Поиск нормативного документа

  

Об утверждении Программы развития здравоохранения г. Минска на 2003 - 2007 годы

Решения 24-го созыва № 55/4;24 - 16 октября 2003
Зарегистрировано
в Национальном реестре правовых
актов Республики Беларусь
3 ноября 2003г. № 9/2998

Во исполнение Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 года "О здравоохранении" в редакции Закона Республики Беларусь от 11 января 2002 г., Закона Республики Беларусь от 11 ноября 1999 г. "О государственных минимальных социальных стандартах", постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. №963 "О государственных минимальных социальных стандартах в области здравоохранения" и в целях улучшения качества медицинского обслуживания населения г.Минска, рационального использования бюджетных средств, Минский городской Совет депутатов РЕШИЛ:

  1. Утвердить прилагаемую Программу развития здравоохранения г. Минска на 2003 - 2007 годы.

  2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Минского городского Совета депутатов по здравоохранению и социальной защите.
Утверждено
решение Минcкого городского
Совета депутатов
от 16.10.2003 г. № 55

ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ г. МИНСКА НА 2003-2007 ГОДЫ

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  1. Программа развития здравоохранения г.Минска на 2003 - 2007 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 года "О здравоохранении" (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1993 г., №24, ст. 290, Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 10, 2/840), Законом Республики Беларусь от 11 ноября 1999 года "О государственных минимальных социальных стандартах" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 89,2/97), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 октября 2003 г. №1276 "О Концепции развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003 - 2007 годы" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., №113, 5/13144), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 августа 2000 г. № 1225 "О совершенствовании механизма финансирования здравоохранения" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 80,5/3802), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. №963 "О государственных минимальных социальных стандартах в области здравоохранения" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №84, 5/10825), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 2002 г. №1452 "О ходе выполнения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 августа 2000 г. №1225" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №120, 5/11330).

  2. Настоящая Программа определяет основные направления развития здравоохранения г. Минска на период внедрения в деятельность организаций здравоохранения экономического механизма хозяйствования, имеющего целью более полное удовлетворение потребности населений в квалифицированной медицинской помощи, обеспечение ее доступности в равной степени всем слоям населения.

  3. Разработка настоящей Программы определяется необходимостью эффективного использования имеющихся ресурсов, финансирования здравоохранения г.Минска на основе норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя в год.

  4. Настоящая Программа придерживается принципов целевого использования имеющихся ресурсов с учетом соблюдения этапности в лечении больных, реализации мер, направленных на повышение доступности и качества медицинской помощи населению.

  5. Настоящая Программа определяет приоритетность профилактики заболеваний, необходимость санитарного воспитания населения, пропаганду здорового образа жизни и реализацию прав граждан на охрану здоровья.

  6. Конституцией Республики Беларусь человек, его права, свободы и гарантии определены как высшая ценность и цель общества и государства. Здоровье определяется сложным взаимодействием различных факторов: биологических, медицинских, социальных, экономических, политических, экологических.
    Негативные социально-экономические изменения, начавшиеся в Республике Беларусь в конце 80-х годов, явились предпосылкой сложившейся неблагоприятной медико-демографической ситуации в стране, в том числе и в г. Минске.
    Город Минск - крупный мегаполис с множеством факторов, влияющих на здоровье населения.

  7. Система здравоохранения г. Минска имеет слаженную функционирующую структуру, интенсивно взаимодействует с различными организациями здравоохранения республиканского подчинения и ведомственными организациями здравоохранения. Из 157 медицинских организаций, расположенных на территории города, 105 относятся к системе комитета по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета (далее - комитет по здравоохранению).

  8. При констатации общего дефицита финансовых ресурсов необходимых здравоохранению, впервые за последние годы организации здравоохранения, подведомственные комитету по здравоохранению, завершили 2002 год практически без задолженности. Вместе с тем сложившаяся практика финансирования здравоохранения города, выразившаяся в обеспечении преимущественно лишь текущих нужд (общая доля капитальных расходов не превышает 10%), привела к резкому ухудшению состояния материально-технической базы учреждений здравоохранения.

    ГЛАВА 2
    ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
  9. Настоящая Программа заключается в переориентации сложившейся системы здравоохранения на интенсивный путь развития на основе оценки территориальных приоритетов и создания новой организационной модели медицинской службы г.Минска, обеспечивающей гарантированное удовлетворение потребности жителей г.Минска в медико-санитарной помощи высокого качества и рациональное использование ресурсов отрасли.

  10. Цель настоящей Программы - обеспечение доступности медицинской помощи населению и действенного контроля за ее качеством; повышение эффективности здравоохранения за счет целевых организационных преобразований медицинской сети и внедрения унифицированных медицинских технологий, дифференцированных стандартов и объемов помощи.

  11. Для достижения концептуальной цели настоящей Программы необходимо определить приоритетные направления развития здравоохранения, основанные на анализе состояния здоровья населения, существующих форм организации медицинского обеспечения, реальной ситуации и современных требований к медицинскому обслуживанию.

    ГЛАВА 3
    ОСНОВЫ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
    И РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ г. МИНСКА
  12. На современном этапе стратегией здравоохранения Республики Беларусь является обеспечение конституционных прав граждан на получение медицинской помощи. Для этого разработана Программа государственных гарантий по обеспечению медицинской помощью граждан г. Минска на 2003 год, утвержденная решением Минского городского Совета депутатов от 27 февраля 2003 г. № 287 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 42, 9/2525), которая определяет перечень видов и объемов медицинской помощи, а также условия их представления гражданам г. Минска за счет средств бюджета г.Минска и содержит территориальные нормативы по конкретным объемам медицинской помощи и плановые показатели их финансового обеспечения.

  13. Главная задача здравоохранения г .Минска - разработка оптимальных мер по сохранению и укреплению здоровья жителей г. Минска перераспределение максимально возможного ее объема с дорогостоящего стационарного на амбулаторный этап, внедрение новых медицинских и организационных технологий, обладающих высокой медицинской и экономической эффективностью.

    ГЛАВА 4
    МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
  14. Основные медико-демографические показатели представлены в динамике за 5 лет, согласно приложению 1.
    За последние 5 лет рождаемость возросла на 13,9% (в 1998 г. - 7,9 на 1000 населения); смертность возросла на 8,8% (в 1998 г. - 9,0 на 1000 населения). Население г .Минска сокращается из-за естественной убыли. Продолжительность жизни жителей г. Минска составила 71,1 года в 2001 году и наметилась тенденция к увеличению данного показателя, согласно приложению 2. Разница между средней продолжительностью жизни женщин и мужчин достигла 12 лет.
    Состояние здоровья населения и благополучие общества наиболее отчетливо отражают младенческая и материнская смертность, приведенные согласно приложениям 3,4.
    Данные о смертности населения г. Минска в динамике за 5 лет свидетельствуют, что 91,3% общей смертности формируют 5 классов причин: болезни системы кровообращения - 51,2%; новообразования - 18,1%; травмы и несчастные случаи - 13,1%; неточно обозначенные состояния, неизвестные и другие болезни и причины смерти - 4,7%; болезни органов пищеварения - 4,2%, приведенные согласно приложению 5.
    Возрастная структура жителей г. Минска имеет регрессивный тип. Это обусловлено депопуляцией населения, преобладанием смертности над рождаемостью, увеличением доли лиц старше трудоспособного возраста, уменьшением удельного веса детского населения в общей численности населения. На ближайшие десятилетия проблема старения населения становится одной из определяющих развитие первичной медико-санитарной помощи и социального обслуживания населения. В г. Минске по состоянию на 1 января 2003 г. проживает 313 тысяч лиц, имеющих право на получение лекарственных средств на льготных условиях.
    Таким образом, несмотря на небольшой рост средней продолжительности жизни, медико-демографическая ситуация в г. Минске оценивается как неблагоприятная: отрицательный прирост, изменение возрастной структуры населения в сторону старения.

  15. Здоровье взрослых, подростков и детей г. Минска, ухудшается, несмотря на отдельные позитивные результаты.
    За последние 5 лет заболеваемость (как общая, так и впервые в жизни, зарегистрированная) имеет тенденцию к росту во всех возрастных группах населения, согласно приложениям 6, 7. Среди взрослых рост заболеваемости составляет 4,1%, среди подростков - 10%, среди детей - 7,9%.
    В структуре общей и впервые в жизни зарегистрированной заболеваемости среди возрастных групп лидируют болезни органов дыхания, травмы и отравления.
    Имеют место рост психических заболеваний у подростков на 16,5%, у детей на 20,6%; болезней системы кровооращения у взрослых на 8,1%, врожденных аномалий у детей на 23,2%, новообразований у детей на 2,9%, у взрослых на 2,2%; болезней крови и кроветворных органов у детей на 17,4% у взрослых 25,7%; болезней костно-мышечной системы у детей на 23,9%.
    Заболеваемость жителей г .Минска злокачественными новообразованиями возросла с 316,1 в 1998 г. до 335,2 в 2002 г. на 100 тысяч населения, согласно приложению 8. Общей тенденцией является увеличение данного показателя в большинстве стран.
    Эпидемиологическая обстановка в г. Минске стабильная. Снижается заболеваемость по большинству официально регистрируемых инфекционных и паразитарных заболеваний. Основное влияние на формирование эпидемиологической ситуации по г. Минску оказывает заболеваемость гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями, воздушно-капельными вирусными (детскими) инфекциями и острыми кишечными заболеваниями. Наиболее значимыми в экономическом отношении инфекционными заболеваниями для г. Минска (без учета гриппа и острых респираторных вирусных инфекций) являются вирусные гепатиты, что обусловлено высокими затратами на лечение одного больного. Планомерная реализация организационных, профилактических и медицинских мероприятий по иммунопрофилактике обеспечила к 2002 году значительное снижение среди населения заболеваемости корью, дифтерией, коклюшем, эпидемическим паротитом, краснухой. Высокий охват профилактическими прививками жителей г. Минска, внедрение новых комбинированных (ассоциированных) вакцин, вакцинация населения против вирусного гепатита А и Хиб-инфекции, расширение перечня контингентов для иммунизации против вирусного гепатита В и гриппа, обеспечивают снижение смертности, инвалидности и экономических потерь от инфекционной заболеваемости.

    ГЛАВА 5
    СЕТЬ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
  16. Для обеспечения жителей г.Минска доступной, качественной амбулаторной медицинской помощью функционирует 79 амбулаторно-поликлинических организаций.
    Мощность амбулаторно-поликлинических организаций г. Минска на 1 января 2003 г. составляет 42141 посещение в смену. Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими мощностями на 10 тысяч населения составила 245,1 посещений в смену.

  17. Стационарную помощь в системе комитета по здравоохранению обеспечивают 23 стационара общей коечной мощностью: на 1 января 2002 г. - 12592 коек, на 1 января 2003 г. - 12442 койки.
    Обеспеченность койками в системе комитета по здравоохранению г.Минска составила в 2000 г. - 74,9, в 2001 г. - 73,6, в 2002 г. - 73,2 на 10 тысяч населения. С учетом коек республиканского уровня обеспеченность койками в системе комитета по здравоохранению на 10 тысяч населения составила в 2001 г. - 85,2, в 2002 г. - 82,0. По республике данный показатель составил в 2001 г.- 118,8, 2002 г.- 112,8.

    ГЛАВА 6
    ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ г.МИНСКА
  18. Совершенствование системы финансирования и планирования относится к числу первоочередных задач комитета по здравоохранению.
    Доля расходов на здравоохранение в бюджете г.Минска за последние годы снижаются. В 1998 г. удельный вес расходов на здравоохранение в бюджете г.Минска составил 23,5%, в 2002 г. - 21,9%.
    Сложившаяся структура расходов по основным статьям на здравоохранение имеет следующий вид.
    В общих расходах самый высокий удельный вес занимает статья "Заработная плата и начисления" в 2002 г. - 48%. При этом средняя заработная плата в лечебно-профилактических организациях г. Минска по-прежнему не достигает уровня средней заработной платы по народному хозяйству. Рост удельного веса заработной платы происходит в результате перераспределения структуры расходов по другим статьям.
    Удельный вес статьи "Медикаменты и перевязочный материал" в общих расходах на здравоохранение в 2000 г. составил 25,3%, в 2002 г. - 20,3%. Доля расходов на медикаменты, отпускаемые населению на льготных условиях и бесплатно, составила в 2000 г. - 48%, в 2002 г. - 45,6%; "Лечебное питание" соответственно 6,2%, 5,3%; "Коммунальные расходы" 10,5%, 9,3%; "Оплата услуг транспорта" 6,6%, 5,2%; "Приобретение оборудования" 3,4%, 3,2%; "Капитальный ремонт" 2,3%, 2,1%.

  19. Одним из значимых дополнительных источников финансирования здравоохранения является внебюджетная деятельность организаций здравоохранения, подведомственных комитету по здравоохранению.
    За 2002 г. доходов от внебюджетной деятельности получено на сумму 16,3 миллиарда рублей. Это составило 9,9% от бюджетного финансирования или 22,3% от расчетного бюджетного финансирования (сумма бюджетного финансирования за вычетом смет расходов социально-защищенных разделов медицинской помощи).

  20. Определение величины бюджета на здравоохранение осуществлено через норматив бюджетной обеспеченности на одного жителя. Величина норматива бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение рассчитана с учетом потребности населения г.Минска в медицинской помощи.

  21. За счет государственных бюджетных средств гражданам Республики Беларусь, проживающим на территории г.Минска, гарантируется:
    • стационарное лечение, удельный вес расходов в общих расходах на здравоохранение составляет 44,8%;
    • лечение в амбулаторно-поликлинических условиях - 31,8%;
    • скорая медицинская помощь - 5,7%.
    • прочие виды (дома ребенка, патологоанатомическое бюро, санатории) - 17,3%.

    ГЛАВА 7
    ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЙСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
    В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ г.МИНСКА
  22. Проведение действенной государственной политики в области здравоохранения осуществляется путем:
    • выполнения городской Программы государственных гарантий по обеспечению медицинской помощью граждан г. Минска на 2003 год, утвержденной решением Минского городского Совета депутатов от 27 февраля 2003 г. №287;
    • выполнения государственных минимальных социальных стандартов в области медицинской и лекарственной помощи;
    • сохранения общественного характера здравоохранения как источника доступной медицинской помощи для всех категорий населения;
    • сохранения и развития государственной системы здравоохранения.

  23. Пропаганда медико-профилактических знаний и здорового образа жизни осуществляется путем широкого привлечения общественности, религиозных организаций и жителей г.Минска к проблемам охраны здоровья. ГЛАВА 8
    ГОРОДСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ
  24. Формирование городских медицинских приоритетов базируется на:
    • анализе и оценке показателей состояния здоровья населения в их социальной значимости с определением важнейших направлений охраны здоровья жителей г.Минска на ближайший период и прогноза на перспективу;
    • использовании программно-целевого метода планирования и создании целевых городских программ по отдельным приоритетам организации медицинской помощи с постановкой первоочередных задач, учетом реальных возможностей их решения, осуществлении текущего контроля за ходом выполнения запланированных мер.

  25. На современном этапе особую актуальность приобретает проблема действенной профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Она может быть решена только при условии вложения определенных финансовых затрат, а также при координации действий медицинских и других структур общества и населения.
    Успех профилактических мероприятий на различных уровнях (индивидуальном, групповом, региональном) в значительной степени зависит от медицинских работников первичного здравоохранения.

  26. Медицинские приоритеты устанавливаются на основе аналитических данных ежегодного анализа показателей здоровья населения г.Минска и Республики Беларусь. По приоритетным направлениям медицинской помощи формируются целевые программы, предусматривающие решение комплекса первоочередных задач для достижения конкретного результата по повышению эффективности медицинского обеспечения и его экономичности.
  27. На ближайший период медицинскими приоритетами в системе здравоохранения г.Минска являются:
    • охрана здоровья матерей и детей;
    • скорая и неотложная медицинская помощь;
    • медицинская помощь при острозаразных и социально значимые заболеваниях (ВИЧ-инфекция - СПИД, дерматовенерологическая, онкологическая, фтизиатрическая, наркологическая, психиатрическая);
    • вакцинопрофилактика;
    • ургентная кардиологическая помощь;
    • медицинская помощь при сахарном диабете;
    • здоровье ветеранов (инвалидов, пожилых людей);
    • здоровье работающих на промышленных предприятиях;
    • автоматизированные информационно-аналитические системы;
    • развитие первичной медико-санитарной помощи.

    ГЛАВА 9
    СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
    ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ г.МИНСКА
  28. Система управления здравоохранением г.Минска, сочетает централизованные и децентрализованные уровни управления с четким закреплением сфер компетенции и ответственности. Она предусматривает обеспечение комитетом по здравоохранению действенной государственная политики в области охраны здоровья населения и контроля за деятельностью медицинских организаций.
    40 лечебно-профилактических организаций, подведомственных комитету по здравоохранению, финансируются из бюджета г.Минска. 65 лечебно-профилактических организаций, подведомственных комитету по здравоохранению, финансируются через 9 отделов здравоохранения администраций районов г. Минска.

  29. В организациях здравоохранения, подведомственных комитету по здравоохранению, работают 16132 среднего медицинского персонала и 7658 врачей.
    Дефицит кадров составляет 2272 врачей и 4063 среднего медицинского персонала, 57,0% врачей и 55,4% среднего медицинского персонала имеют квалификационную категорию.

  30. Полноценное управление отраслью дает возможность оперативного получения достоверных сведений по основным направлениям деятельности лечебно-профилактических организаций и по показателям здоровья населения. Актуальным является обеспечение единого информационного пространства в организациях здравоохранения, подведомственных комитету по здравоохранению, с целью оперативного принятия управленческих решений.

  31. В новых условиях финансирования позитивное решение приобретает переход от централизованных бухгалтерий к самостоятельным бухгалтерским службам в медицинских организациях. Сохраняется принцип поэтапности, заключающийся в переходе таких организаций на самостоятельность параллельно переходу на финансирование через систему государственного казначейства.

  32. Необходимо создание на договорной основе гибкой модели взаимодействия комитета по здравоохранению с медицинскими организациями республиканского уровня и ведомственными организациями здравоохранения.

    ГЛАВА 10
    СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
  33. Медико-экономическая организационная модель здравоохранения г.Минска предусматривает построение разноуровневой общедоступной лечебно-диагностической и профилактической медицины. Ведущие принципы модели: медицинское обеспечение жителей г. Минска в амбулаторно-поликлинической сети, на дому, в консультативно-диагностическом центре, специализированном диспансере, в дневном стационаре поликлиники, стационаре и в санатории. Данные принципы представляют единый комплексный лечебно-профилактический процесс, в котором каждое технологическое звено имеет свои функции, исключающие дублирование на других уровнях здравоохранения, и пределы, ограниченные функциональным предназначением и экономической сообразностью. При этом все сведения о состоянии здоровья конкретного жителя г.Минск и его медицинском обслуживании аккумулируются в одном месте - на первом уровне первичной медико-санитарной помощи по месту его жительства.
  34. Оказание медицинской помощи распределяется по следующим уровням:
    • первый уровень оказания медицинской помощи. Медицинская помощь на данном уровне оказывается в базовых территориальных поликлиниках с комплексом первичной медико-санитарной помощи (амбулатория врача общей практики, станция скорой медицинской помощи, районные консультативно-диагностические центры). Функциями организаций здравоохранения первого уровня оказания медицинской помощи являются:
      • осуществление мероприятий по укреплению здоровья населения и профилактике заболеваний;
      • оказание основного объема общепрофильной врачебной и сестринской медицинской помощи населению как на приеме в лечебно-профилактических организациях, так и на дому. Диспансерная работа установленного объема;
      • направление больных на госпитализацию, вызов консультантов;
      • проведение диагностических исследований установленного объема с использованием портативных и экспрессных диагностических средств. Обеспечение первичной диагностики с использованием минимально достаточного набора лабораторно-инструментальных исследований;
      • оказание специализированной медицинской помощи по основным специальностям (хирург, офтальмолог, отоларинголог, невролог);
      • экспертиза временной нетрудоспособности, направление на врачебно-консультативные комиссии и медико-реабилитационные экспертные комиссии. Оформление медицинской документации;
      • полная осведомленность о динамике состояния здоровья пациента. Активный патронаж;
      • принятие решения о варианте организации дальнейшей медицинской помощи, объеме обслуживания.

      Кадры организаций здравоохранения первого уровня оказания медицинской помощи состоят из участковых терапевтов или врачей общей практики, медицинских специалистов по основным профилям, среднего и младшего медицинского персонала в соответствии со штатными нормативами для ежедневного двухсменного обслуживания населения;
      Взаимоотношения организаций здравоохранения первого уровня оказания медицинской помощи с другими звеньями городской системы здравоохранения регулируются договорными отношениями;

    • второй уровень оказания медицинской помощи. Медицинская помощь на данном уровне оказывается в городских консультативно-диагностических центрах, диспансерах.
      Функциями организаций здравоохранения второго уровня оказания медицинской помощи являются осуществление специализированной консультативно-диагностической медицинской помощи с использованием наиболее современных технологий по направлениям организаций здравоохранения первого уровня оказания медицинской помощи и дача рекомендаций по дальнейшему оказанию медицинской помощи.
      Кадры организаций здравоохранения второго уровня оказания медицинской помощи формируется в зависимости от профиля и мощности лечебно-профилактических организаций и в соответствии со штатными нормативами;

    • третий уровень оказания медицинской помощи. Медицинская помощь на данном уровне оказывается в городских клинических больницах.
      Функциями организаций здравоохранения третьего уровня оказания медицинской помощи являются осуществление специализированной клинико-диагностической медицинской помощи с использованием наиболее современных технологий и уникального высокоинформативного оборудования по направлениям организаций первого и второго уровней оказания медицинской помощи и дача рекомендаций по дальнейшему оказанию медицинской помощи.
      Кадры организаций здравоохранения третьего уровня оказания медицинской помощи формируются в зависимости от профиля и мощности лечебно-профилактических организаций и в соответствии со штатными нормативами.
      На каждом из трех вышеуказанных уровней оказания медицинской помощи могут приниматься решения о характере дальнейшего лечебно-диагностического процесса: амбулаторное, полустационарное, стационарное, восстановительное, санаторно-курортное лечение, медико-социальная помощь;

    • четвертый уровень оказания медицинской помощи. Медицинская помощь на данном уровне оказывается в республиканских специализированных медицинских центрах и организациях.
      Функцией организаций здравоохранения четвертого уровня оказания медицинской помощи является осуществление высокотехнологичной специализированной медицинской помощи.
      Всего в г. Минске организовано 37 Республиканских медицинских центров, которые функционируют на базе 13 городских клинических больниц, 2 диспансеров и Минского городского диагностического центра.

  35. Особая роль в совершенствовании медицинской помощи жителям г. Минска отводится стационарозамещающим технологиям (внедрение дневных стационаров и стационаров на дому, развитие амбулаторной хирургии).

  36. В целях рационального использования имеющегося дорогостоящего оборудования и высококвалифицированных специалистов на протяжении четырех лет в г.Минске проводится работа по созданию и развитию современных районных, межполиклинических диагностических центров, способных обеспечить адекватное обследование и лечение значительного числа пациентов.

  37. Совершенствование стационарной медицинской помощи требует интенсификации лечебного процесса, перепрофилирования городских клинических больниц (отделений) для краткосрочного и долгосрочного пребывания, различной интенсивности лечебно-диагностического процесса, сохранения незагруженных отделений городских клинических больниц (с учетом заданий на чрезвычайные ситуации мирного времени) с созданием:
    • больниц, отделений, палат интенсивного лечения для коррекции неотложных состояний и лечения пациентов в ограниченный период (не более 5-6 дней), когда требуется круглосуточное медицинское наблюдение, постоянный контроль и коррекция жизненно важных функций организма до достижения стабильного состояния, позволяющего продолжать лечение по технологиям неинтенсивных этапов (целесообразно использование модульных технологий);
    • больниц, отделений, палат для долечивания (после завершения острого периода заболевания);
    • подразделений медицинской реабилитации на амбулаторном, стационарном и санаторном этапах (для восстановления ограничений жизнедеятельности, возникших в результате перенесенных заболеваний и травм, у лиц, имеющих определенный реабилитационный потенциал).

    Кроме того, необходима организация больниц, отделений и палат медико-социальной помощи (преимущественно для решения социальных проблем, жизненных ситуаций, улучшения состояния здоровья больных пожилого возраста), проработка возможностей передачи специализированных организаций данного профиля в систему социального обеспечения и концентрации указанных функций в системе социального обеспечения.

  38. Вопросы реструктуризации и адекватного управления коечным фондом остаются одними из важнейших в усовершенствовании организаций здравоохранения.

    ГЛАВА 11
    СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ И СИСТЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ
  39. Создание экономической службы в организациях здравоохранения г. Минска, осуществляющих контроль за всеми поступающими финансовыми средствами и их распределением может быть достигнуто при взаимодействии комитета по здравоохранению и отделов здравоохранения администраций районов г. Минска.

  40. Особая роль комитета по здравоохранению состоит в рациональном использовании бюджетных средств, направленных на развитие системы здравоохранения г. Минска. Данные мероприятия включают в себя:
    • централизацию закупок дорогостоящих новых технологий и оборудования на основе установленных нормативов ресурсообеспеченности. При этом данные закупки планируются производить в максимально необходимых размерах с целью снижения стоимости закупок;
    • разработку унифицированных ресурсосберегающих технологий с учетом многоуровневости медицинской помощи и контроль их внедрения в соответствии со стандартами, в том числе технологии экономии топливно-энергетических ресурсов;
    • рациональное использование имеющегося медицинского и технологического оборудования;
    • развитие экономически обоснованных форм организации медицинской помощи;
    • рациональное использование коечного фонда (перепрофилирование отделений, сокращение койко-дня, создание стационаров на дому, однодневных и дневных стационаров).
    • разработку эффективной экономической модели работы организаций, подведомственных комитету по здравоохранению;
    • контроль за выполнением мероприятий по развитию лечебной и хозяйственной деятельности организаций, подведомственных комитету по здравоохранению.

    ГЛАВА 12
    СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОЙ И ПОЛИТИКИ
  41. Одним из основных слагаемых успешной и стабильной работы здравоохранения города являются кадры.
    В вопросах кадровой политики на первом месте должна стоять задача обеспечения отрасли медицинскими кадрами его передового звена -амбулаторно-поликлинических организаций.

  42. Одной из основных задач кадровой политики является подбор и подготовка управленческих кадров.

  43. Основными формами подготовки кадрового резерва являются: повышение профессионального уровня, включая учебу на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с двухгодичным очно-заочным курсом "Управление здравоохранением" Белорусской медицинской академии последипломного образования, в Академии управления при Президенте Республики Беларусь; исполнение обязанностей руководителя в период его отсутствия; участие в семинарах, конференциях, проводимых Министерством здравоохранения Республики Беларусь, комитетом по здравоохранению.
    Важнейшими аспектами эффективной деятельности в области кадровой политики являются сохранение кадрового потенциала, изучение и планирование подготовки специалистов в соответствии с потребностью организаций здравоохранения, формирование резерва руководящих кадров, подготовленного для управленческой деятельности в современных условиях.

    ГЛАВА 13
    НАУЧНАЯ ПОДДЕРЖКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ г.МИНСКА
  44. Научная поддержка здравоохранения г. Минска формируется на основе разработки и внедрения эффективных форм организации, управления, диагностики, профилактики и лечения, способствующих повышению качества медицинской помощи населению.

  45. Реформы в здравоохранении предполагают значительное расширение роли медицинской науки и научного сопровождения в рамках договоров с кафедрами Белорусской медицинской академии последипломного образования, Белорусского государственного медицинского университета, Белорусского центра медицинских технологий, сотрудничество с Минским научно-исследовательским институтом социально-экономических и политических проблем в проведении для города научных исследований по проблемным вопросам.

  46. Формирование целевых программ организации медицинской помощи на современном этапе будет проходить на основе проведенных исследований, в основе которых находятся особенности здоровья жителей г.Минска и городские медицинские приоритеты с учетом создаваемой в г. Минске многоуровневой системы медицинской помощи и приоритетности профилактики заболеваний.

    ГЛАВА 14
    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ
    ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  47. Реализация настоящей Программы в полном объеме предусмотренных мер обеспечит суммарный медико-социальный и экономический эффект и позволит повысить доступность квалифицированной медицинской помощи и профилактических мероприятий установленного стандартами объема и качества для всех категорий населения, улучшить показатели здоровья жителей г.Минска, внедрить передовые технологии, рационально использовать бюджетные средства, сократить прямые и косвенные, текущие и прогнозируемые экономические потери общества, связанные с состоянием здоровья жителей г.Минска.

  48. Прогнозируемые результаты экономии финансовых средств по отдельным позициям на период 2003 - 2007 годов позволят:
    • получить экономию в размере 7,9 миллиарда рублей за счет реструктуризации и сокращения коечного фонда;
    • снизить затраты на ремонт существующих пищеблоков и их содержание на 15 миллиардов рублей при централизации приготовления питания для лечебно-профилактических организаций г. Минска;
    • снизить затраты на приобретение диагностической и лечебной аппаратуры в сумме 2,2 миллиарда рублей за счет приобретения ее в централизованном порядке;
    • получить экономический эффект в размере 1,2 миллиарда рублей ежегодно за счет упорядочения отпуска лекарственных средств на льготных условиях;
    • получить экономию в размере 0,8 миллиарда рублей при реализации мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов.



Приложение 1
к Программе развития
здравоохранения г. Минска
На 2003 - 2007 годы

Основные медико-демографические показатели
(на 1 тысячу населения)
Год Рождаемость Смертность Естественный прирост
г. Минск Республика Беларусь г. Минск Республика Беларусь г. Минск Республика Беларусь
1998 7,9 9,1 9,0 13,5 -1,1 -4,4
1999 8,5 9,3 9,97 14,2 -1,4 -4,9
2000 9,0 9,4 9,4 13,5 -0,4 -4,1
2001 9,05 9,2 9,3 14,0 -0,25 -4,8
2002 9,0 8,9 9,8 14,8 -0,8 -5,9


Приложение 2
к Программе развития
здравоохранения г. Минска
На 2003 - 2007 годы

Продолжительность жизни жителей г. Минска
Год Республика Беларусь г. Минск
Оба пола Мужчины Женщины Оба пола Мужчины Женщины
1998 68,4 62,7 74,4 70,7 65,1 76,0
1999 67,9 62,2 73,9 69,4 64,1 74,6
2000 68,1 62,3 73,9 70,8 65,3 76,0
2001 68,5 62,8 74,5 71,1 65,8 76,1


Приложение 3
к Программе развития
здравоохранения г. Минска
На 2003 - 2007 годы

Младенческая смертность
(число умерших детей до 1 года на 1 тысячу родившихся)
Год Показатель младенческой смертности
г. Минск Республика Беларусь
1998 8,5 11,3
1999 8,6 11,4
2000 6,6 9,3
2001 8,0 9,1
2002 5,6 7,8


Приложение 4
к Программе развития
здравоохранения г. Минска
На 2003 - 2007 годы

Материнская смертность
(1998 - 2002 годы)
(число умерших на 100 тыс. родившихся живыми)
Наименование 1998 1999 2000 2001 2002
По учреждениям здравоохранения комитета по здравоохранению 27,6 13,3 31,4 0 13,1
По учреждениям здравоохранения Республике Беларусь 25,6 14,8 24,2 13,0 21,1


Приложение 5
к Программе развития
здравоохранения г. Минска
На 2003 - 2007 годы

Смертность жителей г.Минска по основным причинам
(на 10 тысяч населения)
Наименование территории Год Болезни системы кровооб-
ращения
Новообра-
зования
Травмы, отравления, несчастные случаи Болезни органов дыхания Болезни органов пищеварения
г. Минск 1998 40,88 16,22 14,85 3,19 2,93
Республика Беларусь 70,0 19,36 16,58 6,74 2,75
г. Минск 1999 46,75 17,25 16,06 3,67 3,52
Республика Беларусь 75,04 19,89 17,04 7,2 2,94
г. Минск 2000 45,83 17,39 14,2 3,11 3,41
Республика Беларусь 72,36 19,56 15,81 6,68 2,96
г. Минск 2001 47,08 17,6 12,87 2,79 3,90
Республика Беларусь 76,96 19,66 16,69 6,53 3,15
г. Минск 2002 50,36 17,8 12,89 3,03 4,21
Республика Беларусь 79,77 19,49 17,23 6,40 3,96


Приложение 6
к Программе развития
здравоохранения г. Минска
На 2003 - 2007 годы

Структура заболеваемости,
зарегистрированной впервые в жизни
Наименование Структура заболеваемости (в %) Заболеваемость на 100 тысяч населения Динамика (в %)
20О1 год 2002 год
Взрослые
Болезни органов дыхания 42,7 29191,8 30746,2 + 5,3
Травмы и отравления 13,8 10252,9 9955,5 -2,9
Болезни костно-мышечной системы 7,9 5462,6 5738,5 + 5
Подростки
Болезни органов дыхания 64,3 65654 75622,9 + 15
Травмы и отравления 7,8 8520,2 9228,8 + 8,3
Психические расстройства 4,1 3866,8 4821,1 + 24,7
Дети
Болезни органов дыхания 69,9 138759,0 152025,4 + 9,6
Травмы и отравления 7,2 14924,0 15647,7 + 4,8
Инфекционные и паразитарные болезни 3,7 9665,2 8093,6 -16,3


Приложение 7
к Программе развития
здравоохранения г. Минска
На 2003 - 2007 годы

Структура общей заболеваемости
Наименование Структура заболеваемости (в %) Заболеваемость на 100 тысяч населения Динамика (в %)
20О1 год 2002 год
Взрослые
Болезни органов дыхания 25,0 33211,5 34556,5 + 4,0
Болезни системы кровообращения 15,9 20384,7 22030,3 + 8,1
Травмы 7,4 10507,2 10193,8 -2,9
Подростки
Болезни органов дыхания 44,2 74095,6 82647,8 +11,5
Болезни глаз 11,9 (в том числе
миопия 8,8)
- 22312,6 -
Психические расстройства 7,9 12809,3 14924,1 +16,5
Дети
Болезни органов дыхания 59,7 143654,7 155635,6 +8,3
Болезни желудочно-кишечного тракта 7,9 20791,5 20651,5 -0,7
Инфекционные и паразитарные болезни 6,1 15026,1 15853,0 + 5,5


Приложение 8
к Программе развития
здравоохранения г. Минска
На 2003 - 2007 годы

Заболеваемость населения г. Минска
злокачественными новообразованиями основных локализаций
(1998-2002 годы) на 100 тысяч населения
Локализация 1998 1999 2000 2001 2002
Пищевод 1,9 3,1 2,4 3,2 2,2
Желудок 29,6 30,9 32,9 30,8 30,9
Ободочная кишка 21,3 21,2 21,1 20,7 23,2
Прямая кишка 14,8 15,4 17,4 17,5 16,6
Гортань 5,7 3,4 2,9 3,9 3,6
Легкие 33,1 32,2 34,3 37,1 31,6
Кожа 37,5 41,9 40,7 42,0 42,3
Молочная железа* 70,6 58,1 62,4 68,6 67,6
Шейка матки* 12,3 13,7 18,3 14,1 16,8
Тело матки* 22,9 21,1 24,3 25,1 22,9
Яичники* 15,6 13,1 13,8 15,7 17,9
Предстательная железа** 22,1 24,7 22,6 25,4 26,3
Мочевой пузырь 9,0 8,8 10,0 9,1 9,7
Почка 13,7 13,0 14,9 14,8 15,6
Щитовидная железа 8,2 8,5 9,3 11,7 13,7
Все локализации 316,1 313,5 325,0 337,3 335,2

* - на 100 тысяч женского населения
** - на 100 тысяч мужского населения
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016