ГЛАВА 1

    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящая Программа разработана на основании Закона Республики Беларусь "О демографической безопасности Республики Беларусь", Указа Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 и Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 357.

  2. Настоящая Программа основывается на принципах научной обоснованности, преемственности, системности мер и мобилизации ресурсов и ориентирована на обеспечение устойчивого развития города на основе улучшения режима воспроизводства населения и последующего демографического роста.

    Организации, не подчиненные Мингорисполкому и его структурным подразделениям, могут принимать участие в реализации настоящей Программы с их согласия.

    ГЛАВА 2

    ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В Г. МИНСКЕ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ

  3. Принятые в рамках Программы демографической безопасности, г. Минска на 2007-2010 годы, утвержденной решением Минского городского Совета депутатов от 25 апреля 2007 № 42 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007, № 150, 9/8598), меры в области социально-экономической, правовой и организационной поддержки семей, воспитывающих детей, а также в области укрепления здоровья населения и оптимизации миграционных процессов сыграли положительную роль в развитии демографических процессов. Большинство целевых показателей достигнуты: увеличен общий коэффициент рождаемости в г. Минске; снизились показатели младенческой и материнской смертности до 2,9 промилле на 1 тысячу младенцев, родившихся живыми, и до 4,2 промилле на 100 тысяч живорожденных детей, обеспечен ежегодный прирост населения почти на 100 тысяч человек в течение пятилетки, повысилась ожидаемая продолжительность жизни при рождении до 73,2 лет.

  4. Хотя миграционный прирост населения положительный, объемы его не достаточны для того, чтобы компенсировать естественную убыль населения.

    ГЛАВА 3

    ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

  5. За последние годы не удалось снизить общий коэффициент смертности населения, который в 2010 году составил 9,8 промилле, что объясняется сложившейся возрастной структурой населения, ростом численности и доли населения в старших возрастах. Однако, несмотря на тенденцию увеличения, данный показатель остается самым низким в республике.

    Вместе с тем не удалось добиться снижения смертности населения в трудоспособном возрасте. В структуре причин смертности первое место занимают болезни системы кровообращения, второе – новообразования, третье – внешние причины.

    С 2013 года из-за негативных изменений половозрастного состава населения прогнозируется усиление процесса депопуляции, сокращение численности женщин репродуктивного возраста, увеличение доли пожилых людей.

  6. Сегодня к числу наиболее негативных явлений и тенденций демографического развития следует отнести:

    • депопуляцию;

    • высокий уровень смертности населения;

    • старение населения;

    • негативные трансформации института семьи (высокий уровень разводов, увеличение числа неполных семей с детьми, отказ от детей, социальное сиротство и др.).

    Вышеназванные проблемы с учетом сложившейся демографической ситуации прогнозируемых демографических тенденций обуславливают необходимость продолжения в рамках настоящей Программы реализации мероприятий, направленных, прежде всего, на поддержку семьи, укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения, снижение смертности, оптимизацию миграционных процессов.

  7. Принятие настоящей Программы позволит обеспечить комплексный подход в предупреждении демографических угроз, будет способствовать повышению качества жизни семей с детьми, улучшению показателей здоровья населения, увеличению ожидаемой продолжительности жизни, оптимизации миграционных потоков, что приведет к стабилизации численности населения г. Минска и созданию предпосылок для последующего демографического роста.

    ГЛАВА 4

    ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТОЯЩЕЙ ПРОГРАММЫ

  8. Целью настоящей Программы является стабилизация численности населения в 2015 году на уровне 1,9 млн. человек и обеспечение перехода к демографическому росту.

  9. Задачами настоящей Программы являются:

    • увеличение рождаемости и усиление социально-экономической поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;

    • создание условий для сокращения социального сиротства, развитие семейных форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    • укрепление духовно-нравственных основ семьи, возрождение и пропаганда семейных ценностей и традиций;

    • улучшение репродуктивного здоровья населения, охрана материнства и детства;

    • снижение уровня общей смертности населения, особенно по предотвратимым причинам, увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении;

    • улучшение качества жизни пациентов с хроническими заболеваниями и инвалидов путем создания им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья;

    • регулирование внешних миграционных процессов с учетом национальных интересов.

    ГЛАВА 5

    СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ И ДЕТСТВА

  10. Первоочередной задачей социальной политики в г. Минске в отношении семьи является укрепление ее потенциала, создание условий для полноценного выполнения семьей ее основных функций.

    От того, насколько семья успешно выполняет свои функции и удовлетворяет свои потребности, во многом зависит социальное благополучие и стабильность общества в целом.

    За 2010 год показатель рождаемости по г. Минску в расчете на 1 000 человек населения составил 11,5%, в 2006 году – 10%.

    В минувшем году число родившихся детей в столице составило 21 163 человека или 19,6% от числа зарегистрированных рождений по республике.

    Эффективная политика в области рождаемости основана на повышении уровня благосостояния и качества жизни семей, укреплении и развитии семейного образа жизни.

    В связи с этим, необходимо принятие мер по повышению рождаемости в г. Минске с учетом роста уровня и качества жизни семей с детьми. Приоритетом в сфере стимулирования рождаемости является поддержка двух- и трехдетной семьи.

    Только за 2009 год число семей, в которых родился второй ребенок, по сравнению с 2006 годом увеличилось на 36,4%, а в которых родился третий и более – на 42,8%.

    Реализация целостной системы мер социально-экономического, правового, организационного характера, направленных на повышение качества жизни семей с детьми, способствует увеличению частоты деторождений и, как следствие, росту числа семей, имеющих двух и более детей.

    Семья выступает наиболее оптимальным социальным институтом для гармоничного развития личности ребенка, его социализации, подготовки к семейной и трудовой жизни.

    Вместе с тем, не уменьшилось число вновь выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В г. Минске воспитанниками детских интернатных учреждений являются около 37% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В социально опасном положении находятся более 1,5 тыс. детей.

    В целях создания условий семейного воспитания для каждого ребенка, улучшения качества жизни детей, проживающих в детских интернатных учреждениях, их социализации и адаптации в современном обществе требуется принятие комплекса мер.

  11. Для реализации основного интереса в демографической сфере, именно укрепления института семьи как социального института, наиболее благоприятного для реализации потребности в детях и их воспитания настоящей Программой предусмотрена реализация мероприятий по социальной поддержке семьи и детства согласно приложению 1, включающие:

    • сохранение семейной среды и создание ее для детей, оставшихся без попечения родителей;

    • совершенствование системы постинтернатной адаптации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на этапе выхода их в самостоятельную жизнь;

    • разработка инновационных технологий и методического обеспечения для детских интернатных учреждений, осуществляющих подготовку и комплексное сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот;

    • пропаганда, особенно в молодежной среде, семейного образа жизни и благополучной, успешной семьи с двумя и более детьми в качестве социальной нормы.

  12. В результате реализации указанных мероприятий в 2015 году будет достигнуто:

    • увеличение общего коэффициента рождаемости с 11,4 до 12,0 на 1000 человек, в том числе в 2011 году – 11,4, 2012 – 11,5, 2013 – 11,6, 2014 – 11,7, в 2015 году – 11,8 -12,0;

    • увеличение суммарного коэффициента рождаемости (число детей, которых могла бы родить одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода (15 – 49 лет)) до 1,55 – 1,65, в том числе в 2011 году – 1,50, 2012 – 1,51, 2013 – 1,52, 2014 – 1,53, в 2015 году – 1,55 – 1,65;

    • увеличение удельного веса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях, до 80 процентов в общем числе детей данной категории, в том числе в 2011 году – 76 процентов, 2012 – 77, 2013 – 78, 2014 – 79, в 2015 году – 80 процентов.

    ГЛАВА 6

    УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ И УВЕЛИЧЕНИЕ ОЖИДАЕМОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ

  13. За пятилетний период реализован целый комплекс мер по улучшению доступности и качества медицинской помощи, усилению профилактической направленности в работе столичного здравоохранения. Обеспечен значительный рост объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи, особенно в сфере трансплантологии. Обеспечено дальнейшее улучшение ряда регулируемых системой здравоохранения показателей деятельности. Это такие показатели, как детская смертность, число абортов, послеоперационная летальность при экстренной хирургической патологии, выявление больных в четвертой стадии онкологических заболеваний. Обеспечен необходимый объем закупок медицинской техники и лекарственных средств. Была активизирована информационно-образовательная работа по проблемам формирования здорового образа жизни.

    Приняты конкретные меры по совершенствованию оказания первичной медицинской помощи, повышению доступности оказания высокотехнологичной медицинской помощи, улучшению качества жизни лиц пожилого возраста, кардинально изменена работа по борьбе с пьянством и алкоголизмом, существенные положительные изменения произошли в организации деятельности специализированных служб, реализован комплекс мероприятий по профилактике, снижению заболеваемости и смертности от социально значимых болезней.

    В течение последних пяти лет значительно улучшились показатели, характеризующие качество оказания медицинской помощи женскому и детскому населению республики:

    • показатель младенческой смертности снизился с 5,6 промилле в 2006 году до 2,9 промилле в 2010 году;

    • материнская смертность – с 10,2 на 100 000 живорожденных детей в 2007 году до 4,2 в 2010 году.

    Вместе с тем, проблемы здоровья населения сохраняют свою актуальность. Изменение возрастной структуры населения в сторону старения приводит к росту числа хронических неинфекционных заболеваний и инвалидности.

    Отношение граждан к собственному здоровью, основные заболевания и возрастная структура определяют высокий уровень смертности взрослого населения. Показатель общей смертности в 2010 году составил 18169 человек, смертности в трудоспособном возрасте – 4789 человек. Среди умерших в 2010 году доля трудоспособного населения – более 25%.

    Высокой остается детская смертность от внешних причин. В большинстве случаев дети погибают из-за невнимания со стороны взрослых (от утоплений, травм при дорожно-транспортных происшествиях, пожаров, отравлений).

  14. В рамках реализации настоящей Программы планируется реализовать мероприятия по укреплению здоровья и увеличению ожидаемой продолжительности согласно приложению 2, предусматривающие:

    • развитие системы сохранения репродуктивного здоровья, добрачного консультирования, внедрение новых методов диагностики и лечения женского и мужского бесплодия, вспомогательных репродуктивных технологий;

    • профилактику абортов, основанную на сотрудничестве государства, религиозных конфессий, общественных организаций и средств массовой информации;

    • усиление профилактической направленности в работе с детьми, в том числе по предупреждению нарушений осанки, зрения, развития хронических заболеваний, их обострений и осложнений;

    • расширение межведомственного взаимодействия в целях снижения смертности детей и взрослых от внешних причин, повышение ответственности родителей за жизнь и здоровье детей;

    • широкое информирование населения о факторах риска хронических неинфекционных заболеваний;

    • проведение диспансеризации населения, в первую очередь, трудоспособного, реализация профилактических мероприятий и оказание необходимой медицинской помощи;

    • внедрение современных медицинских технологий и новых методов диагностики, лечения и реабилитации пациентов с хроническими заболеваниями на всех уровнях оказания медицинской помощи;

    • завершение создания системы медицинской реабилитации в республике, открытие в регионах больниц медицинской реабилитации, оснащение отделений медицинской реабилитации современным медицинским оборудованием, внедрение новых реабилитационных технологий;

    • внедрение в организациях здравоохранения электронного паспорта здоровья, электронной карты амбулаторного пациента, осуществление мониторинга пациентов с хроническими заболеваниями, инвалидов, развитие телемедицины.

  15. Реализация указанных мер позволит достигнуть в 2015 году:

    • стабилизации и снижения младенческой смертности – до 3,8 на 1000 младенцев, рожденных живыми, в том числе в 2011 – 4,2, 2012 – 4,1, 2013 -4,0, 2014 – 3,9, 2015 – 3,8;

    • увеличения до 40 процентов удельного веса родов без осложнений, в том числе в 2011 – 36 процентов, 2012 – 37 процентов, 2013 – 38 процентов, 2014 – 39 процентов, 2015 – 40 процентов;

    • увеличения в структуре детского населения количества здоровых детей – до 30 процентов;

    • снижения тяжести первичной инвалидности лиц трудоспособного возраста (удельный вес инвалидов 1, 2 групп) – до 55 процентов, в том числе в 2011 году – 59,5 процента, 2012 – 58,5, 2013 – 57,5, 2014 – 56, в 2015 году – 55 процентов;

    • снижения смертности трудоспособного населения до 5,0 на 1000 человек, в том числе в 2011 году – 5,4, 2012 – 5,3, 2013 – 5,2, 2014 – 5,1, в 2015 году – 5,0;

    • снижения общего коэффициента смертности населения – до 13,0 – 12,5 на 1000 человек, в том числе в 2011 году – 14,3, 2012 – 13,9, 2013 – 13,5, 2014 – 13,3, в 2015 году 13,0 – 12,5;

    • увеличения ожидаемой продолжительности жизни при рождении – 72-73 лет, в том числе в 2011 году – 71 год, 2012 – 71,2, 2013 – 71,4, 2014 – 71,6, в 2015 году – 72-73 года.

    ГЛАВА 7

    ОПТИМИЗАЦИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

  16. В области регулирования миграционных потоков основные усилия в 2007-2010 годах были направлены на широкую разъяснительную работу среди мигрантов, организацию сотрудничества территориальных органов внутренних дел с комитетом по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома в целях заполнения мигрантами вакантных рабочих мест, невостребованных гражданами Беларуси.

    Активные миграционные процессы, происходящие в г. Минске, обусловлены развитой инфраструктурой, возможностью трудоустройства и социальной адаптации.

    Для улучшения демографической ситуации в городе внешняя миграция может частично компенсировать естественную убыль населения и стать источником пополнения трудовых ресурсов.

  17. В рамках настоящей Программы в 2011-2015 годах для обеспечения роста положительного сальдо миграции следует усилить работу по привлечению мигрантов трудоспособного возраста в г. Минск путем правовой поддержки их на начальном этапе. Необходимо также осуществлять мероприятия по интеграции и адаптации беженцев и лиц, которым предоставлена дополнительная или временная защита; продолжить мониторинг эмиграционных процессов.

  18. Мероприятиями по оптимизации миграционных процессов согласно приложению 3 предусматривается:

    • создать механизм, основанный на избирательном подходе к привлечению иммигрантов, с учетом инвестиционного и образовательного потенциала, возраста;

    • разработать меры адаптации и интеграции иммигрантов в белорусское общество;

    • использовать возможности консульских учреждений, диаспор и землячеств за границей и в г. Минске для привлечения иммигрантов.

    В результате реализации данных мер в 2015 году сальдо внешней миграции (разность между числом прибывших в г. Минск и числом выбывших из него за определенный период) увеличится до 60 тыс. человек, в том числе в 2011 году – 10 тыс. человек, 2012 – 11 тыс. человек, 2013 – 12 тыс. человек, 2014 – 13 тыс. человек, в 2015 году – 14 тыс. человек.

    ГЛАВА 8

    УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ НАСТОЯЩЕЙ ПРОГРАММЫ. КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

  19. Управление реализацией настоящей Программы осуществляет комитет по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома.

    Исполнителями настоящей Программы являются: комитет по здравоохранению Мингорисполкома, главное управление внутренних дел Мингорисполкома, комитет по образованию Мингорисполкома, управление культуры Мингорисполкома, управление физической культуры, спорта и туризма Мингорисполкома, главное управление идеологической работы Мингорисполкома, управление юстиции Мингорисполкома, управление жилищной политики Мингорисполкома, государственное учреждение "Главное управление потребительского рынка Мингорисполкома", отдел по делам молодежи Мингорисполкома, закрытое акционерное общество "Столичное телевидение", информационное коммунальное унитарное предприятие "Агентство Минск-Новости", администрации районов г. Минска, государственное учреждение "Минский городской центр гигиены и эпидемиологии".

  20. Заказчики и исполнители настоящей Программы в пределах своей компетенции:

    • координируют деятельность исполнителей мероприятий настоящей Программы;

    • ежегодно один раз в полугодие до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют заказчику-координатору сведения о ходе реализации мероприятий настоящей Программы по своим направлениям.

    Заказчик-координатор настоящей Программы ежегодно до 20 числа, следующего за отчетным периодом, представляет в Минский городской Совет депутатов отчет о ходе выполнения мероприятий настоящей Программы.

    На основе настоящей Программы администрации районов г. Минска разрабатывают районные мероприятия.

    ГЛАВА 9

    ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСТОЯЩЕЙ ПРОГРАММЫ

  21. Финансирование мероприятий настоящей Программы согласно приложению 4 будет осуществляться за счет средств бюджета г. Минска с ежегодным уточнением объемов финансирования при формировании проекта бюджета на очередной финансовый год.

    На реализацию мероприятий настоящей Программы согласно приложениям 1-3 в 2011-2015 годах за счет средств бюджета г. Минска планируется 91886,7 млн. рублей, в том числе по годам (млн. рублей): 2011 – 3138,3; 2012 – 12323,3; 2013 – 14482,3; 2014 – 22524,9; 2015 – 39417,9.

    Финансовое обеспечение мероприятий согласно приложениям 1, 2 подлежит обязательному ежегодному уточнению. На выполнение мероприятий согласно приложению 3 денежные средства не предусмотрены.

  22. Показатели ожидаемых результатов от реализации настоящей Программы приведены согласно приложению 5.

    ГЛАВА 10

    ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ ИМПОРТОЕМКОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В СООТВЕТСТВИИ С НАСТОЯЩЕЙ ПРОГРАММОЙ, И ЗАМЕЩЕНИЮ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ

  23. В рамках реализации мероприятий по укреплению здоровья и увеличению ожидаемой продолжительности жизни настоящей Программы необходимо произвести закупку импортного современного оборудования и расходных материалов для служб охраны материнства и детства и скорой медицинской помощи, расходных материалов для трансплантологии, современного оториноларингологического и эндокринологического оборудования, а также оборудования в области неврологии, нейрохирургии и реабилитации, которые в настоящее время в Республике Беларусь не производятся и не имеют аналогов в отечественном производстве.

  24. Планируется закупка и оснащение в 2011-2015 годах государственных организаций здравоохранения изделиями медицинской техники и медицинского назначения отечественного производства: эндопротезами тазобедренных суставов отечественного производства "Альтимед"; пикфлоуметрами для контроля лечения астмы и своевременного снижения суточных и курсовых доз антиастматических препаратов для оснащения кабинетов участковых терапевтов и врачей общей практики; концентраторами кислорода в целях организации кислородотерапии в поликлиниках и стационарах для пациентов с дыхательной недостаточностью; современными материалами для пластики дефектов черепа в виде титановых пластин. В этот период планируется также оснащение отделений интенсивной терапии высокоэффективной медицинской техникой отечественного производства для оказания неотложной помощи детям и пациентам с термической травмой.

    Кроме того, планируется завершить информатизацию отрасли здравоохранения, создать единую сеть организаций здравоохранения (закупка персональных компьютеров, программного обеспечения, создание локальных сетей), в частности создать единые информационные системы "Амбулаторно-поликлинические организации здравоохранения" и "Организации, оказывающие скорую медицинскую помощь – больничные организации". Оснащение государственных организаций здравоохранения будет осуществляться организационной техникой (далее – оргтехнитка) отечественного производства.
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016