,5%).
     На текущую пятилетку основными целями развития промышленного комплекса города стали обеспечение устойчивых высоких темпов роста промышленного производства, совершенствование его структуры и повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции. Предусматривается опережающее развитие экспортоориентированных и импортозамещающих, высокотехнологичных и наукоемких производств.
     Не менее важно, что многими предприятиями сделан качественный рывок вперед. Каждое пятое предприятие города имеет сертифицированные системы управления качеством продукции на уровне международных стандартов. Более 60% продукции сертифицировано. В течение пятилетки освоен выпуск нового поколения автотехники, соответствующего экологическим стандартам ЕВРО-1, ЕВРО-2.
     Среди отраслей с высоким удельным весом выпуска промышленной продукции наибольший прирост объемов получен в:

  • машиностроении и металлообработке, включая промышленность медицинской техники (+16,2%);
  • химической и нефтехимической промышленности, включая химико-фармацевтическую (+15,5%);
  • пищевой промышленности, включая мукомольно-крупяную (+11,7%).

     Рост промышленного производства отмечается на преобладающем большинстве предприятий города - 245 из 303 учтенных статистической отчетностью организаций, или 80,9%.
     Высокие показатели достигнуты на:

  • РУП "Минский тракторный завод" -122,4 %;
  • ПРУП "Минский автомобильный завод" - 118,1%;
  • ОАО "Амкодор" -132,3 %;
  • ОАО "Табак -Инвест" - 143,0%;
  • КУП "Минский мясокомбинат" - 113,0%.
     Удельный вес новой продукции в общем объеме производства города (без учета РУП "Минскэнерго") составил 23,9% против 19,9 % в январе-сентябре 2005 года.

     Высокий уровень обновления продукции отмечается на:

  • ПРУП "Минский автомобильный завод" (37,0 %);
  • ОАО "Керамин" (43,0%);
  • ЗАО "Атлант" (61,4%);
  • ОАО "Горизонт" (69,4 %);
  • ОАО "Амкодор" (50,7%) и т.д.

     За январь-сентябрь 2006 года темп роста объемов потребительских товаров в целом по городу составил 108,5% (при годовом задании - 108,0-109,0%, в т.ч. на январь-сентябрь - 107,0%).
     В числе лучших по выпуску потребительских товаров:

  • ЗАО "Атлант" (темп роста 107,4 %),
  • ОАО "Гормолзавод №1" (119,4%),
  • ОАО "Сивельга" (120,8%),
  • ОАО "Гормолзавод №2" (116,1%),
  • КУП "Минский мясокомбинат" (115,1%),
  • ПРУП "Завод "Термопласт" (111,4%) и ряд других.

     Темп роста объема экспортных поставок товаров за январь-август 2006 г. составил 147,6% (прогнозный показатель на год - 111,5-112,5%), импорта - 159,4 % (прогнозный показатель на год - 108-109%).

     Розничный товарооборот по всем каналам реализации за январь- август 2006 года составил 5605,2 млрд. рублей, что больше соответствующего периода прошлого года в сопоставимых ценах на 14,3%, при задании на текущий год - 109,2%-110,7%, в том числе на январь-сентябрь - 109,0%.

     Темп роста инвестиций в основной капитал по городу за январь-сентябрь 2006 года составил 121,1% к соответствующему периоду прошлого года (задание на год - 114,0%).

     Принимаются меры по организации функционирования потребительского рынка. Расширяется ассортимент товаров и услуг, повышается стандарт сервисного обслуживания населения. В результате объем реализации товаров и услуг увеличился.
     В прошлом году введены шесть новых торговых объектов, среди которых гипермаркет "ГИППО", торговый центр "Maximus" с супермаркетом "Престон". В этом году начал свою работу большой торговый центр "Корона".
     Сегодня усилия торговли направляются на то, чтобы на объектах общественного питания столицы был сконцентрирован не только широкий ассортимент разнообразных товаров, но и высокие стандарты обслуживания, культуры торговли с комплексом всевозможных услуг: бытовых, транспортных, банковских и других.
     Сегодня и в перспективе перед предприятиями торговли стоит задача постоянного совершенствования обслуживания покупателей. Важным элементом развития торговой сети должны стать продолжение строительства гипермаркетов, продажа товаров в кредит, развитие центров электронной торговли. Особое внимание будет уделено сохранению торговых объектов, приближенных к месту жительства людей (небольших магазинов, мини-рынков и т.п.).
     Развитие сети общественного питания в перспективе будет происходить преимущественно за счет малых коммерческих объектов быстрого питания (мини-кафе, пиццерий, баров, летних павильонов).
     Достаточно широкой сетью субъектов хозяйствования представлен столичный рынок бытовых услуг. Развитие бытовой сферы будет основываться на предложении новых видов услуг и форм обслуживания, удобного для населения режима работы, доступности основных видов услуг для людей с различным уровнем доходов. Предстоит завершить создание разветвленной сети центров оказания услуг: от максимально приближенных к месту жительства людей до общегородских.

     Рентабельность реализованной продукции составила 14,6%, что на 0,6 процентных пункта больше по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. и на 1,1 процентных пункта с январем 2006 г.

Уровень безработицы и заработной платы

     Уровень безработицы составляет 0,7% от численности экономически активного населения.
     В результате принимаемых мер в городе задолженности по выплате заработной платы по состоянию на 30 сентября 2006 г. не имелось. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по городу за январь-август 2006 г. достигла 731,1 тыс. рублей, что на 6,2 % выше установленного задания, в том числе за август - 777,3 тыс. рублей или 363 долл. США, что также выше установленного задания на 4,3%. Реальная заработная плата за январь - август т.г. увеличилась на 19,0%.

Функционирование транспортной системы в столице.
(по информации КУП "Минсктранс")

     Особое географическое и геополитическое положение Минска способствует развитию разнообразных международных контактов, превращению столицы Беларуси в центр международных коммуникаций.
     В связи с этим серьезное внимание уделяется модернизации и доведению до европейских стандартов проходящих через город транспортных артерий: автомобильных, железнодорожных, воздушных.
     Устойчивое и эффективное функционирование транспортной системы в значительной степени обеспечивает жизнеспособность города и пригородной зоны, их социально-экономическое развитие способствует повышению уровня и качества жизни населения. В этой связи основной заботой городских властей является удовлетворение первоочередных потребностей населения в пассажироперевозках при одновременном улучшении их качества, которое обеспечивается:

    комфортным и скоростным обслуживанием пассажиров на маршрутах;
    регулярностью движения;
    безопасностью перевозок.
     Комфортное обслуживание пассажиров обеспечивается выводом из эксплуатации подвижного состава устаревшего типа и заменой его на современные модели. В соответствии с "Программой обновления подвижного состава пассажирского транспорта КУП "Минсктранс" на 2006 год" предусмотрено приобретение 300 автобусов, 200 троллейбусов и 20 трамваев. На сегодняшний день уже получено 258 автобусов "МАЗ-103, 105, 152062" "Неман-52012". Идет обновление состава троллейбусов и трамваев продукцией производства ПО "Белкоммунмаш". Подвижной состав, имеющий возраст старше 15 лет будет полностью выведен из эксплуатации к 2010 году.
     Организуется работа новых линий движения транспорта.
     Планируется строительство троллейбусной линии по ул. Горецкого на участке от ул. Алибегова до ул. Одинцова, которое позволит не только расширить географию транспортной связи микрорайонов "Юго-Запад", "Сухарево", "Запад", но и обеспечить подвоз пассажиров ко 2-й линии метрополитена.
     Организована работа новых маршрутов городского пассажирского транспорта в районах новостроек ("Лошица", "Сухарево", "Красный бор").
     7 ноября 2005 года сдан в постоянную эксплуатацию участок второй линии метро от станции "Пушкинская" до станции "Каменная горка". В декабре 2006 года будут начаты работы по строительству участков первой линии от станции "Институт культуры" до станции "Петровщина". В 2007 году планируется ввод в эксплуатацию участка первой линии - станций "Борисовский тракт" и "Уручье". Открытие станций "Грушевка", "Михалово" и "Петровщина" - намечен на 2011 год. В настоящее время интервал движения поездов в часы "пик" на первой линии метро составляет 2 минуты, на второй - 2,5 минуты. На перспективу развития утверждена схема метрополитена в составе 3-х линий общей протяженностью 59 км с сорока пятью станциями и тремя электродепо.
     Регулярность движения достигается постоянным анализом данных по числу перевезенных пассажиров и соответствующей корректировкой расписаний движения.
     Но сегодня важна не только регулярность, но и обеспечение безопасности пассажирских перевозок.
     Безопасность перевозок обеспечивается своевременным обновлением подвижного состава, исправностью транспортных средств, тщательным подбором водителей, а также поддержанием и ростом квалификации водительского состава и других работников предприятия.
     Продвижение услуг и сервис пассажирских перевозок заключается также и в повышении информированности граждан.
     Сегодня уже 276 автобусов, 45 троллейбусов и 8 трамваев оборудовано радиоинформатором с табло в салоне "Бегущая строка", 404 автобуса и 245 троллейбусов - автоматическим речевым информатором, 5 - устройством для перевозки инвалидов - колясочников. Кстати, такое устройство предполагает регулируемый уровень пола, откидную площадку для посадки пассажиров в инвалидных колясках, специальную накопительную площадку в салоне и дополнительные поручни. Также для обеспечения удобства передвижения инвалидам эксплуатируется 490 низкопольных автобусов и 111 троллейбусов. В дальнейшем планируется ежегодно приобретать порядка 60% городских автобусов и троллейбусов с низким уровнем пола. Сегодня РУП "МАЗ "АМАЗ" осваивает серийный выпуск новой модели низкопольного городского автобуса МАЗ-203, который имеет возможность наклона пола до уровня покрытия остановочного пункта. Закупка таких автобусов запланирована уже с начала 2007 года.
     Привлекательный образ работы городского транспорта обеспечивается также вежливостью водителей, чистотой в салоне и аккуратностью внешнего вида подвижного состава, доступностью оказываемых услуг. Для повышения качества обслуживания населения создаются "Маршруты высокой культуры".
     Установленные тарифы за оплату транспортных услуг рассчитываются с учетом реальной заработной платы населения.
     Гражданам предоставляется льготное обслуживание различных социальных групп населения с возмещением затрат за счет местного бюджета во внутригородском сообщении и в сообщении "Минск-пригородная 50-ти километровая зона". Правом бесплатного проезда пользуются 7,9% населения.
     Для информирования жителей столицы о работе городского пассажирского транспорта, а также оперативного реагирования на критические замечания и пожелания пассажиров создан сайт КУП "Минсктранс": e-mail: mail@minsktrans.by, www.minsktrans.by.
     Новое качество городской жизни тесно связано с достижением высоких социальных стандартов, созданием надежной и высокоэффективной коммунальной инфраструктуры.

Сфера градостроительства и жилищной политики
(по информации комитета строительства и жилищной политики Мингорисполкома)

     Минск - город новостроек. Завершено строительство Национальной библиотеки Беларуси, отвечающей самым современным требованиям. На площади Независимости завершается возведение целого подземного города, где размещаются общественно-торговый центр и паркинг. Введены в эксплуатацию ряд других уникальных объектов, в том числе железнодорожный вокзал, футбольный манеж, Дом Милосердия, Московский автовокзал, транспортные развязки, выполнена реконструкция площади Победы, улицы Ленина. Осуществляется строительство бизнес-центров и гостиниц высокого класса. Всего в городе Минске введено в эксплуатацию 18 объектов, предусмотренных Государственной инвестиционной программой (с учетом пусковых комплексов по Национальной библиотеке Беларуси).
     Но главное внимание уделяется строительству жилья.
     Из года в год в г. Минске наращиваются объемы строительства жилья. Так в 2005 году было построено 841,7 кв.м. общей площади жилья, а на 2006 год запланировано построить 1070 тыс. кв. м. жилья (13869 квартир). 57% введенного в эксплуатацию жилья в текущем году, было построено для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а с 2007 года долю такого жилья планируется увеличить до 80%.
     С целью оказания государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, при строительстве (приобретении) ими жилых помещений льготные кредиты и одноразовые безвозмездные субсидии предоставляются гражданам, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.1993г. и до 01.01.1987г. и отдельным категориям граждан, в частности: ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий на территории других государств, многодетным семьям, детям-сиротам, гражданам, больным активной формой туберкулеза, инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с катастрофой на ЧАЭС.
     В 2005 году в списках на льготное кредитование на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений было утверждено 3353 семьи, за 9 месяцев 2006 г. - 2380 семей.
     В течение 2005 года одноразовые безвозмездные субсидии и безвозмездные финансовая помощь были начислены 608 семьям всего на сумму 5055,6 млн. рублей, за 9 месяцев 2006 г. - 1552 семьям на сумму 11485,2 млн. руб.
     Особое внимание уделяется улучшению жилищных условий многодетных семей. По состоянию на 01.10.2006 г. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит 2629 многодетных семей. С 2005 г. по настоящее время направлено на строительство (покупку ) жилья 2248 таких семей.
     В домах, введенных в эксплуатацию в 2006 г., многодетными семьями построено 432 квартиры общей площадью 34611 кв.м.
     В списках на получение жилых помещений социального пользования в настоящее время состоит более 5 тыс. семей, в числе которых ветераны Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий на территории других государств, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, малообеспеченные многодетные семьи, граждане, воспитывающие детей-инвалидов, инвалиды 1 и 2 групп, пенсионеры и др.
     В течение года решаются вопросы предоставления жилых помещений больным активной формой туберкулеза, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. За истекший период 2006 г. на эти цели выделено 43 квартиры общей площадью 2259 кв. м.
     В текущем году будут обеспечены жилыми помещениями по договорам найма все принятые на учет военнослужащие, уволенные в запас (отставку) до 2 декабря 1992 года - всего более 100 семей.
     Решаются вопросы улучшения жилищных условий ветеранов, инвалидов и участников Великой Отечественной войны. В 2005 г. улучшили жилищные условия 352 семьи инвалидов и участников ВОВ. Из них предоставлены квартиры в домах государственного жилищного фонда 249 семьям и 103 семьи построили жилье с государственной поддержкой. В текущем году для инвалидов и участников Великой Отечественной войны выделено 18 квартир социального пользования общей площадью 98 кв.м. и 125 семей включено на строительство жилья.
     Осуществляется работа по отселению граждан, проживающих в ветхих и аварийных жилых домах, признанных в установленном порядке непригодными для проживания. Для этих целей в г. Минске в 2006 году планируется построить 171 квартиру общей площадью 8500 кв.м. В настоящее время на эти цели уже выделено 143 квартиры общей площадью 7488 кв.м.

Коммунальная сфера
(по информации ГП "Управление жилищного хозяйства Мингорисполкома")

     Содержанием и эксплуатацией жилищного фонда в городе Минске занимаются 10 ЖРЭО, 125 ЖЭСов, ЭКУП "СоколКоммунСервис" и 6 коммунальных предприятий.
     В сфере производства и реализации жилищно-коммунальных услуг в городе занято около 15 тысяч человек. На балансе и техническом обслуживании предприятий ГП "УЖХ Мингорисполкома" находится более 28 млн.м. кв. общей площади.
     Коммунальные предприятия выполняют роль подрядных организаций по оказанию таких услуг населению, как:

    - аварийное обслуживание жилищного фонда;
    - вывоз твердых бытовых отходов;
    - механизированная уборка дворовых территорий;
    - подачи телевизионных сигналов;
    - комплексное обеспечение жилищных организаций материалами;
    - расчеты населения за оказанные коммунальные услуги.
     Важнейшими функциями жилищных организаций по содержанию жилищного фонда являются:
    - проведение капитальных ремонтов жилых домов; объемы капитального ремонта постоянно увеличиваются. Если в 2005 году ввод в эксплуатацию площади жилых домов после капитального ремонта составил 348 тыс. м2, то план 2006г. - 417 тыс. м2.
    - текущий ремонт жилищного фонда;
         В планах выполнения работ по текущему ремонту и по обращениям граждан выделены отдельные направления по выполнению планово-предупредительного текущего ремонта кровель, стыков, балконов, фасадов, козырьков и по тепловой реабилитации.
    - благоустройство дворовых территорий (с 1997 по 2005 г. благоустроено 2104 дворовые территории, до конца 2006 года будет отремонтировано 302).
     В целях более широкого информирования населения по вопросам эксплуатации и содержания жилищного фонда, благоустройства, оказания бытовых услуг, а также для сотрудничества со средствами массовой информации в ГП УЖХ Мингорисполкома создан пресс-центр.
     Аналогичные пресс-центры созданы в каждом ЖРЭО районов города.
Основными направлениями в работе пресс-центров являются:
    - организация и проведение "круглых столов" с привлечением общественных формирований;
    - тематические выпуски, посвященные реализации городских программ "Лучший двор", "Лучший балкон", "Лучший подъезд";
    - представление гражданам полезной информации и т.д.
     В целях более полного удовлетворения запросов граждан в системе ГП УЖХ Мингорисполкома создано 25 РСЦ, объединяющих работу 84 ЖЭС, до конца года планируется открытие еще 6 РСЦ.
     Опыт работы расчетно-справочных центров показал их эффективность - исчезли очереди за получением справок, улучшилось качество начислений населению жилищно-коммунальных платежей и, как следствие, по ЖЭС, обслуживаемым РСЦ, практически нет обращений в вышестоящие организации по вопросам начисления ЖКУ.
     Наряду с созданием РСЦ УП ЖЭС реорганизовано в УП ЖЭУ. Во всех районах города созданы службы заказчика, что позволило создать договорные отношения между ЖЭС и ЖРЭО, а также дает возможность ЖРЭО не только сформировать финансовую потребность в текущем ремонте, но и выделить его из общего финансирования, определив при этом как объемы технического обслуживания, так и текущего ремонта.
     Ежеквартально проводятся "Дни открытых дверей", ежемесячно "Дни оценки качества" выполняемых работ.
     Вопросы, полученные в ходе данных мероприятий, изучаются и обобщаются, принимаются меры по устранению недостатков.
С целью обеспечения решения всех возникающих у населения вопросов перед жилищно-эксплуатационными службами поставлена задача - принимать исчерпывающие меры по удовлетворению просьб и предложений граждан, а также оказывать адресную помощь населению по защите их прав в сфере жилищно-коммунального хозяйства, создавать условия для объединения граждан в органы территориального самоуправления и иные формы общественных объединений граждан для решения социальных проблем по месту жительства.


СОЦИО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА

     На сегодняшний день активно решаются вопросы социально-культурного обслуживания и социальной защиты населения города, осуществляются меры по дальнейшему развитию и реформированию отраслей образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта.

Система образования
(по информации комитета по образованию Мингорисполкома)

     Доступность и качество образования, наличие условий для его непрерывности напрямую связаны с качеством жизни, возможностями профессиональной и личностной самореализации.
     Основная задача системы столичного образования - обеспечение государственных гарантий равных возможностей получения качественного образования для всех категорий юных минчан, а также разработка новых стратегий работы с одарёнными детьми.
     В Минске 810 учебных заведений разных типов и уровней: от дошкольных до высших. В них обучается и воспитывается почти четверть населения столицы: 430 тысяч учащихся, воспитанников, студентов. В ведении комитета по образованию Мингорисполкома находится 754 образовательных учреждения, в числе которых 423 - дошкольного образования, 251 общего среднего образования, 27 учреждений профессионально-технического образования, 22 - внешкольного образования и воспитания.
     Первой ступенью национальной системы образования Республики Беларусь является дошкольное образование. В Минске около 98 % детей посещают детские сады. Это самый высокий показатель на постсоветском пространстве.
     В г.Минске 423 дошкольных учреждения общеразвивающего назначения, 3 центра развития ребенка, 163 дошкольных учреждения компенсирующего и комбинированного назначения, 17 санаторных дошкольных учреждений, 11 специальных дошкольных учреждений.
     Все детские сады имеют спортивные залы, треть - плавательные бассейны. В режим дня дошкольников включены профилактические оздоровительные процедуры в физиотерапевтических, массажных кабинетах, саунах, фитобарах и т.д. Как результат, снижается уровень заболеваемости детей, посещающих дошкольные учреждения.
     Подготовкой пятилеток к школе в детских садах города охвачено 100 % будущих первоклассников, благодаря чему обеспечиваются равные стартовые возможности для начала их обучения в школе.

     В настоящее время учебная сеть Минска представлена широким разнообразием типов школ, профилей и уклонов обучения, учреждений дополнительного образования. В результате развития процессов внутренней и внешней дифференциации каждый второй минский школьник обучается в классах с преподаванием предметов на углубленном, повышенном или профильном уровне. На старшей ступени школы этот показатель составляет почти 80 %. Направления дифференциации самые различные, формируются они на основе принципов маркетинга, большинство из них предоставляют возможность углубленного изучения физики, математики, предметов естественно-научного и гуманитарного циклов.
     Количество школ нового типа (лицеев, гимназий) увеличилось почти на 57 % и составляет 38.
     Среди них есть такие уникальные, как лингвистическая гимназия-колледж и гимназия-колледж искусств. Образовательный процесс в них представляет целостную педагогическую систему четырёхступенчатого непрерывного образования: начальная школа - гимназия - колледж - вуз. Особенность подобных моделей заключается в том, что, продолжая обучение в школе, учащиеся начинают осваивать программу среднего специального и вузовского образования. Это способствует реализации идеи опережающего и непрерывного образования.
     По итогам 2005-2006 учебного года:

    273 выпускника 11-х классов награждены медалями, в том числе 206 человек - золотой медалью, 67 человек - серебряной. 293 выпускника 9-х классов награждены свидетельствами с отличием.

     Полноправной составляющей образовательного пространства города является профессионально-техническая школа, которая играет значительную роль в социально-экономическом комплексе Минска. И это понятно: от 60 до 80 % рабочих мест на столичных предприятиях занимают выпускники наших профтехучилищ.
     Сегодня в белорусской столице функционирует 27 учреждений профессионально-технического образования. Половина из них - профессиональные колледжи и лицеи. Более трети учебных заведений включены в систему непрерывного образования: ПТУЗ - ССУЗ - ВУЗ.
     В настоящее время учреждения профтехобразования готовят рабочих и специалистов для всех отраслей экономики города по 142 профессиям, 85% из них являются интегрированными, 10% позволяют выпускникам заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, что вполне соответствует современному состоянию рынка труда. Всем выпускникам предоставляется гарантированное первое рабочее место. Почти 90% учащихся трудоустраиваются в соответствии с полученной квалификацией.
     Подтверждают свой статус профессиональные лицеи и колледжи: 70% их выпускников продолжают непрерывное обучение в техникумах и ВУЗах, а 50% выпускников колледжей дальнейшее обучение в ВУЗах совмещают с работой по специальности. Система ПТО является жизнеспособной, гибкой, личностно ориентированной, адекватно реагирующей на рынок труда, а престижность профессионального образования среди горожан стала очень высокой.
     Успешно решается в городе государственная задача сохранения и развития интеллектуального ресурса нации, реализуется программа "Одарённые дети".
     Для этого в Минском городском институте повышения квалификации создан отдел методик работы с одарёнными детьми. Научное обеспечение осуществляется кафедрами психологии и современных технологий образования института.
     В масштабах города осуществляется патронат одарённых, талантливых детей. Учебные заведения Минска участвуют в международных проектах по развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников. В настоящее время перед образовательными учреждениями поставлена задача создания системы адресного мониторинга и социально-психолого-педагогического сопровождения высокомотивированных учащихся - победителей олимпиад, конкурсов, конференций.
     Сложившаяся система работы уже даёт свои результаты. В Минске широко развито олимпиадное движение, в которое включены учащиеся 5-11 классов. В отдельных районах проводятся олимпиады в начальной школе, а также по предметам, не включенным в учебный план. Ежегодно проводятся олимпиады по 17 общеобразовательным предметам. В среднем на разных этапах в них принимает участие около трети учащихся минских школ и профессионально-технических учебных заведений.
     Расширяется направленность научно-исследовательской деятельности школьников, научно-практические конференции старшеклассников проходят по 26 направлениям. Среди них есть и такие, которые выходят за рамки школьных программ: социология, этнография, культурология, правоведение и другие.
     По итогам республиканских предметных олимпиад 2005-2006 учебного года 137 учащихся г.Минска награждены дипломами, 18 - похвальными отзывами (дипломы 1 степени - 38 чел., дипломы 2 степени - 45 человек, дипломы 3 степени - 54 чел.). Команда учащихся г.Минска в очередной раз заняла первое место в республике по результатам предметных олимпиад.
     Неуклонно растёт количество выпускников минских школ, продолжающих обучение в вузах. В 2005 году этот показатель составил 72 %. От 40 до 60 % выпускников поступают в вузы по профилю обучения. Минская школа - это уже своеобразная марка, известная как в республике, так и за её пределами.
     Стремительно развивается в Минске процесс интеграции в образование информационных технологий. В настоящее время все учреждения обеспечены современной компьютерной, мультимедийной проектной техникой, цифровым оборудованием, подключены к Интернету, половина - по высокоскоростными линиям.
     Решена важнейшая задача: создание единого информационного образовательного пространства столицы. Все учреждения имеют свои сайты, объединенные в единую городскую систему. Учебные заведения включены в систему открытого образования.
     Сегодня мы можем говорить о системном подходе к решению задач комплексной информатизации столичного образования, о создании в отрасли корпоративной информационной сети. Перспективным направлением является создание условий для использования информационных технологий в дополнительных формах обучения, дистанционном образовании, а также встраивание в систему курсовой подготовки института повышения квалификации лекций профессорско-преподавательского состава ведущих вузов ближнего зарубежья в режиме "on-line".
     В Минске реализуются международные образовательные проекты, направленные на повышение профессиональных компетенций педагогов. Широкое распространение в городе получил проект "Step bay step", российско-белорусский проект "Учимся и учим культуре мира" в рамках программы ЮНЕСКО. В отдельных учреждениях реализуются совместные проекты: белорусско-ирландский, белорусско-португальский, французско-польско-белорусский, белорусско-шведские и другие.
     В рамках государственной программы "Белорусы в мире", направленной на оказание помощи соотечественникам зарубежья в области образования, налажены тесные шефские связи с Вильнюсской средней школой имени Ф.Скорины, белорусскоязычной школой Риги. При поддержке посольства Республики Беларусь в Литве учебные заведения Минска сотрудничают с региональными белорусскими организациями Литвы. Ежегодно комитет по образованию организует встречи с победителями Всепольской олимпиады по белорусскому языку.
     Давние и прочные традиции имеет разностороннее сотрудничество Москвы и Минска в области образования. В течение последних лет оно осуществляется в рамках договора, заключённого между Департаментом образования Москвы и комитетом по образованию Минска.
     Основная направленность образовательной системы столицы - опережение и непрерывность в обучении, приумножение интеллектуального ресурса. Именно такое образование можно рассматривать как серьёзную инвестицию в экономику своей страны, и именно оно определит в будущем качество жизни сегодняшних учащихся.

Социальная защита жителей г. Минска
(по информации комитета по труду и социальной защите Мингорисполкома)

     Основные направления социальной защиты предусматривают совершенствование пенсионного обеспечения, расширение сети интернатных учреждений, расширение возможностей оздоровления ветеранов войны и труда, реабилитация инвалидов, сохранение и развитие доступной системы оздоровления и санаторно-курортного лечения, повышение эффективности психиатрической и психологической помощи людям.
     Социальная поддержка пожилых людей, ветеранов, инвалидов является одним из приоритетных направлений в деятельности органов социальной защиты г. Минска.
     С начала текущего года реализуются Мероприятия по адресной социальной помощи отдельным категориям жителей города Минска на 2006 год, в соответствии с которыми продолжаются выплаты ежемесячных доплат к пенсиям инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших в годы войны; ежемесячной помощи к пенсиям долгожителям в возрасте 95 лет и старше и неработающим инвалидам 1 и 2 группы, получающим социальные пенсии по инвалидности, а также производится оплата абонементов инвалидам-колясочникам для посещения лечебно-реабилитационного комплекса Белорусского протезно-ортопедического восстановительного центра.
     В целях максимального удовлетворения потребности ветеранов в проведении ремонта жилья администрациям районов г. Минска выделено 158,71 млн. рублей для финансирования в 2006 году текущего ремонта 237 квартир (домов) одиноких и одиноко проживающих ветеранов Великой Отечественной войны.
     Ежегодно в бюджете г. Минска предусматриваются средства для обеспечения инвалидов техническими средствами социальной реабилитации. За истекший период 2006 года для инвалидов города приобретено 50 автомобилей "Таврия" и 29 автомобилей других марок. Инвалиды по зрению и слуху обеспечиваются тифлотехническими средствами (магнитолы, брайлевские часы, часы и телефоны с синтезатором речи, телефоны с усилителем звука) (1010 единиц).
     В городе продолжают работу Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей и в каждом административном районе - территориальный центр социального обслуживания населения.
     Одним из важнейших направлений работы Центров является социальное обслуживание на дому пенсионеров и инвалидов.
     Социальным обслуживанием на дому постоянного и разового характера в городе в настоящее время пользуется 2743 человека, из них бесплатно - 264, на условиях частичной оплаты - 1058, на условиях полной оплаты - 283. Социальные услуги на дому разового характера получили 1138 человек. 142 одиноких пенсионера и инвалида получают социально-бытовые услуги на дому бесплатно в порядке исключения. 2396 гражданам в текущем году предоставлено бесплатное питание.
     В соответствии с действующим законодательством в городе Минске в течение пяти лет реализуется программа государственной адресной социальной помощи.
     За 8 месяцев 2006 года адресная социальная помощь оказана 1434 семьям и одиноким гражданам (всего 3288 чел.) на общую сумму 301,0 млн. рублей.
     Средний размер ежемесячного социального пособия, в расчете на одного получателя, в целом по г. Минску составил 30,5 тыс. рублей.
     С этой целью реализованы Мероприятия по адресной социальной помощи отдельным категориям жителей города Минска на 2004 - 2005 годы. Аналогичные Мероприятия разработаны и на 2006 год.
     Проводятся мероприятия и обеспечивается контроль за состоянием медицинского и лекарственного обеспечения, а также проведением ежегодных комплексных медицинских осмотров участников ВОВ и лиц, приравненных к ним по льготам, пожилых и одиноких людей.

Сфера здравоохранения
(по информации Комитета по здравоохранению Мингорисполкома)

     Охрана здоровья населения и повышение качества данной работы - одна из приоритетных задач государства, решение которой предусматривает сохранение и укрепление здоровья нации, конечная цель которой - достижение всеми жителями города такого уровня здоровья, который позволил бы им вести активную производственную, социальную и личную жизнь.
     Здравоохранение г. Минска - сложная многоуровневая система медицинского обеспечения населения с сетью амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений, многие из которых являются базой клинических кафедр Белорусского медицинского университета, академии последипломного образования (БелМАПО) и республиканских лечебно-консультативных центров. Здесь сосредоточены высококвалифицированные медицинские кадры, уникальное медицинское оборудование, что позволяет применять для диагностики и лечения заболеваний самые современные медицинские технологии.
     Сегодня в Минске функционирует 34 городских, 18 детских, 13 стоматологических поликлиник, 2 врачебные амбулатории, 9 специализированных диспансеров, кон6сультационно-диагностический центр, Центр пластической хирургии и медицинской косметологии, 18 врачебных и 155 фельдшерских здравпунктов на предприятиях и в учреждениях, станция скорой медицинской помощи мощностью более 500 выездов в смену. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений составляет 44958 посещений в смену.
     В состав 22 стационаров входят: 8 городских больниц, 4 детских больниц, 2 инфекционных больницы (для взрослых и детей), гинекологическая больница, 5 диспансеров, роддом №2.
     Функционирует 36 районных и межрайонных диагностических центров. Из них 8 (в т.ч. 2 детских) эндоскопических, 4 центра профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, 8 центров перинатальной диагностики, 1 центр раннего вмешательства, 12 центров ультразвуковой, функциональной, рентгенологической диагностики для детей и подростков, 3 урологических центра. Кроме того, организована работа 35 кабинетов коллективного пользования, размещено 16 специализированных центров, имеющих статус республиканских. Многие из них, обладая уникальными технологиями и квалифицированными специалистами, являются единственными в Республике Беларусь. Это Республиканский центр челюстно-лицевой и пластической хирургии, Республиканский центр микрохирургии глаза, Республиканский центр гематологии и трансплантации костного мозга, Республиканский детский хирургический центр, Республиканский центр комбустиологии, Республиканский центр детской нефрологии и гемодиализа, трансплантации почек и др.
     С целью обеспечения прав граждан на своевременную и качественную медицинскую помощь во всех учреждениях здравоохранения организована работа по принципу "одно окно". Разработан и внедрен алгоритм действий участковой службы по обеспечению преемственности между службами учреждений здравоохранения, организована работа медрегистратора, в регистратурах поликлиник устанавливаются многоканальные телефоны, отработана система оформления опеки и попечительства.


Развитие физкультурно-оздоровительного движения
(по информации управления по физической культуре, спорту и туризму Мингорисполкома)

     Важным средством повышения качества жизни населения является активное развитие физкультурно-оздоровительного, спортивно-массового и олимпийского движения. Основной задачей в этом направлении является реализация в столице государственной идеологии направленной на укрепление здоровья нации, предупреждение инвалидности и реабилитации инвалидов, борьбы с негативными явлениями в обществе - преступностью, наркоманией, пьянством, а также использование социальных ценностей спорта в решении задач создания здоровой семьи и обеспечения демографической безопасности. Высокие спортивные достижения белорусских спортсменов и проведение в г. Минске международных соревнований являются составной частью патриотического воспитания населения.
     В г. Минске проводится активная работа по реализации общегосударственной идеологии направленной на укрепление здоровья нации. Введены в эксплуатацию новые крупные спортивные объекты - Ледовый дворец по улице Притыцкого, футбольный манеж, стадион с искусственным покрытием в парке им. М. Горького, 7 лыжероллерных трасс. Только в 2005 году построено свыше 200 новых спортсооружений, в том числе 40 открытых теннисных кортов. Реконструированы - Дворец водного спорта, Центр олимпийской подготовки по теннису, Дворец спорта, Центр "Долголетие", ФОК "Серебрянка", зал борьбы по ул. Карбышева и многие другие. Уделяется большое внимание подготовке спортивных объектов для занятий зимними видами спорта. Ежегодно растет число залитых катков, лыжных трасс. Серьезно улучшилась материально-спортивная база в учебных заведениях города. Физкультурно-спортивным движением охвачены все категории жителей столицы - начиная с воспитанников детских дошкольных учреждений до спортсменов - ветеранов и пожилых людей. Физкультурно-оздоровительная работа проводится по месту учебы, работы, жительства, отдыха минчан.
     Ежегодно в массовых спортивных мероприятиях принимают участие до 900 тысяч минчан. Систематически занимаются спортом - более 276 тысяч из них (в 2004 году - 266 тысяч)
     В этой связи проводится работа по идеологическому наполнению физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с целью патриотического воспитания населения и формирования поведенческих стереотипов в духе народных традиций и принципов.
     Сами занятия спортом и участие в спортивно-массовых мероприятиях являются альтернативой негативным общественным факторам. Работа по формированию осознанной потребности в занятиях спортом вошла в Государственные программы борьбы с преступностью, наркоманией, пьянством, предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов, и другие.
     Большое практическое значение в консолидации общества имеют, проводимые с участием Минского городского исполнительного комитета, массовые спортивные праздники и международные спортивные мероприятия.
     Городские физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия проводятся с тематикой укрепления социальных ценностей спорта, олимпийских идеалов в сознании людей. Мероприятия посвящаются государственным и профессиональным праздникам, памятным датам, выдающимся общественным деятелям.
     Создана система стимулирования деятельности активистов физкультурно-спортивного движения.

Культурная сфера столицы
(по информации управления культуры Мингорисполкома)

     Общечеловеческие ценности, идеалы и нормы хоть и имеют общий базис, но и, несомненно, имеют свои сложившиеся национальные и социальные различия. Поэтому мы должны самым активным образом воспитывать молодежь именно на наших идеалах для того, чтобы подрастающее поколение развивалось духовно и являлось высококультурным, в самом широком смысле этого слова, авангардом белорусского общества.
     Несомненно, в этой сфере делается многое. Наша столица обладает богатейшим историко-культурным, нравственным и интеллектуальным наследием и традициями. Историко-архитектурные памятники, музеи, театрально-концертная сфера, культурно-просветительные учреждения, плеяда талантливых, высокопрофессиональных деятелей искусства, создают все возможности для развития духовной жизни минчан.
     В городе имеется развернутая сеть учреждений, в которую входят 12 театров, 120 публичных библиотек, 18 музеев, 36 учреждений клубного типа, 8 высших и средних специальных учебных заведений, 27 детских школ искусств, более 10 концертных организаций и самостоятельных творческих коллективов.
     В городе создано около 2 тысяч коллективов художественной самодеятельности, участниками которых является 31 тысяча человек, в том числе 23 тысячи детей.
     За пять последних лет в городе открыты библиотека № 21, детские библиотеки № 16, 17, детская театральная школа, детская хореографическая школа № 2.
     Капитально отремонтированы: центральная детская и центральная городская библиотека им. Я.Купалы, взрослые библиотеки № 19 и нотно-музыкальная, детские библиотеки №№ 2, 10, 14, Белорусский государственный музыкальный театр, Белорусский государственный театр кукол, детские музыкальные школы №№ 5, 7, 16.
     В настоящее время капитально ремонтируется Новый драматический театр г. Минска, здание Национальной школы красоты, текущий ремонт производится во многих других объектах культуры.
     Каждый год в столице проводится более 50 общегородских культурно-массовых мероприятий, что способствует не только сохранению и развитию национального наследия и традиций, но и воспитывает у населения чувства единства, сплоченности, формирует сознание личной причастности к общественно-значимым событиям в жизни нашего города.
     Ежегодно городские театры обслуживают около 400 тысяч зрителей и показывают более 11 тысяч спектаклей.
     Количество посещений городских библиотек читателями за пять лет выросло с 1,9 до 2,1 млн. раз в год. Число читателей с 300 увеличилось до 330 тыс. человек, а количество книговыдач - с 5 до 6 млн. экземпляров.
     Ежегодно повышается количество выпускников музыкальных, художественных, хореографических школ, поступающих в высшие и средние специальные учебные заведения искусств (со 110 человек в 2001 до 190 в 2006 году).
     Большая работа проводится по увековечению памяти выдающихся деятелей науки и культуры, участников Великой Отечественной войны, что способствует сохранению исторической памяти народа и патриотическому воспитанию молодежи. В последнее время в столице установлены мемориальные доски и бюсты Героям Советского Союза А.М. Кулагину, В.Л. Волгину, Ф.А. Малышеву, Р.Н. Мачульскому, Д. Асаналиеву и дважды Герою Советского Союза, маршалу И.И. Якубовскому, выдающимся деятелям культуры и науки И.П. Шамякину, С.И. Селиханову, Г.В. Заборскому, Р.Н. Кудревич, М.Н. Бельзацкой и многим другим. На открытии архитектурно-скульптурного знака "Беларусь партизанская" присутствовало более 5 тысяч минчан.
     В ноябре этого года на сессии Минского городского Совета депутатов планируется принять программу сохранения и развития культуры столицы на 2006-2010 годы. В ней будут намечены основные цели и задачи, которые необходимо будет решать в этой области, а также определены конкретные действия и мероприятия по сохранению и развитию историко-культурного наследия, музейного и библиотечного дела, народного самодеятельного творчества, театрального и музыкального искусства, совершенствованию деятельности учебных заведений, в сфере международных культурных связей, а также предусмотрено укрепление материально-технической базы культуры и искусства.


АРХИВ ИНФОРМАЦИИ

Информация предоставлена: Управление идеологической работы Мингорисполкома
Дата обновления: 16.10.2006
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016