Поиск нормативного документа

  

Об утверждении Программы государственной поддержки малого предпринимательства в г. Минске на 2004-2005 годы

Решения 24-го созыва № 79/5/24 - 30 декабря 2003
Зарегистрировано
в Национальном реестре правовых
актов Республики Беларусь
26 января 2004 г. № 9/3166

На основании Закона Республики Беларусь от 20 февраля 1991 года "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" в редакции Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 года и во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 "О государственной поддержке малого предпринимательства", Закона Республики Беларусь от 16 октября 1996 года "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь" Минский городской Совет депутатов РЕШИЛ:

  1. Утвердить прилагаемую Программу государственной поддержки малого предпринимательства в г. Минске на 2004-2005 годы (далее - Программа).

  2. Предусмотреть в бюджете г. Минска по разделу "Развитие и поддержка предпринимательства" на реализацию мероприятий Программы: на 2005 год - денежные средства в размере 800,00 млн.рублей*.

  3. Минскому городскому исполнительному комитету:

    3.1. разработать и утвердить комплекс мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства (далее - мероприятия) в соответствии с Программой, утвержденной настоящим решением;
    3.2. утвердить предварительное распределение средств, предусмотренных в бюджете г. Минска по разделу "Развитие и поддержка предпринимательства" на реализацию мероприятий Программы в 2004-2005 годах, с разбивкой по ее разделам;
    3.3. обеспечить выполнение в установленные сроки Программы, утвержденной настоящим решением;
    3.4. опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации;
    3.5. информировать Минский городской Совет депутатов о проделанной работе по реализации Программы, утвержденной настоящим решением, до 10 марта 2006 года.

  4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Минского городского Совета депутатов по потребительскому рынку и предпринимательству.

* Сумма финансирования указана в соответствии с проектом бюджета г. Минска, которая может быть изменена после утверждения бюджета.


УТВЕРЖДЕНО
Решение Минского городского
Совета депутатов
30 декабря 2003 г. № 79

ПРОГРАММА
государственной поддержки малого предпринимательства в г. Минске
на 2004-2005 годы

Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  1. Программа государственной поддержки малого предпринимательства в г. Минске на 2004-2005 годы (далее - Программа) разработана на основании Закона Республики Беларусь от 20 февраля 1991 года "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" (в редакции Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 362-3, от 16.06.2000 № 399-3, от 09.10.2000 № 28-3, от 16.05.2001 № 22-3) (Ведамасцi Вярхоунага Савета Беларускай ССР, 1991 г., № 11, ст.122; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 8, 2/137) и во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 "О государственной поддержке малого предпринимательства" (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996 г., № 21, ст.514), Закона Республики Беларусь от 16 октября 1996 года "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь" (Ведамасцi Вярхоунага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1996 г., № 34, ст.607).

    Настоящая Программа предусматривает реализацию основных направлений региональной государственной политики в сфере малого предпринимательства, изложенных в Концепции государственной поддержки и развития малого предпринимательства в г. Минске на 2002-2005 годы, утвержденной решением Минского городского Совета депутатов от 24 октября 2002 г. № 260 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 128, 9/2242).

    Глава 2
    ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ
    ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
  2. По состоянию на 1 июля 2003 года количество малых предприятий в г. Минске составляет 14362 единиц; индивидуальных предпринимателей - около 46000 (по данным инспекции МНС по г. Минску).
    В 1-м полугодии 2003 года удельный вес субъектов малого предпринимательства города в общем объеме промышленного производства составляет 13,8%. Уровень рентабельности малых предприятий составил 10,3% при уровне рентабельности последних за соответствующий период 2002 года - 14,5%. Среднесписочная численность работающих в малом предпринимательстве составляет 132424 человек или около 20,5% от общей численности, что к соответствующему периоду 2002 года составляет 107,0%.

  3. Отраслевая структура субъектов малого предпринимательства не претерпела значительных изменений: удельный вес предприятий, занимающихся торговой деятельностью составляет более 46%, промышленной деятельностью -17,5%, что на 1,5% больше, чем в 2002 году, и строительной деятельностью -10,7%. Негосударственная торговля в городе развивается более быстрыми темпами, чем промышленность. Развитие промышленности в малом предпринимательстве сдерживается такими факторами, как отсутствие производственных площадей и технологического оборудования, большие затраты на организацию производства, высокое налогообложение и т.д. Огромное значение для расширения и модернизации сферы промышленного производства имеет развитие инновационной деятельности.

  4. Состояние инновационной деятельности является индикатором развития общества и экономики. Она позволяет решать задачи перестройки экономики, непрерывного обновления технической базы производства, выпуска конкурентоспособной продукции, объединять технологические ресурсы, добиваться экономии средств за счет расширения масштабов и соединения технических и интеллектуальных возможностей. Развитие инновационного предпринимательства в г. Минске сдерживается рядом причин: несовершенство законодательства по инновациям, неразвитость соответствующей инфраструктуры, отсутствие разветвленной системы альтернативных источников финансирования инвестиционных проектов, в том числе субъектов малого предпринимательства.
    Как в предшествующий период, так и в настоящее время остаются актуальными для субъектов малого предпринимательства следующие вопросы: чрезмерное государственное регулирование предпринимательской деятельности, которое приводит к образованию многочисленных бюрократических барьеров в создании и развитии частных предприятий; высокое налогообложение; сложность и длительность процедур регистрации и перерегистрации; недостатки в системе сырьевого и материально-технического обеспечения, высокие ставки арендной платы (в т.ч. на производственные площади) и негарантированные условия размещения малых предприятий на длительный период, что препятствует, как правило, инвестированию в основные фонды; недостаточность инвестиционных средств для организации и развития новых производств, затрудненный доступ к кредитным ресурсам, связанный с недостаточностью или отсутствием ликвидного залогового обеспечения и кредитной истории и т.д.

  5. Комплекс мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства, который будет разработан во исполнение настоящей Программы, будет направлен на преодоление отрицательных факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства в городе, и рассчитан на: рациональное объединение интересов государства, предпринимателей и их союзов; обеспечение эффективности деятельности малых предприятий; оказание содействия занятости населения города и прочее.

    Глава 3
    ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТЫ ПРОГРАММЫ
  6. Целью настоящей Программы является создание благоприятного климата в сфере малого предпринимательства путем минимизации правовых, административных и организационных ограничений, препятствующих созданию и развитию реального сектора экономики, совершенствование форм и расширение видов государственной поддержки данных субъектов предпринимательства.

  7. Основные задачи и приоритеты настоящей Программы:
    • обеспечение нормативных правовых условий для функционирования малого предпринимательства;
    • упрощение регулирования предпринимательской деятельности и процедуры создания новых субъектов малого предпринимательства;
    • создание условий для повышения качества и конкурентоспособности продукции малых предприятий на товарных рынках города;
    • привлечение субъектов малого предпринимательства к решению социально-экономических проблем г. Минска;
    • создание новых рабочих мест и сохранение действующих, привлечение субъектов малого предпринимательства к уменьшению уровня безработицы;
    • дальнейшее формирование и развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства;
    • повышение эффективности подготовки, переподготовки кадров для сферы малого предпринимательства;
    • расширение взаимодействия городских и районных органов государственной власти, субъектов малого предпринимательства г. Минска, общественных объединений предпринимателей, субъектов рыночной инфраструктуры, развитие социального партнерства.

    Глава 4
    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  8. Настоящая Программа, включает в себя следующие направления:
    • совершенствование нормативной правовой базы;
    • развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;
    • материально-техническое и организационное развитие малого предпринимательства;
    • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
    • взаимодействие с общественными организациями (объединениями) предпринимателей;
    • совершенствование информационного и учебно-методологического обеспечения малого предпринимательства.

  9. Совершенствование нормативной правовой базы направлено на создание благоприятных условий для развития малых предприятий и устранение правовых, административных и организационных ограничений и барьеров, препятствующих их созданию, эффективному развитию и функционированию.
    С этой целью будет проводиться:
    • анализ нормативных правовых актов, регулирующих вопросы развития и поддержки предпринимательства, для разработки и подготовки предложений по внесению в них изменений, дополнений, направленных на улучшение деятельности малого предпринимательства в г. Минске;
    • разработка предложений по внесению изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь";
    • изучение практики применения нормативных правовых актов в сфере регулирования и поддержки малого предпринимательства;
    • разработка и внесение предложений по совершенствованию нормативной правовой базы инновационной деятельности, стимулирующей ее активность и включающей предоставление соответствующим субъектам предпринимательства различных льгот;
    • обеспечение прозрачности процедуры регулирования предпринимательской деятельности, гласности в процессе подготовки проектов нормативных правовых актов республиканского и регионального уровня, регулирующих предпринимательскую деятельность;
    • анализ нормативных правовых актов регионального уровня на предмет их соответствия действующему законодательству, исключения дублирования правовых норм и, при необходимости, внесение соответствующих предложений.

  10. Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства предусматривает оказание субъектам малого предпринимательства финансово-кредитной поддержки в виде:
    • частичной компенсации расходов по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, направленными на реализацию их инвестиционных проектов;
    • частичной компенсации расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга;
    • частичной компенсации расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях;
    • оказания финансовой помощи под создание новых рабочих мест, а также сохранение действующих, и развития производств: экспортоориентированной (импортозамещающей) продукции, оказания услуг населению и т.д.;
    • оказания финансовой поддержки для создания новых рабочих мест, трудоустройства безработных и сохранения действующих рабочих мест;
    • оказания финансовой помощи в виде субсидий и ссуд безработным гражданам для содействия в организации предпринимательской деятельности.

  11. В рамках государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства основными приоритетными направлениями в 2004-2005 годах будут:
    • поддержка проектов, направленных на выпуск экспортоориентированной продукции, работ и услуг;
    • поддержка проектов с использованием новейших технологий при выпуске продукции массового спроса, создающих конкурентную среду на потребительском рынке;
    • поддержка проектов, направленных на импортозамещение,

  12. С целью расширения механизмов оказания субъектам малого предпринимательства государственной финансовой поддержки в г. Минске предполагается:
    • разработать механизм предоставления гарантий Минским городским исполнительным комитетом по кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь, субъектам малого предпринимательства для реализации инвестиционных проектов (далее - гарантии). Основной целью создания данного механизма является обеспечение доступа малого предпринимательства к кредитным ресурсам банков, вовлечение в легальный денежный оборот собственных средств малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Гарантии будут представляться банкам-кредиторам в обеспечении выданных ими кредитов субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производственную, инновационную деятельность, направленных на финансирование мероприятий по увеличению экспорта продукции и импортозамещения, увеличения объемов оказываемых населению услуг и иные виды деятельности. При этом необходимо учесть распределение рисков между участниками кредитных и гарантийных отношений, платность услуг по предоставлению гарантии;
    • проработать вопрос оказания содействия развитию инновационной деятельности, участию субъектов малого инновационного предпринимательства в выставочной деятельности в различных международных информационных сетях и организациях.

  13. Материально-техническое и организационное развитие малого предпринимательства направлено на расширение возможностей по эффективному использованию имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, для стимулирования развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства.

  14. Для этого планируется:
    • активизировать работу по передаче нежилых помещений, производственных площадей и технологического оборудования организаций, находящихся в коммунальной собственности, субъектам малого предпринимательства на условиях долгосрочной аренды, выкупа, передачи оборудования в лизинг;
    • проработать вопрос эффективности использования коммунального имущества для развития и поддержки субъектов малого предпринимательства;
    • оказывать содействие субъектам малого предпринимательства в приобретении в собственность неэффективно используемых (неиспользуемых) производственных площадей под гарантии их эффективного использования;
    • с целью оказания помощи в поисках производственных и административных помещений субъектам малого предпринимательства предоставлять последним информацию о неиспользуемых и неэффективно используемых производственных площадях, об объектах незавершенного строительства, об объектах подлежащих продаже через аукционы и конкурсы (республиканской и коммунальной собственности);
    • разработать предложения об организации кредитной кооперации (внебанковского кредитования) инновационных проектов и проработать возможность организации венчурного финансирования и создания венчурных предприятий;

  15. В области формирования инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства предполагается:
    • дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства на региональном уровне;
    • расширение сети центров поддержки предпринимательства за счет создания новых по направлениям деятельности субъектов малого предпринимательства;
    • активизация инновационной деятельности в городе;
    • повышение эффективности использования научных разработок в производстве.

  16. В соответствии с этим, основными подходами к формированию развитой инфраструктуры поддержки предпринимательства будут:
    • адекватность инфраструктуры уровню развития малого предпринимательства и реальным потребностям предпринимателей (по пропускной способности, отраслевой и функциональной специализации и пр.);
    • доступность субъектов инфраструктуры для предпринимателей (территориальная близость, относительно низкая стоимость услуг);
    • концентрация на наиболее острых проблемах деятельности малых предприятий: финансовых, имущественных, информационных, кадровых;
    • обеспечение координации деятельности и упорядочение функций различных субъектов инфраструктуры на одной территории, следствием чего является более эффективное использование ресурсов, комплексность и разнообразие оказываемых услуг;
    • оказание финансовой помощи действующим центрам поддержки предпринимательства для приобретения офисной техники, программного обеспечения, по организации и проведению семинаров, курсов и т.п.

  17. В области инноваций для достижения социально-экономических целей, в 2004-2005 годах планируется:
    • формирование и оказание содействия развитию инновационной инфраструктуры малого предпринимательства;
    • обеспечение условий для сохранения и умножения инновационного потенциала.

  18. Взаимодействие с общественными организациями (объединениями) предпринимателей предусматривает более тесное взаимодействие органов государственной власти с общественными организациями (объединениями) предпринимателей, налаживание обратной информационной связи и партнерских отношений.

  19. В целях дальнейшего совершенствования системы поддержки предпринимательства создан Минский городской Совет по развитию предпринимательства при Минском городском исполнительном комитете (далее - Совет). При Совете активно работает ряд комиссий по определенным направлениям деятельности. Кроме того, в настоящее время во всех районах г. Минска созданы аналогичные Советы по развитию предпринимательства.

  20. В целях проведения единой государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства в городе, выработки предложений по решению проблемных вопросов, сдерживающих активность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц создана межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого предпринимательства в г. Минске, в состав которой входят представители местных государственных органов управления и общественных объединений (организаций) предпринимателей.

  21. Для оптимизации работы по совершенствованию деятельности в области малого предпринимательства в 2004-2005 годах предполагается активизировать работу данных организаций путем:
    • участия в рассмотрении проектов нормативных правовых актов, касающихся вопросов предпринимательства, в разработке мероприятий по оказанию организационной, финансовой, материально-технической и иной поддержки субъектам малого предпринимательства;
    • содействия выработке согласованных решений в сфере развития и поддержки малого предпринимательства в городе;
    • более широкого привлечения предпринимателей к решению социально-экономических задач г. Минска;
    • рассмотрения обращений юридических и физических лиц и иных вопросов, обеспечивающих устранение экономических, организационных и иных административных барьеров, сдерживающих развитие предпринимательства в г. Минске;
    • организации и проведении конференций, семинаров, круглых столов, деловых клубов, в том числе международных.

  22. В рамках информационного обеспечения малого предпринимательства планируется:
    • обеспечение доступности информации государственных органов, касающихся вопросов регулирования предпринимательской деятельности, для субъектов малого предпринимательства посредством распространения ее через городской и районные Советы по развитию предпринимательства, общественные организации (объединения, союзы) предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства;
    • распространение и актуализацию информационных, аналитических материалов по вопросам поддержки и развития малого предпринимательства через средства массовой информации (телевидение, радио, печатные издания);
    • оказание методической и организационной помощи субъектам малого предпринимательства при разработке учредительных документов, бизнес-планов и тому подобное, представление информации о перечнях коммунального имущества, предназначенного для передачи в аренду или продажу, справочной информации (адреса, телефоны) об органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, налоговых органах регионального уровня, субъектах предпринимательской инфраструктуры, учебных заведениях, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для сферы малого предпринимательства г. Минска, банках, осуществляющих кредитование малого предпринимательства (включая информацию об основных условиях кредитования), расположенных на территории г. Минска, и соответствующих программах;
    • с целью формирования положительного мнения о предпринимателе, развития предпринимательского движения - ежегодное проведение конкурса "Предприниматель года".

  23. В сфере учебно-методологического обеспечения в 2004-2005 годах предполагается:
    • оказание квалифицированной методической помощи и обучение субъектов негосударственного сектора экономики посредством проведения соответствующих семинаров и учебных занятий на базе администраций районов г. Минска, действующих центров поддержки предпринимательства;
    • осуществление организационной помощи организациям, осуществляющим поддержку предпринимательства, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для сферы малого предпринимательства, для разработки и издания ими необходимых учебно-методических пособий;
    • организация мероприятий для руководителей и специалистов предприятий малого бизнеса по охране труда и промышленной безопасности;
    • реализация мер по обеспечению доступности образования по основам предпринимательской деятельности для населения г. Минска.

    Глава 5
    ОБЪЕМЫ СРЕДСТВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
    И ИСТОЧНИКИ ЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ
  24. Основными источниками финансирования Программы являются: средства, выделенные из бюджета г. Минска, средства государственного фонда содействия занятости, средства финансово-кредитных учреждений, средства субъектов малого предпринимательства.

  25. Дополнительно привлекаются средства государственного фонда содействия занятости, выделенные на реализацию мероприятий по содействию занятости населения г. Минска, в части финансирования процесса создания новых рабочих мест на малых предприятиях и содействия трудоустройству безработных путем выделения денежных средств на организацию ими предпринимательской деятельности.

    Глава 6
    МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ ПРОГРАММЫ
    И КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ
  26. Управление предпринимательства Минского городского исполнительного комитета совместно с заинтересованными органами местной власти, Советом разрабатывает основные мероприятия по реализации Программы, проводит координацию работ по исполнению Программы и ее основных мероприятий, осуществляет контроль за ходом их выполнения. Комиссия по финансовой и ресурсной поддержке малого предпринимательства при Минском городском исполнительном комитете, кредитный комитет определяют направление использования средств, предусмотренных в бюджете г. Минска на реализацию комплекса, мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства, утвержденного в рамках настоящей Программы, с разбивкой по ее разделам.

  27. Исполнителями Программы и ее основных мероприятий являются: Управление предпринимательства Минского городского исполнительного комитета, местные органы государственного управления, ответственные за реализацию основных мероприятий Программы.

    Глава 7
    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  28. Выполнение всех указанных мер должно способствовать:
    • совершенствованию системы государственной поддержки малого предпринимательства в г. Минске;
    • обеспечению устойчивого развития и повышения эффективности работы субъектов малого предпринимательства г. Минска;
    • устранению факторов и тенденций, сдерживающих развитие малого предпринимательства в городе;
    • созданию новых рабочих мест и, тем самым, смягчению последствий реструктуризации крупных предприятий, уменьшению уровня безработицы.

  29. В результате к концу 2005 года предполагается увеличение:
    • объема промышленного производства малых предприятий в общем объеме по г. Минску с 12,9% в 2003 году до 14,0-15% в 2005 году;
    • числа занятых в малом предпринимательстве до 21-22% от среднесписочной численности работающих в целом по городу.
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016