УТВЕРЖДЕНО
решение Минского
городского Совета депутатов
от 03.04.2013 г. № 321


Примерное положение об органах территориального общественного самоуправления
в городе Минске

Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  1. В настоящем Положении используются следующие основные термины и их определения:

    территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС) - деятельность граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территорий города Минска в целях решения вопросов местного значения непосредственно или через органы территориального общественного самоуправления;

    органы территориального общественного самоуправления - организационная форма осуществления гражданами территориального общественного самоуправления по месту жительства.

    На соответствующей части административно-территориальной единицы может быть создан только один орган территориального общественного самоуправления:

    в границах территорий обслуживания организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги на территории районов и на части территорий районов в городе Минске - коллегиальный орган территориального общественного самоуправления (далее – КОТОС), создаваемый местным собранием жителей микрорайонов в районах города Минска;

    в границах территорий обслуживания организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги на территории районов в городе Минске - районный Совет территориального общественного самоуправления (далее - районный Совет ТОС);

    единоличный орган общественного самоуправления – старосты, избираемые гражданами, проживающими на территории жилых кварталов, дворов или улиц, а также старшие домов (подъездов), проживающие в многоквартирных жилых домах (подъездах).

  2. Правовую основу деятельности органов территориального общественного самоуправления в городе Минске (далее – ТОС) составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», Закон Республики Беларусь от 12 июля 2000 г. «О статусе столицы Республики Беларусь – города Минска», другие акты законодательства, решения Минского городского Совета депутатов, Минского городского исполнительного комитета и администраций районов города Минска, настоящее Положе-ние.

  3. Органы ТОС являются выборными органами, частью системы местного самоуправления в городе Минске. Они призваны обеспечивать развитие и реализацию инициативы граждан по вопросам местного значения, расширение возможностей для решения вопросов комфортного и безопасного проживания граждан, содержания, благоустройства и развития территорий, на которых созданы.

  4. Органы ТОС осуществляют свою деятельность на принципах:

    законности;

    добровольности и свободного волеизъявления граждан;

    выборности и подконтрольности гражданам, их избравшим, и Минскому городскому Совету депутатов;

    гласности и учета мнения граждан, проживающих в границах территорий, на которых они созданы, постоянного информирования граждан о принимаемых решениях по важнейшим вопросам местного значения;

    сочетания интересов территорий, на которых они созданы, с интересами районов, города Минска и Республики Беларусь.

  5. Основные задачи органов ТОС:

    5.1. содействие в реализации прав, свобод и законных интересов граждан;

    5.2. оказание помощи администрациям районов города Минска, Минскому городскому исполнительному комитету и Минскому городскому Совету депутатов в работе с населением по месту жительства в решении вопросов, имеющих общественное значение;

    5.3. изучение, анализ и учет общественного мнения жителей по вопросам экономического и социального развития территории, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

    5.4. развитие инициативы и привлечение граждан к решению вопросов сохранности, эксплуатации, ремонта, благоустройства жилых домов и придомовых территорий, площадок детских, спортивных и для выгула животных, санитарного состояния улиц, домов, подъездов, содействие созданию товариществ собственников жилых домов;

    5.5. содействие развитию благотворительности и участие в мероприятиях по социальной поддержке семей и граждан, требующих индивидуального подхода и нуждающихся в такой поддержке (дети, пожилые одинокие люди, инвалиды, многодетные и неблагополучные семьи);

    5.6. содействие в организации досуга граждан по месту жительства, возрождению и сохранению культурных ценностей, национальных обычаев и традиций, пропаганде здорового образа жизни, развитию физической культуры, художественного и технического творчества;

    5.7. оказание помощи родительским комитетам и педагогическим коллективам учебных заведений в патриотическом воспитании учащейся молодежи, приобщению к общественно-полезному труду, обучении правилам поведения на улице, дома и в общественных местах;

    5.8. содействие уполномоченным органам в осуществлении деятельности по профилактике правонарушений, привлечение жителей к право¬охранительной деятельности в составе добровольных народных дружин и общественных пунктов охраны правопорядка;

    5.9. повышение гражданской активности и ответственности жителей при подготовке и проведении избирательных кампаний, содействие общественным объеди¬нениям, способствующих процессам построения демократического правового социального государства;

    5.10. содействие в осуществлении нормотворческой инициативы жителей по вопросам местного значения, организация встреч с населением депутатов Минского городского Совета депутатов, Национального собрания Республики Беларусь и должностных лиц администрации соответствующего района города Минска и Минского городского исполнительного комитета;

    5.11. содействие в решении иных вопросов местного значения.

    Глава 2

    ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ, УЧЕТА И УПРАЗДНЕНИЯ ОРГАНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

  6. Создание органов ТОС без образования юридического лица производится местным собранием граждан, проживающих на территории района или на части территорий районов в городе Минске (далее – собрание), в границах которой они будут осуществлять свою деятельность. Собрание полномочно, если в его работе принимает участие не менее двух третей граждан, уполномоченных участвовать в нем.

    С правом совещательного голоса в собрании могут участвовать представители государственных органов, предприятий, организаций и учреждений.

  7. Собрание по образованию органа территориального общественного самоуправления созывается по инициативе Минского городского Совета депутатов, Минского городского исполнительного комитета, администрации соответствующего района города Минска или по инициативе не менее 10 процентов граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории.

    Для подготовки проведения собрания может создаваться инициативная группа или образовываться организационный комитет. Нормы представительства и порядок избрания уполномоченных для участия в Собрании, а также председателя организационного комитета (инициативной группы) устанавливаются инициатором собрания.

  8. Организационный комитет (инициативная группа):

    8.1. оформляет протоколом заседания решение о созыве собрания, нормах представительства и порядке избрания уполномоченных,

    8.2. доводит до сведения граждан, проживающих на соответствующей территории, не позднее, чем за 15 дней до проведения собрания с указанием времени и места его проведения и вопросов, выносимых на обсуждение;

    8.3. разрабатывает проект положения об органе ТОС.

  9. Собрание открывает и ведет председатель организационного комитета (инициативной группы), являющийся председателем собрания. Для ведения протокола собрания избираются секретарь собрания, а также счетная комиссия. Повестка дня и регламент работы утверждаются собранием.

  10. Собрание:

    принимает решение о создании органа ТОС;

    определяет организационную структуру органов ТОС;

    утверждает положение об органе ТОС;

    для коллективных органов избирает членов органа ТОС и ревизионной комиссии, а для единоличных – старосту или старшего из числа участников собрания;

  11. В органы ТОС могут избираться дееспособные граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, постоянно проживающие на части территории города Минска, на которой создается этот орган.

    В состав коллегиального органа ТОС входят председатель, заместитель председателя и другие члены органа территориального общественного самоуправления.

    Кандидаты в члены органа ТОС могут выдвигаться гражданами, а также Минским городским Советом депутатов, администрациями районов города Минска.

  12. Решения собрания принимаются простым большинством голосов от общего числа его участников.

    Члены коллегиальных органов ТОС, а также единоличный орган ТОС избираются открытым или тайным голосованием на собрании. Форма голосования определяется собранием.

  13. Члены органов ТОС избираются на срок полномочий Минского городского Совета депутатов очередного созыва и отчитываются перед гражданами, проживающими на территории, в границах которой они созданы и осуществляют свою деятельность.

    Руководители ТОС несут ответственность за работу созданных органов ТОС.

  14. Членство в органах ТОС прекращается:

    по решению собрания, если член органа ТОС систематически без уважительных причин не исполняет возложенные на него обязанности;

    по собственному желанию - на основании письменного заявления;

    в случае истечения срока полномочий члена органа ТОС;

    в случае выезда члена органа ТОС на место жительства за пределы части административно-территориальной единицы, на которой создан орган ТОС;

    в случае признания члена органа ТОС недееспособным в установленном порядке;

    в случае смерти члена органа ТОС, признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим.

  15. После проведения собрания созданный орган ТОС в месячный срок представляет в администрацию района:

    заявление на имя главы администра¬ции района города Минска о регистрации коллегиального органа ТОС;

    положение о коллегиальном органе ТОС;

    протокол собрания, содержащий сведения о создании органа ТОС, утверждении положения о нем и избрании его членов;

    список участников собрания с указанием фамилии, имени, отче¬ства, года рождения, гражданства, места жительства;

    список членов органа ТОС с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, гражданства, места жительства и домашнего (мобильного) и рабочего номеров телефона, места работы (службы, учебы), должности в органе ТОС.

  16. Постановка на учет коллегиальных органов ТОС осуществляется администрацией соответствующего района города Минска в течение десяти дней после представления документов.

    В пятидневный срок после постановки на учет администрация района письменно извещает об этом руководителя органа ТОС, выдает ему свидетельство о регистрации коллегиального органа ТОС, предоставляет помещение, оборудованное средствами связи для функциональной деятельности и приёма граждан, а также информирует об этом Минский городской Совет депутатов.

    Учет единоличных органов ТОС ведется в границах территорий обслуживания организаций, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющих жилищно-коммунальные услуги на территории районов и на части территорий районов в городе Минске.

    Создание районных Советов ТОС инициируют администрации районов города Минска.

    В районный Совет ТОС входят председатели КОТОС района, депутаты Минского городского Совета депутатов (с их согласия), представители администраций районов города Минска.

  17. Основания для отказа в постановке на учет коллегиального органа ТОС:

    несоответствие положения об органе ТОС законодательству Республики Беларусь, настоящему Примерному положению;

    несоответствие целей и задач деятельности органа ТОС, указанных в положении о нем, целям и задачам территориального общественного самоуправления, определенных действующим законодательством Республики Беларусь;

    несоблюдение норм представительства, а также несоблюдение установленного порядка выдвижения гражданами уполномоченных для участия в местном собрании, установленного порядка участия граждан в таком собрании, избрания членов органа территориального общественного самоуправления на местном собрании.

  18. В случае отказа в постановке на учет коллегиального органа ТОС, администрация района в письменной форме информирует об этом председателя организационного комитета (инициативной группы) с указанием причин такого отказа.

  19. Коллегиальный орган территориального общественного самоуправления считается созданным со дня его постановки на учет.

  20. Коллегиальный орган ТОС может быть упразднен решением соответствующего собрания или Минского городского Совета депутатов в случаях систематического или грубого нарушения им требований законодательства.
    Глава 3

    ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
  1. Органы ТОС могут владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом и финансовыми средствами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

  2. Финансовые средства органов ТОС могут образовываться за счет поступлений, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.

  3. Контроль расходования финансовых средств осуществляется ревизионными комиссиями и полномочными государственными органами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

  4. Органы ТОС несут самостоятельную ответственность за соблюдение финансовой дисциплины.

    Глава 4

    ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

  5. Органы ТОС способствуют решению вопросов местного значения, затрагивающих интересы граждан по месту их непосредственного проживания.

    Органы ТОС на территориях своей деятельности обеспечивают выполнение решений Минского городского Совета депутатов и Минского городского исполнительного комитета, администрации района города Минска и собственных решений.

  6. Органы ТОС могут обращаться в Минский городской Совет депутатов и его постоянные комиссии, к депутатам Минского городского Совета депутатов тех округов, на территории которых они действуют, в администрации районов города Минска, Минский городской исполнительный комитет - с инициативой рассмотрения тех или иных вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующих территорий, принимать участие в их работе при рассмотрении таких вопросов.

  7. Органы ТОС собственными силами проводят мероприятия по благоустройству территории:

    организовывают жителей для осуществления мероприятий по благоустройству и озеленению, вывозу мусора, ремонту и реконструкции жилого фонда, объектов социальной инфраструктуры;

    осуществляют общественный контроль за содержанием придомовой территории и жилищного фонда, качеством текущего и капитального ремонта, участвуют в комиссиях по приемке выполненных работ;

    участвуют в согласовании и оборудовании мест для выгула домашних животных, размещения пешеходных и велодорожек, пешеходных переходов, оборудования детских и спортивных площадок, стоянок легковых автомобилей, остановок общественного транспорта, мест для размещения информационных и рекламных щитов.

  8. Органы ТОС содействуют правоохранительным органам в профилактике правонарушений и поддержании общественного правопорядка:

    участвуют в формировании добровольных народных дружин и общественных пунктов охраны порядка на соответствующей территории;

    содействуют правовому просвещению граждан;

    содействуют полномочным органам в привлечении к ответственности лиц, злостно нарушающих общественный порядок и правила пользования жилыми помещениями.

  9. Органы ТОС участвуют в решении вопросов, связанных с социальным обслуживанием населения соответствующей территории:

    содействуют государственным органам социальной защиты граждан в выявлении семей и отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке;

    организовывают общественную заботу о пожилых и одиноких людях, ветеранах труда и войны.

  10. Органы ТОС проводят культурные, спортивные, образовательные и другие мероприятия для жителей соответствующей территории:

    создают клубы самодеятельного творчества;

    содействуют созданию групп выходного дня по месту жительства;

    организовывают для жителей соответствующей территории встречи с депутатами Минского городского Совета депутатов и Национального собрания Республики Беларусь.

  11. Органы ТОС ходатайствуют о поощрении активных граждан, вносящих большой личный вклад в развитие общественного самоуправления, осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

    Глава 5

    ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

  12. Координирует деятельность органов ТОС постоянная комиссия Минского городского Совета депутатов мандатная, по гласности, самоуправлению, правопорядку и международным связям.

    Органы ТОС планируют свою деятельность, согласовывая её с депутатами Минского городского Совета депутатов округов, на территории которых они действуют и администрацией соответствующего района города Минска.

  13. Коллегиальные органы ТОС могут формировать из своего состава секторы по направлениям деятельности. Их количество и направления деятельности определяются при утверждении структуры органа ТОС.

  14. Органы ТОС вправе формировать временные подразделения для решения конкретных задач в рамках своих полномочий.

  15. Председатель органа ТОС, его заместитель (заместители), руководители секторов по направлениям деятельности составляют правление органа ТОС.

  16. Органы ТОС осуществляют свою работу в форме заседаний, которые проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в полугодие и являются правомочными, если в их работе участвуют более половины их членов.

  17. Исключительно на заседаниях коллегиального органа ТОС решаются следующие вопросы:

    38.1. избрание и освобождение от должности председателя органа ТОС, его заместителей;

    38.2. образование, избрание и изменение состава секторов по направлениям деятельности, избрание и освобождение от должности их руководителей;

    38.3. утверждение и изменение состава правления;

    38.4. утверждение планов работы.

  18. Решения коллегиальных органов ТОС принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от общего числа их членов, присутствующих на заседании.

  19. Заседания коллегиальных органов ТОС оформляются протоколом и подписываются председателем.

  20. Правление органов ТОС:

    41.1. организует деятельность органа ТОС;

    41.2. организует взаимодействие органа ТОС с органами государственного управления, трудовыми коллективами и жителями соответствующей территории;

    41.3. разрабатывает и представляет для утверждения проекты планов работы;

    41.4. осуществляет контроль за своевременным и фактическим выполнением принятых решений и планов работы;

    41.5. обеспечивает работу по рассмотрению обращений граждан, адресованных органу ТОС;

    41.6. оказывает членам органа ТОС необходимую правовую, организационную и иную помощь при осуществлении ими своих полномочий;

    41.7. информирует жителей соответствующей территории о проделанной работе.

  21. Заседания правления проводятся не реже одного раза в квартал. Решения правления принимаются простым большинством голосов от общего количества присутствующих членов правления.

  22. Председатель органа ТОС:

    43.1. ведет заседания органа ТОС, подписывает протоколы и решения;

    43.2. осуществляет общее руководство работой органа ТОС;

    43.3. осуществляет контроль за деятельностью секторов;

    43.4. представляет орган ТОС в отношениях с органами местного управления и самоуправления, общественными организациями;

    43.5. выполняет иные функции, возложенные на него правлением.

    Глава 6

    ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

  23. Координацию и контроль деятельности органов ТОС осуществляет Минский городской Совет депутатов.

  24. Минский городской Совет депутатов и Минский городской исполнительный комитет, администрации районов города Минска создают необходимые условия для становления и развития системы органов территориального общественного самоуправления:

    по взаимному соглашению могут наделять их частью своих полномочий по развитию инфраструктуры и благоустройству соответствующих территорий;

    оказывают содействие, финансовую и иную поддержку, организационную и методическую помощь в осуществлении полномочий органа ТОС;

    учитывают в своей работе решения и предложения органа ТОС;

    оказывают помощь в проведении собраний, опросов населения;

    могут устанавливать сферы совместной компетенции, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами ТОС;

    заключают договоры с органами ТОС;

    содействуют выполнению решений собраний в пределах их компетенции;

    уполномоченный орган администраций районов осуществляет регистрацию и ведет учет органов ТОС;

    осуществляют другие полномочия по взаимодействию с органами ТОС в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и нормативными правовыми актами органов управления и самоуправления города Минска.

  25. Решения органов ТОС, принятые в пределах полномочий, подлежат рассмотрению и принятию по ним необходимых мер в соответствии с законодательством.

    Решения органов ТОС, не соответствующие законодательству, положениям этих органов ТОС, решениям собрания, отменяются собранием или Минским городским Советом депутатов.

  26. Органы ТОС несут ответственность за законность и обоснованность принимаемых решений, неисполнение нормативных правовых актов Республики Беларусь, решений Минского городского Совета депутатов и Минского городского исполнительного комитета, администраций районов города Минска, на территории которых осуществляют свою деятельность, настоящего Положения и принятых на себя обязанностей в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

  27. Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, действий или бездействия органа ТОС, возмещается в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016