Главная / Актуальные события / Единый день информирования

  Для заместителей руководителей организаций г.Минска по идеологической работе

МАТЕРИАЛЫ КО ДНЮ ЕДИНЕНИЯ НАРОДОВ БЕЛАРУСИ И РОССИИ, 2 АПРЕЛЯ 2007 ГОДА

"О ходе строительства Союзного государства"

(по материалам Представительства Постоянного Комитета
Союзного государства в г.Минске)

2 апреля 1996 года в Москве, основываясь на исторически сложившейся общности судеб белорусского и российского народов, опираясь на их волю к дальнейшему сближению, Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко и первый Президент России Борис Николаевич Ельцин подписали Договор о Сообществе Беларуси и России, который положил начало процессу широкомасштабной интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации на новой основе, как двух независимых суверенных государств. Этот день вошел в нашу историю как День единения народов Беларуси и России. С этой знаменательной даты началась целенаправленная работа по строительству нового Союза Беларуси и России.

Ровно через год, 2 апреля 1997 года Республика Беларусь и Российская Федерация подписали Договор о Союзе Беларуси и России. Основной целью Союза, как зафиксировано в Договоре, является укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между Беларусью и Россией в политической, экономической, социальной и других областях, устойчивое социально-экономическое развитие государств-участников на основе объединения их материальных и интеллектуальных потенциалов, использования рыночных механизмов функционирования экономики, повышение уровня жизни народов.

Важным этапом на пути становления и развития отношений Республики Беларусь и Российской Федерации явилось подписание 25 декабря 1998 года Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России, Договора о равных правах граждан, Соглашения о создании равных условий субъектам хозяйствования и протокола к нему. В этих документах президенты двух стран твёрдо заявили о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в союзное государство при сохранении национального суверенитета государств-участников Союза. Одновременно были определены основные направления интеграционной работы в экономической и социальной сферах.

8 декабря 1999 года подписан Договор о создании Союзного государства и Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Эти документы открыли путь для выхода на качественно новый уровень единения двух наших братских стран и народов.

Таким образом, в 1996-1999 годах Республика Беларусь и Российская Федерация добились впечатляющей динамики развития интеграционного процесса, ежегодно выходя на подписание новых важных документов, закрепляющих все более высокие этапы единения.

За прошедшие 11 лет сделано немало по сохранению и развитию отношений дружбы, сотрудничества и добрососедства Республики Беларусь и Российской Федерации, белорусов и россиян.

Состояние строительства Союзного государства.
  1. В организационно-правовой сфере.

    В соответствии с Договором с 2000 года сформированы и функционируют Высший Государственный Совет, Совет Министров и Постоянный Комитет Союзного государства.

    За 2000-2006 годы состоялось 11 заседаний Высшего Государственного Совета Союзного государства, рассмотрено 106 вопросов, принято 91 постановление, 4 директивы и 4 Декрета.

    Широкий круг интеграционных проблем рассматривается и решается Союзным правительством. В 2000-2006 годах состоялось 25 заседаний Совета Министров Союзного государства, на которых рассмотрено свыше 450 вопросов по различным направлениям союзного строительства. Принято 272 постановления, 10 директив и 13 резолюций. Абсолютное большинство принятых высшими органами Союзного государства решений выполнено.

    Образованы и работают также Пограничный и Таможенный комитеты, Комитет по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства. Эти органы состоят из представителей соответствующих республиканских и федеральных органов Беларуси и России и периодически собираются на свои заседания, где рассматриваются и решаются вопросы союзного строительства в соответствующих сферах.

    Создана Телерадиовещательная организация Союзного государства, которая действует на постоянной основе.

    По другим направлениям работа ведется через совместные коллегии министерств и ведомств Беларуси и России с вынесением вопросов, требующих решений на уровне правительств и Глав государств, соответственно на заседания Совета Министров и Высшего Государственного Совета Союзного государства.

    Функции Парламента Союзного государства сегодня выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

    Исполнение бюджета Союзного государства осуществляется через финансовые органы двух государств и Постоянный Комитет. Контроль правильности расходования союзных средств проверяют Счетная палата России и Комитет государственного контроля Республики Беларусь.

    Большая работа проведена по унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации. В настоящее время многие положения Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов Республики Беларусь аналогичны положениям соответствующих правовых актов Российской Федерации. Правовые нормы Хозяйственно-процессуального Кодекса Республики Беларусь и Арбитражно-процессуального Кодекса Российской Федерации в основном унифицированы и противоречий не содержат. Многое сделано по унификации и гармонизации таможенного законодательства, сближению правовой базы в сфере банковской деятельности.

  2. В экономической сфере.

    Приоритетным направлением интеграции на данном этапе является формирование единого экономического пространства. План работы в этом направлении фактически изложен в Программе действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства, а также Плане совместных действий по введению единой денежной единицы.

    Экономическая сфера.

    1. Реализуется система мер по сближению социальных и макроэкономических показателейэкономического развития двух государств. Проводится мониторинг этих показателей в обоих государствах и введена соответствующая статистика.

    Разработаны методические рекомендации по формированию, обоснованию и применению единых показателей и индикаторов государственного регулирования экономики Республики Беларусь и Российской Федерации. Ежегодно разрабатываются и реализуются:
    • прогнозы социально-экономического развития Союзного государства;
    • прогнозные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции Союзного государства;
    • балансы топливно-энергетических ресурсов Союзного государства.

    Высшим Государственным Советом утверждены Концептуальные основы и прогнозные оценки социального развития Союзного государства (социально-трудовой аспект).

    Ежегодно разрабатываются и осуществляются совместные мероприятия по реализации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о проведении единой структурной промышленной политики.

    Таким образом, закладываются основы единой системы регулирования экономики на макроуровне.

    2. Целенаправленно ведется работа по формированию Таможенного Союза Беларуси и России.

    Следует отметить, что по этому направлению сформирована достаточно полная правовая база: в 1992 году между Республикой Беларусь и Российской Федерацией заключено Соглашение о свободной торговле, в 1995 году правительствами двух государств подписан Протокол о введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Российской Федерацией и Республикой Беларусь и Соглашение о Таможенном Союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. 29 января 2001 года подписано межправительственное Соглашение о завершении унификации и создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования в Союзном государстве. Подписаны также некоторые другие, сопутствующие этим основополагающим соглашениям, документы, регламентирующие интеграцию двух государств в экономической сфере.

    До января 2007 года во исполнение этих договоренностей Республика Беларусь и Российская Федерация не применяли таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, на экспорт или импорт товаров, происходящих из их таможенных территорий. Т.е. торговля отечественными товарами осуществлялась беспошлинно. Хотя отдельные нетарифные ограничения во взаимной торговле имели место, что являлось предметом рассмотрения Комиссии по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства. Вместе с тем, с введением Правительством Российской Федерации таможенной пошлины на поставляемую из России в Республику Беларусь нефть создан опасный прецедент нарушения положений основополагающих договоренностей, определяющих уровень интеграции в экономической сфере.

    Ведется работа по подготовке к проведению единой торговой и таможенно-тарифной политики в отношении третьих стран и международных организаций и объединений и формированию единого таможенного пространства. Практически унифицированы торговые режимы, применяемые в торговле с третьими странами. В основном унифицированы правила и критерии определения страны происхождения товаров и их таможенной стоимости, таможенных режимов, порядок таможенного оформления и контроля, меры экспортного контроля, порядок перемещения иностранной валюты.

    В целях унификации мер тарифного регулирования постоянно проводится работа по согласованию уровня ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин на товары, происходящие из третьих стран, и формированию общего Таможенного тарифа. Введена десятизначная Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) основанная на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной торговой организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ. Имеющиеся сегодня расхождения в ставках таможенных пошлин касаются чувствительных для экономики Беларуси и России товаров, и как признано они не наносят ущерба экономическим интересам Сторон.

    Значительно сокращены различия в перечне товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования.
    Таможенным комитетом Союзного государства разработан и осуществлен комплекс мер по обеспечению единства управления таможенными службами, организации надежного контроля на внешних границах, развитию Таможенной инфраструктуры на внешней границе, ведению таможенной статистики внешней торговли в Союзном государстве, борьбе с таможенными правонарушениями, созданию совместной технологии осуществления валютного контроля.

    Большая работа проведена по обустройству таможенной инфраструктуры в рамках Программы первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь. Программа решает задачу строительства восьми пограничных пунктов таможенного оформления (ППТО) на территории Республики Беларусь. Завершается работа по реализации союзной программы "Создание Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства", которая также имеет большое значение для формирования и функционирования единой таможенной территории.

    Таким образом, Стороны имеют все возможности в достаточно короткие сроки завершить работу по достижению более высокого этапа экономической интеграции - таможенного союза.

    3. Пройдена значительная часть пути по формированию правовых основ финансовой системы Союзного государства, созданию условий для введения единой денежной единицы Союзного государства. Эта работа проводится в рамках Плана совместных действий по введению единой денежной единицы. Данный вопрос регулярно рассматривается на заседаниях Союзного Правительства и Высшего Государственного Совета.

    В 2000 году подписано межгосударственное Соглашение о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра. Одновременно правительствами и национальными банками двух государств подписано Соглашение по созданию условий для введения единой денежной единицы. Данные соглашения вступили в силу 30 мая 2001 года. В их развитие подписаны межбанковский Кредитный договор и межправительственное соглашение о предоставлении Республике Беларусь государственного кредита, а также ряд документов по унификации правил деятельности банковских систем.

    Подготовлен и парафирован проект Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации об использовании рубля Российской Федерации в качестве единственного законного платежного средства на территории Республики Беларусь, также подготовлен и согласован ряд проектов сопутствующих межправительственных и межбанковских договоров и соглашений. Создан и действует Межбанковский валютный coвет.

    В настоящее время существенно сближены количественные параметры денежно-кредитной политики Беларуси и России, такие как темпы инфляции и девальвации национальных валют, процентные ставки. В значительной степени унифицированы принципы монетарного и валютного регулирования, банковского надзора, бухгалтерского учета в банковских системах двух государств. Подготовлен и одобрен на заседании Межбанковского валютного совета План мероприятий по обеспечению введения рубля Российской Федерации в качестве единственного законного платежного средства на территории Республики Беларусь, выполнение которого позволит полностью унифицировать принципы, механизмы и инструменты денежно-кредитной политики, подходы в области валютного регулирования и валютного контроля, развития платежных систем.

    Ход работы по подготовке к введению рубля Российской Федерации в качестве единственного законного платежного средства на территории Республики Беларусь рассмотрен на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства. Правительствам двух государств поручено продолжить работу по созданию условий для введения единой денежной единицы.

    4.Созданы объекты союзной собственности. С подписанием 24 января 2006 года в г. Санкт-Петербурге Президентами наших государств А.Г.Лукашенко и В.В.Путиным Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о регулировании вопросов собственности Союзного государства она получает юридическое закрепление. Появилась правовая основа для формирования реестра союзной собственности, созданной в рамках реализации совместных программ, и решения вопросов ее использования для осуществления целей и задач Союзного государства.

    5. С 1998 года совместно формируется и реализуется союзный бюджет, который является эффективным инструментом решения совместных социально-экономических задач Беларуси и России.

    Впервые общий бюджета Союза Беларуси и России сформирован в 1998 году за счет отчислений средств из национальных бюджетов государств-участников в пропорции: Россия - 65%, Беларусь -35 % в объеме 585 млн. российских рублей. В 2007 году доходная часть бюджета Союзного государства определена в сумме свыше 3,8 миллиарда, т.е. за прошедшие 11 лет он увеличился более чем в 6 раз. Свыше 90 процентов средств союзного бюджета направляется на финансирование совместных программ и мероприятий, охватывающих как сферу материального производства, так и социальную, а также сферу обеспечения безопасности.

    Всего за 1998-2006 годы в союзном бюджете было аккумулировано и направлено на решение общих проблем Беларуси и России свыше 17 млрд. российских рублей.

    Бюджет Союзного государства на 2007 год впервые утвержден до начала финансового года, 15 декабря 2006 года. По доходам он определен в сумме 3 782,1млн. российских рублей, в том числе за счет отчислений государств-участников - 3 692,0 млн. российских рублей. Взнос Российской Федерации определен в объеме 2 400,0 млн. российских рублей, Республики Беларусь- 1 292,0 млн. российских рублей, плата за пользование средствами бюджета Союзного государства, предоставленными на возвратной и возмездной основе, - 90,1 млн. российских рублей.

    Бюджетом Союзного государства на 2007 год предусмотрено финансирование союзных программ и мероприятий по следующим направлениям:

    • промышленность, энергетика, строительство - 26,7% к общему объему бюджета;
    • военно-техническое сотрудничество - 11,7 %;
    • правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства- 3,5%;
    • социальная политика, образование, культура, здравоохранение и физическая культура, средства массовой информации- 21,5%;
    • средства для возмещения части расходов по уплате процентов по привлеченным кредитам на реализацию производственных союзных программ -11,8%;
    • содержание органов Союзного государства - 6,5 %.

    Объемы финансирования программ, подпрограмм и мероприятий из бюджета Союзного государства на 2007 год установлены на основе предложений экономических и финансовых органов Республики Беларусь и Российской Федерации, рекомендаций рабочей группы по разработке проекта бюджета Союзного государства на 2007 год.

    6. Активно реализуются совместные программы, которые являются одним из важнейших направлений практического решения социально-экономических задач, стоящих перед двумя государствами.

    В 1998 году из бюджета Союза Беларуси и России финансировалось 14 программ и подпрограмм по различным направлениям совместной деятельности, в 1999 году - 22, в 2000 году - 28, в 2001 и 2002 годах - по 20, в 2003 году - 19, в 2004 году - 17, в 2005 - 18, в 2006 - 14. Кроме того, за счет средств союзного бюджета ежегодно реализуется свыше 20 мероприятий в сфере культуры, спорта, информации, социальной политики.

    За прошедший период полностью или частично профинансировано выполнение более 35 совместных программ.

    К наиболее эффективным реализованным программам относятся:

    Программа первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь.

    Первый этап программы был рассчитан на период 1997-2000 годов, второй этап - на 2002- 2004 годы (продлен на 2005 год). На реализацию мероприятий программы с 1998 по 2005 год направлено из союзного бюджета свыше 1,5 млрд. российских рублей.

    Программа решает задачу строительства восьми пограничных пунктов таможенного оформления (ППТО) на территории Республики Беларусь. После окончания строительства они будут соответствовать европейским стандартам.

    В настоящее время пункты пропуска "Каменный Лог", "Новая Гута", "Козловичи" и "Варшавский Мост" сданы в полном объеме. Завершается строительство пункта пропуска "Новая Рудня", на ППТО "Мокраны" введен первый пусковой комплекс, на пунктах пропуска "Берестовица" и "Брузги" ведется строительство. В результате общая пропускная способность ППТО возросла почти на 8 тыс. автомобилей в сутки, время оформления таможенной документации сократилось с 2-3 часов до 20-30 минут, время углубленного досмотра грузов с 8-10 часов до 2-4 часов.

    В настоящее время разрабатывается новая программа развития автодорожных пунктов пропуска на 2007-2010 годы.

    Программа "Организация серийного производства оборудования для выпуска химических волокон"

    В ходе реализации программы создана, изготовлена, испытана и сдана в эксплуатацию на Светлогорском ПО "Химволокно" установка одноступенчатого выпаривания технологических растворов по энергосберегающей технологии с пароэжекторной термокомпрессией вторичного пара производительностью 3000 кг/час. Срок окупаемости установки - 3 месяца. Годовой экономический эффект составил 10,5 млн. рублей. Тиражирование установки возможно на всех аналогичных предприятиях Беларуси и России.

    Программа "Развитие дизельного автомобилестроения"

    В рамках программы разработаны конструкции и освоено производство дизельных двигателей и большегрузных автомобилей, соответствующих требованиям ЕВРО-2. Сейчас Минский автозавод перешел на выпуск грузовых автомобилей "МАЗ", отвечающих требованиям ЕВРО-2. проведены научно-исследовательские и конструкторские работы по подготовке к дальнейшей модернизации техники на соответствие требованиям норм ЕВРО-3. На предприятиях-участниках программы более чем на 3,5 тыс. человек увеличилась численность работающих, значительно вырос экспорт, улучшилось финансовое состояние.
    В настоящее время реализуется новая программа "Развитие дизельного автомобилестроения до 2008 года", в рамках которой будет продолжена работа по дальнейшему повышению качества и конкурентоспособности дизельных грузовых автомобилей, выпускаемых в России и Беларуси.

    Программа "Развитие производства телеаппаратуры на предприятиях Республики Беларусь и Российской Федерации"

    В ходе реализации программы (1999-2002 годы) обеспечены разработка и освоение выпуска телевизоров шестого поколения и элементной базы для них, техническое перевооружение производства, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Восстановлено производство цветных кинескопов на единственном в Союзном государстве заводе (г. Воронеж) по их выпуску. При заданном по программе темпе роста объемов производства и продаж телевизоров в 1,5-2 раза, фактическое увеличение составило 2,6 раза. Доля отечественных телевизоров, продаваемых на рынке Союзного государства, достигла 30% против 5% - в 1998 году. Существенно возрос экспортный потенциал отечественных производителей телевизионной техники. Например, объем поставок телевизоров на экспорт ПО "Горизонт, увеличился с 12,3 млн. долларов США в 1998 году до 34,7 млн. долларов США в 2002 году и достиг 70% общего объема производства.
    К выполнению заказов по мероприятиям программы привлечены 24 российских и 3 белорусских станкостроительных заводов.

    Подпрограмма "Повышение рентабельности производства и переработки льна на основе прогрессивных ресурсосберегающих технологий и техники на 1998-2000 годы"

    В ходе реализации программы создан ряд новых модификаций машин для возделывания, уборки и переработки льна, в том числе льнокомбайн "Русь", льнотеребилка ТЛ-1,9, сеялка льняная пневматическая, подборщики-очёсыватели, семяочистители, мяльно-трепальный агрегат и другие.

    Освоение этой техники ведётся на предприятиях двух государств. Например, на Минском заводе шестерён организуется производство плуга для гладкой вспашки, на объединении "Лидаагропроммаш" - сеялки, на Гомельском заводе СИиТО - трясильной машины и модуля куделеприготовительного. На Несвижском льнозаводе смонтирована линия первичной переработки льнотресты, на Воложинском льнозаводе - линия по переработке отходов трепания льнотресты.

    Бюджетом Союзного государства на 2007 год предусмотрено финансирование 13 основных совместных программ и подпрограмм и 25 мероприятий. В течение года планируется утвердить еще не менее 5 новых программ и начать их финансирование. На реализацию всех программ, подпрограмм и мероприятий в 2007 году планируется направить из союзного бюджета более 3 млрд. российских рублей.

    В сфере военно-технического сотрудничества:

    Программа "Подготовка белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации"

    За период действия программы в ВУЗах Минобороны России прошли обучение и получили соответствующие дипломы 546 военнослужащих Республики Беларусь, в том числе в 2000 г. - 49 человек, в 2001 г. - 36, в 2002 г. - 64, в 2003 г. - 106, в 2004 - 68, в 2005 - 173, в 2006 - 150. В настоящее время в ВУЗах Минобороны России обучается 237 белорусских военнослужащих.

    В сфере промышленности, энергетики и строительства.

    В данной сфере в 2007 году будет финансироваться 6 программ, в том числе:

    Программа "Создание и организация серийного производства оборудования для выпуска специальных химических волокон на 2002-2006 годы"

    Данная программа является продолжением программы "Создание и организация серийного производства оборудования для выпуска химических волокон".

    Основной задачей Программы является создание современного, высокоэффективного оборудования на основе передовых технологических процессов производства специальных химических волокон, предназначенных для обеспечения ракетно-космической, авиационной, медицинской, атомной, электронной, легкой и других отраслей промышленности сертифицированными, новейшими материалами, обладающими уникальными свойствами, обеспечивающими высокие тактико-технические показатели, конкурентоспособность выпускаемой продукции на внутреннем и внешнем рынках. Программой предусматривается промышленная реализация современных технологий производства широкой гаммы специальных химических волокон, которые по своей прочности, термостойкости, жаропрочности, негорючести, ударопрочности, легкости и другим параметрам значительно превосходят как натуральные, так и выпускаемые сегодня специальные химические волокна и нити.

    Программой предусмотрено выполнение 13 тем, которые в настоящее время эффективно реализуются исполнителями.
    Уже разработан технологический процесс и оборудование модульного типа для непрерывного получения волокна Арселон производительностью 150 т/год.

    Волокна Арселон и Арселон-С, имеющие повышенную светостойкость и термостойкость до 350°С, кислородный индекс в диапазоне 28-32 находят широкое применение в народном хозяйстве для изготовления изделий технического назначения, спецодежды и средств индивидуальной защиты (костюмы, перчатки, рукавицы) для работы в особых условиях, в т.ч. для работающих в горячих цехах металлургических предприятий, химической, нефтяной и газовой промышленности, военно-промышленном комплексе (танкисты, летчики), службах безопасности (работники МЧС и пожарные), в условиях Крайнего Севера.
    Волокно и нить устойчивы к действию органических кислот и растворителей, нефтепродуктов, минеральных масел, умеренно устойчивы к действию разбавленных неорганических кислот и щелочей. Ткани из волокна Арселон-С в изделиях служат в 4-6 раз дольше тканей из традиционных волокон.

    Разработана оригинальная технология, изготовлено нестандартное оборудование, модернизировано и встроено в процесс типовое оборудование для получения исходного материала: полиимида и стеклонаполненного полиамида и изделий из них.
    Заготовки и изделия из полиимида являются аналогами материалов Vespel, выпускаемых фирмой "Du Pont" (США).
    Изделия из полиимида являются незаменимыми в ряде областей применения, в том числе: электронной, авиационной, космической технике, атомной промышленности.

    Реализация программы позволит по расчетам получить экономический эффект в сумме 1343,0 млн. российских рублей, обеспечит занятость 2,1 тыс. ученых, конструкторов и специалистов 33 научно-исследовательских организаций. На предприятиях по производству химических волокон и в смежных отраслях будет создано более 10 тысяч новых рабочих мест.

    Программа "Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года"

    Данная программа является логическим продолжением ранее реализованной программы "Развитие дизельного автомобилестроения". Фактически в текущем году начинается ее выполнение. Основной задачей Программы является разработка и организация производства конкурентоспособной большегрузной автомобильной техники, соответствующей требованиям норм ЕВРО-3 и ЕВРО-4.

    Будут также финансироваться Программа "Создание и организация серийного производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергетического средства мощностью 200-450 л. с. на 2006-2009 годы", "Развитие и внедрение в государствах - участниках Союзного государства наукоемких компьютерных технологий на базе мультипроцессорных вычислительных систем" и ряд других научно-технических программ.

    В области транспорта, связи и информатики

    Программа "Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства" ("Космос-СГ").

    В ходе реализации данной программы должны быть обеспечены разработка и создание элементов научно-технологического и информационного пространства Союзного государства в области космической техники, эффективное использование и дальнейшее развитие космического потенциала Беларуси и России, создание на единой основе наукоемких технологий для различных сфер науки, техники и экономики Беларуси и России, создание новых высококвалифицированных рабочих мест.

    В области сельского хозяйства

    Программа "Повышение эффективности производства и переработки плодоовощной продукции на основе прогрессивных технологий и техники"

    В ходе выполнения Программы предусматривается решение задачи повышения эффективности производства и переработки плодоовощной продукции за счет оснащения предприятий современным оборудованием, обеспечивающим реализацию экологически безопасных ресурсо- и энергосберегающих технологий; сокращения потерь плодов и овощей при производстве, транспортировке, послеуборочной доработке, хранении, переработке и реализации. Планируется разработать и освоить 23 новейших технологических процесса и 40 современных крупных комплексов импортозамещающего оборудования.
    Реализация Программы позволит полнее насытить рынок Союзного государства отечественными высококачественными конкурентоспособными продуктами питания из плодов и овощей, существенно расширить их ассортимент увеличить объем.

    В сфере культуры, искусства и кинематографии

    В данной сфере в 2007 году намечено профинансировать из союзного бюджета 9 мероприятий, в том числе проведение Международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске", фестивалей "Молодежь за Союзное государство" и "Творчество юных", фестиваля творчества инвалидов "Мы вместе", мастер-классов для учащихся художественных учебных заведений России и Беларуси "Союзное государство - молодым талантам XXI века" и др.

    Самое крупное и значимое мероприятие в сфере культуры - Международный фестиваль искусств "Славянский базар в Витебске".

    Финансирование указанного мероприятия утверждено решением Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России 10 июня 1998 года.

    На реализацию мероприятия за 1998-2006 годы из союзного бюджета направлено 197541,7 тыс. российских рублей. В том числе в 2005 году выделено 24594,0 тыс. рублей, из них 9300 тыс. рублей в части взноса Российской Федерации и 15294,0 тыс. российских рублей в части взноса Республики Беларусь.

    Бюджетом Союзного государства на 2007 год также предусматривается направить на проведение фестиваля 24896,0 тыс. российских рублей, в том числе из взноса Республики Беларусь - 15596,0 тыс. российских рублей.

    В области образования

    В 2007 году будет продолжено финансирование из союзного бюджета филиала Российского государственного социального университета в г. Минске, созданного в 1998 году во исполнение постановления Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь в целях подготовки специалистов для системы труда и социальной защиты Республики Беларусь.

    На обеспечение его деятельности и развитие в течение 1998-2006 гг. из бюджета Союзного государства направлено более 58 млн. российских рублей.

    В сфере образования в 2007 году предусмотрено также профинансировать проведение следующих мероприятий: конкурса исследовательских работ школьников Беларуси и России "Общность народов - общность литератур", туристического слета учащихся Союзного государства, гражданско-патриотической смены для учащихся кадетских школ-интернатов и суворовских училищ Беларуси и России.

    За последние годы в сфере образования в рамках Союзного государства также проведены две олимпиады школьников двух стран "Россия и Беларусь: историческая и духовная общность", слеты юных экологов Беларуси и России "Экология без границ" и юных туристов из городов-героев, научно-практическая конференция "Сотрудничество приграничных регионов Беларуси и России в области образования, науки и культуры: состояние, проблемы и перспективы".

    Здравоохранение и физическая культура

    По решению Совета Министров Союзного государства начиная с 2003 года ежегодно проводится Спартакиада Союзного государства для детей и юношества. За эти годы в рамках Союзной Спартакиады проведены физкультурно-спортивные фестивали студентов спортивных ВУЗов Беларуси и России, соревнования по хоккею "Золотая шайба", физкультурно-спортивные фестивали школьников "Олимпийские надежды", соревнования по легкой атлетике и плаванию среди детей, юношей и девушек с нарушением слуха, фестиваль спортивных игр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, спортивный фестиваль для детей, проживающих в регионах Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    Участников Спартакиады принимали города Краснодар, Могилев, Москва, Анапа, Гомель, Воронеж, Минск, Смоленск. На проведение Спартакиады из бюджета Союзного государства в 2002-2006 гг. было выделено более 30 млн. российских рублей.
    В 2007 году в рамках Спартакиады планируется проведение фестиваля студенческой молодежи "Олимп" и физкультурно-спортивного фестиваля школьников Беларуси и России.

    В области социальной политики

    В области социальной политики в 2007 году из союзного бюджета намечено профинансировать организацию лечения и оздоровления детей из районов Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на ЧАЭС и организацию санаторно-курортного лечения инвалидов и участников Великой Отечественной войны. На реализацию этих мероприятий в текущем году запланировано направить 25700,0 тыс. российских рублей, в том числе из взноса Республики Беларусь - 9000,0 тыс. российских рублей.

    Справочно. В 2002-2006 годах в рамках мероприятия по организации лечения и оздоровления детей из районов Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, курс лечения и оздоровления прошли 3105 детей, в том числе 1364 - в детских санаториях на территории Республики Беларусь. На эти цели из союзного бюджета было выделено почти 30 млн. российских рублей.

    В 2003-2006 годах прошли курс санаторно-курортного лечения и оздоровления 1276 ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны из регионов Беларуси и России, в том числе 699 ветеранов - граждан Республики Беларусь. На эти цели из союзного бюджета было выделено свыше 16 млн. российских рублей.

    7.Высокими темпами развиваются торгово-экономические отношения. Результаты работы по сближению Беларуси и России в концентрированном виде отражаются в росте объемов взаимной торговли. По итогам 1995 года, с которого Беларусь и Россия начинали движение по пути интеграции, товарооборот взаимной торговли составлял немногим более 5 млрд. долларов США. По итогам 2006 года он составил 19,9 млрд. долларов США. Таким образом, товарооборот взаимной торговли между нашими странами за период с начала создания союза Беларуси и России вырос почти в 4 раза.

    Данные по итогам 2005 года, млн. долларов США
      2004г. 2005г. Темп роста, %
    Товарооборот 17704,2 15834,5 89,4
    Экспорт 6485,0 5715,8 88,1
    Импорт 11219,2 10118,2 90,2
    Данные по итогам 2006 года, млн. долларов США
      2005г. 2006г. Темп роста, %
    Товарооборот 15834,5 19933,9 125,8
    Экспорт 5715,8 6849,6 119,8
    Импорт 10118,2 13084,3 129,3

  3. В сфере обеспечения равных прав граждан.

    Правовой основой для обеспечения реального равенства прав граждан Беларуси и России наряду с Договором о создании Союзного государства является Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года.

    К настоящему времени практически решены вопросы, связанные с обеспечением равных прав граждан Беларуси и России на участие в хозяйственной деятельности, на получение образования, на обмен жилыми помещениями, трудоустройство и оплату труда.

    Так, граждане России и Беларуси имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда. Обеспечивается взаимное признание трудового стажа, включая стаж работы по специальности. В рамках создания единого миграционного пространства отменен разрешительный порядок найма на работу. На граждан Беларуси не распространяется требование обязательного заполнения миграционных карт.

    Имеется нормативная правовая база и в области образования, обеспечивающая гражданам России равные права на получение образования на территории Республики Беларусь, а гражданам Беларуси - на территории России. Между странами действует подписанное в феврале 1996 года межправительственное соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях.

    В настоящее время в соответствии с действующим Положением о порядке предоставления медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь гражданам наших стран беспрепятственно и бесплатно оказывается скорая и неотложная медицинская помощь, все виды медицинской помощи Героям Советского Союза, кавалерам орденов Славы трех степеней, Героям России и Беларуси, а также диагностика и лечение социально опасных заболеваний в соответствии с утвержденным перечнем. Плановая медицинская помощь предоставляется на платной основе.

    Вместе с тем, в соответствии с национальными законодательными актами государств-участников Союзного государства граждане Беларуси на территории России, также как и граждане России на территории Беларуси, обладают статусом иностранных граждан. Тем самым налагается ряд ограничений на осуществление ими прав и свобод, как на иностранных граждан.

    С принятием Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" усложнился процесс регистрации и получения вида на жительство в России для граждан Беларуси. В национальных законодательствах имеются ограничения права на выбор места пребывания и жительства, связанные со статусом иностранного гражданина. Они не позволяют гражданам Беларуси и России реально обладать равными правами. К примеру, в связи с тем, что граждане, переехавшие из Беларуси в Россию, в течение года и более не могут получить вид на жительство, они не могут в этот период реализовать свое право на пенсионное обеспечение и получение медицинской помощи.

    В целях решения существующих проблем в сфере обеспечения равных прав граждан на заседании Совета Министров Союзного государства 10 февраля 2004 года одобрен План мероприятий по обеспечению равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации.

    Во исполнение мероприятий Плана в рамках заседания Высшего государственного Совета Союзного государства 24 января 2006 года в г. Санкт-Петербурге был подписан пакет двусторонних документов по обеспечению равных прав граждан Беларуси и России. Подписаны:

    Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения;

    Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства;

    Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации;

    Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество от 21апреля 1995 года.


    Реализация положений этих документов снимет самые животрепещущие проблемы, с которыми постоянно сталкиваются граждане Беларуси и России. Поэтому первостепенная задача сейчас - быстрейшее проведение внутригосударственных процедур по вступлению этих соглашений в законную силу.

    Положения Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения распространяются на отношения, регулируемые законодательством о социальном обеспечении и обязательном (государственном) социальном страховании. Предметом правового регулирования Договора являются отношения, связанные с пенсионным обеспечением и назначением трудовых пенсий по старости (возрасту), инвалидности, по случаю потери кормильца, социальных пенсий, уплатой взносов на государственное социальное страхование, предоставлением пособий по временной нетрудоспособности и материнству, по безработице, на погребение, семейных пособий, возмещением вреда в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием в случае переселения граждан Республики Беларусь и граждан Российской Федерации в пределах Союзного государства.

    При этом реализуется новый в отношениях двух государств "пропорциональный" принцип пенсионного обеспечения, согласно которому каждое государство назначает и выплачивает пенсию за стаж, выработанный на его территории, и обеспечивает "экспорт" назначенной пенсии в случае переселения пенсионера в пределах обоих государств. Тем самым будет урегулирована и проблема выплаты трудовых пенсий белорусским гражданам, решившим переселиться на постоянное место жительство в Российскую Федерацию и не имеющим возможности реализовать свое право на пенсии до получения ими вида на жительство в России. В настоящее время процедура его оформления может длиться на протяжении года и более.

    Принципиально важным в договоре является положение, предоставляющее гражданину право выбора назначить пенсию в соответствии с данным договором или по законодательству государства, гражданином которого он является. После ратификации Договора отдельные категории граждан могут рассчитывать на пересмотр ранее назначенных пенсий. Следует особо отметить, что договор направлен на решение вопросов как состоявшихся, так и будущих пенсионеров. Уже разрабатывается соглашение между Министерством труда и социальной защиты Беларуси и Министерством здравоохранения и социального развития России о порядке применения Договора. В соглашении будут отражены все процедурные вопросы, касающиеся механизма реализации белорусско-российского договора о сотрудничестве в области социального обеспечения.

    Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств-участников Союзного государства законодательно закрепляется освобождение граждан Республики Беларусь от необходимости заполнения миграционной карты при въезде на территорию Российской Федерации и граждан Российской Федерации при въезде на территорию Республики Беларусь.

    Обязанность регистрации для граждан Республики Беларусь и граждан Российской Федерации наступает только по истечении 30 дней после их въезда соответственно на территорию Российской Федерации и территорию Республики Беларусь.

    Статьей 4 Соглашения для граждан Республики Беларусь и граждан Российской Федерации устанавливается упрощенный порядок получения разрешения на постоянное жительство. Основанием для получения вида на жительство является факт принадлежности лица к гражданству Республики Беларусь или гражданству Российской Федерации без учета временного срока пребывания и получения разрешения на временное проживание.

    Таким образом, с вступлением в силу данного Соглашения граждане Беларуси и России получают право на свободу передвижения и выбор места пребывания без получения каких-либо специальных разрешений, предусмотренных законодательством для всех иных иностранных граждан.

    Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации закрепляются равные права на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных (муниципальных - для России) учреждениях здравоохранения, для граждан обоих государств, постоянно проживающих на основании вида на жительство на территории сторон, а также Героям Советского Союза и кавалерам орденов Славы трех степеней.

    Гражданам, временно проживающим на территории сторон, обеспечиваются равные права с гражданами, постоянно проживающими, на получение скорой медицинской помощи и медицинской помощи в случае возникновения у них социально опасных заболеваний. При этом граждане Республики Беларусь, временно проживающие в Российской Федерации и работающие в учреждениях (организациях) Российской Федерации, и граждане Российской Федерации, временно проживающие на территории Республики Беларусь и работающие в учреждениях (организациях) Республики Беларусь, имеют равные права на получение медицинской помощи в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения - наравне с другими работающими.

    В соответствии с положениями Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года подоходный налог с граждан Республики Беларусь в Российской Федерации взимается по ставке 13% с первого дня их работы на территории России в следующих случаях:

    • если гражданин Республики Беларусь заключил договор найма с российским работодателем на срок 6 месяцев в одном налоговом году или несколько договоров, которые в сумме составляют 6 месяцев;
    • если гражданин Республики Беларусь не работал, но пребывал на территории России 6 месяцев в одном налоговом году, на что имеются соответствующие совокупности с заключаемым трудовым договором срок его пребывания в России превышает 6 месяцев;
    • если гражданин Республики Беларусь находился в России менее 183 дней в одном налоговом году, но находился более 6 месяцев в течение 12-ти месячного периода со дня приезда, например, с сентября 2005 года по март 2006 года.

    В остальных случаях взимание подоходного налога с граждан Республики Беларусь, работающих в России, осуществляется по ставке 30 процентов.

    Вместе с тем, ратификация этих чрезвычайно важных для граждан Беларуси и России соглашений неоправданно затягивается Российской Федерацией. В настоящее время Республика Беларусь ратифицировала все договоренности, а Россия только Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения. Данный Договор вступает в силу на тридцатый день после обмена ратификационными грамотами, т. е. 29 марта 2007 года.

    Дальнейшее продвижение в данной области тесно увязано с углублением экономической интеграции, созданием единого экономического пространства, унификацией законодательства Беларуси и России, введением гражданства Союзного государства.


Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016