Главная / Актуальные события / Единый день информирования

  ИНФОРМАЦИОННЫЙ СБОРНИК № 7 (44)
   
  Для заместителей руководителей организаций г.Минска по идеологической работе

Материалы к Единому дню информирования
19 июля 2007 года по теме:

"Народовластие как основа политического процесса в Республике Беларусь".

"…Республика Беларусь по историческим меркам ещё совсем молодое суверенное государство. Но у нас уже сформирована собственная эффективная политическая система, со своими устоями и традициями. В её основе - подлинное народовластие".
А.Г.Лукашенко


Местные Советы - основное звено политической системы Республики Беларусь
(по материалам Минского городского Совета депутатов, управления юстиции Мингорисполкома)

Численность населения Республики Беларусь составляет порядка 10 млн. человек.

Население по областям и г. Минску распределяется в целом равномерно: в столице проживает около 1,8 млн. человек, в Брестской области -1,4 млн., Витебской - 1,3 млн., Гомельской - 1,5 млн., Гродненской - 1,1 млн., Минской - 1,5 млн., Могилевской области - 1,1 млн. человек.

Численность городского населения составляет чуть более 70% от общей численности населения республики.

По данным переписи населения 1999 года, в республике проживают представители более 130 национальностей, среди которых наиболее многочисленными являются белорусы - 8159,1 тыс. человек (81,2% общей численности), русские - 1141,7 тыс. человек (11,4%), поляки - 395,7 тыс. человек (3,9%), другие национальности - 3,5%.

Население в трудоспособном возрасте составляет 61% от общей численности, моложе трудоспособного возраста - 18%, старше трудоспособного -21%.

По форме государственного устройства Беларусь является унитарным государством, по форме правления - президентской республикой. Президент - не только Глава государства, что зафиксировано в Конституции Республики Беларусь, но и фактически (с учетом его конституционных полномочий) глава исполнительной власти.

В стране действует двухпалатный парламент, состоящий из Палаты представителей, 110 депутатов которой избираются непосредственно населением, и Совета Республики - палаты территориального представительства.

Совет Республики формируется: по восемь членов избираются тайным голосованием от каждой области - наиболее крупной административно-территориальной единицы и г. Минска на заседаниях депутатов городских (городов областного подчинения) и районных Советов депутатов соответствующей области и г. Минска. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Таким образом в состав Совета Республики входят 64 человека.

Республика Беларусь - это государство, в котором на деле реализуются принципы народовластия, воплощаются общечеловеческие идеалы и нравственные ориентиры. Единство белорусского гражданского общества обеспечивается взаимодействием основных общественных сил, призванных обеспечить связь народа с органами власти, вовлекая граждан в активное государственное строительство. Это избранные Советы депутатов, профсоюзные, молодежные, ветеранские организации. Участие граждан в государственных и общественных делах осуществляется через органы местного управления и самоуправления, местные Советы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и др.

Наиболее активную и приоритетную роль в институте гражданского общества занимают местные Советы. Правовую и экономическую базу местного управления и самоуправления определяют такие нормативные документы, как Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь: "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь", "О статусе депутата местного Совета депутатов Республики Беларусь", Указ Президента Республики Беларусь № 21 "О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения".

Согласно статье 2 Закона "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" местное самоуправление - это форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Согласно статье 117 Конституции местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных единиц: сельсовета, поселка, города, района, области.

Система местных органов управления состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных и распорядительных органов.

Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет, обладающий правами юридического лица.

Статус города Минска как столицы определяется Законом от 12 июля 2000 г., в соответствии с которым Минск отнесен к особой категории населенных пунктов. Здесь место нахождения официальной государственной резиденции Президента Республики Беларусь, высших органов государственной власти, иных центральных государственных органов, а также дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств и представительств международных организаций.

С целью осуществления городом Минском функций столицы в республиканском бюджете столичные расходы выделяются отдельной строкой; городу предоставляются субвенции и субсидии; имущество передано в коммунальную собственность; предоставляются государственные гарантии на привлекаемые инвестиции и др. Столица имеет свой Устав, который утвержден решением Минского городского Совета депутатов от 26 июня 2001 г.

Помимо Устава местными органами власти устанавливается порядок приглашения организациями и индивидуальными предпринимателями иногородних граждан для работы и жительства в городе Минске; устанавливается с учетом затрат на развитие социальной инфраструктуры города размер платы за каждого приглашенного; утверждаются правила благоустройства и содержания города Минска; утверждается порядок согласования органами опеки и попечительства города Минска сделок отчуждения, залога и обмена жилых помещений отдельных категорий граждан; осуществляются иные полномочия в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

В январе 2007 года на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права состоялись выборы депутатов в Минский городской Совет депутатов XXV-го созыва, в который вошло 55 депутатов (20 женщин, 35 мужчин). Состав Минского городского Совета депутатов представлен представителями разных профессий: юристы, экономисты, предприниматели, историки, журналисты, военные, научные и медицинские работники, педагоги, представители политических партий и молодежных организаций. Более 20 депутатов XXV-го созыва избраны повторно, ряд депутатов, имеющих большой практический опыт, избраны депутатами на третий срок.

В соответствии с законодательством в своей деятельности Минский городской Совет депутатов руководствуется интересами граждан, проживающих на территории города, а также общегосударственными интересами.

Минский городской Совет депутатов принимает участие в решении таких вопросов, как: утверждение программ экономического и социального развития города, утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении, установление в соответствии с законодательством местных налогов и сборов, распоряжение и управление коммунальной собственностью, рассмотрение запросов депутатов и принятие по ним решений и др.

На первой сессии Мингорсовета избран председатель Совета и два его заместителя, сформированы рабочие органы: президиум Совета, 9 постоянных депутатских комиссий по основным направлениям социально-экономического развития города.

Деятельность Минского городского Совета депутатов осуществляется через работу сессий, работу постоянных комиссий, а также путем реализации депутатами своих полномочий в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

С момента работы Мингорсовета XXV-го созыва депутатами приняты ряд важных для города и его жителей решений. Так, были рассмотрены и утверждены Программа демографической безопасности г. Минска на 2007-2010 годы, Программа развития физической культуры и спорта в г. Минске на 2007-2010 годы.

4-й сессией горсовета, состоявшейся в июне текущего года, уточнены отдельные показатели бюджета города Минска на 2007 год, согласно которым, бюджет города Минска по доходам и расходам уточнен в сумме 295,3 млрд. рублей. Депутаты приняли решение направить запланированные и дополнительно поступившие средства бюджета города на социально-культурную сферу - мероприятия по социальной защите населения, на здравоохранение, физкультуру и спорт, на жилищно-коммунальное хозяйство, капитальный ремонт домов и благоустройство города, на капитальное строительство. Так, 8,3 млрд. рублей будут дополнительно направлены на капитальный ремонт объектов здравоохранения города, на образование - 5,4 млрд. рублей, предприятиям жилищно-коммунального хозяйства увеличили ассигнования на 63,8 млрд. рублей, в том числе на благоустройство дворов и внутридворовых территорий - 14 млрд. рублей, на капитальный ремонт улично-дорожной сети города - 10,0 млрд. рублей; на текущее содержание городского пассажирского транспорта направлено 18,0 млрд. рублей, на приобретение транспорта - 23,0 млрд. рублей.

Депутатами внесены изменения и дополнения в мероприятия по адресной социальной помощи отдельным категориям жителей города Минска, в соответствии с которыми, за счет средств городского бюджета будут установлены индивидуальные приборы учета расхода воды одиноким неработающим и нетрудоспособным гражданам, пенсионерам, инвалидам 1 и 2-й групп. Установка индивидуальных приборов учета воды будет производиться жилищными ремонтно-эксплуатационными объединениями районов г. Минска по спискам, составляемым управлениями социальной защиты администраций районов города. Всего индивидуальных приборов учета воды будет установлено почти 1500 гражданам, на что будет израсходовано около 289 млн. рублей.

Депутатами также принято решение "О мерах по стимулированию труда работников учреждений образования, физической культуры и спорта, финансируемых из бюджета города Минска", согласно которому с 1 сентября 2007 года по 31 мая 2008 г. будет установлена ежемесячная доплата - 3 базовые величины к должностным окладам (ставкам заработной платы) работникам учреждений образования, физической культуры и спорта, финансируемым из бюджета города Минска, что составит 93.000 рублей, установлена ежемесячная доплата - 1,5 базовой величины, или 46.500 рублей работникам библиотек.

Депутатами поддержано решение о присвоении новым строящимся жилым микрорайонам и проектируемым в них улицам названий в честь выдающихся белорусских писателей, поэтов, ученых, композиторов, общественных деятелей. Так, в скором времени в городе появятся улицы, названные в честь белорусского поэта и фольклориста Яна Чечота, композитора и художника Наполеона Орды, польского культурного деятеля Ежи Гедройца, народного артиста БССР, одного из основателей белорусского театра Владислава Голубка, композитора и педагога, профессора Иосифа Жиновича, первого президента Академии наук БССР Всеволода Игнатовского, белорусского поэта Алеся Гаруна и др. Принято решение улицу Свободы в микрорайоне "Восток", имеющую одноименное название с пл. Свободы, переименовать в улицу имени курсанта Гвишиани в честь курсанта Военной академии Республики Беларусь, кавалера ордена "За личное мужество" (посмертно) Дмитрия Гвишиани, совершившего героический подвиг - тушение горящего поезда.

Важную роль в системе местного управления и самоуправления занимает деятельность депутатов, как полномочных представителей своих избирателей. Используя свой статус и осуществляя свои полномочия в избирательном округе, депутаты горсовета ежемесячно ведут прием избирателей, активно работают с трудовыми коллективами, ветеранскими, молодежными организациями, регулярно информируют избирателей о работе Совета, городской исполнительной власти, о реализации в городе программ экономического и социального развития и др.

Изучая общественное мнение, нужды и запросы населения депутаты вносят свои предложения и принимают меры по реализации проблемных вопросов и наказов своих избирателей.

Так, в ходе предвыборной кампании депутатами были определены проблемные вопросы и наказы избирателей, касающиеся жизнедеятельности города. Для выполнения наказов избирателей Минским городским исполнительным комитетом разработаны мероприятия по реализации 194-х наказов населения, высказанных жителями города Минска. Руководством города и Мингорсоветом осуществляется контроль за работой городских и районных служб по их реализации, что позволяет решить многие городские проблемы, связанных с работой общественного транспорта, ремонтом и благоустройством дворовых территорий, жилищным строительством, работой жилищно-коммунальных служб и др.

Важным звеном в системе местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление, целью которого является реализация через создаваемые органы (советы, комитеты) инициатив граждан в вопросах местного значения.

Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы (территорий микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов, поселков, сел и т.п.) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления (единоличные либо в формах советов, комитетов и других).

В состав органов территориального общественного самоуправления избираются лица, достигшие восемнадцати лет и постоянно проживающие на данной территории. Кандидаты в органы территориального общественного самоуправления могут выдвигаться жителями соответствующей территории, а также представительными и исполнительными органами данной административно-территориальной единицы.

Орган территориального общественного самоуправления вправе:
  1. вносить на рассмотрение Совета и его органов, исполнительных комитетов и местных администраций предложения по всем вопросам местного значения;

  2. участвовать по приглашению государственных органов в рассмотрении ими вопросов местного значения;

  3. созывать собрания на соответствующей территории для обсуждения вопросов местного значения;

  4. аккумулировать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, заработанные средства, добровольные взносы и пожертвования граждан и юридических лиц и направлять их на развитие социальной инфраструктуры территории, проведение культурно-просветительных, оздоровительных мероприятий;

  5. принимать от Советов, исполнительных и распорядительных органов, иных юридических лиц во владение и пользование строения, помещения, игровые и спортивные площадки, клубы, иные объекты социально-культурного назначения, историко-культурные ценности;

  6. вносить на рассмотрение Совета, исполнительного комитета и местной администрации предложения по вопросам организации деятельности и размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, других объектов социальной сферы, а также определения режима их работы.

    Совет может делегировать органу территориального общественного самоуправления отдельные полномочия по осуществлению самоуправления на соответствующей территории, за исключением полномочий, отнесенных к исключительной компетенции Совета.
В настоящее время в районах столицы функционирует 47 комитетов территориального общественного самоуправления, деятельность которых регламентируется Законом Республики Беларусь: "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь", а также нормативными документами, разработанными и утвержденными Минским городским Советом депутатов, Минским городским исполнительным комитетом.

Приоритетными направлениями деятельности комитетов территориального общественного самоуправления является благоустройство домов и придомовых территорий, работа среди жильцов по своевременной оплате коммунальных услуг, привлечение жителей к охране общественного порядка, воспитательная работа с детьми и подростками по месту жительства, подготовка и проведение общественно-политических, физкультурно-оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, проводимых в районах и городе, эффективная помощь в организации и проведении информационной работы среди населения и т.д.

Заслуживают внимание и такие формы работы, как создание музея ветеранов войны и труда во Фрунзенском районе столицы, организация деятельности товарищеских судов и активная работа членов комитета по оказанию помощи инвалидам и одиноким людям в Ленинском районе, участие представителей комитетов в обсуждении градостроительных проектов в Советском районе.

В соответствии с решением Минского городского Совета депутатов от 01.04.2004 № 97 в городе ежегодно проводится смотр-конкурс "На лучшую постановку работы комитетов территориального общественного самоуправления". В апреле 2007 года президиумом горсовета подведены итоги смотра-конкурса за 2-е полугодие 2006 года. Победителями смотра-конкурса стали комитеты территориального общественного самоуправления Фрунзенского, Советского, Ленинского и Первомайского районов.

Для оказания материальной поддержки комитетам территориального общественного самоуправления, а также для поощрения активистов комитетов из средств внебюджетного целевого фонда Минского городского Совета депутатов на счет администраций районов города Минска, КТОСы которых стали победителями, перечислены финансовые средства в сумме 10 млн. рублей.


Обращения граждан - отражение процессов, происходящих в обществе
(по материалам отдела писем и приема граждан Мингорисполкома).

Динамичное развитие Республики Беларусь во всех сферах жизнедеятельности общества и государства, достойная жизнь наших граждан, искоренение бюрократизма и волокиты являются следствием совместных усилий государства и каждого человека.

В Минске продолжена практика проведения выездных приемов и встреч с населением по месту жительства и в трудовых коллективах. За 2006 год председателем горисполкома, его заместителями и управляющим делами, руководителями структурных подразделений горисполкома и организаций коммунальной собственности проведено 47 приемов, в ходе которых принято 173 человека. В текущем году в ходе выездных приемов и встреч в трудовых коллективах принято 66 человек (+17,5% к 2006 г.).

Принимаемые меры отражаются на количестве обращений, поступивших в горисполком. По сравнению с прошлым годом в текущем году сократилось количество обращений, поступивших от ветеранов Великой Отечественной войны с 49 до 20, через средства массовой информации с 81 до 49, через вышестоящие органы с 1238 -до 678. Аналогичное сокращение числа обращений наблюдалось в 2006 году по сравнению с 2005 годом: обращений от участников и инвалидов Великой Отечественной войны на 303 % (с 488 до 121), обращений, поступивших через вышестоящие органы 3,1% (с 3338 до 3234). Одновременно сократилось и количество жалоб на 23,9% (с 1334 до 1015), коллективных обращений на 4% (с 881 до 845).

Своевременное решение возникающих вопросов, дебюрократизация государственного аппарата и реализация принципа "одно окно" в текущем году привели к сокращению количества повторных обращений на 28,9%, коллективных на 56,3%, жалоб на 28%, по сравнению с 2006 годом, а по сравнению с 2005 годом сокращение составляет: коллективных обращений на 51,2%, жалоб на 44,6%, повторных на 3,2%.

По результатам рассмотрения, в 2006 году положительные решения приняты 22,8% обращений, в текущем году по 29%.

В связи с жалобами минчан, к различным видам ответственности за истекший год по городу Минску привлечено 950 сотрудников.

На протяжении последних лет приоритетными для жителей столицы являются вопросы: строительства и жилищной политики (32,2%), жилищно-коммунального хозяйства (27,8%), землепользования и землеустройства (6,6%), социальной защиты и трудовых отношений (4,3%), деятельности организаций негосударственной формы собственности и индивидуальных предпринимателей (3,9%), предоставления субсидий и кредитов (2,8%) торговли и бытового обслуживания (2,4%).

В течение 2006 года на 17% возросло число обращений по вопросам строительства жилья (с 842 до 984), в тоже время текущем году количество обращений по вопросам строительства сократилось на 30% (с 466 до 325). В 2006 году было построено более 930 тыс.кв.м. жилья, в текущем планируется построить 1млн.кв.метров жилой площади.

При строительстве жилья иными организациями люди чаще обращаются с просьбами об оказании содействия в решении возникших проблем, в связи с нарушением сроков и изменением стоимости строительства, невозможностью Учитывая складывающуюся ситуацию по строительству, вводу и заселению жилых домов Минским горисполкомом создан специальный штаб по контролю за строительством жилых домов.

В последние годы актуальным для минчан стало строительство индивидуальных жилых домов, выделение и оформление земельных участков. По сравнению с 2005 годом в прошлом году количество обращений увеличилось на 38% (669 обращений), в текущем интерес минчан не уменьшился и уже поступило более 200 таких обращений.

Количество обращений по вопросам жилищно-коммунального хозяйства по итогам работы за 2006 год увеличилось на 5% (с 2655 до 2788), а в текущем году сократилось на 36% (с 1370 до 878).

Наиболее актуальными остаются вопросы расширения объемов ремонтных работ при капитальном ремонте, в том числе замена окон, расширение перечня внутриквартирных работ, проведение тепловой реабилитации, хотя выполнение указанных работ регламентировано действующим законодательством и проектными решениями.

Одновременно необходимо отметить, что принимаемые меры по текущему ремонту, выполнение программы капитального ремонта привели в целом к сокращению обращений по вопросам ремонта жилищного фонда в 2007 году на 42,2%, в том числе по вопросам постановки домов на капитальный ремонт, капитальному ремонту стыков стеновых панелей и кровли, по всем аспектам текущего ремонта.

Ужесточение контроля за работой сотрудников жилищно-эксплуатационных служб города обеспечили сокращение обращений по вопросам содержания жилищного фонда, освещения и уборке подъездов и дворов на - 40% в 2006 году и 25% в текущем.

Несмотря на то, что в 2006 году было благоустроено 305 дворовых территорий, в горисполком продолжали поступать письма минчан с предложениями по благоустройству дворовых территории, ремонту дорог, тротуаров и въездов на дворовую территорию (2005 - 137, 2006 - 187). В связи с этим ГП УЖХ Мингорисполкома разработана программа по благоустройству дворовых территорий на 2007-2010 гг. В 2007 году запланировано благоустройство 284 дворов, в связи с этим в настоящее время число обращений сократилось на 33%.

Всего на обслуживании жилищных служб находится более 6 тысяч дворовых территорий.

В 2005 году минчане столкнулись с проблемой повышенного шума от работы технологического оборудования тепловых узлов и бойлеров. ГП УЖХ Мингорисполкома совместно с проектными организациями были разработаны мероприятий по снижению уровня шума от работы технологического оборудования, реализация которых приводит к положительному эффекту. Так, во втором полугодии 2006 г. число обращений сократилось по сравнению со 2-м полугодием 2005 г. на 29,7%, а в 2007 году на 79 % по сравнению с 2006 годом.

Социально-значимыми для жителей столицы являются вопросы здравоохранения, торговли, бытового и транспортного обслуживания. Меры, принимаемые службами горисполкома, организациями коммунальной собственности привели к сокращению обращений по вопросам торговли и общественного питания на 5,6%, здравоохранения -31,3%, труда и социальной защиты - 4%, деятельности индивидуальных предпринимателей и организаций негосударственной формы собственности - 15,5%, в том числе жалоб на обслуживание либо продажу некачественных товаров на 19,2%, а по вопросам транспортного обслуживания на 50% в текущем году.

Новая форма работы с населением - Книга замечаний и предложений, введенная в действие Декретом Президента Республики Беларусь от 14.01.2005 № 2 "О совершенствовании работы с населением" - стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Любой гражданин знает, что проблемы можно решить, воспользовавшись книгой.

По результатам проверок обращений граждан горисполкомом и администрациями районов г. Минска за нарушение требований Декрета составлены протоколы о привлечении к административной ответственности 31-го субъекта хозяйствования в 2006 году и 15 в текущем.

В рамках претворения в жизнь Директивы Президента Республики Беларусь от 26.12.2006 № 2 "О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата" при принятии решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, неукоснительно соблюдаются требования законодательства. В администрациях районов организована работа по изучению нормативных правовых актов, регламентирующих работу на основе заявительного принципа "одно окно".

В соответствии с решением Мингорисполкома от 18.01.2007 № 100 организован прием граждан в удобное для населения время руководителями Мингорисполкома, его структурных подразделений, администраций районов г. Минска и организаций коммунальной собственности г. Минска с 15.00 до 20.00 в рабочие дни, с 10.00 до 13.00 по субботам.

Отделами ЗАГС введена предварительная запись на регистрацию брака на календарный год, в том числе по телефону.

В целях максимального удобства для граждан и согласно решению администрации Центрального района г. Минска от 23.01.2007 № 55 специалисты управлений, отделов и служб администрации принимают граждан в любое время в течение рабочего дня. Аналогичная система работы с 01.03.2007 действует в администрации Партизанского района г. Минска.

Администрацией Первомайского района г. Минска организовано дежурство сотрудников администрации в выходные и праздничные дни с 9.00 до 14.00.

В Минском горисполкоме, администрациях районов, организациях коммунальной собственности работают "горячие" телефонные линии, услугами которых пользуются жители столицы. Например, "горячую" телефонную линию председателя Мингорисполкома в 2006 году обратились 9116 человек, в текущем - 3608.

В целом работа с обращениями граждан в Мингорисполкоме, администрациях районов ведется системно, комплексно и направлена на решение вопросов жизнеобеспечения горожан.

Информация предоставлена: Управление идеологической работы Мингорисполкома
Дата обновления: 10.07.2007
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016