Главная / Полезная информация
  УТВЕРЖДЕНО
решение Минского городского
Совета депутатов
23.06.2010 № 35
(в редакции решение Минского
городского Совета депутатов
19.02.2014 № 400)

РЕГЛАМЕНТ
МИНСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ

Раздел 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  1. Регламент Минского городского Совета депутатов (далее - Регламент) разработан на основании Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актв, 2010 г., № 17, 2/1660), Закона Республики Беларусь от 27 марта 1992 года «О статусе депутата местного Совета депутатов Республики Беларусь» в редакции Закона Республики Беларусь от 5 января 2006 года (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 13, ст. 217, Национальный реестр правовых актов, 2006 г., № 6, 2/1181), Закона Республики Беларусь от 12 июля 2000 года «О статусе столицы Республики Беларусь – города Минска» (Национальный реестр правовых актов, 2000 г., № 67, 2/185), иных актов законодательства Республики Беларусь и определяет порядок подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на сессиях Минского городского Совета депутатов (далее - Совет) и заседаниях его органов, голосования по принимаемым решениям, формирования и деятельности комиссий Совета, заслушивания отчетов об их работе, рассмотрения запросов депутатов Совета и решения других вопросов организации работы Совета и его органов, а также ответственность депутатов Совета за неучастие в его работе без уважительных причин.

  2. Минский городской Совет депутатов – созданный в установленном законодательством порядке представительный государственный орган и основное звено системы местного самоуправления на территории города Минска для решения социальных, экономических и политических вопросов местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов жителей города Минска, особенностей развития столицы Республики Беларусь.

    Совет избирается гражданами, проживающими на территории города Минска, сроком на четыре года в порядке, установленном Избирательным кодексом Республики Беларусь.

    Совет осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», Законом Республики Беларусь «О статусе столицы Республики Беларусь – города Минска» и другими актами законодательства, в том числе международными договорами Республики Беларусь.

    Полномочия Совета начинаются со дня открытия первой после выборов сессии Совета и сохраняются до открытия первой сессии Совета нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 24 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

    Совет является юридическим лицом и обладает правами областного и базового уровня Советов депутатов. В своей деятельности Совет подотчетен гражданам, проживающим на территории Минска, и ответственен перед ними.

  3. Совет вправе, если иное не предусмотрено законодательными актами, делегировать часть своих полномочий Минскому городскому исполнительному комитету (далее – Минский горисполком), председателю Минского горисполкома, органам территориального общественного самоуправления по просьбе или с их согласия, за исключением полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 17 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».

    Полномочия Совета делегируются посредством принятия соответствующего решения, в котором указывается, какому государственному органу, должностному лицу, органу территориального общественного самоуправления и на какой срок делегируется полномочие, а также содержание делегируемого полномочия.

  4. Совет осуществляет свою деятельность в форме сессий, через деятельность президиума, постоянных и временных комиссий Совета, а также путем реализации депутатами Совета своих полномочий, в том числе посредством создания и деятельности депутатских групп и других депутатских объединений.

    Раздел II
    ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА НОВОГО СОЗЫВА.
    ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ СОВЕТА.
    ФОРМЫ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
    Глава 1
    ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА НОВОГО СОЗЫВА

  5. Основной формой деятельности Совета является сессия. Сессии проводятся в форме заседаний депутатов в здании Совета по адресу: г. Минск, пр. Независимости, 8, если иное не установлено Советом, в дни недели и время, определенные настоящим Регламентом.

    Сессия созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

    При открытии и закрытии сессии Совета исполняется гимн города Минска.

    Продолжительность сессии определяется Советом.

  6. Первая сессия вновь избранного Совета созывается Минской городской территориальной избирательной комиссией при избрании более половины депутатов от установленной общей численности Совета, не позднее чем через 30 дней после выборов.

    Первое заседание вновь избранного Совета до избрания председателя Совета ведет председатель Минской городской территориальной избирательной комиссии, а в его отсутствие - член указанной комиссии, исполняющий обязанности ее председателя.

    После избрания председателя Совета работой первой и последующих сессий Совета руководит председатель Совета или заместитель председателя Совета по его поручению.

  7. После сообщения председателя Минской городской территориальной избирательной комиссии об избрании полномочного Совета депутатов нового созыва сессия принимает решения о повестке дня, избрании секретариата сессии и комиссии по контролю за работой электронной системы голосования, счетной комиссии для подсчета голосов тайного голосования по избранию председателя Минского городского Совета депутатов, в количестве, определяемом сессией, а также о порядке освещения заседания средствами массовой информации.

  8. Указанные органы избираются по предложению депутатов Совета открытым голосованием большинством от полного состава Совета.

    Председатель и секретарь счетной комиссий сессии избираются на первом заседании этого органа.

  9. На первом заседании Совета нового созыва принимаются решения об определении структуры Совета, избрании председателя Совета и его заместителей, председателей постоянных комиссий и президиума Совета.

    Глава 2
    ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА И ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛИ.

  10. Совет избирает из своего состава председателя и его заместителей.

    Председатель Совета подотчетен Совету и является государственным служащим.

    Председатель Совета избирается на срок полномочий Совета тайным голосованием с использованием бюллетеней большинством голосов от полного состава Совета и исполняет свои обязанности до открытия первой сессии Совета нового созыва.

    Полномочия Председателя Совета могут быть досрочно прекращены по основаниям и в порядке, установленным Законом Республики Беларусь «О статусе депутата местного Совета депутатов» и Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов, 2003 г., № 70, № 2/953) и по иным основаниям в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

  11. Кандидатуры на должность председателя Совета и предложение о досрочном прекращении его полномочий вносятся депутатами Совета.

    Кандидаты на должность председателя Совета выступают с программой будущей деятельности.

    Каждый депутат Совета вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение, агитировать «за» или «против» выдвинутой кандидатуры.

    Обсуждение кандидатур прекращается по решению Совета.

  12. В бюллетень для тайного голосования по кандидатуре председателя Совета включаются без голосования все выдвинутые кандидатуры, за исключением заявивших о самоотводе. Совет утверждает список кандидатур на должность председателя Совета.

    Тайное голосование проводится в порядке определенном пунктами 71-74 настоящего Регламента.

    В случае, если на должность председателя Совета выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не набрала необходимого для избрания количества голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим наибольшее количество голосов.

    Если при повторном голосовании ни один из двух кандидатов не набрал большинства голосов от полного состава Совета, проводятся повторные выборы председателя Совета.

  13. Председатель Совета в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, нормативными правовыми актами республиканских органов государственного управления, принятыми в соответствии с их компетенцией.

    Председатель Совета в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:

    возглавляет Совет и его президиум, руководит их работой, обеспечивает взаимодействие с Минским горисполкомом;

    представляет Совет во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями, органами территориального общественного самоуправления и гражданами;

    созывает заседание президиума Совета, вносит на его рассмотрение проект повестки дня сессии Совета и в соответствии с его решением созывает ее, организует работу по подготовке сессий Совета и заседаний президиума, ведет их заседания;

    организует контроль за выполнением решений Совета и президиума;

    утверждает штатное расписание Совета, организует планирование работы Совета и его аппарата;

    назначает на должности и освобождает от должностей работников аппарата Совета, заключает (продлевает, расторгает) с ними трудовые договоры (контракты), применяет к ним меры поощрения, дисциплинарного взыскания;

    обеспечивает учет и рассмотрение служебных документов государственных и других органов;

    приглашает на заседания Совета представителей других Советов, исполнительных и распорядительных органов, иных организаций, органов территориального общественного самоуправления, а также граждан;

    направляет на заключение постоянных комиссий проекты решений Совета, дает поручения председателям постоянных комиссий;

    подписывает решения, протоколы заседаний Совета и президиума, издает распоряжения;

    организует рассмотрение запросов депутатов Совета;

    организует работу Совета по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц, ведению книги замечаний и предложений, осуществлению административных процедур. При необходимости вносит предложения по таким обращениям на рассмотрение сессии Совета;

    осуществляет личный прием граждан и представителей юридических лиц;

    докладывает Совету о состоянии дел на территории города Минска и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции, представляет сессии Совета по мере необходимости, но не реже одного раза в год отчеты о своей деятельности, а также информирует граждан о состоянии дел на территории города Минска;

    представляет сессии Совета по мере необходимости, но не реже одного раза в год отчеты о деятельности президиума Совета.

    вносит на рассмотрение Совета предложения об отмене не соответствующих законодательству распоряжений председателя Минского горисполкома, решений Минского горисполкома;

    оказывает содействие органам Совета и депутатам в осуществлении ими своих полномочий, материально-техническом обеспечении, обеспечении необходимыми нормативными и информационными документами;

    направляет Приветственный адрес работникам и трудовым (воинским) коллективам в канун профессиональных праздников, знаменательных событий и значимых мероприятий в связи с успехами в социально-экономическом развитии отраслей экономики, научной, культурной и социальной сферы, отдельных организаций и граждан;

    направляет Благодарственное письмо гражданам и юридическим лицам за активное участие и значительную помощь в проведении крупных мероприятий, общественно-политических акций, имеющих важное значение для города Минска;

    организует учебу депутатов;

    осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в том числе и решениями Совета.

  14. Заместители председателя Совета избираются по представлению председателя Совета на срок полномочий Совета путем тайного или открытого голосования и исполняют свои обязанности до открытия первой сессии Совета нового созыва.

    Заместители председателя Совета считаются избранными, если за них проголосовало более половины от числа избранных депутатов Совета.

    В случае если кандидаты на должность заместителей председателя Совета не получили поддержки большинства депутатов Совета, председатель Совета может предложить сессии эти или другие кандидатуры, для нового обсуждения и голосования.

  15. Один из заместителей председателя Совета замещает председателя Совета в случае его отсутствия или невозможности исполнения им своих обязанностей, в пределах своей компетенции организует деятельность Совета и его органов.

    Полномочия заместителей председателя Совета могут быть досрочно прекращены Советом в порядке, установленном для его избрания.

  16. Компетенция каждого заместителя председателя Совета определяется распоряжением председателя Совета.

    Заместитель председателя Совета:

    при необходимости оказывает помощь председательствующему в ведении сессии Совета;

    курирует деятельность соответствующих постоянных и временных комиссий Совета, вносит на рассмотрение президиума Совета предложения о создании, реорганизации и упразднении постоянных комиссий Совета, через постоянные и временные комиссии Совета организует контроль за выполнением решений Совета, принимает участие в заседаниях постоянных комиссий;

    информирует Совет и президиум о работе курируемых им постоянных комиссий Совета, положении дел по вопросам, отнесенным к его компетенции, информирует Совет о своей деятельности;

    оказывает содействие депутатам в осуществлении ими своих полномочий;

    осуществляет прием граждан не реже одного раза в месяц;

    обеспечивает рассмотрение обращений граждан, адресованных в его адрес, служебных документов;

    осуществляет иную работу, необходимую для функционирования Совета.

    Глава 3
    ПРЕЗИДИУМ СОВЕТА.

  17. Президиум Совета является постоянно действующим коллегиальным органом, подотчетным Совету.

    В состав президиума Совета входят председатель Совета, его заместители, председатели постоянных комиссий Совета. По решению Совета в состав его президиума могут входить иные депутаты Совета.

  18. Заседания президиума Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал и оформляются протоколом.

    Заседания президиума Совета созываются и проводятся председателем Совета, а в случае его отсутствия – одним из заместителей. Президиум Совета может быть созван по инициативе одной трети членов президиума Совета или по инициативе председателя Минского горисполкома.

    О времени, месте и повестке дня очередных заседаний президиума Совета председатель Совета информирует его членов не позднее, чем за 3 дня, а внеочередных - не позднее чем за 1 день до даты проведения.

  19. Заседание президиума Совета правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от его полного состава. Решения президиума Совета принимаются простым большинством голосов от его полного состава тайным или открытым голосованием, в том числе поименным, в порядке, установленном настоящим Регламентом и оформляются протоколом.

    По отдельным вопросам допускается электронное согласование проекта решения президиума Совета.

  20. Президиум Совета в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:

    организует работу по подготовке сессий Совета, сообщает депутатам Совета и доводит до сведения граждан информацию о времени и месте проведения сессий Совета, а также о вопросах, вносимых на рассмотрение Совета, и принятых по ним решениях;

    рассматривает проекты повесток дня сессий и проекты решений Совета, обобщает предложения и замечания по ним, поступившие от граждан, депутатов, постоянных комиссий Совета, других заинтересованных лиц и организаций, и излагает по ним свое мнение Совету;

    обеспечивает контроль за выполнением решений Совета;

    координирует деятельность органов Совета, заслушивает отчеты о деятельности постоянных и временных комиссий, созданных Советом. При необходимости и в пределах своей компетенции вносит на рассмотрение сессии Совета предложения об отмене решений Совета, Минского горисполкома, не соответствующих законодательству Республики Беларусь;

    вносит на рассмотрение Совета предложения о создании постоянных и временных комиссий Совета, координирует деятельность постоянных и временных комиссий, депутатских групп и других депутатских объединений;

    оказывает содействие депутатам Совета в осуществлении ими депутатской деятельности, включая проведение ими личного приема граждан и представителей юридических лиц, подготовку отчетов перед избирателями, обеспечивает их необходимой информацией;

    вносит на сессии Совета предложения по вопросам, связанным с осуществлением полномочий депутатов Совета, в том числе с освобождением депутатов от выполнения трудовых (служебных) обязанностей на время подготовки и проведения сессий Совета и заседаний его органов;

    организует взаимодействие Совета с другими Советами, Минским горисполкомом и администрациями районов города Минска, иными организациями и трудовыми коллективами, органами территориального общественного самоуправления;

    обеспечивает гласность работы Совета;

    организует обсуждение гражданами проектов решений Совета, иных важных вопросов городского и районного в городе значения, обеспечивает широкое участие организаций и граждан в разработке, принятии и реализации решений Совета по вопросам местного значения;

    вносит на рассмотрение сессий Совета вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета;

    принимает к рассмотрению адресованные ему запросы депутатов Совета и дает на них ответы в порядке и сроки, установленные законодательством;

    обеспечивает рассмотрение поступивших в Совет обращений граждан и юридических лиц. При необходимости вносит предложения по таким обращениям на рассмотрение сессий Совета;

    принимает решения о присвоении звания «Почетный гражданин города Минска»;

    принимает решения о награждении Почетной грамотой Совета и объявлении Благодарности Совета в качестве признания и оценки заслуг граждан (в том числе иностранных граждан) и юридических лиц, результатов их персонального вклада в развитие всех сторон жизни и деятельности столицы Республики Беларусь города Минска;

    ходатайствует о награждении государственными наградами граждан города Минска, депутатов Совета и трудовых коллективов организаций в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

    решает возложенные на него законодательством Республики Беларусь задачи по организации выборов депутатов Минского городского Совета депутатов, членов Совета Республики, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;

    организует подготовку и проведение в соответствии с решениями Совета городских референдумов, собраний граждан для обсуждения предлагаемых проектов решений Совета, иных важнейших вопросов городского и районных значения;

    информирует Совет о своей деятельности;

    осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

  21. В случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, а также по инициативе председателя Совета и председателя Минского горисполкома могут проходить совместные заседания президиума Совета и Минского горисполкома.

    Глава 4
    ПОСТОЯННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ КОМИССИИ.

  22. Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета, а также организации и контроля за выполнением решений Совета и вышестоящих по отношению к Совету государственных органов на сессиях Совета из числа депутатов Совета образуются постоянные и временные комиссии Совета.

    Для работы в постоянных и временных комиссиях Совета могут привлекаться консультанты, эксперты с правом совещательного голоса.

    Координация деятельности постоянных комиссий Совета и оказание им помощи в работе осуществляется президиумом Совета, председателем Совета и его заместителями.

  23. Постоянные комиссии Совета образуются по направлениям деятельности Совета в соответствии с его компетенцией на первой сессии вновь избранного Совета на срок его полномочий. Перечень и персональный состав постоянных комиссий утверждается решением Совета.

    В случае необходимости Советом могут создаваться новые постоянные комиссии Совета, упраздняться и реорганизовываться ранее созданные, вноситься изменения в состав комиссий.

    Положение о постоянных комиссиях Совета утверждается президиумом Совета.

  24. Постоянные комиссии Совета возглавляют председатели постоянных комиссий.

    Председатели постоянных комиссий Совета избираются Советом из числа депутатов открытым или тайным голосованием большинством голосов от полного состава Совета.

    Кандидатуры на должность председателей постоянных комиссий выдвигаются депутатами Совета. Кандидаты на должности председателей постоянных комиссий Совета выступают на сессии Совета с программами деятельности постоянных комиссий. Продолжительность выступлений кандидатов на должность председателя постоянной комиссии и время ответов на вопросы определяется Советом.

    Полномочия председателя постоянной комиссии Совета прекращаются досрочно по его просьбе, а также в связи с обстоятельствами, препятствующими исполнению возложенных на него обязанностей.

    В случае оказания недоверия председателю постоянной комиссии Совета большинством членов этой комиссии, вопрос о переизбрании председателя комиссии вносится на заседание президиума и очередную сессию Совета.

  25. Постоянные комиссии Совета на своих заседаниях открытым голосованием избирают заместителей председателя и секретарей комиссий из числа членов постоянных комиссий.

  26. Количественный состав постоянных комиссий Совета определяется на основе самозаписи депутатов. В состав постоянной комиссии входят от 5 до 10 депутатов. Депутат Совета может входить в состав не более двух постоянных комиссий. Депутат, не вошедший в состав комиссии, может участвовать в ее работе с правом совещательного голоса. Председатели постоянных комиссий входят только в состав возглавляемых ими комиссий.

  27. Заседания постоянных комиссий проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

    Заседания постоянных комиссий проводятся открыто, если постоянная комиссия не приняла иное решение.

    Заседание постоянной комиссии созывается её председателем либо по его поручению – заместителем, а также по требованию не менее одной трети от полного состава постоянной комиссии.

    Председатель постоянной комиссии либо по его поручению заместитель заблаговременно уведомляют членов постоянной комиссии о заседании, а в случае необходимости – других лиц, приглашенных на заседание.

    Заседание постоянной комиссии правомочно, если на нем присутствуют более половины от её полного состава.

    Заседание проводит председатель постоянной комиссии, а в его отсутствие – заместитель председателя постоянной комиссии.

    Депутат Совета обязан присутствовать на заседании постоянной комиссии, членом которой он является. О невозможности присутствовать на заседании постоянной комиссии по уважительной причине депутат Совета заблаговременно информирует председателя постоянной комиссии, а в его отсутствие – заместителя председателя постоянной комиссии.

    Решения постоянной комиссии принимаются большинством голосов от ее полного состава и оформляются протоколом заседания комиссии. В случае необходимости по поручению председателя постоянной комиссии в период между заседаниями постоянной комиссии может быть принято решение постоянной комиссии путем опроса её членов посредством сбора подписей.

    Проекты решений горисполкома и горсовета на согласование постоянных комиссий поступают на бумажном носителе, регистрируются и направляются на рассмотрение профильной постоянной комиссии с резолюцией председателя Совета.

    К проекту решения горисполкома, представленного на согласование профильной постоянной комиссией Совета прилагаются:

    письмо на имя председателя Совета, подписанное заместителем председателя Минского горисполкома, курирующим направление деятельности по данному проекту решения с указанием фамилий исполнителя структурного подразделения горисполкома и специалиста юридической службы структурного подразделения, подготовившего проект решения;

    справка-обоснование необходимости принятия решения;

    протокол заседания экспертного совета Минского горисполкома для проектов решений о создании, реорганизации, ликвидации организаций (в виде юридического лица), имущество которых находится в собственности города Минска, хозяйственных обществ и иных юридических лиц с долей собственности города Минска;

    список согласований проекта решения (проект согласовывается руководителями всех заинтересованных структурных подразделений горисполкома, главного управления юстиции и заместителем председателя горисполкома, курирующим данное направление);

    Постоянная комиссия в двухнедельный срок рассматривает проект предлагаемого решения и при положительном решении готовит выписку из протокола заседания комиссии о согласовании проекта решения, заверенную печатью Совета «для документов» и специалистом, обеспечивающим деятельность комиссии.

    Советом могут быть затребованы и другие необходимые документы;

  28. В заседаниях постоянной комиссии Совета могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты, входящие в состав других постоянных комиссий Совета, приглашенные председателем комиссии должностные лица государственных органов и иных организаций, эксперты, консультанты и иные специалисты.

    Приглашенные для участия в заседании постоянной комиссии имеют право участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов, давать справки, задавать вопросы, передавать в постоянную комиссию тексты своих выступлений для приобщения к протоколу.

    На заседание постоянной комиссии могут быть приглашены представители заинтересованных организаций, журналисты средств массовой информации, аккредитованные при Совете.

    На заседания постоянных комиссий по рассмотрению проектов решений приглашаются представители структурных подразделений горисполкома, готовившие проект решения и специалист юридической службы структурного подразделения, подготовившего проект решения.

  29. Постоянные комиссии Совета по вопросам, относящимся к их ведению, принимают решения в порядке, установленном настоящим Регламентом.

    Постоянные комиссии Совета принимают решения рекомендательного характера.

    Рекомендации, содержащиеся в решениях постоянных комиссий Совета, подлежат рассмотрению соответствующими государственными органами, иными организациями, предприятиями, учреждениями, органами территориального общественного самоуправления. О результатах рассмотрения таких рекомендаций и принятых мерах сообщается постоянным комиссиям Совета в месячный срок.

  30. Постоянные комиссии вправе проводить совместные заседания. Совместное заседание постоянных комиссий считается правомочным, если на нем присутствует более половины от полного состава каждой из постоянных комиссий, участвующих в совместном заседании.

    На совместном заседании постоянных комиссий председательствует по взаимной договоренности председатель одной из постоянных комиссий, а при его отсутствии – его заместитель.

    Решение совместного заседания постоянных комиссий принимается большинством голосов от полного состава каждой из постоянных комиссий, участвующих в совместном заседании, и оформляется протоколом.

    Протокол совместного заседания подписывается председательствующим на заседании и передается в каждую постоянную комиссию, принимавшую участие в заседании.

  31. Постоянные комиссии Совета:

    работают по планам, согласованным президиумом Совета;

    готовят, обсуждают и вносят на рассмотрение сессии проекты решений Совета;

    запрашивают у государственных органов и иных государственных организаций, должностных лиц официальные документы, информационные и другие материалы, необходимые для их деятельности. Согласовывают проекты решений Минского горисполкома;

    осуществляют контроль за рассмотрением и реализацией письменных обращений, запросов депутатов и постоянных комиссий Совета;

    организуют учебу депутатов.

  32. Предложения по изменению состава постоянных комиссий Совета обсуждаются депутатами в комиссиях и вносятся председателями постоянных комиссий на рассмотрение Совета.

    В случае систематического неучастия депутата в работе постоянной комиссии Совета председатель постоянной комиссии вносит в Совет предложение об исключении депутата из состава постоянной комиссии Совета.

  33. Совет при необходимости создает временные комиссии. Временные комиссии избираются из числа депутатов Совета в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии открытым голосованием.

    Избрание депутата Совета в состав временной комиссии не прекращает его членство в составе постоянной комиссии.

    Деятельность временных комиссий Совета осуществляется в соответствии с настоящим Регламентом применительно к постоянным комиссиям Совета. Они прекращают свою деятельность после выполнения возложенных на них задач или досрочно на основании решения Совета. Прекращение деятельности временной комиссии оформляется решением Совета.

    Раздел III
    КОМЕПЕТЕНЦИЯ СОВЕТА. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ РЕШЕНИЙ СОВЕТА. СЕССИИ СОВЕТА.
    Глава 5
    КОМПЕТЕНЦИЯ СОВЕТА

  34. Совет в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:

    34.1. представляет интересы города Минска во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями и гражданами;

    34.2. утверждает программы социально-экономического развития и бюджет города Минска, а также отчеты об их исполнении;

    34.3. утверждает прогнозы социально-экономического развития города Минска;

    34.4. утверждает Минские городские программы, концепции по вопросам жилищного строительства, благоустройства территории, дорожного строительства, коммунально-бытового и социального обслуживания граждан, социальной поддержки детей, молодежи, ветеранов, инвалидов и пожилых людей, поддержки малого предпринимательства, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, улучшения условий и охраны труда, обеспечения радиационной безопасности, охраны историко-культурного наследия и по другим вопросам городского значения с учетом статуса города Минска как столицы Республики Беларусь, осуществляет контроль за выполнением этих программ, концепций и утверждает отчеты об их исполнении;

    34.5. определяет меры социальной поддержки детей, молодежи, ветеранов, инвалидов и пожилых людей;

    34.6. определяет в пределах, установленных законом, порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Минска;

    34.7. регулирует порядок осуществления административных процедур на территории города Минска;

    34.8. распоряжается природными ресурсами в случаях, предусмотренных законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, а также осуществляет контроль за их использованием;

    34.9. устанавливает в соответствии с законом местные налоги и сборы;

    34.10. оказывает государственную поддержку юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям индивидуально в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов и пеней, полностью уплачиваемых в городской и районный бюджеты, выделения бюджетных средств из городского бюджета, освобождения от перечисления в городской бюджет доходов, полученных от передачи в пользование имущества, находящегося в собственности города Минска, на условиях, аналогичных определенным Президентом Республики Беларусь;

    34.11. утверждает предельный размер долга Минского горисполкома и Совета на очередной финансовый год;

    34.12. предоставляет или поручает Минскому горисполкому предоставлять в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь и законами, льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в бюджет города Минска;

    34.13. определяет ставки платежей в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь;

    34.14. решает вопросы административно-территориального устройства города Минска;

    34.15. утверждает Устав города Минска;

    34.16. утверждает правила благоустройства и содержания города Минска;

    34.17. присваивает звание Почетного гражданина города Минска, определяет порядок присвоения такого звания и особенности статуса Почетного гражданина;

    34.18. назначает местные референдумы;

    34.19. координирует деятельность органов территориального общественного самоуправления;

    34.20. содействует развитию промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, малого и среднего предпринимательства, личных подсобных хозяйств;

    34.21. участвует в осуществлении мероприятий по сохранению и возрождению историко-культурных ценностей;

    34.22. участвует в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнении мероприятий по гражданской обороне, обеспечении пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

    34.23. утверждает Регламент и структуру Совета;

    34.24. ежегодно утверждает смету расходов Совета;

    34.25. решает вопросы досрочного прекращения полномочий Совета (самороспуск), депутатов Совета;

    34.26. избирает и досрочно освобождает от полномочий председателя Совета и его заместителя (заместителей);

    34.27. утверждает в должности председателя Минского горисполкома;

    34.28. образовывает и упраздняет органы Совета, утверждает и изменяет их состав, избирает и освобождает от полномочий председателей и заместителей председателей (при их наличии) этих органов;

    34.29. решает вопросы об участии в создании Национальной ассоциации местных Советов, согласно части первой пункта 1 статьи 7 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республики Беларусь»;

    34.30. рассматривает запросы депутатов Совета и принимает по ним решения;

    34.31. заслушивает отчеты председателя Совета, а также органов Совета, избираемых, назначаемых или утверждаемых председателем Совета должностных лиц, отчеты и иную информацию председателя и иных должностных лиц Минского горисполкома по вопросам, отнесенным к компетенции Совета;

    34.32. решает вопросы делегирования отдельных полномочий Минскому горисполкому и его председателю, администрациям районов города Минска, органам территориального общественного самоуправления;

    34.33. утверждает примерное положение об органе территориального общественного самоуправления;

    34.34. выдвигает кандидатов в члены коллегиальных органов территориального общественного самоуправления;

    34.35. осуществляет контроль за деятельностью органов территориального общественного самоуправления;

    34.36. в случае, предусмотренном абзацем третьим статьи 32 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республики Беларусь», принимает решение об упразднении коллегиального органа территориального общественного самоуправления.

    34.37. определяет сроки и порядок освобождения от исполнения трудовых (служебных) обязанностей депутатов Совета, работающих на основании трудовых договоров (контрактов), на время подготовки и проведения сессий Совета и заседаний его органов;

    34.38. отменяет не соответствующие законодательству распоряжения председателя Совета и председателя Минского горисполкома, решения Минского горисполкома;

    34.39. выступает учредителем городских средств массовой информации;

    34.40. принимает решение о самороспуске;

    34.41. осуществляет международное сотрудничество;

    34.42. осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и другими актами законодательства.

  35. Полномочия, предусмотренные подпунктами 34.2, 34.6, 34.9, 34.18 пункта 34 настоящего Регламента, относятся к исключительной компетенции Совета. Полномочия, относящиеся к исключительной компетенции Совета, а также полномочия, предусмотренные подпунктами 34.3, 34.4, 34.12 - 34.14, 34.23 - 34.32, 34.37. – 34.41. пункта 34, осуществляются исключительно на сессиях Совета.

    Глава 6
    ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ РЕШЕНИЙ СОВЕТА.

  36. Подготовка и принятие решений на сессиях Совета осуществляется в следующем порядке:

    подготовка проектов решений Совета и ознакомление с ними депутатов;

    рассмотрение проектов решений в профильных постоянных комиссиях Совета;

    внесение проектов решений Совета на рассмотрение сессий Совета;

    прения по проекту решения Совета (если проектов по одному и тому же вопросу больше одного, то прения проводятся по всем представленным проектам);

    принятие одного из проектов решения Совета за основу;

    внесение поступивших изменений и дополнений к принятому за основу проекту решения Совета;

    принятие проекта решения Совета в целом.

  37. Предложения по вопросам для рассмотрения на сессии вносятся президиумом Совета, председателем Совета или его заместителями, депутатами Совета, постоянными комиссиями Совета, председателем Минского горисполкома, Минским горисполкомом и его структурными подразделениями, администрациями районов города Минска, комитетами территориального общественного самоуправления, организации, имущество которых находится в собственности города Минска (далее - разработчики).

    В Совет представляются проекты решений и необходимые документы к нему.

    К проекту решения Совета прилагаются:

    электронная версия проекта решения;

    письмо на имя председателя Совета, подписанное председателем или заместителем председателя Минского горисполкома, в котором указаны фамилии и должности исполнителя Минского горисполкома и специалиста главного управления юстиции, согласовавшего проект решения;

    справка-обоснование необходимости принятия решения;

    список согласований проекта решения (проект согласовывается руководителями всех заинтересованных структурных подразделений горисполкома, главного управления юстиции и заместителем председателя горисполкома, курирующим данное направление);

    финансово-экономическое обоснование решения;

    другие необходимые документы для проведения обязательной юридической экспертизы в Министерстве юстиции Республики Беларусь, согласно требованиям нормативно-правовых актов Республики Беларусь за две недели до начала сессии.

    В особом порядке вносится на рассмотрение сессии Совета проекты решений о бюджете города Минска, о внесении изменений (дополнений) в решение о бюджете города Минска.

    Проекты решений о бюджете города Минска, о внесении изменений (дополнений) в решение о бюджете города Минска, согласованные руководителями главного финансового управления Минского городского исполнительного комитета и главного управления юстиции Минского городского исполнительного комитета, представляется в Совет не позднее, чем за 5 дней до начала сессии на бумажном носителе и не позднее, чем за 10 дней в электронном виде.

    К проекту решения прилагается письмо на имя председателя Совета, подписанное председателем Минского городского исполнительного комитета, справка обоснования необходимости принятия решения.

  38. При получении проекта решения Совета председателем Совета или его заместителями налагается резолюция, в которой предлагается профильным постоянным комиссиям Совета рассмотреть его на своих заседаниях и внести предложение в президиум Совета о включении вопроса в проект повестки дня сессии Совета. При необходимости могут быть запрошены заключения соответствующих структур Минского горисполкома.

  39. Президиум Совета принимает решение о включении вопросов в проект повестки дня сессии Совета, либо о необходимости доработки данных вопросов, либо об их отклонении, о чем уведомляет разработчиков.

  40. При принятии постоянной комиссией решения о внесении на рассмотрение сессии вопроса, который самостоятельно готовится комиссией, председателю Совета направляется письменная информация с указанием срока подготовки проекта решения Совета.

  41. Информация о принятых решениях, о подготовке вопросов на рассмотрение сессии Совета может доводиться до депутатов и избирателей через средства массовой информации.

  42. Информация о ходе подготовки вопросов, вносимых на рассмотрение сессии Совета (проекты решений, заключения по проектам решений и т.д.), находится у специалистов, обеспечивающих деятельность Совета.

  43. Замечания и предложения по проектам решений направляются в Совет. Профильная постоянная комиссия (при необходимости совместно с другими постоянными комиссиями Совета) с участием разработчиков проекта решения, лиц, представивших замечания и предложения по нему, обсуждает проект решения, подводит итоги обсуждения, определяет перечень вносимых в проект решения изменений и (или) дополнений. Изменения и (или) дополнения, не внесенные в проект решения Совета, но на которых настаивают лица, их подготовившие, прилагаются к проекту решения Совета отдельным списком.

    Проект решения Совета, вносимый на сессию Совета, визируется руководителем структурного подразделения Минского горисполкома, администрации района, организации, имущество которой находится в собственности города Минска (разработчиком), соответствующим заместителем председателя Минского горисполкома, главным финансовым управлением, главным управлением юстиции Минского горисполкома и, при необходимости, другими структурными подразделениями Минского горисполкома.

    Подготовленные проекты решений Совета, необходимые документы к ним направляются депутатам Совета в электронном виде.

  44. В случае если проект решения рассматривается в нескольких постоянных комиссиях, ответственной за ход рассмотрения и подготовку проекта решения является профильная постоянная комиссия.

    Альтернативные проекты решений Совета рассматриваются постоянными комиссиями одновременно с основным проектом.

  45. На сессии Совета по проекту решения Совета докладывает разработчик проекта решения Совета, с содокладом выступает председатель профильной постоянной комиссии Совета или его заместитель.

    Депутаты обсуждают основные положения проекта решения Совета и вносят свои предложения и замечания по нему, предложения о принятии проекта решения за основу.

    Альтернативные проекты решений одновременно вносятся на обсуждение сессии Совета. В итоге обсуждения принимается решение о принятии одного из проектов за основу.

  46. Если в ходе обсуждения представленного проекта решения Совета не поступили предложения и замечания, сессия может принять проект решения Совета в целом.

    Если поступили предложения, замечания, но при этом проект решения Совета не принят за основу или в целом, сессия Совета может передать его на дополнительное рассмотрение в те же постоянные комиссии или расширить их список, или поручить доработать его другим органам Совета. При этом устанавливается срок доработки проекта решения Совета для повторного рассмотрения на сессии Совета.

    Замечания и предложения по проекту решения Совета вносятся депутатами Совета в письменном виде до начала сессии в Совет, в ходе сессии - в секретариат сессии или докладываются в устной форме.

  47. Внесенные замечания и (или) предложения по проектам решений Совета ставятся на голосование. На голосование ставится отдельно каждый пункт, либо раздел с внесенными поправками. После голосования по предложениям и (или) замечаниям председательствующий ставит проект на голосование в целом.

  48. Принятое Советом решение подписывается председателем Совета.

    Решения Совета, являющиеся нормативными правовыми актами, направляются в Министерство юстиции Республики Беларусь для проведения обязательной юридической экспертизы на соответствие законодательству Республики Беларусь.

    Персональная ответственность за согласование и качественную подготовку проекта решения возлагается на руководителя структурного подразделения Минского горисполкома, подготовившего проект решения Совета.

    Исполнитель горисполкома и специалист главного управления юстиции сопровождают принятое решение Совета во время прохождения обязательной юридической экспертизы в Министерстве юстиции Республики Беларусь до официальной регистрации решения.

  49. Протоколы сессии Совета оформляются специалистами, обеспечивающими деятельность Совета, в двухнедельный срок и подписываются председателем Совета. Подписанные протоколы сессии вместе с решениями Совета, протоколами электронной системы голосования формируются в дела и хранятся в аппарате Совета в течение срока полномочий Совета, а затем сдаются в архив Минского горисполкома на хранение. Аудиозаписи сессий хранятся в аппарате Совета. Решение об их ликвидации принимается президиумом Совета.

    Глава 7
    СЕССИИ СОВЕТА

  50. Сессии Совета созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

    Сессии Совета созываются и проводятся в соответствии с настоящим Регламентом. Сессия Совета созывается президиумом Совета или председателем Совета:

    по инициативе не менее чем одной трети от числа избранных депутатов Совета, председателя Минского горисполкома, а также по инициативе не менее 10 процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на территории города Минска;

    по требованию Президента Республики Беларусь либо одной из палат Национального собрания Республики Беларусь - в случае ущемления Советом прав и законных интересов граждан, иного нарушения законодательства.

  51. Сессия Совета проводится открыто и гласно, за исключением случая, когда по решению Совета необходимо проведение закрытого заседания. Сессия правомочна, если в ней участвует не менее двух третей от числа избранных депутатов.

    Предложение о проведении закрытого заседания вносится председателем Совета, президиумом Совета, постоянной комиссией Совета, либо не менее 1/5 депутатов Совета, письменно подавших такое предложение.

    Председатель Минского горисполкома, прокурор города Минска, члены Совета Республики, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь имеют право присутствовать на любом (открытом или закрытом) заседании Совета.

  52. Предложения по вопросам для рассмотрения на сессии Совета могут вносить председатель Совета, президиум и другие органы Совета, депутаты Совета, председатель Минского горисполкома, администрация районов Минска, органы территориального общественного самоуправления, местные собрания, а также в соответствии со статьей 35 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» - граждане.

  53. Президиум Совета не позднее чем за 10 дней до начала сессии Совета сообщает депутатам о времени и месте ее проведения, а также о вопросах, вносимых на ее рассмотрение. Депутатам не позднее чем за 5 дней до открытия сессии представляются в электронном виде проекты решений и другие документы, внесенные на рассмотрение сессии Совета.

    Сообщение о созыве очередной сессии Совета публикуется не позднее чем за 7 дней до ее начала в средствах массовой информации.

  54. Внеочередные сессии Совета созываются по предложению:

    председателя Совета;

    президиума Совета;

    не менее одной трети от полного состава Совета;

    не менее одной трети от числа образованных постоянных комиссий Совета;

    иных лиц и органов в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

    Предложение о созыве внеочередной сессии Совета направляется президиуму Совета в письменном виде с указанием вопросов, которые предлагается рассмотреть, и обоснованием необходимости созыва внеочередной сессии Совета. При этом прилагаются проекты решений Совета с указанием фамилий докладчиков и содокладчиков.

    Внеочередная сессия Совета созывается не позднее чем через 10 дней после принятия решения президиумом Совета о ее созыве.

    Сообщение о созыве внеочередной сессии Совета публикуется в средствах массовой информации.

  55. Сессия Совета может состоять из одного или нескольких заседаний.

    Перед первым заседанием сессии Совета проводится регистрация депутатов. Последующая регистрация на протяжении сессии Совета проводится в начале каждого заседания Совета. По инициативе председательствующего на сессии или по предложению депутатов проводится регистрация перед голосованием для уточнения количества присутствующих депутатов Совета.

  56. Председатель Совета или по его поручению заместитель председателя Совета (председательствующий на заседании Совета):

    проводит регистрацию депутатов в начале заседания, а в случае необходимости – в ходе заседания;

    открывает и закрывает заседания Совета;

    руководит общим ходом заседания, следит за соблюдением Регламента, обеспечивает порядок в зале;

    оглашает список (количество) записавшихся для выступлений, для обращения депутатов Совета;

    организует обсуждение рассматриваемых вопросов - предоставляет слово для докладов, содокладов и выступлений;

    ставит на голосование проекты решений Совета, предложения и замечания депутатов по рассматриваемым проектам решений Совета и объявляет результаты голосования,

    оглашает запросы, вопросы, справки, сообщения, заявления, предложения и другие документы, поступившие в секретариат сессии Совета;

    подписывает протокол заседания.

    Председательствующий на заседании Совета способствует сотрудничеству и сближению позиций депутатов по рассматриваемым вопросам, достижению взаимосогласованных решений, воздерживается от пофамильных замечаний, комментариев и оценок выступлений депутатов Совета.

    Председательствующий на заседании Совета вправе взять слово для выступления по процедурным вопросам или для справки по обсуждаемому вопросу в любое время, но не более чем на 5 минут.

  57. На период проведения сессии Совета на первом заседании избирается секретариат сессии и счетная комиссия, осуществляющая контроль за работой электронной системы голосования.

    Данные органы сессии Совета избираются открытым голосованием большинством голосов от числа присутствующих на сессии депутатов Совета. Предложения по их персональному составу вносятся депутатами. На сессиях ведутся протокол и аудиозапись заседаний Совета.

  58. На заседаниях Совета могут присутствовать приглашенные представители государственных органов и иных государственных организаций, общественных организаций, трудовых коллективов, учреждений науки и культуры, средств массовой информации и другие лица.

    Вышеназванных представителей вправе приглашать:

    председатель Совета и его заместители;

    президиум Совета;

    постоянные комиссии Совета.

    Состав и количество приглашенных согласовывается с председателем Совета.

    Председательствующий на сессии информирует депутатов Совета о составе и количестве лиц, приглашенных на сессию Совета.

    Журналисты средств массовой информации и приглашенные не имеют права вмешиваться в работу Совета, обязаны воздерживаться от проявления одобрения или неодобрения, соблюдать порядок. Приглашенные, нарушающие настоящий Регламент, могут быть удалены председательствующим на заседании из зала заседания.

    Граждане информируются о работе сессии Совета через печатные, телевизионные, радиовещательные средства массовой информации, а также компьютерную сеть Интернет.

  59. Заседания Совета проводятся, как правило, по средам и (или) пятницам с 10 до 17 часов, а при необходимости и в другие дни.

    Утреннее заседание Совета начинается в 10.00 и продолжается до 13.00, дневное заседание Совета - с 14.00 до 17.00 с перерывами на 15 минут через каждые 1,5 часа работы. Перерыв на обед с 13.00 до 14.00 часов.

    В начале каждого дня сессии Совета отводится до 30 минут для выступления депутатов и должностных лиц с сообщениями и вопросами, а также для внесения депутатских запросов. Прения по заявлениям и сообщениям не открываются.

    В перерывах между заседаниями Совета в соответствии с настоящим Регламентом и по мере необходимости могут проводиться заседания президиума Совета, постоянных комиссий, депутатских групп.

  60. На первом заседании Совета обсуждается и принимается повестка дня и, при необходимости, уточняется порядок работы сессии Совета. Проект повестки дня вносится на рассмотрение сессии Совета президиумом Совета.

    Решение о включении вопроса в повестку дня сессии принимается при наличии у депутатов проекта решения Совета по данному вопросу. В исключительных случаях вопрос может быть включен в повестку дня при отсутствии проекта решения Совета.

    Предложения и замечания по повестке дня и порядку работы сессии Совета подаются депутатами Совета в устной или письменной форме и оглашаются председательствующим на заседании Совета в порядке их поступления.

  61. Вопросы повестки дня сессии Совета рассматриваются в установленной Советом последовательности. Как правило, в первую очередь рассматриваются вопросы повестки дня, для обсуждения которых прибыли приглашенные.

    Время предоставляется:

    для докладов на заседаниях Совета в пределах до 25 минут;

    для содоклада - до 10 минут;

    для выступлений в обсуждении, в том числе при постатейном голосовании проектов решений Совета – до 5 минут, а для повторных выступлений в обсуждении – до 3 минут;

    для выступлений с заключительным словом докладчику и содокладчику - до 5 минут;

    для выступлений по кандидатурам, порядку ведения заседания Совета, для заявлений, вносимых запросов, предложений, сообщений, справок и оглашения других документов - до 3 минут;

    для ответов на вопросы - до 20 минут.

    Председательствующий на заседании может продлить время для выступления.

  62. Депутаты на сессиях Совета и заседаниях его органов, в состав которых они избраны или входят по должности, на основе коллективного, равноправного и свободного обсуждения рассматривают и решают вопросы, отнесенные к компетенции Совета и его органов.

    Заявка о предоставлении слова для выступления в обсуждении направляется в секретариат сессии в письменной форме или посредством использования электронной системы голосования.

    Секретариат сессии Совета составляет список желающих выступить, регистрирует депутатские запросы, вопросы, справки, сообщения, заявления, предложения и другие документы, представленные депутатами, организует работу с обращениями граждан, поступающими в адрес сессии, ведет учет присутствующих на сессии депутатов Совета.

    Секретариат сессии представляет председательствующему на сессии сведения о депутатах, записавшихся для выступлений, дает разъяснения депутатам о порядке работы сессии, информирует председательствующего о всех документах, поступивших в секретариат.

    Председательствующий предоставляет слово для участия в прениях в порядке поступления заявлений. В необходимых случаях председательствующий может изменить очередность выступлений с объявлением мотивов такого изменения.

  63. Слово по порядку ведения заседания Совета, по мотивам голосования, по прекращению обсуждения, по предложению отклонить проект решения или отложить рассматриваемый вопрос повестки дня, для справки, ответа на вопросы и разъяснения председательствующим может быть предоставлено вне очереди.

    Вопросы докладчикам направляются в письменной форме или задаются устно через установленные в зале микрофоны.

  64. Депутат выступает на сессии Совета после предоставления ему слова председательствующим на заседании сессии и может выступить по одному вопросу не более двух раз. Передача права на выступление другому депутату Совета не допускается. Депутат вправе отказаться от выступления.

    Перед выступлением депутат, получивший слово, отчетливо называет фамилию и номер избирательного округа. Приглашенные на заседание, получившие слово, перед выступлением называют свою фамилию и должность.

    Выступающий на сессии не должен использовать в своей речи грубые и некорректные выражения, призывать к незаконным и насильственным действиям. Председательствующий при несоблюдении указанного правила обязан предупредить о недопустимости таких высказываний и призывов. После второго предупреждения выступающий лишается слова. Председательствующий вправе отключить микрофон. Лишенному слова, право для повторного выступления по обсуждаемому вопросу не предоставляется.

    Если выступающий отклоняется от обсуждаемого вопроса, председательствующий делает ему предупреждение. Если выступающий превысил отведенное ему для выступления время или выступает не по обсуждаемому вопросу, председательствующий после одного предупреждения лишает его слова.

  65. В ходе прений председательствующий обеспечивает выявление разнообразия мнений по обсуждаемому вопросу.

    Обсуждение прекращается по решению Совета. Перед голосованием о прекращении обсуждения председательствующий на заседании информирует депутатов о числе выступивших и записавшихся для выступления депутатов, выясняет, кто из них настаивает на предоставлении слова.

    Прекращение прений проводится по решению Совета, принимаемому большинством голосов от числа присутствующих депутатов Совета открытым голосованием.

    После прекращения прений докладчик и содокладчик имеют право выступить с заключительным словом.

    Депутаты, которые не выступили в связи с прекращением обсуждения, имеют право до конца заседания Совета передать тексты своих выступлений в секретариат сессии для включения в отчет заседания.

    Раздел IV
    ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ СОВЕТА И ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ.
    ПРАВИЛА ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ
    Глава 8
    ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ СОВЕТА И ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ

  66. По вопросам, рассмотренным на сессиях, Совет принимает решения.

    Решения Совета принимаются на сессии Совета простым большинством голосов от числа избранных депутатов. Решение о самороспуске Совета принимается не менее чем двумя третями голосов от числа избранных депутатов. Форма голосования определяется Советом.

  67. На заседаниях Совета решения по рассматриваемым вопросам принимаются открытым голосованием с использованием электронной системы голосования или без использования электронной системы голосования (поднятием рук или бюллетенями для голосования). Депутат обязан лично осуществлять свое право на голосование.

    В случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, настоящим Регламентом или по решению Совета, проводится тайное голосование. Тайное голосование с использованием бюллетеней проводится только при решении кадровых вопросов. Решение о способе голосования по кадровым вопросам принимается Советом.

    По решению Совета может проводиться поименное голосование с использованием электронной системы голосования или путем подачи именных бюллетеней.

    При выборах или утверждении Советом должностных лиц, а также при принятии решений о даче согласия на увольнение с работы по инициативе нанимателя, исключении из учреждения образования депутатов поименное голосование не допускается.

    Депутат, который отсутствовал во время голосования, не имеет права проголосовать позже.

  68. До начала голосования председательствующий объявляет все поступившие предложения, ставящиеся на голосование, их формулировки, доводит до депутатов Совета информацию о том, каким числом голосов может быть принято решение.

    После объявления голосования оно не может быть прервано.

    При проведении голосования без использования электронной системы путем поднятия рук подсчет производится счетной комиссией.

  69. При наличии нескольких вариантов решения вопроса, рассматриваемого Советом, голосование проводится по всем вариантам решения в порядке их поступления. Если какой-либо вариант набрал необходимое число голосов, голосование по другим вариантам не проводится.

    В случае, когда ни один из вариант решения не набрал необходимого числа голосов, голосование проводится по двум вариантам решения, получившим наибольшее число голосов депутатов Совета.

    Если при голосовании по двум вариантам ни один из них не набрал требуемого числа голосов, решение считается не принятым, и вопрос направляется в профильную постоянную комиссию для доработки.

  70. При выявлении ошибок в порядке и технике проведения голосования по решению Совета проводится повторное голосование.

    По окончании голосования председательствующий объявляет его результаты, которые заносятся в протокол заседания.

    По решению Совета результаты поименного голосования могут быть опубликованы в средствах массовой информации.

  71. Для проведения тайного голосования и определения его результатов Совет избирает из числа депутатов открытым голосованием счетную комиссию. В счетную комиссию, как правило, не могут входить депутаты Совета, чьи кандидатуры выдвинуты в состав избираемых органов Совета или на выборные должности.

    Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов членов комиссии и оформляются протоколом.

  72. Счетная комиссия обязана создать условия для сохранения тайны подачи голосов.

    Бюллетени изготавливаются под контролем счетной комиссии по утвержденной ею форме в количестве, равном числу депутатов Совета. Бюллетени для тайного голосования должны содержать необходимую для голосования информацию. Неполученные бюллетени прошиваются, опечатываются и прилагаются к протоколу.

    В бюллетень для голосования включаются в алфавитном порядке все кандидатуры выдвинутых на должность с указанием фамилии, имени, отчества каждого либо несколько альтернативных проектов решений Совета в порядке поступления. Справа от фамилии, имени, отчества каждого претендента (альтернативного проекта решения Совета) помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатур (альтернативных проектов решений Совета) помещается строка «Против всех» с расположенным справа от нее пустым квадратом.

    Если в бюллетень внесена фамилия только одного кандидата на должность (единственный проект решения Совета), то в тексте бюллетеня должны содержаться слова «за» и «против», под которыми помещаются пустые квадраты.

    Решение Совета, принятое тайным голосованием, может быть отменено или изменено только тайным голосованием.

  73. При тайном голосовании время, место и порядок голосования устанавливаются счетной комиссией в соответствии с настоящим Регламентом и объявляются председателем счетной комиссии.

    Бюллетени для тайного голосования выдаются членами счетной комиссии депутатам Совета под роспись в соответствии со списком депутатов Совета по предъявлению ими удостоверения депутата или иного документа, удостоверяющего его личность.

    Заполнение бюллетеня осуществляется депутатом в кабине для тайного голосования. Депутат, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе по своему усмотрению пригласить в кабину другое лицо, за исключением кандидатов, избираемых на должность и члена счетной комиссии.

    Бюллетень для тайного голосования опускается лично депутатом Совета в специальный ящик, опечатанный счетной комиссией.

  74. При осуществлении выбора из двух и более кандидатур (проектов решений Совета) голосование проводится путем проставления в бюллетене отметки в квадрате «за» против фамилии кандидата (проекта решения Совета), за которого голосует депутат Совета.

    Недействительными считаются бюллетени неустановленной формы, бюллетени, в которых оставлено более одного варианта ответа, а при избрании должностных лиц - бюллетени, в которых оставлено две или более кандидатуры на одну должность, а при голосовании по единственной кандидатуре – оба варианта ответа.

    Фамилии, дописанные в бюллетене, при подсчете голосов не учитываются.

    О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протоколы, которые подписываются всеми членами счетной комиссии. Совет по докладу счетной комиссии открытым голосованием принимает решение об избрании (принятии решения).

  75. Решение Совета по процедурным вопросам принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов и оформляется протокольно. Если при голосовании по процедурным вопросам количество голосов «за», равно количеству голосов, поданных «против», то решение считается не принятым. В этом случае проводится повторное голосование.

    К процедурным относятся вопросы о:

    порядке и способе голосования по рассматриваемым вопросам;

    порядке обсуждения проекта решения Совета и других рассматриваемых Советом документов (постатейно, по главам, разделам, иным структурным элементам проекта или в целом);

    проведении повторного голосования;

    последовательности рассмотрения альтернативных проектов решений Совета;

    продлении либо сокращении времени заседания Совета;

    иных вопросах, если это предусмотрено настоящим Регламентом.

    Споры об отнесении вопросов к процедурным рассматриваются в постоянной комиссии, к ведению которой относятся вопросы контроля за соблюдением Регламента, и по её заключению Совет принимает решение.

  76. Электронная система голосования используется для:

    регистрации депутатов Совета, участвующих в заседании;

    подсчета голосов в определении результатов голосования;

    записи для выступления на сессии;

    оперативной выдачи информации.

  77. Контроль за использованием электронной системы голосования осуществляется счетной комиссией.

    Члены счетной комиссии, осуществляя контроль за использованием электронной системы голосования, имеют право беспрепятственного доступа к информации, необходимой для осуществления контроля. Проверка исправности электронной системы голосования фиксируется в протоколе счетной комиссии.

    Счетная комиссия рассматривает и проверяет обоснованность заявлений депутатов Совета о неточностях в результатах регистрации и голосования с использованием электронной системы.

  78. Информация электронной системы голосования хранится в аппарате Совета.

    Доступ к информации электронной системы голосования осуществляется с разрешения Председателя Совета по согласованию с постоянной комиссией мандатной, по гласности, самоуправлению, правопорядку и международным связям.

    Глава 9
    ПРАВИЛА ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ

  79. Депутат Совета является полномочным представителем своих избирателей в осуществлении государственной власти Советом на территории города Минска и представляет их в государственных и других организациях, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О статусе депутата местного Совета депутатов» и другими актами законодательства Республики Беларусь. Он обязан строго соблюдать законодательство Республики Беларусь, поступать сообразно своему сознанию и совести.

    Депутат Совета должен личным примером способствовать укреплению государственной дисциплины, исполнению гражданских обязанностей, обеспечению прав и законных интересов человека и гражданина.

    Депутат Совета обязан соблюдать нормы депутатской этики. Факты нарушения правил, указанных в частях первой и второй настоящего пункта, рассматриваются постоянной комиссией, к ведению которой относятся вопросы депутатской этики.

  80. Участие депутата в работе Совета, добросовестное выполнение поручений Совета и его органов является его обязанностью. Депутат Совета должен использовать наиболее эффективные и экономичные способы для выполнения порученных задач.

    Неисполнение или ненадлежащее исполнение депутатом Совета своих обязанностей влечет за собой применение к нему ответственности, мер, указанных в части четвертой пункта 92 настоящего Регламента.

  81. Обращаясь к председательствующему на заседании, докладчику или оппоненту, депутат Совета должен представиться - назвать фамилию и номер избирательного округа.

    Депутаты Совета на заседаниях придерживаются официального обращения как друг к другу, так и ко всем лицам, участвующим в работе Совета и его органов или приглашенным в качестве гостей.

    При обращении друг к другу, а также к иным лицам, участвующим в работе Совета и его органов или приглашенным в качестве гостей, депутатам Совета рекомендуется начинать обращение со слов, подчеркивающих уважительное отношение.

    Во время выступления депутатов Совета или приглашенных депутаты Совета не должны мешать выступающим или слушателям действиями, препятствующими изложению или восприятию выступления (выкриками, аплодисментами, вставанием и т.п.).

  82. Депутату Совета рекомендуется воздерживаться от участия в уголовном процессе в качестве общественного защитника либо обвинителя, от выступлений с публичными оценками по судебному делу до вступления решения или приговора суда в законную силу.

  83. Депутат Совета, не имеющий специальных полномочий Совета на представительство, может взаимодействовать с должностными лицами и официальными органами иностранных государств только от своего имени. При этом депутат Совета должен стремиться не причинять своими действиями ущерба интересам и авторитету Республики Беларусь и ее гражданам.

  84. Депутат Совета, выступая в средствах массовой информации, на пресс-конференциях, митингах, собраниях, комментируя деятельность государственных и общественных организаций, должностных лиц и граждан, обязан использовать только достоверные и проверенные факты. При этом он должен, как правило, ссылаться на источник сообщаемой им информации.

    Если депутат Совета грубо или неоднократно нарушает указанные настоящим Регламентом требования, отказывается принести публичные извинения тем организациям, государственным органам и лицам, чьи интересы или честь были затронуты его выступлением, по требованию организации, государственного органа или лица к нему могут быть применены меры воздействия, установленные частью четвертой статьи 91 настоящего Регламента.

  85. Депутат Совета не должен ссылаться на свой статус или использовать его в случаях, не связанных с осуществлением депутатских полномочий.

    Недопустимо использование депутатом Совета преимуществ, предоставленных ему статусом депутата, в целях личной выгоды.

    Депутат Совета не должен разглашать или использовать в интересах личной выгоды предоставляемую ему государственными органами и должностными лицами служебную информацию, а также доверенную ему избирателями тайну личной жизни.

  86. Депутат Совета использует депутатский бланк только для официальных запросов, писем и других документов и подписывает его собственноручно.

  87. Депутат Совета, считающий себя оскорбленным другим депутатом Совета, вправе потребовать публичного извинения со стороны оскорбителя. В случае отказа депутат Совета может письменно обратиться в постоянную комиссию, к ведению которой относятся вопросы депутатской этики. Комиссия обязана рассмотреть его обращение и вынести соответствующее решение в течение десяти дней со дня обращения.

  88. В случае обвинения депутата Совета в совершении им неэтичных действий он вправе письменно обратиться в постоянную комиссию, к ведению которой относятся вопросы депутатской этики, с просьбой дать этому аргументированную оценку. Комиссия обязана дать такую оценку.

  89. К депутату Совета, допустившему действия, направленные на фальсификацию результатов голосования в Совете и его органах, применяются меры воздействия, установленные частью четвертой пункта 91 настоящего Регламента.

  90. Данные об отсутствии депутатов Совета на заседаниях Совета и его органов без уважительных причин передаются секретариатом сессии в постоянные комиссии, в состав которых входят эти депутаты. Постоянные комиссии в течение десяти дней готовят по факту отсутствия депутатов Совета заключения и передают их председателю Совета или его заместителю.

    Информация об отсутствии без уважительной причины депутата Совета на заседании Совета или постоянной комиссии, а также о мерах воздействия является открытой.

  91. Депутат Совета несет моральную ответственность за нарушение правил депутатской этики в течение всего периода исполнения им депутатских полномочий.

    Постоянная комиссия, к ведению которой относятся вопросы депутатской этики, вправе по письменному обращению депутатов Совета, государственных и общественных органов и организаций, а также граждан рассматривать вопросы о нарушении депутатом Совета правил депутатской этики, неисполнении им своих депутатских обязанностей.

    В течение десяти дней с момента поступления обращения постоянная комиссия обязана его рассмотреть и направить председателю Совета, а в его отсутствие заместителю председателя Совета заключение по вопросам соблюдения правил депутатской этики.

    Председатель Совета, а в его отсутствие заместитель председателя Совета вправе применять к депутатам Совета следующие меры воздействия:

    обязать принести извинения;

    объявить общественное порицание;

    информировать избирателей о нарушении депутатом Совета правил депутатской этики.

    Решение Председателя Совета, а в его отсутствие заместителя председателя Совета по факту нарушения правил депутатской этики оформляется распоряжением.

    Раздел V
    ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА.

  92. Организационно-техническое и иное обеспечение деятельности Совета и созданных им органов осуществляется аппаратом Совета и Минским горисполкомом за счет средств бюджета города Минска. Численность аппарата Совета определяется Президентом Республики Беларусь.

  93. Совет, Минский горисполком, другие государственные органы и организации, должностные лица создают надлежащие условия для осуществления депутатами их полномочий. Президиум Совета, Минский горисполком обеспечивают депутатам возможность пользоваться служебными помещениями, библиотечными фондами и архивами, средствами связи, электронно-вычислительной, организационной, копировально-множительной и печатной техникой, имеющейся в Совете и Минском горисполкоме.

    Минский горисполком, администрации районов города Минска выделяют помещения, необходимые для проведения встреч депутатов Совета с гражданами, отчета перед избирателями, заблаговременно извещают их о дате, времени и месте проведения.

  94. Депутат Совета в период осуществления своих полномочий не может быть уволен с работы (службы) по инициативе нанимателя, исключен из учреждения образования без предварительного согласия Совета.

    На время подготовки и проведения сессий Совета и заседаний его органов, депутат Совета, работающий на основании трудового договора (контракта), освобождается от выполнения трудовых (служебных) обязанностей на срок и в порядке, определяемые Советом. В течение указанного срока за ним сохраняется средняя заработная плата (денежное довольствие).

    В случае выезда депутата Совета для осуществления своей деятельности в Совете за пределы города Минска ему компенсируются расходы по нормам возмещения расходов при служебных командировках, установленным законодательством Республики Беларусь.

    Выплаты, указанные в частях второй и третьей настоящего пункта, производятся Минским горисполкомом за счет средств бюджета города Минска в порядке, определяемом Советом.

  95. Депутат Совета имеет преимущественное право выступать по вопросам своей деятельности в средствах массовой информации, учрежденных Советом. При этом материалы, представляемые депутатом Совета по поручению Совета и его органов, подлежат обязательному опубликованию или распространению этими средствами массовой информации в срок, согласованный с депутатом Совета. Редактирование представленных депутатом Совета материалов без его согласия не допускается.

    Раздел VI
    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  96. Контроль за порядком освещения средствами массовой информации работы Совета возлагается на постоянную комиссию, к ведению которой относятся вопросы взаимодействия со средствами массовой информации, и аппарат Совета.

  97. Постоянные комиссии, иные органы Совета, депутатские группы вправе вносить предложения о внесении изменений и (или) дополнений в настоящий Регламент. Предложения вносятся в письменной форме на имя председателя Совета или его заместителя.

    Решения о внесении изменений и (или) дополнений в настоящий Регламент принимаются большинством голосов от полного состава Совета и оформляются решением Совета.

  98. Контроль за соблюдением настоящего Регламента осуществляют председатель Совета, его заместитель (заместители), а также постоянная комиссия Совета мандатная, по гласности, самоуправлению, правопорядку и международным связям.
Дата обновления информации — 16 августа 2017 года
Ответственный за представление информации — Минский городской Совет депутатов
Разработка и сопровождение КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» © 2001—2017