Главная / Актуальные события / Единый день информирования

  Для заместителей руководителей организаций г.Минска по идеологической работе

Материалы к Единому дню информирования
18 января 2007 года по теме:

"Первый год пятилетки: выполнение решений третьего Всебелорусского народного собрания
(предварительные итоги работы народного хозяйства Республики Беларусь за 2006 год) "

"…Главные целевые ориентиры Беларуси - развитие эффективного правового государства, работающего на благо народа. "Государство для народа, для человека" - вот основной лозунг, которым мы руководствуемся в новом пятилетии".
А.Г.Лукашенко

Введение

     Цели и задачи социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-1010 годы, утвержденные на третьем Всебелорусском народном собрании, определены на основании анализа ее социально-экономического положения, тенденций мирового развития, прогнозных показателей экономического роста соседних государств - основных торговых партнеров Беларуси, прежде всего Российской Федерации, Казахстана, Украины, а также стран ЕС и других региональных интеграционных образований.

     Главная идея пятилетия - повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики.

     Ее девиз - "человек - инновации - благосостояние". Способность адаптироваться к международной конкуренции в современном мире, который быстрыми темпами идет по пути глобализации, становится важнейшим условием успешного и устойчивого развития.

     Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.

     Для ее достижения необходимо обеспечить:
  • рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
  • работу органов государственного управления в интересах человека в целях удовлетворения его потребностей;
  • благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека;
  • опережающее развитие сферы услуг, и, прежде всего, образования, здравоохранения, культуры - основы совершенствования человеческого капитала;
  • внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;
  • осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;
  • повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;
  • инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;
  • расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;
  • национальную безопасность страны.
Приоритеты социально-экономического развития
  • Всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения.
  • Инновационный путь развития экономики, энерго- и ресурсосбережение
  • Наращивание экспортного потенциала страны
  • Развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села
  • Развитие малых и средних городов
  • Жилищное строительство

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА Г.МИНСКА ЗА 2006 ГОД.
(по материалам комитета экономики Мингорисполкома и Минского городского управления статистики)

     Итоги функционирования экономики города Минска в 2006 году характеризуются стабильным ростом промышленного производства, позитивными тенденциями развития других важнейших ее отраслей.

     Промышленные организации города обеспечили рост объёмов промышленного производства за январь-ноябрь 2006 года с учетом малых и подсобных предприятий без учета РУП "Минскэнерго" в размере 113,8% (задание на год 108,5-110,0%). При этом по организациям, подчиненным республиканским органам государственного управления, - 113,4% (прогноз на год - 108,0-109,5%), Минскому горисполкому -111,7% (109,0-110,0%) и юридическим лицам без ведомственной подчиненности - 117,6% (113,0-114,0%).

     Среди отраслей с высоким удельным весом выпуска промышленной продукции наибольший прирост объемов получен в машиностроении и металлообработке, включая промышленность медицинской техники (+15,5%), химической и нефтехимической, включая химико-фармацевтическую (+14,6%), пищевой промышленности, включая мукомольно-крупяную (+12,5%).

     Рост промышленного производства отмечается на преобладающем большинстве предприятий города. Высокие показатели достигнуты на РУП "Минский тракторный завод", ПРУП "Минский автомобильный завод", ОАО "Амкодор", ОАО "Табак-Инвест", КУП "Минский мясокомбинат".

     Объемы запасов готовой продукции на складах по отношению к среднемесячному производству в фактических ценах составили на конец ноября 70,8%, что ниже уровня января-ноября 2005 года (75,9%). По коммунальным предприятиям Минского горисполкома данное соотношение соответствовало 31,6%, юридическим лицам без ведомственной подчиненности - 90,1%.

     Удельный вес новой продукции в общем объеме производства города (без учета РУП "Минскэнерго") составил 23,9% против 19,9 % в январе-ноябре 2005 года. Высокий уровень обновляемости продукции отмечается на ПРУП "Минский автомобильный завод" (36,2%), ОАО "Керамин" (38,8%), ЗАО "Атлант" (60,7 %), ОАО "Горизонт" (69,1%), ОАО "Амкодор" (49,0%) и т.д. На подведомственных горисполкому предприятиях доля обновления составила 11,0%. Низкий уровень освоения новой продукции на предприятиях, являющихся юридическими лицами без ведомственной подчиненности - 2,7%.

     За январь-ноябрь 2006 года темп роста объемов потребительских товаров в целом по городу составил 109,2% (оценка года - 108,8%, задание на год - 108,0-109,0%). За 11 месяцев выпущено потребительских товаров на сумму 3227,8 млрд. рублей, в том числе:

  • по организациям, подчиненным республиканским органам государственного управления, - 106,7% (при годовом задании 107,5-
    108,5%) выпущено потребительских товаров на 2173,3 млрд. рублей;

  • по организациям, подчиненным Минскому городскому Совету депутатов, Минскому горисполкому - 111,2% (при задании на год 109,0-110,0%) на сумму 555,7 млрд. рублей;

  • по юридическим лицам без ведомственной подчиненности - 118,8% (при задании на год 109,0 - 110,0%) на 498,9 млрд. рублей.
     В числе лучших по выпуску потребительских товаров ЗАО "Атлант", ОАО "Гормолзавод №1", ООО "Сивельга", ОАО "Гормолзавод №2", УП "Гормолзавод №3", КУП "Минский мясокомбинат", ПРУП "Минский завод "Термопласт" и ряд других.

     Темп роста объема экспортных поставок товаров за январь-ноябрь 2006 года- 141,3% (прогнозный показатель на год -111,5-112,5%), импорта - 149,2 % (прогнозный показатель на год - 108-109%).

     Розничный товарооборот по всем каналам реализации за январь-ноябрь 2006 года составил 8148,4 млрд. рублей, что больше соответствующего периода прошлого года в сопоставимых ценах на 16,6%, (оценка года - 116,9%, задание на год - 109,2% - 110,7%).

     За январь-ноябрь 2006 года объем платных услуг, оказанных населению через все каналы реализации, составил 2363,2 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 110,4 % к уровню прошлого года (оценка года-110,3%, задание на год-108,0-109,0%).

Предварительные итоги работы торговой отрасли г.Минска за 2006 год.
(по материалам главного управления потребительского рынка Мингорисполкома)

     За 2006 год рост товарооборота через все каналы реализации в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года составил 116,9% (задание 109,2-110,7%). Рост товарооборота предприятий торговли и общественного питания города составил 122,6% в сопоставимых ценах. Рост продажи продовольственных товаров - 116,0%, непродовольственных товаров - 132,0%, рост розничного товарооборота предприятий общественного питания - 114,6% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года.

     В 2006 году на потребительском рынке города сохранилась стабильная ситуация по обеспечению населения всеми группами продовольственных и непродовольственных товаров в широком ассортименте.

     Основным каналом формирования товарных ресурсов являются товары, вырабатываемые отечественными промышленными предприятиями.

     Для увеличения реализации непродовольственных товаров отечественного производства торговыми предприятиями г.Минска постоянно проводятся выставки-продажи, призовые акции, демонстрации моделей, распродажи по сниженным ценам, в 16 торговых предприятиях организованы 70 совместных с отечественными производителями фирменных секций непродовольственных товаров. В 2006 году проведено около 1500 выставок-продаж и расширенных продаж с реализацией непродовольственных, свыше 140 демонстраций коллекций одежды, обуви и трикотажных изделий, в том числе для детей школьного возраста - 35. Проведено 800 рекламных акций более чем в 45 торговых предприятиях с вручением сувениров и призов. Проведено 450 распродаж товаров со снижением отпускных и розничных цен.

     В торговых предприятиях по продаже продовольственных товаров проводилась дегустация новых видов продукции гормолзаводов - 259, мясокомбината - 82, рыбокомплекса - 30, Минскхлебпрома - 70.

     Создана разветвленная инфраструктура потребительского рынка: розничная торговая сеть города Минска располагает 2370 магазинами различных форм собственности и ведомственной подчиненности торговой площадью 423,4 тыс. кв. м. Работает 1526 объектов общественного питания на 117,3 тыс. посадочных мест.

     Функционируют 33 крупных торговых центра с торговой площадью более 76 тыс.кв. метров и 22 рынка, занимающих существенное место в структуре продаж продовольственных и непродовольственных товаров.

     В городе Минске обеспечено выполнение государственных социальных стандартов в области торговли и общественного питания.

     Уровень обеспеченности населения города Минска торговыми площадями значительно выше установленного социального стандарта и составляет 127,5%, т.е. при нормативе 220 кв.м. торговой площади на тысячу человек, фактическая обеспеченность - 280,5 кв. метров.

     Обеспеченность населения местами в общедоступной сети общественного питания составляет 42,2 посадочных места на 1 тыс. человек.

     Формирование торговой сети в городе Минске направлено на то, чтобы торговые организации города имели современный эстетический и технический уровень, высокую степень товарной насыщенности.

     В настоящее время в городе Минске реализуется программа дальнейшего строительства крупных торговых центров формата "супер- и гипермаркет", которая в полном объеме обеспечивает потребности города в торговых площадях.

     Сегодня в столице работают 3 гипермаркета и 1 гипермаркет в Минском районе, супермаркет "Престон" в ТЦ "Maхimus".

     Открытие гипермаркетов прошло в 2 этапа. В 2005 г. в столице открыт гипермаркет "Гиппо" иностранного предприятия "БелВиллесден" с торговой площадью 5772 кв.м. и в Минском районе - гипермаркет "Bigzz" иностранного частного торгового унитарного предприятия "Бениар" с торговой площадью 5100 кв.м. В 2006 году открыты гипермаркет "ProStore" совместного закрытого акционерного общества "Простор Маркет" с торговой площадью 6200 кв.м. и ТЦ "Корона" филиал общества с ограниченной ответственностью "Табак-Инвест" с торговой площадью 6200 кв.м.

     31 декабря 2006 года состоялось торжественное открытие торгового центра "Столица" на площади Независимости.


     Таким образом, прирост торговых площадей магазинов за 2006 год составил 16,6 тыс.кв. м., торговых центров - около 6,8 тыс. кв.м. Количество крупных торговых объектов ежегодно увеличивается в среднем на 5-7%.

     Важнейшие инвестиционные проекты по развитию торговой инфраструктуры на период до 2010 года включены в перечень мероприятий по реализации Программы развития внутренней торговли Республики Беларусь на 2006-2010 годы.

     Активно развивается сеть магазинов у дома и система быстрого обслуживания и недорогого питания. В настоящее время в сегменте продовольственных товаров формат "магазин возле дома" представлен 80 универсамами, 112 гастрономами, 565 магазинами "Продукты" и 56 фирменными магазинами.

     Открыты такие торговые объекты как: фирменные магазины ЗАО ТД "Луч-М" (ул.Сурганова, 88) и "Фабрика здоровья №16 ОАО Агрокомбинат Дзержинский" (ул.Гашкевича, 10), специализированные магазины ИЧУП ТД "Баден" (ул.Сурганова, 29), ООО "Билитис" "Мир ковров" (ул.Беды, 2", СООО Торгово-промышленная группа "ВестОстЮнион" супермаркет для детей "Буслик" (ул.Беды, 2), пиццерия "Актам" (ул.Немига, 40), комплекс из 6-ти объектов в Национальной библиотеке Республики Беларусь, магазин ОДО "Виталюр" (Уручье, 9км), ресторан быстрого обслуживания "Пит Stop", кафе "Амстердам" филиал ООО "Табак-Инвест" (ул.Кальварийская, 24) и другие.

     Это современные магазины, рестораны и кафе, оборудованные с большим вкусом с учетом мировых тенденций в торговле.

     В целом, в текущем году за счет нового строительства открыты: 25 объектов общественного питания на 1366 посадочных мест; 14 магазинов торговой площадью 16,6 тыс.кв.м.; 3 торговых центра площадью 6816 кв.м., в том числе ТЦ "Партизанский" по адресу подземный переход Партизанского проспекта перед универмагом "Беларусь", площадью 1545,7 кв.м./877,8 кв.м.; ТЦ "Дмитриев кирмаш" (ул.Ложинская, 22) 8881 кв.м./4719 кв.м. на 250 торговых мест и ТЦ "Некрасовский" (ул.М.Богдановича, 118) площадью 1229 кв.м. на 60 торговых мест.

     После реконструкции открыты: универсам "Соседи" СООО "Либретик" в ТЦ "Рига" (ул.Сурганова, 50); ресторана "Миллениум" и бар ООО "Кэпитал Компании" (пр.Победителей, 7); кафе "Скиф" ООО "Батат" (пр.независимости, 34); кафе "Рок-Хаус" ИП "Принцесс-казино" АО "Ирада" (ул.Немига, 12), продовольственный магазин ТКУП "Сухаревский" (пос. Боровая); фирменный магазин ОАО "Алеся" (Старовиленский тракт, 131); в два раза увеличены торговые площади универсама "Европейский" СООО "Толми" (пр.Независимости, 117) и др.

     Продолжается формирование розничных торговых структур, работающих по технологии торговых сетей. В 2006 году наблюдается их значительный рост. В г.Минске представлены торговые сети различных форматов: 15 магазинов "Рублевский", сеть магазинов "Тропинка", универсамов "Соседи", "Евроторг" и другие.

     Расширяется сеть магазинов фирменной торговли. В настоящее время функционируют 133 фирменных магазина, в том числе: 56 продовольственных и 77 непродовольственных. В 2006 году согласно решению Мингорисполкома статус "фирменный магазин" присвоен 11 магазинам отечественных товаропроизводителей.

     В развитии непродовольственной торговой сети приоритетная роль принадлежит универмагам и крупным магазинам комплексного спроса в сочетании с сетью специализированных магазинов с углубленным ассортиментом товаров.

     В столице работают: 4 универмага, ряд магазинов комплексного спроса - ДТ "Кирмаш", ДТ "Рамонак", ДТ "Октябрьский", ДТ "Северянка" и другие. Это крупные торговые комплексы, где представлены практически все товарные группы, а также оказывается широкий спектр дополнительных услуг.

     Продолжает увеличиваться число специализированных магазинов: "Обувь" - 41, "Одежда" - 25, "Ткани" - 18, "Трикотаж" - 10, "Детские товары" - 15, "Спортивные товары" - 15, "Ювелирные изделия" - 20, "Мебель" - 114, "Хозтовары", "Стройматериалы" - 113 и др.

     По методу самообслуживания работают 876 магазинов торговой площадью 327,5 тыс.кв.м. или 77,3%. В 2006 году переведены на самообслуживание 36 магазинов торговой площадью 21,8 тыс.кв.м.

     Сформировался спрос на потребительские кредиты. Магазины активно развивают сотрудничество с банками в части "малого" кредитования. Доступность кредитных ресурсов повышает покупательский спрос, особенно на дорогостоящие товары.

     В магазинах и объектах общественного питания г.Минска установлены 860 платежных терминалов для расчетов за товары посредством банковских пластиковых карточек, что позволяет увеличить объем безналичных платежей и скорость оборота денежных средств, а также продвигать различные виды кредитования с использованием пластиковых карточек.

     Одним из важных факторов потребительских предпочтений горожан является парковка автотранспорта на прилегающей к торговым объектам территории. Сегодня 542 магазина и объекта общественного питания располагают бесплатными парковками.

     Установлен оптимальный режим работы магазинов, обеспечивающих максимальную доступность и удобство обслуживания населения, в том числе и в выходные дни. Все торговые организации города работают без обеденного перерыва. Количество магазинов, работающих без выходных, возросло до 845, что составляет 38,1% от их общего числа. Основу торговой сети города составляют универсальные магазины. Режим работы универсамов продлен. Преимущественно они начинают рабочий день в 9.00 и заканчивают в 21.00. С 8.00 работают 243 магазина, с продленным режимом до 22-23 часов - 280 магазинов, круглосуточно - 12 магазинов.

     Успешно работают собственные производства. В настоящее время в 152 магазинах реализуется кулинарная продукция (полуфабрикаты и кулинарные изделия) и в 60 - мучные, кондитерские или хлебобулочные изделия собственного производства. При магазинах работают 108 кафетериев, 52 бара, 6 бутербродных, 4 пиццерии, 19 кафе и 3 ресторана.

     Задание по созданию стабилизационных фондов продовольственных товаров выполнено в полном объеме в установленные Правительством сроки. Для обеспечения бесперебойной торговли созданы запасы продукции животноводства и растениеводства в следующих объемах: говядины 1108 т или 101% к установленному годовому заданию, свинина 1119 т или 140%, масло сливочное 1215 т или 101%, сыр твердый 230 т или 115%, сухие молочные смеси 24 т или 120%, сухое молоко 2000 т или 100%, картофель 28155 т или 101%, овощи 24133 т или 101%, яблоки 1010 или 101%.

     Анализ уровня розничных цен по основным группам товаров показывает, что предприятия-производители г.Минска за отчетный период увеличили отпускные цены в пределах установленного индекса инфляции.

Предварительные итоги работы жилищно-коммунального хозяйства г.Минска за 2006 год.

(по материалам ГП "Управление жилищного хозяйства Мингорисполкома")

     Содержанием и эксплуатацией жилищного фонда в городе Минске занимаются 10 ЖРЭО, 125 ЖЭСов, ЭКУП "СоколКоммунСервис" и 6 коммунальных предприятий.

     В сфере производства и реализации жилищно-коммунальных услуг в городе занято около 15 тысяч человек. На балансе и техническом обслуживании предприятий ГП "УЖХ Мингорисполкома" находится более 28 млн.м. кв. общей площади.

     В планах выполнения работ по текущему ремонту и по обращениям граждан выделены отдельные направления по выполнению планово-предупредительного текущего ремонта кровель, стыков, балконов, фасадов, козырьков и по тепловой реабилитации.
- благоустройство дворовых территорий (с 1997 по 2005 г. благоустроено 2104 дворовые территории, в 2006 году - 302).

     В целях более широкого информирования населения по вопросам эксплуатации и содержания жилищного фонда, благоустройства, оказания бытовых услуг, а также для сотрудничества со средствами массовой информации в ГП УЖХ Мингорисполкома создан пресс-центр.

     Аналогичные пресс-центры созданы в каждом ЖРЭО районов города.

     Основными направлениями в работе пресс-центров являются:

  • организация и проведение "круглых столов" с привлечением общественных формирований;

  • тематические выпуски, посвященные реализации городских программ "Лучший двор", "Лучший балкон", "Лучший подъезд";

  • представление гражданам полезной информации и т.д.
     В целях более полного удовлетворения запросов граждан в системе ГП УЖХ Мингорисполкома создан 31 РСЦ, объединяющий работу 84 ЖЭС.

     Опыт работы расчетно-справочных центров показал их эффективность - исчезли очереди за получением справок, улучшилось качество начислений населению жилищно-коммунальных платежей и, как следствие, по ЖЭС, обслуживаемым РСЦ, практически нет обращений в вышестоящие организации по вопросам начисления оплаты за ЖКУ.

     Наряду с созданием РСЦ УП ЖЭС реорганизовано в УП ЖЭУ. Во всех районах города созданы службы заказчика, что позволило создать договорные отношения между ЖЭС и ЖРЭО, а также дает возможность ЖРЭО не только сформировать финансовую потребность в текущем ремонте, но и выделить его из общего финансирования, определив при этом как объемы технического обслуживания, так и текущего ремонта.

     Ежеквартально проводятся "Дни открытых дверей", ежемесячно "Дни оценки качества" выполняемых работ.

     Вопросы, полученные в ходе данных мероприятий, изучаются и обобщаются, принимаются меры по устранению недостатков.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 года №285 право устанавливать и регулировать тарифы на коммунальные услуги, оказываемые населению (горячее и холодное водоснабжение, канализация, газ электрическая и тепловая энергия, пользование лифтовым оборудованием, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов), пользование жилыми помещениями, техническое обслуживание возложено на Совет Министров Республики Беларусь.

     В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 апреля 2006 года № 505 "Об установлении для населения платы за обслуживание жилых домов, а также цен и тарифов на коммунальные услуги" с 15 апреля 2006 года плата за техническое обслуживание жилых помещений составляет 225 рублей за кв.м. общей площади. Отчисления на капитальный ремонт жилых помещений взимаются в размере 100% от платы за техническое обслуживание жилых помещений (согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2003 №45 "О мерах по повышению эффективности эксплуатации жилищного фонда, объектов коммунального и социально-культурного назначения и защите прав потребителей коммунальных услуг").

     Рост тарифов для населения за декабрь 2006 года к аналогичному периоду 2001 года составляет:
  • техническое обслуживание жилых помещений - рост 18,3 раза;

  • отчисления на капитальный ремонт жилых помещений - рост 36,5 раза (примечание: в 2001 году отчисления на капитальный ремонт жилых помещений составляли 50% от платы за техническое обслуживание жилых помещений).
     Учет платных услуг населению в подведомственных предприятиях системы ГП УЖХ Мингорисполкома осуществляется в соответствии с постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 02.12.2003 №242 "Об утверждении указаний по заполнению и представлению государственной статистической отчетности по платным услугам населению".

     Выполнение платных услуг населению по ГП УЖХ Мингорисполкома составило в 2001 году - 32,9 млрд. руб., в 2006 году (предварительно) - 373,7 млрд. рублей, рост в абсолютных величинах составляет 10,7 раза.

     Выполнение жилищно-коммунальных услуг населению по ГП УЖХ Мингорисполкома составило: в 2001 году - 0,5 млрд. руб., в 2006 году (предварительно) - 355 млрд. рублей, рост в абсолютных величинах составляет 10,9 раза.

     Выполнение бытовых и прочих платных услуг населению по ГП УЖХ Мингорисполкома составило в 2001 году - 0,5 млрд. руб., в 2006 году (предварительно) - 5,7 млрд. рублей, рост в абсолютных величинах составляет 11,4 раза.

     Ввод в эксплуатацию общей площади после капитального ремонта жилищного фонда составил: 2001 год - 196,4 тыс. кв.м., 2006 год (предварительно) - 418,4 тыс. кв.м., рост составляет 2,1 раза.

Предварительные итоги работы ТКУП "Минсктранс" за 2006 год
(по материалам КУП "Минсктранс")

     Городской транспорт выполняет коммуникационную функцию, а именно, связывает основные элементы города: жилые районы, места работы, культурные, бытовые и торговые пункты, зоны отдыха.

     Услугами городского и пригородного коммунального пассажирского транспорта ежедневно пользуется более 2 млн. человек.

Несмотря на высокую степень автомобилизации, достигшую в настоящее время 230 автомобилей на тысячу жителей (или 4-х кратный рост за последние 15 лет), предоставляемые в рамках городского заказа транспортные услуги востребованы населением. Они соответствуют возросшим требованиям к уровню транспортного обслуживания, а работа пассажирского транспорта общего пользования отличается гибкостью.

     В настоящее время в городе организована работа коммунального пассажирского транспорта на 170 автобусных, 68 троллейбусных, 10 трамвайных маршрутах, 2 линий метро. Протяжённость маршрутов составляет, соответственно, 1987,1 км, 720,5 км, 97,1 км и 27,6 км. Максимальный выпуск транспортных средств в городе составляет 889 автобусов, 849 троллейбусов, 118 трамвайных вагонов, 181 вагон метрополитена. На 187 пригородных маршрутах по будним дням предусмотрена работа 132 единиц автобусов, протяжённость маршрутов - 6 318,4 км. На 105 междугородных и 14 международных маршрутах предусмотрена работа, соответственно, 123 и 8 единиц подвижного состава, общая протяжённость маршрутов - 17 509,0 км и 12 365,0 км.

     Комфортное обслуживание пассажиров обеспечивается выводом из эксплуатации подвижного состава устаревшего типа и заменой его на современные модели.

     В 2006 году предприятие получило 364 автобуса "МАЗ-10З, -105, -152062", "Неман-52012", 20 трамваев и 101 троллейбус. При этом преследуется цель обеспечить до 2010 года вывод из эксплуатации подвижного состава, имеющего возраст старше 15-ти лет.
     Подвижной состав для городских перевозок комплектуется двигателями "Мерседес" стандарта Евро-3, полностью соответствующими современным экологическим требованиям, которые планомерно ужесточаются Правилами ЕЭКООН.

     Планируется строительство троллейбусной линии по ул. Горецкого на участке от ул. Алибегова до ул. Одинцова, которое позволит не только расширить географию транспортной связи микрорайонов Юго-Запад, Сухарево, Запад, но и обеспечить подвоз пассажиров ко 2-ой линии метрополитена.

     Организована работа новых маршрутов городского пассажирского транспорта в районах новостроек ("Лошица", "Сухарево", "Красный Бор").

     Анализ работы коммунального пассажирского транспорта свидетельствует, что последнее время наметилось устойчивое увеличение потока пассажиров по линиям метрополитена. Это вызвано продлением действующих линий и открытием дополнительных станций.

     В декабре 2006 года начаты работы по строительству участков первой линии от станции "Институт Культуры" до станции "Петровщина". В 2007 году планируется ввод в эксплуатацию участка первой линии - станций "Борисовский тракт" и "Уручье". Ввод в эксплуатацию участка первой линии - станций "Грушевка", "Михайлово" и "Петровщина" - намечен на 2011 год. В настоящее время эксплуатационная длина линий Минского метрополитена в двухпутном исчислении составляет 27,62 км с 23 станциями и пересадочным узлом. Интервал движения в часы "пик" на первой линии составляет 2 минуты, на второй - 2,5 минуты. На перспективу развития утверждена схема метрополитена в составе трёх линий общей протяжённостью 59 км с сорока пятью станциями и тремя электродепо.
     Регулярность движения достигается постоянным анализом данных по числу перевезенных пассажиров и соответствующей корректировкой расписаний движения, а также постоянным разъяснением водителям важности этого момента. Контроль осуществляют специалисты предприятия.

     Безопасность перевозок обеспечивается своевременным обновлением подвижного состава, исправностью транспортных средств, тщательным подбором водителей, а также поддержанием и ростом квалификации водительского состава и других работников предприятия.

     Из 1682 автобусов оборудовано радиоинформатором с табло "Бегущая строка" в салоне - 336 ед., автоматическим речевым информатором - 674 ед., устройством для перевозки инвалидов на коляске - 5 ед.

     Из 980 троллейбусов оборудовано радиоинформатором с табло "Бегущая строка" в салоне - 109 ед., автоматическим речевым информатором- 298 ед.

     На предприятии эксплуатируется 519 низкопольных автобусов и 138 низкопольных троллейбусов.

     Радиоинформаторами в комплекте с табло "Бегущая строка" в салоне оборудованы 10 трамваев.

     Предприятием приобретается и в дальнейшем ежегодно планируется приобретать порядка 60% городских автобусов и троллейбусов с низким уровнем пола.

     Во исполнение Плана мероприятий по разработке государственной целевой программы "Безбарьерная среда жизнедеятельности физически ослабленных лиц" на 2007-2010 г.г. КУП "Минсктранс" проведен анализ эксплуатирующихся в предприятии транспортных средств на предмет укомплектования оборудованием, улучшающим условия перевозок физически ослабленных лиц.

     В филиале КУП "Минсктранс" "Автобусный парк №4" находятся в эксплуатации пять автобусов МАЗ-103 производства РУП "МАЗ" "АМАЗ" для перевозки инвалидов-колясочников оборудованных регулируемым уровнем пола, откидной площадкой для посадки пассажиров в инвалидных колясках, специальной накопительной площадкой в салоне, дополнительными поручнями.

     РУП "МАЗ" "АМАЗ" осваивает серийный выпуск новой модели низкопольного городского автобуса МАЗ-203, который имеет возможность наклона пола до уровня покрытия остановочного пункта. Предприятие планирует закупку таких автобусов начиная с 2007 года.

     Привлекательный образ предприятия обеспечивается вежливостью водителей, чистотой в салоне и аккуратностью внешнего вида подвижного состава, доступностью оказываемых услуг. С целью повышения качества обслуживания населения создаются "Маршруты высокой культуры".

     Предприятием предоставляется льготное обслуживание различных социальных групп населения с возмещением затрат за счет местного бюджета во внутригородском сообщении и в сообщении "Минск-пригородная 50-ти километровая зона". Правом бесплатного проезда пользуются 7,9% населения г.Минска.

Предварительные итоги работы системы социальной защиты граждан в городе Минске

(по материалам комитета по труду и социальной защите Мингорисполкома)

     По результатам работы народного хозяйства г. Минска за 11 месяцев 2006 года номинальная среднемесячная заработная плата составила 744,7 тыс. руб., что на 5,0% выше установленного задания, в том числе за ноябрь - 788,7 тыс. руб. (369 долл.) или на 0,2% ниже задания. Реальная заработная плата за указанный период увеличилась на 18,1%. За декабрь 2006 года среднемесячная заработная плата составила 390 долл.США (в декабре 2005 г. - 339 долл. США).

     Анализ уровня оплаты труда работников хозрасчетных коммунальных предприятий, подведомственных горисполкому, показал, что среднемесячная заработная плата работников за 11 месяцев 2006 года составила от 460,6 тыс. руб. (УП "Киновидеопрокат") до 1266,7 тыс. руб. (аппарат концерна "Минскстрой") или 215-592 долларов США в эквивалентном размере.

     Установленные коммунальным организациям показатели по росту заработной платы в основном выполнены.

     По отдельным отраслям среднемесячная заработная плата работников за ноябрь 2006 года составила: в промышленности - 775,2 тыс. руб. (362 долл.), строительстве - 953,5 тыс. руб. (445 долл.), связи -902,5 тыс. руб. (421 долл.), на транспорте - 800,1 тыс. руб. (374 долл.). Среднемесячная заработная плата работников бюджетных организаций г.Минска за 11 месяцев 2006 года составила 668,6 тыс. руб., что на 6,0% выше установленного задания, в т. ч. за ноябрь - 708,2 тыс. руб. (331 долл.) или на 1,2% выше задания, а реальная заработная плата увеличилась на 18,1%. При этом средняя заработная плата по бюджетной сфере за счет внебюджетных источников за 11 месяцев 2006 года составила 63,6 тыс. руб., что на 53,3% выше установленного задания, в т. ч. за ноябрь - 73,8 тыс. руб. или на 67,7% выше задания.

     Установленные коммунальным организациям показатели по росту заработной платы в основном выполнены.

     За 11 месяцев 2006 года темпы роста производительности труда в целом по промышленности города в фактических ценах составили 122,7%. Вместе с тем, темпы роста номинальной заработной платы работников отрасли за 11 месяцев 2006 года достигли 127,3%.

     Среди коммунальных организаций за счет значительного увеличения объема выполненных работ в текущем году по сравнению с предыдущим периодом, опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы удалось достичь УП "Белкоммунмаш" - на 85 пунктов, ОАО "Электроремонтный завод" - на 9,3 пункта, КПУП "Гормолзавод № 3" - на 0,4 пункта.

     На 01.01.2007 на учете в органах социальной защиты города Минска состоит 373216 получателей пенсий. За 2006 год количество пенсионеров выросло на 8854 (на 01.01.2006 на учете состояло 364362 получателя пенсий).

     За указанный период средний размер пенсии увеличился на 31,4% - что составило 227992 рублей (январь 2006 года) до 299671 рубля (январь 2007 года).

     Соотношение средней пенсии и бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения составляет 176,7 % (исходя из бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах июня 169600 руб., применяемого при исчислении размеров пенсий и пособий).

     Органами социальной защиты города Минска за 2006 год назначено более 28 тыс. пенсий. Перерасчитано по обращению граждан более 23 тыс. пенсий.

     За 2006 год произведено шесть массовых перерасчетов пенсий в связи с изменением параметров расчета: три - в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума и три - по Указам Президента Республики Беларусь в целях усиления социальной защиты пенсионеров.

     Расходы на выплату пенсий и пособий за 2006 год составили 1195,0 млрд. рублей.

     Финансирование выплаты пенсий и пособий производится своевременно, выплата осуществляется в установленные сроки.
     Из городского бюджета ежемесячно производятся доплаты отдельным категориям жителей г.Минска в соответствии с Мероприятиями по адресной социальной помощи, утвержденными решением Мингорсовета № 210 от 31.12.2005. Всего указанные доплаты получают 11280 жителей г. Минска.

     В г.Минске соблюдены стандарты в области социального обслуживания населения, принятые постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003 № 724 "О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики". В городе продолжают работу Минский городской центр социального обслуживания семьи и детей и в каждом административном районе - территориальный центр социального обслуживания населения (далее - Центры).

     В настоящее время в г. Минске проживает 16970 одиноких пенсионеров, из них социальными услугами на дому в городе пользуется 3368 человек.

     В целом по городу, по сравнению с январем 2006 года, количество пожилых людей и инвалидов, пользующихся социальными услугами на дому, увеличилось в 2,2 раза.

     С целью совершенствования системы государственной социальной поддержки населения в г. Минске реализуются Мероприятия по адресной социальной помощи отдельным категориям жителей г. Минска. Данная программа является адресной, учитывающей потребности конкретных категорий граждан и региона, предусматривает целевое финансирование.

     На реализацию Мероприятий в 2006 году выделено 18,1 млрд. рублей. В настоящее время утвержден проект программы на 2007 год, на реализацию которого предусмотрены средства в размере 21 млрд. рублей.

     В соответствии с действующим законодательством в городе Минске в течение шести лет реализуется программа адресной социальной помощи отдельным категориям семей и одиноких лиц.

     За 11 месяцев 2006 года государственная адресная социальная помощь в виде ежемесячного социального пособия оказана 1798 семьям и одиноким гражданам (всего 4150 чел.) на общую сумму 374,2 млн. рублей. Единовременное социальное пособие назначено 21 семье и одиноким гражданам (45 чел.) на общую сумму 5,0 млн. рублей.

     Средний размер ежемесячного социального пособия, в расчете на одного получателя, в целом по г. Минску составил 30,1 тыс. рублей.
В соответствии с решением Мингорисполкома от 20.06.2001 № 797 "Об организации питания малообеспеченных граждан города Минска" бесплатное питание в минувшем году предоставлено 3309 гражданам на общую сумму 120,2 млн. рублей.

     Ежегодно в бюджете г.Минска предусматриваются средства для обеспечения инвалидов техническими средствами социальной реабилитации. За 2006 год для инвалидов города приобретено 50 автомобилей "Таврия" и 42 автомобилей других марок с зачетом суммы установленной льготы на общую сумму 564,1 млн. рублей. Для инвалидов по зрению и слуху приобретено 1010 единиц тифлотехнических средств (магнитолы, брайлевские часы, часы и телефоны с синтезатором речи, телефоны с усилителем звука) на общую сумму 77,3 млн. рублей.

     Протезно-ортопедическими изделиями и реабилитационными приспособлениями обеспечены 14,7 тыс.чел; на сумму 2 607,5 млн. рублей. В целях максимального удовлетворения потребности ветеранов в проведении ремонта жилья, в соответствии с решением Мингорисполкома от 27.07.2006 № 1490, администрациям районов г. Минска выделено 158,71 млн. рублей для финансирования в 2006 году текущего ремонта 237 квартир (домов) одиноких и одиноко проживающих ветеранов Великой Отечественной войны.

Предварительные итоги работы системы здравоохранения г.Минска в 2006 году
(по материалам комитета по здравоохранению Мингорисполкома)

     Медико-социальная помощь людям пожилого возраста в городе Минске, численность которых составляет свыше 270 тысяч человек, обеспечивается всей системой здравоохранения, включающей в себя городской гериатрический центр, стационарные, амбулаторно-поликлинические учреждения и диспансеры.

     Для оказания медико-социальной помощи социально незащищенным категориям граждан пожилого возраста в городе Минске организовано 30 гериатрических кабинетов, в которых только за отчетный период проконсультировано свыше 70 000 человек.

     Заболеваемость лиц старше 60 лет в 2006 году составила 345570 и к соответствующему уровню 2005 года снизилась на 10,1%. Снизилось так же и число лиц, стоящих на диспансерном учете на 5.4%.

     Под динамическим наблюдением в лечебно-профилактических учреждениях находится 76% от общей численности населения в возрасте старше 60 лет, что характеризует высокий уровень и полноту охвата медико-социальной помощью населения "третьего возраста".

     Особое внимание органами здравоохранения уделяется вопросам медико-социальной защищенности одиноких граждан пожилого и старческого возрастов в целях улучшения качества и продолжительности их жизни, ежеквартально проводятся диспансерные осмотры. Так, по состоянию на 01.10.2006, нуждалось в диспансерных осмотрах 10135 человек, осмотрено 9892 человека, что составляет 97,6%, в т.ч. 1069 человек, нуждавшихся в постороннем уходе.

     В этот же период в палаты, предназначенные для ветеранов Великой Отечественной войны и госпиталь инвалидов войны, госпитализировано 678 одиноких граждан пожилого возраста.

     В соответствии с приказом комитета по здравоохранению Мингорисполкома № 147 от 14.03.2006 "Об организации работы государственного учреждения больниц паллиативного ухода "Хоспис" открылся стационарный хоспис для взрослых на 30 коек, с выездной надомной службой, который стал еще одним звеном в службе помощи людям пожилого возраста, страдающими онкологическими заболеваниями. В настоящее время на дому хосписом обслуживается 87 больных. В ближайшей перспективе комитет по здравоохранению Мингорисполкома планирует организацию отделения сестринского ухода на базе железнодорожной больницы, которая с 1 января 2007 года будет передана в муниципальную собственность.

     В учреждениях здравоохранения развернуто 34 дневных стационара на 689 коек. От числа пролеченных в дневных стационарах численность лиц в возрасте 60 лет и старше составила свыше 12 000 человек, что составляет 52%. В стационарах на дому в возрасте 60 лет и старше пролечено до 1500 человек.

     Во всех учреждениях здравоохранения города организованы "Школы здоровья пожилых людей", в которых приняло участие свыше 4000 человек. В стационарах города организованы "Школы здоровья третьего возраста", прочитано 870 лекций, обучено -5861 человек.

     За 2006 год в Минском городском гериатрическом центре обследовано более 2000 больных по методике "Скрининг ИБС" с использованием опросника Роузе. Для лечебных учреждений подготовлено и распространено методическое пособие "Опросник Роузе" по выявлению больных с ишемической болезнью сердца.

     Врачом-гериатром на консультативных приемах принято 2821 человек, сделано 38 активных посещений к одиноким пожилым людям по заявкам врачей и социальных работников. Проверены 15 городских поликлиник в целях оказания организационно-методической помощи. По вопросам психологической помощи за отчетный период обратилось 1184 человек, в том числе на "Информационную линию" - 786 человек.

     Дальнейшее развитие получили стационарозамещающие технологии: активно работают дневные стационары городских поликлиник. На 01.12.2006 функционирует 1507 коек дневного стационара, пролечено 83295 больных. Средние сроки пребывания в дневном стационаре поликлиник составил 6,9 дней.

     В хирургическом отделении 2-й городской клинической больницы организованы 10 коек, где отрабатывается технология "хирургия одного дня". На данных койках лечение получают пациенты с доброкачественными новообразованиями кожи, подкожножировой клетчатки, молочной железы, варикозной болезнью. Сроки пребывания на данных койках составляет 1-3 дня.

     В течение 2007г. в ряде клинических больниц при приемных отделениях будут открыты диагностические койки, также с целью определения показаний к госпитализации в диагностически сложных случаях и купирования пароксизмальных состояний, кризов, без последующей госпитализации в специализированные отделения.

Предварительные итоги работы системы образования г.Минска за 2006 год
(по материалам комитета по образованию Мингорисполкома)

     Доступность и качество образования, наличие условий для его непрерывности напрямую связаны с качеством жизни, возможностями профессиональной и личностной самореализации.

     Основная задача системы столичного образования - обеспечение государственных гарантий равных возможностей получения качественного образования для всех категорий юных минчан, а также разработка новых стратегий работы с одарёнными детьми.

     В Минске 810 учебных заведений разных типов и уровней: от дошкольных до высших. В них обучается и воспитывается почти четверть населения столицы: 430 тысяч учащихся, воспитанников, студентов. В ведении комитета по образованию Мингорисполкома находится 754 образовательных учреждения, в числе которых 423 - дошкольного образования, 251 общего среднего образования, 27 учреждений профессионально-технического образования, 22 - внешкольного образования и воспитания.

     Первой ступенью национальной системы образования Республики Беларусь является дошкольное образование. В Минске около 98% детей посещают детские сады. Это самый высокий показатель на постсоветском пространстве.

     В г.Минске 423 дошкольных учреждения общеразвивающего назначения, 3 центра развития ребенка, 163 дошкольных учреждения компенсирующего и комбинированного назначения, 17 санаторных дошкольных учреждений, 11 специальных дошкольных учреждений.

     Все детские сады имеют спортивные залы, треть - плавательные бассейны. В режим дня дошкольников включены профилактические оздоровительные процедуры в физиотерапевтических, массажных кабинетах, саунах, фитобарах и т.д. Как результат, снижается уровень заболеваемости детей, посещающих дошкольные учреждения.

     Подготовкой пятилеток к школе в детских садах города охвачено 100% будущих первоклассников, благодаря чему обеспечиваются равные стартовые возможности для начала их обучения в школе.

     В настоящее время учебная сеть Минска представлена широким разнообразием типов школ, профилей и уклонов обучения, учреждений дополнительного образования. В результате развития процессов внутренней и внешней дифференциации каждый второй минский школьник обучается в классах с преподаванием предметов на углубленном, повышенном или профильном уровне. На старшей ступени школы этот показатель составляет почти 80%.

     Количество школ нового типа (лицеев, гимназий) увеличилось почти на 57 % и составляет 38.

По итогам 2005-2006 учебного года:

  • 273 выпускника 11-х классов награждены медалями, в том числе 206 человек - золотой медалью, 67 человек - серебряной.

  • 293 выпускника 9-х классов награждены свидетельствами с отличием.
     Полноправной составляющей образовательного пространства города является профессионально-техническая школа, которая играет значительную роль в социально-экономическом комплексе Минска. И это понятно: от 60 до 80% рабочих мест на столичных предприятиях занимают выпускники наших профтехучилищ.

     Сегодня в белорусской столице функционирует 27 учреждений профессионально-технического образования. Половина из них - профессиональные колледжи и лицеи. Более трети учебных заведений включены в систему непрерывного образования: ПТУЗ - ССУЗ - ВУЗ.

     В настоящее время учреждения профтехобразования готовят рабочих и специалистов для всех отраслей экономики города по 142 профессиям, 85% из них являются интегрированными, 10% позволяют выпускникам заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, что вполне соответствует современному состоянию рынка труда. Всем выпускникам предоставляется гарантированное первое рабочее место. Почти 90% учащихся трудоустраиваются в соответствии с полученной квалификацией.

     Подтверждают свой статус профессиональные лицеи и колледжи: 70% их выпускников продолжают непрерывное обучение в техникумах и ВУЗах, а 50% выпускников колледжей дальнейшее обучение в ВУЗах совмещают с работой по специальности. Система ПТО является жизнеспособной, гибкой, личностно ориентированной, адекватно реагирующей на рынок труда, а престижность профессионального образования среди горожан стала очень высокой.

     Успешно решается в городе государственная задача сохранения и развития интеллектуального ресурса нации, реализуется программа "Одарённые дети".

     Для этого в Минском городском институте повышения квалификации создан отдел методик работы с одарёнными детьми. Научное обеспечение осуществляется кафедрами психологии и современных технологий образования института.

     Сложившаяся система работы уже даёт свои результаты. В Минске широко развито олимпиадное движение, в которое включены учащиеся 5-11 классов. В отдельных районах проводятся олимпиады в начальной школе, а также по предметам, не включенным в учебный план. Ежегодно проводятся олимпиады по 17 общеобразовательным предметам. В среднем на разных этапах в них принимает участие около трети учащихся минских школ и профессионально-технических учебных заведений.

     Расширяется направленность научно-исследовательской деятельности школьников, научно-практические конференции старшеклассников проходят по 26 направлениям. Среди них есть и такие, которые выходят за рамки школьных программ: социология, этнография, культурология, правоведение и другие.

     По итогам республиканских предметных олимпиад 2005-2006 учебного года 137 учащихся г.Минска награждены дипломами, 18 - похвальными отзывами (дипломы 1 степени - 38 чел., дипломы 2 степени - 45 человек, дипломы 3 степени - 54 чел.). Команда учащихся г.Минска в очередной раз заняла первое место в республике по результатам предметных олимпиад.

     Неуклонно растёт количество выпускников минских школ, продолжающих обучение в вузах. В 2005 году этот показатель составил 72 %. От 40 до 60 % выпускников поступают в вузы по профилю обучения. Минская школа - это уже своеобразная марка, известная как в республике, так и за её пределами.

     Стремительно развивается в Минске процесс интеграции в образование информационных технологий. В настоящее время все учреждения обеспечены современной компьютерной, мультимедийной проектной техникой, цифровым оборудованием, подключены к Интернету, половина - по высокоскоростными линиям.

     Решена важнейшая задача: создание единого информационного образовательного пространства столицы. Все учреждения имеют свои сайты, объединенные в единую городскую систему. Учебные заведения включены в систему открытого образования.

     В Минске реализуются международные образовательные проекты, направленные на повышение профессиональных компетенций педагогов. Широкое распространение в городе получил проект "Step bay step", российско-белорусский проект "Учимся и учим культуре мира" в рамках программы ЮНЕСКО. В отдельных учреждениях реализуются совместные проекты: белорусско-ирландский, белорусско-португальский, французско-польско-белорусский, белорусско-шведские и другие.

     В 2006г. особое внимание уделялось работе с руководителями учреждений образования, с резервом руководящих кадров, профильной и предпрофильной подготовке педагогов столицы; идеологическому активу; работе с приемными родителями, воспитателями интернатных учреждений сиротской категории и пр.

     Уже в 1-м полугодии 2006/2007 учебного года проведено 4 целевых и 1 базовые курсы соответствующей тематики с охватом более 300 слушателей.

     Необходимым условием для реализации задач "Программы развития образования г. Минска до 2010 года" является подготовка руководящего состава учреждений образования. На городском уровне разработана система подготовки резерва руководящих кадров. В течение 2006 года продолжил работу клуб директоров "Диалог", деятельность которого направлена на создание имиджа современного руководителя. На данном этапе МГГИПК и ПКО совместно с Академией управления при Президенте Республики Беларусь продолжается разработка программы квалификационной оценки руководителя учреждения образования.

     По-прежнему актуальным направлением системы повышения квалификации столицы является решение вопросов комплексной информатизации образования столицы.

     Разработана автоматизированная база данных по педкадрам столицы. Создана база данных "Паспорта здоровья" - совместный проект комитета по образованию Мингорисполкома, комитета по здравоохранению Мингорисполкома и городского Центра эпидемиологии и гигиены. Функционирует автоматизированная база данных общеобразовательных программных продуктов. Разработан комплекс рекомендаций по работе в сети Интернет. Благодаря проведению мероприятий, направленных на повышение информационной культуры педагогов, сегодня в системе образования столицы 97% педагогических кадров овладели компьютерной грамотностью. Активно проходят обучение информационным технологиям педагоги дошкольных учреждений. Сегодня для дальнейшей активизации этой работы функционирует трехуровневая система подготовки педагогических и управленческих кадров.

АРХИВ ИНФОРМАЦИИ

Информация предоставлена: Управление идеологической работы Мингорисполкома
Дата обновления: 11.01.2007
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016