Главная / Полезная информация
Вопрос-ответ
  1. Можно ли принимать на работу граждан, не имеющих регистрации в г. Минске?

    Ограничения и требования, связанные с приглашением и приемом на работу в г. Минск иногородних граждан, были установлены решением исполнительного комитета Минского городского Совета народных депутатов от 05.03.1992 № 100 "О порядке приглашения на работу в г. Минск иногородних специалистов и рабочих", а также решением исполнительного комитета Минского городского Совета народных депутатов от 24.03.1994 № 200 "О порядке приглашения на работу и регистрации иногородних граждан в г. Минске".

    Решением Минского городского исполнительного комитета от 15.11.2007 № 2631 "О признании утратившими силу некоторых решений Минского городского исполнительного комитета" вышеназванные нормативные правовые акты с 01.01.2008 утратили силу.

    В связи с этим все ограничения и требования, связанные с приглашением и приемом на работу в г. Минск иногородних граждан, отменены.

    При заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин предъявить нанимателю только те документы, которые определены статьей 26 Трудового кодекса Республики Беларусь. При этом запрещается требовать документы, не предусмотренные законодательством.

  2. В случае высвобождения какого количества работников, организация должна подавать сведения о предстоящем сокращении в отдел трудоустройства?

    Критерии массового высвобождения определены Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.04.2009 № 47 "О критериях массового высвобождения работников".

    Так, массовым высвобождением работников считается расторжение нанимателем с работниками трудовых договоров, заключенных на неопределенный срок, а также срочных трудовых договоров до истечения срока их действия в случаях ликвидации организации, сокращения численности или штата работников по следующим критериям:

    • ликвидации организации со списочной численностью работников 25 человек и более;

    • если количество высвобождаемых работников при сокращении численности или штата работников определено следующими параметрами:

    Списочная численность работников организации в среднем за последний отчетный месяц
    (человек)
    Удельный вес высвобождаемых работников от списочной численности организации
    (процентов)
    Календарный период, в течение которого осуществляется высвобождение работников
    (месяцев)
    До 1000 20 (но не менее 25 человек) 1
    От 1001 до 2000 15 1
    От 2001 до 5000 10 1
    От 5001 до 10000 10 2
    Свыше 10000 5 2

    Массовое высвобождение работников в административно-территориальных единицах определяется следующими параметрами:

    Административно-
    территориальные единицы
    Удельный вес высвобождаемых работников из организаций, расположенных на территории административно-территориальной единицы, от числа занятых в экономике административно-территориальной единицы за последний отчетный период (процентов) Календарный период, в течение которого осуществляется высвобождение работников (месяцев)
    Область (г. Минск), город областного подчинения 1 2
    Район, город районного подчинения, поселок городского типа 2 2

  3. Порядок предоставления сведений о предстоящем высвобождении и ответственность за их непредставление.

    В соответствии со статьей 21 Закона Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З "О занятости населения Республики Беларусь" наниматели обязаны не менее чем за два месяца до массового высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников. Критерии массового высвобождения работников определены Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.04.2009 № 47 "О критериях массового высвобождения работников".

    В целях обеспечения надлежащего исполнения законодательства о занятости населения ч. 3 ст. 9.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неуведомление, несвоевременное или не в полном объеме уведомление органов по труду, занятости и социальной защите нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя или сокращением численности (штата) работников влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин.

  4. Обязан ли наниматель уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии вакансии? Какая ответственность предусмотрена за невыполнение данного требования?

    В соответствии с абзацем 9 части 1 статьи 21 Закона Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З "О занятости населения Республики Беларусь" наниматели обязаны письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение двух недель со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты. При этом нанимателям запрещается указывать дискриминационные условия в предложениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях)

    Сведения о потребности в работниках заполняются нанимателем и представляются в органы по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов по месту их нахождения по форме утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2006 № 149.

    Что касается ответственности за нарушение рассматриваемых требований законодательства, то согласно части 3 статьи 9.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях неуведомление органов по труду, занятости и социальной защите, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этих органов нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя о наличии свободных рабочих мест (вакансий) влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин.
Дата обновления информации — 1 декабря 2016 года
Ответственный за представление информации — Управление занятости населения комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2016