УТВЕРЖДЕНО
Решение
Минского городского
Совета депутатов
23.12.2011 № 191

КОНЦЕПЦИЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ВЕЛОСИПЕДНОГО ДВИЖЕНИЯ В Г. МИНСКЕ

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  1. Настоящая Концепция разработана в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 апреля 2003 г. № 165 "Об утверждении генерального плана г. Минска с прилегающими территориями и некоторых вопросах его реализации" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 49, 1/4555), Законом Республики Беларусь от 5 января 2008 г. "О дорожном движении" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 14, 2/1410), Концепцией обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2006 г. № 757 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 94, 5/22459).
     
  2. Основной целью настоящей Концепции является развитие системы велосипедного движения в г. Минске и определение комплекса мероприятий для ее обеспечения.
    ГЛАВА 2
    АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ВЕЛОСИПЕДНОГО ДВИЖЕНИЯ

  3. Результаты обследования характеристик велосипедного движения показывают:

    в г. Минске в каждой третьей семье есть велосипед, всего в городе около 300 000 велосипедов, до 5000 велосипедистов пользуется велосипедом постоянно;

    общественное мнение поддерживает развитие велосипедного движения, до 2/3 жителей г. Минска считают необходимым наличие велосипеда, что определяет высокий потенциал развития системы велосипедного движения;

    на 85—90 процентов велосипед в г. Минске используется как средство для отдыха и физической культуры, на 10—15 процентов — в рабочих и бытовых целях;

    использование велосипеда носит ярко выраженный сезонный характер.
     
  4. Основными проблемами развития велосипедного движения являются:

    недостаточное количество мест для хранения велосипеда;

    отсутствие сети велосипедных путей;

    несоответствие требованиям технических нормативных правовых актов качества дорожного покрытия и бортовых камней проезжей части, отсутствие технических средств организации велосипедного движения.
     
  5. За период с 1995-го по 2010 год произошло 190 дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов, 13 велосипедистов погибло, 184 ранено.
     
  6. Доля дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов составляет около одного процента от всех дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в г. Минске.

    Анализ аварийности показывает, что:

    существует тенденция повышения аварийности с участием велосипедистов;

    большая часть дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов происходит на магистральных улицах в жилых зонах;

    в наибольшей степени дорожно-транспортным происшествиям подвержены дети и люди пожилого возраста, относительный уровень опасности для них в 10 раз выше, чем для молодых велосипедистов.
     
  7. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов являются ненадлежащее качество велосипедной инфраструктуры, нарушение правил дорожного движения велосипедистами и водителями механических транспортных средств.
     
  8. Существующая инфраструктура велосипедного движения состоит из магистральной велодорожки и 40 пешеходно-велосипедных дорожек. Магистральная велодорожка длиной 27 километров введена в действие в 2009 году и интенсивно используется велосипедистами. Пешеходно-велосипедные дорожки организованы за счет разметки широких пешеходных тротуаров на магистральной улично-дорожной сети.

    ГЛАВА 3
    ПРИНЦИПЫ, КРИТЕРИИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЕЛОСИПЕДНОГО ДВИЖЕНИЯ

  9. Принципами развития системы велосипедного движения являются: безопасность, комфорт, безостановочное движение велосипедистов.
     
  10. Развитие системы велосипедного движения оценивается по следующим критериям:

    уровень безопасности (аварийность) велосипедного движения;

    безбарьерное, непрерывное, свободное движение на устойчивой скорости;

    уровень обслуживания;

    снижение воздействия транспорта на окружающую среду;

    улучшение эстетических качеств городской среды;

    качество маршрутного ориентирования;

    минимизация усилий велосипедистов;

    оценка (рейтинг) удовлетворения пользователей;

    оценка (рейтинг) времени поездки;

    наличие и характеристики мест пересечения движения велосипедистов с движением других транспортных средств и пешеходов;

    уровень взаимопонимания и взаимодействия велосипедистов, водителей и других участников дорожного движения.

    Развитие системы велосипедного движения оценивается по критериям ежегодно на основе обследования велосипедного движения.
     
  11. Основными направлениями развития системы велосипедного движения являются:

    создание сети велосипедных коммуникаций;

    учет и оценка аспектов безопасности велосипедистов как неотъемлемой части безопасности незащищенных участников дорожного движения при согласовании проектной документации Государственной автомобильной инспекцией Министерства внутренних дел Республики Беларусь;

    взаимодействие велосипедистов и других участников дорожного движения, проведение мероприятий по контролю движения, комплексов инженерных мероприятий и публичных кампаний по обеспечению безопасности велосипедистов;

    стратегическое планирование и контроль критериев развития системы велосипедного движения;

    преимущественное развитие рекреационного велосипедного движения, обеспечение доступа велосипедистов к рекреационным зонам и объектам туризма;

    обеспечение благоприятной городской среды, создание стимулов для социальной интеграции и использования альтернативных видов транспорта;

    планомерное создание участков сети велосипедного движения, включающих главные трассы, коммутирующие дорожки для жилых районов и средства велосипедной инфраструктуры, ориентированные на перемещения в пределах 2-3 километров;

    привязка развития велосипедной сети и инфраструктуры к проектам строительства, реконструкции и капитального ремонта улично-дорожной сети, а также крупных объектов инвестирования;

    планомерное развитие велосипедной сети и инфраструктуры в рамках схем транспортного обслуживания организаций.

    ГЛАВА 4
    ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЕЛОСИПЕДНОГО ДВИЖЕНИЯ

  12. Развитие системы велосипедного движения осуществляется исходя из следующих прогнозных показателей:

    увеличение количества велосипедистов на 2-5 процентов в год;

    увеличение доли поездок на велосипеде до 0,25-0,5 процента от общего числа перемещений за счет приоритетного развития рекреационного велосипедного движения и велосипедного туризма;

    снижение уровня опасности для велосипедистов в 2,5 раза по сравнению с существующим.

    Планирование системы велосипедного движения производится в соответствии с прогнозными показателями спроса на использование велосипеда согласно приложению 1.
     
  13. Развитие системы велосипедного движения должно планироваться по назначению велосипедных путей (магистральные городского значения, основные, коммутирующие, туристические маршруты, парковые ("зеленые")), а также по техническому решению (обособленная велосипедная дорожка, пешеходно-велосипедная совмещенная дорожка (тротуар), велосипедная полоса на проезжей части).
     
  14. В г. Минске должно быть обеспечено создание 500 километров велосипедных путей в соответствии со схемой велосипедного движения согласно приложению 2, в том числе 50 километров магистральных обособленных велодорожек, 450 километров совмещенных пешеходно-велосипедных дорожек.

    Создание велосипедных путей осуществляется путем строительства, реконструкции, ремонта улично-дорожной сети, а также строительства отдельных объектов.
     
  15. В г. Минске должно быть обеспечено создание 6 велосипедных туристических маршрутов, которые составляют сеть велосипедных туристических маршрутов согласно приложению 3.
     
  16. Общая стратегия развития системы велосипедного движения включает комплексы мероприятий по:

    организационному обеспечению;

    адаптации улично-дорожной сети к велосипедному движению;

    созданию велосипедных коммуникаций;

    обеспечению безопасности велосипедистов;

    развитию велосипедного движения.
     
  17. Мероприятия по организационному обеспечению включают:

    определение организации, ответственной за развитие системы велосипедного движения;

    создание рабочих групп по аспектам обеспечения системы велосипедного движения;

    координацию мероприятий по обеспечению велосипедного движения;

    подготовку ежегодного отчета о результатах развития системы велосипедного движения;

    подготовку персонала для реализации настоящей Концепции;

    организацию взаимодействия граждан, общественных организаций и государственных органов по вопросам обеспечения велосипедного движения;

    организацию прямого и альтернативного финансирования внедрения мероприятий, предусмотренных настоящей Концепцией;

    координацию деятельности между администрациями районов г. Минска и коммунальными организациями;

    сбор и анализ данных о велосипедном движении (информация о трендах потоков, пользователях, общественном мнении, анализ аварийности).

    Мероприятия по организационному обеспечению осуществляются организацией, ответственной за развитие системы велосипедного движения, структурными подразделениями Минского городского исполнительного комитета, администрациями районов, организациями, имущество которых находится в коммунальной собственности, в пределах их полномочий.
     
  18. Мероприятия по адаптации улично-дорожной сети к велосипедному движению включают:

    обеспечение непрерывной безбарьерной среды (отсутствие препятствий для движения и обеспечение надлежащего качества дорожного покрытия и бортового камня по маршрутам велосипедного движения);

    внедрение технических средств организации дорожного движения на улично-дорожной сети (обозначение, разметка, ориентирование);

    проведение при капитальном ремонте и содержании улиц работ по понижению бортового камня проезжей части, выделению полос для движения, организации движения, применению технических средств организации дорожного движения для велосипедного движения;

    развитие велосипедной информационной системы, применение информационных технических средств маршрутного ориентирования;

    совершенствование системы контроля качества дорожного покрытия, люков и канализационных решеток;

    обеспечение системы контроля содержания велосипедных путей. Мероприятия по адаптации улично-дорожной сети к велосипедному движению проводятся при капитальном ремонте и содержании улично-дорожной сети, тротуаров, внедрении и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
     
  19. Мероприятия по созданию велосипедных коммуникаций включают:

    подготовку предложений с целью учета аспектов велосипедного движения при разработке технических нормативных правовых актов в сфере проектирования;

    включение аспектов велосипедного движения в градостроительную проектную документацию;

    разработку проектов строительства велосипедных дорожек (формирование оптимального транспортного спроса, трассировка, технические характеристики);

    разработку проектов реконструкции улиц;

    исследование, проектирование и строительство велосипедных коммуникаций с применением инновационных технологий;

    разработку общегородской стратегии внедрения велосипедных стоянок (зонирование, дизайн и установка новых стоянок, интегрированных платных парковок);

    разработку новых технологий велосипедных стоянок;

    обеспечение велосипедными стоянками объектов социальной инфраструктуры;

    разработку стратегии противодействия краже велосипедов.

    Мероприятия по созданию велосипедных коммуникаций проводятся при участии в разработке технических нормативных правовых актов, при строительстве велодорожек, строительстве и реконструкции улично-дорожной сети, а также строительстве жилых, социальных, промышленных объектов, путем учета аспекта велосипедного движения при рассмотрении и согласовании проектной документации.
     
  20. Мероприятия по обеспечению безопасности велосипедистов включают:

    разработку предложений по проведению экспертизы безопасности велосипедного движения;

    оценку безопасности велосипедного движения, анализ аварийности, выявление опасных мест, разработку мер по обеспечению безопасности; проведение общественных мероприятий по обеспечению безопасности велосипедистов;

    осуществление контроля за соблюдением правил дорожного движения велосипедистами;

    осуществление контроля за соблюдением правил дорожного движения в отношении велосипедистов (соблюдение приоритета, скоростного режима, правил стоянки, проверка состояния водителей транспортных средств);

    создание условий для обеспечения безопасности велосипедистов (подготовка предложений по внесению изменений в правила дорожного движения, пропаганда безопасности дорожного движения, создание и развитие общественных организаций велосипедистов);

    разработку мер обеспечения безопасности велосипедистов;

    создание специальных программ и курсов для учреждений образования, велосипедистов и участников дорожно-транспортных происшествий.

    Мероприятия по обеспечению безопасности велосипедистов проводятся при реализации правовых актов в сфере обеспечения безопасности и организации дорожного движения, а также текущей деятельности по контролю и организации дорожного движения.
     
  21. Мероприятия по развитию велосипедного движения включают:

    проведение мероприятий в составе общественных акций "День без автомобиля", "В школу на велосипеде" и др.;

    проведение мероприятий по стимулированию велосипедного движения как альтернативы использованию автомобилей (за счет введения платных автомобильных парковок, создания преимуществ для велосипедного движения);

    осуществление действий по формированию позитивного общественного мнения в отношении велосипедного движения;

    распространение социальной рекламы велосипедного движения;

    проведение публичных кампаний по обеспечению велосипедного движения;

    реализацию схем транспортного обслуживания организаций с включением аспекта велосипедного движения;

    внедрение городской системы проката велосипедов;

    внедрение городской системы велосипедного туризма (разработка маршрутов, указателей, развитие инфраструктуры);

    разработку плана по адаптации системы общественного транспорта к потребностям велосипедистов (учет сезонного использования велосипедов при определении маршрутов общественного транспорта, обеспечение доступа велосипедистов в транспортные средства, терминалы, упрощение оплаты проезда).
     
  22. Реализация мероприятий, указанных в пунктах 18-21 настоящей Концепции, производится в виде ежегодных планов либо отдельных проектов заинтересованных организаций во взаимодействии с организацией, ответственной за развитие велосипедного движения в г. Минске, на которую возлагаются функции по:

    координации действий по обеспечению системы велосипедного движения;

    разработке и координации реализации ежегодных планов обеспечения системы велосипедного движения;

    участию в планировании и проектировании велосипедных путей;

    обследованию и учету состояния системы велосипедного движения и хода реализации настоящей Концепции;

    взаимодействию с местными и распорядительными органами г. Минска и заинтересованными организациями.
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016